Художник Юрий Пименов. Лирическая живопись. Пименов картины


Художник Юрий Иванович Пименов|Картины

художник Юрий Пименов картины – 01

Новая Москва 1937 год

Юрий Иванович Пименов – живописец из СССР, Лауреат большого количества советских премий, Народный художник СССР, сценограф и театральный художник, профессор.

Как-то так сложилось в головах, что если начинается разговор о советских художниках, да ещё о Народных художниках, лауреатах сталинских и ленинских премий, то моментально рисуются образы каких-то придворных псевдоживописцев, которые творили красные стяги, бесконечные трудовые подвиги и портреты вождей в угоду правящим вождям КПСС.

Разная была живопись. Не только вождей писали. Был, например, такой художник – Юрий Иванович Пименов.

Биография Юрия Ивановича Пименова

Юрий Иванович родился в 1903 году в Москве, в семье юриста. Учился в 10-й Московской гимназии, с 1920 по 1925 годы обучался во ВХУТЕМАСе. С 1923 года трудился художником в журналах. В 1925 году участвовал в образовании Общества станковистов.

В начала своего творческого пути Юрий Иванович «попал под влияние» немецкого импрессионизма и написал несколько острых драматических полотен («Инвалиды войны», «Даешь тяжелую индустрию!», «Солдаты переходят на сторону революции»), которые моментально попали в Третьяковскую галерею.

художник Юрий Пименов картины – 28

Инвалиды войны

художник Юрий Пименов картины – 29

Даёшь тяжелую индустрию!

Со временем художник перешёл к обновленному импрессионизму, в основе которого лежит «прекрасное мгновение» и артистический лёгкий образ. Много работал в театрально-декоративном искусстве, писал рекламные кино-плакаты.

художник Юрий Пименов картины – 30В 1954 году Пименова избрали членом-корреспондентом, в 1962 году – действительным членом Академии художеств СССР.

Юрий Иванович всегда стремился быть художником современности, воплощать в своем творчестве настоящее, соответствующее духу времени, ощущению жизни.

…футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны — все самоновейшее, самонаисовершенное — это было страстью моей и многих моих товарищей.

Умер художник 6 сентября 1977 года в Москве.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ художника которые, как мне кажется, много расскажут о советской живописи тем, кто считает, что живопись СССР – это только вожди и флаги.

Картины художника Юрия Ивановича Пименова

 

художник Юрий Пименов картины – 02

Дождь в Советском Союзе

художник Юрий Пименов картины – 03

Начало любви

художник Юрий Пименов картины – 04

Огни университета

художник Юрий Пименов картины – 05

Ожидание

художник Юрий Пименов картины – 06

Клубника с молоком

художник Юрий Пименов картины – 07

Новый год

художник Юрий Пименов картины – 08

Бумажные цветы и первоцветы

художник Юрий Пименов картины – 09

Широкие пути

художник Юрий Пименов картины – 10

Проливной дождь

художник Юрий Пименов картины – 11

Первые модницы нового квартала

художник Юрий Пименов картины – 12

Калининград. Дождь

художник Юрий Пименов картины – 13

Лирическое новоселье

художник Юрий Пименов картины – 14

Спор

художник Юрий Пименов картины – 15

Стюардесса

художник Юрий Пименов картины – 16

Свадьба на завтрашней улице

художник Юрий Пименов картины – 17

Натюрморт с тыквой и сковородой

художник Юрий Пименов картины – 18

Сумерки

художник Юрий Пименов картины – 19

В комнатах

художник Юрий Пименов картины – 20

Весеннее окно

художник Юрий Пименов картины – 21

Обыкновенное утро

художник Юрий Пименов картины – 22

Венеция. Лавка соломенных шляп

художник Юрий Пименов картины – 23

Сотворение мира

художник Юрий Пименов картины – 24

Утренние покупки

художник Юрий Пименов картины – 25

Кижи. Старинная красота

художник Юрий Пименов картины – 26

Токийское окно

художник Юрий Пименов картины – 27

Утренние окна

 

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

09 Ноя 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, соцреализм     2941       Поделитесь записью

svistanet.com

Юрий Пименов

Юрий Иванович Пименов (1903 - 1977)

 

Юрий Пименов

   Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки.

Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада... Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы.  Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи... Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров...  Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку...    Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей ежеминутно, каждодневно все новые открытия, мир творчества художника Юрия Пименова.

   Юрий Пименов любил Москву, ее новь, ее людей. Живописец это свое чувство щедро отдает зрителю. Мастер открывает нам мир, к которому мы привыкли. Ведь каждодневно мы ходим, ездим в метро, на автобусах и автомашинах и зрим рядом этот интересный, увлекательный, чудесный мир.    Но, в отличие от детей, не устающих удивляться, многих из нас, закрученных текучкой, давно уже покинула радость удивления, радость новых открытий. В сутолоке занятости, в круговерти будней нам стал казаться привычным, примелькался этот вечно меняющийся, трепетный, прекрасный мир природы...    Мы часто говорим: утро, день или ночь... Но всегда ли мы замечаем, сколько бессчетных перемен таят в себе нюансы переходов из одного состояния дня в другое, сколько изумительных сочетаний открывается нашему глазу в острых силуэтах деревьев, домов, архитектурных ансамблей, словно вписанных в воздушную панораму движущихся облаков, феерического света восходов и закатов?    Всегда ли мы видим прелесть пейзажа современного большого города? Ведь сколько жизненных коллизий открывает нам эта вечная драматургия обыденности.    Город...  Великий волшебник и режиссер. Он показывает нам ежеминутно тысячи никогда не повторяющихся мизансцен, живых, полных движения человеческой души, отражающих все оттенки характеров и положений, от лирической взволнованности юности до суровой уравновешенности старости. Надо только видеть!

   А это нелегко...  Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов... Словом, как это ни грустно, такова логика жизни...    Большие художники и поэты помогают нам как бы вновь обрести это чувство, это состояние юной лирической возбужденности. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов - непреходящее в преходящем.    Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас. Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы.    Глубокая интимность пименовских картин - в их истинной несочиненности, в несомненной их жизненности. Мастеру глубоко чужда литературщина в живописи, подменяющая порой художественность пластического выражения.    Метафоричность языка Пименова - это цепь открытий длиной в полвека.

