Иллюстрации к главе "Мог стать художником..." (в 3-х частях). Пастернака картины


Леонид Пастернак - Журнал обо всём

. Это цитата

Художник Леонид Пастернак.

Леонид Осипович ПАСТЕРНАК 22 марта 1862 Одесса - 31 мая 1945 Оксфорд 

                                          Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Леонид Пастернак К родным 1891 г..

Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен – Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, – установить не удалось).

Леонид Пастернак (фото 1880 г.)Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.

         Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

         Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого "мецената": это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.

                Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.               После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.

 

 Л.О.Пастернак с женой Розалией  Исидоровной                    Розалия в 13 лет

 

 

 

Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.

 

 

 

Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Вести с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

         Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными. В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэт. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.

 Л.О.Пастернак с женой и сыновьямиЛ.Пастернак. Сыновья  Борис и Александр              Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века. Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения".

Л.Пастернак Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

           Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.           На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.

 .       Портрет Льва Толстого  Л.Пастернак.Под лампой,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г.  Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". За чтением. Нехлюдов читает Катюше.Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". В зале суда

    Художник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

       Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).

                                          

                                                                                                                                                                         В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.  В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

Л.Пастернак Автопортрет в желтом халатеЛорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года. Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

Вот несколько наиболее известных его работ:

 Л.Пастернак За работой. Этюд

   Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.

Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж

Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.

      На берегу, 1906 г.

  

       В интерьере. 1907г.

      У окна.Осень.1913 г.

Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928 

 

 

 

 

           Портрет Е.Левиной.1917 г.

 Л.Пастернак.  Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г.

 

       Золотая осень.Воровьёвы горы

Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени – ушедшего из жизни: «Прощай, размах крыла расправленный, \ Полета вольное упорство, \ И образ мира, в слове явленный, \ и творчество, и чудотворство».

Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца – живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали.

Материалы с сайтов:http://www.peoples.ru/art/painter/pasternak/ http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=143 http://ru.wikipedia.org/wiki/     http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer17/Batkin1.php

kolybanov.livejournal.com

Пастернак Леонид Осипович: картины, биография

Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.

Детство

Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 - годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять творческие способности. Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.

Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.

пастернак леонид осипович

Жизнь за границей

Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.

Первые публикации

Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.

На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.

леонид осипович пастернак картины

Личная жизнь

В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.

Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.

Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.

художник леонид осипович пастернак

Признание

В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Павел Третьяков. Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.

После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и академическому рисунку, но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.

Работа в журнале

С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.

Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.

пастернак леонид осипович биография

Создание портретов

Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.

Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.

пастернак леонид осипович портрет сына

Международный успех

Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, Н. Касаткин и К. Коровин. Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, Василий Ключевский стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.

Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.

После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на творчество Пастернака. Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».

пастернак толстой в кругу семьи

Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.

Жизнь вне Родины

Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.

С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.

пастернак леонид осипович дети

В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» - одно из самых известных своих творений.

Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.

Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.

На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.

загрузка...

worldfb.ru

Иллюстрации к главе "Мог стать художником..." (в 3-х частях): biograph_ps

Оглавление. Часть I

3. Рисунки Бориса Пастернака "Мне 13 лет", - написал юный художник на развороте альбомчика со своими рисунками. Такие малоформатные альбомчики, напоминающие записные книжки, Леонид Осипович всегда держал при себе, занося в них наброски с натуры и свои мысли. Один из сохранившихся в бумагах отца альбомчиков оказался заполненным рисунками старшего сына.Первые - выполнены Борисом 2 апреля 1903 года во время поездки с отцом в Петровское-Разумовское.

Б. Л. Пастернак. "Петровское-Разумовское. Художник у ворот". 2 апреля 1903 г.Не исключено, что за этюдником изображен Л. О. Пастернак.

Борис Пастернак. "Петровское-Разумовское". 2 апреля 1903 г.

Дома, в Москве, Борис нарисовал сестренку за столом у самовара, няню и брата Шуру.

Борис Пастернак. "Жоня за столом". 6 апреля 1903 г.

Борис Пастернак. "Няня". 29 апреля 1903 г.

Борис Пастернак. "Шура". 3 мая 1903 г.Младший брат изображен в форме гимназиста. Он недавно выдержал вступительные экзамены в ту же гимназию, в которой учился Борис.

По датам рисунков можно догадаться, что в первых числах июня семья Пастернаков перебралась в Оболенское. И сразу же в альбомчике появляются новые рисунки.

Борис Пастернак. "Оболенское. Вагоны остановившегося поезда". 7 июня 1903 г.

