Картина «Поклонение пастухов». Пастух картина


Загадки картины Пуссена Аркадские пастухи.

       Сегодня поговорим не только о достоинстве картины Николы Пуссена ,но и о том,что на ней зашифровано. Картина Пуссена «Аркадские пастухи» (ок. 1650, Париж, Лувр) обладает несомненной притягательной силой.

            Так в чем же «загадка» шедевра? Ответ на этот вопрос следует искать в названии, тематике и композиционной структуре картины, проявляя максимальное уважение к творчеству художника.

Никола Пуссена «Аркадские пастухи»

О КАРТИНЕ

                Заказчиком этой картины был кардинал Ришелье. После смерти художника полотно приобрел король Людовик четырнадцатый, но в течение целых 20 лет держал в своих внутренних покоях и показывал только избранным.

              Может быть, картина навевала на него мрачные настроения? Или он полагал, что это зашифрованное послание потомкам королевской династии? Какую же тайну хранит полотно Никола Пуссена «Аркадские пастухи»?

У Пуссена есть ещё одна картина на эту тему.

 На обеих картинах Пуссена изображены молодые люди, которые рассматривают древнее надгробие. На нем латинским шрифтом высечена эпитафия

                          «И В АРКАДИИ Я ЕСТЬ""Et in Arcadia Ego"

Трактовка надписи на надгробии: 

«И я (т.е. смерть) даже здесь, в Аркадии»

«И я (т.е. умерший) пребываю в Аркадии»

       Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я»? Где находится Аркадия? Это латинское выражение не встречается ни у одного античного автора. Его появление зафиксировано в Италии в XVII столетии.Есть основания полагать, что автором этого изречения был Джулио Роспильози (папа Климент IX). Вскоре эта фаза стала крылатой в Италии.

                     Если быть точным, то впервые оно появилось на картине итальянского художника, которая так и называется - «Et in Arcadia Ego» Гверчино. 1621 – 1623.

             На этой картине мы видим, как два аркадских пастуха неожиданно наталкиваются на череп. Он лежит на небольшом постаменте, на котором написана наша латинская фраза. Несомненно, здесь она должна пониматься как указание на то, что и в Аркадии есть смерть.

                       Если картина Гверчино первое живописное воплощение идеи, сформулированной в этом латинском выражении, то луврская картина Никола Пуссена «Аркадские пастухи» или иначе тоже именуемая по самой этой фразе - самая известная ее живописная иллюстрация.

АРКАДИЯ

                          Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я»? Где находится Аркадия? На карте действительно существует такое место – это горное место на юге Греции. В древности жители Аркадии были, в основном, пастухами или охотниками. Римские и греческие поэты воспринимали Аркадию не просто как местность, а как символ гармонии человека и природы.

                 Вергилий называл её страной блаженства и описывал жизнь пастухов как воплощение счастливой беззаботности. Пасторальные мотивы были в большой моде и у европейских аристократов – современников Пуссена. Они даже называли себя пастухами, а свои дворцы, где разыгрывали сценки из деревенской жизни, хижинами.

           При этом культивировался образ Аркадии – как античного рая, тот образ, который дошел до нас в опоэтизированном виде у Вергилия, и только – настаивает крупнейший историк искусства Э. Панофский – у него. Овидий описал Аркадию и ее обитателей совсем по-другому:

Жили они как зверье, и работать еще не умели:Грубым был этот люд и неискусным еще.(Овидий. «Фасты», II, 2291 – 292. Пер. Ф. Петровского)

                     

КАРТИНА АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ

Мы видим на картине трёх пастухов и женщину,которые рассматривают надгробие.

             Один пастух внимательно вчитывается в надпись, другой, задумавшись, склонил голову, третий, показывая на каменное надгробие, вопросительно и тревожно смотрит на свою спутницу.

           Женщина находится на переднем плане на фоне классического пейзажа, голубые и желто-золотистые краски которого гармонируют с ее одеждой. Ее спокойная, античная фигура расположена вертикально и несколько отстранена от могилы, хотя вплотную связана с фигурой младшего из трех пастухов. Она покровительственно положила руку ему на плечо, как бы утешая его и передавая ему взятую из природы энергию жизни.

               Её фигура спокойна и величественна, женщина философски относится к смерти, понимая её неизбежность. Этот персонаж воплощает элегическое настроение, которое, вероятно, и хотел выразить Пуссен своей картиной.