   "Каждый день нас охватывает поток жизни, — говорил Пименов, - порой он накрывает нас целиком энергией больших событий действительности, порою только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине. Все, что встречается за день, огромно и поразительно разнообразно    Душа искусства - тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство.    Искусство - дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого, сложного строя души..."    Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Рисунок, цвет, композиция ясны. Но это сложная простота.

   Всякие коммерческие, карьеристские задачи никогда не были и не будут действительными заботами творчества. Особенно страшно равнодушие, рождающее серость.    И это не только красивые слова. Это - психология Пименова, смысл его художнической судьбы.    Однажды он прочел мне отрывок из Блока:     «Писатель - растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его - только внешние результаты подземного роста души".    Думается, в блоковских строках - разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту.     Таких художников очень немного, ибо душа истинного живописца как бы движет кистью, и если стареет душа - быстро дряхлеет палитра, немощным становится колорит.

И. Долгополов. Мастера и шедевры. 

 

Юрий Пименов

Даешь тяжелую индустрию. 1927

 

Юрий Пименов

 Инвалиды войны. 1926

 

Юрий Пименов

Взяятие английского блокгауза (Северный фронт). 1928

 

Юрий Пименов

Художники в мастерской. (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). 1928

 

Юрий Пименов

Цветочница

 

Юрий Пименов

 Женщина в гамаке.1934

 

Юрий Пименов

«Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934. Левая часть триптиха

 

Юрий Пименов

«Работницы Уралмаша на заводе» 1934. Центральная часть триптиха

 

Юрий Пименов

 «Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935. Правая часть триптиха

 

Юрий Пименов

Актриса. 1935

 

Юрий Пименов

Новая Москва. 1937

 

             Юрий Пименов

Почта пришла. 1940

 

Юрий Пименов

Война. Городские окраины. 1941

 

Юрий Пименов

Следы шин. 1944

 

Юрий Пименов

 Фронтовая дорога. 1944

 

Юрий Пименов1

Ленинградский пейзаж. 1944

 

Юрий Пименов

 Осенняя станция. 1945

 

Юрий Пименов

Германия. Город у моря. 1945-1946

 

Юрий Пименов

Весеннее окно. 1948

 

Юрий Пименов

В порту. 1950

 

            Юрий Пименов

Утренние покупки. 1951

 

Юрий Пименов

Богато накрытый стол.

 

Юрий Пименов

Клубника с молоком. 1956

 

Юрий Пименов

Район завтрашнего дня. 1957

 

Юрий Пименов

Гостья фестиваля. 1957

 

Юрий Пименов

Проливной дождь. Фрагмент. 1957

 

Юрий Пименов

Одинокая продавщица цветов. Венеция. 1958

 

            Юрий Пименов

Венецианские окна. 1958

 

Юрий Пименов

Лавка соломенных шляп. Венеция. 1958

 

Юрий Пименов

Париж. Улица Сен-Доминик. 1958

 

Юрий Пименов

Ожидание. 1959

 

Юрий Пименов

Утренние окна. 1959

 

Юрий Пименов

 Дальняя дорога. 1959

 

Юрий Пименов

Уголок кабинета. 1950-1960

 

Юрий Пименов

 Между работой и театром. 1960

 

Юрий Пименов

Первые модницы нового квартала. 1961

 

Юрий Пименов

Начало любви

 

Юрий Пименов

Раннее утро в Москве. 1961

 

            Юрий Пименов

Прозрачный зонтик 

 

Юрий Пименов

Свадьба на завтрашней улице. 1962

 

Юрий Пименов

 Окраина Москвы

 

Юрий Пименов

Бумажные цветы и первоцветы

 

            Юрий Пименов

 В комнатах

 

Юрий Пименов

Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963

 

Юрий Пименов

Утро нового дня. 1964

 

Юрий Пименов

Утро в городе. 1964

 

          Юрий Пименов

Портрет девушки в белой кофточке. 1960-е

 

Юрий Пименов

Лирическое новоселье. 1965

 

             Юрий Пименов

Девушки из магазина. 1965

 

Юрий Пименов

Сумерки. 1966

 

            Юрий Пименов

Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной. 1966

 

Юрий Пименов

 Кусок стекла. 1966

 

Юрий Пименов

Синяя чашка. 1967

 

Юрий Пименов

Натюрморт с тыквой и сковородой

 

Юрий Пименов

 Чашки

 

Юрий Пименов

Стюардесса

 

             Юрий Пименов

Борис Пастернак. Оттепель. 1967

 

             Юрий Пименов

Спор. 1968

 

             Юрий Пименов

Калининград. Дождь. 1968

 

Юрий Пименов

Костюмерная Большого театра. 1972

 

Юрий Пименов

Сотворение мира. 1973

 

             Юрий Пименов

В магазине. 1973

 

Юрий Пименов

Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974

 

            Юрий Пименов

 Токийское окно. 1975

 

            Юрий Пименов

 Болгарский этюд. 1977

 

                   Юрий Пименов

Ливень

 

                Юрий Пименов

 Ночь в городе

 

Юрий Пименов

Кижи. Старинная красота

 

         

art.mirtesen.ru

Юрий Пименов. Тонкая душа искусства. Часть I

Готовя в начале декабря прошлого года лекцию о жизни и творчестве Юрия Пименова, я обнаружил, что в Сети довольно много краткой и разрозненной информации о нем, но вот какого-то более-менее полного материала найти не удалось. Вот и появилась мысль опубликовать некоторые материалы, которые насобирались в процессе подготовки лекции. Использовал я не только текстовые источники - эссе Игоря Долгополова, воспоминания Александра Лабаса и самого Юрия Пименова, но и расшифровывал видеозаписи, сделанные в начале 70-х.

Пименов_1

Юрию Пименову  удалось практически немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал работы, которые понимали и принимали все. Наполненные живым, пульсирующим светом, движением, динамичные и по-своему изящные, его картины до сих пор завораживают и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников академического реализма.

