Орест. Орест картина


Картина Бугро "Орест, преследуемый эриниями"

читать целиком

Аполлон же тайно от Эриний явился Оресту и повелел ему идти в Афины и там молить защиты у древнего изображения богини Афины-Паллады. Бог обещал свою помощь несчастному Оресту, а в проводники дал ему своего брата, бога Гермеса. Встал Орест, тихонько вышел из храма и пошел с Гермесом в Афины. Только что ушел он, как из земли поднялась в храме Аполлона тень Клитемнестры. Увидав спящих Эриний стала она будить их и укорять за то, что перестали они преследовать убийцу, пролившего кровь матери. Она торопила их погнаться скорее за скрывшимся Орестом и не давать ему ни на минуту покоя. Но крепким, тяжелым сном спали Эринии, во сне стонали они, временами вскрикивая, словно преследуя бегущего от них убийцу. Наконец с большим трудом проснулась одна из Эриний и разбудила других. В ярость пришли Эринии, увидав, что скрылся Орест. Стали они упрекать Аполлона за то, что вырвал он из их рук убийцу, но Аполлон, грозя луком, изгнал их из своего храма. Полные яростного гнева, нестройной толпой понеслись богини по следам Ореста. Орест между тем пришел в Афины и там сел у статуи богини Афины, обняв ее руками. Вскоре принеслись Эринии. Они всюду искали Ореста. В страшном гневе готовы были богини мщения растерзать несчастного, но не смели оскорбить священного изображения Афины. Услыхала грозные крики Эриний богиня Афина и явилась перед ними, сверкая своим вооружением. Грозно требовали Эринии, чтобы богиня отдала в их власть Ореста, страшным мукам хотели они подвергнуть Ореста за убийство матери. Орест же молил богиню защитить его. Напомнил он Афине-Палладе об отце своем Агамемноне, о том, как погиб он от руки коварной Клитемнестры. Разве по своей воле мстил Орест матери? Ведь он исполнял веление Аполлона. Молил Орест Афину, чтобы она сама судила его. Вняла Афина мольбам Ореста. Чтобы решить его дело, избрала она из афинских старейшин суд. Этот суд - ареопаг [1] - с этих пор всегда должен был существовать в Афинах и собираться на том холме, где некогда расположились лагерем амазонки, когда напали они на Тесея. Этот холм с тех пор назывался холмом Ареса, так как ему приносили жертву амазонки.

Фурии - Худ. Б.Валеджио  Фурии - в греческой мифологии три  мифические девы-демоницы Тисифона, Алекта и Мигера. Они преследуют преступников пока не убьют его. Вокруг них распространяется зловоный запах который не всякий сможет вытерпеть - это и является наказанием которое боги посылали провинившимся.

Собрались избранные Афиной судьи, принесены были две урны, в которые должны были судьи опустить во время голосования камешки, и начался суд. В нем в качестве судьи участвовала и богиня Афина. Кругом толпился народ, желая слышать, как судьи решат дело. Эринии обвиняли Ореста и грозно требовали, чтобы он был осужден. Защищать Ореста явился сам бог Аполлон. Спокойно стал говорить Аполлон в защиту Ореста. Он оправдывал его поступок, так как Орест мстил Клитемнестре за ужасное злодеяние - убийство мужа, великого героя царя Агамемнона. Да, наконец, Орест исполнил ведь его волю. Выслушали обвинительниц и защитника судьи и приступили к голосованию. Было решено, что если одинаковое количество голосов будет подано за обвинение и оправдание Ореста, то он будет оправдан. Когда голоса судей были подсчитаны, оказалось равное число оправдательных и обвинительных голосов. Равное же количество голосов за обвинение и оправдание оказалось потому, что за Ореста подала голос Афина, сказав, что она голосует за него, так как нет у нее матери, а есть лишь отец, бог Зевс. Таким образом, Орест был оправдан, и Эринии должны были прекратить свое преследование. В ужасный гнев пришли Эринии, - суд лишал их исконных прав карать страшными муками преступников. Грозили Эринии, что они опустошат всю Аттику и повергнут ее в море бедствий. Но Афина смягчила гнев богинь; она убедила их навсегда остаться в Аттике в священной пещере, где будут им воздавать великие почести все афиняне. Согласились грозные богини. С великим торжеством граждане отвели их во главе с Афиной и ее жрецами в их святилище - пещеру у подножия холма Ареса. С тех пор сделались Эринии защитницами всей Аттики, а называть их стали Эвменидами.

