“Молодой Папа”: 10 картин сериала расшифрованы. Отец картина


Сочинение по картине К. А. Савицкого "Отец" (1/1) - Примеры сочинений

«Что ни говори, а следует показать иностран­цам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы...» — так говорил замечательный художник и график-иллюстратор Константин Аполлонович Са­вицкий.

Константин Аполлонович родился 6 июня 1845 го­да в Таганроге. Его отец был военным врачом, слу­жившим в городской гимназии. Страсть к живописи у юного Савицкого проявилась рано. В гимназии, куда Костя поступил в десять лет, его любимым предметом был урок рисования. В дальнейшем художественное образование Константин Аполлонович получил в Ака­демии художеств в Санкт-Петербурге, где проучился девять лет, а после этого совершенствовал своё ма­стерство в Париже в течение двух лет.

Обучаясь в Академии, Савицкий рисовал картины по библейской и античной тематике, соответствующие требованиям того времени. За свою картину «Каин и Авель» Савицкий получил золотую медаль.

Впоследствии, главной темой творчества Констан­тина Аполлоновича стала русская действительность, простые бытовые сцены из повседневной жизни рус­ского народа, преимущественно тема крестьянства. Среди работ, изображающих яркие стороны народ­ной жизни, жизни рабочего класса следует отметить: «Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», «На войну», «Погорельцы», «Тёмные люди», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие дру­гие.

С 1878 года Константин Аполлонович был ак­тивным деятелем «Товарищества передвижных худо­жественных выставок», поэтому тема народничества была ему близка как никому другому. Вероятнее всего из-за того, что Савицкий с необычайным вниманием и чуткостью изображал жизнь крестьян, его назвали «Некрасовым в живописи».

Очень трогательной и драматичной является кар­тина Савицкого «Отец», написанная в 1896 году и находящаяся сейчас в Таганрогском художествен­ном музее. В 1902 году Константин Аполлонович передал это полотно в дар Таганрогскому краеведче­скому музею со словами: «Глубоко и твёрдо залегло в душе моей всё то, что окружало меня и при чём слагался мой первоначальный мир. Многие и долгие годы протекли с тех пор, как ещё ребёнком расстал­ся я с родиной, но это не разъединило меня с ней, а напротив, чем дальше я от этих светлых и тёплых воспоминаний, — тем сильнее бьётся сердце по ро­дине. Блеснёт ли в жизни моей луч счастья и радости, нахмурится ли чело от скорби и горя, — всегда го­род Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка (где прошло раннее детство) согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют моё художественное творчество...».

То, что написано на картине, не может никого оставить равнодушным. У полотна есть и другое на­звание — «С больным ребёнком перед чудотворною иконой». На первом плане картины мы видим мужчи­ну в церкви с младенцем на руках. Судя по одеянию мужчины, он — простой рабочий, возможно, ремес­ленник. Его ребёнок мирно спит, он закутан в пёстрое лоскутное одеяльце, что ещё раз подтверждает, что эти люди бедны. Малыш болеет и отец пришёл в цер­ковь, чтобы помолиться перед чудотворной иконой и попросить выздоровления своему чаду. Мужчина измучен, его лицо осунулось, а глаза пристально и просительно всматриваются в икону. Похоже, это последняя надежда мастерового, *и он цепляется за неё изо всех сил.

Драматичность и трагичность усиливаются за счёт цветовой гаммы картины. Художник использовал глу­бокие насыщенные цвета. На заднем плане золотом блестят оклады икон, горят свечи и лампады, сквозь небольшое окно пробивается свет. Контрастно выде­ляется лицо отца, поскольку его эмоции, его чувства, его душевные терзания — это самое важное в кар­тине. Любой, увидевший это произведение, испытает сострадание и желание помочь бедной семье. Полотно оставляет неизгладимое впечатление.

Кроме живописи Константин Аполлонович зани­мался также иллюстрированием книжных изданий, создавал литографии и офорты.

Савицкий более двадцати лет занимался педаго­гической деятельностью, сперва преподавал в учи­лище имени Штиглица в Санкт-Петербурге, затем в Московском училище живописи, и позднее в Пен­зенском рисовальном училище. Его именем названы Пензенская областная картинная галерея и Пензен­ское художественное училище, директором которых он был.