Ему удавалось каким-то непостижимым образом передавать звуки и запахи... "Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки. Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада... Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего-синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи... Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров... Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку... Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения не­обыкновенности обыкновенной жизни, дарящей нам каждоминутно, каждодневно все новые открытия, - мир творчества художника Юрия Пименова" (И.Долгополов "Пименов") .

Но если картины художника известны, то подробности его жизни как-то не очень.

Родился будущий художник 13 (26) ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.

Пименов_2

Московское детство... Игры с приятелями в Замоскворечье, школа... Пименов не ладил с математикой, однако отлично рисовал. Это не прошло незамеченным. Учитель рисования Алферов помог одаренному мальчику устроиться в Замоскворецкую школу рисования. Гипсы, натюрморты, натура. Первые походы в Третьяковку. Саврасовские "Грачи прилетели" - первая любовь.

"Трудно иногда поверить в роль той или иной картины в судьбе художника, но можно сказать с уверенностью, что правда, интимность, душевность саврасовского письма глубоко запали в душу будущего мастера, - писал Игорь Долгополов. - Потом он не раз копировал картины разных художников, копировал тщательно. Он очень любил пейзажные композиции Левитана, Сомова, Бенуа... Пройдут годы, и он обретет новую привязанность, будет пропадать целые дни в Щукинском собрании, любуясь холстами Ренуара, Дега, Моне. Правда, эта его любовь к импрессионистам ему позже дорого обойдется. Его не раз будут за это попрекать и прорабатывать".

Семнадцатилетний Юра Пименов приходит  с папкой своих этюдов, рисунков и копий к известному художнику Сергею Малютину. Мастер поглядел работы и взял его к себе в мастерскую. Так Юра Пименов поступил во Вхутемас.

1920–1924 годы — время учебы во Вхутемасе: "Я учился у Малютина, Шемякина, Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и — может быть, без права — хочу считать себя его учеником... Владимир Андреевич Фаворский был огромный и необычайно светлый человек. Ему присущи высокое благородство, мужественность, подлинная человечность" (Ю. Пименов).

Вот ранние работы Пименова:

«Мужской портрет» (1923), «Обнаженная» (1925)

Пименов сам рассказывал о той поре:

"Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом уже всю жизнь, по сей день, дружим, правда всегда продолжая спорить. В эти молодые годы нам не давали авансов под живопись - и вообще нам за живопись не платили. Мы зарабатывали... в газете, в журнале, деланием вывесок и исполнением декораций. Никогда не уйдут из памяти ночи, когда мы с Андреем Гончаровым работали в его большой квартире в старом доме на Мясницкой. В этой же комнате два его младших брата спали на своих кроватях, а мы за большим круглым столом делали в ночь по десятку иллюстраций.

Надо сказать, это были модные теперь «коллажи», этакая смесь из фотомонтажа и рисования.

Итак, мы, два парня, не мудрствуя лукаво, клеили и рисовали до утра... А утром за окном появлялись первые прохожие, начиналась городская жизнь...

Но вернемся во Вхутемас. Это были горячие денечки. Мы, студенты Вхутемаса, шумели в аудитории Политехнического музея на чтении стихов, поддерживая Маяковского и Асеева. Шумели на спектаклях Мейерхольда... Но не только шумели. Мы познавали мастерство".

С1923 года художник делал иллюстрации для журналов «Самолет», «Красная нива», «30 дней», «Советский экран», «Прожектор» и др.).

Однако станковая живопись для Пименова в этот период все же была на первом месте. Его интересовала картина и ее возможности. И в своих художественных поисках Юрий Пименов был не одинок; большое влияние на формирование его творческих воззрений оказали его друзья-единомышленники, учившиеся во Вхутемасе вместе с ним: Андрей Гончаров, Александр Дейнека, Пётр Вильямс, Сергей Лучишкин. «Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом всю жизнь дружили, правда, всегда продолжая спорить... Саша Дейнека... Нас в ту пору связывала большая дружба, и ведь это было немудрено. Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами» (Ю. Пименов). На Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) среди другой вхутемасовской молодежи даже была представлена «Группа трех» в составе Александра Дейнеки, Андрея Гончарова и Юрия Пименова: «Это действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании. Это очень характерная черта урбанизма... На всех на них очень ощутимо влияние В. А. Фаворского... И их мы назвали бы — экспрессионистический реализм» (А. Федоров-Давыдов, 1924).

Спустя некоторое время эта группа стала ядром, вокруг которого образовалось знаменитое общество художников-станковистов (ОСТ), создавшее целое отдельное направление в русском искусстве первой половины ХХ века. Известный художественный критик и искусствовед Яков Тугендхольд в своей статье «По выставкам» (1925) писал: «Еще не так давно наша левая молодежь, перегибая палку, совершенно бойкотировала живопись во имя производства утилитарных конструкций или в лучшем случае допускала чисто-отвлеченные живописные искания… молодежь, составляющая основу ОСТа, пришла к убеждению, что картина как таковая вовсе не изжила свой век, что именно она находит отклик в душе массового зрителя, столь широко посещающего музеи».

В период работы ОСТа Пименов захвачен в первую очередь спортивно-индустриальными мотивами. В своих работах он монументализирует в общем-то бытовые сцены, отсекает все лишнее и возводит изображенное на полотне в степень абсолюта, используя прием изобразительного монтажа. При таком взгляде на окружающее неизбежна некая схематичность (графичность), которая, однако, придает работам Пименова необходимую для правильного баланса восприятия чистоту и условность, уравновешивая таким образом иногда излишне реалистичное и осязаемое пименовское пространство. К слову, годы спустя самого художника в своих ранних работах не устраивало именно это несовершенство пластики, некоторая холодность, рациональность, а порою несколько схематическая заданность работ, присущая ОСТу.

Пианист, Инвалиды войны

Но не только тематику, весь строй своего искусства остовцы хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм, с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Пименов пишет "Инвалидов войны", с безглазыми масками вместо лиц (1926), аскетичных скелетоподобных спортсменов ("Бег", 1928)

В 2011 году в ходе торгов аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке за графику «Пианист» (1926) заплатили  602 500 долларов.