Изложено по трагедии Эсхила "Эвмениды"

alindomik.livejournal.com

«Себя как в зеркале я вижу». 5 знаменитых картин Ореста Кипренского | Персона | КУЛЬТУРА

Прославленный русский художник Орест Адамович Кипренский появился на свет 234 года назад. Его первый крик услышали 24 марта 1782 года  в деревне Нежново близ Копорья под Петербургом.

Выпускник Академии художеств подарил отечественной и мировой культуре несколько десятков работ, попутно увековечив в них известнейших людей XIX века.

SPB.AIF.RU вспомнил пять знаменитых портретов, созданных рукой Ореста Кипренского.

Портрет А.К.Швальбе

Год создания: 1804

Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)

Одну из самых известных своих картин Кипренский написал в 1804 году. Работа вызвала небывалый ажиотаж у европейских специалистов, которые обвиняли мастера в плагиате.

Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. От крепостной зависимости Орест был освобожден с рождения. Жить и воспитываться ему пришлось в семье Адама Швальбе, от которого портретист и унаследовал отчество. Фамилию юному мастеру присвоили при поступлении в училище при Академии художеств позднее.

Именно отчима, являвшегося крепостным у Дьяконова, Кипренский попросил позировать для картины, получившей всемирную известность. Орест очень точно передал напряжение чувств, захвативших его модель. Здесь мастер сочетал глубокие коричневые и золотистые тона. Характер освещения явно указывает на увлечение Кипренским творчества Рембрандта. Последнему европейские специалисты XIX века вначале и приписали авторство полотна, однако в дальнейшем пожалели о своих скорых выводах и были вынуждены признать гений русского мастера.

Сам Кипренский гордился портретом Швальбе, считая её одной из лучших своих работ.

Портрет отчим художника Адама Карловича Швальбе. 1804. Портрет отчима художника Адама Карловича Швальбе. 1804. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова

Год создания: 1809

Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)

В облике гусара Давыдова Кипренский особенно ярко выразил обобщенный образ героя своего времени. На фоне предгрозового пейзажа почти в полный рост мастер изобразил молодого полковника. Задумчивый мечтатель у Кипренского - рыцарь долга и чести.

Давыдов действительно проявил героизм в войнах. Он участвовал в кампании 1807 года, в Отечественную войну командовал лейб-гвардии Гусарским полком. Тогда он был тяжело ранен картечью в левую руку, но затем сражался при Люцерне и при Кульме и стал генерал-майором и шефом Лубенского гусарского полка.

Битва под Лейпцигом могла закончиться смертью для героя картины Кипренского. Осколок гранаты попал ему в правую ногу, а ядром гусар был контужен в голову. Давыдов остался в строю и в тот же день лишился кисти правой руки и левой ноги. В дальнейшем герой войн с Наполеоном был отмечен особым пенсионом российским императором Александром I.

Однако Евграф Владимирович Давыдов остался в памяти соотечественников именно по портрету Кипренского. Долгое время считалось, что на холсте изображен дальний родственник лейб-гусарского полковника – знаменитый партизан, участник Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. Ошибка произошла в связи с неправильной расшифровкой подписи автора к портрету.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809. Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет В.А. Жуковского

Год создания: 1816

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Кипренский увековечил в своей работе поэта Василия Жуковского. Художник использовал здесь теплые, красноватые тона, дав их через энергичное сопоставление света и тени. Лицо одного из самых популярных поэтов начала XIX века художник оттенил грозовыми сине-серыми тучами и сумрачным пейзажем, разместив вдали мрачные развалины замка.

Этот портрет был написан Кипренским по заказу министра народного просвещения Сергея Уварова, в то время являвшегося попечителем Петербургского учебного округа. Согласно одной из версий, по желанию чиновника работа была приостановлена, а затем и вовсе не закончена. По другой – портрет был не завершен, поскольку Кипренский хотел быстрее уехать в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. С этой страной мастер в дальнейшем прочно связал свою жизнь. Тем не менее, творение Кипренского имело большой успех и демонстрировалась на академических выставках.

Известно, что близкий друг Александра Пушкина Василий Жуковский встречался с Орестом Кипренскими в Москве и Петербурге, в частности в доме Сергея Уварова. В дальнейшем поэт посещал художника, когда тот уже жил в Риме.