                  Композиция полотна проста и упорядочена, все подчинено законам классической красоты: холодный цвет неба и теплые тона переднего плана, красота обнаженного человеческого тела на фоне камня. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия.

КТО ЖЕ ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ Я ИЗ АРКАДИИ?

Существуют разные версии трактовки.

                 Может он жил здесь в покое и радости, а теперь погребен под этой плитой? Или эту надпись нужно понимать в переносном смысле? Аркадия – это воспоминание о юности, о покинутых родных местах, где человек был счастлив? Многие поэты переводили эти слова так: «И я тоже был в Аркадии», имея ввиду: «И я тоже был молод и беззаботен». Людовик четырнадцатый, наверное, тоже тосковал о веселой юности, глядя на любимую картину кисти Пуссена.

                    Бесстрастная женская фигура это сама смерть и надпись сделана от её имени. «Я, смерть, есть даже в Аркадии». Тень от руки пастуха на могильной плите напоминает косу, постоянный атрибут смерти. Недаром в первом варианте «Аркадских пастухов» на надгробии лежит череп.

            Возможно, Пуссен хотел разрушить безмятежное настроение героев и заставить их задуматься о грядущих страданиях. Если верить современным охотникам за тайнами, картина Пуссена – это мистическое послание потомкам древней династии, восходящей к самому Иисусу Христу. А Аркадия это отсылка к городу Арк, где династия хранит Священный Грааль. 

ЕЩЁ ОДНА ЗАГАДКА.

                       У истории с этими картинами Пуссена есть загадочное продолжение. В Англии в поместье лорда Личфилда "Шагборо", установлен мраморный барельеф, представляющий собой репродукцию луврской картины Пуссена. Он выполнен по заказу семьи Энсон между 1761 и 1767. При этом наша латинская надпись на нем заменена набором букв:

О. U. О. S. V. А. V. V. D. М.

  Эти загадочные буквы так и не были никогда удовлетворительным образом расшифрованы (попытку сделать это предпринял в свое время… Чарльз Дарвин).  

              Барельеф имеет отношение к монументу рыцарей ордена тамплиеров, с которым связан так называемый «пергамент из Реймского собора» с закодированным текстом. В этом тексте ученым удалось разобрать слова: "ПУССЕН .. ХРАНИТ КЛЮЧ". И надо сказать, что хранит до сих пор.

                

                   

             На русской почве это крылатое латинское выражение тоже было известно. У К. Батюшкова в его стихотворении «Надпись на гробе пастушки» (1810) оно подразумевается и трактуется как грустное воспоминание о счастливом прошлом.

НАДПИСЬ НА ГРОБЕ ПАСТУШКИ 

Подруги милые! в беспечности игривойПод плясовой напев вы резвитесь в лугах.И я, как вы, жила в Аркадии счастливой,И я, на утре дней, в сих рощах и лугахМинутны радости вкусила:Любовь в мечтах златых мне счастие сулила:Но что ж досталось мне в сих радостных местах? —Могила!

АРКАДИЯ СЕГОДНЯ

 Аркадия справедливо считается одной из самых красивых областей Греции.

       Столица Аркадии – Триполи. Город богат красивыми неоклассическими зданиями, например, дом поэта Косты Кариотакиса и здание Суда на площади Марса. Также советуем посетить византийскую церковь Святого Василия — кафедральный собор города, и монастырь Богородицы Эпано Хрепы. В городе также есть Археологический музей.  

                  Столица области Триполи окружена множеством деревушек и селений с богатой историей и традициями. Например, античный город Тегеа, где сохранился древний храм, в котором находилась статуя богини Афины из слоновой кости, почти полностью утраченная сегодня. Также в Теге есть Археологический музей и церковь Эпископии, построенная на месте античного театра.

Судя по фотографиям, Аркадия сегодня-райское местечко.Так и хочется заглянуть в эти древние и красивые античные места.

Источники:

http://www.vp-studio.ru/recenzii/76-nikola-pussen-arkadskie-pastuhi.html

http://freescb.info/sites/freescb.info/files/a1_0.pdf

http://www.maykapar.ru/articles/arkadia.shtml

http://vseogrecii.ru/mestnost/tripoly/

maxpark.com

Самая загадочная картина... - byacs

Обычно таковой у нас считается Мона Лиза, однако же, на самом деле, речь идет о двух картина Николя Пуссена "Аркадские пастухи" ("Et in Arcadia ego"), написанные им в 1629-30 и 1650-х гг.

