Осетинские живописцы и Художественный музей имени Махарбека Туганова. Осетинские картины


Махарбек Туганов. Иллюстрации к нартскому эпосу: timag82

Давно обещанные фотографии картин с выставки, которая состоялась в 2009-м году во Владикавказе и Москве. Качество среднее, но вроде это самое полное собрание, что есть в Сети.

Самая известная и большая картина, "Пир нартов", написана маслом, находится в худ.музее М.Туганова во Владикавказе:

Остальные картины чаще бумага, картон, тушь, акварель, вывезены из Южно-осетинского музея краеведения.Рассказывать о сюжетах в этот раз не буду, ограничусь названием (в конце записи ссылка на иллюстрации Джанаева, основные сюжеты прочитать можно там).

Нарты сражаются с семиглавыми великанами

Дзлау на оленях

Пожар в замке великанов

Рабы в замке великанов (Туганов в 40-е не боялся рисовать "обнаженку", ниже будет и "расчленёнка"))

Сослан и Мукара

Нарт Бора убивает малик-алдаров

Огненное колесо"

Череков панцирь и Челахсартаг

Айсана похищает Бурдзабах

Тренировка нартских женщин

Ацамаз играет на свирели

Нарт Курдалагон - небесный кузнец

Нарт Суасса убивает маликов

Последний поход Урызмага

Бора на охоте

Бой оленей

Бора доит оленя

Бора и царь Далимонов

Приглашение Бора на пир Донбетыров

Пир у Донбетыра

Сослан на вихре

Батрадз на стреле

Батрадз в борьбе с небом

Нарты в гостях у семиглавых великанов

Похищение сестры великанов

Нарт Сырдон

Плач Дзерассы

Сослан и сын Албега (Смерть Тотрадза)

Сослан в загробном мире

Балсагово Колесо

Смерть Сослана

Последние дни Нартов

Кто не видел, рекомендую иллюстрации А.Джанаева, мне нравятся больше.

timag82.livejournal.com

Коста Хетагуров, живопись : timag82

По просьбе alfiyakh продолжаю осетинскую серию. Представлять Коста Хетагурова не надо, об его живописи лучше всего прочитать в этой статье.

Снова извиняюсь за качество, снимал любительской камерой с рук. Но с учетом хорошего разрешения (1600 пикселей по большой стороне, раскрывается по щелку на фото), вроде это пока лучшее что есть в сети.

Перевал Зикара

Гора Столовая (оригинал и копия, которая выставляется в доме-музее во Владикавказе)

Природный мост в верховьях Кубани

Тебердинское ущелье (1900)

Горянка, идущая за водой (оригинал и копия)

Дети-каменщики (На школьной скамье жизни) (1888) (оригинал и копия)

В осетинской сакле (гонка араки)

Портрет А.Я.Поповой (1901)

Скорбящий ангел (1888)

Портрет А.А.Цаликовой (1898) (оригинал и копия)

Портрет Е.Ф.Крек-Носковой (1890)

Портрет Мисирби Гутиева (1889)

Портрет Хусина Баева

Портрет Ланге

Четыре картины, включая знаменитый автопортрет, увы, мне не удалось качественно сфотографировать.

ЗЫ. Экспозиция в доме-музее:

timag82.livejournal.com

» Мир нартов глазами осетинских художников Осетия Квайса

Мир нартов глазами осетинских художников

/800/600/http/osetia.kvaisa.ru/data/uploaded/1_55.jpg

В День осетинского языка и литературы Национальная научная библиотека Республики Северная Осетия-Алания порадовала ценителей прекрасного воплощением своего нового интересного творческого проекта. Здесь сегодня открылась выставка «Нартский эпос в произведениях осетинских художников». Шалва Бедоев, Мурат Джикаев, Батрадз Дзиов и Виктор Цаллагов без лишних слов и долгих уговоров передали устроителям свои работы, посвященные столь значимой теме. А некоторые из многочисленных картин нартовского цикла ушедшего из жизни заслуженного художника России Юрия Дзантиева любезно предоставил его брат – самый известный в республике искусствовед и писатель Анатолий Дзантиев.