Молодой Жуковский на картине Кипренского. 1816. Молодой Жуковский на картине Кипренского. 1816. Фото: Commons.wikimedia.org

Бедная Лиза

Год создания: 1827

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Этот портрет Кипренский не списывал с реального человека. Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза», которую публика встретила с восторгом. Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином.

Сочетание розового и белого в одежде героини здесь означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке – нежную искреннюю любовь.

Не исключено, что при создании «Бедной Лизы» Орест Кипренский мог держать в голове и историю, произошедшую с его собственной матерью, которая родила ребёнка после связи с помещиком.

Повесть Карамзина легла в основу произведения. 1827. Повесть Карамзина легла в основу произведения. 1827. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет А.С.Пушкина

Год создания: 1827

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Поэт Антон Дельвиг заказал Кипренскому портрет своего друга – Александра Пушкина. Эта работа художника стала самым популярным творением мастера, хотя и вызвало споры после создания. Портрет Пушкина, помещенный в учебники по литературе, со временем был растиражирован и попал в каждую школу страны.

На полотне Кипренский представил поэта по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенным на груди руками. При этом Пушкин одет очень модно. Шотландским пледом художник обозначил связь поэта с Байроном. В глубине изображена статуя Музы с лирой.

Знаменитый портрет Александра Пушкина. Знаменитый портрет Александра Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org

Пушкин, который был недоволен почти всеми своими портретами, в этот раз выразил восторг. Он даже посвятил Кипренскому стихи:

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых Муз,- И я смеюся над могилой, Ушед на век от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу,  Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья верных Аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

После смерти Антона Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у супруги поэта, а от неё перешла к сыну Александру. Сегодня оригинал выставлен в Государственной Третьяковской галерее.

www.spb.aif.ru

Орест - это... Что такое Орест?

Орест и Электра,согласно мифу, вернувшийся домой Орест был узнан своей сестрой, которая поддержала его в убийстве. Римская мозаика

Оре́ст (др.-греч. Ὀρέστης «горец») — в древнегреческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший свою мать и её любовника из мести за убитого ими отца. Друг Пилада, брат Ифигении и Электры[1].

Жизнеописание по мифам

Орест был младшим из детей и единственным сыном микенского царя Агамемнона и царицы Клитемнестры.

После возвращения супруга с Троянской войны, Клитемнестра, к этому времени вступившая в любовную связь с Эгисфом, двоюродным братом и одновременно кровным врагом Агамемнона, и разделившая с ним микенский трон, убила мужа топором (лабрис), пока он принимал ванну. Маленький Орест был спасен от смерти своей сестрой Электрой (вариант — кормилицей Арсиноей, вестником царя Талфибием).

Ребёнка отправили в Фокиду, к царю Строфию, женатому на тётке Ореста Анаксибии, где он вырос вместе с их сыном Пиладом, который стал его верным другом, (благодаря чему возникло выражение «как Орест и Пилад», кроме того, все же стоит отметить, что это была именно античная дружба между мужчинами[2]). Согласно Гомеру[3] и Драконцию[4], Орест вырос в Афинах, причем Пилада Гомер не упоминает.

Став совершеннолетним, Орест получил приказ от дельфийского оракула Аполлона отомстить за смерть отца[5].

Ответ Аполлона, подтвержденный Зевсом, гласил, что если он не отомстит за смерть Агамемнона, то превратится в отщепенца, для которого будет закрыт вход во все святилища и храмы, а сам он заболеет проказой, которая будет разъедать его плоть, оставляя белые язвы[6].

Орест, убивающий Эгисфа, оглядывается на убегающую Клитемнестру,краснофигурная ваза 5 в. до н. э.

Орест возвратился в Микены и убил Эгисфа[7] и свою мать[8]. Перед этим Орест принес в жертву пряди волос Инаху и Агамемнону[9]. Эсхил сообщает, что сначала Орест и Пилад появились в городе под чужим именем — в качестве вестников из Фокиды, сообщив вдобавок о гибели Ореста в дальних землях и принеся бронзовую урну будто бы с его прахом, чем очень расстроили Электру, которой они потом открылись. Эту вымышленную гибель Ореста на Пифийских играх описывает Софокл[10]. Вариант — найдя на могиле отца прядь волос, принесенную кем-то в жертву, Электра догадалась о возвращении своего брата Ореста; или старый учитель, пришедший в хижину Электры, узнал Ореста по шраму над бровью.

