Пётр Павленский арестован за поджог ФСБ видео. Павленского картины


Пётр Павленский арестован за поджог ФСБ видео

Скандально известный художник Пётр Павленский вновь появился во всех сводках новостей. Очередная выходка может обойтись художнику очень дорого.

Утром 9 ноября Павленский облил дверь центрального входа в здание ФСБ на Лубянке в Москве и устроил поджог. На место преступления Павленский прибыл не один. Вместе с ним присутствовали, а позже были задержаны, сотрудник «Дождя» Владимир Роменский и журналист-фрилансер Нигина Бероева. Пётр Павленский принёс с собой пятилитровую канистру бензина, облил горючей жидкостью дверь и успел совершить поджог. Вовремя подоспевшие сотрудники ФСБ успели потушить огонь и задержали троих нарушителей. Снимавшие всё происходящее успели отправить видео в интернет. В небольшом ролике видно, что Павленский стоит с канистрой в руке на фоне горящей двери ФСБ.

В отношении Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ «Вандализм». Художник отправлен в изолятор временного содержания. Ожидается, что мера пресечения будет выбрана для Павленского 10 ноября. С журналистов взяли объяснения и отпустили в статусе свидетелей.

По словам самого Павленского, очередной перформанс называется «Угроза» и направлен против методов работы ФСБ: «Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля… Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха. Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться».

Пётр Павленский известен многими скандальными выходками, которые называют провокационными акциями. Так, например, в 2012 году он зашил себе рот нитками и несколько часов стоял возле Казанского собора в Санкт-Петербурге с плакатом в поддержку Pussy Riot; в 2013 году прибил свою собственную мошонку к брусчатке на Красной площади в Москве; в 2014 году отрезал себе мочку уха, сидя на заборе института психиатрии имени Сербского (Москва) в знак протеста против применения психиатрии в политических целях.

Пётр Павленский поджог ФСБ

art-assorty.ru

Чем хороши акции Петра Павленского

Конечно, идея использования тела художника в качестве материала для создания произведений искусства не нова. Все это мы уже видели у венских акционистов в прошлом веке, и, казалось бы, это уже не должно нас так шокировать. Однако неподготовленная публика продолжает реагировать на подобные способы выражения крайне негативно, и воспринимают художников перформанса как умалишенных.

pavlenskij

Рудольф Шварцкоглер

Если окунуться в историю, очевидно, что художники стали калечить себя ради эффективного средства выражения идеи задолго до Павленского. Многие акции причиняли непоправимый вред здоровью художников, а некоторые и вовсе заканчивались летальным исходом. Но чего не сделаешь ради искусства. Деннис Оппенгейм поджаривал себя на солнце, изучая «изменение цвета», Крис Бурден лежал в мешке на проезжей части оживленной дороги, пытаясь обратить внимание на проблему насилия, а Рудолф Шварцкоглер вкручивал себе в голову штопор. В России перформанс всегда существовал в основном как явление политического характера: арт-группа «Война», Pussy Riot, Олег Кулик. И Петр Павленский здесь не исключение, но и не совсем правило. Итак, почему акции Павленского можно, без сомнений, называть произведениями искусства.

pavlenskij

Жина Пан. Акция «Душа»

Ясное художественное высказывание

Его акции понятны всем, они просты и точны. Контекст и то самое, «что хотел сказать художник», читаются на раз. Художник использует понятные всем, очевидные знаки: зашитый рот — отсутствие свободы слова, пригвожденная мошонка — уничтоженная воля человека и т. д.

К слову, для любителей обвинять художников в неумении рисовать, у Павленского есть художественное образование, он учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица, воспитывающей классических живописцев, и в институте «Про Арте», занимающимся вопросами современного искусства. Павленский формально не закончил ни одно из этих учреждений, покинув их на последних курсах. Этот шаг был вызван нежеланием встраиваться в общую систему коммерциализации искусства. Однако, как и любой художник, Павленский опирается на вполне признанные в мире художественные традиции, его художественный метод вовсе не нов и широко используется как на западе, так и в России.

pavlenskij

Петр Павленский. Акция «Туша»

Актуальное

Безусловно, акции Павленского мотивированы вопросами политики, они затрагивают самые острые вопросы отношений человека и государства. Его акции — реакция на события, происходящие здесь и сейчас, не абстрактные «размышления на тему». Акция «Туша», представляющая собой обнаженное тело художника, обмотанное колючей проволокой, лежащее перед зданием Законодательного собрания Санкт-Петербурга, обращается к теме законов, направленных против личности и свободы человека. Акция «Фиксация» очень ярко иллюстрирует идею уничтоженной государством воли человека к сопротивлению, лишенное достоинство и раздавленное мужество. «Шов» — иллюстрация отсутствия свободы слова и творчества.

pavlenskij

Петр Павленский. Акция «Фиксация»

Общечеловеческое

Главное качество искусства Петра Павленского, отличающее его от многих других российских перформансов, это наличие не только политического контекста, но и общечеловеческого. Его акции можно трактовать не только в рамках явлений определенной страны, с присущими исключительно ей одной политическими и общественными явлениями, Павленский выходит на более высокий уровень, когда произведение искусства может быть актуально для каждого человека вне зависимости от его гражданства, религии и политических взглядов. Та же акция «Туша» раскрывает образ человека лишенного свободы, и физической, и духовной. Акции Павленского — это размышления о свободе в самом широком смысле, об экзистенциальной свободе личности, зажатой со всех сторон общественными и политическими рамками. Благодаря своему методу акции действуют практически на физиологическом уровне, люди с достаточно высоким уровнем эмпатии почти так же ощущают боль и тягостную беззащитность человека, выраженные художником.

pavlenskij

Петр Павленский. Акция «Отделение»

Выбор подобного метода — желание быть внутри искусства, быть самим искусством. Художник и произведение чаще всего живут разной жизнью и существуют без всякой связи, это снимает определенную долю ответственности, но когда художник и есть произведение — это высшая степень честности и открытости. Ощущения жертвенности и мученичества от искусства заставляют воспринимать эти акции всерьез даже скептиков и людей, не имеющих большого опыта восприятия произведений искусства.

www.cablook.com

Русский акционист Петр Павленский поджег здание Банка Франции

Новая акция по форме повторяет поджог двери подъезда здания ФСБ на Лубянке, но несет другое сообщение — протест против капитала и, в частности, банкиров, которые заняли место монархов и правят миром. Павленский призвал к Великой французской революции

Вчера, 16 октября 2017 года художник-акционист Петр Павленский был задержан парижской полицией после того, как поджег здание Банка Франции в рамках антиглобалистской акции. С помощью бензина Павленский призвал к свержению власти денег в колыбели Великой Французской — самой известной — революции в мире.

Как оно отозвалось во Франции — дело десятое (там достаточно высокий протестный опыт, жгут часто, они привыкли), но вот на родине Павленского второй день не утихает дискуссия — в интернете, на радио, а может, и на ТВ. Условные «патриоты», понятно, потирают руки: так вам и надо. Защищали — получите. «Скептики» вторят: «это рекламная акция перед выставкой акционистов Гельмана у Саатчи». В свою очередь условные «либералы» не скрывают разочарования: зачем же Павленский это творит в стране, которая его приютила и где он просит политического убежища? Люди не понимают, зачем кусать руку дающего — дескать, это ж не логично. Для многих это разрыв шаблона. Что тут скажешь. Не понимают, что ожидать от настоящего аукциониста рационального поведения и заботы о собственном благе — это все равно, что брать с панка обещание вести себя благопристойно. Скучно, девушки. В безумном мире безрассудство — это тоже форма рациональности. Может оказаться, что самая эффективная.

Петра Павленского недоброжелатели зачастую норовят выставить ни на что конструктивное не способным деятелем — дескать, он не художник, где ж его картины? просто рисовать не умеет, оттого и куражится. Но люди, которые его знали раньше, подтверждают, что это совсем не так. Если угодно, рисовать он умеет: учился станковой живописи в Мухинском училище. И фотографировать тоже. Да и в смелости ему не откажешь. Почитайте, например, статью «От чекистов к масонам» художника и куратора Кирилла Шаманова, который делал с Павленским выставки еще до того, как тот стал известным акционистом. Он, в частности, пишет: «Это было в рамках выставки “GOP-ART: От души”, проходившей в Питере и Ростове-на-Дону в 2011 году. Тогда Петр представил серию фотоколлажей со своим знакомым панком, который любил себя резать. На фотографиях он стоял в позах античных статуй: Давида, Аполлона… На выставку “наехали” питерские казаки, там было несколько спорных работ, и Петя, надо отдать ему должное, остался в помещении центра “Факел” ночевать: буквально спал на картинах, охраняя искусство от поползновений фанатиков, которые рыскали вокруг выставочного зала на двух “бэхах”». В тот раз обошлось, обещанный штурм не начался, к утру «казаков» разагитировали. Но спустя небольшое время художник полностью переключился на акционизм, отказавшись от создания произведений изобразительного искусства. То есть это история точно не о том, что «не умеет рисовать».

Увы, ни одну статью о Павленском мы не можем проиллюстрировать аукционными результатами. На публичном рынке действительно нет его материальных артефактов. Как нет их у «Войны» и других акционистов. Тот же Павленский, без сомнения, уже отлит в культурном «гипсе» своей эпохи (к слову, Павленскому в самом деле отведено несколько нескучных страниц в новом романе Виктора Пелевина). Просто это работает сейчас по-другому. Акционисты оставляют след в истории в форме видео, постов в информационном пространстве и, что важнее, в умах. Не случайно образ Павленского использовал в роли жупела телеведущий Дмитрий Киселев. Он посвятил ему большой репортаж, где стилистически сравнил акции художников с «акциями» расправы над пленными запрещенной ИГИЛ и даже с «пылающей Хатынью». А еще можно вспомнить, как из-за «нехудожника» Павленского государственная премия «ИННОВАЦИЯ» была вынуждена извиваться и отменять целую номинацию по искусству, лишь бы скандальный акционист снова не победил. Тут бы впору уже определиться: коль скоро действительно считаете это искусство столь неинтересным и беспомощным, то зачем же бросать на борьбу с ним такие силы? Ответа не нужно, сами догадаемся.

Владимир Богданов, AI

Источники: dailystorm.ru, tvrain.ru, thequestion.ru

Что еще почитать по теме на AI:Художника Павленского признали виновным, освободили от наказания и оставили за решеткой;Художника Петра Павленского будут судить за повреждение объекта культурного наследия;Госпремия ИННОВАЦИЯ отменила номинацию по искусству, чтобы не победил Павленский.

artinvestment.ru