Осетинский нартовский эпос (все-таки такой вариант в произношении и написании рекомендовал самый большой знаток национальной филологии Васо Абаев) всегда привлекал внимание художников. Более того, благодаря ему, многие из них сформировались как яркие личности. Чего стоят только имена корифеев национального изобразительного искусства Махарбека Туганова и Азанбека Джанаева, которые получили всенародное признание, шагнувшее за пределы Осетии, именно за серии работ, посвященных нартовскому эпосу.

«Тема нартского эпоса вечна, она красной нитью проходит через всю историю и культуру осетинского народа. К ней мы прибегаем часто, но каждый раз раскрываем для себя по-новому. И это во многом благодаря творчеству талантливых осетинских художников, которые позволяют нам увидеть многообразный мир нартов разными глазами», – сказала, открывая выставку, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Зара Газданова. Среди выставленных работ именитых художников можно было увидеть полотна «Борьба гигантов» и «Джигитовка перед свадьбой» Батрадза Дзиова, «Курдалагон» и «Мудрость веков» Виктора Цаллагова, «Дзерасса на прогулке» Шалвы Бедоева, а также ряд рисунков Мурата Джикаева о нарте Сослане. Все картины совершенно разные как по стилю, так и по творческой манере, но каждая из них в полной мере отражает мужественный дух и несравненную доблесть героев древних осетинских сказаний.

«Там, где есть искусство – там есть цивилизация», – уверенно заявил действительный член Академии художеств России Шалва Бедоев. А заслуженный художник России Мурат Джикаев отметил, что нартовский эпос можно изучать миллионы лет, и даже тогда его глубина и многогранность не иссякнут. «Это бездонный золотой колодец осетинского национального искусства», – афористично подчеркнул он.

Стихотворную оду нартиаде произнесла и народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова. Строки в авторском исполнении звучали в смысловой тональности, которая в наибольшей степени соответствовала творческому замыслу:

Пусть вспомнит наш потомок славный,

Как нас святая цель вела.

Как в царство мертвых шли Сосланы,

Чтоб только Родина жила.

Наш сайт уже отмечал, что Национальная научная библиотека Северной Осетии может стать интеллектуальным и культурным центром республики. И это действительно происходит с каждым новым нетрафаретным мероприятием общереспубликанского звучания. Открывшаяся интересная выставка и благодарность министра культуры РСО-Алания Фатимы Хабаловой, несомненно, в полной мере подтверждает этот вывод.

/800/600/http/osetia.kvaisa.ru/data/uploaded/2_44.jpg

Цаллагов В. "Курдалагон", 2005 г.

Бедоев Ш. Дзерасса на прогулке, 1995 г.

Бедоев Ш. "Дзерасса на прогулке", 1995 г.

Дзантиев Ю. Притча о чувяке и сапоге.

Дзантиев Ю. "Притча о чувяке и сапоге".

osetia.kvaisa.ru

Осетинская живопись произвела фурор в Брюсселе, Люксембурге, французском Авиоте и Берлине

Северная Осетия-Алания

28 июня 2016 | Антонина СИДОРОВА

Участники Фестиваля «Осетинские дни в Европе» Валерий Атаев, Аркадий Кумаритов, Ахсар Есенов, Фатима Цаллагова и Тимур Плиев с организатором фестиваля Радионом Пухаевым (в центре)

Художественные полотна для европейской богемы. Фестиваль «Осетинские дни в Европе» проходит ежегодно, начиная с 2011-го, и каждый раз с неизменным успехом. Культурная программа напоминает – Осетия малоизвестный, но древний и прекрасный регион, которому есть, чем гордиться.

– К сожалению, у большинства в Европе Осетия ассоциируется с трагедиями, проблемами и кризисами.  Беслан и Цхинвал останутся еще долго на слуху, – сетует создатель фестиваля, Председатель международной ассоциации «Renaissance-Sandidzan» Радион Пухаев. – А между тем нам есть с чем идти в мир. Не каждый народ может похвастаться такими народными танцами и музыкой, у нас потрясающий  фольклор и изобразительное  искусство.

 

Берлин. Фестиваль «Осетинские дни в Европе»

Берлин. Фестиваль «Осетинские дни в Европе»

Берлин. Фестиваль «Осетинские дни в Европе»

Несколько недель осетинская интеллигенция, не жалея сил, знакомила жителей Европы со своей культурой: в программе были выставки, кинопоказы и творческие встречи. Особенно повезло французскому городку Авиоту: там, возле одного из старейших храмов Франции, состоялся пленэр осетинских и европейских художников.

