Первобытные люди на иллюстрациях чешского художника Зденека Буриана. Первобытные картины


Первобытные люди на иллюстрациях чешского художника Зденека Буриана

8-июн-2014 03:00 pm

Подборка изображений Недавно совершенно случайным образом наткнулся на красивые иллюстрации художника Зденека Буриана, некоторые из которых во времена моего детства украшали "Учебник по истории древнего мира" середины 1970-х годов. Охота на пещерного медведя

Охота на пещерного медведя - Зденек Буриан

Питекантропы

Питекантропы - Зденек Буриан

Австралопитеки

Австралопитеки - Зденек Буриан

Неандертальцы: огонь и радуга

Неандертальцы: огонь и радуга - Зденек Буриан

Африканские австралопитеки

Африканские австралопитеки - Зденек Буриан

Переход с одного места стоянки на другое

Переход с одного места стоянки на другое - Зденек Буриан

Нападение саблезубого тигра

Нападение саблезубого тигра - Зденек Буриан

Неандертальцы

Неандертальцы - Зденек Буриан

Подготовка к охоте

Подготовка к охоте - Зденек Буриан

На стоянке

На стоянке - Зденек Буриан

Забивание мамонта камнями

Забивание мамонта камнями - Зденек Буриан

Обряд вызывания духа медведя

Обряд вызывания духа медведя - Зденек Буриан

Ловушка для мамонта

Ловушка для мамонта - Зденек Буриан

Культ медведя

Культ медведя - Зденек Буриан

Магический ритуал

Магический ритуал - Зденек Буриан

Каннибалы в пещере

Каннибалы в пещере - Зденек Буриан

Охота на волосатого носорога

Охота на волосатого носорога - Зденек Буриан

Охотничий обряд возле шкуры медведя

Охотничий обряд возле шкуры медведя - Зденек Буриан

Охота кроманьонцев на мамонта

Охота кроманьонцев на мамонта - Зденек Буриан

Погребение погибшего охотника

Погребение погибшего охотника - Зденек Буриан

Первобытные красавицы и колдун

Первобытные красавицы и колдун - Зденек Буриан

Охота на диких лошадей

Охота на диких лошадей - Зденек Буриан

Стоянка кроманьонцев

Стоянка кроманьонцев - Зденек Буриан

В поселении эпохи неолита

В поселении эпохи неолита - Зденек Буриан

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Искусство" и "Этнопсихология"

tipolog.livejournal.com

Топ 10 шедевров наскальной живописи первобытных людей

наскальная живопись

Времена меняются, но интерес к искусству людей Каменного века не ослабевает. Некоторые его образчики кажутся странными, другие — сверхъестественными. Одним находятся объяснения, другие же лишь обрастают новыми теориями. Однако шаг за шагом, наскальная живопись открывает завесу тайны над тем, чем жили наши предки, во что верили и как представляли себе окружающий мир.

Неолитический вертеп

Привет от исчезнувшей расы людей

В 2005 году учёные совершили открытие, которое по-прежнему бурно обсуждается, особенно среди любителей тайн и загадок. В пустыне Сахара близь Египта была найдена неолитическая (или палеолитическая, специалисты ещё не пришли к общему выводу) стоянка древних людей и наскальная живопись, изображающая… Сцену Рождества Спасителя. Разумеется, это не может быть иллюстрацией к жизни Иисуса (рисунок старше Христа как минимум на 3 000 лет), но все же общие черты есть, а что ещё надо конспирологам.

Композиция изображения очень интересна: новорождённый находится между двумя взрослыми фигурами. На нём акцентируется внимание, он будто парит в воздухе, указывая на звезду, расположенную над ним. Также на рисунке можно увидеть двух животных — бабуина и льва (впрочем, у второго не хватает важной детали — головы). Не менее интересно то, что для создания сюжета была использована тёмно-красная охра, предназначенная для сакральных целей. Примечательно и то, что до раннехристианского периода композиции подобного рода до сих пор не встречались.

Суданские изразцы первобытных людей

Суданские изразцы

«Гостевая книга» на протяжении веков

В Судане полтора десятка рельефов привели учёных в замешательство в 2011 году. Все 15 памятников были найдены в засушливой долине Ваби Абу Дом и располагались в логическом построении — от единичных изображений до целых композиций из 30 деталей. На данный момент специалистам удалось выяснить, что рельефы имеют разный возраст и авторов. Выдолбленные в породе рисунки относятся как к Неолиту, так и более близкому к нам времени: так, некоторые «гравюры» изображают кресты, всадников, храмы (эти работы датируются приблизительно 500 годом н.э., когда в Судан пришло христианство). На более древних рельефах можно увидеть хорошо сохранившиеся изображения домашнего скота (археологи относят эти композиции к X веку до н.э.).

А вот изразцы, которым 5 000 лет и более, поставили учёных в тупик. Объяснить их смысл не представляется возможным. Некоторые из рисунков представляют собой спирали, причём настолько точные, что некоторые специалисты склоняются к невероятной теории визуализации древними людьми магнитного поля (можно сказать, что так недалеко и до версии с инопланетянами). Другие же представляют собой геометрические узоры, чьё предназначение неизвестно. Учёные также нашли «каменные барабаны», резонирующие звук от удара каменными предметами. Возможно, эти артефакты служили для сигнальных целей.

Маленькие ручки Сахары

Маленькие ручки Сахары

То ли ребенок, то ли варан, то ли пришелец

В 2002 году, в Сахаре была обнаружена так называемая «пещера зверей». Название она получила от огромного количества рисунков безголовых фигур на своих сводах. Впрочем, не они послужили объектом пристального внимания исследований. Загадкой стали 13 отпечатков маленьких ладоней. Некоторые из них находились внутри оттисков ладоней взрослого человека. Подобное проявление родительской любви долгое время вызывало умиление, пока один антрополог не заметил, что пальцы «детей» непропорционально длинны, а размер ладоней не соответствует даже новорождённому. Более того, согласно исследованиям, эти отпечатки, возраст которых насчитывает 8000 лет, вообще не принадлежат человеку.

Анализ показал, что «ладошки» созданы с помощью лап зверей, скорее всего — пустынного варана. Для всех оттисков был использован один и тот же пигмент, поэтому остаётся загадкой причина столь милого родства с рептилиями.

Венера из Холе-Фельс

Венера из Холе-Фельс

Когда нет эротических журналов

Эту фигурку из слоновой кости тоже можно назвать образцом искусства Каменного века. Статуэтка была найдена в немецкой пещере Холе-Фельс (от неё и получила своё название). Также она известна как «Венера Шельклингенская» и «Венера Швабская». Как и у всех артефактов, связанных с культом плодородия, у этой Венеры отсутствует голова, но ярко выражены набухшая грудь и половые органы. Как шутят некоторые учёные, это доисторическое порно-искусство. Как бы то ни было, статуэтке около 40 000 лет и она является самой древней из найденных.

Фигурка размером с ладонь дала новые причины для споров о костях животных, найденных в пещере. Учёные ныне склоняются к тотемической версии или игровому ритуалу, так как останки принадлежат не травоядным, а хищникам. Фигурки зверолюдей, найденные тут же, вполне могли быть олицетворениями шаманских видений или просто частью игры типа шахмат. Забавно то, что автор этих артефактов мог просто баловаться — в том числе и с Венерой. И не изображать богиню плодородия, а вырезать фигуру голой женщины для потехи или удовлетворения своего либидо. Вряд ли мы точно узнаем её назначение когда-либо.

Шотландские спирали

Шотландские спирали

Камень-загадка или просто шутка мастера?

Загадочный кусок горной породы под названием «камень Кочно» был найден в Шотландии в 1887 году, когда местные жители вырыли его из земли. В 1965 году археологи всерьёз опасались, что все завитки, спирали и рисунки, выбитые на нём неизвестными авторами десятки тысяч лет назад, не проживут и десятка лет из-за постоянной эрозии и вандалов. Было принято снова закопать камень и лишь в 2005 году эту массивную плиту (13х8 метров) удалось тщательно изучить, просканировать и законсервировать. Исследования показали, что камень Кочно является лучшим примером использования спиралевидного орнамента по всей Европе.

Возраст изображений — около 5 тысяч лет и их предназначение покрыто мраком. Многие учёные склоняются к версии, что спирали помогали прогнозировать солнечные и лунные затмения, а останки краски лишь доказывают это.

Фут-фетишизм из Чако

Отпечатки ног культуры Пуэбло

Фрейд бы порадовался изучению этого фетиша

Не стоит отдавать всю славу лишь ладошкам на стенах. Тысячу лет назад, люди культуры Пуэбло почитали ступни как сакральные объекты. Этот народ жил на территории каньона Чако в Нью-Мексико, США.