В 1897 году Савицкому было присвоено звание академика живописи. У Константина Аполлонови- ча было много одарённых учеников, среди них был и его сын Георгий, впоследствии ставший известным мастером и лауреатом Государственной премии.

Константин Аполлонович Савицкий умер 31 янва­ря 1905 года в Пензе.

retsepty-vkusno.ru

"Молодой Папа": 10 картин сериала расшифрованы

Сериал “Молодой Папа” (режиссёр Паоло Соррентино) – один из самых прекрасных сериалов, когда-либо снятых. Это шедевр. Потому что сочетает в себе и красоту, и глубину послания, и мастерство создателя.

Главный герой Папа Пий XIII (в миру – Ленни Белардо) крайне противоречив. Он курит как паровоз. Пьёт диетическую колу. Ссылает неугодных ему на Аляску. Не хочет показываться на публике. Поначалу даже создаётся впечатление, что он социопат.

Но нет. Ведь он творит чудеса. Проявляет невиданное благочестие. Что даже самые проженные ватиканские интриганы падают перед ним на колени.

Однако сериал ещё интересен занимательной подборкой картин. Это ряд полотен, вдоль которых проходит Папа Римский в титрах.

Очевидно, что все они появляются в фильме не случайно. Попробую расшифровать, зачем же режиссёр нам их демонстрирует.

1. Хонтхорст. Поклонение волхвов. 1606 г.

Геррит Ван Хонтхорст. Поклонение пастухов. 1606 г. Галерея Уффици, Флоренция. Artchive.ru

Первая картина в ряду, мимо которого проходит новоиспеченный Папа – это “Поклонение волхвов” Хонтхорста. Она о том, что в мир пришёл сын Божий. Причём же здесь Ленни Белардо?

В сериале не раз упоминается, что Пий XIII святой. Его воспитательница сестра Мэри вообще считает, что он сам Христос. Потому что творит чудеса.

Бездетная женщина забеременела. Умирающая женщина в одночасье исцелилась. И все это благодаря чудотворным молитвам Папы Пия XIII. К концу сериала в его святость уже верят почти все.

Правда не сразу понятно, почему режиссёр из тысяч картин на тему поклонения волхвов выбирает именно работу Хонтхорста. Далеко не самую известную.

Думаю, дело в трагичной истории самой картины. Она хранилась во Флоренции в галереи Уффици. Однажды около стены галереи в припаркованной машине взорвалась бомба.

Картина была практически уничтожена. Полностью отреставрировать ее так и не удалось. Возможно, эта история перекликается с жизнью Ленни.

В 9 лет родители оставили его в монастырском приюте. Навсегда. Для ребёнка это душевная травма, которую ничем не излечить. Даже в свои 47 лет он страдает и не теряет надежду найти родителей.

2. Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 г.

Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 гг. Фреска в Сикстинской Капелле, Ватикан. Wikipedia.org

Второй в титрах мы видим репродукцию фрески Перуджино (учитель Рафаэля). Христос передаёт своему ученику ключи от рая. Наделяя его правом решать, кому отпускать грехи, а кому нет. Кого пустить в Рай, а кого нет.

Во второй серии Пий XIII впервые выступает перед верующими. Он сокрушается. Ведь верующие решили, что попасть в рай легко. Теперь грехи прощать он не намерен по первому требованию. Теперь нужно сильно постараться, чтобы попасть в Рай. Ключи от которого теперь у него.

Помимо вручения ключей на картине есть ещё сцена “Побивание Христа камнями”. Своё “побивание” Ленни тоже испытал. Только на современный лад. Помните, как феминистки выстроились в ряд в саду Папы? С надписью “Bastard” (Ублюдок, перевод с англ.) на голых телах.

Вдалеке в левой части картины мы также видим библейский сюжет про динарий кесаря. Знаменитый ответ Христа “Кесарю кесарево. Божие Богу” в течение двух тысяч лет воспринимался, как символ деления власти духовной и земной.