В 1927 году Юрий Пименов получил премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября за картину «Даешь тяжелую индустрию!».

Даешь тяжелую индустрию!

Вот, как в 1920-е годы описывал Пименова художник Александр Лабас:

«Пименов был очень деятельным, быстрым, живым, веселым, много смеялся, любил поболтать о пустяках, любил одеться, пофрантить. Было впечатление, что он все делает, не задумываясь, на ходу, с улыбочкой, иногда с усмешкою, любил посмеяться над кем-нибудь, пошутить, а потом все это мгновенно забывалось, и он уже говорил и смеялся по другому поводу. Но среди пустых ребяческих разговоров у Пименова появлялись серьезные нотки думающего и анализирующего человека. Иногда он меня даже удивлял, уж очень они не соответствовали первому впечатлению. И чем больше я его узнавал, тем больше видел именно эту сторону, его способность синтезировать и взвешивать все на основе большого воображения. Его картины были несколько графичны, что мне не было близко, но образы действовали бесспорно. Острое чувство современности было у него в полной мере развито».

Взяятие английского блокгауза (Северный фронт), 1928

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве…»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И. Хвойник, 1927). Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед», а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…», и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы — сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, он тяжело заболел.

Что это была за болезнь, толком не известно. Однако в «Воспоминаниях о современниках» Александра Лабаса мне удалось найти краткое упоминание:

«Вся его болезнь началась с укуса бешеной собаки и, как видно, несмотря на то, что была сделана прививка, он не был уверен, что она даст положительный результат. Он тогда говорил мне с малой надеждой: «Если я буду жить, но это мало вероятно». Но природа, молодость взяли свое, и спустя несколько лет, к Юре вернулись силы и воля к жизни, и он с увлечением взялся снова за работу».

Сам же Пименов писал о том времени:

"...Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена".

Журнальная иллюстрация

"В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно. Она всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки, они вовсе не одинаковы, но что-то всегда напоминает то женское, что было ближе всего".

Фото с женой, Натальей Константиновной

"Она же всегда давала мне верные советы – тогда, когда надо было принять самые честные, а следовательно, и самые правильные решения. И выручала в трудное время болезни и в обязательные для художника годы неудач. И просто жила рядом, утром вставала и одевалась, помогала ставить сложные театральные постановки, сама делала отличные костюмы для театра. Купала детей, мыла посуду, носила очень дешевые платья, когда совсем не было денег, и платья хорошие, когда деньги появились, купалась в реке, вечером раздевалась, ложась спать. А Ренуар сказал: «Будет ли обнаженная женщина выходить из соленой волны или вставать со своей кровати, будет ли она называться Венерой или Нини — лучшего никто не изобретет».

Одно время я много работал в театре художником. Театр я любил всегда, но тогда я его узнал, так сказать, изнутри. Я узнал напряженные часы репетиций и пустую ночную сцену с тусклой дежурной лампой; мастерские, где делают театральные костюмы и нежные балетные пачки; узнал замечательных актеров, которые, преображаясь на глазах, создавали сложные и тонкие образы; увидел, как театральный свет превращает людей, пространство сцены и декорации в особый и необыкновенный мир.И мне очень захотелось попытаться передать свои впечатления, связанные с работой в театре, с тем, что делал там и что видел.К этому прибавились впечатления от цирка и кино, и все вместе превратилось для меня в образ зрелищ, в мир очень реальный и вместе с тем всегда с оттенком некоторой таинственности".

Пименов_8

"С каждой новой работой в театре я вновь и вновь ощущал счастье прикосновения к этому вечному источнику радости. Есть ещё одна, очень важная тонкость в моих отношениях с театром, ведь именно театр давал мнемного работы в ту, теперь уже давнюю пору, когда моя живопись «не шла», когда меня прорабатывали за «импрессионистичность» и обвиняли в тысячахнесуществующих формалистических грехов. Тогда театр просто помогал мне жить. Это был хлеб мой насущный, это была и моя любовь".

Все эти события заставили художника по-новому взглянуть на собственное творчество. Как прежде, вдохновение он искал в окружающем его шумном, быстро меняющемся, заново строящемся мире.

В середине 1930-х он пишет триптих «Работницы Уралмаша»

Пименов_9

Но теперь, в 1930-е годы, главной темой его творчества становится город — его стройки, улицы; люди — новые, молодые, жизнерадостные.

Вспоминают, что Пименов часами гулял по Москве или мог уехать в один из подмосковных городков и изучать там местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы, — рассказывал Пименов. — В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...

Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...

1937 год... Москвич Пименов пишет программный холст, в котором раскрывает перед зрителем новый пейзаж столицы, - "Новая Москва"

Пименов_10Летний день, Жара. В сизом мареве тают новые дома Охотного ряда... Сегодня, когда двадцатиэтажных махин в Москве десятки, эти первые стройки тех лет кажутся, может быть, небольшими. Но в те далекие дни реконструкция Охотного ряда была символом московской нови. Навеки сгинули лабазы и лавки и уступили место белым зданиям, вызывавшим чувство гордости у тогдашних москвичей.

«Новая Москва»... Широко открытое окно в жизнь... Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя - молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов. В бликах солнца, играющих на полированных кузовах автомобилей, и в пестрой мозаике толпы пешеходов... Тайна очарования пименовского полотна - в движении, которое пронизывает каждый мазок в картине. Правда, этот дробный импрессионистский мазок вызвал гнев у некоторых искусствоведов, считавших в ту пору художников типа Ренуара или Дега формалистами. Но, думается, едва ли стоит ворошить эти ошибки критиков, которым свойственно порою заблуждаться, как, впрочем, всем смертным...

Что за девушка сидит за рулем кабриолета? То ли это Лиля Брик, которой Владимир Маяковский привез машину из Парижа, то ли дочка какого-то наркома? Может быть, эта молодая женщина и есть символ новой жизни? Мне эта картина очень напоминает сцену полёта над Москвой героини Любови Орловой из фильма "Светлый путь": там она почти в таком же ракурсе парит на автомобиле, и за рулём, разумеется, сама... Конечно же, оттенок социальной утопии в этой картине тоже есть.