По Еврипиду, Орест, обсудив с сестрой Электрой план мести, убил сперва Эгисфа во время жертвоприношения, а затем, после долгих колебаний, и свою мать Клитемнестру в хижине Электры, куда та привела мать обманом — известием о своей беременности.[11]

«Орест и Электра»
« КЛИТЕМНЕСТРА: Постой, дитя! Грудь эту пощади, мой сын! Ведь здесь на сердце часто так дремал ты, сын. Ведь эта грудь поила молоком тебя!

ОРЕСТ:

Пилад! Пилад! Что делать? Страшно мать убить! (Эсхил, «Хоэфоры»)
»

Скитания Ореста

Как матереубийцу, его преследовали Эринии. Множественные варианты мифа о скитаниях Ореста привязывали его к разным областям Греции.

По одному рассказу, безумие охватило Ореста у храма Маний в Мегалополе.

«Орест, преследуемый Эриниями»,худ. В.Бугро

В припадке он откусил себе палец (на холме был Памятник Дактиля-Пальца, дактулон мнема), чтобы умилостивить черных богинь, отчего по крайней мере некоторые из них изменили свой цвет на белый и безумие отступило от него[12]. Это было в местности Аке (Аркадия), где он воздвиг храм Евменидам[12], либо же он избавился от безумия, сев на белый камень около Гитиона (Лаконика)[13].

ЭЛЕКТРА: И, свирепым Снедаемый недугом, с той поры Лежит Орест на этом ложе: кровь Из матери зарезанной несчастным, Как обручем, играет… Называть Я не хочу Эриний, что Ореста Одна перед другой изводят страхом. Шестой уж день, с тех пор как под ножом Умершая очищена сожженьем, Не проглотил куска он, омовеньем Ни разу кожи он не освежил. Лишь, завернувшись в плащ, когда отпустит Недуг его, опомнится и плачет… А то порой, с постели соскочив, Как лошадь, сбившая ярмо, сорвется…
Еврипид, «Орест».

На священном камне перед храмом Артемиды девять трезенских мужей производили очищение Ореста после убийства матери, перед храмом Аполлона в Трезене есть «палатка Ореста»[14]. Основал святилище Евменид в Керинее (Ахайя)[15]. Будучи в изгнании, завладел Орестиадой в Эпире и оставил за ней прозвище. Основал Орестов Аргос[16].

Согласно Эсхилу, посетил Дельфы, затем Афины[17]. В Дельфах ему сообщили, что он должен направиться в Тавриду[18]. В Афинах не мог разделять общую трапезу и приносить жертвы богам, когда его принимали Демофонтиды[19]. Либо пришел при Демофонте[20].

В трагедии Еврипида «Орест» излагается еще один сюжетный поворот: преследуемые Орест, Электра и Пилад находятся в Спарте, когда туда причаливает корабль из Египта с Менелаем, Еленой и их дочерью Гермионой на борту. Орест просит у дяди помощи и защиты, так как его с сестрой собирается судить Тиндарей (отец Клитемнестры и Елены). Менелай сначала соглашается помочь, но затем чтобы не портить отношения с тестем, чье спартанское царство он собирается унаследовать, устраняется. Пилад и Орест планируют убить за это Елену, но благодаря явлению Аполлона данная ситуация разрешается благополучно — бог возносит её в облаке на Олимп, где она становится богиней. Предполагают, что это не древний миф, а ситуация, придуманная Еврипидом для пьесы.

Оправдание Ореста

По прошествии года изгнания Орест появляется в Афинах, которыми правит его родственник Пандион (или же Демофонт), и по совету Аполлона Орест обращается за помощью к Афине, которая передает дело об убийстве Клитемнестры на рассмотрение афинского суда — ареопага. Вариант — единоутробная сестра Ореста Эригона, дочь Клитемнестры и Эгисфа, бывшая жрицей Артемиды в Аттике привлекла его к суду за это убийство.

Афина (у Эсхила Аполлон), выступая с защитной речью, отстаивает главенствующую роль мужчины в семье и государстве. Поэтому голоса делятся ровно поровну — что по афинскому законодательству означает оправдание.

« АПОЛЛОН: Дитя родит отнюдь не та, что матерью зовется. Нет, ей лишь вскормить посев дано. Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод хранит.(Эсхил, «Эвмениды») »

В Афинах в Ареопаге был оправдан, но часть Эриний продолжила преследование[21]. Его сестра Эригона повесилась. (Вариант — не повесилась, позже стала его женой и родила Пенфила).

