Ольга Николаевна Одальчук. Ольга картина


Святая валькирия княгиня Ольга - Любовь к жизни

       Историкам образ княгини Ольги доставил немало головной боли. Многие свидетельства порождают больше загадок, чем открывают достоверных фактов. Само ее происхождение окутано дымкой недосказанности.Николай Бруни"Святая великая княгиня Ольга", 1901 г.:

    У Николая Гумилева есть стихотворение "Ольга", 1920 года - поэтическая медитация на тему женского имени:

  "Эльга, Эльга! - звучало над полями,    Где ломали друг другу крестцы    С голубыми, свирепыми глазами    И жилистыми руками молодцы.

    Ольга, Ольга! - вопили древляне    С волосами желтыми, как мед,    Выцарапывая в раскаленной бане    Окровавленными ногтями ход.

    И за дальними морями чужими    Не уставала звенеть,    То же звонкое вызванивая имя,    Варяжская сталь в византийскую медь.

    Все забыл я, что помнил ране,    Христианские имена,    И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани    Слаще самого старого вина.

    ...Вижу череп с брагою хмельною,    Бычьи розовые хребты,    И валькирией надо мною,    Ольга, Ольга, кружишь ты".

    Это о княгине Ольге, одной из самых известных и загадочных женщин Древней Руси. Первая женщина у кормила власти, выросшая из "любезной сельской девицы" (Карамзин) в "архонтиссу России", вершительницу судеб Восточной Европы. Безжалостная "валькирия", мстящая за убитого мужа; "матерая вдова, крепко держащая в руках бразды правления над семьей и над страной" (архимандрит Константин). И - христианка-неофитка, смиренно слушащая наставления патриарха...

    В "Повести временных лет" Ольга впервые появляется под 903 годом: молодому князю Игорю, постигающему государственную науку под началом Олега-правителя, "приведоша жену от Плескова, именем Ольгу". Плесков (Пльсков) обычно отождествляется с Псковом.    Более поздние сказания из "Степенной книги" XVI века уточняют: происходила Ольга "от веси именуемыя Выбутцкая". А была Ольга "от языка варяжска, от рода же не княжеска, ни велможеска, но от простых людей".

Василий Сазонов"Первая встреча князя Игоря с Ольгой", 1824 г.:

    Повествование о первом знакомстве Игоря с будущей супругой воплощает известный в средневековой литературе сюжет: мудрая дева своими рассудительными речами образумливает юношу, воспытавшего к ней нечистой страстью. Согласно сказанию, Игорь, переправляясь в лодке через реку, обратил внимание на гребца: перед ним была девица, "велми юна сущи, доброзрачна и мужественна". Разгоревшись желанием, он обращается к ней с бесстыдными речами и непристойным предложением.    Ольга обличает "глумления коварство": будущий властитель не может творить беззаконие; она же готова броситься в реку, чтобы избавить юного князя от соблазна, а себя от поругания и позора...  Игорь устыдился. Спустя же несколько лет, когда пришла пора ему вступать в брак, он вспомнил красоту и отвагу псковитянки, послал за ней и взял ее в жены с подобающей честью. Уже этот первый житийный эпизод оправдывает закрепившееся за Ольгой прозвание "мудрая" (в "Повести временных лет" о ней даже говорится: "мудрейшая из людей"!).

    Впрочем, уже Карамзин скептически отзывался об этом сюжете: "Мы не можем ручаться за истину предания". Маловероятно, чтобы стратегически мыслящий Олег одобрил бы брак своего воспитанника с девушкой низкого рода. Чтобы стать супругой великого князя, она должна была иметь знатное происхождение.    Варяжское или славянское? Имя "Ольга" (в греческой передачи Эльга) точно соответствует скандинавскому "Хельга". Но было ли это имя изначальным для нее?

    Иоакимовская летопись, в передаче Василия Татищева, говорит, что Олег выдал за Игоря "жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее". Вроде бы получается логично - расчетливый правитель хотел соединить варяжский род Рюриковичей со старой славянской знатью, потомками старейшины, призвавшего Рюрика. Вот только подлинность пересказанных Татищевым сведений большинство историков отвергает...