«Новая Москва» - ставшая хрестоматийной, ее можно увидеть в Третьяковской галерее вместе с другими полотнами Пименова. Кстати, работы Пименова в Третьяковке - рядом с работами Дейнеки, в одном и том же зале... Так через пятьдесят лет после первой выставки вновь эти два мастера экспонируются рядом...

Мотивы "Новой Москвы" были использованы художником в написанной им в 1944 году картине "Фронтовая дорога".

Пименов_11Эмоциональное содержание картины построено на контрасте между ставшим уже знакомым советскому зрителю образом мирной, меняющейся Москвы и разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города, изображенного на картине "Фронтовая дорога".

Эта работа, конечно, не так известна, как «Новая Москва», но все-таки ее знают. И уж совсем мало кто знаком с фактом, что в 1960 году Юрий Пименов вновь возвращается к теме «Новой Москвы».

Пименов_12

Я, право, очень подивился, увидев эту фотографию. Стал искать источники…  Только в одной публикации ссылаются на то, что репродукция этой картины была опубликована в журнале «Огонек». У родственников художника удалось узнать, что и вправду, была такая работа. Вот только где она сейчас - неизвестно.

Такое же название получило монументальное панно «Новая Москва» (оно же – «Физкультурный парад в Москве) в 1939 году. Панно предназначалось для заключительного зала Советской части на Всемирной выставке в Нью-Йорке, посвященного архитектуре и градостроительству.

Пименов_13

Панно исполнила бригада художников по общему эскизу Юрия Пименова. В ходе работы панно осматривали архитекторы Чернышев, Заславский, Зарубин и Иофан, внося свои предложения, и вот, как это было:

"Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, – она написана красиво, – а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее – на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное – строить архитектуру, которую еще никто не видел. <…>

Правительственная комиссия пришла во второй раз и опять сказала: людей можно принять, но архитектура нуждается в коренной перестройке. После долгих переговоров архитекторов сначала между собой, а потом с Пименовым, договорились, что остаются боковые кулисы, то есть правая и левая части архитектуры, а центрально расположенные здания уйдут очень далеко, погрузятся в воздушную дымку и станут еле различимы. Понадобились еще килограммы белил и неделя напряженного труда. Наконец все было закончено и правительственная комиссия приняла панно. Его навернули на огромную катушку и отправили в Нью-Йорк".

В период Второй мировой войны Пименов, совместно с еще одним бывшим ОСТовцем, Владимиром Васильевым, работал над Окнами ТАСС, а также создал серии произведений на военную тематику.

След шин, 1944

В 1943 году он был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; другой главной темой в творчестве Пименова в этот период стало изображение героев тыла.

Пименов_15

"Ночная улица"... Метет поземка... 1942 год. Затемнение. Из морозного мрака холодными призраками выступают мертвые громады домов.Ветер воет в немом просторе оледенелой улицы. Щетина ,,ежей" ...Вьюга рвет брезент с грузовика, мчащегося во тьму. Шевелит пряди волос, концы платка у женщины, идущей по ночной Москве. Неверный синий свет озаряет суровое застывшее лицо.Кто она? Куда идет в эту глухую пору? Мы не знаем. Знаем только, что ночные пропуска выдавали на работе. Эта женщина, наверное, идет со смены. В ее лице решимость. Заменить мужа, брата, победить.Железный строй „ежей'', сквозь который как бы проходит женщина, подчеркивает суровый ритм холста.

Воспоминания о военном пайковом хлебе

"…В мастерской у меня сейчас стоит картина, которую я начал писать. Это картина о военной очереди 41-42 года. О московской военной очереди. У меня даже есть такое ощущение, что я должен это написать. Должен. Потому что я это видел, очень хорошо это чувствовал. Эту вещь я задумал очень давно, я пробовал к ней подойти, и вот сейчас я ее работаю.Я очень хорошо помню московские улицы – пустые,  с поземкой.Вот такая поземка с тех пор осталась для меня воспоминанием войны. Такая острая поземка по асфальту – как она проходит быстро, быстро... Идут люди. Где-то случайно попадают в синий свет – какое-то лицо в платке, мешок, рука…  Где-то снег высвечивается, где-то снег сдут, черная крыша. Получаются страшно глубокие тени…Все это создавало совершенно особые пластические ситуации. Особые пластические формы. И вот это был совершенно особый пейзаж города, который как будто бы и знал хорошо, а он выглядел совершенно по-другому. Причем он был трагически красив. Это была совершенно особенная трагическая красота".

С окончанием войны, в 1945 году Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950-м как художник работал на съемках одного из самых ярких по оформлению фильмов послевоенного советского кино — «Кубанские казаки». Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни. Уже в 1930-х он участвовал в создании около 10 постановок.

В 1947 году Пименову была присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля по пьесе Б. А. Лавренёва «За тех, кто в море!» (1946, Малый театр, Москва) и в 1950-м — за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии).

В послевоенные годы в станковой живописи Пименова преобладали пейзажи, а также зарисовки московской жизни, где много внимания он уделял женским персонажам. Его излюбленным мотивом стала тема «женщина — цветы».

Пименов_17

И до, и после войны – Пименов работал и как художник-иллюстратор.

Пименов_18

Но вот что интересно, буквально недавно я впервые увидел эти эскизы – остается только поражаться, сколь филигранно они сделаны. Если рассматривать их вне контекста книги – это вполне законченные графические произведения...

Часть II>>>

zastris.livejournal.com

Советская жизнь в картинах Юрия Пименова

Файл:Yury pimenov.jpg

Юрий Иванович Пименов — советский живописец и график. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий второй степени.

Родился 13 (26 ноября) 1903 года в Москве в семье юриста.

В 1920—1925 годах Пименов учился во ВХУТЕМАСе. По окончании учёбы в 1925 году стал одним из учредителей Общества станковистов.

В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его вещей этих лет («Инвалиды войны», 1926; «Даешь тяжелую индустрию!», 1927; «Солдаты переходят на сторону революции», 1932).