Ореста и Пилада ведут к жертвенному алтарю,картина П. П. Ластмана

По другому варианту (или же чтобы спастись от не послушавшихся постановления эриний), для своего оправдания Орест должен был доставить в Грецию из Тавриды деревянный кумир Артемиды. Он отправляется вместе со своим другом Пиладом в Тавриду. По обычаям страны Орест и Пилад должны были быть принесены в жертву богине, но Орест был узнан своей сестрой — Ифигенией, жрицей Артемиды, и спасен.

Утром повели их связанными в храм. Ифигения, ничего не подозревая, должна была убить своей рукой брата. Ночью видела она грозный сон, что от землетрясения разрушился дворец отца, и осталась одна лишь колонна, с которой спускались белокурые кудри, она же омыла колонну, как бы готовясь принести ее в жертву. (…) Тут только открылось, что встретились брат с сестрой. Обрадовались Орест и Ифигения своей встрече. Но как было им спастись? Как бежать из Тавриды? Решила прибегнуть к обману Ифигения. Она объявила царю тавров (Фоанту), что статуя Артемиды осквернена и нужно омыть в море и ее, и жертвы богине, двух чужеземцев. В торжественной процессии пошла Ифигения с прислужницами храма на берег моря к тому месту, где был скрыт корабль Ореста. Прислужницы несли изображение Артемиды, а слуги царя вели связанных Ореста и Пилада. Придя на берег моря, Ифигения велела удалиться слугам царя, так как они не должны были видеть тайных обрядов омовения. Когда слуги ушли, Ифигения освободила брата и его верного друга и поспешила с ними на корабль. (Николай Кун. «Мифы Древней Греции»)[22].

По одному из мифов, во время бегства брату и сестре помогли жившие на одном из островов на пути их следования Хрисеида, наложница их отца Агамемнона, и её сын Хрис, их единокровный брат.

Родословное древо Пелопидов — от Тантала до внуков Ореста

Вернувшись в Микены, Орест убил захватившего трон Алета, сына Эгисфа, причем до этого остававшаяся в городе Электра чуть было не ослепляет вновь прибывшую Ифигению, так как ей ошибочно сообщили, что эта женщина убила Ореста. Статую, согласно большинству версий, привезли в Спарту, и на алтаре перед ней приносили человеческие жертвы до времен Ликурга, который заменил это обычаем сечь на алтаре мальчиков богатых семей до появления крови[23].

Брак, царствование и смерть

После окончания скитаний Орест свою сестру Электру выдал замуж за Пилада.

В последующие годы Орест убил в Дельфах Неоптолема, сына Ахилла и женился на его вдове Гермионе[24], дочери Менелая, своей двоюродной сестре. Орест был помолвлен с нею в детстве и воспринял брак с Неоптолемом как оскорбление. Вариант, описанный у Еврипида в «Андромахе»: Ореста на убийство спровоцировала сама Гермиона, так как в отсутствие мужа она пыталась погубить наложницу мужа, троянку Андромаху и её сына от Неоптолема Молосса. И, чтобы избежать наказания, она подговаривает старого жениха. Имел от нее сына Тисамена.

Захватил власть в Аргосе после смерти Килараба, а лакедемоняне сами пригласили его в цари после смерти Менелая[25]. Орест объединил под своей властью четыре прежних царства: Микены, Арголиду и Лаконику, став, таким образом, владыкой большей части Пелопоннеса (это царство досталось его сыну Тисамену, который был побежден Гераклидами).

Погиб, укушенный змеей в Орестейоне в Аркадии[26].

Почитание

Статуя Ореста находилась у входа в храм Геры близ Микен[27].

Как считалось в античности, кости Ореста находились рядом с Тегеей, и вопреки воле тегейцев были перенесены в Спарту в сер. 6 в. (548 год до н. э. = 58 ол.) и похоронены у храма Мойр[28], поскольку, как сообщает Геродот, дельфийский оракул указал спартанцем, что они не смогут победить тегейцев, пока не перезахоронят героя у себя. Кости были найдены Лихасом. Длина этих костей составила 7 локтей (3,11 м)[29].

По италийской версии, привез тавридскую статую Артемиды в Арицию, там умер. Затем его кости перенесены из Ариции в Рим[30] и захоронены на склоне Капитолийского холма перед храмом Сатурна (рядом с храмом Согласия).