Прекрасный эпизод на эту тему мы видим в одной из серий. Когда Пий XIII встречается с премьер-министром Италии. И говорят они, конечно, о том, чья власть главнее. В споре выигрывает Папа Римский.

Как вы помните, в его рукаве оказался гениальный козырь. Против которого премьер-министр ничего не смог противопоставить. И опешанный ретировался. Впрочем, как и фарисей после слов Христа из библейского сюжета.

3. Караваджо. Обращение Савла. 1600 г.

Караваджо. Обращение Савла. 1600 г. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим. Wikipedia.org

Третья картина в титрах – “Обращение Савла” Караваджо. Савл был противником христианства. Но однажды, когда он был в седле, к нему обратился Бог. Потрясённый Савл упал с коня. Бог приказал ему прекратить гонения на христиан. После чего Савл уверовал в Бога. А потом стал апостолом Павлом.

Ленни в начале сериала признается, что временами сомневается в существовании Бога. Он переживает кризис веры. Он ищет Бога заново. Возможно, ожидая такого же прямого послания, как когда-то Савл.

4. Фреска “Первый никейский собор”. 14 век

Первый Никейский собор. 14 век. Фреска в монастыре Мегала Метеора, Греция. Artchive.ru

Четвёртая картина – репродукция фрески из греческого монастыря. На тему Первого Никейского собора. Состоялся он в 4 веке. Тогда и были заложены все основные каноны христианства. По которым священнослужители живут до сих пор. Например, когда праздновать Пасху, тоже решили именно на этом соборе.

Конечно, эта картина здесь тоже неспроста. Ее появление связано с Пополо Тонино. Пастухом со стегматами. Помните, как он приходит домой. Оборачивается. А на его кухне сидит Папа Римский в окружении кардиналов.

Они пришли судить ересь, исходящую из уст лже-пророка. Который ещё и свою овцу называет Мадонной. Также и на фреске первый никейский собор определил, что является ересью (еретик как раз лежит в их ногах).

К сожалению, режиссёр нам так и не раскрыл, что же стало с Тонино после встречи с Папой. Ждём в следующем сезоне.

5. Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник)

Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник). 1820 г. Частное собрание. Artchive.com

В фильме Пий XIII говорит проповеднику, что он хочет устроить революцию. Но чтобы сделать прорыв не в будущее. А наоборот, к прошлым традициям. К прошлой славе церкви. Когда ее власть была почти безгранична.

А кто был одним из ярых революционеров в истории католицизма? Конечно, Петр Еримейский. Он и Крестовый поход спровоцировал. Благодаря ему католическая церковь стала ещё могущественнее, чем прежде. Так что картина об этом ревностном католике здесь тоже неслучайна.

6. Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г.

Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г. Фонд Маньяни-Рокка, г. Парма, Италия. Stfrancis.clas.asu.edu

Далее мы видим картину Фабриано “Святой Франциск”. Возможно, это прямое указание на сегодняшнего Папу Франциска.

Ведь сериальный Папа во взглядах во многом похож на Папу реального. В первую очередь своим консерватизмом. Действующий Папа также резко выступает и против абортов, и против гей-лобби.

7. Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва

Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва. 1660 г. Лувр, Париж. Magnoliabox.com

Дальше мы видим картину со святым Томасом. Который был известен своим рвением раздавать милостыню.

К чему этот образ, не очень понятно. Не так много в сериале посвящено милосердию. Возможно, все дело в тиаре. Которую мы видим в самом центре картины. Помните, как Пий XIII первым делом приказал вернуть папскую тиару из Национальной Галереи Вашингтона?

8. Доменико Крести. Микеланджело показывает Папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г.

Доменико Крести. Микеланджело показывает папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г. Вилла Буаноротти во Флоренции, Италия. Artdailyart.com

Папа Пий IV был человеком доброжелательным. Будучи полной противоположностью своего жесткого и горделивого предшественника Павла IV.

Однако прийдя к власти, он показал себя совершенно другим. Так, он жестоко расправился с кардиналами, которые были протеже предыдущего Папы. Один из них был даже задушен. Хотя голосовал за Пия IV на Конклаве.

За Ленни Белардо тоже голосовали, думая, что он будет легко управляем. Но их ожидания явно не оправдались. Гос. секретарь чуть не был уволен. Другой кардинал был сослан на Аляску.

9. Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г.

Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г. Кантональный музей в Лозанне, Швейцария. Commons.wikimedia.org

Варфоломеевская ночь – это один из самых страшных эпизодов в истории католицизма. Когда от имени Бога совершались массовые убийства.

Что это? Предостережение Папе Римскому, что не все средства хороши в достижении целей? Что его революционный настрой может плохо закончиться? Возможно об этом мы узнаем в следующем сезоне.

В чем общий смысл картин в титрах?

Когда Папа проходит вдоль картин, за ним следует метеорит. Пролетая сквозь полотна. По пути он поджигает венок ангелочка рядом со святым Томасом. Прожигает зонтик Пия IV. А затем уже вспыхивают дома на картине “Варфоломеевская ночь”.

Затем метеорит вырывается в пространство вне картин. И врезается в Папу Иоанна Павла II. Тот валится с ног. В результате мы лицезреем скандальную работу Каттелана “Девятый час”.

Престарелый Папа Иоанн Павел II страдальчески исполнял свои обязанности до самой смерти. Каттелан показывает, что метеорит “милосердно” останавливает его мучения. Так мучения Христа остановил Бог Отец через 9 часов страданий.

Итак, Пий XIII скорее всего по задумке режиссёра олицетворяет этот метеорит. Который положит конец старым устоям церкви. Которая уже умирала. От старости. В чем кардиналы сами признавались в фильме.

Он – молодой Папа. Он пришёл на смену старым Папам. С оглушительным эффектом метеорита. Ведь падение метеорита, как правило, тоже никто не ожидает…

***

Помимо титров немало картин мелькает и в самом сериале. Например, герои фильма время от времени рассматривают картину Хосе де Риберы.

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Istpravda.ru

Пожалуй, это самая необычная картина. Ведь на ней – то ли мужчина с женской грудью. То ли женщина с бородой.

О картине читайте в статье “Хусепе Рибера “Бородатая женщина”. Аллегория или реальный портрет?”

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копёнкина 

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

«Отцелюбие римлянки». Древняя история или завещание потомкам? | Культура

Мне года четыре с половиной. Мы стоим в Эрмитаже перед картиной Рубенса «Отцелюбие римлянки». Там изображена молодая цветущая «рубенсовская» женщина, кормящая грудью старика.

Папа рассказывает мне сюжет — римлянин Кимон был приговорен сенатом к голодной смерти. Дочь Кимона, Перо, желая продлить жизнь отца, ежедневно приходила в тюрьму и кормила его своею грудью. Необыкновенная преданность дочери заставила судей помиловать Кимона.

Я стою, пораженная, перед этой картиной, долго разглядываю ее, а потом громко и твердо говорю: — Папа, когда тебя посадят в тюрьму, я тоже буду кормить тебя грудью!

Все, кто были рядом в этом зале, грохнули от смеха". (Из блогов Интернета.)

Легенда, изложенная древнеримским историком Валериусом Максимусом, действительно гласит, что Кимон был осужден на голодную смерть. Его дочери Перо разрешили приходить в тюрьму каждый день ухаживать за ним: умывать, давать пить, менять солому… День за днем отец становился все слабее и слабее. Не в силах видеть пытку умирания, она решила поддержать его — и дала ему грудь (дочь незадолго до этого родила и кормила грудью своего младенца).

Сколько времени это продолжалось? Никто не знает. Никто не знает потому, что все, написанное об этой истории Валериусом Максимусом, уложилось в три строчки. Можно предположить, что довольно долго. Известно, что человек может прожить без пищи месяц. Кимон голодал не день-два. Может быть, что и 2, и 3 недели. Власти ждали его смерти, а Кимон все не умирал. Никто не мог понять причины такой живучести, пока тюремщики не проследили за Перо.

Естественно, они доложили: мол, так и так, смерти Кимона ожидать не приходится, потому что дочь подкармливает его грудью. Как пишут историки, ей это грозило смертью: кормление взрослого грудью приравнивалось к инцесту, кровосмешению. Ее могли осудить и казнить. Перо это знала, но любовь к отцу взяла верх над страхом собственной смерти.

