Архипелаг Святая Русь. Орловский картины


Орловский Владимир Донатович

 Орловский Владимир Донатович (1842 - 1914) - воспитанник Петербургской Академии художеств и один из лучших пейзажистов 80-х годов XIX века. Современники называли Орловского "звездой первой величины наравне с Айвазовским", "искателем солнца", "несравненным пейзажистом южной природы", "корифеем русского пейзажа". 

Российско-украинский художник, пейзажист академической школы. Родился в семье киевского помещика. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И.М. Сошенко. В 1861 по окончании гимназии поступил в Академию художеств. В Петербурге Орловский стал учеником прекрасного пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова. Боголюбов многое смог передать начинающему живописцу, именно у него Орловский научился в полной мере использовать сочность и яркость красок, умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту. Боголюбов научил Владимира писать не только «сухопутные», но и морские пейзажи, в чем сам был признанным мастером.В Академии художеств стал делать быстрые успехи, так что в 1863 г. уже получил большую серебряную медаль. Потом писал этюды в Крыму, Киевской губернии и Финляндии.В 1868 г. — окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счет за границу.

Три года (1869—1872) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии. Привезенные им из Европы работы получили высокую оценку Совета академии, который продлил ему на три года пенсионерское содержание, но для изучения природы и совершенствования живописи в России. В 1874 году ему было присвоено звание академика, а в 1878 — профессора за картину «Сенокос». Также в 1878 году Владимира Донатовича ввели сверхштатным членом в Совет академии.Представитель академизма. Произведениям художника присущи строгость композиционного построения, тщательность проработки деталей, пристальное внимание к эффектам естественного освещения.

Он оказался не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников. Педагогическая работа не мешала Орловскому плодотворно работать. Вскоре Владимира Орловского стали называть «корифеем русского пейзажа». Его картины быстро завоевали популярность у любителей живописи, которые стали охотно их покупать. Он много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии. Кстати, одна из причин, что Орловский не так уж много картин показывал на выставках, как раз и заключалась в том, что многие его новые работы уходили к покупателям прямо из мастерской. Он был популярен наравне с И.К. Айвазовским.

Картины Орловского очень разнообразны по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т. д.). Специальность его - открытые виды леса.Хороший рисовальщик, Орловский помещал в свои картины хорошо поставленные и расположенные фигуры. Морские виды Орловского замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом. Живопись Орловского сначала не вполне свободная, впоследствии стала мало-помалу широкою, колорит богаче.Любил «открытые» виды – морские пейзажи, закаты, разливы, лунные ночи, испытывая склонность к отображению наиболее эффектных состояний природы.

В 1881 предпринял поездку на Кавказ, в 1880-х - 1890-х периодически бывал в Крыму. В 1887 году Орловский переехал из Петербурга в Киев. Он оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе им. Н.И. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища. Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где он жил с 1909 года и где 16 марта 1914 года скончался. Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев. Работы Орловского хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупных музеях бывшего СССР.

Во второй половине 19 века в мире шло активное развитие живописи, возникали новые направления и течения, в том числе и весьма экстравагантные. Орловский с интересом следил за ними и даже применял в своих работах некоторые новаторские приемы. Но при этом он всегда оставался художником-реалистом академической школы.

«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий – крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, – передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива – не более», - писал он.

*   *   *

Галерея (71 изображение)

*   *   *

gorenka.org

Александр Орловский - художник - баталист

Александр Орловский (1777- 1832)  - русский художник - баталист и жанрист польского происхождения,гравёр,писал портреты и карикатуры,занимался иллюстрациями, около десяти лет проработал в мастерской баталиста Я.П. Норблена в Варшаве,нашёл покровительство в лице князя Понятовского .

Князь Юзеф Понятовский

Весной 1794 года началось польское восстание под  предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события,он участвует в нескольких сражениях, много рисует  батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат,а после ранения возвращается в Варшаву,где становится довольно известен . В 1802 году художник уезжает в Санкт-Петербург, где и  обосновывается до конца жизни.

Портрет Тадеуша  Костюшко

В 1809 г. за картину "Ночной бивуак казаков"  Орловский получил звание академика батальной живописи "как знаменитый художник, труды которого давно известны Академии".Модные увлечения Орловского – батальная живопись, верховая езда, литографии и альбомные рисунки сделали художника популярной в высшем обществе фигурой. Не перечесть знакомств живописца с известными людьми того времени.