Младший брат Бориса вспоминал, что вскоре после их приезда в Оболенское скорый поезд, проходивший ежедневно в пятом часу пополудни, внезапно остановился и долго стоял в лучах склонявшегося к западу солнца, подавая сигналы тревоги, потому что кто-то то ли в отчаянии бросился с площадки вагона и разбился насмерть, то ли попал под поезд, неосторожно переходя пути. Происшествие встревожило обоих братьев и крепко запало им в память. Именно в "пятичасовой скорый" посадил Борис Леонидович спустя много лет отца героя своего романа Юрия Живаго.

"Подумайте, только шестой час, - сказал Иван Иванович, - Видите, скорый из Сызрани. Он тут проходит в пять с минутами".Вдали по равнине справа налево катился чистенький желто-синий поезд, сильно уменьшенный расстоянием. Вдруг они заметили, что он остановился. Над паровозом взвились белые клубочки пара. Немного спустя пришли его тревожные свистки."Странно, - сказал Воскобойников, - что-нибудь неладное. Ему нет причины останавливаться там на болоте. Что-то случилось".

Случилось то, что бросившийся с площадки вагона отец Юрия Живаго разбился насмерть. Высыпавшие из остановившегося поезда пассажиры с удивлением разглядывали незнакомую местность, которая, как им казалось, "возникла только что благодаря остановке, и болотистого луга с кочками, широкой реки и красивого дома с церковью на высоком противоположном берегу не было бы на свете, не случись несчастья". <"Доктор Живаго", ч. 1, "Пятичасовой скорый".>

Борис Пастернак. "Вид из окна дачи в Оболенском". 5 июня 1903 г.

Борис. Пастернак. "Дача в Оболенском". 20 июля 1903 г.

Интересно сравнить рисунок Бориса с фотографией дачи сделанной тем летом в Оболенском.

Борис Пастернак. "Оболенское. Железнодорожный мост через Протву". 5 июня 1903 г.

Как видно маленький художник примостился рядом с отцом. Набросок Леонида Осиповича с видом на железнодорожный мост сделан в том же ракурсе.

Л. О. Пастернак. "Оболенское. Железнодорожный мост через Протву".

А это фотография реки Протвы и железнодорожного моста выполнена уже в наши дни правнуком художника Петром Пастернаком.

П. Пастернак. Фотография реки Протвы. 1983 г.

Время внесло свои коррективы. Кусты вдоль реки превратились в могучие ветлы. Изменилась растительность и на холме, где стояли дачи. Несколько берез по склону служили напоминанием о прежнем березовом лесочке. А от дач на холме остались только следы фундамента. Зато наличествуют многочисленные ямы от воронок. Здесь вовсю похозяйничали время и война.

В июле на даче поселилась приехавшая из Петербурга сестра Леонида Осиповича с детьми Ольгой и Александром.

Борис Пастернак. "Оля". 16 июля 1903 г.

Как видно, она позирует Леониду Осиповичу, чей мольберт виден в правой стороне рисунка. Художник не утомлял натурщицу долгими сеансами, его набросок с натуры - своеобразная дневниковая запись.

Л. О. Пастернак. "Анна Осиповна и Оля Фрейденберги в Оболенском". 1903 г.

Всего в альбомчике 32 рисунка Бориса, сделанных в 1903 году. В том году, когда в жизнь мальчика, старательно копирующего занятия отца-художника, вошла музыка, надолго став предметом страсти и способом выражения действительности языком искусства.

Продолжение следует

biograph-ps.livejournal.com

Картины и темы книг Пастернака

Роман “Доктор Живаго” Пастернак считал главным делом своей жизни. Пережив ожесточенную травлю, он в декабре 1957 г. писал Е. А. Благининой, что, несмотря на испытания, его не покидает радость: “Мне посчастливилось высказаться полностью, и художник оказался и в моем случае незатертым и нерастоптанным”. Пастернак приступил к подготовке книги стихов “Когда разгуляется” (1956-1958) в 1956 г. Поэт собирался включить в книгу стихи, написанные за последний год. Среди них было программное для позднего Пастернака стихотворение “Быть знаменитым некрасиво”. В стихотворении слышны торжествующие ноты выполнившего предназначение человека, который отказывался от своего прошлого в пользу будущего. В стихах 1956 г. поэт продолжил разработку своих сквозных тем: верность жизни как высшему началу, природе, одухотворенной человеком. Эти стихи были тесно связаны с переделкинским циклом 1941 г. В 1957 г. было написано стихотворение “Снег идет”, в котором автор вновь обращается к любимому образу снегопада, стремясь передать неостановимое, как время, движение падающего снега. Работу над книгой прервала болезнь. Он пробыл в больнице и санатории с марта по август 1957 г., а после болезни закончил “Вакханалию”. Сборник избранных стихотворений планировался на 1957 г., но его издание из-за скандала с романом было приостановлено на несколько лет.

