Современное освещение в интерьере квартиры. Освещение картин


как освещают объекты в музеях и галереях? — T&P

Освещение — одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее, центре современного искусства, коммерческой галерее или аукционе работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику. Проект T&P «Границы искусства» рассказывает об особенностях подсветки художественных работ и делится экспертным мнением специалистов и художников, работающих в российском контексте.

Главные задачи музейного освещения можно свести к двум: подчеркнуть уникальность каждого экспоната и помочь посетителю ориентироваться в пространстве. На самом деле эти две задачи включают в себя огромное количество факторов: свет фактически определяет все, что вы видите в музее. Если он будет слишком сильный или слишком слабый, он нарушит цветовой баланс работы. И это важно в том числе и потому, что не все посетители будут хорошо воспринимать искаженный свет: объекты, освещенные с преимуществом желто-оранжевого спектра, хуже воспринимают пожилые посетители, которые составляют большую часть всех посетителей музея. Свет должен верно передавать не только цвет работы, но и ее фактуру — блики и тени в освещении объектов недопустимы. Слишком интенсивный свет приводит к рискам сохранения музейных экспонатов — и дизайнеру, который занимается светом, нужно задумываться и об этом.

Музейное освещение сильно поменялось за последнее время, и в первую очередь причиной тому стала смена галогеновых ламп на LED-освещение. Риторика в поддержку последнего довольно широка, но если сокращать ее до минимума и обходить все технологические моменты, то получается, что LED-освещение более безопасно для экспонатов, бережет музей от излишнего расхода энергии и предоставляет различные возможности для цветового баланса: в спектре света от галогеновых ламп слишком мало синего, а в презентациях поборников LED-освещения можно найти фотографии половика, который выцвел от света галогеновой лампы и шоколадки, расплавленной галогеновой лампой за пару часов. У сторонников старой школы есть свои доводы, вдаваться в которые потребует немало времени — и сводятся они к непомерной затратности LED-освещения и к отсутствию данных его долгосрочного тестирования.

Свет может быть рассеянным и прямым, и это соотношение определяет ощущение от пространства в целом, придает больший объем трехмерным объектам, интенсивность теням. Нужно учитывать, что это типологическое деление скорее относительно, чем абсолютно. Свет как правило варьируется от рассеянного до прямого, и один поддерживает другой. Например, слишком интенсивный свет, направленный на один объект, может дать слишком обширную тень — поэтому его нужно дополнить мягким рассеянным светом, направленным на объект с другой стороны. В некоторых хэндбуках гуляет оптимальное, по мнению разработчиков, соотношение освещенности фигуры к фону как два к одному — оно, с одной стороны, не кажется слишком драматичным, а с другой стороны, переносит акцент на объект.

Тому, кто занимается светом в музейном пространстве, нужно делать поправку на следующие факторы: пропорции комнаты, дизайн интерьеров, цветовая схема, доступный дневной свет и сама природа выставки.

LED-освещение

Две главные теоретические задачи освещения в музее (показать объекты и раскрыть пространство) сводятся к трем практическим: выбрать оптимальное освещение поверхности объекта, выбрать верное расположение источников света в пространстве и не допустить разрушения музейных ценностей.

У каждого источника света, в свою очередь, есть несколько параметров, которые можно контролировать — и в результате решать искомые задачи. Эти параметры называются «контролируемые качества света».

Распространение. Свет может быть узко или широконаправленный, у света может быть один или несколько источников. Главное, чего нужно достичь здесь — правильно соотнести поверхность падающего света с размером объекта, чтобы объект был главным, а не освещение. Если свет не локализуется четко на объекте, то в зале будут заметные огромные световые пятна — поэтому пятна света подбираются под каждый объект. Здесь же следует отметить, что нужно обращать внимание не только на фигуру, но и на фон — чтобы посетитель мог заметить не только объекты в пространстве, но и архитектуру помещения. Почти все современное искусство балансирует на контрасте с белыми стенами, и если не добавлять света на стены, то контраст будет очень драматичным.

Угол — параметр, который определяет, куда именно направлен свет и откуда он будет падать, насколько будет длинная тень и так далее. Угол падения связан с распространением света и в целом влияет на те же нюансы.

Интенсивность света — фактор, который напрямую связан с сохранением музейных ценностей. Одни объекты более чувствительны к свету, другие — менее, но при этом не нужно забывать, что разным объектам требуется разный уровень освещенности, чтобы они воспринимались самостоятельно и их можно было рассмотреть — например, размер объекта, количество и размер деталей в нем и так далее. На то, как старится работа, влияет не только интенсивность облучения, но и длительность демонстрации, спектр падающего света, чувствительность материала и многие другие параметры.

Цвет — аспект, который дизайнеры обязательно должны контролировать — например, сопоставляя естественное освещение и освещение светом разного спектра. Нужно обязательно проверять, какой цвет тот или иной свет дает на белой поверхности и какой цвет он может вытянуть из картины. И, конечно, не нужно забывать, как спектр того или иного света может повредить ту или иную картину.

Движение посетителей может привести к неровному распространению света, появлению мерцания и бликов, и этот фактор тоже должен обязательно учитывать дизайнер.

Нина Дивова

заведующая отделом выставок Третьяковской галереи

«Освещение играет очень большую роль в том, насколько выставка будет восприниматься зрителем, насколько освещение будет удачным относительно экспонируемого материала. Освещение дает как минимум 30% успеха. Конечно, важна основа — экспонаты, важна экспозиция, но не менее важно и освещение.

В вопросах освещения есть принципиальная разница между постоянной экспозицией и выставкой. В постоянной экспозиции картины находятся долгое время и требуют прежде всего равномерного освещения, а выставочное пространство дает возможность экспериментировать. И последнее время этим увлекаются как у нас в стране, так и за рубежом.

