История создания картины Врубеля "Пан". Пан картина


греческий Сатир или русский Леший?

Михаил Врубель был одним из самых талантливых и самобытных русских художников. Каждая его картина отличается эмоциональной глубиной и уникальным видением героев. Никто и представить себе не мог демона и сатира настолько прекрасными и сложными, как их видел Врубель. Его Фауст спокоен и умиротворен, Маргарита величава и прекрасна, а Мефистофель почти заботлив. Врубель не просто интерпретировал существующее, он создавал новые миры, в которых ничто не подчиняется предрассудкам и сложившемуся мнению.

Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира.

картина врубеля пан

Наследие художника

Михаил Врубель – русский художник-живописец, обладавший уникальным даром не только изображения реальности, а создания новых миров на холсте. Врубель прожил удивительно богатую, но в то же время беспокойную жизнь.

Его карьера видела немало взлетов и падений – критики попеременно называли его картины «ужасной мазней» и «гениальной симфонией цветов и форм», Академия Художеств неоднократно лишала его своего покровительства, только чтобы позже снова взять его под свое крыло. Весь свой сложный творческий путь Врубель прошел один – он никогда не был частью профессиональных товариществ, больших совместных проектов и определенных движений и направлений в живописи.

Сегодня творчество Михаила Врубеля является неотъемлемой частью русского искусства и представляет собой яркую, самобытную страницу в его истории. Многие искусствоведы прослеживают в картинах Врубеля влияние Высокого Возрождения, ранней византийской живописи, модернистских и импрессионистских веяний. Однако, как и при жизни художника, творчество Врубеля не только не имеет себе подобных, но и не может быть четко определено существующей в современном искусстве терминологией.

врубель пан описание картины

История Картины

Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Эти полотна изображают персонажей на фоне ночного пейзажа: например, такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Сирень», «Лебедь» и другие.

Многие из сюжетов своих полотен Врубель находил в театральных и балетных постановках, в путешествиях и рассказах о них, но самым богатым кладезем вдохновения для художника была литература. Картина Врубеля «Пан» создавалась под влиянием рассказа нобелевского лауреата Анатоля Франса «Святой Сатир». Рассказ настолько впечатлил Врубеля, что он написал картину за несколько дней - поверх неоконченного портрета своей супруги.

картина м врубеля пан

Картина Врубеля «Пан»: анализ

Полотна Врубеля не похожи ни на какие другие. Все в них – мотивы, тональная палитра, персонажи и даже отдельные мазки – уникальны и неповторимы. Предпочитая тусклые и непримечательные пейзажи, темные тона и глубокие сюжеты, Врубель сумел создать самых ярких персонажей русской живописи, среди которых Демон, Царевна-Лебедь и Пан. Картина Врубеля «Пан» по праву считается вершиной его «сказочной сюиты».

Кроме уникальности, самобытность художника заключается в том, что Врубель – исконно русский художник, влюбленный в свой фольклор, родные пейзажи и богатую культуру. Даже заимствованные у других культур сюжеты выходили из-под кисти мастера немного «обрусевшими».

Ни в одной картине эта тенденция не прослеживается так ярко, как в полотне «Пан». Описание картины Михаила Врубель «Пан» говорит лишь о «русском духе» - как в картине, так и в ее главном герое. На картине изображен полубог из древнегреческих мифов, однако совершенно ничего греческого в сюжете и композиции нет.

Михаил Врубель, «Пан»: описание картины

На фоне русского ночного пейзажа сидит, призадумавшись, персонаж, невероятно похожий на лешего; его принадлежность к эгейским мифам выдает лишь копыто. Именно оно говорит нам о том, что старик присел не на пенек, а на свои козлиные ноги, а посему не наш он леший. На этом отличия заканчиваются.

Даже козлиные копыта и название картины «Пан» не мешает зрителю видеть в сидящем сатире персонажа родного фольклора. Врубель заменил в своем Пане беззаботность на безмятежность, буйство на спокойствие, постоянную музыку на короткий момент тишины. Нет на картине и яркого разнообразия яств и вин, не носятся вокруг сатира прекрасные нимфы и дриады.

описание картины михаила врубель пан

Пан спокоен и немного грустен, его яркие голубые глаза сияют в ночи светом несказанных историй, нехоженых троп и прошедших дней. Нарядных смеющихся дриад ему заменяют тонкие белые березки, не менее прекрасные в своей тишине.