Сэр Джеймс Фрейзер указывает, что согласно одному из преданий, он привез эту статую в связке веток — т. н. изображение Дианы Таврической. Считалось, что римский культ Дианы Немийской был учрежден именно Орестом, который из Тавриды бежал с сестрой в Италию. Более того, в древности утверждали, что в этом святилеще Дианы повторялся таврический ритуал, жертвой которого чуть не стал сам Орест — каждый чужестранец, который высаживается на берег, приносится в жертву на ее алтаре.

Он пел нам микенскую балладу. Про то как Агамемнон, их первый Великий Царь, отобрал землю у Береговых людей и женился на их Царице; но когда он ушел на войну, она вернула прежнюю религию и выбрала себе другого царя, а когда ее господин вернулся домой — принесла его в жертву, хоть он не был согласен. Их сын, которого укрыли эллины, когда стал мужчиной, вернулся. Возродить культ Небесных Богов и отомстить за убитого. Но в крови у него была прежняя религия, а для нее нет большей святыни, чем мать: потому, совершив правосудие, он сошел с ума от ужаса, и Дочери Ночи преследовали его, прогнав через полмира.
Мэри Рено, «Тесей» — современный роман, трактующий классические мифы по Фрэзеру и Грейвсу, с позиции культа Богини Матери[31].

Впрочем, будучи перенесен на италийскую почву, этот ритуал вылился в более мягкую форму. В немийском святилище произрастало некое дерево, и с него не могла быть сорвана ни единая ветвь. Лишь беглому рабу, если ему это удастся, позволялось сломать одну из вет­вей — знаменитая Золотая ветвь. В случае удачи ему предоставлялось право сразиться в единоборстве со жрецом и при условии победы занять его место и унаследовать титул Царя Леса (Rex Nemorensis)[32].

Анализ мифа

Аполлон совершает обряд очищения над Орестом, закалывая жертвенное животное над его головой. Роспись краснофигурной вазы, 380—370 гг. до н. э.

Миф о смерти Ореста в Аркадии и его захоронении в Тегее дает возможность предположить, что в этой области, возможно, существовал древний культ Ореста как местного героя.

Как считают учёные, миф об Оресте отразил преодоление архаического закона кровной мести, которое проистекало на фоне смены матриархального уклада патриархальным[33][34].

Так, к примеру, эринии преследуют Ореста за убийство матери, но к самой Клитемнестре они были безразличны, так как её жертвой был муж, который не был её кровным родственником. По закону кровной мести убийство матери должно было повлечь смерть самого Ореста, но он не несет наказания, так как за него вступается государство (ареопаг).

Пропп останавливается на пальце, откушенном Орестом, и ставит его в один ряд с другими утратами пальцев в сказках, указывая, что вероятно, это служило знаком мнимой смерти — тому, кто желал смерти человека, приносился один его какой-нибудь орган (ср. история Белоснежки в жесткой редакции), благодаря чему мститель считал, что человек мёртв, в то время как он всего лишь отрезал палец или использовал чьи-либо другие[35]. То есть это становится знаком «временной смерти».

Грейвс предполагал, что в архаической версии царица-жрица Клитемнестра принесла в жертву мужа Агамемнона согласно ритуалу жертвоприношения царя, затем, Орест наверняка был фокейским принцем, предающим ритуальной смерти Эгисфа (царя-жреца) в конце седьмого года правления, и становился новым царем, женясь на Хрисофемиде, дочери Клитемнестры (богини-жены, жрицы)[6]. Так же он считает, что в первоначальном варианте мифа Орест убивал только Эгисфа, а мать отдавал на суд микенцам, которые приговаривали её к смерти, и именно поэтому его преследовали эринии — что он не воспрепятстствовал казни, подобно тому, как они преследовали Эдипа за то, что он довел свою мать до самоубийства.

Кроме того, Грейвс останавливается на смерти Ореста от укуса змеи в пятку. Этот тип смерти объединяет его с другими древними царями, например, Апесантом, (отождествляемым с немейским Офельтом), Мунитом, лапифом Мопсом (см. 154.f), укушенным ливийской змеей, а также египетским Ра, который является одной из ипостасей Осириса и тоже был укушен ливийской змеей. Исследователь предполагает, что по сути аркадец Орест оказывается изначально пеласгом, связанным с Ливией.