Власти оказались в тупике: с одной стороны — Перо преступница. С другой стороны — с какой благородной целью это делалось: продлить жизнь отца, насколько это возможно. При всей жестокости нравов древнего Рима судьи приняли решение освободить Кимона и не наказывать Перо.

За что осудили Кимона, Валериус Максимус не упоминает. Одно можно сказать определенно, что Кимон был не раб и не простолюдин. Это был патриций. Поэтому его не отправили на съедение зверям, не повесили, не отрубили ему голову.

Хотя иногда и патрициев казнили всеми перечисленными способами. Но, видимо, преступление было таким, за которое полагалась лишь голодная смерть. А может быть, его заслуги перед Римом были настолько значительны и признаны, что его решили казнить «тихой смертью»?

В древнем Риме морили голодом граждан верхних слоев общества, в частности, женщин из семей патрициев. Это могла быть и супружеская неверность, и соучастие в убийстве. Пишут, что весталки, которые потеряли девственность, тоже приговаривались к голодной смерти.

За какое преступление осудили Кимона — не имеет значения. В памяти людей его имя осталось благодаря самоотверженной дочери.

К этому сюжету художники обращались уже с момента, когда эта история стала известна. И, возможно, еще до того, как ее записал Валериус Максимус. В Помпеях есть фреска, датированная первым веком нашей эры, на которой изображены Кимон и Перо.

Что в этом привлекало художников? Несомненно, готовность к самопожертвованию. Рубенс писал этот сюжет дважды: в 1612 году и в 1630 году.

Первое полотно — это отец и дочь. Тюремная камера в подвале. Изможденный старик в ручных кандалах на земляном полу. Под ним — солома. Кандалы вмурованы в каменную стену. Потухший, полубессознательный взгляд. Рядом — молодая женщина, на ее лице — страдание. Дочь поддерживает старика и дает ему грудь, но ей это не удается, он обессилел.

На втором полотне появляются новые лица — тюремщики в окне, которые наблюдают за происходящим в камере. Перо разговаривает со стражей, она слезно просит дать ее отцу насытиться.

Почему Рубенс вернулся к этому сюжету спустя 18 лет? В биографии художника нет никаких намеков на причину, которая понудила его повторно обратиться к римской легенде. Но в этих полотнах звучит мотив самоотверженной любви к родителям — и это заставляет присмотреться к отношениям Рубенса с матерью (отец умер, когда Питеру было около 10 лет).

При всем том, что Рубенс был великолепный портретист, что он оставил много автопортретов, портретов своих жен и детей, некоторых родственников и родственниц, нет ни рисунка, ни полотна с портретом его матери.

Случайность? Вряд ли. Скорее, след глубокого конфликта. Может быть, что конфликт был вызван недостатком денег, из-за чего Питера, когда ему было 11 лет, определили в латинскую школу. Фактически убрали из родного дома.

Мать хотела, чтобы он пошел по стопам отца, чтобы он изучал право. Но Рубенс в 14 лет добивается разрешения учиться живописи, работает у художника, как и все ученики, растирая краски и подготавливая холсты.

Спустя какое-то время он меняет наставника, затем получает право брать себе учеников, становится членом гильдии художников, признанным художником. К нему приходит известность — и в возрасте 21 года он уезжает в Италию. На несколько лет. Возвращается в Антверпен только тогда, когда получает известие о тяжелой болезни матери. В живых он ее не застал.

Возможно, «Отцелюбие римлянки» — как бы символ исполнения долга перед родителями, своеобразное покаяние. Покаяние в том, что она не получила от него сыновней любви.

И эти картины — завещание всем: дарите людям любовь при жизни, давайте близким все, что только можно дать.

Теги: живописец, биографии, дочь, картины, живопись, отец, психологические проблемы, помощь, жертва, отношения, любовь

shkolazhizni.ru

Объясните на пальцах: «Даная» Рембрандта – bit.ua

В предыдущем материале мы говорили об использовании золота в картине «Портрет Адели Блох-Бауэр І» Густава Климта. В этом же поговорим о греческой мифологии и метафоре золотого дождя.

