Фреска «Парнас». Парнас картина


Фреска «Парнас» — Artrue

Год: 1511.Тип: фреска.Размеры: 670 см (260 дюймов) в ширину.Место нахождения: Ватикан.

Парнас, Рафаэль СантиПарнас, Рафаэль Санти

Дебют Рафаэля в залах Ватикана был потрясающим. Папа Юлий II поручил ему работу над фресками так называемых «Станцев» — четырех помещений 2-го этажа Ватиканского дворца, бывших резиденциями Пап с 1515 до 1585 года. Как известно, первой его задачей было украшение Станцы делла Сеньятура.

Парнас

Работа является фреской в стиле итальянского Высокого Возрождения(датируется концом 15 века первая четверть 16 века). Известна за авторством Рафаэля.

Станцы, РафаэльСтанцы, РафаэльСтанцы Рафаэля

Фреска покрывает все стены помещения и показывает четыре области человеческого знания: философию, религию, поэзию и право. Именно поэзию символизирует «Парнас«.

Парнас. ФрагментПарнас. ФрагментФреска изображает древнегреческую мифологическую гору в Аркадии, где жил Аполлон; он находится в центре и музицирует (используется современная лира «да браччо», а не классическая), в окружении девяти муз, девяти поэтов из древности и девять современных поэтов. Аполлон вместе с музами поэзии (Калиоппа), танца и вокала(Терпсихора), святых гимнов(Полигимния), музыки(Эвтерпа), астрономии (Урания), истории (Клио) и другими, вдохновляет писателей, находящихся вокруг, на творчество. В числе слушателей можно разглядеть Вергилия, Петрарку, Данте Алигьери(известным своей «Божественной комедией«) и прочих поэтов эпохи.

Парнас, Рафаэль, фрагментПарнас, Рафаэль, фрагмент

Рафаэль использовал лицо Лаокоона классической скульптуры «Лаокоон и дети его», раскопанной в 1506 году (в темно — синем халате слева от центра). Но выражает персонаж слепоту, а не боль.

Парнас. ФрагментПарнас. ФрагментПарнас. Фрагмент.

artrue.ru

Рафаэль Санти.ПАРНАС. | Волшебная сила искусства

 Меня заинтересовала одна из фресок Рафаэля ПАРНАС,которая находится в одном из Парадных залов Ватикана.

            Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

  В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость,Мера и Сила.") (1509-1511 гг.)

 В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди величественных архитектурных декораций и пейзажа.

       Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном.

Но мы остановимся только на одной из фресок ПАРНАС.

             Фреска посвящена теме поэзии. В центре фрески изображена гора Парнас, где вокруг Аполлона, играющего на виоле в окружении муз, собрались поэты и литераторы всех времен, от Гомера, Вергилия и Сафо до Петрарки, Данте и современников Рафаэля.                В греческой мифологии Парнас - гора в Аркадии, место обитания Аполлона и Муз. В переносном смысле Парнас - мир поэзии, поэтов. На Парнасе берет начало священный Кастальский ключ, источник поэтического вдохновения.

 

Вокруг Апполона в центре собрались музы. Девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, покровительницы разных областей науки и искусства:

Каллиопа - эпическая поэзия, Эвтерпа - лирика, Эрато - любовные песни, Мельпомена - трагедия, Талия - комедия, Терпсихора - танец, Клио - история, Урания - астрономия, Полигимния - священные гимны.         У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

Апполон.

             В греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето; целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств, прорицатель (оракул в Дельфах). В роли бога поэзии и музыки Аполлон обитает на горе Парнас в обществе девяти муз; отсюда одно из его имен - Аполлон Мусагет.

2 КАЛИОППА- муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы)

3 ЭРАТО- муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов).

4 МЕЛЬПОМЕНА- муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке.

  5 ТЕРПСИХОРА- муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом.

  6 ПОЛИГИМНИЯ- муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент.

 

Калиоппа.

7 КЛИО- муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой.

  8 ТАЛИЯ- муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века - c комической маской.

  9   ЭВТЕРПА- муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом.

  10 УРАНИЯ- муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.

Эрато.

        

   11-САПФО (VII - VI века до н.э.) - древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос . Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики - темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты.