Пастернак продолжал отделку стихов для книги и переписывал их в тетрадь, получившую название “Когда разгуляется”. Он взял для нового сборника эпиграф из прозы Марселя Пруста. У Пруста Пастернак обнаружил такое отношение ко времени, при котором прошлое всегда продолжает существовать, оставаясь частью настоящего. Подобное понимание прошлого составляет смысл книги “Когда разгуляется”. В эпиграфе книга названа кладбищем с надписями забытых имен. В связи с этим особый смысл приобретает в последней книге Пастернака образ “души-скудельницы”. “Картины и темы этой книги, – пишет о ней сын поэта Евгений Борисович, – озарены светом и опытом пережитого, ощущением близости конца и верности долгу, радостным и полным достоинства сознанием независимости своего пути”. В 1958 г. после новой болезни Пастернак пишет стихотворения “За поворотом” и “Все сбылось”. В них устремленность в будущее, несмотря на предчувствие смерти, наполнена радостью, так как предполагает встречу с вечностью. В стихах весны 1958 г. “Далекая слышимость”, “Готовность”, “Будущее”, “За поворотом”, “Все сбылось” продолжает по-новому звучать характерное уже для раннего творчества поэта желание “не исказить голоса жизни, звучащего в нас”.

rus-lit.com

Пастернак Леонид Осипович: картины, биография

Искусство и развлечения 9 мая 2016

Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.

Детство

Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 - годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять творческие способности. Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.

Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.

пастернак леонид осипович

Жизнь за границей

Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.

Видео по теме

Первые публикации

Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.

На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.

леонид осипович пастернак картины

Личная жизнь

В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.

Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.

Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.

художник леонид осипович пастернак

Признание

В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Павел Третьяков. Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.

После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и академическому рисунку, но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.

Работа в журнале

С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.

Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.

пастернак леонид осипович биография

Создание портретов

Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.

Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.

пастернак леонид осипович портрет сына

Международный успех

Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, Н. Касаткин и К. Коровин. Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, Василий Ключевский стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.

Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.

После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на творчество Пастернака. Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».

пастернак толстой в кругу семьи

Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.

Жизнь вне Родины

Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.

С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.

пастернак леонид осипович дети

В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» - одно из самых известных своих творений.

Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.

Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.

На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Театральный режиссёр Павел Осипович Хомский: биография, личная жизньИскусство и развлечения Театральный режиссёр Павел Осипович Хомский: биография, личная жизнь

Большое количество званий и профессий имел выдающийся человек Павел Осипович Хомский. Он был известным режиссером, народным артистом РСФСР, художественным руководителем Государственного академического театра имени Мос...

Писатель Леонид Максимович Леонов: биография, особенности творчества и интересные фактыИскусство и развлечения Писатель Леонид Максимович Леонов: биография, особенности творчества и интересные факты

В отечественной культуре его место определилось сразу - русский классик, писатель, открывший в литературе социально-философское направление. Кто он? Леонид Максимович Леонов. Творчество его многогранно и многопроблемн...

Скульптур и художник Михаил Осипович Микешин: биография, особенности творчества и интересные фактыИскусство и развлечения Скульптур и художник Михаил Осипович Микешин: биография, особенности творчества и интересные факты

Вторая половина 19 века в нашей стране ознаменовалась созданием великолепных произведений изобразительного искусства, авторами которых стали И. Репин, И. Крамской, В. Перов, И. Айвазовский и многие другие русские худо...

Американская художница Georgia O'Keeffe (Джорджия О’Кифф): картины, биографияИскусство и развлечения Американская художница Georgia O'Keeffe (Джорджия О’Кифф): картины, биография

Georgia OʹKeeffe известна как «мать американского модернизма». Ее работы интерпретировали по Фрейду, но сама она не признавала подобных аналогий. Она любила рисовать цветы и листья, пейзажи со скалами, и в...

В. Л. Боровиковский, художник: картины, биографияИскусство и развлечения В. Л. Боровиковский, художник: картины, биография

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII – начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культ...

Константин Маковский: жизнь и творчество художника. Константин Маковский: лучшие картины, биографияИскусство и развлечения Константин Маковский: жизнь и творчество художника. Константин Маковский: лучшие картины, биография

Биография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром – известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самос...

Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные фактыИскусство и развлечения Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные факты

Выдающийся французский живописец, скульптор, график Пьер Огюст Ренуар прожил длинную и плодотворную жизнь. За свою жизнь он создал более тысячи живописных произведений, цена которых на аукционах сегодня составляет от ...