С годами перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления. Несколько полотен Пименова вошли в собрание Института русского реалистического искусства.

Ю. И. Пименов умер 6 сентября 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Файл:Novoja Moskva.jpg

«Новая Москва», 1937

Ю.Пименов - Проливной дождь

Картина "Проливной дождь".

Весеннее окно

Район завтрашнего дня

Следы шин

Пианист

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 «Обыкновенное утро»

Обыкновенное утро

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 «Огни университета»

Огни университета

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 «Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934.

Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 «Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935.

«Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 «Фронтовая дорога»

«Фронтовая дорога»

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974

Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Богато накрытый стол.

Богато накрытый стол

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Бумажные цветы и первоцветы

Бумажные цветы и первоцветы

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963

Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Клубника с молоком

Клубника с молоком

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Натюрморт с тыквой и сковородой

Натюрморт с тыквой и сковородой

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Ночь в городе

Ночь в городе

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Ожидание

Ожидание

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Осенняя станция. 1945 г. Государственный Русский музей. Ленинград

Осенняя станция. 1945 г.

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Почта пришла.

Почта пришла.

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Рабочая бригада, 1968

Рабочая бригада, 1968

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Сумерки. 1966

Сумерки. 1966

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Уголок кабинета. 1950-1960

Уголок кабинета. 1950-1960

Пименов Юрий Иванович 1903–1977 Утренние покупки.1957г.

Утренние покупки.1957г.

Вам также будет интересно:

Реалистичная живопись Дмитрия Севрюкова

Сычков Федот Васильевич

Мастер натюрморта Сесил Кенеди

obiskusstve.com

Пименов Юрий Иванович: биография и творчество

Речь пойдет о прекрасном человеке и мастере своего дела Пименове Юрии Ивановиче. Он является известным советским графиком, педагогом, живописцем, профессором и сценографом. Мы узнаем подробнее о его биографии, а также познакомимся с его творчеством.

Пименов Юрий Иванович: биография

Герой нашей статьи родился в 1903 году, 26 ноября. Мальчик появился на свет в семье юриста. Мать мальчика была купчихой. В детстве он обучался в Московской гимназии. С 1920 по 1925 год обучался во ВХУТЕМАСе на факультетах живописи и полиграфии. Брал уроки у С. Малютина и В. Фаворского. Начиная с 1923 года, работал в журналах. После того как в 1925 году закончил обучение, стал учредителем Общества станковистов.

Вскоре Пименов открыл себя как художника. В это время он работал декоратором в театре. В этом деле он тоже весьма преуспел, ведь был творческим человеком. Его называли мастером рекламного киноплаката, в котором он прибегнул к использованию элементов станкового искусства.

В 1954 году мужчину избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1962 году он стал ее почетным членом. В 1966 году подписал письмо, направленное Л. Брежневу против исторической реабилитации И. Сталина. Это было письмо 25 деятелей культуры и науки.пименов юрий иванович

Что касается личной жизни героя нашей статьи, то она у него, конечно, была. Не считая влюбленностей, которые случались в юные годы, мужчина всегда был верен одной и главной женщине в своей жизни - жене Наталье Константиновке Бернадской. Брак влюбленная пара заключила в 1931 году. К сожалению, детей в семье не было.

Умер наш герой в 1977 году, 6 сентября. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище. Родители Пименова были похоронены на Даниловском кладбище.

Сочинения

Пименов Юрий Иванович написал немного сочинений, но каждое из них пробирает до глубины души. Список его произведений краток, зато емок. Писал мужчина с довольно большими перерывами, как для писателя. Однако сам себя вовсе не считал писателем. В 1958 году он написал сочинение «В Подмосковье», которое есть в сборнике его рассказов «Записки художника».

Через два года в СССР вышел его сборник «Год путешествий». В этом же - 1960 - году он издал «Искусство жить или «искусство ничего»». Новый сборник появился только через 8 лет и назывался он «Новые кварталы». В 1974 году - «Таинственный мир зрелищ» .пименов юрий иванович биография

Пименов Юрий Иванович: картины

Стоит сказать, что в начале творческого пути на Пименова Юрия Ивановича большое влияние оказали мэтры немецкого экспрессионизма. И это заметно в его картинах. Стоит только вспомнить ужасно напряженную драматическую атмосферу одной из его лучших картин «Инвалиды войны», которую он написал в 1926 году. На данный момент она, кстати, находится в Государственном Русском музее. Такие же настроения отражены в картине «Даешь тяжелую индустрию!» и «Солдаты переходят на сторону революции». Последняя картина находится в Третьяковской галерее.

С течением времени художник Пименов Юрий Иванович изменил свои воззрения. Он стал последователем обновленного импрессионизма. Основной для него стало воспевание «прекрасного момента», который так чудесен и так короток. Картины его стали отражать более легкие и вдохновленные образы.пименов юрий иванович картины

Две самые известные картины нашего героя – это «Новая Москва», написанная в 1937 году, а также «Фронтовая дорога» (1944 год).

Награды

Пименов Юрий Иванович имел ряд наград. Он был признан заслуженным деятелем искусств и народным художником СССР. Имел Ленинскую премию за серию картин под названием «Новые кварталы», которую он писал с 1963 по 1967 год. Также был отмечен двумя Сталинскими премиями второй степени. Первая была дана ему за оформление «За тех, кто в море!» - спектакля Б. Лавренева. Вторую премию Пименов получил за оформление «Степи широкой» - спектакля Н. Винникова. Он был награжден орденами - Трудового Красного Знамени и Ленина, а также серебряной медалью от Министерства культуры СССР и золотой медалью с Дипломом первой степени АХ СССР.художник пименов юрий иванович

Мы узнали о жизни Пименова Юрия Ивановича, а также познакомились с его творчеством. В статье также представлены некоторые его картины. По послужному списку этого человека становится понятно, что он был очень талантливым и трудолюбивым, ведь преуспевал в каждом деле, за которое брался. Всю свою жизнь он прожил с единственной любимой женщиной и оставался ей верен до последних дней. Известный советский деятель искусства заслуживает не только уважения, но и памяти.

fb.ru

Открытки с репродукциями: Пименов

Вероятно, в вашей жизни бывали случаи, когда вы, прочтя рассказ писателя, говорили:

— У меня такое чувство, словно я познакомился с хорошими и близкими мне людьми и многое узнал об их судьбе.