Untitled-2

  • Картина Рембрандта «Даная» была начата в 1636 году. Темой для нее стал популярный среди многих художников древнегреческий миф о Данае, матери Персея. Отец Данаи царь Акрисий получил предсказание, что умрет от руки своего внука. Испугавшись, Акрисий решил навечно заточить свою дочь в темнице, где бы она в одиночестве провела остаток своих дней. Но прекрасную Данаю заметил Зевс и проник в её комнату в виде золотого дождя. После этого она родила сына Персея, который через много лет действительно случайно убил своего деда во время метания диска на играх.

Untitled-2

  • На картине изображена молодая обнаженная женщина, освещенная мягким золотистым светом, проникающим сквозь приподнятый служанкой полог кровати. Слегка растрепанная прическа и примятая постель словно говорят о том, что пару мгновений назад Даная пребывала во сне. Она приподняла голову, а руку протянула навстречу потоку света, будто пытаясь прикоснуться к нему.

Untitled-2

  • Тело Данаи изображено далеким от канонов классической красоты, но подкупает мягкостью линий, своей естественностью и беззащитностью. Интересным образом под игрой света меняется и обитель женщины: бархатная скатерть начинает отливать мягким розовым, напоминая о теплоте человеческого тела, небрежно брошенные туфельки придают картине интимности и даже скорбящий у изголовья амур выглядит смиренно.

Untitled-2

  • Искусствоведы долгое время сомневались, действительно ли на картине изображена Даная, ведь отсутствует главный элемент мифа – золотой дождь, облик которого принял Зевс. Предполагалось, что женщиной на картине могла быть Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса.

Untitled-2

  • По некоторым сведениям, в 1656 году Рембрандт обанкротился и его имущество вместе с картинами было конфисковано. В ходе переписи художник заверил, что картина с обнаженной женщиной и плачущим амуром – «Даная». Это подтвердилось и в 60-е годы ХХ столетия, когда полотно просветили рентгеновскими лучами: под верхним слоем краски оказался ранний вариант картины, где золотой дождь присутствовал.

Untitled-2

Кроме того, взгляд Данаи был направлен не вверх, а в сторону, а амур у изголовья кровати был изображен смеющимся.

Первоначально Рембрандт писал Данаю со своей жены Саскии, но именно в этой картине сходство не так очевидно. Эту загадку также разрешил рентген: после смерти своей супруги художник изменил черты Данаи, сделав её более похожей на Гертье Диркс – женщину, с которой он состоял в любовной связи.

По словам искусствоведа Сергея Андронова, художник изобразил момент не встречи, а прощания Данаи и Зевса: золотой дождь ушел и осталось только сияние. На губах Данаи легкая улыбка – предчувствие того, что дни её одиночества сочтены.

 

bit.ua

Купивший сына, притча из жизни.

Семья богатых ценителей живописи – отец и сын коллекционировали редчайшие картины.Они часто собирались вместе, чтобы любоваться каким-нибудь шедевром.Началась война во Вьетнаме и сына призвали в армию. Он был отважным и смелым солдатом и, спасая жизнь другого бойца, потерял свою собственную. Отца известили о гибели сына и он глубоко горевал об этом.

На фото: "Нищий ангел", худ. Наталья Ливитчук.

Через месяц, перед Рождеством, раздался стук в дверь. У дверей стоял молодой человек с большим свертком в руках. Он сказал:- Простите, вы не знаете меня, но я тот солдат, за которого ваш сын отдал свою жизнь. Он спас многих в тот день. Пуля попала в него, когда он нес меня на своих плечах…Молодой человек протянул сверток:- Он часто рассказывал о вас и о вашей любви к искусству. Я знаю, что это немного. Я не великий художник, но мне кажется, что ваш сын хотел бы, чтобы вы имели это.

Отец развернул бумагу. Это был портрет его сына, нарисованный молодым солдатом. Он был глубоко взволнован той точностью, с которой солдат изобразил черты лица его мальчика. Глаза молодого человека, изображенного на портрете, так сильно притягивали его, что он не смог сдержать слез. Он поблагодарил солдата и предложил ему плату за портрет.- О, нет, сэр, я никогда не смогу оплатить то, что сделал ваш сын. Это подарок.