 

– Работы наших художников, таких как Ахсар Есенов, Тимур Плиев, Аркадий Кумаритов, Валерий Атаев, Игорь Тогузаев, Фатима Цаллагова, Карина Качмазова и многих других, вызывают у европейцев живейший интерес, – радуется Радион Пухаев. – В этом году на выставку в Люксембурге пришли гости, бывшие у нас в прошлом году, и привели знакомых. Картины наших художников покупают, более того – люди спорят за право приобрести полотно. В наше время такое не часто увидишь.

 

На таких мероприятиях не обходится и без курьезов – по счастью, приятных.

 

– В прошлом году пленэр и выставка проходили в одном из красивейших мест Франции, – вспоминает Пухаев. – Художники жили и работали прямо в цитадели Монтмеди. Обычно по вечерам к нам присоединялись несколько местных жителей. В предпоследний день пребывания мы накрыли стол и устроили небольшой праздник. Местные французы сидели вместе и с большим интересом наблюдали за происходящим и слушали тосты. Наш старший за столом произнес тост в честь гостей стола французов. Их переполнили эмоции и неожиданно для нас они встали и начали робко петь гимн Франции. Мы, конечно, не знали слов гимна, но кому из нас не знакома мелодия Марсельезы? Мы стали все им достаточно громко подпевать. Потом в какой-то момент возникла небольшая пауза. Тут один из наших художников буквально закричал «Союз нерушимый…» и мы начали петь гимн именно Советского Союза. Вы представляете, час ночи и из цитадели во Франции доносится гимн Советского Союза. Как признавались утром местные жители, которые были не с нами, они подумали, что началась война и их городок захватили русские (со смехом).

 

Фото: Фатима Аликова Фото: Фатима Аликова

Берлин. Презентация документального фильма Вадима Цаликова «Прощай Асуан». Фото: Фатима Аликова

 

Финальным аккордом фестиваля стал показ в Берлине документального фильма осетинского режиссера-кинодокументалиста Вадима Цаликова «Прощай, Асуан!» – трогательной картины о дружбе циркового артиста и его коня по кличке Асуан.  

– Фильму в этом году исполнилось 15 лет и хотелось показать его в столице Германии, где в свое время выступала труппа Кантемировых (главный герой фильма – легендарный Ирбек Кантемиров – прим. авт.), – говорит Вадим Цаликов. – Принимали хорошо, после показа многие подходили, делились эмоциями. Думаю, такие мероприятия помогают в такое непростое время налаживать культурные контакты, передавать «культурный код». Интерес к нашему искусству не ослабевает, я могу говорить об этом, поскольку уже шестой год участвую в этих форумах.

Фото: Фатима Аликова Фото: Фатима Аликова

– Многие, приходя на наши мероприятия, ожидают увидеть что-то не очень интересное, заурядное. Приятно их «разочаровывать», – поддерживает мнение Цаликова Радион Пухаев. – Несколько лет назад на выставке в Голландии ко мне подошел один пожилой работник местного музея и, поблагодарив меня как организатора, сказал: «Спасибо за то, что мои глаза и мой разум получили истинное удовольствие. Самое сильное за последние годы».

Антонина СИДОРОВА. Фото: Фатима Аликова, архив Радиона Пухаева

© Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

 

Читайте также:

gorets-media.ru

Азанбек Джанаев (1919-1989) | Художественный музей

23 июля 2015, 11:19

 

ДжанаевВ истории осетинского изобразительного искусства много ярких талантливых имен. Одно из них — Азанбек Джанаев, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств СОАССР, лауреат премии К.Л.Хетагурова.

Азанбек Джанаев относится к тому поколению художников, которые пришли в осетинское изобразительное искусство в конце 50-х начале 60-х годов, пополнив собой тогда еще немногочисленную плеяду художников-профессионалов. Человек своего времени, воспитанный настоящим патриотом, он был заражен страстью к учебе и горячей любовью к Родине. А.Джанаев воистину народный художник ему дорого все что связанно с историей, жизнью и бытом осетинского народа. Весь свой талант он направляет на то, чтобы как можно достовернее и глубже передать это в своих произведениях.

