Пирамиды обои, картинки, фото Сортировка: рейтинг популярность рейтинг дата. Пирамиды картина


Хеопса пирамида. Устройство. Загадки. Пирамиды на карте. Размеры. Фото

Пирамида Хеопса была построена около 2600 г. до нашей эры.

Пирамиды окутаны тайной и по сей день. Многие ученые посвятили всю свою жизнь для разгадки великого строительства и предназначения этих величественных строений. Однако, уже несколько тысячелетий, начиная с первого исследования Геродота и заканчивая сегодняшним днём, не принесли ожидаемого успеха. Главные вопросы так и остались без ответа — кто? когда? зачем? Мы расскажем Вам о самых достоверных предположениях и версиях, собранных лучшими учеными за несколько столетий и связанных с историей Египетских пирамид.

Пирамиды Египта на карте

Пирамиды Египта на карте

Уже в древности, пирамиды считались одним из главных чудес света! Их количество составляло около 100 штук, расположенных вдоль берега реки Нил. Если посмотреть на все пирамиды сверху, то их расположение схоже с картой звёздного неба. Самые большие, главные пирамиды находятся в Гизе. Тут же расположились и известные всему миру сфинксы, а так же храмы и гробницы фараонов. Очень важный фактор пирамид заключается в том, что все их грани чётко расположены по магнитным полюсам Земли! Вы наверное уже знаете название трёх главных пирамид? Если нет, то обязательно запомните — пирамида Хеопса, Микерина и Хефрена.

Загадки пирамиды Хеопса

Загадки пирамиды Хеопса

Самая крупная пирамида — Хеопса была воздвигнута Хуфу, который в те времена являлся фараоном. Предположительная, наиболее точная дата строительства — 2590 год до нашей эры. Высота пирамиды составляет более 146 метров, длина каждой стороны более 241 м. Грани расположены по сторонам света с потрясающей точностью, угол наклона составляет 52 градуса. Пирамида Хеопса занимает площадь в 5,4 гегтара, основание выравнено относительно горизонта с точностью до 3 сантиметров. Пирамида состоит из более чем 2 350 000 каменных блоком, каждый из которых весом около двух с половиной тонн! Изначально пирамида была покрыта облицовкой из белого песчаника, для придания точной формы и долгого сохранения. К сожалению до наших дней облицовка не сохранилась.

вход в Пирамиду Хеопса

вход в Пирамиду Хеопса

Вход в пирамиду находится на высоте в 14 метров. Внутри нет украшений, нет надписей и рисунков. За то имеются три камеры, нижняя из которых располагается на глубине 30 метров относительно земли. Помещение вытесано в скале, для того чтобы добраться до него необходимо преодолеть 120 метров узкого коридора (1,1х1,0) под углом 27 градусов. После этого, оставшиеся 9 метров, угол меняется на ноль относительно горизонта. Заканчивается тоннель погребальной камерой размерами (8,0х14,0х3,0).

Пирамида Хеопса, внутри

Пирамида Хеопса, внутри

Сейчас проход на нижний ярус закрыт, за то можно пройти по лестницы, а после и по коридору в 40 метров, который ведёт в камеру царицы. Комната размерами (5,5х5,2х6,3) находится чётко по середине, на высоте 20 метров от земли. В стенах имеется две вентиляционные шахты, направленные точно на север и юг, но не выходящие на улицу.

большая галерея Пирамиды Хеопса

большая галерея Пирамиды Хеопса

Еще выше находится «Большая галерея» — коридор длиной более 48 метров, с высотой потолка 8,4 м и углом наклона 26 градусов. Стены обложены отшлифованными известкованными плитами в восемь слоёв. В конце коридора находится главное помещение — усыпальня фараона размерами (10,5х5,3х5,8). Камера имеет облицовку из черного асуанского гранита, каждый блок которого весит не менее тридцати тонн! Притом все блоки настолько качественно отшлифованы и подогнаны, что между ними не пройдёт даже тончайшее лезвие ножа. Потолок состоит из 9-ти монолитов, каждый весом более 400 тонн. Над ними располагаются разгрузочные камеры высотой 17 метров, предназначенные для сохранения покоя фараона. Над ними сооружена двухскатная крыша, из огромных блоков, которые принимают на себя вес более миллиона тонн! Отметим так же, что саркофаг фараона значительно шире входа в камеру, и скорее всего он был вытесан прямо тут, из крупного блока гранита.

вентиляционная шахта Пирамиды Хеопса

вентиляционная шахта Пирамиды Хеопса

Тут так же находятся вентиляционные камеры (0,2х0,2) с точным направлением север-юг, но в отличии от камеры царицы, тут они выходят наружу. В 817 году, Халиф Мамун смог проникнуть в гробницу фараона, но обнаружил там только пустующий саркофаг, останки Хеопса так и не были обнаружены.

Солнечная ладья Хеопса

Солнечная ладья Хеопса

Интересны и находки вблизи пирамиды. Например в 1953 году, при раскопках был обнаружен самый древний корабль в мире — деревянная ладья, длиной около 44 метров построенная без гвоздей из кедра. На деревянных элементах которой найдены следы ила, значит в своё время ладья использовалась по прямому назначению. Старинные писания утверждают, что пирамида была окружена каменной стеной, высота которой составляла 10 метров, а ширина 3 метра. Рядом были расположены два храма — верхний и нижний. Верхний был восточнее пирамиды, построенный из турецкого известняка он содержал в себе около 40 гранитных столбов. Нижний храм использовался для первой части погребальной церемонии.