Любовь к ногам была всесторонней: даже стены украшались отпечатками обуви, отдельных пальцев, пяток и просто ступней. Ко всему прочему, среди представителей культуры Пуэбло был высокий процент людей с полидактилией (присутствие одного или нескольких дополнительных пальцев). Такие люди пользовались особым уважением как отмеченные богами. Подобный вывод учёные сделали, изучив более 90 останков из местных захоронений.

Пуэбло выражали любовь к ногам повсюду: их форма придавалась разбросанным камням, они выбивались на стенах, полах, сводах пещер. При этом археологи обнаружили интересную особенность — чем больше на ступне пальцев, тем важнее место, обозначенное этим знаком.

Акустическое искусство доисторической эпохи

Акустическое искусство доисторической эпохи

Эффект полного погружения до изобретения кинотеатров

В 2014 году было проведено масштабное исследование, позволяющее показать связь между расположением древних каракуль и резонансными эффектами пещер. Так, европейские и индийские образцы наскальной живописи с изображениями бегущего стада парнокопытных чаще всего встречается там, где звук деформируется и создаётся впечатление шума от сотен ног. Также многие сцены изображают природные явления — гром, звуки воды и т.д.

Причём исследования мест с хорошей акустикой часто давало неожиданный результат и там находили неизвестные до этого наскальные рисунки. И наоборот: где были рисунки — обязательно присутствовал эффект эхо. И пусть древние люди не до конца понимали природу явления, считая его проявлением воли богов, но отлично искали места его проявления.

Бизоны Хиггса

Бизоны Хиггса

Фоторобот помог воссоздать исчезнувший вид

Перед нами один из редких случаев, когда научное открытие было совершено благодаря наскальной живописи и было связано только с ней. Изучение ДНК древних зубров поставило учёных в затруднительную ситуацию: они не относятся ни к одному из современных видов. То есть теоретически, их существование вообще стояло под вопросом. Это и послужило поводом назвать находку «Бизоном Хиггса» (прямая аллюзия на бозон Хиггса, микрочастицу, существование которой до недавнего времени невозможно было доказать опытным путём).

Дальнейшие исследования подтвердили существование бизона Хиггса — им оказался гибрид степного бизона и зубра. ПО неизвестной причине, около 120 000 лет назад эти два вида скрестились, создав устойчивое потомство, расселившееся по Европе.

Удивительно, но древние люди, проживавшие на территории Испании и Франции во время последнего ледникового периода 18 000 лет назад, смогли чётко показать этот гибридный вид в наскальном искусстве, подмечая даже небольшие детали: массивные рога американских бизонов и небольшие горбы современных европейских зубров.

Чарамские пришельцы

Чарамские пришельцы

Духи предков стали пришельцами. Почему бы и нет?

В 2014 году индийские археологи рассказали о сенсационной находке: в пещере близь деревеньки Чарам (штат Чхаттисгарх) были найдены наскальные рисунки, изображающие инопланетных гостей! Изображение появилась на стенах 10 000 лет назад и иллюстрирует древнюю легенду о неких невысоких гуманоидах, именуемыми «Рохела». Они приземлились недалеко от поселения в серебристом шаре, помахали рукам местным жителям и унеслись ввысь. Одно время, крестьяне даже поклонялись этому изображению.

Учёных удивляет тот факт, что краски не потеряли свою яркость за тысячелетия. А сторонники палеоастронавтики указывают на то, что существа на рисунках не имеют ртов, глаз, одеты как космонавты, имеют гибкое вытянутое тело и держат в руках что-то вроде бластеров. Особо впечатлительные даже нашли стреноженный шар с антеннами на фоне пришельцев.

Загадка неандертальцев

В испанской пещере Эль-Кастильо были найдены рисунки, возраст которых составляет 40800 лет. Это самые древние образцы искусства на Земле. Точки, отпечатки ладоней и простые геометрические фигуры могли быть даже не творением рук современного человека, так как в этой местности проживали не представители Homo Sapiens, а неандертальцы.

Если теория окажется верной, то неандертальцы автоматически станут не отдельным видом гоминидов, а самостоятельной расой внутри нашего вида. На данный момент этому существует огромное количество доказательств: настенная живопись, орудия труда, украшения. При этом развитие общества и культуры неандертальцев не уступала, а во многом превосходило прогресс вида Сапиенс.