Сейчас появилось много новых возможностей, много разных светильников — раньше мы такой роскоши не имели. Кураторы часто поддаются очарованию этой возможности и экспонируют живопись в темном зале, на темном фоне, освещая картины только по границе рамы. Это очень эффектно, но это очень сильно меняет восприятие живописи. Если художник работает цветом, то для него очень важны цветовые нюансы, а темный фон и яркое освещение абсолютно меняют ситуацию и картина превращается в картинку.

В своей практике в зависимости от наполнения выставки и ее дизайна мы каждый раз решаем, нужно ли «погасить» потолок или делать только направленное освещение, или же оставить и направленное, и общее ровное освещение. Раньше мы приезжали и восхищались западными музеями с ровным потолочным светом. Потом поняли, что этот ровный свет не дает возможности передать те живописные нюансы, на которые ты хочешь обратить внимание. Живопись — разная, и в каждом отдельном случае нужно принимать решение, как ее лучше осветить — например, выбрать прямое освещение или боковое. Особенно трудно освещать многослойную, пастозную живопись, поэтому каждый раз добиваешься оптимального варианта исходя из своих возможностей. Недавно у нас была выставка Николая Ге, и были работы, которые накануне подвергались реставрации: где-то лак больше блестел, где-то просел, и сделать ровное освещение было очень сложно. Так что в каждом случае мы пытаемся осветить картину индивидуально.

Сейчас у нас очень посещаемые выставки — от двухсот до трехсот тысяч посетителей на каждой. Освещением посетители, как правило, довольны — за исключением графики: в этом случае всем обычно кажется, что света мало. С этим мы ничего не можем поделать: допустимая освещенность графики и тканей — 60 люкс. Мы даже пишем таблички про допустимую освещенность, но все равно в книге отзывов появляются записи: «темно». Если мы хотим сохранить для потомков классическую графику, надо экспонировать ее именно так, а живописные работы можно показывать и при 200 люксах».

Анастасия Митюшина

руководитель образовательного отдела Центра современной культуры «Гараж»

«В кураторстве выставок «Гаража» свет играет такую же роль, как и в любом другом выставочном пространстве: свет обеспечивает доступ к произведениям. Если это хороший, грамотно выставленный свет, то зритель его не замечает и может наслаждаться произведением искусства. При этом свет может выполнять множество функций, например, менять настроение пространства и интонацию кураторского высказывания. С помощью света можно создавать ауру сакральной недоступности, магической таинственности, но мы такими уловками редко пользуемся.

Мы постоянно экспериментируем со светом и ищем лучшие решения. Сейчас в Центре современной культуры «Гараж» стоит система управления светом «Лютрон». Она позволяет создавать любые конфигурации и запоминать их. Она объединяет в единую сеть светооборудование трех типов: газорязрядные лампы, люминисцентный свет, светодиодные светильники. Система шинопровода позволяет включать свет группами и секциями. При необходимости всю систему можно трансформировать и перестроить. Наша команда еще при открытии «Гаража» проходила тренинг в Великобритании у одного из лучших специалистов Фила Карлтона. У нас есть фильтры, линзы, avi-фильтры, возможность менять градус лампы, чтобы получалось световое пятно нужного размера и формы.

Самое трудное в работе со светом, как говорит наш технический директор, — понять, чего хочет куратор и художник! А все остальное — дело техники. В вопросах освещения мы всегда следуем пожеланиям художников, которых выставляем. Они же авторы! Но часто бывает, что в процессе обсуждения между художником и куратором рождается какой-то новый вариант. А наш технический директор, знающий все нюансы световой калибровки, предлагает иногда и свое решение. Порой воля художника очень строгая. Так, например, было с выставкой Марка Ротко летом 2010 года, оставившего после себя подробное указание, при каком освещении его работы должны экспонироваться.

С организацией света в российском контексте дела обстоят не самым лучшим образом: в целом в России только осваивают современный подход к свету и архитектурной организации выставочного пространства. Но не нужно забывать, что государственные бюджеты на музеи всегда были небольшими и много прекрасной живописи висит при не самом выгодном освещении не оттого, что музей не знает, как сделать лучше, а просто оттого, что у него не хватает средств на улучшение условий показа или обучение сотрудников».

Снежана Крастева

куратор Центра современного искусства «Гараж»

«Некоторые кураторы говорят, что освещение выставок — это необходимое зло, и я с ними скорее согласна. На эксперименты с освещением у меня уходит много часов, и обычно я выделяю на это отдельное время ближе к концу работы, когда выставка уже собрана. Мой совет — не откладывайте освещение на самый последний момент, может быть так вы и сэкономите время, но вам удастся только приблизиться к оптимальному варианту, потому что выбор правильного освещения — это долгий процесс проб и ошибок.

Сама выставка определяет освещение и принципы, которыми мы будем руководствоваться при выборе света. Мы выбираем освещение только после анализа работ — решаем, какая часть этих работ должна быть освещена и как правильно подобрать освещение, чтобы не появилось ужасных теней, которые повлияют на остальные наши работы? Произведения искусства очень сильно меняются от освещения, точно так же как и человеческое лицо. Освещение может помочь усилить субъективную ценность работ, создать ауру оригинальности — но это дешевый путь к успеху: художнику это не понравится, а зритель заметит трюк за пару минут. При этом нужно помнить, что маленькая фарфоровая скульптура будет выглядеть по-разному в зависимости от того, будет ли она выставлена только под естественным светом или освещена светом точечным. Материалы восприимчивы ко всему, что их окружает, как если бы они были живыми. И некоторые художники умеют обыгрывать возможности материала, который они используют.

Что касается общей ситуации с освещением, мне кажется, она никогда не будет идеальной, но к этому идеалу можно максимально приблизиться с теми техническими возможностями, которые есть в наличии. Освещение было существенной составляющей моей последней выставки в «Гараже» — и мы провели много ночных часов с художниками и технической командой, чтобы представить каждую работу в лучшем свете».