Наследие А.Джанаева бережно собирается и хранится в коллекциях музеев, особенно полным и многочисленным собранием может похвастаться Северо-Осетинский художественный музей им. М.С.Туганова. В залах музея регулярно развертываются выставки работ этого художника и тогда перед зрителями оживает Осетия со своей историей, эпосом и современностью.

Живопись, графика, скульптура, кинематография — таков диапазонтворческой деятельности А.Джанаева. Неуемная жажда познания, энергия, трудолюбие, стремление попробовать свои силы в разных областях толкали его к поискам новых возможностей для самовыражения. Он создал произведения, вошедшие в сокровищницу национального искусства.

Родился Азанбек Джанаев в 1919 году в городе Владикавказ. В 15 лет он поступает в местный педагогический техникум, а в 1937 едет в Ленинград и поступает в 6 класс художественной школы при Всероссийской Академии художеств. В 1939 году Джанаев участвует во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве. В 1940 году исполняется его мечта — он студент живописного факультета института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Но война на долгие пять лет отрывает Джанаева от учебы. Азанбек уходит на фронт. После тяжелой контузии в 1943 году он демобилизуется и возвращается в родной город.

Само время диктовало основные темы – Азанбек создает произведения, проникнутые чувством глубокого патриотизма: «Бой под селением Гизель», «Героический подвиг Ч.З.Мильдзихова», «Подвиг Ботоева», «Портрет Исса Плиева» и др. И пусть эти работы еще не отличаются тем мастерством в композиции и рисунке, которым так виртуозно овладеет Азанбек Джанаев к окончанию института, но они несут в себе огромный заряд любви к родине ее верным защитникам. Великая Отечественная война определила гражданственную позицию Джанаева как художника — быть в курсе общественных проблем современности, утверждать положительный идеал советского человека в искусстве. Запечатлеть для потомков героические дела защитников родины художник считает для себя главной задачей. В достоверной и убедительной передаче военных событий и героев войны помогло художнику его личное участие в войне. Люди сильных характеров, значительных судеб становятся героями его произведений.

После войны он возвращается в институт и переводится на графический факультет, где в то время преподавали замечательные мастера советской графики К.И.Рудаков и И.М.Конашевич.За время учебы Азанбек создает иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей», пишет картину «Аланы в походе». Это полотно — восхищение историческим прошлым осетин. Лишь на мгновение придержали воинствующие аланы коней на вершине холма и тут же готовы ринуться вперед. Уже в этой работе ясно проступил тот темперамент, тот неспокойный характер Джанаева, который так ясно прочитывается в более поздних его работах.

ДжанаевВ это же время Джанаев вынашивает мечту об иллюстрировании «Нартских сказаний». Эту тему он и берет для своей дипломной работы. Первым среди художников к иллюстрированию «Нартских сказаний» обратился выдающийся осетинский художник М.С.Туганов. Его воздействие на молодых художников было огромно. Не только произведения, но и общение с Тугановым, его дружеские советы были важны для начинающего художника.

Сам Джанаев так вспоминал о встречах с Тугановым: «Никто так, как он не выразил дух своего народа. Я часто с ним встречался, и каждый раз уходил обогащенный. Он был для меня своеобразной школой, можно сказать институтом». Туганов создает настолько убедительный, впечатляющий образ нартов, что невольно приходишь к выводу: именно такими, только такими они должны быть. Он через психологическую характеристику каждого персонажа дает представление об особенностях своего народа. Наиболее ярко это выражено в таких листах, как «Батрадз в борьбе с небожителями», где фигура одного Батрадза символизирует собой всю неустрашимость, смелость , весь непокорный нрав нартов.

Очень трудно было для молодого художника не повторить Туганова, найти свою интерпретацию образа. Временную трактовку образов Туганова Джанаев сохраняет в своих работах — оба они отталкиваются от средневековой Алании, привлекая даже более ранние исторические пласты. Джанаев берет из нартских сказаний для иллюстрирования сюжеты, передающие героические эпизоды эпоса, отступает от текста, чтобы придать ему больше динамичности, экспрессивности.

Ни в одном из вариантов нартских сказаний нет такой интерпретации гибели нартов, какую дает нам Джанаев в листе «Бой нартов с небожителями» или «Гибель нартов». Он показывает момент столкновения противоборствующих сил – небожителей и нартов. Листы, этой серии, полные захватывающей силы и динамики, глубокого историзма, стали программным произведением художника, свидетельством его зрелости и мастерства. Художнику удалось выразить силу, мощь и величие нартских героев.