Образ в искусстве

В литературе

В античности
  • Упомянут в «Илиаде» (IX 284), где среди дочерей Агамемнона не названы ни Электра, ни Ифигения (царевен там зовут Хрисофемидой, Лаодикой и Ифианассой). Автору «Одиссеи» известно об убийстве Агамемнона, причем главный виновник — Эгисф, а Клитеместра обвиняется как изменница и преступная жена, не помешавшая расправе с мужем. Поведение Ореста здесь расценивается вполне однозначно как справедливая месть (I. 29-43, 294—296), эринии не присутствуют.
  • Стесихор, дилогия «Орестея» (дошла в отрывках), начало VI в. до н. э.
  • Пиндар, XI Пифийская ода
  • Овидий, «Героида» (содержит письмо Гермионы к Оресту)
  • Упоминается в «Энеиде» в связи со своими отношениями с Гермионой, женой Неоптолема, и Андромахой, его наложницей

Действующее лицо следующих древнегреческих трагедий, из которых сохранились лишь некоторые, а прочие известны по упоминаниям у античных авторов:

Античные трагедиипо порядку развития сюжета № Эсхил Софокл Эврипид
1 «Ифигения в Авлиде»
2 «Агамемнон»
3 «Хоэфоры» «Электра» «Электра»
4 «Орест»
5 «Эвмениды»
6 «Ифигения в Тавриде»
7 «Андромаха»
  1. «Агамемнон»
  2. «Хоэфоры» (букв. «носительницы погребальных масел», то есть плакальщицы)
  3. «Эвмениды» (благоприятное имя «эриний»)
  • Софокл, «Электра»
  • Еврипид, «Ифигения в Авлиде» (роль без слов), «Электра», «Орест», «Ифигения в Тавриде» — у Еврипида Орест лишается всяческого героического ореола и изображается как душевнобольной человек, способный на другие акты бессмысленной жестокости. Также фигурирует в «Андромахе» (Андромаха была наложницей убитого Орестом Неоптолема).
  • Тимесифей, «Орест и Пилад», а также произведений Еврипида Младшего, Афарея, Каркина Младшего, Феодекта[36], неизвестного автора «Орест», комедий Ринфона, Алексида и Сопатра «Орест»,
  • Латинские трагедии Пакувия «Орест» и «Дулорест» («Орест-раб»), Акция «Агамемнониды», Сенеки «Агамемнон» (без слов).
  • Драконций, поэма «Трагедия Ореста». Согласно Драконцию, автору христианской эпохи, заменившему в своем произведении Аполлона на «отца», Орест получил приказ убить мать от призрака Агамемнона, явившегося ему и его другу Пиладу во сне[37] — ср. историю Гамлета, также мстящего убийце отца, захватившему престол и женившемуся на матери (в более позднем произведении роль матери пассивна, в отличие от Клитемнестры, чей образ складывался под влиянием пережитков матриархата).
«Встреча Ореста и Гермионы», рисунок А. Л. Жироде де Руси-Триосон
Новое время
  • Данте, «Божественная комедия»: помещает Ореста во второй круг чистилища (завистники). Пролетающая мимо автора тень Ореста говорит: «Я Орест!» — это восклицание Ореста, подоспевшего в тот миг, когда его друг Пилад, назвавшись его именем, хотел принять казнь вместо него. (XIII, 32).
  • Джованни Руччелаи, трагедия «Орест»
  • Жан Расин, трагедия «Андромаха» — действие происходит в Микенах, где Андромаха живет в доме Неоптолема, который будет убит Орестом. Гермиона (у Расина — невеста Неоптолема) просит Ореста убить жениха, так как он привез из Трои себе женщину, что для Гермионы измена и любви, и родине.
ЭЛЕКТРА: Мой брат не умер, я знаю. Я его жду. ОРЕСТ: А если он не придет? ЭЛЕКТРА: Придет, не может не прийти. Он нашего рода, пойми: преступление и зло у него в крови, как у меня. Это воин с глазами, налитыми кровью, как у нашего отца, всегда готовый на взрыв ярости, он мучается, он запутался в собственной судьбе, как лошадь, раненная в живот, запутывается в кишках: и теперь он не может двинуться, не раздирая себе внутренности. Он придет, этот город притягивает его, я уверена, потому что именно здесь ему дано причинить себе самое страшное зло! Он придет набычившийся, страдающий, роя землю от нетерпения. Я боюсь его, каждую ночь вижу его во сне и просыпаюсь с криком. Но я жду и люблю его. Я должна остаться здесь, чтоб направить его ярость — я-то ведь не теряю головы, — чтоб указать ему пальцем на виновных и сказать: «Рази, Орест, рази. Вот они!»
Сартр, «Мухи».
  • Сартр, «Мухи» — после осуществлённой мести на место Клитемнестры во главе города, не слушая Ореста, встала Электра, теперь как две капли воды похожая на мать. Геройство Ореста, его громкие речи, ни к чему не приводят.
  • Альваро Кункейро, «Человек, похожий на Ореста», 1968
Культурное влияние и аллюзии
  • Юджин О’Нил, «Mourning Becomes Electra», вместо Троянской войны — американская Война между Севером и Югом, 1931
  • Т. С. Эллиот, поэма «The Family Reunion»
  • Сильвия Плат, поэма «The Colossus»
  • Робертсон Джефферс, поэма "The Tower Beyond Tragedy ", с отсылками к двум Мировым войнам
  • Marina Carr, пьеса Ariel, сюжет двух первых частей «Орестеи» перенесен в ирландские реалии, 2002
«Встреча Ореста и Электры»,картина Ж. Б. Викара. В руках Ореста («фокидского вестника») бронзовая урна с якобы прахом Ореста.