Мауриц Корнелис Эшер: картины, биографияИскусство и развлечения Мауриц Корнелис Эшер: картины, биография

Кроме художественной одаренности, Мауриц Эшер обладал уникальным даром, который развивал всю свою жизнь, а именно – умением смотреть на мир и видеть его под необычным углом зрения. Это большая редкость – у...

Эжен Делакруа, картины, биографияИскусство и развлечения Эжен Делакруа, картины, биография

Художник Эжен Делакруа, картины которого выставлены во многих музеях Франции и мира, является представителем романтической школы. На его полотнах изображены эмоциональные моменты из жизни человечества в разные эпохи. ...

Леонид Куравлев: фильмография, биография, лучшие ролиИскусство и развлечения Леонид Куравлев: фильмография, биография, лучшие роли

В 2016 г. Леонид Куравлев, фильмография которого насчитывает более двухсот киноработ, отпразднует свое 80-летие. Куравлев является одним из самых видных артистов Советского Союза. Экранные герои Леонида Вячеславовича ...

monateka.com

Борис Пастернак и живопись

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января [10 февраля] 1890 года в Москве — умер 30 мая 1960 в Переделкино. "В сущности, едва ли не все произведения Бориса Леонидовича Пастернака были сочинения об искусстве: стихи, проза, письма..." В.Ф.Асмус, "Творческая эстетика Бориса Пастернака. Начну с ... портрета, написанного отцом Бориса, художником Леонидом Борисовичем Пастернаком, ну и с того, что самой мне кажется важным - об умении прощать.

1917. Портрет работы Леонида Пастернака

Учись прощать... Молись за обижающих,Зло побеждай лучом добра.Иди без колебаний в стан прощающих,Пока горит Голгофская звезда.Учись прощать, когда душа обижена,И сердце, словно чаша горьких слез,И кажется, что доброта вся выжжена,Ты вспомни, как прощал Христос.Учись прощать, прощать не только словом,Но всей душой, всей сущностью своей.Прощение рождается любовьюВ творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.Великодушье лечит, как бальзам.Кровь на Кресте за всех пролита.Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

1952 годО чем подумалось, читая стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака с практичеки библейским содержанием? Мне о многом, о его бедах, обидах, о том, что с ним поступили почти так же, как Каин поступил с Авелем... А он все это терпел... И, наверное, действительно простил... И вспомнился другой библейский сюжет, которому отдали должное многие замечательные художники - прощение отцом заблудшего, загулявшего, ленивого и недостойного сына, приползшего к отцу только тогда, когда не осталось у него другого выбора... и ОТЕЦ простил, возложил руки и простил... Думаю, что и я, и остальные, да и Пастернаки, и отец, и сын, выбирая из множества картин "Прощение блудного сына" выбрали бы именно Рембрандта. Рембрандт, 1669 год «Возвращение блудного сына».1668-69.Гос.Эрмитаж.

Рембрандт. 1636 год. Офорт «Возвращение блудного сына»1636 год. Офорт «Возвращение блудного сына» (700x685, 277Kb)Почему? Кроме того, что это самое лучшее воплощение сюжета самым талантливым автором, пропустившим многое через свою собственную жизнь, и блестяще передавший нам свои чувства и мысли, есть еще одно обстоятельство. Не надо забывать, что Леонид Пастернак в 1923 году в берлинском издательстве С.Д. Зальцмана опубликовал философско-эстетическое эссе «Рембрандт и еврейство в его творчестве», написанное Леонидом Осиповичем еще в Москве. Аот цитата, показывающая нам отношение отца Бориса к этому художнику: «А вот и Рембрандт… и я, как поражённый неожиданным чем-то, стою… и всё ещё стою, не двигаясь, с занявшимся дыханием перед единственным в своём роде «Благословением Якова»… По мастерству живописи, трактовке и гармонии тонов это один из лучших его шедевров, потому что в нём все отличительные свойства Рембрандтовского обаяния сошлись с исключительною полнотой и тонкостью, и никакой репродукции этого не передать… Я уходил и снова возвращался к нему. Начальный мой восторг, естественный у художника перед таким живописным шедевром, стал отступать перед более сильным душевным волнением. Где-то в глубине души что-то было затронуто… Иное, более родное, интимное зазвучало и заволокло всё остальное…" Это о Благоговении Якова, но суть не в картине, в художнике, его видении жизни. Думаю, что и Борис разделял вкусыы отца. И это связывает и самого Бориса Пастернака с Рембрандтом. Блудного сына Рембрандт написал в конце своей жизни, и лет ему было почти столько-же, сколько Борису Пастернаку, когда он написал приведенное стихотворение. К концу жизни люди, как правило, становятся более мудрыми. И мудрость стихотворных строк перекликается с мудростью, прощающей того, кто принес столько тревог и волнений, и ласковые прикосновения отца, выплакавшего все глаза, молясь за сына, выдают ту огромную любовь, которую он чувствует в заблудшему и огорчавшему его ребенку, и не важно, что ребенок уже давно повзрослел. Обратите внимание на то, что ранний Рембрандт, молодой, в возрасте Христа, в своем офорте трактует эту сцену иначе: информацию мы считываем с лиц и мимики участников сцены. В предсмертном Рембрандте все скупо, а впечатление от увиденного намного сильнее.