Сквозь глубину веков на нас смотрят бизоны и охотники на них, загадочные фигуры гостей с далёких планет и божественные сущности. Возможно, нам не дано узнать предназначение каждого рисунка или артефакта, но наслаждаться их первозданной красотой и непринуждённостью человечество сможет ещё многие тысячелетия, если вандалы и время не сотрут это искусство в порошок.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Первобытные люди на иллюстрациях чешского художника Зденека Буриана

sibnarkomatОригинал взят у tipolog в Первобытные люди на иллюстрациях чешского художника Зденека БурианаПодборка изображений Недавно совершенно случайным образом наткнулся на красивые иллюстрации художника Зденека Буриана, некоторые из которых во времена моего детства украшали "Учебник по истории древнего мира" середины 1970-х годов.Охота на пещерного медведя

Охота на пещерного медведя - Зденек Буриан

Питекантропы

Питекантропы - Зденек Буриан

Австралопитеки

Австралопитеки - Зденек Буриан

Неандертальцы: огонь и радуга

Неандертальцы: огонь и радуга - Зденек Буриан

Африканские австралопитеки

Африканские австралопитеки - Зденек Буриан

Переход с одного места стоянки на другое

Переход с одного места стоянки на другое - Зденек Буриан

Нападение саблезубого тигра

Нападение саблезубого тигра - Зденек Буриан

Неандертальцы

Неандертальцы - Зденек Буриан

Подготовка к охоте

Подготовка к охоте - Зденек Буриан

На стоянке

На стоянке - Зденек Буриан

Забивание мамонта камнями

Забивание мамонта камнями - Зденек Буриан

Обряд вызывания духа медведя

Обряд вызывания духа медведя - Зденек Буриан

Ловушка для мамонта

Ловушка для мамонта - Зденек Буриан

Культ медведя

Культ медведя - Зденек Буриан

Магический ритуал

Магический ритуал - Зденек Буриан

Каннибалы в пещере

Каннибалы в пещере - Зденек Буриан

Охота на волосатого носорога

Охота на волосатого носорога - Зденек Буриан

Охотничий обряд возле шкуры медведя

Охотничий обряд возле шкуры медведя - Зденек Буриан

Охота кроманьонцев на мамонта

Охота кроманьонцев на мамонта - Зденек Буриан

Погребение погибшего охотника

Погребение погибшего охотника - Зденек Буриан

Первобытные красавицы и колдун

Первобытные красавицы и колдун - Зденек Буриан

Охота на диких лошадей

Охота на диких лошадей - Зденек Буриан

Стоянка кроманьонцев

Стоянка кроманьонцев - Зденек Буриан

В поселении эпохи неолита

В поселении эпохи неолита - Зденек Буриан

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Искусство" и "Этнопсихология"

sibnarkomat.livejournal.com

Наскальные «фрески» эпохи палеолита. Часть первая

001

Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция

Расцвет первобытного искусства пришелся на эпоху позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад). Именно к этому периоду относится большинство шедевров древней наскальной живописи.

«Открытие» первобытного искусства произошло в середине XIX века и стало настоящей сенсацией. Многие пещеры, украшенные первобытными фресками, были найдены случайно. Совершенные рисунки, искусная резьба по кости, удивительные статуэтки и наскальная живопись красноречиво говорили о том, что первобытные охотники были далеко не примитивными. Это привело к другому открытию – создание совершенных произведений искусства совсем не зависит от технического уровня развития цивилизации.Сейчас первобытное искусство разделяют на жанровое и абстрактное. Пещерная живопись, мотивами которой становились люди и животные, относится к первой категории.

В свою очередь наскальная живопись делится на монохромную (одноцветную) и полихромную (многоцветную). Создавая пещерные «фрески», первобытные художники учитывали объем, перспективу, пропорции фигур и прекрасно справлялись с передачей движения. В качестве красок использовались природные пигменты (охры), кровь животных и древесный уголь.

002

Бизон из пещеры Альтамира, Испания – пример полихромной живописи (копия из музея Альтамира)

Пещера Альтамира (La cueva de Altamira) была открыта в 1879 году археологом-любителем Марселино де Саутуолой. Это огромная пещера длиной 270 метров. Большинство росписей находится на стенах и потолке главного зала. Здесь можно увидеть изображения бизонов, лошадей, кабанов, а также отпечатки ладоней, выполненные охрой, углем и гематитом. Древним фрескам от тринадцати  до восемнадцати тысяч лет.003

Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция

004

Бык и другие животные из пещеры Ласко, Франция

Ласко, или Ляско (Grotte de Lascaux) была открыта случайно в 1940 году четырьмя школьниками, которые потом сообщили о находке своему учителю. Пещера Ласко считается наиважнейшим памятником палеолитического искусства. Наскальная живопись и гравированные изображения появились на стенах пещеры приблизительно в XVIII – XV тысячелетиях до н.э.005

Интерьер "зала" пещеры Ласко

Ласко – не просто пещера, а целый комплекс пещерных залов, на сводах которых находится две тысячи уникальных изображений.006

Рисунок на стене пещеры Шове, Франция

007

Лошади, а также животные ледникового периода: шерстистый носорог и тарпан.