Преподаватели отметили эту серию «как выдающееся явление, говорящее об их авторе как об опытном рисовальщике – профессионале с богатой фантазией, совершенно свободно владеющем сложнейшими композициями». В работах Джанаева живет живой, нетерпеливый, страстный характер автора; за редким исключением они начисто лишены статичности, спокойствия.

После окончания института неугомонная жажда познания приводит Джанаева в Москву. Он поступает на режиссерский факультет ВГИКА. Азанбек мечтает о создании в Осетии своей студии художественных фильмов. Но, узнав, что для этого в ближайшие годы нет возможностей, он приходит к выводу о бесполезности в таком случае продолжать учебу.

Недаром говорят что , если ты умеешь мечтать ,то мечты сбываются: благодаря редкому упорству и целеустремленности, он все-таки претворяет свою мечту о создании художественного фильма в жизнь. Сначала дебютирует, как художник, в фильме «Фатима» (производство Грузия-фильм). Прекрасный этнограф, он сумел тонко передать в декорациях, в одежде национальный колорит.Затем приступает к созданию художественного фильма — фильм «Осетинская легенда» по произведению барона Икскуля «Тбау Уацилла». Он несколько лет и много сил отдает своему творению , буквально каждая деталь фильма была им взвешена, выстрадана. Исполнители ролей в фильме выбирались им с таким же пристрастием, они должны были быть носителями наиболее характерных национальных черт. Этот первый художественный фильм целиком рождался только благодаря фанатичному энтузиазму его создателей. Даже некоторые костюмы к нему Азанбеку приходилось шить самому. Сценарист, художник, режиссер – вот перечень его основных обязанностей. Только страстное желание этого человека создать фильм «Осетинская легенда» помогло ему преодолеть все трудности.

В августе 1966 г. «Спутник кинозрителя» писал: «Очевидно, имя это надо запомнить. Фильм «Осетинская легенда» переводит его из рядов кинолюбителей в число профессионалов. Ведь можно сравнить его работу с массовой продукцией киностудий и тогда окажется, что сравнение-то это не выгодно для многих профессиональных картин».

Значительное место в творчестве художника занимает историческая тема, он не раз обращается к событиям периода революции и Гражданской войны (серия «Осетия в прошлом», «Прибытие Дзарахохова с делегатами «Дикой дивизии» в Петроград» и др.) В них художник утверждает принцип интернационализма, единства людей в борьбе за общее дело.

В 50-е годы Джанаев создает величественный портрет легендарного сына осетинского народа талантливого полководца, дважды Героя Советского Союза Генерала армии Исса Плиева. На первом плане картины военачальник в бурке, папахе, на прекрасном, могучем коне, суровое лицо, взгляд обращен вдаль. За его спиной внизу идет дислокация войск — его конный отряд ,наводящий ужас на врага и передвигающиеся по заснеженным полям танки. Все это действие происходит на фоне тревожного неба, покрытого серыми облаками. Само название картины символично: «Победитель. Генерал армии Исса Плиев». К 66 — летию Победы в городе Москва в музее Великой Отечественной Войны экспонировалась выставка посвященная присвоению городу Владикавказу звания «Владикавказ — город Воинской Славы». Эта картина А.Джанаева претворяла выставку.

Работая над конкретным национальным образом, художник накапливает иконографический материал, который в дальнейшем используется в работе над жанровой картиной. Так в огромном полотне «Вывод невесты» отдельные фрагменты композиции, образы стариков, гостей, воспринимаются как портретные образы в силу своей завершенности и убедительной силы характеров. В горном селе свадьба . Радостные лица гостей, невеста в национальном платье скромно потупив взор — олицетворение молодости и целомудрия. И над всем этим прекрасное голубое небо и величественные горы.