Думается, что вы испытаете сходное чувство, вглядевшись в работы художника Юрия Ивановича Пименова, включенные в подборку открыток, лежащих в этой обложке.

Лесная дорога. 1951 год

Каждая картина, каждый рисунок Юрия Пименова— это рассказ о человеке.

Это рассказ о жизни человека, о том, каков у него характер и какая судьба, о том, как он относится к своему труду и своим товарищам, о чем думает, кого любит, к чему стремится.

И, как во всяком талантливом рассказе, вы узнаете это не сразу, а вдумываясь, вглядываясь, открывая для себя все новые и новые подробности, новые черты, не подмеченные сразу. Сила настоящего искусства еще в том, что, закрыв книгу или отложлв в сторону рисунок, вы возвращаетесь к нему мыслями не раз, стремясь еще глубже ощутить и пережить то, что уже пережили однажды.

О чем же рассказывают работы Юрия Пименова, объединенные в подборке, которую вы сейчас увидите?

Начнем с первой из них—«Новая Москва».

Картина сделана художником в 1937 году. С той поры прошло немало лет. За эти годы столица наша выросла, преобразилась; поднялись ввысь шпили высотных зданий, разбежались, как могучие реки, новые районы, новые кварталы. Стали другими машины, бегущие по улице, изменился ритм уличного движения, изменились и сами люди.

И все же картина не постарела. Она полна неувядаемой свежести.

Вы видите на ней Москву, овеянную дыханием новизны, как бы взявшую разгон для новых побед, новых свершений Сила и очарование новизны переданы в картине не только силуэтом нового здания или архитектурной перспективой, но глубокой, волнующей поэзией нового, поэзией созидания.

Девушка, сидящая за рулем открытой машины, едет по Москве, как ее хозяйка. Все—уверенная, непринужденная осанка, свободная поза, нежные и сильные руки, лежащие на руле, — полно спокойного достоинства, говорит о характере цельном и сильном. И кажется, что подернутая светлой дымкой улица открывается перед этой девушкой, как дорога счастья, дорога будущего.

Открытки, представленные здесь, — своего рода портретная галерея, и вы увидите, что в основном это портреты женщин. Женщины, изображенные Ю. Пименовым, очень различны по характеру, возрасту, профессии, внешности.

Поглядите на женщину, которая стоит на сыром дощатом перроне маленькой станции, у мокрых, убегающих вдаль рельсов — «Осенняя станция». Все в этой картине еще полно грозного дыхания войны. Война еще не кончилась, трудны и тревожны ее дороги. Женщина стоит на перроне одна, с вещевым мешком за спиной; на мокрых досках у ее ног узелок и плетеная кошелка. Куда она едет, куда увела ее война из-под обжитого теплого крова? Одинокая эта фигура строга, задумчива, вы ощущаете в ней трогательную чистоту и, вместе с тем, глубокую и стойкую душевную силу.

Если «Осенняя станция» овеяна тревожной мглой, суровыми ветрами войны, то в картине «Капитель» все празднично и нарядно. Полны мира наполненные светом облака, пышные скульптурные завитки капители, свисающая алая волна ткани, стройные фигуры двух девушек, работающих у колонны.

Эти одетые в рабочие комбинезоны девушки, которых мы видим на фоне весеннего неба, совсем не похожи на одинокую и задумчивую героиню «Осенней станции» или водителя, едущего за рулем машины по улице новой Москвы. И уж, конечно, никак не похожи они на юную, неуклюжую, точно подросток, девчушку, старательно моющую тряпкой стеклянную витрину на улице, по которой ранним утром идут на работу люди («Обыкновенное утро»)

И, вместе с тем, все они в чем-то схожи.

Их роднит внутренняя чистота, поэтичность, которой овеян их будничный труд, неуловимая доброта, которой дышит весь их облик.

Так же, как и многие другие герои картин и рисунков Юрия Пименова, они предстают перед вами в обычных будничных платьях, на обычных будничных улицах города. Но у художника Пименова есть волшебный дар:

запечатлеть в обыкновенном поэтическое и прекрасное, увидеть в обыденном красоту и свет.

Юрий Пименов любит людей, любит и понимает их труд, их душу. Поэтому его портреты, его рассказы о людях так убедительны, так сердечны. Они полны множества тонких и достоверных наблюдений. И так же, как, глядя на пименовские пейзажи, вы ощущаете их тепло и свет, влагу утра или свежесть ветра, так, разглядывая простодушную курносую девчушку, стоящую с тряпкой у окна, или загорелую работницу на стройке в туго обтягивающем статную фигуру свитере и надвинутой на лоб косынке, вы угадываете в них черты простых и прекрасных героев нашего времени, строителей мира на земле.

В любом явлении нашей жизни Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс.

Это — художник, в высокой степени одаренный чуткостью ко всему новому и поэтическому, чем так богата наша жизнь.

И что бы ни делал Пименов, над чем бы ни задумывался, он прежде всего стремится уловить и запечатлеть черты и дух времени, в которое мы живем, рассказать об этом времени по-своему, талантливо, проникновенно и всегда правдиво.

И, когда знакомишься с работами Юрия Пименова, невольно думаешь о том, что мастер, создавший эти поэтические, прекрасные картины, не только талантливый художник, но, наверное, еще и добрый, влюбленный в жизнь человек.