В целом и герой картины, и пейзаж, и цветовая палитра наполнены таинственными символами пленительного мира художника. Символизм Врубеля подчеркивается его интересом к двойственной природе сказочных существ. Во многих своих произведениях Врубель объединяет мистическое и человеческое, создавая единый неразделимый образ. Именно поэтому его «Пан», несмотря на безмятежность, спокойствие и добрый взгляд, все же олицетворяет силу и неизведанную мощь закулисного, волшебного мира.

fb.ru

История создания картины Врубеля "Пан" :: SYL.ru

Есть много известных картин, которые не раскрываются зрителю с первого взгляда. Сразу сложно оценить глубину полотна и проникнуть в замысел живописца. Именно такая картина Врубеля «Пан». Она известна общественности, так как висит в Третьяковской галерее, где хоть раз в жизни да был почти каждый россиянин. Многие люди обходят картину Врубеля стороной, считая ее странной. Другие же, наоборот, взгляда не могут оторвать от серо-голубых глаз старца. Что есть такого уникального в картине, которая не оставляет никого равнодушным?

Краткая биография художника

Михаил родился в семье офицера. Из-за профессии отца семье Врубеля приходилось часто переезжать. Впечатлительному мальчику нравилась смена обстановки, ведь он мог посмотреть новые места, познакомиться с интересными людьми. Но настоящих друзей у Михаила не было. Мальчик не был замкнут, но, как говорят сегодня, был «на своей волне».

Высшее образование М. Врубель получил в Петербургском университете, а после окончания поступил в Академию художеств. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. После окончания академии Михаилу повезло. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Ехать нужно в Киев, и Врубель с удовольствием принимает приглашение. В 1889 году работа над фресками успешно окончена, и Михаил едет в Москву. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля - «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.картина врубеля пан фото

Творчество художника было многогранно. Помимо живописи, Михаил занимался скульптурой. Его творения «Снегурочка», «Египтянка», «Лель» и многие другие находятся как в государственных музеях, так и частных коллекциях. В последние годы жизни художник ослеп. Это было тягостным бременем, которого творческая личность просто не перенесла. Врубель сошел с ума и жил в иллюзорном мире своих галлюцинаций. За ним ухаживала его жена. Скончался великий художник в 1910 году.картина врубеля пан

История создания картины «Пан»

Как и все лучшее в этом мире, самые значимые работы художники создают спонтанно. Вдохновившись какой-нибудь идеей, творческая личность может рисовать дни и ночи напролет, без еды и усталости. Именно такие картины и являются самыми ценными. Ведь они обнажают душу творца, который смог описать волнительную для себя идею в красках. Именно так и родилась картина Врубеля «Пан».

Художник с семьей приехал на отдых к известной в то время меценатке М. Тенишевой. Имение ее находилось в Орловской губернии. Здесь, вдали от крупных городов, художник планировал написать несколько портретов своей жены, и даже начал работу над первым из них. Но после прочтения книги французского автора А. Франсуа «Святой сатир» художник изменил свой эскиз. Вместо своей жены, он стал рисовать старого пана. Несмотря на внушительные размеры холста, 1240 x 1063 мм, работа шла быстро, и была закончена буквально за 4 дня.врубель пан описание картины

Описание картины

У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.

Идейным центром картина Врубеля «Пан» выступает голова старца. У мужчины средь белой копны волос явно видны рога. Мифическое существо, которое в интерпретации художника очень напоминает лешего, просто не может ими не обладать. Ведь рога – это признак нечистой силы, приблизительно такой же явный, как копыта и хвост.

Замысел художника

Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Как мы видим, старец не совсем обычный. Он изображен с рогами и с ногами, которые мало того что густо покрыты шерстью, да ведь еще и заканчиваются копытами. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет.

След в истории

Картина Врубеля «Пан», фото которой вы можете посмотреть выше, является одним из выдающихся произведений художника. Благодаря таким холстам, написанным в стиле символизма, хочется верить в чудо. Ведь сказка всегда должна присутствовать в жизни человека. Врубель считал своей задачей показать связь реального мира и мистического. Он хотел, чтобы люди перестали думать, что наша страна населена исключительно злыми духами.что держит пан на картине врубеля

Творчество художника оставило большой след в истории. До сих пор находятся подражатели его таланта. Ведь художник жив до тех пор, пока его творчество оказывает на кого-то влияние. Будем надеяться, что и дальше картины Михаила Врубеля будут вдохновением для творческих людей.

www.syl.ru

Врубель — «Пан» | Великие художники

Октябрь 24, 2012

картина врубеля: пан

Пан

1899; 124х106,3 см; холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея

Под влиянием идей мамонтовского кружка Врубель обращается к образам русских сказок. Поиски национальной души интересовали его не сами по себе: в национальном художник видел лишь форму — русское выражение общих мировых идей.