 

Джанаев

Убедителен и собирательный образ народного героя Чермена «Чермен». Образ бунтаря, восставшего против существующей несправедливости, воплощает в себе народную силу, мощь, свободолюбие. Джанаев долго и мучительно вынашивал замысел создания фильма «Чермен». Но не вышло, не дали, он так и не смог перешагнуть через бюрократический барьер и сломался.Обращается художник и к такому жанру как портрет. В работе над образами таких выдающихся деятелей осетинской культуры, как Коста Хетагуров («Коста, сидящий за столом», «Коста- художник») и Владимира Тхапсаева («Портрет актера В.Тхапсаева в роли Отело») внимание художника сконцентрировано на передаче богатства внутреннего мира, глубины их духовной жизни.

В 70-х годах Джанаев вновь обращается к «Нартскому эпосу». В отличие от раннего цикла, поздние листы при всей их взаимосвязи, образной системы отличаются повышенным интересом к цвету («Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага», «Свадьба Батрадза»), а в композиции «Гибель нартов» усилением драматического звучания. Трагическое,звучание этого произведения создается пластической трактовкой форм, тональным решением листа, контрастом светотеневых отношений. Новые листы нартской серии отмечены печатью виртуозного мастерства; безукоризненным совершенством форм и линий, пластической выразительностью.

ДжанаевВо всех его произведениях, будь то живопись или графика, обращает на себя внимание четкий выразительный рисунок, сложная развитая композиция, в которой ясно читается замысел художника. И хотя Джанаев работает в различных областях изобразительного искусства, он остается прежде всего графиком. Даже в живописных работах наиболее сильной стороной остается рисунок: очень динамичный, быстрый, полный внутренней энергии, передающий стремительное движение.Джанаев выступал и как прекрасный анималист. Редко какое произведение художника обходится без изображения лошадей. Еще в детстве он подолгу любовался красотой этого животного,изучал его строение, повадки, делал зарисовки.

В 1981-1982 годах художник создает серию «Поэма о коне» — дань любви к этому благородному животному. В работах художника конь-это верный друг, готовый выручить своего хозяина в сложных ситуациях Художник показывает его неразрывное единство с человеком. В совершенстве зная анатомию коня, Джанаев изображает его во всевозможных ракурсах. Он любуется его красотой, его грацией, благородной осанкой.

Пробует свои силы Джанаев и в скульптуре: «Старики», «Всадник», «Аланский воин» , всего в коллекции художественного музея семь работ, выполненных в гипсе. Все творчество Азанбека Джанаева подтверждает истину что талантливы человек талантлив во всем.На протяжении всего творческого пути Джанаев выбирает темы и сюжеты, рожденные жизнью и имеющие важное историческое значение в судьбе осетинского народа — он черпал вдохновение в древней истории своего народа в его эпосе и в настоящем времени.

ДАРЧИЕВА З.Д.

www.hudmuz15.ru

Музей Туганова возмутил показ картины "Пир нартов" в передаче про КБР

Телепередача "Маршрут построен. Кабардино-Балкария" вышла в эфир 1 канала 10 июля. В программе речь шла о достопримечательностях соседней республики, о ее культуре и традициях, а иллюстрацией к тексту послужила картина "Пир Нартов", являющаяся визитной карточкой музея.

ЦХИНВАЛ, 15 июл — Sputnik, Дзерасса Биазарти. Дирекция и сотрудники художественного музея им. М. Туганова, выразили возмущение по поводу того, что в телевизионной программе, посвященной путешествию по соседней Кабардино-Балкарии, в качестве иллюстрации к тексту была использована картина выдающегося осетинского художника Махарбека Туганова.

Телепередача "Маршрут построен. Кабардино-Балкария" вышла в эфир 1 канала 10 июля. В программе речь шла о достопримечательностях соседней республики, о ее культуре и традициях. Достаточно большой фрагмент в передаче-путешествии был посвящен "Нартовскому эпосу адыгов", а также национальным танцам. Сотрудников музея возмутило то обстоятельство, что рассказ об одном из героев кабардинской версии эпоса сопровождала иллюстрация знаменитого "Пира Нартов", выдающегося осетинского художника Махарбека Туганова. При этом ни авторство, ни принадлежность работы указаны не были.

© Sputnik / Дзерасса Биазарти

Кадр из передачи о путешествии по КБР

"Нас, сотрудников художественного музея Туганова, прямо скажем, удивил следующий факт: в качестве иллюстрации к рассказу о кабардинском нартовском эпосе была использована самая известная картина выдающегося осетинского художника, которая является визитной карточкой нашего музея, — "Пир нартов". Хотелось бы, чтобы для пропаганды красот своего края наши уважаемые соседи использовали богатое наследие собственной культуры", — говорит главный хранитель Художественного музея им. М. Туганова Залина Дарчиева.