Портрет САПФО был найден и в ПОМПЕЯХ.

12-    АЛКЕЙ (VII - VI века до н.э.) - древнегреческий поэт. Был вместе с Сапфо представителем эолийского мелоса (лирической песни). Среди поэтических творений Алкея также бравурные военные песни (стасиотика), застольные песни (сколия) для аристократических пиршеств мужчин, любовные песни и гимны в честь богов.

13 -КОРИННА (VI - V века до н.э.; по другим данным ок. 200 до н.э.) - древнегреческая поэтесса из Танагры (Беотия). В основе произведений лежат сказания о родной Беотии; при этом поэтесса пользовалась своим родным беотийским диалектом. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

 

14 ПЕТРАРКА (1304-1374), итальянский поэт и гуманист. "Канцоньере" ("Книга песен") - сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. Кроме этого, он написал поэмы "Африка" (1339 - 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне, и "Буколики. Он был признан одним из самых великих ученых своего времени.

    16 Анакреон ок. 582 - ок. 485 до н.э.) - древнегреческий поэт-лирик, "певец любви". Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Ее мотивы - сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон - тяготы старости и предчувствие смерти.

    18 ГОМЕР- (ок. 800 до н. э.) - древнегреческий эпический поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство "Илиады" и "Одиссеи". Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов.    17 ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ,(1265-1321) - самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы, первоначально называвшейся "Комедией", а, позже названной "Божественная комедия". Это гениальное творение средневековой литературы - глубокое христианское видение преходящей и вечной судьбы человека.

19    Вергилий. (70 - 19 до н. э.), римский поэт. Его сборник "Буколики" ("Пастушеские песни") рисует идиллический мир пастушеской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию. .         Данте и Вергилий смотрят друг на друга. Соединение этих фигур представляется совершенно ясным и оправданным: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу, описанию которого посвящены первые две части "Божественной комедии", спутником и проводником Данте был именно Вергилий.

21-28

 

21 Аристо Вергилико.(1474 - 1533) итальянский поэт. Исповедовал идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Автор комедий нравов ("Шкатулка", 1508 - 25; "Чернокнижник", 1520). Главным творением является "Неистовый Роланд" (1516).22.Бокаччо Джованни.(1313 - 1375) - итальянский писатель. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов. В книге новелл "Декамерон" (1350 - 1353, опубликован 1470) - гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя - "естественного человека", гармоничного и прекрасного от природы.

23 Тибул Альбий(50 - 19 (17) до н. э.) - римский поэт из аристократического рода. В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием. Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. Чистый и в высшей степени изящный язык, которым написаны его двустишия, позволил ему уже в древности стать выдающимся римским элегиком.

  24 Проперций(ок. 47 до н. э. - 15 до н. э.) - римский поэт. Не обладая честолюбием и не стремясь ни к политической, ни к военной карьере, он жил в Риме, целиком отдаваясь поэзии. Стихи Проперция отличаются печальным настроением, сердечной эмоциональностью, душевностью, его язык порой загадочен и теме.

25 Тибальди Антонио (1463 - 1527) - итальянский поэт и литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и, наконец, в Риме в период правления папы Льва X. Он лишился своего имущества во время разграбления Рима, оставил описание разграбления Рима, во время которого потерял все.

  26 Санадзаро Джакопо.(1456 - 1530) итальянский поэт. Его пасторальный роман "Аркадия" (1504) был весьма популярным памятником итальянской литературы.

 27 ГОРАЦИЙ  (65 - 8 до н.э.) - римский поэт. Сын вольноотпущенника. В книгах сатир, од, посланий - философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера; воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности - "золотой середины" (выражение, восходящее к Горацию).  Знаменитый "Памятник" Горация породил множество подражаний (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.).

 28 ПИНДАР(около 518 - 442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Эти два столпа древнегреческой лирики расположились - симметрично - у основания Парнаса.

