Охотники на привале. Охотники картина


секреты самой известной картины Перова

Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.

В. Перов. Охотники на привале, 1871 | Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

В. Перов. Птицелов, 1870 | Фото: gallerix.ru

В. Перов. Птицелов, 1870 | Фото: gallerix.ru

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале* | Фото: caoinform.ru и regnum.ru

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале* | Фото: caoinform.ru и regnum.ru

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале* | Фото: classic-online.ru и ngsdo.ru

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале* | Фото: classic-online.ru и ngsdo.ru

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью | Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью | Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент | Фото: rusmuseumvrm.ru

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент | Фото: rusmuseumvrm.ru

В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В. Перов. Охотники на привале, копия 1877 г. | Фото: liveinternet.ru

obiskusstve.com

Резная картина "Охотники на привале"

Извест­ный рос­сий­ский живо­пи­сец Васи­лий Гри­го­рье­вич Перов напи­сал свою извест­ную кар­ти­ну «Охот­ни­ки на при­ва­ле» в 1871 году. На этой кар­тине изоб­ра­же­ны три охот­ни­ка отды­ха­ю­щие на при­ва­ле во вре­мя охо­ты.

Сам Васи­лий Гри­го­рье­вич так­же был страст­ным люби­те­лем охо­ты и сце­ны подоб­ные изоб­ра­жён­ной на кар­тине были для него очень зна­ко­мы. Он неод­но­крат­но наблю­дал за тем как охот­ни­ки делят­ся сво­и­ми бай­ка­ми и хва­ста­ют­ся сво­и­ми тро­фе­я­ми и в это заня­тие для охот­ни­ка иной раз доро­же самой охо­ты.

Картина охотники на привале

Изоб­ра­зив на кар­тине охот­ни­ков во вре­мя их при­ва­ла и бесе­ды, пока­зав их харак­те­ры и всю страсть с кото­рой они ведут бесе­ду о сво­ём люби­мом деле сде­ла­ло её дей­стви­тель­но люби­мой в наро­де. А то, что охот­ни­ков имен­но трое так­же сим­во­ли­зи­ру­ет свя­тую пра­во­слав­ную тро­и­цу и это тоже очень сим­во­лич­но и близ­ко по духу наше­му наро­ду. Перов деталь­но изоб­ра­зил на кар­тине вечер­ний пей­заж, на фоне кото­ро­го отды­ха­ют охот­ни­ки, пред­ме­ты охот­ни­чьей атри­бу­ти­ки так­же пока­за­ны очень чёт­ко и хоро­шо раз­ли­чи­мы и ружья, и охот­ни­чий рожок с сетью, и, конеч­но, добы­тые на охо­те тро­феи, заяц, уби­тый мастер­ским выстре­лом и куро­пат­ки.

Но глав­ны­ми дей­ству­ю­щим пер­со­на­жа­ми этой кар­ти­ны явля­ют­ся три охот­ни­ка, раз­лич­ные харак­те­ры кото­рых худож­ник очень уме­ло и точ­но смог пере­дать через холст. Самым замет­ным и ярко выра­жен­ным пер­со­на­жем на кар­тине счи­та­ет­ся пожи­лой охот­ник, кото­рый увле­чён­но рас­ска­зы­ва­ет това­ри­щам о сво­их про­шлых охот­ни­чьих похож­де­ни­ях и, конеч­но, нема­ло пре­уве­ли­чи­вая и при­умно­жая свои дости­же­ния. Вто­рой охот­ник, рас­по­ло­жен­ный в сере­дине ком­па­нии, так­же выгля­дит как опыт­ный и уже быва­лый охот­ник, слу­ша­ет рас­сказ­чи­ка с лёг­кой иро­ни­че­ской улыб­кой, почё­сы­вая за ухом, и всем видом пока­зы­ва­ет, что верить всем бас­ням сво­е­го сото­ва­ри­ща он не наме­рен. А тре­тий охот­ник, на вид моло­дой, слу­ша­ет очень вни­ма­тель­но и с боль­шим инте­ре­сом. Его поза и выра­же­ния лица гово­рят насколь­ко он увле­чён этой бесе­дой и, может быть, он и сам хотел бы рас­ска­зать слу­чай из сво­ей охо­ты, но ста­рик про­дол­жа­ет свой рас­сказ и не даёт моло­до­му и сло­ва вста­вить.

Кар­ти­на «Охот­ник на при­ва­ле» вызва­ла у совре­мен­ни­ков Перо­ва самые раз­ные впе­чат­ле­ния. Мно­гие вос­при­ни­ма­ли её сюжет как анек­до­тич­ный и неесте­ствен­ный, кри­ти­ко­ва­ли и не счи­та­ли эту рабо­ту серьёз­ной. Но были и те, кото­рые вос­хи­ща­лись точ­но­стью с кото­рой худож­ник пере­дал народ­ные чер­ты, срав­ни­ва­ли кар­ти­ну с про­из­ве­де­ни­я­ми Тур­ге­не­ва и счи­та­ли её шедев­ром рус­ской живо­пи­си.