И раз уж я заговорила об отце - художнике Леониде Пастернаке, то было бы невежливым не сказать и о его замечательной матери - известной пианистке Розалии Кауфман, привившей своим детям любовь к музыке, нет не только любовь. Она создала в доме такую атмосферу, что в ней наравне уживались любовь друг к другу с любовью к искусству.

Л.О. Пастернак. Автопортрет с женой.

Л.О.Пастернак. Розалия Исидоровна за роялем при свечах. 1892г. Позже Б. Л. Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина." («Охранная грамота», ч. I, гл. 3).

Л.О.Пастернак. Портрет А.Н.Скрябина. Итальянский карандаш. 30 октября 1913 г.

Возможно, именно из-за этой атмосферы первой женой поэта была художница, второй стала жена музыкантаЕвгении были посвящены вот эти строки: "О, как она была смела, Когда едва из—под крыла Любимой матери, шутя, Свой детский смех мне отдала, Без прекословий и помех Свой детский мир и детский смех, Обид не знавшее дитя, Свои заботы и дела".

Они прожили вместе десять лет, но наступило "последнее счастливое лето", как вспоминает о лете в Ирпене их сын Евгений Борисович. Это было лето перемены в судьбе поэта.

"Мне Брамса сыграют,- тоской изойду.

Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый,

Прогулки, купанье и клумбу в саду.

Художницы робкой, как сон, крутолобость,

С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб,

Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,

Художницы облик, улыбку и лоб."

Евгения Пастернак Портрет Бориса, Берлин, 1922 г.

Мне Брамса сыграют, – я сдамся, я вспомнюУпрямую заросль, и кровлю, и вход,Балкон полутемный и комнат питомник,Улыбку, и облик, и брови, и рот. В 1931 году, после этого лета, звуки разучиваемого Геноихом Нейнаузом концерта Брамса стали напоминанием о начале любви к жене Нейгауза. Так бывает в жизни...Именно Зинаиде посвящено знаменитое:"Любить иных – тяжелый крест,А ты прекрасна без извилин,И прелести твоей секретРазгадки жизни равносилен.Весною слышен шорох сновИ шелест новостей и истин.Ты из семьи таких основ,Твой смысл, как воздух, бескорыстен.Легко проснуться и прозреть,Словесный сор из сердца вытрястьИ жить, не засоряясь впредь.Все это – не большая хитрость". И это счастье было длинною в тридцать лет...

А потом была Ольга Ивинская, Лара, и родились стихи, вошедшие в роман "Доктор Живаго".Свидание

"Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом

По сердцу моему". И в нем навек заселоСмиренье этих черт,И оттого нет деоа,Что свет жестокосерд" ..

Ну, вот, мы опять вернулись к источнику бед Бориса Пастернака. Но закрывать книгу не хочется, там, на последних страницах еще много стихов. "Осталось несколько минут,И тишь наступит гробовая.Но, раньше чем они пройдут,Я жизнь свою, дойдя до края,Как алавастровый сосуд,Перед тобою разбиваю."

Тициан Кающаяся Магдалина 1560-е, Эрмитаж

Ну и опять вернусь к "Охранной грамоте". К путешествию в Венецию. Кто из нас не мечтал о Венеции, кто не представлял еще с детства встречи с ней? Вот и Борис Пастернак так описывает первые минуты пребывания в ней: " Я НЕ СРАЗУ ПОНЯЛ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЕНЕЦИИ И ЕСТЬ ВЕНЕЦИЯ. Что я - в ней, что это не снится мне". Охранная грамота, глава часть 2,гл.13. Далее , пропустив абзац, читаем: " Катер потел и задыхался, утирал нос и захлебывался, и тою же невозмутимой гладью, по которой тащились его затонувшие усы, плыли по полукругу, постепенно от нас отставая, дворцы Большого канала. Их зовут дворцами и могли бы звать чертогами, но все равно никакие слова не могут дать понятья о коврах из цветного мрамора, отвесно спущенных в ночную лагуну, как на арену средневекового турнира.Есть особый елочный восток, восток прерафаэлитов. Есть представленье о звездной ночи по легенде о поклоненьи волхвов. Есть извечный рождественский рельеф: забрызганная синим парафином поверхность золоченого грецкого ореха. Есть слова: халва и Халдея, маги и магний, Индия и индиго. К ним надо отнести и колорит ночной Венеции и ее водных отражений."