ИНТЕРЕСНО,А КОГО БЫ ВЫ ВОДРУЗИЛИ НА СВОЙ ПАРНАС?

maxpark.com

АНДРЕА МАНТЕНЬЯ "Марс и Венера, или Парнас".: salman_spektor

АНДРЕА МАНТЕНЬЯ "Марс и Венера, или Парнас".1506. Холст, 159 х 192 см. Лувр 18+

В 90-х годах XV века маркиза Изабелла д’Эсте супруга маркграфа Мантуи Франческо II Гонзага - любительница искусств, прозванная «примадонной Возрождения» решила создать для коллекции картин специальный кабинет (Студиоло д’Эсте). Работы для художественного оформления кабинета продолжались около двадцати лет. Две картины были созданы Мантенья, одну написал Перуджино («Битва Любви и Невинности»), две – («Царство Комуса», и «Изабелла д'Эсте в царстве Гармонии» аллегория двора Изабеллы») Лоренцо Коста Старший. Завершился цикл двумя картинами Корреджо («Аллегория добродетелей» и «Аллегория грехов»)На протяжении веков картины распродавались наследниками и, в конце концов, в 1800 году были приобретены правительством Франции. Сейчас они входят в коллекцию Лувра.Картинами написанные Мантенья являются «Парнас», созданный художником в 1497году и «Триумф Добродетели» (Минерва изгоняет грехи из сада Добродетелей), 1502 год Более подробно я остановлюсь на картине «Парнас» Мать Изабеллы позаботилась о прекрасном образовании для своей дочери. Ей преподавали латынь, греческую, римскую историю, классическую литературу. Она музицировала. Занималась астрологией, знала географические карты. В 16 летнем возрасте Изабелла вышла замуж за маркиза Мантуи Франческо II Гонзага. Отношения между супругами были сложными. Предводитель наемников, постоянно оказывавший военные услуги иностранным государям, часто оказывался вне дома, и молодой правительнице приходилось управлять самостоятельно. Её любовь к античному наследию определил выбор Мантенья для оформления кабинета, а тема « Парнаса» давала возможность отобразить в аллегорической форме супружеские взаимоотношения и атмосферу, сложившуюся при дворе.Напомню. По древнегреческим мифам Парнас – горная гряда, по склону одной горы из которой сбегал «Кастальский источник» - «ключ поэтического вдохновения», место обитания бога искусств Аполлона и 9 муз или «парнасских сестёр»: «…вдохновительниц священных гимнов (Полигимния), эпической поэзии (Каллиопа), лирики (Эвтерпа), любовных песен (Эрато), трагедии (Мельпомена), комедии (Талия), танцев (Терпсихора), истории (Клио), астрономии(Урании). Однажды Аполлон, увидав нимфу Касталию, воспылал к ней любовью. Но та, сбегая от Аполлона, исчезла в горном ручье, который впоследствии бог искусств наделил чудесным свойством: каждый отведавший воды из него наделялся поэтическим даром.

Сюжет картины насыщен мифическими героями. У левого края– Аполлон оплакивающий Касталью. Над ним в пещере владыка царства мёртвых Плутон ссылает проклятья Венере, отвергнувшей его любовь. В центре картины на возвышенности разыгралась аллегорическая сцена из жизни Марса и Венеры, напоминающая часто повторяющиеся эпизоды из жизни четы Гонзаго, В руке у Марса копье с острием вверх. Его удел война и смерти. За ним виднеются города, которые можно разрушить и Плутон, который охотно примет к себе погибших. В руках Венеры стрела, поражающая только любовью и способствующая появлению новых жизней. За супружеским ложем, со стороны Венеры растёт лимонное дерево с одним лимоном, намёк на беременность Изабеллы. У подножия возвышенности, на одной оси с Венерой Мантенья поместил саму юную правительницу. Её животик заметно округлён. Нимфы пытаются увлечь её в печальный хоровод. Но взгляд её вопрошающе направлен в сторону Меркурия - бога торговли, разума и богатства, который призывает её в прекрасные края, виднеющиеся за Меркурием, где протекает Кастальский источник наделяющий животворящими, творческими силами, где на ещё не заселённых склонах можно построить новые поселения и возродить жизнь.А впереди художник изобразил кроликов - символ размножения.

Используемые материалы :

https://ru.wikipedia.org /wiki/Студиоло_д’Эстеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Изабелла_д’Эстеhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/ 2025/Парнасhttp://bibliotekar.ru/muzeumLuvr/17.htmhttp://psipower.ru/index/pluton_kharakteristika_plutona_pluton_v_astrologii_i_mifologii/0-230

salman-spektor.livejournal.com


Смотрите также