    Откуда же появился пасторальный образ отроковицы-паромщицы?    Историк церкви Антон Карташев считал, что здесь мы имеем дело с "легендарным искажением признака высокого социального положения Ольги-варяжки": она действительно выросла при переправе через реку Великую, только была дочерью не простолюдина-лодочника, а знатного варяга, отвечавшего за важный стратегический пункт на пути "из Варяг в Греки".

    Однако была ли родиной Ольги Псковщина?    Некоторые поздние летописи называют ее дочерью самого могущественного регента - Вещего Олега.    Еще более оригинальную версию обосновал церковный историк XIX века архимандрит Леонид. В собрании графа Уварова от обнаружил исторический сборник XV века, в котором расказывалось, что Олег женил Игоря "в Болгарех" и взял за него княжну по имекни Ольга, "иже бе мудра зело". По гипотезе архимандрита, родина Ольги (Плесков) - это не Псков, а Плиска, столица Болгарии в 681 - 893 годах. Такая версия объясняет многое - например, настойчивый интерес сына Ольги Святослава к болгарским делам и его желание перенести свою столицу на Дунай ("ибо там - середина земли моей", - говорил князь). Против этого вроде бы свидетельствует тот факт, что супруга Игоря была язычницей. Но все сходится, если предположить, что Ольга была дочерью болгарского князя Владимира Расате (правил в 889 - 893 годах), отступника, вернувшегося к язычеству.

    Будучи замужем за Игорем, Ольга не стремилась выходить на первый план политики, хотя, согласно житию, на Руси ее считали "премудрой". Вновь она проявляет себя в истории после убийства племенем древлян ее мужа в 945 году (летописец бесстрастно свидетельствует, что князь увеличил поборы, "желая большего богатства").

Казнь древлянами князя Игоря(рисунок Федора Бруни, 1839 г.):

    Рассказ о мести Ольги - один из самых запоминающихся эпизодов "Повести временных лет". Она карает племя четырежды! Причем каждый раз вводит в заблуждение наивных древлян (они даже хотели предложить ей в мужья своего князя Мала!), заявляя, что не гневается на них.    Первое посольство, искавшее примирения, она погребает заживо в ладье, второе более знатное, сжигает во время мытья в бане. Затем, придя "в землю Деревскую", во время тризны по Игорю приказывает перебить 5000 древлян. И, наконец, Ольга открывает военные действия, осаждает древлянскую столицу Искоростень. В ходе переговоров притворно соглашается простить горожан, взяв с них легкую дань - по три голубя и три воробья с каждого двора. По ее приказу воины привязывают каждой птице тлеющий трут и отпускают. Пернатые возвращаются на родные дворы - и весь город охватывает пламя.Так мести княгини Ольги древлянам изображенына миниатюрах Радзивилловской летописи XV века:

  То, что летопись столь подробно живописует жестокость ее действий, Сергей Соловьев объясняет так: "Женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле; обязанность же мести за родного человека была тогда обязанностью религиозной, обязанностью благочестия".

    Почему же суровые воины дружины приняли руководство слабой женщины? Ольга приняла правление как регентша при трехлетнем сыне Святославе. Рядом с ней мы видим воеводу Свенельда - авторитетного в войске. Высказывались умозрительные предположения, что мужрую княгиню и отважного викинга связывало нечто большее, чем политическое партнерство...

     То немногое, что мы знаем о внутренней политике Ольги из летописей, подтверждает ее статус мудрой правительницы. Игорь заплатил жизнью не только за собственную жадность, но и за хаос в налоговой системе ("полюдье"). Ольга занялась установлением твердых "правил игры": определила "уроки" (фиксированный размер дани) и установила "погосты" (опорные пункты, где останавливались княжеские дружинники во время сбора дани). Княжеское "полюдье", превратившееся в "повоз", утратило при ней характер произвола.

    Вершина политической биографии Ольги и ее духовной судьбы - путешествие в Константинополь и принятие крещения. И здесь опять возникает разноголосица мнений - сколько раз совершала Ольга свой непростой вояж, ведь на днепровских порогах "пошаливали" печенеги. Летопись сообщает о поездке княгини под 955 годом. А по "Обряднику" императора Константина Багрянородного можно предположить два варианта - 946 и 957 годы.