Cемен Файбисович

художник

«Для освещения живописи главное помнить, что угол падения равен углу отражения, поэтому если освещать картину в лоб, отраженный от нее свет будет бить ровно в глаза зрителю, мешая ему смотреть и создавая на поверхности засвеченные зоны или засвечивая всю работу, если она небольшая. Поэтому светильники, особенно если это споты, надо разносить по сторонам. Самый сложный вариант — когда картина большая и сильно отсвечивает. В этом случае для равномерного не бликующего освещения поверхности требуется несколько спотов, причем светильники слева желательно направлять на ее правую часть, а теми, что справа, освещать левую. И, разумеется, вести тщательный визуальный контроль. Также требуется учитывать, откуда идет основной поток зрителей, и стараться большую часть света направлять с той стороны, откуда движется зритель, чтобы как можно меньше слепить его. Именно с этой стороны требуется направлять свет на центральную зону картины. Направляющие для крепления светильников устанавливаются примерно в полутора метрах от стены, но решать задачи правильного и комфортного освещения сложнее, если направляющие подвешены низко.

При освещении объектов сложной формы могут решаться разные задачи, но если желательно избежать лишних теней, нужны несколько источников света в разных точках с тем, чтобы одни засвечивали тени от других. При этом также следует учитывать направление потоков зрителей и основные точки, с которых они рассматривают объект, чтобы свет не бил им в глаза».

Ольга Чучадеева

директор по PR и маркетингу галереи «Риджина»

«Касательно освещения галереи “Риджина» — у нас есть стандартный свет, и в зависимости от проекта используются либо полный комплект ламп, либо частичный, либо выставляется дополнительный свет, вплоть до зажжения лампадок, как это было на выставке Олега Кулика — это было его решение и смысл и неотъемлемая часть инсталляции «Бомбиста”. Количество ламп, используемое на разных выставках, зависит от проекта. В случае экспонирования видеоарта количество света минимально. Очень интересно, когда свет создает свою реальность, как например на выставке Владимира Логутова «Руины индустриального», где были выставлены металлические объекты, которые с помощью света, казалось, парили в воздухе.

На наш аукцион VLADEY мы привлекаем высококвалифицированного специалиста и арендуем специальные лампы, которые устанавливает профессиональный светооператор под руководством куратора, так как правильно подсветить топовый лот — залог успеха аукциона. И не только топовый».

Александр Лысов

художник

«Главная проблема, с которой я сталкивался — освещение больших работ. Подсветить глянцевые работы площадью порядка десяти метров довольно сложно, потому что музейный свет в России, как правило, точечный и очень сильно бликует, и обычно кроме этого света в музеях ничего нет. В таких случаях я просто привожу свой свет — флюоресцентные лампы, которые дают меньше бликов, варьируются по температуре цвета, по нюансам цветопередачи. Такой свет почему-то мало используется в российских музеях, в то время как в европейских музеях он есть практически всегда как некоторая альтернатива.

Год назад на выставке «Роснанофорум» я выставлял свой принт три на десять метров. Когда мы включили галогеновый свет, от него пошло много тепла и произошло тепловое расширение материала. Работа просто изогнулась на два-три миллиметра — и это расширение материала было заметно глазу. Нам пришлось срочно, буквально в день открытия, решать как с этим бороться — мы усилили кондиционирование, чтобы все охладить и вернуть работу в нормальное состояние.

Музей Лентос

Сделать хороший многофункциональный свет — это в первую очередь задача архитектора. Самый интересный пример, который мне встречался — музей Лентос в городе Линц. Это новый музей с прозрачной крышей из матового стекла, в нем естественное солнечное освещение, красивая игра света на закате. Там же предусмотрена дополнительная подсветка из люминисцентных ламп — целиком светящийся потолок из равномерно подсвечиваемых блоков. Днем этого не видно, а вечером включается свет и получается равномерно освещеннное пространство. Плюс у них практически не используется точечная подсветка, но оборудование для этого есть — на нижнем этаже, где нет дневного света, есть и точечное освещение для отдельных объектов и есть общий свет.

Музей Лентос — новое здание, и оптимальное освещение было заложено в нем еще на этапе проектирования. У нас музеи очень часто располагаются в старых зданиях, но и в этом случае тоже, конечно, можно решить этот вопрос. Прежде всего, нужно сделать безтеневое освещение — это хорошо для работ, особенно для фотографии: если какие-то работы экспонируются под стеклом, точечное освещение будет бликовать. В галереях освещение должно быть аналогично музейному — если вы экспонируете искусство, то нужно как минимум иметь набор из общего света и из точечного.

У нас есть много осветительных компаний, которые работают в event-бизнесе, у них есть все необходимое оборудование, поэтому их часто приглашают на большие события. При этом нужно учитывать, что многие из них не обращают особенного внимания на цветопередачу, по крайней мере то, что я вижу по своему опыту — почти у всех такой гибкий телевизионно-сценический свет. При этом светодиодными прожекторами искусство подсвечивать просто запрещено — все цвета от этого становятся блеклыми. Я не встречал здесь компаний, которые специализировались бы именно на галерейном свете, хотя Philips здесь делает все более-менее профессионально, но Philips берутся за единичные проекты, которые им интересны в плане продвижения их технологий. Крупный выставочный зал с высокой посещаемостью это может себе позволить, а делать освещение небольшой галереи Philips, наверное, не будут».