Туганов был первым исследователем и первым иллюстратором осетинского "Нартовского эпоса", определившим характер главных героев и создавшим их визуальные образы. Еще в 1947 году было осуществлено академическое издание "Нартовского эпоса" с иллюстрациями Туганова. Но первые работы Туганова —  графические листы, на которых герои эпоса обрели индивидуальные особенности, относятся к 1927 году. 

Сотрудники музея рассказали Sputnik, что репродукции произведений Туганова давно и бессовестно используются внутри самой Осетии всеми, кому не лень, в самых разных, в том числе и коммерческих целях. Однако, последнее время появилась и другая тенденция, работы Туганова стали использовать представители соседних республик, для того чтобы иллюстрировать свои варианты мифологии, а иногда и истории.

"Будучи осетинским художником, фольклористом, этнографом и знатоком осетинской хореографии, он создал героев этнически и антропологически именно осетинского типа, поместив в пространство картины артефакты, происхождение которых уходит в скифо-сарматско-аланскую древность. Поэтому очень странно было слышать о героях кабардинского эпоса, в частности о Сосруко, и видеть танцующего на чаше нашего Сослана", — подчеркивает искусствовед, заместитель директора музея Людмила Бязрова.

В последнее время историческое и культурное наследие Республики Северная Осетия-Алания оказывается предметом спекуляции. А за причастность к скифо-сарматско-аланскому наследию и вовсе развернута целая информационная война. Подобные случаи выглядят некорректными и, по словам сотрудников музея, должны быть взяты под контроль правительством республики. Руководство республики, по мнению искусствоведов, должно реагировать на подобные явления и защищать национальное достояние Осетии.

sputnik-ossetia.ru

Осетинские живописцы и Художественный музей имени Махарбека Туганова - @vp-painting

Сегодня хочется рассказать вам о работах осетинских художников, которые я увидела в Художественном музее имени Махарбека Туганова во Владикавказе.

Дом, в котором сегодня находится этот музей, был построен ещё в XIX веке талантливым архитектором Иваном Рябикиным. До Октябрьской революции в этом красивом двухэтажном здании находился торговый дом именитого купца Богдана Оганова. А сегодня этот уникальный исторический памятник русского модерна является объектом культурного наследия всего осетинского народа.

В собрание этого музея входят произведения таких великих мастеров, как Карл Брюллов, Иван Крамской, Константин Маковский. Много здесь картин и осетинского национального поэта и художника Коста Хетагурова, есть и работы молодых талантливых мастеров живописи и графики: это картины Натальи Лолаевой, Азанбека Джанаева, Заура Дзугаева, Ахсара Есенова, Марата Кесаева и Анастасии Евграфовой.

Махарбек Туганов был очень талантливым художником. Родился он в 1881 году в интеллигентной дворянской семье. Человеком он был незаурядным, с детства любил рисовать, каждый день делал различные зарисовки. В 1901 году Туганов поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, в которой учился и Коста Леванович Хетагуров.

В те времена молодому осетину сказать, что он хочет быть художником, всё равно, что признаться в сумасшествии. Но Махарбек никогда не боялся сложностей и старался заниматься любимым делом. Уже в 1903 году он отправляется на обучение к самому Антону Ашбе, у которого в своё время учились и Грабарь, и знаменитый Шемякин.

А в 1907 году, возвратившись на родину, он организовал первую во Владикавказе художественную студию. Этот музей благодарные владикавказцы неслучайно назвали его именем. Махарбек много сделал для осетинских художников, и сегодня здесь часто открываются выставки его талантливых учеников.

Посмотрите на одну из картин этого талантливого осетинского живописца, которая называется "Примирение кровников". Написана она была в годы Великой Отечественной войны, когда для страны наступили тяжёлые времена. Но творческие люди никогда не привыкли сидеть без дела, они работали и тогда.

[Картина М. Туганова "Примирение кровников" (1944 г.)](http://timag82.livejournal.com/18449.html)

В музее сегодня выставлены и другие работы осетинских живописцев, но о них чуть позже, а сейчас посмотрите небольшое видео с канала "Alan Tibilov" на YouTube об этом мистическом особняке Богдана Оганова.