Ранее археологи предполагали, что сложные художественные изображения появились только пятнадцать тысяч лет назад, однако пещера Шове не только опровергла это предположение, но и доказала, что способность человека к художественному самовыражению не проходила процесс линейной эволюции, а была заложена в нем с самого начала.

artmarshals.livejournal.com

Первобытная наскальная живопись | Журнал Пробудження

Первобытная живопись

Доисторическая наскальная живопись является самым многочисленным из имеющихся свидетельств того, как человечество делало первые шаги в сфере искусства, познания и культуры. Ее обнаруживают в большинстве стран мира, от тропиков до Арктики, и в самых разнообразных местах — от глубоких пещер до горных высот.

Уже открыто несколько десятков миллионов наскальных рисунков и художественных мотивов, и с каждым годом их открывают все больше. Этот солидный, долговечный, совокупный памятник прошлого является очевидным свидетельством того, наши далекие предки развили сложные общественные системы.

Некоторые распространенные ложные утверждения об истоках искусства должны были быть отклонены в самом своем зародыше. Искусство, как таковое, не возникло внезапно, оно развивалось постепенно с обогащением человеческого опыта. Ко времени появления знаменитого пещерного искусства во Франции и Испании, как считается, художественные традиции уже изрядно были развиты, по крайней мере в Южной Африке, Ливане, Восточной Европе, Индии и Австралии, и, вне всякого сомнения, во многих других регионах, которые еще должны быть соответственно исследованы.

Когда люди впервые решились на обобщение действительности? Это вопрос интересный для историков искусства и археологов, но он имеет и широкий интерес при условии, что идея культурного первенства имеет влияние на формирование представлений о расовой, этнической и национальной стоимости, даже на фантазию. Например, утверждение, что искусство зародилось в пещерах Западной Европы становиться побуждением к созданию мифов о европейском культурном превосходстве. Во-вторых, истоки искусства следует считать тесно связанными с появлением других чисто человеческих качеств: способностью творить абстрактные идеи и символы, общаться на высшем уровне, развивать представление о самих себе. Кроме доисторического искусства, мы не имеем реальных свидетельств, на основании которых можно было бы сделать вывод о существовании таких способностей.

НАЧАЛА ИСКУССТВА

Художественное творчество считалось образцом «непрактического» поведения, то есть поведения, вроде как лишенного практической цели. Древнейшим наглядным археологическим доказательством этого является использование охры или красного железняка (гематита) — красного минерального красителя, снятого и применяемого людьми несколько сотен тысяч лет назад. Эти древние люди также собирали кристаллы и узорчатые окаменелости, красочный и необычной формы гравий. Они начали различать обычные, будничные предметы и необычные, экзотические. Очевидно, они развили идеи о мире, в котором объекты можно было распределять на разные классы. Доказательства впервые появляются в Южной Африке, затем в Азии и наконец в Европе.

Древнейший известный наскальный рисунок сделан в Индии две или три сотни тысяч лет назад. Он состоит из чашеобразных углублений и извилистой линии, отчеканенных в песчанике пещеры. Примерно в это же время на разного рода портативных предметах (кость, зубы, бивни и камни), найденных на местах стоянок первобытного человека, были сделаны простые линейные знаки. Наборы собранных в пучок резных линий впервые появляются в центральной и восточной Европе, они приобретают определенное благоустройство, что позволяет распознавать отдельные мотивы: каракули, крестики, дуги и наборы параллельных линий.

Первобытная живопись

Этот период, который археологи называют средним палеолитом (где-то между 35000 и 150000 лет назад), был определяющим для развития умственных и познавательных способностей человека. Это было также время, когда люди приобретали мореходные навыки и отряды колонистов могли делать переходы до 180 км. Регулярная морская навигация, очевидно, требовала совершенствования системы общения, то есть языка.

Люди этой эпохи добывали также охру и кремень в нескольких мировых регионах. Они начали строить большие совместные дома из костей и ставить каменные стены внутри пещер. И что самое важное — они творили искусство. В Австралии некоторые образцы наскальных изображений появились на свет 60000 лет назад, то есть в эпоху заселения континента людьми. В сотнях мест имеются объекты, более древнего, как полагают, происхождения, чем искусство Западной Европы. Но в течение этой эпохи наскальное искусство появляется и в Европе. Древнейший его образец из тех, что известны нам — система из девятнадцати чашкоподобных знаков в пещере во Франции, высеченных на каменной скальной плите, накрывала место детского захоронения.

Первобытная живопись

Едва ли не самым интересным аспектом этой эпохи является культурное единодушие, царившее в тогдашнем мире во всех регионах заселения. Несмотря на различия в орудиях, бесспорно, обусловленных различиями в окружающей среде, культурное поведение было удивительно устойчивым. Использование охры и выразительно однообразный набор геометрических отметок свидетельствуют о существовании универсального художественного языка между архаичными гомо сапиенс, в том числе европейскими неандертальцами и другими, о которых нам известно из ископаемых остатков.

Расположенные по кругу фигурные изображения (скульптуры) впервые появляются в Израиле (ок. 250-300 тыс. лет назад), в виде видоизмененных природных форм, затем в Сибири и центральной Европе (ок. 30-35 тыс. лет назад), а уж потом в западной Европе. Примерно 30000 лет назад наскальное искусство обогатилось сложными зарубками, выполненными пальцами на мягкой поверхности пещер в Австралии и Европе, и трафаретными изображениями ладоней во Франции. Начали появляться двумерные изображения объектов. Древнейшие образцы, созданные примерно 32000 лет назад, происходят из Франции, за ними следуют южноафриканские рисования (Намибия).

Первобытная живопись

Около 20000 лет назад (совсем недавно в понятиях человеческой истории) между культурами начинают формироваться существенные различия. Люди эпохи позднего палеолита в Западной Европе начали изящные традиции, как в скульптурном, так и в графическом искусствах ритуального и декоративного потребления. Где-то 15000 лет назад, эта традиция привела к появлению таких знаменитых шедевров, как рисование в пещерах Альтамиры (Испания) и Леско (Франция), а также к появлению тысяч искусно вырезанных фигурок из камня, бивней, кости, глины и других материалов. Это было время тончайшей многокрасочности произведений пещерного искусства, рисованных или чеканных определенной рукой мастерских умельцев. Однако развитие графических традиций в других регионах шло нелегко.

В Азии формы геометрического искусства, развиваясь, образовали очень совершенные системы, некоторые напоминают официальные записи, другие — мнемонические эмблемы, своеобразные тексты, предназначенные освежать память.

Начиная примерно с конца ледникового периода, где-то 10000 лет назад, наскальная живопись постепенно выходит за пределы пещер. Это было продиктовано не так поисками новых лучших мест, как (сомнений здесь почти не остается) выживанием наскального искусства путем селекции. Наскальная живопись хорошо сохраняется в постоянных условиях глубоких известняковых пещер, но не на скальных поверхностях, более открытых для разрушения. Итак, беспрекословное распространение наскальной живописи в конце ледникового периода свидетельствует не о росте художественной продукции, а о преодолении порога того, что обеспечивало хорошее сохранение.

На всех континентах, минуя Антарктику, наскальное искусство сейчас показывает разнообразие художественных стилей и культур, прогрессивный рост этнического многообразия человечества на всех континентах, а также развитие основных религий. Даже последний исторический этап развития массовых миграций, колонизаций и религиозной экспансии — основательно отраженный в наскальном искусстве.

ДАТИРОВКА

Есть две основные формы наскального искусства, петроглифы (резьба) и пикторами (рисование). Петроглифичные мотивы создавались с помощью резьбы, выдалбливания, чеканки или шлифовки скальных поверхностей. В пиктограммах на скальную поверхность накладывались дополнительные вещества, обычно краска. Это отличие очень важно, им определяются подходы к датировке.

Методология научной датировки наскальной живописи разработана только в течение последних пятнадцати лет. Поэтому она находится еще на стадии своего «детства», и датировка почти всего мирового наскального искусства остается в плохом состоянии. Это, однако, не означает, что мы не имеем представления о его возрасте: часто находятся всевозможные ориентиры, позволяющие определить примерный или хотя бы вероятный возраст. Иногда везет определить возраст наскального изображения достаточно точно, особенно, когда краска содержит органические субстанции или микроскопические вкрапления, позволяющие датировку благодаря имеющемуся в них радиоактивному изотопу углерода. Осторожная оценка результатов такого анализа может достаточно точно выяснить дату. С другой стороны, датировка петроглифов остается крайне трудным делом.