Совре­мен­ные охот­ник с боль­шим ува­же­ни­ем и, мож­но ска­зать, тре­пе­том отно­сят­ся к этой кар­тине. И прак­ти­че­ски у каж­до­го охот­ни­ка дома висит копия это­го про­из­ве­де­ния. А если нуж­но сде­лать пода­рок охот­ни­ку, то любая копия будь, то кар­ти­на с изоб­ра­же­ни­ем дру­гих лиц охот­ни­ков или пре­крас­но выпол­нен­ная рез­ная кар­ти­на будут отлич­ным сюр­при­зом. Такое про­из­ве­де­ние искус­ства дол­гое вре­мя будет радо­вать вас сво­им при­род­ным теп­лом и нату­раль­но­стью.

Совре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, новые тех­но­ло­гии и огром­ный опыт масте­ров поз­во­ля­ют пере­не­сти на дере­вян­ную поверх­ность все дета­ли кар­ти­ны. И слож­ная кар­ти­на «Охот­ни­ки на при­ва­ле», выпол­нен­ная резь­бой по дере­ву, полу­ча­ет­ся очень дета­ли­зи­ро­ван­ной и пере­да­ёт все эмо­ции насто­я­ще­го про­из­ве­де­ния. Дре­ве­си­на так­же явля­ет­ся самым эко­ло­ги­че­ски чистым мате­ри­а­лом. А для охот­ни­ка такая кар­ти­на будет дей­стви­тель­но сим­во­ли­зи­ро­вать еди­не­ние с при­ро­дой и напо­ми­нать ему пре­крас­ное вре­мя, про­ве­дён­ное за люби­мым заня­ти­ем.

www.ornamentum.biz

Охотники на привале - это... Что такое Охотники на привале?

«Охотники на привале» — картина русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова, написанная в 1871 году и относящаяся к позднему периоду творчества художника.

История

Картина была написана Перовым в 1871 году, к этому времени художник уже отошёл от изображения печальных картин народной жизни, какими была насыщена первая половина его творчества.

(«Тройка», «Проводы покойника» и др.) Во многом на это повлияло общее разочарованное настроение интеллигенции, а также смерть семьи художника от болезни. [1] Во второй половине творчества Перов больше внимания уделяет бытовым сценам из жизни простых людей. «Птицелов», 1870

Василий Григорьевич Перов был страстным охотником.[2][3]Именно поэтому тема охоты была ему хорошо знакома. Ещё до «Охотников…» Перов в 1870 году пишет картину «Птицелов», за которую получает звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В течение 70-х годов художник также создает еще несколько картин, посвященных «охотничьей тематике»: «Рыболов» (1871, см. илл.), «Ботаник» (1874, см. илл.), «Голубятник» (1874, см. илл.), «Рыбная ловля» (1878, см. илл.).[4]

В 1877 году художник написал повтор картины, который хранится в Государственном Русском музее, оригинал же находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Сюжет картины

На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.

Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.

Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.

«Прототипы» персонажей картины

В образе рассказчика Перов изобразил Д. П. Кувшинникова — известного в Москве врача и большого любителя ружейной охоты. После того, как в 1871 году картина была написана и экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Его квартира в Малом Трёхсвятительском переулке стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. О. Левитан.

Одним из друзей Д. П. Кувшинникова был врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов. В 1869 году Перов написал портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Врач В. В. Бессонов и стал прототипом охотника-скептика.

В образе молодого охотника автор картины изобразил 26-летнего Н. М. Нагорнова — друга и коллегу Кувшинникова и Бессонова. В 1872 году Николай Михайлович женился на Варваре Васильевне Толстой, племяннице великого писателя. В начале 90-х годов 19-го столетия Нагорнов становится членом Московской городской управы.

Вот кого из своих московских друзей В. Г. Перов запечатлел в образах «Охотников на привале». Это подтверждает в своих воспоминаниях и Анна Николаевна Володичева — дочь Н. М. Нагорнова. В ноябре 1962 года она написала искусствоведу В. Маштафарову, исследовавшему творчество В. Г. Перова и других художников:

« «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым („Охотники на привале“). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием…»[5] »
[6]

Критики

Оценки критиков были неоднозначны. Так, если Стасов высоко оценивал картину и сравнивал её с охотничьими рассказами Тургенева, то Салтыков-Щедрин критиковал её: писателю показались излишне наигранными лица героев.[7]Фёдор Михайлович Достоевский в своих дневниках также упоминал о картине:

« Картина давно уже всем известна: „Охотники на привале“; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства. [8] »

Примечания

dic.academic.ru

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова | Fresher

Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

В. Перов. Птицелов, 1870

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале*

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале*

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент

В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

В. Перов. Охотники на привале, копия 1877 г.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: картины, художники

www.fresher.ru


Смотрите также