Ночной бивуак казаков

Орловский - яркий представитель романтизма в живописи, автор акварелей, рисунков, литографий и картин, отмеченных темпераментом и свободой исполнения. Героической приподнятостью отличаются созданные им образы героев войны 1812 года.. Он один из основоположников жанровой живописи, шаржа и политической карикатуры. О вкладе А.Орловского в российскую сатирическую графику свидетельствует тот факт, что В.Верещагин, автор трехтомной "Истории русской карикатуры", посвятил произведениям этого художника отдельный том. Его работы имеются в Государственном историческом музее,Государственной Третьяковской галерее, музеях Барнаула, Иркутска, Краснодара, Н. Новгорода, Саратова, Ставрополя, Рязани, Челябинска, Минска и других.

Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:Бери свой быстрый карандаш,Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

Вспомнил Пушкин Орловского также в «Путешествии в Арзрум»:"У кибиток… пасутся уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского."

Героической приподнятостью отличаются созданные им образы героев войны 1812 года.Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.

Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820

О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил  Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его  покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.

Орловский А.О. Портрет польского дворянина

Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801

Орловский А.О.  Портрет великого князя Константина  Павловича 1802

С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям".  Благодаря этому покровительству Александр Осипович мог свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов...

Орловский А.О. Петербург Сенная площадь 1820

Орловский А.О. Черкесы

Орловский А.О. Казаки на бивуаке

Орловский А.О. Верховой казак, конвоирующий  крестьянина

Орловский А.О. Казачий патруль

Орловский А.О. Рядовой лейб-гвардии Казачьего  полка

Гусар

Кавказский воин

У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и ...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в  юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."

Орловский А.О. Всадник 1819

Орловский А.О. Портрет молодой дамы

Орловский А.О. Морской вид

Орловский А.О. Быстрая тройка

Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем: "...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой – черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме." Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором  Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался  с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П.  А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.

 

Орловский А.О. Мужской портрет

А.Орловский  Перевязка раны

Орловский А.О. Портрет Дениса Давыдова 1814

Портрет Кутузова

Наполеон на о.Св.Елены

Персидский вельможа

Схватка с тигром

После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском: "Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими  карикатурами и помарками заезжих шарлатанов."

Орловский А.О. Карикатура на архитектора Джакомо Кваренги 1811

Орловский А.О. Портрет Левушки Пушкина 1822

Портрет баснописца Крылова

Орловский А.О. Пьяница

Орловский А.О. Портрет мужчины с бородой 1822

Орловский А.О. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора 1809

Негр

Орловский А.О. Портреты Ланской А.М и Ланского А.П. 1816-1817

Орловский А.О. Портрет девушки

Орловский А.О. Кошка

Орловский А.О. Собака

Орловский А.О. Голова лошади

Орловский А.О. Подорожная

После кончины великого князя Константина Павловича в 1831 году Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти 13 марта 1832 года..

По материалам интернета.

agent-40.livejournal.com

Корифей русско-украинского пейзажа Орловский Владимир Донатович (1842—1914).

 Орловский Владимир Донатович (1842—1914)- воспитанник Петербургской Академии художеств и один из лучших пейзажистов 80-х годов XIX века. Современники называли Орловского "звездой первой величины наравне с Айвазовским", "искателем солнца", "несравненным пейзажистом южной природы", "корифеем русского пейзажа". Российско-украинский художник, пейзажист академической школы.Родился в семье киевского помещика. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И. М. Сошенко. В 1861 по окончании гимназии поступил в Академию художеств. В Петербурге Орловский стал учеником прекрасного пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова. Боголюбов многое смог передать начинающему живописцу, именно у него Орловский научился в полной мере использовать сочность и яркость красок, умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту. Боголюбов научил Владимира писать не только «сухопутные», но и морские пейзажи, в чем сам был признанным мастером.В Академии художеств стал делать быстрые успехи, так что в 1863 г. уже получил большую серебряную медаль. Потом писал этюды в Крыму, Киевской губернии и Финляндии.В 1868г. — окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счет за границу. Три года (1869—72) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии. Привезенные им из Европы работы получили высокую оценку Совета академии, который продлил ему на три года пенсионерское содержание, но для изучения природы и совершенствования живописи в России.В 1874 году ему было присвоено звание академика, а в 1878 — профессора за картину «Сенокос». Также в 1878 году Владимира Донатовича ввели сверхштатным членом в Совет академии.Представитель академизма. Произведениям художника присущи строгость композиционного построения, тщательность проработки деталей, пристальное внимание к эффектам естественного освещения.   