Егор Кошелев

художник

«Успешная организация освещения — один из наиболее важных факторов для успеха выставки. Как мне кажется, естественное освещение для современной экспозиции — один из наихудших вариантов. Источники искусственного света на выставке выполняют две основных функции — прежде всего, обеспечить нормальный осмотр произведения, сделать его видимым для зрителя, раскрыть все его нюансы. Не менее важно создать систему экспозиционных акцентов, организовать выставочные зоны согласно замыслу автора. Так, например, можно выстроить экспозицию в огромном зале, имея лишь несколько объектов (или даже один-единственный) благодаря эффектному распределению световых потоков. Лишившись освещения, произведения неминуемо потеряются в пространстве.

Я бы сказал, что возможности света для российского contemporary art пока остаются мало освоенными главным образом в связи с общей нищетой и равнодушием к тому, как функционирует пространство, сама экспозиционная ситуация. Освещение стекла, нейтрализация бликов, освещение сложных поверхностей — все это не так уж сложно при наличии специальной шины и достаточного числа осветительных приборов. Сочетая несколько направленных лучей света, работая с разными углами освещения и разной высотой подъема фонаря можно добиться безграничной широты световых эффектов, учесть интересы самого требовательного автора и выгодно оформить любое, даже предельно сложное пространство».

theoryandpractice.ru

КАК ВЫБРАТЬ ПОДСВЕТКУ ДЛЯ КАРТИНЫ

 

Подсветка для картины... Набрав это словосочетание в любой поисковой системе, вы увидите огромное количество предложений светильников, разнообразных, красивых и … в большинстве своем очень опасных для произведений искусства. Сейчас уже сложно сказать, кто и когда начал называть эти осветительные приборы подсветкой для картин, но на сегодняшний день название устойчиво закрепилось за светильниками, предназначенными совсем для других целей.

Для начала попробуем ответить на главный вопрос: как должна освещаться картина? С одной стороны идеальным для восприятия картины является естественное освещение, но солнечный свет предельно вреден для самого полотна и красок. Содержащийся в солнечном свете ультрафиолет и излучение инфракрасного спектра негативно воздействуют на красочный слой картины. Ультрафиолет наиболее губителен — он приводит к химическим разрушениям, вызывая распад молекул любых органических веществ , в том числе холста, масляных красок и лаков. Но и инфракрасное излучение (чаще определяемое как нагрев) вредоносно влияет на картину. Это влияние опосредованное, не прямое, как в случае с ультрафиолетом — повышение температуры у поверхности полотна ускоряет процессы старения. Именно по перечисленным выше причинам, живописные полотна никогда не освещаются прямым солнечным светом.

Таким образом эстетические, художественные требования приходят в противоречие с требованиями техническими, ориентированными на сохранность полотна.

Традиционно для подсветки живописи используются лампы накаливания. Благодаря сплошному спектру, эти лампы обеспечивают наилучшую цветопередачу, равную единице. Следует помнить, что под лампами накаливания в данном случае подразумеваются как обычные лампочки, так и галогенные, ведь они устроены по тому же принципу, только газ внутри колбы и материал спирали принципиально отличает их от  обычных, вакуумных ламп. Галогенные лампы, кроме указанного выше плюса имеют еще один, сугубо утилитарный — они очень компактны, что немаловажно  для интерьера.

Основной проблемой при использовании ламп накаливания становится ихнагрев, ускоряющий процессы старения живописи. Самый простой способ борьбы с нагревом интуитивно очевиден, это повышение расстояния от источника света до полотна. Причем на этот счет есть даже  простое прикидочное правило: каждые 100 Ватт (для вакуумной лампы) — это 1 метр. Конечно, в ряде случаев эта норма меняется, поскольку сильно зависит от состава красок и их химических свойств, но для приблизительных расчетов этим правилом можно пользоваться. При этом следует помнить, что те же потребляемые 100 Ватт для галогенной лампы — это примерно в 1,5 раза большая светоотдача и, как следствие, нагрев.

Теперь посмотрим на светильники, привычно называемые «подсветкой для картин». Обычно в таком светильнике установлены две маломощные вакуумные (обычные) лампы накаливания по 25 Ватт.  Исходя из приведенной выше зависимости (100 Ватт — 1 метр), получаем, что минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра. Невооруженным взглядом видно, что в большинстве случаев такое расстояние светильниками данного типа не обеспечивается, особенно в отношении верхней части картины. Причем сейчас речь идет о наиболее слабом варианте такой подсветки — нередко в таких светильниках ламп больше, либо они обладают большей суммарной мощностью.

Результат очевиден — как минимум часть полотна подвергается воздействию повышенной температуры, серьезно ускоряющей процесс старения. При размещении же таких светильников на безопасном для картины расстоянии, освещение работы будет явно недостаточным.

Для чего же на самом деле предназначены светильники, называемые «подсветкой для картин»? Это весьма полезные интерьерные светильники, которыми можно освещать полиграфическую продукцию, печатные репродукции, фотоматериалы, рабочие поверхности консолей возле стен. Часть из них можно с успехом использовать для подсветки зеркал. Стоит обратить внимание на каталоги фабрик-производителей, там подобные светильники обычно располагаются над постерами, а не над живописными картинами.

Если подытожить вышесказанное, то светильники данной конструкции крайне не рекомендуется использовать для освещения живописных картин , так как в них используются обычные, ничем не защищенные источники прямого света.

Однако среди светильников данного типа есть некоторые исключения — это светильники, у которых ламы прикрыты рассеивателями из стекла, снижающими активность светового потока. Кроме того, иногда в них используются специальные лампы с отражателями, снижающими инфракрасный поток. Не стоит также полностью забывать  и про ультрафиолет, поскольку спектр температур галогенных ламп стремительно расширяется, и как следствие,  у некоторых ламп возможно увеличение ультрафиолетовой составляющей.  У Osram,  например, есть специальная серия галогенных ламп, колба которых изнутри покрыта специальным составом, фильтрующим ультрафиолетовую составляющую. Внешне они не отличаются от обычных галогенных ламп, но на коробке обязательно присутствует надпись «УФ-фильтр».

Еще одной возможностью исключить нагрев живописного полотна является использование светильников с более длинной выносной  штангой.

Можно также использовать комбинированные варианты, когда направленный свет сочетается с повышением общей освещенности в зоне картины, например, при помощи подвесов с абажурами из стекла, расположенных примерно на уровне картины. При таком размещении на саму картину падает не прямой свет от подвесных светильников, а рассеянный и ослабленный абажуром.

Также в качестве источников света для подсветки картин используются люминесцентные и светодиодные источники. Люминесцентные лампы дают очень ровный, равномерный свет, хорошо подходящий для общего освещения. До недавнего времени считалось, что люминесцентные источники света обеспечивают худшую цветопередачу по сравнению с лампами накаливания, что препятствовало их использованию в подсветке картин. Сегодня это не так: существуют специальные лампы с улучшенной цветностью (они имеют индекс 830). К ним желательно приобретать специальную ЭПРА (электронную пуско-регулирующую аппаратуру), которая позволяет избавиться от характерного мерцания лампы, подстраивать световой поток, стабилизируя показатели цветопередачи и световой температуры.

Светодиодные светильники имеют массу преимуществ — это и меньшее энергопотребление, и принципиальное отсутствие в спектре излучаемого света как ультрафиолетовой, так и инфракрасной составляющей, что делает их абсолютно безопасными для живописного полотна. С другой стороны, светодиоды сегодня имеют наихудшую цветопередачу, по крайней мере те из них, что используются для массового производства светильников. Если эта задача будет решена, светодиоды окажутся однозначно предпочтительней галогенных ламп, но сегодня светодиодные подсветки используют в основном для освещения объемных объектов, а не живописи.

 В целом же для освещения картин рекомендуется использовать  потолочные светильники, как это делается во всех крупных музеях и галереях мира. Диапазон потолочных светильников очень широк — это и встраиваемые светильники, и накладные, и шинные системы. Расстояние от потолка до картины практически всегда превышает необходимый минимум, так что о перегреве можно будет не беспокоиться. Конечно, не стоит забывать и об ультрафиолете — светильник, предназначенный для подсветки картины, должен либо сам иметь в том или ином виде фильтр ультрафиолетового спектра, либо должен комплектоваться специальной лампой, которая упоминалась выше.

 

По материалам сайта www.palantirsvet.ru

alex-chernigin.ru

Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения.

Главной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

pavilion

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет.  Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей.  Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов. 

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире.  Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом.  С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения. Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.  

Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет  - основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий - тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью.  Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку.  Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света,  тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый
lighting-diagram-1344383933

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

223202фронтальное освещение

223203передне-диагональное освещение (рисующий свет слева)

223204боковое освещение (рисующий свет слева)

223205задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)

223206

контровый свет 

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера - модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко - тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.  

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

223207верхний свет

223208нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1–1,5 ступени ярче, чем другие источники.  Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет – источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель - подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.

245965

слабое заполнение теней

245964

среднее заполнение теней

245963

сильное заполнение теней

Моделирующий свет – узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.).  Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет – источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света - стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.). Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства. То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника  рисующего света. 

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

238969

один источник света (рисующий)

238970

два источника света (рисующий и заполняющий)

238971

три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

245966

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

lighting-diagram-1344380529

Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света ( сильное или слабое заполнение теней).  И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя. 

fotomeridian.livejournal.com

Современное освещение в интерьере квартиры

Освещение в интерьере класса люкс: советы декоратора

Большинство понимает: источники света должны присутствовать не только в большом количестве, но и гарантировать разноплановые визуальные впечатления.

В этом руководстве для владельцев респектабельного жилья мы проведем краткий экскурс, как должен быть освещен элитный дом. Не будем затрагивать технические моменты, а расскажем, как с помощью освещения можно придать особую выразительность интерьеру и создать для каждой комнаты неповторимый облик.

Содержание:

Виды освещения в интерьере

  • Естественное освещение интерьера

Это свет неба (прямое, рассеянное, отраженное), проникающий в помещение через световые проемы.

Может быть

  • верхним – когда в кровельное перекрытие встроены прозрачные конструкции, мансардные окна,
  • боковым – традиционные оконные проемы и прозрачные двери,
  • комбинированным.

  • Искусственное освещение в интерьере

Это свет от установленных в определенном порядке светильников. Делится оно на

  • функциональное,
  • декоративное.

Первое предполагает общий, фоновый свет (равномерное освещение комнаты при равномерном распределении источников) и локальный (для направления светового потока на определенные зоны).

Второе предполагает определенную театральность и возможность изменять впечатление от интерьера. Чем более разнообразно декоративное освещение, тем более эксклюзивно выглядит дом. В интерьерах эконом-класса декоративное освещение, как правило, считается излишеством, а в категории "люкс" оно настолько же важно, как и функциональное.

Функциональный свет

Источники фонового (общего) освещения располагаются, как правило, на потолке, реже – на стенах. Последний вариант характерен для лестниц, бильярдных, домашних кинотеатров.

Если в качестве источника выступает большая люстра, то в разных частях комнаты свет будет разным, но все-таки без резких перепадов.

Настройка освещения интерьера с локальным светом предполагает выделение определенной зоны для:

  • отдыха,
  • работы,
  • общения,
  • привлечения внимания к конкретным деталям.

Для создания направленного потока производители создают множество разнообразных источников:

  • настольные лампы,
  • торшеры,
  • люстры для обеденного стола,
  • бра для прихожей или спальни.

К этой же этой категории относят:

  • настенные светильники, освещающие картины,
  • а также встроенные – для шкафов и подсветки лестничных ступеней.

Они выполняют абсолютно функциональную задачу, поэтому их предпочтительно выбирать в нейтральном стиле и от излишнего украшательства желательно отказаться.

Декоративное освещение интерьера

А здесь на смену приятному световому комфорту приходит разнообразие впечатлений и возможность изменить представление об интерьере в темное время суток.

К декоративным источникам света относятся:

  • светодиодные и неоновые лампы,
  • оптико-волоконные системы "звездное небо",
  • световые шнуры,
  • закарнизная подсветка,
  • подсветка витражей и ниш.

Декоративная система освещения в интерьере включает в себя источники обычно малой мощности, но многообразные по оттенкам и создаваемому эффекту.

Благодаря им интерьер погружается в таинственный полумрак, наполняется непривычными объемами, а некоторые светотехнические устройства даже позволяют воспроизвести на стенах настоящие картины – закат в тропических джунглях, рассвет на берегу океана, северное сияние или сочные краски южного острова.

Советы по эффектному освещению для разных комнат

В каждой комнате требуется свой баланс общего, локального и декоративного освещения.

Освещение в интерьере квартиры начинается с прихожей. Грамотный подход: отсутствие темных углов и локальная подсветка всех функциональных зон (свет в шкафах-купе, бра над консольным столиком, освещение картин). Декоративным элементом может стать подсветка эффектной ниши.

В гостиной особенно важно общее освещение, но каждая функциональная зона должна иметь свой собственный локальный свет, который легко включается расположенным рядом выключателем.

Поскольку дизайн интерьера освещение считает важной составляющей, чем более разнообразен свет в гостиной, тем более эффектно она выглядит и обеспечивает максимальный комфорт, как для большой компании, так и для общения тет-а-тет.

Любое декоративное освещение здесь уместно, важно только не ошибиться со стилем.

Столовая менее требовательна к общему освещению, зато особенно внимательно стоит отнестись к подсветке обеденного стола и витрин с красивой посудой.

Внутри застекленных шкафов обязательно должны быть расположены встроенные лампы.

В спальне особенно важен мягкий обволакивающий свет, максимально комфортный для отдыха. Здесь баланс света и тени позволяет играть на полутонах. Яркие источники требуются, как правило, лишь в зонах хранения одежды и постельного белья.

В освещении интерьера спальной комнаты локальный свет более разнообразен:

  • над туалетным столиком,
  • вокруг кровати,
  • рядом с любимым креслом,
  • над книжными полками.

Особенно оригинально в спальне смотрится нижнее освещение – напольный светильник с закрытым плафоном или декоративная подсветка периметра кровати. Одним из излюбленных способов считается закарнизная подсветка и система "звездное небо".

Детская – здесь особенно важен функциональный свет:

  • общее
  • и для отдельных зон (сна, игр и учебы).

Что касается "декораций", то необычное освещение в интерьере лучше всего создадут светильники оригинальных и забавных форм, от которых в восторге малыш.

Кабинет, с одной стороны, это место для работы, с другой – для отдыха. Именно поэтому минимум две отдельные зоны должны быть освещены независимо.

Предпочтительно, чтобы при включении любого локального источника остальное пространство погружалось в полумрак. Благодаря этому приему можно легко сконцентрироваться на работе или, напротив, на отдыхе.

Особое очарование респектабельному интерьеру кабинета придает возможность включить подсветку только крупных декоративных элементов – аквариума или камина.

Гардероб предполагает очень хороший равномерный общий свет. Поэтому любое количество светильников на потолке, которое покажется вам комфортным, будет уместно.

Приток естественных солнечных лучей из окон тоже немаловажен. А если в гардеробной располагается туалетный столик, освещение в интерьере помещения гардеробной предполагает и его локальную поддержку. Некоторые производители шкафов для гардероба и стоек дополнительно комплектуют подсветкой каждую секцию.

Если ваш гардероб состоит, в основном, из одежды нейтральных оттенков и полутонов, не стоит отказываться от дополнительных источников.

Для повседневных забот в кухне особенно важна локальная подсветка шкафов и рабочей поверхности столешниц. Здесь важно продумать размещение светильников так, чтобы не образовывались резкие тени.

Если в кухне расположена барная стойка, она потребует, как минимум, направленного света с регулируемой высотой шнура, а лучше еще и декоративного, например, по периметру или снизу.

Жалюзи или рулонные шторы на оконном проеме позволят регулировать дневное освещение в интерьере.

  • Ванная комната

Ванная обычно менее всего требовательна к функциональному освещению: достаточно, чтобы светильники размещались на безопасном расстоянии от воды.

Главная зона внимания – свет в районе зеркала, он должен быть достаточно ярким, но не слепящим.

Что касается декоративного освещения, то именно в ванной можно придумать совершенно эксклюзивный вариант, которого не встретить больше нигде. Подсветка второго уровня натяжного потолка над ванной, нижней части джакузи, светотехника в душевой кабине. Что-то уже предусмотрено производителями сантехнического оборудования, а другие элементы современного освещения в интерьере можно продумать вместе с дизайнером.

Существуют даже переносные устройства, которые позволяют не только менять цвет света, но и имитировать звуки леса, водопада и дождя. Вообще, хромотерапия – изменение оттенка света – источник незабываемых эмоций.

Технологические удобства

Пара слов об удобстве пользования разноплановым освещением. Есть несколько удобных приспособлений, которые этому способствуют.

  • Диммер позволяет регулировать яркость светового потока.
  • Проходные выключатели уместно размещать в противоположных частях длинного холла, на разных этажах лестницы и в спальне: они позволяют включать конкретный источник света при входе в комнату, а выключать тогда, когда вы уже перешли в другое место.
  • Устройства плавного включения защищают точечные светильники от перегорания. А встроенные в выключатели диоды позволяют моментально обнаружить их в темной комнате.

✽ ✽ ✽

Элитная обстановка невозможна без эффектных и разнообразных световых решений. Свет – всему голова!

 

www.topdom.ru

- Мир Электро

 Освещение картиной галереи — сложная и интересная задача. Солнечный свет разрушительно действует на старинные полотна, поэтому освещать галерею или выставочный зал с произведениями живописи нужно только с помощью искусственного света. К искусственному освещению картинной галереи предъявляются серьезные требования. Свет должен быть не просто комфортным для посетителей. Картинная галерея нуждается в деликатном освещении — сохраняющем яркость красок на холстах и сберегающем картины от разрушения.  Свет в картинной галерее должен быть мягким, на поверхности картин не должны образовываться блики, мешающие восприятию живописи. Очень высокие требования предъявляются при освещении галерей к светопередаче, поэтому нужно внимательно подходить к выбору ламп. Ультрафиолетовый спектр светового излучения негативно влияет на сохранность красок, это тоже следует учитывать при выборе светильников и ламп для картинной галереи.

 

 

 Светильники и лампы для освещения картинной галереи  Помещения, в которых размещаются картины, должны быть оборудованы неярким, мягким освещением, приятным для глаз. В то же время главные объекты, к которым должно быть приковано внимание посетителей галереи – это, конечно же, картины. Поэтому главная задача освещения выставочного зала – это правильная подсветка картин.

 При освещении картин следует учитывать несколько важных моментов:  Лучше всего воспринимается освещение картин по направлению сверху вниз. Такое направление света воспринимается очень естественно. Разработаны даже специальные рамы со встроенными в верхнюю часть небольшими светильниками. Но использование таких рам для освещения картинной галереи не слишком желательно, хотя они позволяют освещать картины экономичными светильниками небольшой мощности. Близкое расположение светильников к поверхности картины даже при использовании специальных светильников и ламп, деликатно и бережно освещающих холст, нежелательно: такое освещение часто вызывает блики на поверхности картины, мешающие зрителям. К тому же близкое расположение светильников и ламп может вызвать нагрев холста и с течением времени все же может повредить полотна. Поэтому светильники для подсветки картин в галерее должны располагаться над картинами.

 

 Наилучшим решением будет подсветка картин с помощью трековых систем освещения. Светильники, размещенные на подвесном шинопроводе, могут быть установлены на нужном расстоянии от картины. Лучи трековых светильников могут быть направлены так, чтобы прямые лучи не попадали на холст. А значит – не будет бликов и картина будет защищена от ущерба, который ей может причинить искусственный свет. Особенно хороши для таких целей прожекторы, оснащенные шторками. 

 Для освещения больших помещений в случаях, когда необходима хорошая освещенность и качественная светопередача, как правило, используются светильники с металлогалогенными лампами. Металлогалогенные светильники очень хороши для освещения выставочных залов, где представлены скульптуры из камня, керамики или бронзы. Эти материалы достаточно устойчивы к выгоранию, и скульптуры очень выигрышно смотрятся в правильно поставленном ярком заливающем свете прожекторов с металлогалогенными лампами.

 

 

 Но живописные полотна, особенно работы старых мастеров, очень чувствительны к свету. Особенно разрушительно воздействие ультрафиолетового излучения на краски. Поэтому все светильники должны обязательно снабжаться защитой от ультрафиолета (например, специальными защитными стеклами). Либо для освещения картинной галереи нужно использовать лампы с минимальной отдачей ультрафиолета.

 

 Для сохранности живописных работ в выставочном зале уровень освещенности не должен превышать 150 лк, а для акварелей он и того ниже – не более 50 лк. Деликатное, неяркое освещение с великолепной передачей лучше всего обеспечивают галогенные лампы. Рефлекторные галогенные лампы позволяют точно и правильно направлять свет, чтобы добиться нужного освещения экспонатов.   Проект освещения картинной галереи требует тщательных расчетов и выверенного подбора осветительного оборудования – светильников, ламп, шинопроводов. Его разработку следует поручить специалистам по световому дизайну, которые имеют опыт работы в сфере освещения галерей, музеев и выставочных залов.  Светотехника для картинной галереи выбирается под конкретный проект, индивидуально, подбор оборудования и ее монтаж должен осуществляться только профессионалами.

mir-td.ru

Выбор и покупка светильников для зеркала и картины

Продуманный до мельчайших деталей интерьер никогда не будет выглядеть завершенным без грамотно выбранной подсветки. То же самое касается картин и зеркал. Эти функциональные и эстетические элементы и сами часто нуждаются в отдельном освещении. Как же правильно выбрать светильники для подсветки зеркал и картин?

Не лишним будет узнать, из чего предлагается выбирать. В отличии от стандартных элементов освещения, лампы для небольших объектов не радуют разнообразием фактур и дизайна. Главная их цель — грамотно осветить то, что положено, а самим предусмотрительно остаться в тени. Слишком вычурное бра может затмить простой этюд или сделать безвкусным настоящий шедевр на холсте. Поэтому следующие виды подсветки лучше выбирать особенно придирчиво.

Как выбрать подсветку для картин?

Единственное, что недоступно в этом виде подсветки — обычные лампы накаливания. Чтобы сохранить первозданный вид холста, нужно поддерживать комфортную температуру. Даже расположенная на большом расстоянии, такая лампа будет постепенно разрушать структуру красок. Лучшим выбором будет светодиодная подсветка для картин. Ее свет достаточно нейтрален и создает благоприятную атмосферу для созерцания, при этом не искажая цветовой палитры. Одинаково хороши будут люминесцентные лампы с рассеянным светом, причем соотношение цены и срока действия однозначно выигрывает в сравнении с лампами накаливания.

Практично и удобно использовать подсветку для картин с выключателем, независимым от основных источников света. В дневное время можно обойтись и без нее, сэкономив некоторую сумму энергобюджета. В отношении цветовой гаммы можно придерживаться следующих правил.