В музыке

  • Чимароза, опера «Орест», 1783
  • Гендель
  • Франческо Морлаччи (Francesco Morlacchi), опера «Орест», 1808
  • Конрадин Крейцер, опера «Орест», 1818
  • С. И. Танеев, опера «Орестея»
  • Ю. А. Фальк, балет «Орестея»
  • Кристоф Виллибальд Глюк, опера «Ифигения в Авлиде», персонаж
  • Дариус Мийо, музыка к пьесам
  • Рихард Штраус, опера «Электра», персонаж
  • Персонаж оперетты Оффенбаха «Прекрасная Елена»
  • Эрнст Кшенек, опера «Leben des Orest», 1929
  • Янис Ксенакис, три произведения для голоса и инструментов
  • Флавио Тести (Flavio Testi), опера «Il furore di Oreste»
  • Харрисон Бёрдуистл, опера «Агамемнон», Орест (тенор) исполняет пролог
  • Группа Virgin Steele, метал-опера «The House of Atreus»
  • Песня A Perfect Circle, «Orestes», 2000

В изобразительном искусстве

Кроме античного искусства всплеск интереса к теме Ореста произошел в искусстве классицизма с возникновением моды на классицизм и большого количества литературных произведений на эту тему, в первую очередь — благодаря Расину.

Помимо традиционного изображения Ореста вместе с Пиладом и Ореста вместе с Электрой можно встретить изображения Гермионы.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.261-262, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.499; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 8, 2-3
  2. ↑ Мишель Фуко. История сексуальности. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  3. ↑ Гомер. Одиссея III 306
  4. ↑ Драконций. Трагедия Ореста 287—301
  5. ↑ Софокл. Электра 32-37; Еврипид. Орест 164
  6. ↑ 1 2 Р.Грейвс. Мифы Древней Греции. Род Атридов. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  7. ↑ Гомер. Одиссея I 30
  8. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.23а М.-У.
  9. ↑ Эсхил. Хоэфоры 4-8
  10. ↑ Софокл. Электра 680—761
  11. ↑ Еврипид. Электра 1225
  12. ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады VIII 34, 2
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 22, 1
  14. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 31, 4.8
  15. ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 25, 7
  16. ↑ Страбон. География VII 7, 8 (стр.326)
  17. ↑ Эсхил. Эвмениды
  18. ↑ Гигин. Мифы 120
  19. ↑ Плутарх. Застольные беседы I 1, 2; II 10, 1
  20. ↑ Николай Дамасский. История, фр.48 Якоби
  21. ↑ Еврипид. Ифигения в Тавриде 961—969
  22. ↑ Николай Кун. Мифы Древней Греции. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  23. ↑ Павсаний III. 16.6-7.
  24. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VI 14
  25. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 18, 6
  26. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VI 28; Овидий. Ибис 527—528
  27. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 17, 3
  28. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 3, 6; 11, 10; VIII 54, 4
  29. ↑ Солин 1, 90
  30. ↑ Гигин. Мифы 261
  31. ↑ М.Рэно. Тезей. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  32. ↑ Дж. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  33. ↑ Мифы народов мира, т.2, стр.261
  34. ↑ Бахофен, «Бахофен»;, Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  35. ↑ Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  36. ↑ Аристотель. Риторика II 24
  37. ↑ Драконций. Трагедия Ореста 520—552
  38. ↑ Витторио Альфьери, «Орест». Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.

Ссылки

Литература

dic.academic.ru


Смотрите также