Картина «Пан» была написана в имении меценатки княгини Марии Тенишевой — селе Хотылево Орловской губернии. Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, но счистил почти законченный портрет и быстро написал на этом холсте новую картину.

Она возникла под впечатлением рассказа Анатолия Франса «Святой сатир» из цикла «Источник святой Клары», где собраны рассказы о художниках итальянского Возрождения, монахах и легенды средневековья. Врубеля поразил тот рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах.

Но «Пан» — это не античное божество, а русский леший. От греческого бога художник взял «козлоногость», рога на лысом лбу и свирель; голова с седой курчавой зарослью волос, усов, бороды, добрый чистый взгляд синих глаз превращают Пана в персонажа русских сказок. Порожденный врубелевской фантазией, он изображен на фоне вполне реального, написанного с натуры пейзажа, открывающегося с террасы хотылевского дома.

Врубель тонко подметил, что этот типичный русский пейзаж с лесной болотистой поляной, искривленными березами приобретает особенную таинственность в сумерки, когда над зарослями всходит огромный оранжево-желтый полумесяц. «Пан» был написан очень быстро, за два-три дня. Это объясняется тем, что Врубель приступил к окончательному воплощению замысла лишь тогда, когда все малейшие детали уже ясно сложились в его воображении.

Врубель — «Натурщица»

В Академии Врубель подружился с Валентином Серовым и Владимиром Дервизом, обнаружив много общего с ними в творческих интересах, особенно в работе акварелью. Однажды друзья уговорили Врубеля нанять натурщицу и написать ее в обстановке Ренессанса. Они были рады самому мотиву: простонародная натура — и классическая, ренессансная обстановка.

картина врубеля: натурщица

Натурщица в обстановке Ренессанса

1883; 35,5х24,4 см;бумага на картоне, акварель, белила, лакКиевский музей русского искусства

Работа над «Натурщицей» увлекла Врубеля больше, чем его друзей. Он с гордостью писал в письме: «Акварель, если будет так идти, как идет, то будет действительно вроде дорогой работы Фортуни, кличка которого все более за мной утверждается в Академии». В это время Врубель сильно увлечен виртуозной акварельной техникой испанского художника Мариано Фортуни (1838-1874), культ которого царит в мастерской Чистякова.

Цель этой акварели для Врубеля заключалась не в передаче характера, а в изучении форм предметов. Она радует глаз разнообразием узора и цвета роскошных драпировок, орнаментального фона. В ней очевидна жажда постижения красоты окружающего предметного мира. Стремление усилить звучание цвета толкало Врубеля на самые разнообразные технические приемы.

Он часто пренебрегал технологией материалов, бесцеремонно смешивал масло, акварель, гуашь, пастель, полагая, что для достижения определенных цветовых задач все средства позволительны: «Натурщица в обстановке Ренессанса» была покрыта гуммиарабиком (древесной смолой), который усиливал звучность цветов, придавал фактуре блеск. Гуммиарабик со временем растрескивается, губит работу, поэтому при реставрации в 1926 году он был снят.

(1856-1910) Михаил Врубель

Творчество Врубеля

Врубель: «Девочка на фоне персидского ковра»Девочка на фоне персидского ковраВрубель: «Орхидея»Орхидеяврубель: «ангел с кадилом и свечой»Ангел с кадилом и свечойврубель: «надгробный плач»Надгробный плачврубель: «тамара и Демон»Тамара и ДемонВрубель: «Демон (сидящий)»Демон (сидящий)врубель: «гадалка»Гадалкаврубель: «принцесса греза»Принцесса Грезаврубель: «царевна-лебедь»Царевна-Лебедь

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Пан (картина Врубеля) - это... Что такое Пан (картина Врубеля)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.

«Пан» — картина русского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, и относится к так называемым «ноктюрнам» Врубеля, среди которых так же «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи».Главной причиной появления этой работы Михаил Александрович называл своё впечатление от рассказа «Святой Сатир» французского писателя Анатоля Франса.