Сюжет картин такой: пастухи в Аркадии рассматривают старое надгробие с латинской надписью. На надгробии лежит череп, как стандартный символ смерти.На первом варианте картины присутствует череп. На второй черепа нет, а пастухи пытаются разобрать надпись на старом надгробии. Кто обращается к ним через «я», остаётся загадкой для смотрящего на картину...File:Nicolas Poussin - Et in Arcadia ego (première version).jpg

Написанное маслом полотно привлекает внимание идиллическим пейзажем, яркими красками, компактной композицией и философской глубиной. В безмятежной стране Аркадии, которая ассоциировалась с Раем, группа людей неожиданно находит надгробие. Около неординарной находки разворачивается действие.Первый взгляд падает на женщину. Ее статность, красота, безмятежность символизируют спокойную жизнь и гармонию. Характерная одежда ниспадает красивыми складками, отливаясь золотистым цветом на фоне ясного голубого неба. Трое мужчин – олицетворяют три стадии жизни человека: молодость, зрелость и старость.Именно последнего, мужчину в годах, больше всех заинтересовала надпись на камне. Пастух проводит по ней пальцем, пытаясь понять смысл написанного: «И я в Аркадии». Надпись двойственна по смыслу. «Я» – смерть, которая неминуема или речь об усопшем, нашедшем покой в безмятежной стране?Пастухи в недоумении, самый молодой из них с непониманием и удивлением смотрит на женщину, сомневаясь, что и он станет прахом. Рука женщины лежит у него на плече, словно успокаивает, хотя взгляд ее обращен на читающего. Привлекает внимание тень, которую отбрасывает его рука. Она похожа на стилизованное изображение смерти, незримо витающую на земле.Итак, перед нами жизненный цикл, начало которому положено женщиной, а конец – неминуемой смертью. Между двумя событиями проходит жизнь, полная надежд, внутренней силы, ярких красок. Не случайно молодой пастух в красной накидке. Постепенно огонь юности сменяется размеренной зрелостью и более сдержанными цветами. Поистине, водоворот жизни.http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartin-nikoly-pussena-arkadskie-pastuxi/

Et in Arcadia ego — дословно - "И в Аркадии я» - латинское изречение, с отсутствующим глаголом, позволяющее как угодно продолжить фразу - был, есть и т.п. Аркадия - это местность в Греции - уже в античные времена означала райское место, рай на земле... Такая фраза допускается по правилам латинского языка, но оставляет разные варианты понимания «я». В зависимости от интерпретации, встречаются различные варианты полного латинского выражения и его переводов.

Наиболее распространённое продолжение фразы - Et in Arcadia ego sum - «И в Аркадии я есть» или «Даже в Аркадии я есть». Считается, что в таком прочтении «я» — это Смерть, которая обращается к смертным с напоминанием, что и в самом счастливом и беззаботном месте всех когда-нибудь ждёт неминуемый конец. В случае, например, Et ego in Arcadia fui - получается - был в Аркадии - т.е. и я испытывал блаженство и т.п.

По поводу картин Пуссена, Аркадии и указанного сюжета написано большое количество стихов, книг, музыки и т.п.

Скажу лишь о том, что уже лет двести эзотерики всего мира изощряются в интерпритациях...

Например, в Шагборо (англ. Shugborough) в Англии, на территории поместья, принадлежавшего эрлу Личфилда, стоит мемориальный памятник середины XVIII века. На барельефе изображена копия 2-го варианта картины Пуссена «Аркадские пастухи» в зеркальном отражении и с классической надписью «ET IN ARCADIA EGO» в правильном отражении. Ниже барельефа высечены буквы O·U·O·S·V·A·V·V в обрамлении вынесенных ниже строки букв D и M. DM может означать Diis Manibus, центральная же аббревиатура остаётся непонятной.Такой памятник не мог остаться незамеченным современными энтузиастами альтернативной истории и эзотерики. Авторы «Священной загадки», на которую опирался Ден Браун в своей книге «Код да Винчи», пришли к выводу, что латинское Et in Arcadia ego является незаконченной и потому грамматически неправильной фразой, они пришли к выводу, что Et in Arcadia ego на самом деле является анаграммой и, после некоторых перестановок, они получают (отбрасывая одно i) Tego arcana dei — «Храню секреты бога»:)

byacs.livejournal.com

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ РОКОКО: deligent

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ РОКОКО

Французский художник Франсуа Буше (1703-1770)