Татьяна Тэсс

Новая Москва. 1937 год. Холст, масло. 140x170см. Государственная Третьяковская галерея

С середины 1930-х Пименов, один из учредителей Общества станковистов, работал над серией картин о Москве, среди которых полотно «Новая Москва» стало особенно популярным. Художники с искренним энтузиазмом работали над сотворением новой советской мифологии, для которой требовались другие формы. Картина «Новая Москва» вполне соответствует духу времени. Композиция решена как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Автор акцентирует внимание на фигуре женщины за рулем автомобиля, что для 1930-х явление небывалое. Зритель словно сидит за ее спиной и наблюдает за утренней обновленной Москвой из открытого автомобиля. Монолитная громада только что возведенного здания «Госплана», свободный проспект и ширь площадей, алая буква недавно открытого метрополитена - все это обновленная Москва. Цвет, играющий множеством оттенков и тонов, подвижный мазок передают движение автомобиля и вибрацию световоздушной среды. Импрессионистическая манера письма сообщает работе свежесть и нарядность - именно так и должна была восприниматься новая столица, а вместе с ней и новая советская жизнь. Однако год создания этого полотна явно противоречит оптимистической теме «светлого пути».

Галина Уланова (Жизель). 1960 год.
Среди шума самосвалов. 1955 год
Обыкновенное утро. 1957 г.  Государственный Русский музей. Ленинград
Тихое кафе. 1971 год. Холст, масло. Закарпатский художественный музей. Ужгород
Калининград. Дождь. 1958 г. Холст, масло. 80х80. Сумской художественный музей
Набережная в Эгине. Греция. 1958 год.
Осенняя станция. 1945 г. Государственный Русский музей. Ленинград
Одинокая продавщица цветов.Италия. 1958 г. Государственный русский музей. Ленинград
Девочка и мостик. 1955 г.
Клубника с молоком. 1955 год
Бал у Олимпии. Эскиз декорации к пьесе А. Дюма-сына "Дама с камелиями" 1945 г. Государственный центральный театральный музей А.А. Бахрушина. Москва
Капитель. 1946 г.
Утренние окна.  1959 год.
«Раннее утро в Москве» 1961 год
Новые номера. 1963–1964 гг.
 См. также:

Ю.И. Пименов (род. 1903 г.) - "Маруся, пора обедать!"

Ю.И.Пименов - "Фронтовая дорога".  1944 г.

otkritka-reprodukzija.blogspot.ru

Юрий Пименов. Тонкая душа искусства

Вчера в галерее Леонида Шишкина открылась шикарная выставка одного из наиболее известных художников советского периода Юрия Пименова, приуроченная к 110-летию со дня его рождения. Это несколько расширенный текст материала, опубликованного на "Голосе России".

Жанровые работы и портреты, пейзажи и натюрморты, эскизы театральных костюмов и книжные иллюстрации. На выставке, открывшейся в московской гостинице "Редиссон Ройал", представлено более 120 работ Юрия Пименова. 

9_ZerkaloЮ.Пименов "Зеркало",  1976Очень нежная работа, этакий идеальный Пименов 70-х. Мне, правда, кажется, что на фото цвета чуть более грубые, чем на самом деле.

Пименов – художник уникальный. В годы, когда единственным признанным художественным методом в СССР был социалистический реализм, он изящно и легко экспериментировал со стилями и создал свой, узнаваемый пластический язык. В творчестве Юрия Пименова можно увидеть отголоски самых различных художественных течений. «Новая Москва» - самая известная его работа, ставшая украшением коллекции Третьяковской галереи, является шедевром советского импрессионизма. Он был признан при жизни – немногие советские живописцы могли похвастать таким количеством государственных наград. Более того, в те годы, когда выезд из СССР был фактически закрыт для большинства граждан, Пименов не раз выезжал за границу. В этих поездках рождались замечательные работы, некоторые из которых можно увидеть на выставке.

Одной из  главных задач социалистического реализма считалось воспитание социалистического, революционного взгляда на мир. Миры, которые создавал в своих произведениях Юрий Пименов, - не революционны. Даже когда художник обращается к образам рабочих, героев труда и других строителей коммунизма, он остается романтиком, а его картины подобны изысканному кружеву, сотканному из лучей света. 

11_TsvetochnitsaЮ.Пименов «Цветочница», 1944

«От своих романтических крупных брутальных полотен двадцатых годов, популярных и поныне, он постепенно пришел к циклам небольших по размеру, но тончайших по содержанию, изысканных по форме и колориту, циклам картин и рисунков несущих хрупкую поэзию повседневной жизни людей того времени. Каждый сюжет, портрет, натюрморт несет точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за нее», - писал о Пименове академик Борис Неменский.

12_StuardessaЮ.Пименов «Стюардесса», 1974 Самое, пожалуй, большое удивление для меня. Изучая каталог, как-то "пробежал" эту картину, не обратив особенного внимания. Вживую - совершенно иное впечатление производит. Очень камерная и изящная.

В советское время наибольшей известностью пользовались работы Юрия Пименова, посвященные Москве, и это неудивительно: на протяжении 50 с лишним лет художник неоднократно возвращался к этой теме. В экспозиции немало живописных и графических произведений из его знаменитой  серии «Новые кварталы». Вместе с тем, Пименов создал великолепную галерею портретов современников, многие из которых представлены на выставке. Специалисты особенно выделяют созданные в разные периоды портреты жены художника, Натальи Пименовой.

13_Portret-Pimenovoy--1943-гЮ.Пименов «Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе», 1943

«В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно, – писал Юрий Пименов в книге «Земное искусство». –  Она всегда моя лучшая модель, – вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки... Она же всегда давала мне верные советы – тогда, когда надо было принять самые честные, а, следовательно, и самые правильные решения».

Помимо вполне ожидаемых произведений классика советского искусства, посетителей выставки ждут и удивительные открытия. Так, например, в экспозиции представлены две иллюстрации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», созданные в 1977 году.

1_Margarita-na-metleЮ.Пименов «Маргарита, летящая на щетке». По мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,1977Довольно большая работа. Не самая удачная, несколько неряшлявая, что ли. На мой взгляд - нет в ней магии какой-то, того, чего ждешь от иллюстраций к такому роману.

«Душа искусства – тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство. Искусство – дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого сложного строя души… в поисках настоящего, в познании мира оно не имеет берегов», - писал художник.

6_Terrasa.-ZontikiЮ.Пименов «Терраса. Зонтики», 1955 Совершенно фантастическая вещь, несмотря на кажущуюся простоту. Если долго на нее смотреть, начинает слышаться шум дождя.

zastris.livejournal.com


Смотрите также