Отец повесил картину над своим пальто. Каждый раз, когда посетители приходили в его дом, он сначала показывал портрет своего сына, а уже потом остальную коллекцию картин.Спустя несколько месяцев этот человек умер. После смерти должен был состояться большой аукцион его картин. Собралось огромное количество людей, среди которых были весьма влиятельные лица: для них это был хороший шанс приобрести великие творения.На платформе была выставлена картина с изображением сына. Ведущий ударил своим молотком.- Аукцион мы начинаем с продажи картины «Сын». Кто даст свою цену за нее?В зале воцарилась тишина. Затем послышался голос:- Мы хотим видеть известные картины, пропустите эту.Но ведущий настаивал на своем:- Кто даст цену за эту картину? Кто начнет, предлагайте! Двести, триста долларов?

Послышался раздраженный голос:- Мы пришли сюда не за этой картиной, мы хотим видеть Ван Гога, Рембрандта.Нам нужно настоящее искусство!Однако ведущий аукционом продолжал настаивать на своем предложении:- «Сын»! «Сын»! Кто возьмет «Сына»?

Наконец, из самых последних рядов аукционного зала прозвучал голос.Это был старый садовник, долгие годы служивший умершему хозяину и его сыну. Он сказал:- …Я могу дать только десять монет за картину…Это было все, что он мог предложить, он был очень бедным человеком.

- Так. Есть первое предложение на десять долларов, кто даст двадцать? - объявил ведущий.- Отдайте ему за десять, мы хотим видеть шедевры!- Было предложено десять, кто-нибудь предложит двадцать?Публика начала волноваться и высказывать недовольство - картину «Сын» не хотел никто.Ведущий ударил молотком:- Десять долларов - раз, десять долларов - два, десять долларов - три. Продано за десять долларов!Человек, сидящий на втором ряду закричал:- Теперь давайте нам настоящую коллекцию!

Ведущий положил свой молоток и сказал:- Мне очень жаль, но аукцион закончен.- Как?! А остальные картины?!- Прошу прощения, но в соответствии с последней волей владельца, разыгрывается только эта картина.Все имение и коллекцию получает купивший «Сына».Станислав Садальский

www.colors.life

Отец и сын | Историк

26 апреля

Автор: Николай Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1871

В истории монархий противостояния отца и сына — история нередкая.

Николай Ге подступил к петровской теме накануне юбилея первого русского императора: «Я чувствовал везде и во всем влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину «Петр I и царевич Алексей»».

«Конёк» Николая Ге — сюжеты, где есть тайна, загадка, где провозглашается вопрос, на который можно отвечать по-разному. Перед такими картинами нужно размышлять. Картины-сомнения. Сомнения обуревали и художника: «Я питал симпатии к Петру, но, изучив многие документы, увидел, что симпатий быть не может. Я взвинчивал в себе симпатии к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал».

Ни в одном из исторических документов не упоминается, что Пётр I когда-нибудь допрашивал сына один на один в Петергофе. Хотя дело не в исторической достоверности. Главное — в картине есть напряжение диалога. Молчаливого диалога отца и сына — в минуту, когда судьба последнего уже решена. Неслучайно эту сильную композицию режиссёр Владимир Петров постарается повторить в фильме «Пётр Первый». Царевич Алексей попал под колёса истории. Жертвой петровской воли стала мать Алексея Петровича. В жертву молодой империи пришлось отдать и его жизнь. Пётр настроен решительно и непреклонно, но и в его образе у Ге можно разглядеть отзвуки любви к сыну. Предполагаемая будущая казнь Алексея — трагедия для обоих героев Ге.

Картина снискала заслуженный успех. На выставке передвижников произведение Ге приглянулось императорской семье, и Александр II попросил оставить картину за собой. Однако она уже была продана Павлу Третьякову! Никто из свиты императора не осмелился доложить, что картина продана. Тогда в поисках выхода из сложившейся ситуации вельможи обратились к Ге и попросили его передать картину царю, а для Третьякова написать повторение. Так и случилось. Картину Ге можно увидеть и в Третьяковке, и в петербургском Русском музее.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai