Касаткин Николай Алексеевич картины. Осиротели картина


Касаткин Николай Алексеевич картины

Касаткин Николай Алексеевич — великий русский художник, реалист. Родился 13 (25) декабря 1859 года в Москве. Известен как один из самых известных живописцев, которые работали в технике реализм, как член Товарищества Передвижников, а также как один из основателей известного жанра «социалистический реализм».

Николай Касаткин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были: известный художник, передвижник Василий Григорьевич Перов (1833/34-1882) и Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894), который также считается одним из самых ярких художников нашей страны, передвижник. По примеру своих учителей, Касаткин  сам перенял эту удивительную манеру создания искусства для людей, понятного для людей. В 1891 году Николай Алексеевич вступил в Товарищество передвижных выставок и стал здесь очень известным мастером, чьи работы вызывали особое внимание, признавались как любителями живописи, так и настоящими ценителями мирового искусства. Кроме того, состоял в художественном объединении АХРР (Ассоциация Художников Революционной России). Является обладателем почётного звания народного художника России.

Великий художник Касаткин Николай Алексеевич умер 17 декабря 1930 года. Своим потомкам он оставил огромное наследие картин, которые сейчас являются настоящим достоянием и ценятся во всём мире.

Н. А. Касаткин картины

В коридоре окружного суда

 

В семье рабочего

 

Девушка у изгороди

 

Женский портрет

 

За учёбу. Пионерка с книгами

 

Кто?

 

Сбор угля бедными на выработанной шахте

 

Соперницы. Касаткин

Соперницы

 

Торфянка

 

Углекопы

 

Шахтерка

 

Шутка

 

Вы хотиите, чтобы о предстоящей выставке, концертном выступлении, литературной новинке, событии или мероприятии узнало как можно больше людей? В этом вам поможет Информационное Агентство Афиша ПроАртИнфо, где вы можете подать бесплатное объявление или анонс. Теперь вы сможете привлечь как можно больше заинтересованных людей к текущему или предстоящему событию.

art-assorty.ru

Униженные и оскорбленные на картинах и рисунках Василия Перова — EA Culture

Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник-передвижник, чьи картины на социальную тематику оказались в центре общественных дискуссий середины и второй половины 60-х годов XIX века наряду с романами Достоевского «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание», вышедшими в эти же годы.

Начав с сатирического живописного жанра, Перов по возвращении в Москву после нескольких лет учебы в Германии и Париже, решил писать картины, героями которых стали простые люди, ведущие убогое существование, страдающие от холода, голода, болезней и непосильного труда, но терпеливо сносящие невзгоды до самой смерти. Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети. Эти произведения наряду с картинами, показывающими горе матерей, теряющих детей, и семей, потерявших кормильца, вошли в классику русской живописи, а созданные Перовым образы остаются узнаваемыми и через полтора столетия.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дети-сироты на кладбище. 1864. Холст, масло. 48х34,8 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дети-сироты на кладбище. 1864. Холст, масло. 48х34,8 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мальчик-мастеровой. 1865. Дерево, масло. 30,6х21,3 см. Ульяновский областной музей, Ульяновск.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мальчик-мастеровой. 1865. Дерево, масло. 30,6х21,3 см. Ульяновский областной музей, Ульяновск.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Очередная у бассейна. 1865. Холст, масло. 49,5х61 см. Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Очередная у бассейна. 1865. Холст, масло. 49,5х61 см. Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Проводы покойника. 1865. Холст, масло. 45,3х57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Проводы покойника. 1865. Холст, масло. 45,3х57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866. Холст, масло. 123,5х167,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866. Холст, масло. 123,5х167,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Утопленница. 1867. Холст, масло. 68х106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Утопленница. 1867. Холст, масло. 68х106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Последний кабак у заставы. 1868. Холст, масло. 51,1х65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Последний кабак у заставы. 1868. Холст, масло. 51,1х65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Спящие дети. 1870. Холст, масло. 53х61 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Спящие дети. 1870. Холст, масло. 53х61 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Ночью в избе. Эскиз к картине «Спящие дети». Бумага на картоне, масло. 14,4х20 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Ночью в избе. Эскиз к картине «Спящие дети». Бумага на картоне, масло. 14,4х20 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дедушка и внучек. 1871. Холст, масло. 78х62 см. Центральный художественный музей, Ташкент.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дедушка и внучек. 1871. Холст, масло. 78х62 см. Центральный художественный музей, Ташкент.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Старики-родители на могиле сына. 1874. Холст, масло. 42х37,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Старики-родители на могиле сына. 1874. Холст, масло. 42х37,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Девушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879. Холст, масло. 56,5х41,7 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Девушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879. Холст, масло. 56,5х41,7 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мать с больным ребенком. 1878. Рисунок. 29,9х22,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мать с больным ребенком. 1878. Рисунок. 29,9х22,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х. Картон, масло. 36х56,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х. Картон, масло. 36х56,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

eaculture.ru

Русская живопись. Русские художники.: Художник Николай Алексеевич Касаткин

В замечательном созвездии русских художников-реалистов, творчество которых было тесно связано с жизнью и лучшими чаяниями своего народа, значи­тельное и вместе с тем особое место занимает Николай Алексеевич Касаткин — представитель младшего поколе­ния передвижников.