Карпаччо Витторе (Carpaccio Vittore)

ВЕНЕЦИЯЯ был paзбужeн спoзapaнкуЩeлчкoм oкoннoгo стeклa.Paзмoкшeй кaмeннoй бapaнкoй,В вoдe Вeнeция плылa.Всe былo тиxo, и, oднaкo,Вo снe я слышaл кpик, и oнПoдoбьeм смoлкнувшeгo знaкaEщe тpeвoжил нeбoсклoн.Oн вис тpeзубцeм СкopпиoнaНaд глaдью стиxшиx мaндoлинИ жeнщинoю oскopблeннoй,Быть мoжeт, издaн был вдaли.Тeпepь oн стиx и чepнoй вилкoйТopчaл пo чepeнoк вo мглe.Бoльшoй кaнaл с кoсoй уxмылкoйOглядывaлся, кaк бeглeц.Вдaли зa лoдoчнoй стoянкoйВ oстaткax снa poждaлaсь явь.Вeнeция вeнeциaнкoйБpoсaлaсь с нaбepeжныx вплaвь.1913 г."Итак, и меня коснулось это счастье. И мне посчастливилось узнать, что можно день за днем ходить на свиданье с куском застроенного пространства, как с живою личностью.

Венеция Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год.

С какой стороны ни идти на пьяццу, на всех подступах к ней стережет мгновенье, когда дыханье учащается и, ускоряя шаг, ноги сами начинают нести к ней навстречу. Со стороны ли мерчерии или телеграфа дорога в какой-то момент становится подобьем преддверья, и, раскинув свою собственную, широко расчерченную поднебесную, площадь выводит, как на прием: кампанилу, собор, дворец дожей и трехстороннюю галерею. Постепенно привязываясь к ним, склоняешься к ощущенью, что Венеция город, обитаемый зданьями - четырьмя перечисленными и еще несколькими в их роде. В этом утверждении нет фигуральности. Слово, сказанное в камне архитекторами, так высоко, что до его высоты никакой риторике не дотянуться. Кроме того, оно, как ракушками, обросло вековыми восторгами путешественников. Растущее восхищение вытеснило из Венеции последний след декламации. Пустых мест в пустых дворцах не осталось. Все занято красотой. ...

Карпаччо Си. Иероним приводит в монастырь льваЭмблема льва многоразлично фигурировала в Венеции. Так, и опускная щель для тайных доносов на лестнице цензоров, в соседстве с росписями Веронеза и Тинторетто, была изваяна в виде львиной пасти. Известно, какой страх внушала эта "bocca di leone " современникам и как мало-помалу стало признаком невоспитанности упоминание о лицах, загадочно провалившихся в прекрасно изваянную щель, в тех случаях, когда сама власть не выражала по этому поводу огорчения. ..... И осталась живопись Венеции. Со вкусом ее горячих ключей я был знаком с детства по репродукциям и в вывозном музейном разливе. Но надо было попасть на их месторождение, чтобы, в отличие от отдельных картин, увидать самое живопись, как золотую топь, как один из первичных омутов творчества." "Охранная грамота" ч.2, гл. 16

Пьета - Джованни Беллини"Я глядел на это зрелище глубже и более расплывчато, нежели это выразят теперь мои формулировки. Я не старался осознать увиденное в том направленьи, в каком его сейчас истолкую. Но впечатления сами отложились у меня сходным образом в течение лет, и в своем сжатом заключении я не удалюсь от правды. Я увидел, какое наблюдение первым поражает живописный инстинкт. Как вдруг постигается, каково становится видимому, когда его начинают видеть. Будучи запримечена, природа расступается послушным простором повести, и в этом состоянии ее, как сонную, тихо вносят на полотно. Надо видеть Карпаччио и Беллини, чтобы понять, что такое изображение. .... Надо видеть Веронеза и Тициана, чтобы понять, что такое искусство... Надо видеть Микеланджело Венеции - Тинторетто, чтобы понять, что такое гений, то есть художник." "Охранная грамота" ч.2, гл. 17

Тинторетто. «Чудо св. Марка» "Главное, что выносит всякий от встречи с итальянским искусством, - это ощущение осязательного единства нашей культуры, в чем бы он его ни видел и как бы ни называл. ......... Италия кристаллизовала для меня то, чем мы бессознательно дышим с колыбели. Ее живопись сама доделала для меня то, что я должен был по ее поводу додумать, и пока я днями переходил из собрания в собрание, она выбросила к моим ногам готовое, до конца выварившееся в краске наблюдение.Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное. Что оно жизненно не тогда, когда оно обязательно, а когда оно восприимчиво ко всем уподоблениям, которыми на него озираются исходящие века. Я понял, что история культуры есть цепь уравнений в образах, попарно связывающих очередное неизвестное с известным, причем этим известным, постоянным для всего ряда, является легенда, заложенная в основание традиции, неизвестным же, каждый раз новым - актуальный момент текущей культуры.Вот чем я тогда интересовался, вот что тогда понимал и любил." "Охранная грамота" ч.2, гл. 18

Венеция Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия

И опять из ДОКТОРА ЖИВАГО

ГЕФСИМАНСКИЙ САД

И. Е. Репин. Христос в Гефсиманском саду

Мерцаньем звезд далеких безразличноБыл поворот дороги озарен.Дорога шла вокруг горы Масличной,Внизу под нею протекал Кедрон.

Н.Н.ГЕ, Вход в Гефсиманский сад

Лужайка обрывалась с половины.За нею начинался Млечный путь.Седые серебристые маслиныПытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.Учеников оставив за стеной,Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".

Он отказался без противоборства,Как от вещей, полученных взаймы,От всемогущества и чудотворства,И был теперь, как смертные, как мы.

Поль де Ларошь Христос в Гефсиманском саду Бумага, карандаш 1846

Ночная даль теперь казалась краемУничтоженья и небытия.Простор вселенной был необитаем,И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,Пустые, без начала и конца,Чтоб эта чаша смерти миновала,В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,Он вышел за ограду. На землеУченики, осиленные дремой,Валялись в придорожном ковыле.

В. Перов. Христос в Гефсиманском саду. 1878.

Он разбудил их: "Вас Господь сподобилЖить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.Час Сына Человеческого пробил.Он в руки грешников себя предаст".

И лишь сказал, неведомо откудаТолпа рабов и скопище бродяг,Огни, мечи и впереди - ИудаС предательским лобзаньем на устах.

Джотто. Поцелуй Иуды

Петр дал мечом отпор головорезамИ ухо одному из них отсек.Но слышит: "Спор нельзя решать железом,Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионовОтец не снарядил бы мне сюда?И, волоска тогда на мне не тронув,Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,Которая дороже всех святынь.Сейчас должно написанное сбыться,Пускай же сбудется оно. Аминь.

Джованни Беллини. "Распятие" (1455), Фрагмент.

Ты видишь, ход веков подобен притчеИ может загореться на ходу.Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,И, как сплавляют по реке плоты,Ко мне на суд, как баржи каравана,Столетья поплывут из темноты".

Ну и в заключении приведу цитату из В.Ф.Асмуса: "Произведения Пастернака - ткань, переливающаяся тысячью блесток и оттенков мысли. Сквозь её переливы ощущаешь живой и горячий трепет большого сердца..."В качестве источника использована книга "Борис Пастернак. Об искусстве".М.1990 г.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

vladimir71.mirtesen.ru

Написать Эйнштейна. Восхождение и бегство художника Леонида Пастернака | Персона | КУЛЬТУРА

Академик живописи Леонид Пастернак, отец знаменитого поэта, ушел из жизни ровно 71 год назад – 31 мая 1945-го. Он сумел вписать свое имя в историю отечественной культуры, став одним из самых интересных представителей группы русских импрессионистов.

SPB.AIF.RU рассказывает, как сложилась судьба Леонида Пастернака, чьи работы сегодня можно увидеть в лучших музеях мира.

«Письмо с родины»

Будущий художник появился на свет в Одессе 22 марта 1862 года. Леонид Осипович окончил гимназию в 1881 году, при этом совмещая свою учебу с частым посещением Одесской рисовальной школы. Далее в жизни будущего живописца была недолгая учеба на медицинском факультете Московского университета и параллельные занятия рисунком в мастерской академика Сорокина.

Однако метания Пастернака на этом не закончились – он перевелся на юридический факультет Одесского университета. Это было сделано, поскольку учебное учреждение предоставляло своим студентам возможность обучаться за рубежом. В итоге, Леонид Осипович провел несколько семестров в Мюнхенской Королевской Академии изящных искусств. Пастернак всегда тепло вспоминал то время. В Германии он посещал музеи, состоял также в русском кружке, который возглавляла Валентина Серова, мать ещё одного знаменитого художника. Знакомство с этой женщиной послужило началом крепкой дружбы двух семей, впоследствии обосновавшихся в Москве.