 

Портрет маркизы Помпадур

Мадам де Помпадур

Портрет мадам де Помпадур

Девушка с муфтой

Мадам де Помпадур

Мадам Бержере

Маркиза де Помпадур, метресса Людовика XV

Урок музыки

Мадам де Помпадур

Модистка

Туалет дамы

Нежданный посетитель

Портрет дамы (возможно жена xудожника)

Утренний кофе

Маленькая танцовщица

Маленькая охотница на птиц

Девочка с птичьей клеткой

Пастушок, играющий на волынке

Девочка, кормящая домашнюю птицу

Маленький виноградарь

Юная садовница

Маленькая пастушка

Садовница

Летняя пастораль

Спящая пастушка

Пасторальная сцена

Пастух, играющий на свирели пастушке

Пастушья идиллия

Рыбачки

Дрессировка собачки

Рыбачки

Сельская идиллия

Сбор вишен

Романтическая сцена

Любовное письмо

Гадалка

Влюблённые в парке

Пастораль

Пасторальный пейзаж с пастухом и пастушкой

Юноша, угощающий девушку виноградом

Пастух и пастушка

Прачки

Пейзаж с прачками

Пасторальная сцена

Переправа по мосту

Пасторальный пейзаж с прачками и парой на берегу реки

Пейзаж с мельницей

Пасторальный пейзаж

Пастораль

Прекрасная кухарка

Прекрасная селянка

Пейзажист

Юный алxимик

deligent.livejournal.com

Картина «Поклонение пастухов» — Artrue

Поклонение пастухов — один из эпизодов Нового Завета, входящий в рождение Христа..

История сюжета

Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к ним явился ангел и поведал о рождении спасителя. Ангел подает пастухам знак, который направляет их в Вифлеем на поиски того самого младенца.После долгих поисков пастухи все же добрались до яслей Иисуса и поведали матери его об их встрече с ангелом. Младенец Христос стал надеждой для всего человечества, поэтому пастухи пали перед ним на колени, надеясь на спасение.

Поклонение пастухов. Эль ГрекоПоклонение пастухов. Эль Греко

Создание полотна

Полотно «Поклонение пастухов», написанное знаменитым испанским художником Эль Греко в 1612 году, входит в цикл картин, посвященных библейским сюжетам. Данная картина относится к позднему периоду творчества художника, отличительными чертами которого являются мрачные цвета, загадочность и чувство безысходности.

В его работах данного периода образы людей приобретают все больше нереальных черт: пропорции людских тел сильно искажаются и приобретают пугающие нездоровые очертания, которые порой напоминают собой языки пламени, вырывающиеся из костра. Сильно вытянутые фигуры людей словно парят над землей, символизируя духовное слияние человека с Богом. Одежды мистических героев будто существуют отдельно от хозяев, они всегда остаются запечатленными в необычном движении.

Поклонение пастухов. Фрагмент. Эль ГрекоПоклонение пастухов. Фрагмент. Эль Греко

Благодаря разному освещению картина разделяется на две части. Самой светлой частью, естественно, является ложе Христа. Дева Мария находится рядом со своим сыном, лежащим на белоснежной простыне. Младенца окружают фигуры пастухов, лица которых слегка освещены светом, исходящим неведомо откуда. На второй, более темной, части картины изображены ангелы, зависшие в воздухе и с трепетом наблюдающие за новорожденным. Существует мнение, что пастух, находящийся на переднем плане полотна, является автопортретом Греко.

Поклонение пастухов. Фрагмент. Эль ГрекоПоклонение пастухов. Фрагмент. Эль Греко

Цветовая гамма картины делает ее мрачной и загадочной, стирая границы между реальностью и воображением. Таинственный свет, идущий от младенца Христа, делает фигуры людей расплывчатыми, что привносит в полотно нотку мистики.

Любимая картина Эль Греко

Эль Греко писал несколько полотен на этот библейский сюжет, но данная работа является его любимой и последней. Он создал ее специально для монастыря Санто-Доминго-эль-Антигу, где и находится его могила. Данное полотно долгое время служило украшением алтаря надгробия Эль Греко.

 

artrue.ru


Смотрите также