петроглифы Онежского озера

Современные методы основаны на определении возраста минеральных отложений, которые могли отложиться на наскальные изображения. Но они позволяют определить лишь минимальный возраст. Один из способов — провести анализ микроскопических органических веществ, вкрапленных в такие минеральные наслоения; здесь может быть успешно использована лазерная технология. Для определения же возраста самых петроглифов сегодня пригоден только один метод. Он основывается на том, что щербатые при выдалбливании петроглифов минеральные кристаллы имели сначала острые края, которые со временем затупливались и заокругливались. Определив скорость таких процессов на близлежащих поверхностях, возраст которых известен, можно вычислить и возраст петроглифов.

Немного помочь делу датировки могут также несколько археологических методов. Если, например, скальную поверхность покрывают археологические слои грязи, чей возраст можно определить, их можно использовать для определения минимального возраста петроглифов. Часто прибегают к сравнению стилевых манер, чтобы определить хронологические рамки наскального искусства, правда, не очень успешно.

Гораздо надежнее методы изучения наскального искусства, которые часто напоминают методы криминалистики. Например, составляющие краски могут рассказать, как она изготовлена, какими инструментами и примесями пользовались, откуда брали красители и тому подобное. Человеческую кровь, которую применяли как скрепляющее средство в ледниковый период, обнаружено в австралийских наскальных рисунках. Австралийские исследователи также обнаружили в разных местах до сорока наложенных друг на друга слоев краски, свидетельствующих о постоянной перерисовке той же поверхности в течение длительного времени. Как страницы книги, эти слои доносят до нас историю использования поверхностей художниками многих поколений. Изучение таких наслоений только начинается и может привести к настоящему перевороту во взглядах.

Пыльца растений, найденных на волокнах кистей в краске наскальных рисунков, указывает, какие культуры выращивали современники древних художников. В некоторых французских пещерах характерные рецепты краски выяснялись по их химическому составу. По угольным красителям, применяемым нередко для рисунков, определяли даже вид дерева, пережженного на уголь.

Исследования наскального искусства превратилось в отдельную научную дисциплину, и уже пользуется многими другими дисциплинами, от геологии до семиотики, от этнологии к кибернетике. Его методология предусматривает выразительность с помощью электронного изображения цветов очень испорченных, почти совсем выцветших рисунков; широкий спектр специализированных методов описания; микроскопические исследования следов, оставленных инструментами, и мизерных осадков.

УЯЗВИМЫЕ ПАМЯТНИКИ

Так же разрабатываются и все шире применяются методы сохранения доисторических памятников. Изготовлены копии произведений наскального искусства (фрагменты объекта или даже весь объект), чтобы предотвратить повреждение оригиналов. И все же многие доисторических мировых памятники находятся в постоянной опасности. Кислотные дожди растворяют защитные минеральные наслоения, покрывающие много петроглифов. Все бурные потоки туристов, разрастание городов, промышленное и горное развитие, даже неквалифицированные исследования вносят свою лепту в черное дело укорочение возраста неоценимым художественным сокровищам.

Автор: Роберт Б. Беднарик.

waking-up.org

Смешные картинки про первобытную любовь в каменном веке » Photolium

Художник Олег Добровольский изобразил, какой могла быть любовь в каменном веке. Не стесняйтесь и отправляйте смешные картинки о возможной "первобытной любви" своим половинкам! Но не относитесь к этим прикольным иллюстрациям, картинкам про любовь, слишком серьезно – ведь это просто юмор. И не показывайте их любителям альтернативной истории, а то не ровен час – начнут переписывать ;).

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... катать её на динозавре по ночам (когда не видят палеонтологи).

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... когда ты одомашниваешь волка к её дню рождения.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... позволять ему приходить на свидание с дубиной и в шкуре мамонта.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... играть ей на флейте из бедра мастодонта.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... заниматься палеофитнесом вместе.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... принести ей сердце шерстистого носорога.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... позволять ей иногда властвовать, даже если в вашей общине царит патриархат.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... считать свою женщину самой лучшей, хотя эпиляцию ещё не изобрели.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... не смеяться, когда она рассказывает про палеоконтакт.

Смешные картинки о первобытной любви в каменном векеЛюбовь – это... смотреть на звёзды и мечтать, что ваши потомки напишут про вас на портале "Антропогенез.Ру".

photolium.net

Картинки первобытные люди еда, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения первобытные люди еда

Приготовления пещерного человека Стоковое ФотоПещерный Кук Лицензионные Стоковые ИзображенияМасаи мужчины танцуют Стоковое Изображение

DavideMontalenti

4752 x 3168

Песня женщины масаи Лицензионные Стоковые Фото

DavideMontalenti

4752 x 3168

Baliem Долине Западного Папуа Индонезия Июня 2016 Дугум Дани Племя Стоковая КартинкаКаменный век иконы первобытного человека. Неандертальцы или кроманьонца гонка Homo sapiens палеолита Стоковое ФотоПриготовление пищи в каменный век Лицензионные Стоковые ИзображенияДоисторические пещеры живописи с сцены войны Стоковое ИзображениеУправляемый для Вашей жизни Лицензионные Стоковые ФотоПещерный пищи бой Стоковая КартинкаСчастливый пещерный человек работает с большой косточкой Стоковое ФотоЧерный углерода краска человека охоты на стена из песчаника Лицензионные Стоковые ИзображенияВыступая через банан человек-обезьяна Стоковое ИзображениеАбстракционизм детей в пещере песчаника. Краска черная углерода зубров на стене из песчаника, копии доисторические изображения Лицензионные Стоковые ФотоСчастливый динозавров - счастливые пары людей Стоковая Картинка

illustrator_hft

4295 x 5906

Абстрактное искусство детей в пещере песчаника. Черный углерода mammut краска человека охоты на стена из песчаника, копии доисторические изображения Стоковое ФотоЧерный углерода краска человека охоты на стена из песчаника Лицензионные Стоковые ИзображенияИскусство детей в пещере песчаника. Черный углерода мамонта краска Стоковое ИзображениеБуффало охоты. Краска человека охоты на стена из песчаника, доисторические изображения Лицензионные Стоковые ФотоГруппа кенийских детей племени масаи Стоковая КартинкаДинозавр - трицератопсов - счастливые пары людей Стоковое Фото

illustrator_hft

4295 x 5906

Счастливый динозавров - счастливые пары людей Лицензионные Стоковые Изображения

illustrator_hft

4821 x 5906

Человек-обезьяна удивлен банан Стоковое ИзображениеАбстракционизм детей в пещере песчаника. Краска черная углерода человеческой охоты на стене из песчаника, копии доисторические изображения Лицензионные Стоковые ФотоЧерно-белые пещерный человек работает с большой косточкой Стоковая КартинкаПещерный мультфильмов 2 набора сбора Стоковое ФотоАбстракционизм детей в пещере песчаника. Краска черная углерода человеческой охоты на стене из песчаника, копии доисторические изображения Лицензионные Стоковые ИзображенияКраска человека охоты на стена из песчаника, копии доисторические изображения. Черный углерода абстрактный детей искусство в пещере песчаника Стоковое ИзображениеГруппа кенийских детей племени масаи Лицензионные Стоковые ФотоАбстракционизм детей в пещере песчаника. Краска черная углерода человеческой охоты на стене из песчаника, копии доисторические изображения Стоковая КартинкаЧерная углеродная краска большого быка на стене песчаника, копии доисторической картины. абстрактное детское искусство в пещере песчаника Стоковое ФотоСчастливый динозавров - счастливые пары людей Лицензионные Стоковые Изображения

illustrator_hft

4295 x 5906

Счастливый динозавров - счастливые пары людей Стоковое Изображение

illustrator_hft

4821 x 5906

Масаи сделать огонь Лицензионные Стоковые Фото

DavideMontalenti

4752 x 3168

Абстракционизм детей в пещере песчаника. Краска черная углерода мамонта на стене из песчаника, копии доисторические изображения Стоковая КартинкаДинозавр - тиранозавр - счастливые пары людей Стоковое Фото

illustrator_hft

4821 x 5906

Счастливый динозавров - счастливые пары людей Лицензионные Стоковые Изображения

illustrator_hft

4821 x 5906

Абстракционизм детей в пещере песчаника. Черный углерода Краска лошадей на стене из песчаника, копии доисторические изображения Стоковое ИзображениеПещерный мультипликационный персонаж работает с большой косточкой Лицензионные Стоковые ФотоЖивущих с тюков соломы Стоковая КартинкаЖенщина, растрескивание яйцо на портативный походных плит Стоковое ФотоЧерная углеродная краска оленя на стене песчаника, копии доисторической картины. абстрактное детское искусство в пещере песчаника Лицензионные Стоковые Изображения

ru.depositphotos.com


Смотрите также