Сюжет

Пан — персонаж древнегреческой мифологии представлен на полотне ночью, на фоне типично русского пейзажа — тихих берёз, леса и реки. Да и само божество у Врубеля больше напоминает лешего из русских сказок.

Пейзаж освещает полурог луны, перекликаясь с рогами Пана. Доброту героя подчёркивают блестящие в сумраке ясные голубые глаза. В руке у него незаменимый атрибут — свирель.

Ссылки

Обозначения:* Неокончены  · † Утрачены
Церковная живопись
Вход в Иерусалим (1884) · Облачное Успение Богородицы (1884) · Сошествие Святого Духа на апостолов (1884) · Ангелы с лабарумами (1884) · Богоматерь с Младенцем (1885) · Погрудное изображение Христа (1884) · Святой Афанасий (1885) · Святой Кирилл (1885) · Архангел Гавриил (1884)

Орнаменты (1884—1885) · 5-й день творения мира · Воскресение Христово · *Сошествие святого духа на апостолов

Сошествие Святого Духа (1885) · Ангел с кадилом и свечой (1887) · Прощание Зары с Исмаилом · Воскресение (1887) · Христос в Гефсиманском саду (1887) · Иоанн Креститель (1904) · Шестикрылый Серафим (1904)

Wrubel-selfportrait.jpg
Живопись

Натурщик (1882—1883) · Натурщица в обстановке Ренессанса (1883) · Девочка на фоне персидского ковра (1886) · Надгробный плач (1887) · Восточный танец (1889) · Тамара в гробу (1890—1891) · Принцесса Греза (1896) · Египтянка · Гадалка (1895) · Маргарита (1896) · Муза (1900) · Лебедь (1901) · Кровать (1905) · Левая рука художника

Демоны

Демон сидящий (1890) · Голова Демона на фоне гор (1890) · Демон и Тамара (1890) · Тамара и Демон (1890—1891) · Демон летящий (1899) · Демон поверженный (1902) ·

Сказочные сюжеты

Князь Гвидон и Царевна-Лебедь · Восточная сказка (1886) · Микула Селянинович и Вольга (1898—1899) · Микула Селянинович (1895-1896) · Морская царевна (1897—1900) · Богатырь (декоративное панно) (1898) · Морской царь (1899—1900) · Царевна Волхова {1898) · Купава (1898—1899) · Прощание царя морского с царевной Волховой (1899) · Садко (1899—1900) · Царевна-Лебедь (1900) · Тридцать три богатыря (1901)

Мифология

Игры наяд и тритонов · Пан (1899) · Суд Париса (1893)

Иллюстрации

Свидание Анны Карениной с сыном (1878) · Гамлет и Офелия (1883) · Одиллия (1894) · Ромео и Джульетта (1895—1896) · Роберт и монахини (1896) · Пляска Тамары · Пророк (1899) · Дуэль Печорина с Грушницким · Полет Фауста и Мефистофеля

Пейзажи

Пирующие римляне (1883) · К ночи (1887) · Неаполитанская ночь (1891) · Италия (1891) · Испания (1894) · Море (1903) · Дерево у забора (1903—1904) · Дворик зимой (1903—1904) · Тени лагун {1905) · Фантастический пейзаж

Архитектура

Маска льва (1890-е) · Особняк Зинаиды Морозовой (1894–1895)

Натюрморты

Белая акация (1886—1887) · Орхидея {1886—1887) · Роза · Сирень (1900) · Сирень (1901) · Раковина (1904) · Кампанулы (1904) · Жемчужина (1904)

Автопортреты

Автопортрет (1880) · Автопортрет (1882) · Автопортрет (1904) · Автопортрет (1905)

Портреты Портрет Брюсова (1906) · Портрет доктора Усольцева · Портрет на фоне березок (1904) · Портрет Забелы-Врубель в туалете ампир (1898) · Портрет Забелы-Врубель в у рояля · Портрет Кончаловского · Портрет Саввы Мамонтова (1897) · Портрет Арцыбушева (1897) · Портрет сына (1902)
Учителя
Окружение
На Викискладе · Викицитатник

dic.academic.ru

Пан (картина Врубеля) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан. К:Картины 1899 года

«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].

Сюжет

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].

Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].

История создания

Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].

Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].