Касаткин был первым художником, разработавшим в русском искусстве глубоко, остро и многосторонне тему быта народа. Касаткин родился в Москве в декабре 1859 года.

Детство его протекало в одном из районов города, заселенном бедным, трудовым людом, который позже становится основным героем произведений художника. 

 Получив дома хорошую профессиональную подготовку у отца, известного в то время гравера, Касаткин, четыр­надцатилетний мальчик, в 1873 году поступает в Мо­сковское училище живописи, ваяния и зодчества, где успешно занимается под руководством известных худож­ников В. Перова, А. Саврасова, И. Прянишникова, по­лучая неоднократные награды за представленные ра­боты.

Имея звание классного художника, Касаткин занимался и преподавательской деятельностью.

Следуя заветам художников-демократов, Касаткин уже ранние произведения, написанные преимущественно на темы из жизни русского крестьянства, наполняет большим общественным звучанием и тем самым продол­жает, а затем и развивает лучшие традиции русского идейного реализма. 

Касаткину не удалось осуществить свои планы — поступить в Академию художеств для продолжения образования. В связи с болезнью отца и повседнев­ными заботами о семье он вынужден был постоянно думать о заработке, что лишало его возможности в те­чение нескольких лет серьезно заниматься живописью.

Только в 1890 году на XVIII Передвижной выставке появляется его небольшая жанровая картина «Перекуп­ка», успех которой ободряет художника и вдохновляет его на дальнейшее плодотворное творчество.

Через год он участвует на очередной выставке уже тремя картинами. Одна из них — «Соперницы», отли­чающаяся глубоким знанием жизни, тонкостью психо­логических характеристик женских образов, свежестью колорита в передаче широкой заснеженной улицы и свинцово-синего неба, приобретается П. М. Третьяковым для Галереи.

Товарищество передвижных выставок откликнулось на это необычное по сюжету и по живописным до­стоинствам произведение зачислением молодого худож­ника в состав его членов.

В лице Н. А. Касаткина Товарищество приобрело активного, последовательного и верного до конца своего существования деятеля.

Это событие открыло новый, исключительно важный этап в жизни и творчестве Касаткина. Он писал: «Я по­лучил веру, что мой труд найдет себе оценку и место». 

 И, действительно, уже в первые три года в результате творческого подъема и напряженной работы на очеред­ных передвижных выставках одно за другим появляются интересные жанровые картины: в 1892 году — «Шутка» (приобретается П. М. Третьяковым), «Осиротели», «Семья»; в 1893 году — «Девушка у изгороди», «Тяже­ло», «Перед разлукой»: в 1894 году — «Трамвай при­шел». «Девушка у изгороди» —произведение, запечат­левшее светлый образ простой девушки, полной грации и духовной красоты, также нашло свое место в экспо­зиции Галереи П. М. Третьякова.

В картине «Осиротели», близкой по идейному за­мыслу и эмоциональному строю к произведению Перова «Проводы покойника» художник лаконичным, вырази­тельным живописным языком повествует о печальной участи одиноких детей в современной ему пореформен­ной деревне.

Касаткин предстает здесь проникновенным пейзажистом. Ясный, весенний день, особая тишина, разлитая в природе, не нарушают печального, сосредо­точенного состояния сирот, пришедших на погост.

Как ни значительны и интересны произведения Ка­саткина на сюжеты из крестьянского быта, однако совершенно  исключительное общественное и художест­венное звучание имели созданные им портретные этюды и картины из жизни рабочих, появлявшиеся с 1895 года на передвижных выставках: «Шахтерка», «Углекопы. Смена»  и др.

Цикл этих произведений явился результатом поездок Касаткина с 1892 года в Донецкий угольный бассейн. Там, в годы подъема рабочего движения в России, художник пристально изучал рабские условия труда шахтеров, наблюдал рост классового самосознания про­летариата и первый создал ряд глубоко правдивых эмоциональных образов представителей рабочего класса. 

 Тем самым Касаткин вписал новую замечательную страницу в историю русской живописи, выступив под­линным новатором.

Картина «Углекопы. Смена» — самое монументаль­ное по замыслу полотно Касаткина. 

Не случайно, что появление картины и ценнейший этюд к ней на XXIV Передвижной выставке, а затем в залах Третья­ковской галереи было воспринято передовыми пред­ставителями русского общества, как большое явление в русской живописи и общественной жизни.

Стасов отмечал, что в этих выдающихся произве­дениях «столько правды, столько энергии и правдивости кисти...», что они «много говорят уму и чувству».

Касаткин показал момент перед спуском в шахту. 

 В темном, сыром, мрачном помещении изображена группа шахтеров утренней смены вокруг шахтной клети в ожидании спуска. Из общей массы на мрачном фоне выделяется пожилой шахтер на переднем плане. 

В изо­браженной фигуре чувствуется энергия, суровость и сознание своей силы. Скудностью освещения, своеоб­разным снаряжением людей с лопатами в руках, вы­бором момента перед спуском, спящими тут же на голом грязном полу подростками, не успевшими отдох­нуть от непосильной работы, и темным холодным коло­ритом Касаткин убедительно, образно вскрывает тяже­лые и мрачные условия труда шахтеров.

ruspainting.blogspot.com