Крещение Ольги в Константинополе(миниатюра Радзивилловской летописи):

    Но зачем отправилась уже пожилая княгиня (в конце 950-х годов ей было не менее 65 - 67 лет) в далекий Царьград? Ведь придя к христианской вере - а она, судя по всему, имела наставника, попа Георгия - креститься она могла и на родине. Ряд историков предполагает, что русская "архонтисса" искала династических связей с константинопольским императорским домом. Могли вестись переговоры о браке византийской принцессы со Святославом Игоревичем, а ему тогда, конечно, пришлось бы принимать христианство.    Однако гордые ромеи не откликнулись на инициативу. Караван судов Ольги проболтался весь летний сезон на водах Золотого Рога, но кроме торжественных церемоний и казенных даров в актив посольства записать было нечего.

    Отголосок ольгиной обиды звучит в летописи. Повествование там ведется в двух регистрах. Благочестивым тоном рассказывается о приобщении Ольги к Христовой вере, о ее встречах с патриархом. Контакты же с императором подаются в ерническом ключе.

  "Народным баснословием" считал Карамзин летописную историю о том, что царь Константин, пленившись красотой и умом княгини, предложил ей выйти за него замуж: "В 955 году было ей уже 64 года: одна Нинон Лакло прельщала в такой старости!", - с возмущением писал историограф.

    Примечание: Нинон де Ланкло (1615 - 1705) - знаменитая французская куртизанка, писательница и хозяйка литературного салона, прославившаяся тем, что каким-то непостижимым образом умудрялась сохранять свою необыкновенную привлекательность практически до самой смерти, постигшей ее на девятом десятке.

Нинон де Ланкло:

    Согласно "Повести временных лет", Ольга, не желавшая такой партии, заявила императору, что не крестится, если он сам не будет ее восприемником. После же совершения таинства она, торжествуя, заявила Багрянородному, что теперь она его нареченная дочь и не может выйти за него замуж - "у христиан нет такого закона".  "Переклюкала (т. е. перехитрила) ты меня, Ольга", - будто бы сказал раздосадованный император.

    Реальная же досада самой Ольги на не слишком теплый прием в Константинополе отражена на другой странице летописи. Вскоре послее ее возвращения на Русь туда прибывают царьградские послы и напоминают, что Ольга обещала послать императору дары и воинов в помощь. Ответ княгини звучал едко: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду (бухта Золотой Рог), то тогда дам тебе".

    По данным немецких источников, в 959 году Елена (так стала зваться Ольга после крещения) пошла на антивизантийский демарш, отправив послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Однако новый византийский император Роман II (959 - 963) поспешил уладить отношения с Русью. Миссия отправленного из Германии епископа Адальберта завершилась ничем, сам он едва унес из Руси ноги, написав в своей хронике, что русы звали к себе представителей латинской церкви "притворно".    Вскоре русский воинский корпус поехал крепить дружбу с Византией. Свой "интернациональный долг" язычники-русы исполнили с честью: в 960-961 годах отбили у мусульман-арабов остров Крит.

    За всеми этими перипетиями большой политики может как-то потеряться главный итог жизни Ольги-Елены, с которым она вошла в память потомков. Княгиня была причислена к лику святых как равноапостольная, то есть уподобившаяся в своих трудах апостолам. Помимо нее, православная церковь почитает лишь пять равноапостольных жен (Марию Магдалину, царицу Елену, мучениц Феклу и Апфию, просветительницу Грузии Нину).

    И это, видимо, последняя загадка Ольги: ни летопись, ни житие не рассказывают о ее миссионерской деятельности. Она не смогла обратить к Христу даже сына - Святослав остался язычником, хотя и вполне веротерпимым. Внуки Олег и Ярополк под влиянием бабушки склонялись к христианству, но принять крещение не успели, были убиты. Лишь в 1044 году Ярослав Мудрый приказал окрестить их кости...