  • Для полотен с преобладающими холодными тонами подбирать светильники хромовых, никелевых и серебряных оттенков.
  • Для «теплых» холстов подойдут медные или золотистые бра.
  • В 99% случаев цвет светильника повторяет цвет рамы.
  • Если картина самодостаточна без рамы, ориентируйтесь одновременно на цветовую гамму холста и интерьер, который ее окружает.

Также сейчас модно использовать бра в стиле лофт, открытый свет от ламп осветит картину, а индустриальный дизайн вызовет зависть у ваших гостей. При установке бра для подсветки картин важно учесть расстояние и направление света. Знатоки рекомендуют подсвечивать портреты снизу, а пейзажи сверху. Относительно размеров можно ориентироваться не на саму картину, а на раму: длина светильника должна соответствовать ⅔ или ¾ ее ширины.

Как выбрать подсветку для зеркал?

Зеркала со встроенной, или интегрированной, подсветкой стоят недешево. В таких случаях освещение располагается по всему периметру или с двух сторон: так свет падает равномерно и не искажает отражения. По такому же принципу можно подобрать светильник для зеркала самостоятельно. Можно воспользоваться любым типом ламп для будничного использования, а вот девушкам лучше предусмотрительно выбрать освещение, максимально приближенное к дневному. Так макияж, нанесенный в закрытом пространстве, будет смотреться так же гармонично на улице.

Если вам предстоит организовать подсветку зеркала в ванной комнате, позаботьтесь о наличии электропитания заранее. Для такого типа помещения идеальными станут споты — специальные бра, которые поворачиваются по кругу.  Можно купить бра недорого в нашем магазине Плама и установить один или несколько таких светильников при помощи специального карниза, на который они крепятся. Сплошное светодиодное обрамление для зеркала добавит в интерьер современные нотки.

Выбирая подсветку для зеркала в прихожей, лучше воспользоваться самыми мощными энергосберегающими лампами, ведь эти помещения всегда обделены источниками света. Главный принцип здесь — осветить не само зеркало, а человека, который в нем отражается.

Экспериментировать с разными стилями можно не только варьируя обои, отделку пола и мебель. Отличным инструментом может стать и такая простая вещь, как подсветка для картин и зеркал. Она создаст дополнительное освещение и расставит в помещении новые световые акценты, а при необходимости — выполнит роль ночника.

www.plama.ru

Как выбрать подсветку для картин?

2016-12-06

Расположение картины и оформление ее подсветки — одни из важнейших составляющих дизайна интерьера помещений. Правильно подобранное освещение способствует благоприятному восприятию живописного полотна. Кроме того, оно позволяет придать обстановке нотку индивидуальности и шарма. Создавая план подсветки для картин, обязательно обращайте внимание на тип и цветопередачу лампочки, которая используется в светильнике, а также его размещение относительно поверхности полотна.

Разновидности светильников для подсветки картин

Художественное полотно дает возможность разрешить несколько эстетических задач. Одним из лучших решений является подбор картины в качестве декоративного акцента, на основе которого идет построение концепции общего дизайна комнаты. В другом варианте картина может иметь утилитарное значение, выполняя дополняющую функцию в оформлении обстановки. К примеру, гармонировать по цветовой гамме с предметами мебели либо необычными диванными подушками и другими аксессуарами.

Светильники для подсветки картин в стиле минимализм

Как бы то ни было, планируя украсить интерьер комнаты живописью, нужно заранее продумать расположение подсветки для картин и выбрать подходящий тип светильников. Эти факторы зависят от функции, выполняемой той или иной картиной в интерьере комнаты.

Освещение картины с помощью специального светильника

Разумеется, оптимальное решение — это специализированные устройства подсветки картин. Они наилучшим образом подходят для создания акцента на художественном полотне. Обычно такую светотехнику применяют в интерьерах с классическим дизайном интерьера. Однако сейчас в интернет-магазине можно купить подсветку картин, оформленную в любом из современных стилей: техно, модерн, минимализм и пр. При этом считается, что качественное освещение живописи — это не только признак хорошего вкуса, но и проявление уважения к художнику.

Использование спотов для подсветки картин

В случае когда требуется организовать направленную подсветку, можно использовать так называемые поворотные светильники или споты. Такие световые устройства помогут вам не просто обратить внимание на картину, но и направить освещение под определенным углом. Споты органично выглядят в эклектичной обстановке, оформленной в стиле облегченной классики с добавлением современных элементов. Направленная подсветка картин — прекрасный вариант для таких помещений, как коридор или холл.

Помимо специализированных приборов освещения и спотов, для подсветки картин могут быть использованы настенные бра и встраиваемые точечные светильники. Чтобы выбрать идеально подходящую модель светильника, важно не только заблаговременно разработать план размещения полотен, но и учесть их габариты.

 

Виды ламп и особенности цветопередачи

Выбирая подсветку для картин, обращайте внимание на такой параметр, как индекс цветопередачи. Его обозначают как «Ra» либо «CRI» и приемлемым значением этого показателя для создания правильного освещения живописи является диапазон 70-90. Говоря о цвете светового излучения, профессионалы рекомендуют использовать лампы с теплым светом с показателем от 2700 до 3000 К. Все характеристики можно найти на упаковке лампочки.

Освещение картин с помощью специальной подсветки

Существенным моментом является то, что лампы для подсветки картин не должны раскаляться. Ведь нагревание приводит к термостарению художественного полотна, которое в итоге может потрескаться. Поэтому лучше отказаться от ламп накаливания в пользу светодиодных, галогеновых или люминесцентных ламп. И, наконец, подбирая подсветку картин, воспользуйтесь предложениями проверенных брендов: Artelamp (Италия), MW-Light (Германия), Eglo (Австрия) и т. д.

svetguru.ru


Смотрите также