Источники

  1. ↑ 1 2 Видеркер В. В. [lib.nspu.ru/umk/69b8e0dea1048288/t6/ch2.html Концепция символизма в творчестве М. А. Врубеля.] (рус.). История и типология отечественного искусства XIX века. nspu.ru. Проверено 20 января 2015.
  2. ↑ [www.tanais.info/art/vrubel12more.html Михаил Врубель. «Пан».] (рус.). tanais.info. Проверено 20 января 2015.
  3. ↑ 1 2 [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/254 «Пан» в базе данных Третьяковской галереи] (рус.). tretyakovgallery.ru. Проверено 20 января 2015.
  4. ↑ Порожнякова Н. Е. [www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/S_myst_2007_4_25.pdf Образы низшей славянской мифологии в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX вв. (На примере произведений В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха, Е. Кульчицкой)] // Сучасне мистецтво. — 2007. — Вып. 4. — С. 310-311..
  5. ↑ 1 2 3 Армен Апресян. [cult.mos.ru/reviews/neizvestnye-istorii-znamenitykh-kartin/ Неизвестные истории знаменитых картин.] (рус.). cult.mos.ru. Проверено 20 января 2015.
  6. ↑ 1 2 [www.filoli.ru/artists/077-wrobel/pan.php «Пан» — 1899. Михаил Врубель.] (рус.). filoli.ru. Проверено 20 января 2015.
  7. ↑ Домитеева, 2014, с. 346.

Напишите отзыв о статье "Пан (картина Врубеля)"

Литература

  • Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014. — 480 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1458). — ISBN 978-5-235-03676-5.

Ссылки

  • [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/254 Картина «Пан»] в базе данных Третьяковской галереи  (Проверено 20 января 2015)
  • [opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-vrubel-pan/ Описание картины Михаила Врубеля «Пан»]  (Проверено 20 января 2015)

Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)

– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона. – Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям. – Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни. «Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. – Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь. Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови. Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал. – Ну что стали, подходи! Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его. – Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки. – Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту. – В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков. – Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик. – Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу. – Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки. Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.

wiki-org.ru

Пан (картина Врубеля) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан. К:Картины 1899 года

«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].

Сюжет

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].

Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].

История создания

Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].

Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].

Источники

  1. ↑ 1 2 Видеркер В. В. [https://lib.nspu.ru/umk/69b8e0dea1048288/t6/ch2.html Концепция символизма в творчестве М. А. Врубеля.] (рус.). История и типология отечественного искусства XIX века. nspu.ru. Проверено 20 января 2015.
  2. ↑ [http://www.tanais.info/art/vrubel12more.html Михаил Врубель. «Пан».] (рус.). tanais.info. Проверено 20 января 2015.
  3. ↑ 1 2 [http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/254 «Пан» в базе данных Третьяковской галереи] (рус.). tretyakovgallery.ru. Проверено 20 января 2015.
  4. ↑ Порожнякова Н. Е. [http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/S_myst_2007_4_25.pdf Образы низшей славянской мифологии в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX вв. (На примере произведений В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха, Е. Кульчицкой)] // Сучасне мистецтво. — 2007. — Вып. 4. — С. 310-311..
  5. ↑ 1 2 3 Армен Апресян. [http://cult.mos.ru/reviews/neizvestnye-istorii-znamenitykh-kartin/ Неизвестные истории знаменитых картин.] (рус.). cult.mos.ru. Проверено 20 января 2015.
  6. ↑ 1 2 [http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/pan.php «Пан» — 1899. Михаил Врубель.] (рус.). filoli.ru. Проверено 20 января 2015.
  7. ↑ Домитеева, 2014, с. 346.

Напишите отзыв о статье "Пан (картина Врубеля)"

Литература

  • Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014. — 480 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1458). — ISBN 978-5-235-03676-5.

Ссылки

  • [http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/254 Картина «Пан»] в базе данных Третьяковской галереи  (Проверено 20 января 2015)
  • [http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-vrubel-pan/ Описание картины Михаила Врубеля «Пан»]  (Проверено 20 января 2015)

Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)

– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам? – О, думаю убивать меня так просто не собираются... – горько улыбнулся кардинал. – Но ведь ещё до смерти в подвалах Караффы заставляют о ней молить... Не так ли? Уходите, мадонна! Я постараюсь выжить. И буду с благодарностью вспоминать вас... Я грустно оглядела каменную «келью», вдруг с содроганием вспомнив висевшего на стене, мёртвого Джироламо... Как же долго весь этот ужас будет продолжаться?!.. Неужели я не найду пути уничтожить Караффу, и невинные жизни будут всё также обрываться одна за другой, безнаказанно уничтожаемые им?.. В коридоре послышались чьи-то шаги. Через мгновение дверь со скрипом открылась – на пороге стоял Караффа.... Его глаза сверкали молниями. Видимо, кто-то из старательных слуг немедля доложил, что я пошла в подвалы и теперь «святейшество» явно собиралось, вместо меня, выместить свою злость на несчастном кардинале, беспомощно сидевшем рядом со мной... – Поздравляю, мадонна! Это место явно пришлось вам по душе, если даже в одиночестве вы возвращаетесь сюда! – Что ж, разрешите доставить вам удовольствие – мы сейчас покажем вам милое представление! – и довольно улыбаясь, уселся в своё обычное большое кресло, собираясь наслаждаться предстоящим «зрелищем»... У меня от ненависти закружилась голова... Почему?!.. Ну почему этот изверг считал, что ему принадлежит любая человеческая жизнь, с полным правом отнять её, когда ему заблагорассудится?.. – Ваше святейшество, неужели и среди верных служителей вашей любимой церкви попадаются еретики?.. – чуть сдерживая возмущение, с издевкой спросила я. – О, в данном случае это всего лишь серьёзное непослушание, Изидора. Ересью здесь и не пахнет. Я просто не люблю, когда мои приказы не выполняются. И каждое непослушание нуждается в маленьком уроке на будущее, не так ли, мой дорогой Мороне?.. Думаю, в этом вы со мной согласны? Мороне!!! Ну, конечно же! Вот почему этот человек показался мне знакомым! Я видела его всего лишь раз на личном приёме Папы. Но кардинал восхитил меня тогда своим истинно природным величием и свободой своего острого ума. И помнится мне, что Караффа тогда казался очень к нему благожелательным и им довольным. Чем же сейчас кардинал сумел так сильно провиниться, что злопамятный Папа смел посадить его в этот жуткий каменный мешок?.. – Ну что ж, мой друг, желаете ли вы признать свою ошибку и вернуться обратно к Императору, чтобы её исправить, или будете гнить здесь, пока не дождётесь моей смерти... которая, как мне стало известно, произойдёт ещё очень нескоро... Я застыла... Что это означало?! Что изменилось?! Караффа собирался жить долго??? И заявлял об этом очень уверенно! Что же такое могло с ним произойти за время его отсутствия?.. – Не старайтесь, Караффа... Это уже не интересно. Вы не имеете права меня мучить, и держать меня в этом подвале. И вам прекрасно это известно, – очень спокойно ответил Мороне. В нём всё ещё присутствовало его неизменное достоинство, которое когда-то меня так искренне восхитило. И тут же в моей памяти очень ярко всплыла наша первая и единственная встреча... Это происходило поздно вечером на одном из странных «ночных» приёмов Караффы. Ожидавших уже почти не оставалось, как вдруг, худой, как жердь, слуга объявил, что на приём пришёл его преосвященство кардинал Мороне, который, к тому же, «очень спешит». Караффа явно обрадовался. А тем временем в зал величественной поступью входил человек... Уж если кто и заслуживал звания высшего иерарха церкви, то это был именно он! Высокий, стройный и подтянутый, великолепный в своём ярком муаровом одеянии, он шёл лёгкой, пружинистой походкой по богатейшим коврам, как по осенним листьям, гордо неся свою красивую голову, будто мир принадлежал только ему. Породистый от корней волос до самых кончиков своих аристократических пальцев, он вызывал к себе невольное уважение, даже ещё не зная его. – Готовы ли вы, Мороне? – весело воскликнул Караффа. – Я надеюсь, что вы порадуете Нас своими стараниями! Что ж, счастливой дороги вам, кардинал, поприветствуйте от Нас Императора! – и встал, явно собираясь удалиться. Я не выносила манеру Караффы говорить о себе «мы», но это была привилегия Пап и королей, и оспаривать её, естественно, никто никогда не пытался. Мне сильно перечила такая преувеличенная подчёркнутость своей значимости и исключительности. Но тех, кто такую привилегию имел, это, конечно же, полностью устраивало, не вызывая у них никаких отрицательных чувств. Не обращая внимания на слова Караффы, кардинал с лёгкостью преклонил колено, целуя «перстень грешников», и, уже поднимаясь, очень пристально посмотрел на меня своими яркими васильковыми глазами. В них отразился неожиданный восторг и явное внимание... что Караффе, естественно, совершенно не понравилось.

o-ili-v.ru


Смотрите также