Крестьяне у хутора. 1900   

Закат над рекой. 1890 

Он оказался не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников. Педагогическая работа не мешала Орловскому плодотворно работать. Вскоре Владимира Орловского стали называть «корифеем русского пейзажа». Его картины быстро завоевали популярность у любителей живописи, которые стали охотно их покупать. Он много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии. Кстати, одна из причин, что Орловский не так уж много картин показывал на выставках, как раз и заключалась в том, что многие его новые работы уходили к покупателям прямо из мастерской. Он был популярен наравне с И. К. Айвазовским.

 

Жатва. 

Днепр.

Дом возле моря.

 

Буря в поле.

В луговых зарослях (Подольская губерния). 1890 

Картины Орловского очень разнообразны по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т. д.). Специальность его - открытые виды леса.Хороший рисовальщик, Орловский помещал в свои картины хорошо поставленные и расположенные фигуры . Морские виды Орловского замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом. Живопись Орловского сначала не вполне свободная , впоследствии стала мало-помалу широкою, колорит богаче.Любил «открытые» виды – морские пейзажи, закаты, разливы, лунные ночи, испытывая склонность к отображению наиболее эффектных состояний природы. 

В поле. 1890 

Вечер. Берег моря. 1874 

Вид Алупкинского дворца 

Вид на Украине. 1883 

Город Поццуоли близ Неаполя. 1876 

Дорога. 1881 

В 1881 предпринял поездку на Кавказ, в 1880-х - 1890-х периодически бывал в Крыму. В 1887 году Орловский переехал из Петербурга в Киев. Он оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе им. Н.И. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища.Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где он жил с   1909 года и где 16 марта 1914 года скончался. Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев.Работы Орловского хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупных музеях бывшего СССР.  

Жаркий полдень в южной усадьбе. 1868 

Залив. 1878 

Кисловодск. 1883 

Косари. 1878 

Костер в поле 

Крым. Пейзаж с речкой. 1868 

Крымский берег. 1890 

Крымский летний пейзаж. 1870 

Летний день. 1884 

Летний пейзаж с дорогой. 1870-е 

Летний пейзаж. 1874 

Летний пейзаж. 1877 

Летом на хуторе. 1880-е 

Малороссийский пейзаж 

Морской пейзаж. 1880-е 

На водопой. 1910-е 

Озеро в Гатчинском парке. 1881 

elena-sem.livejournal.com

Орловский Владимир Донатович (1842 — 1914)

 Русская пейзажная живопись второй половины 19 века дала целое созвездие имен. А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, М.К.Клодт, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан — эти и многие менее известные художники способствовали созданию в России школы национального пейзажа. Эта художественная тенденция выражала общий для всей Европы интерес к реализму в искусстве. Но одновременно существовала и академическая школа, воспитанная на традиции классицизма с его обязательными правилами построения изображения. Сегодня имена некогда прославленных официальных художников — академиков и профессоров Академии художеств — мало что говорят зрителю. А между тем в свое время они соперничали в популярности даже с передвижниками.

К числу таких, почти забытых ныне, художников принадлежал и В.Д.Орловский — "корифей русского пейзажа", "один из крупнейших и первостепенных деятелей в этой области живописи", как именовал его критик конца 1880-х годов. Творчество Орловского демонстрирует яркий пример живучести академизма, его способности видоизменяться в зависимости от потребностей художественной эпохи. Произведения Орловского заслуживают рассмотрения хотя бы как свидетельство безусловного авторитета реалистического направления в пейзаже той поры. Действительно, в 1870-80-е годы преимущества реалистического изображения природы перед условной академической схемой сделались настолько очевидны, что академические живописцы стали заимствовать внешние приемы реалистического метода.

Формирование искусства В.Д.Орловского происходило по типичной схеме художественного образования в России. Сын украинского помещика, выпускник киевской гимназии, он еще юношей увлекся рисованием и копированием картин на выставках. Его интерес был замечен, и в 1861 году будущий пейзажист приехал в Петербург с рекомендательными письмами к Т.Г.Шевченко. Срок поступления в Академию художеств уже прошел, но способный молодой человек понравился Шевченко, и тот стал давать ему уроки. Однако Орловский очень недолго пользовался советами своего великого соотечественника, так как в том же году Шевченко умер. Буквально за несколько дней до смерти Шевченко успел все же рекомендовать своего ученика М.Ф.Львову — конференц-секретарю Академии художеств. Познакомившись с рисунками Орловского, Львов без экзаменов зачислил его в Академию.

Дальнейшее обучение Орловского предполагало быструю и благополучную академическую карьеру. Художник оправдал ожидания своих учителей, получив все положенные по курсу награды и право поездки на три года за границу. С 1869 по 1872 год Орловский совершенствовал свое мастерство в Германии, Франции, Швейцарии и Италии, проявив неожиданную для выпускника Российской академии широту взглядов в своих художественных симпатиях. В частности, во Франции Орловского привлекли произведения молодых художников — будущих импрессионистов, которые поразили его "решительной свободой в красках и в письме".

Вернувшись в Петербург, Орловский продолжал, однако, собственную художественную деятельность в академической традиции, ориентируясь на вкусы именитых заказчиков. Художник писал картины для аристократических салонов Петербурга и Киева, для образцового музея Академии художеств, для загородных дворцов императорской фамилии. Картины его часто не доходили даже до выставок, ему сопутствовал постоянный успех и материальный достаток. Орловский был объявлен "звездой первой величины наравне с Айвазовским", "художником, стоящим во главе нового реального направления русской пейзажной живописи".

Художественный метод Орловского наметился уже в его выпускной программе "Вид деревни Кокоз в Крыму" (1868, ГРМ) — одной из восьми картин, за которые художник был удостоен большой золотой медали Академии. Орловский избрал эффектный панорамный вид с горными далями, стройными кипарисами и минаретами мечетей на дальнем плане. На фоне этой продуманной живописной декорации разворачиваются забавные жанровые сценки первого плана: татары в красочных нарядах, переходящая разлившуюся речку лошадь с жеребенком, хижина с водяной мельницей. Таким образом художник вносит элемент непосредственных жизненных наблюдений в традиционный академический жанр героизированного пейзажа.

Пик популярности Орловского пришелся на 1880-е годы, когда были созданы почти все его "классические" произведения: "Жатва" (1880, ГРМ), "Стадо в лесу" (1881, Костромской музей изобразительных искусств), " Туманное утро в лесу" (1882, Кишинев, Художественный музей Молд.ССР), "Летний день" (1884, Ярославский художественный музей). Вся суть "нового реалистического искусства" Орловского сводилась к замене персонажей и декораций. Вместо итальянских скал и заливов, пиний и кипарисов, античных руин и загорелых пастухов художник изображал в сходной манере мотивы южнорусской природы — зеленые холмы и прозрачные реки, стройные березы, буки и грабы, живописные хутора, оживленные опрятными поселянами. Новые действующие лица выступали в старых ролях, разыгрывая некий заданный пейзажный сюжет. Каждая картина воплощала определенный тип — образ величественной, спокойно-задумчивой или, наоборот, грозной и таинственной природы. Априорная и поверхностная характеристика натуры приводила к созданию изобразительных штампов: Орловский легко и охотно повторял полюбившиеся заказчикам сюжеты. Особенно нравились его морские пейзажи с их тревожным, нарочито взволнованным колоритом и загадочным сюжетом ("Грозовые тучи над морем", 1883; "Унесенный баркас", 1887; "Перед грозой", 1888).

Популярность Орловского не была бы столь велика, если бы он не использовал таких мощных средств воздействия на зрителя, как яркий светоносный колорит и резкие световые эффекты. Метод работы художника с цветом и светом наиболее очевидно проявился в самой знаменитой его картине "Березовая роща" (1886, Баку, Азербайджанский государственный музей искусств). Написанная спустя семь лет после одноименной картины А.И.Куинджи, "Березовая роща" Орловского еще более обострила декоративный цветовой прием, найденный Куинджи, наложив его на традиционную схему кулисного пейзажа. Вообще все творчество Орловского, лишенное внутренней художественной эволюции, было последовательным осуществлением компилятивного метода академизма второй половины 19 века. Внешние изменения, которые появлялись в живописной системе художника, были только отражением чужих открытий, реакцией на эстетическую конъюнктуру.

Так, например, любимые Орловским световые эффекты ("Жатва", 1882; "В знойный день", 1883; "Ночь в лесу") следовали моде на контрастную декоративную светотень, распространившуюся в русском пейзаже под влиянием Куинджи. Переходные состояния атмосферы, изображение облаков, дождя, тумана ("За грибами", 1881; "Утро в лесу", "Отдых в степи", 1884; "Охота на уток") были вызваны желанием соответствовать уровню реалистического пейзажа с его разработкой проблем световоздушной среды. Однако академизированный реализм Орловского был не в состоянии передать воздушную глубину. Художник трактовал колорит как набор предметных цветов и для изображения дали использовал простой прием разбеливания тона. Для имитации изменения цвета под воздействием света и воздуха Орловский применял цветовые заливки. Этот набор приемов механически использовался художником при изображении самых разных видов.

В академическом пейзаже у Орловского было много подражателей. Прямым последователем художника можно назвать пейзажиста С.И.Васильковского, а популярный маринист Р.Г.Судковский успешно соперничал с Орловским, также сочетая однообразную композиционную схему с иллюзионистической передачей воды и камней. Слава В.Д.Орловского была очень недолговечной. Покупаемые современниками за большие деньги, его картины находятся теперь в запасниках музеев. Лишь историк искусства вспомнит сегодня, что при жизни Орловский пользовался репутацией универсального пейзажиста, "превосходящего других художников удивительным знанием природы, мощным и гармоничным колоритом, свободным движением кисти".

 Вечер. Берег моря

 Летний день. 1884

kolybanov.livejournal.com

Пейзажи академика Орловского. Пейзажи и рисунки на сайте

Пейзаж ОрловскогоОрловский Владимир Донатович (1842—1914) был назван современниками «мастером пейзажа первой величины», его пейзажи ставили в один ряд с Айвазовским. Такого яркого и чистого света мало кому удавалось добиться в своих произведениях.

В восьмидесятых годах девятнадцатого века лучшего пейзажиста трудно было найти, самый точный  эпитет о нем это — «искатель солнца».

Собственно картины, представленные в нашей галерее, об этом говорят более точно.

Пейзажи мастера живописи

 

Родился художник в городе Киеве, в семье помещика. Обучение начал в киевской гимназии, а после 1861 года поступает в Академию Художеств в Санкт — Петербурге. Учителем Орловского был не менее знаменитый пейзажист А.П. Боголюбов.

Произошло удачное сочетание, когда талантливый ученик смог впитать в себя знания знаменитого учителя, ведь именно Боголюбов открыл мир сочных красок и ярких солнечных пейзажей для Орловского.

К 1863 году Орловского отметили Большой Серебряной медалью.

Обучаясь в Академии, художник посещал живописные места России. Был в Москве, Киевской губернии, в Финляндии, в Крыму. С поездок привозил этюды за которые получил Малую Золотую Медаль, и еще одну Серебряную.

По окончании Академии ему было присвоено звание классного художника первой степени, а за пейзажи Крыма, вместе с Большой Золотой Медалью получил право на творческую поездку по Европе, оплаченную государством.

Много и плодотворно работая, мастер привозит пейзажи, этюды, зарисовки, которые по достоинству оценены Советом Академии. И было принято решение поощрить Орловского еще тремя годами пенсиона для творческого развития живописи в России.

В тридцать два года Орловский становится академиком. И уже через три года он становится профессором. Этим званием его удостоили за картину «Сенокос».

Его картины были настолько популярны, что выкупались, ценителями пейзажа, прямо с мольберта. Это одна из причин, что на выставках он появлялся не часто, не успевал. В числе покупателей была и царская семья.

К 1887 году художник переехал в Киев, на родину. Талантлив он был и в преподавании. В Киеве помогал школе рисования, с другими художниками организовывал Художественное Училище.

Последние годы прожил в Италии.

Орловский представлял классическую, академическую школу. Его картины передают разнообразие состояния природы, что очень ценно.

 

 

 

 

artatac.ru

Орловский В. Д (1842 — 1914)

Орловский Владимир Донатович (1842 — 1914)

Русско-украинский художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств, представитель академизма. Орловский родился 1 февраля 1842 года в Киеве, в дворянской семье. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И. М. Сошенко. Позже брал уроки в Петербурге и у Т. Г. Шевченко. Писал масляными красками ещё до поступления в Академию художеств. В 1861 году поступил в Академию художеств, где стал делать быстрые успехи под руководством А. П. Боголюбова. За период учебы Орловский Владимир Донатович получил все существовавшие академические награды: в 1862 году - малую серебряную медаль за пейзажи, в 1863 году - большую серебряную медаль, в 1866 году - малую золотую медаль. В 1866 Орловский изучал памятники московской архитектуры. В 1867 году совершил поездку в Киевскую и Таврическую губернии.В 1868 побывал в Финляндии. В 1868 окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счет за границу. Три года Орловский Владимир Донатович с 1869 по 1872 год «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии. В 1872 году возвратился в Петербург, получив от Совета Академии разрешение на продление срока пенсионерского содержания в России еще на три года. В 1874 году Орловский Владимир Донатович за картины "Перед шквалом", "Закат солнца", "Болото", "В степи", "Вечер", "Посев", "Лесной сруб", "Пески" был удостоен звания академика.В 1875 совершил поездку в Италию. В 1876 году Орловский за картины "Сенокос", "Мол в Поццуоли", "Утро на берегу Неаполитанского залива" и "На море перед грозой" утвержден в звании профессора пейзажной живописи. Среди учеников Орловского : Н. С. Самокиш, П. А. Левченко и другие. С 1878 года - сверхштатный член Совета Академии художеств. В 1881 предпринял поездку на Кавказ. В 1880-х - 1890-х периодически бывал в Крыму. С 1900 по 1902 Орловский жил в Киеве, где принимал активное участие в работе Киевской рисовальной школы им. Н. И. Мурашко. Стал одним организаторов Киевского художественного училища, открытого в 1901. С 1909 года Орловский жил в Италии.Экспонировал свои произведения на выставках в залах Академии художеств с 1868 по 1888 год с небольшими перерывами, Общества выставок художественных произведений (1876-1882), Санкт-Петербургского общества художников (1891-1904), на Всемирных выставках в Филадельфии (1876) и Париже (1878), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882). Картина Орловского «Вал», 1888 года, была приобретена великим князем Константином Константиновичем. Орловский Владимир Донатович много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии, был популярен наравне с И. К. Айвазовским, в его творчестве видно влияние А. И. Куинджи. Картины Орловского В.Д представлены в наши дни во многих музеях, являя любителям живописи высокие образцы русского пейзажа второй половины XIX века. Орловский Владимир Донатович умер 19 февраля 1914 года в Италия город Нерви, похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Пушкинская эпоха в картинах и рисунках А.О.Орловского

Пушкинская эпоха

в картинах и рисунках А.О.Орловского

 
 

       Александр Осипович Орловский (1777 – 1832) – российский художник-баталист и жанровый живописец польского происхождения. В 1802 году приехал в Санкт-Петербург. В 1809 году за картину "Бивуак казаков" Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году он был причислен к генеральному штабу для создания рисунков военных костюмов.       Кроме картин, Орловский произвел множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков.      В рисунках и литографиях 1810-х годов получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: "Бега на Неве", "Лихач" и другие. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки "Привал арестантов", "Нищие крестьяне у кареты" (оба 1815).      С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников ("Тетради на тему русского народного быта", 1825-26). Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И.А.Крыловым, А.С.Пушкиным, П.А.Вяземским, Д.В.Давыдовым, которые любили и ценили его.       Орловский упоминается в поэме Пушкина "Руслан и Людмила":

Бери свой быстрый карандаш,Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

Франт на дрожках*.1825 г.

Военный курьер на тройке. 1819 г.

Базар на Сенной. 1820 г.

      Эта гравюра находилась на одном из двух листов под обложкой с подписью: "Биржа и великой базар». 1-й лист представлял извозчичью биржу; справа лоточник продает гороховый кисель; слева еще два продавца, с калачами и с пирогами; позади их мужичок разговаривает с жандармом; посредине колода, y которой четверо саней в одиночку; на колоде надпись: "A. Orlowsky 1820"; внизу: "Lithog: de I. Beggrow St.-Petersbourg" и герб Орловского. 2-й лист (тот, что представлен выше) – базар на Сенной; слева на первом плане стоят торчком свиные замороженные туши; справа разносчик с гречневиками; далее подвода с разными съестными припасами, разносчики и всякий народ.

     Наибольшею известностью пользовались литографированные листы Орловского, изображающие всадников, тройки, разносчиков и разные сцены из русской жизни, которые исполнены чрезвычайно типично и в русском стиле.

*Франт на дрожках парой с завивающейся кольцом пристяжной; он вставляет в правый глаз монокль, a в левой руке держит хлыст, сбоку бежит его собака.

 

(вернуться в начало страницы)

literatura5.narod.ru