Леонид Пастернак. Вести с родины. 1889. Леонид Пастернак. Вести с родины. 1889. Фото: Commons.wikimedia.org

Сразу после университета Пастернак попал на военную службу. Эскиз, созданный в армии, дал сюжет для первой большой работы - «Вести с родины». Этот холст впоследствии принесет Леониду Осиповичу славу. Над картиной он начал работу в 1889 году, переехав в Москву. Пастернак снял для этого номер в гостинице. О художнике, прибывшим из провинции, прознал и Павел Михайлович Третьяков. Он посетил живописца и тут же купил «Вести с родины» для своей коллекции. Сегодня работа находится в Государственной Третьяковской галерее.

Пастернак создавал «Вести с родины» для очередной Передвижной выставки. Её успех привел к тому, что Леонид Осипович стал известен как один из наиболее видных художников своего времени.

Своих учеников к Пастернаку посылали Илья Репин, а Николай Ге называл его своим продолжателем.

Приглашение Толстого

Всё время работы над принесшей ему славу картиной Пастернак вел переписку со своей невестой – пианисткой Розалией Кауфман, оставшейся в Одессе. Они смогли пожениться после выставки в Петербурге. На торжество пошли деньги, полученные от Третьякова за «Вести с родины».

В этом браке вскоре родился сын Борис Пастернак, будущий поэт, и Александр, ставший впоследствии известным в стране архитектором.

1890-е годы были особенными в жизни Леонида Осиповича. В то время он сблизился с писателем Львом Николаевичем Толстым, стал преподавать в Училище живописи, ваяния и творчества.

"Ночь перед экзаменом" попала в парижский музей. Фото: Commons.wikimedia.org

Было признание Пастернака и в любимом им Мюнхене. Здесь на международной выставке он получил премию за картину «Ночь перед экзаменом», которая теперь входит в постоянную экспозицию парижского музея д'Орсэ.

Особенным событием для Леонида Пастернака стало предложение семьи Толстых проиллюстрировать книгу Льва Николаевича «Воскресение». Сам писатель восторгался портретностью рисунков Пастернака, угадыванием изображаемых в романе лиц. Серия этих работ попала в толстовский музей в Москве.

Бегство от нацистов

В 1902 году в семье Пастернака насчитывалось уже четверо детей – на свет появились девочки Жозефина и Лидия. Леонид Осипович любил рисовать родных. О Пастернаке в шутку говорили, что «дети кормят родителей». Дело в том, что детские портреты имели оглушительных успех у публики. Также художник работал и над заказом парижского Люксембургского музея. Его руководство в начале XX века заказало пяти наиболее известным художникам по одной картине из русской жизни. Пастернак подготовил пастель «Толстой в кругу семьи».

Портрет Альберта Эйнштейна работы Леонида Пастернака. Портрет Альберта Эйнштейна работы Леонида Пастернака. Фото: Commons.wikimedia.org

Леонид Осипович был также членом учредителем Союза русских художников, ставший в период с 1903 по 1922 году центром художественной жизни страны. В 1905 году Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

Когда Пастернаку было уже почти 60 лет, его состояние здоровье ухудшилось. Тогда он взял супругу и дочерей и отправился в Берлин. Художника сильно подкосили лишения военных и послереволюционных лет. В Германии же он испытал новый подъем творческих сил. Здесь он создал портреты многих ученых, писателей и художников того времени. Запечатлел на холсте физика Альбетра Энштейна и писателя Герхарта Гауптмана и многих других известных деятелей. Популярность Пастернака росла – пресса восхищалась его работами.

В Германии Пастернаку, как еврею, после 1933 года было запрещено преподавать и заниматься живописью. Леонид Осипович думал над возвращением в СССР, но ему пришлось уехать в Англию, где уже жили его дочери.

Вскоре после переезда в Лондон от сердечного приступа скончалась супруга Пастернака Розалия Исидоровна. Художник, тяжело переживавший потерю, продолжил работать. Он писал картины «Мендельсон, дирижирующий «Миссию» Генделя», «Пушкин и няня», а также «Толстой за рабочим столом».

Бушующую Вторую мировую войну Пастернак переживал у дочери в Оксфорде, где и скончался 31 мая 1945 года, оставив после себя талантливейшее потомство и неоценимое культурное наследие, которое находится, в частности, в Государственном Русском музее в Петербурге и в Третьяковской галерее.

www.spb.aif.ru