В музее вы увидите много картин различных художников, работы Марата Кесаева, который сам по себе личность неординарная, а его картины очень эмоциональные. Не так давно Марат закончил мастерскую монументальной живописи в Санкт-Петербургском государственном институте живописи. Его работа называется "Мать". Посмотрите в глаза пожилой женщины, в которых читается и скорбь, и материнская любовь, и воспоминания о счастливых годах её жизни...

Интересные работы были и у художницы Натальи Лолаевой. В её картинах яркая цветовая палитра, даже городские постройки выглядят как-то торжественно и празднично. В домах разнообразные окна, которые отличаются и размерами, и занавесками, и ставнями, и решётками.

В этом музее выставлены картины и других талантливых молодых художников, которые доносят до многочисленных посетителей неповторимый и своеобразный характер современного изобразительного искусства. А тема родного города всегда занимала важное место в их творчестве. Зрители видят свой любимый город в разное время годы, и каждый находит в этих картинах что-то своё, оригинальное и неповторимое.

Такие картины притягивают зрителя, завораживают богатой палитрой красок, а часть картин переносят нас в советский период, когда столицу Северной Осетии называли Орджоникидзе.

Взгляните, какие краски, отдыхать нужно на природе, на берегу такого небольшого озера с "синими деревьями" ))

Непримечательные простые городские пейзажи прекрасно удаются Наталье. В её картинах присутствует некое особое настроение, которое передаётся и зрителю. Вот на этой картине, думаю, многие узнают великолепную Венецию с её гондолами и множеством узеньких каналов.

В таких картинах отражается и дух времени, и важные черты национальной культуры и мировоззрения. На многих полотнах чувствуется и любовь к своей родине, народу, и отношение художника к миру, к личности, которое проявляется поверх стилистических различий и тематических или жанровых предпочтений.

Меня поразила вот эта удивительная картина, никогда прежде не видела, чтобы так изображали людей вверх тормашками. Этот падающий с горы горец летит вниз головой. И в руках у него остался только порванный кусок верёвки, который и стал причиной его трагического падения.

По-особому выглядят даже крыши: ярко и как-то торжественно, не правда ли?

В самом музее много красивых панно и фресок, повсюду старинная лепнина, а вот на лестнице уже на втором этаже встретили меня эти 2 прекрасных льва ))

А вот эта картина — работа замечательного осетинского художника-мыслителя Джанаева. На его полотнах суровый реализм часто граничит с мистицизмом. Азанбек в своих картинах будто раздвигал границы до бесконечности. Не думала, что можно вот так реалистично изобразить традиционную осетинскую свадьбу.

Вы увидите на картине и старейшин, и красивую невесту в национальной одежде, даже мелодичную осетинскую гармонь. Всмотритесь в лица людей: сколько в них радости, порой удивления, гордости за свой народ. Здесь собрались различные сословия: кое-кто из гостей в национальной одежде, соблюдены все традиции и народные обычаи.

Азанбек Джанаев обладал способностью широкими, а порой и где-то небрежными мазками творить тончайшую филигрань. Ему удавалось передать внутренний объем и писать картины маслом так, что находясь рядом с его полотнами вы чувствуете себя их героями.

Обратите внимание и на то, что даже на этой картине он нарисовал лошадь. Художник очень любил лошадей, он мог писать их и на любых холстах даже в исторической перспективе. Под его руками каждая картина превращалась в шедевр, он помнил все осетинские фамилии, мог дать характеристику каждой из них, да и человеком был очень добрым и отзывчивым.

Ещё очень хотела вам показать его яркую и колоритную картину, которая называется "Защита Дигорского ущелья".

Уходя из музея, я решила сфотографировать для вас это красивое бирюзовое здание, золотых рыбок на его фасаде, морских коньков, да и таких гарпий вы вряд ли где ещё встретите в архитектуре города.

Здание Художественного музея находится на проспекте Мира,12. Будете во Владикавказе, загляните, не пожалеете. Недалеко от музея есть красивый уютный сквер, а вдалеке видны и величественные Кавказские горы (большая часть которых в этот день была скрыта в тумане).

Приезжайте в Северную Осетию, здесь живёт самый гостеприимный и добродушный народ.

Автор статьи — @singa

Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»*

goldvoice.club