    Антон Карташев считал замечательным то, что Ольга "не превратила своих христианских убеждений в программу политического переворота и захвата власти", оставаясь любящей матерью и подлинной христианкой. Можно только догадываться, чего это стоило пожилой православной княгине, жившей в языческой стране.

    Но, видимо, сам пример личного благочестия княгини действовал вдохновляюще, и народ почитал ее святой задолго до официальной канонизации в 1547 году. Недаром так много по Руси было "Ольгиных крестов", от которых "знамения и чудеса содевахуся".

    Ольга скончалась 11 июля 969 года.    По словам летописца, она "первой вниде в цесарство небесное от Руси"...

    Впрочем, интересно, что большинство художников изображают княгиню Ольгу вовсе не благостной, хотя и с крестом в руках (все-таки, "равноапостольная", как же без креста!).

    Смотрите сами:

"Княгиня Ольга" Виктора Васнецова(1885 - 1893 гг.):

"Святая Ольга" Николая Рериха(1915 г.):

Современный художник Сергей Кириллов изобразил княгиню Ольгу в момент крещенияявно омолодив ее, но выражение лица княгини также мало похоже на благочестивое("Княгиня Ольга (Крещение)", 2009 г.):

И только в изображении Михаила Нестерова (1892 г.) княгиня Ольгапредстает перед нами именно святой, но при этом почему-тос латинским крестом в руках:

  Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Ольга Уралочка «Картина, панно, рисунок»

Богатырь. Защитник Земли Русской....

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

30.04.2018

20
Новогодний натюрморт поэтапно. Мастер-...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

16.12.2017

15
Весна. Летят журавли. Поэтапное...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

20.05.2017

101
Натюрморт - День Победы. Мастер-класс...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

08.05.2017

41
Рождественский вечер. Декоративный...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

03.12.2016

80
Зимний пейзаж. Морозное утро. Мастер-...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

26.11.2016

220
Рисуем единорога гуашью.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

27.08.2016

49
Пейзаж. На морском берегу. Поэтапное...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

18.06.2016

211
Весенний пейзаж гуашью.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

16.04.2016

114
Рисуем пионы гуашью.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

02.04.2016

75
Зимний Вечер. Пейзаж.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

02.02.2016

127
Рождественский натюрморт. Для юных...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

31.12.2015

84
Новогодний натюрморт. Для юных...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

25.12.2015

49
Пейзаж. Для юных художников.Предгорье.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

24.10.2015

132
Пейзаж. Для юных художников.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

02.10.2015

174
Пейзаж. Осеннее утро.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

19.09.2015

180
Пейзаж. Тропики.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

20.08.2015

175
Пейзаж. Южный берег.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

01.08.2015

173
Пейзаж. Вольный ветер.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

18.07.2015

169
Декоративный пейзаж. Лунная ночь.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

06.07.2015

184
Дельфины.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

26.06.2015

440
Пейзаж.Березы и камыши.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

12.06.2015

137
Пейзаж.Летняя ночь.

Картина, панно, рисунок

30.05.2015

87
Пейзаж. Березы и ромашки.

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

16.05.2015

287

stranamasterov.ru

Ольга Николаевна Одальчук » Перуница

Ольга Николаевна ОдальчукХудожница Одальчук Ольга родилась 25 апреля 1965 г. в городе Новокузнецке. С раннего детства увлекалась рисованием, училась в изостудии. В 1981 г. окончила Новосибирское художественное училище, по окончании жила и работала художником-дизайнером на Украине. На протяжении творческой деятельности Ольга приобрела редкий дар художника работать в разных жанрах и направления в живописи. Но главное преимущество отдает классическому реализму. В её картинах реализм - это искренность и правдивость. Ольга непревзойденный мастер переднего плана, - создается впечатление, что цветов, написанных её кистью, можно коснуться и ощутить их аромат.

Ольга постоянная участница выставок и конкурсов, проводимых как за границей, так и на Украине. Её работы приобретены и представлены в Администрации Президента Украины, Конституционном суде Украины, в Мариинском дворце в г. Киеве, в Москве, а также в частных коллекциях на Украине и за рубежом.

Ольга Николаевна на выставке

www.perunica.ru