Храм Хеопса

Храм Хеопса

Суть всей системы построек скорее всего была таковой — изначально останки фараона доставляли по Нилу в нижний храм, где после необходимых приготовлений отправляли в верхний храм по длинному, соединяющему коридору. В верхнем храме, среди множества колон, проходило отпевание и молитвы за упокой фараона. После этого, тело доставляли в нижнюю камеру пирамиды, где фараона тщательно замуровывали. По четырём сторонам пирамиды, замурованными в скалах находились четыре ладьи, предназначенные для путешествия в загробном мире. Главную пирамиду сопровождали три небольшие пирамиды-спутницы (длина основания 49 м.), расположенные так же как и верхний храм, на востоке. Притом, каждая следующая из которых (с севера на юг) меньше предыдущей. Считается что, пирамиды-спутницы были предназначены для жен фараона.

Жрецы Египта

Жрецы Египта

Имеются и другие теории предназначения пирамид. В те далекие времена, фараонами управляла группа жрецов, которые обладали неземными знаниями. Это была отдельная каста людей, называвшая себя избранными. Они отлично знали математику, медицину, астрономию и др. науки. Уровень образования жрецов был в разы выше нашего представления о мире. Простому человеку эти знания были недоступны. Своих учеников жрецы выбирали сами, посвящая и обучая их в подземных помещениях, расположенными под пирамидами. Учения предполагали связь со вселенной и осознание сути земного бытия. После этого, ученика подвергали испытаниям в лабиринтах пирамид, затем в тайном святилище, под страхом смерти, добивались полного повиновения и клятвы о неразглашения тайн. Жрецы могли предсказывать будущее, благодаря связи с высшими силами вселенной. Оговоримся сразу, позднее избранные исчезли, из-за так называемого обрыва связи.

Жрецы в Египте

Жрецы в Египте

Современные ученые нашли множество подтверждений этому — 33-х летняя продолжительность Христа, дата начала второй мировой войны. Ещё в 1964 году Чарльз Смитт выдвинул предположения, что пирамиды хранят информацию к пониманию пророчеств из Библии от начала времён до второго пришествия бога.

Положение пирамид

Положение пирамид

В 1994 году, с помощью компьютерного моделирования было сделано открытие, объясняющее местоположение трёх главных пирамид, которые точно соответствуют положению трёх звёзд пояса Ориона, которые в то время как раз пересекали меридиан Гизы. Если это предположение верно, то возраст пирамид может быть увеличен до 10 400 лет до нашей эры! Тот же Сфинкс является подтверждением этой теории, ведь его взгляд обращен именно в ту точку, где находилось данное созвездие.

Сфинкс, Египет 1910 год

Сфинкс, Египет 1910 год

С помощью современного оборудования, под самим сфинксом были обнаружены скрытые тоннели, которые по приданию, должны были вывести к камере, содержащей капсулу с посланием для всего человечества. Действительно, камера была найдена, в ней находился саркофаг из черного гранита, к сожалению и он оказался пустым. За то на стенах тоннеля ведущего к камере обнаружены рисунки, которые представляют из себя предсказания будущего человечества. От туда стало известно, что нашу цивилизацию ждёт череда космических катаклизмов, которые будут кошмарить «Землю» на протяжении нескольких тысячелетий.. Однако, жрецы снова появятся на нашей планете и найдут путь к спасению, освоив космос и восстановив цивилизацию, основанную на законах бытия.

Хеопса пирамида. Устройство. Загадки. Пирамиды на карте. Размеры. Фото

planeta-best.ru

Египетские пирамиды на модульных картинах – Блог Миракла Канваса

Многие люди никогда не были в Египте. Некоторые даже не знают, где он находится. Но о пирамидах слышали все, ведь эти сооружения абсолютно уникальны. Одно из семи чудес света — египетская пирамида, пирамида Хеопса. Более того, это единственное из легендарных чудес, дожившее до наших дней. Задумайтесь: мы с вами не можем полюбоваться ни Колоссом Родосским, ни Александрийским маяком, ни висячими садами Семирамиды… Память обо всех этих грандиозных сооружениях древности сохранили лишь летописи, рисунки современников и учебники истории.

А вот гробница величайшего из фараонов — стоит, как ни в чём не бывало, уже четыре с половиной тысячи лет. Сразу видно: строили тогда на совесть. Вопреки распространённому мнению, возведением пирамид занимались не рабы, а свободные люди на добровольной основе.

 

 

Пирамида Хеопса — самая высокая из всех Египетских пирамид, её высота почти сто пятьдесят метров. Долгое время она оставалась самым высоким строением на планете, пока в конце девятнадцатого века её не обошла Эйфелева башня. На строительство пирамиды ушло двадцать лет и два с половиной миллиона каменных блоков весом больше тонны каждый. Стоит упомянуть, что блоки соединяются между собой без помощи цемента или других растворов. Тем не менее, они подогнаны друг к другу так плотно, что между ними едва ли войдёт лезвие ножа.

 

 

 

Это величественное сооружение может украсить и ваш дом — магазин модульных картин Миракл Канвас предоставляет такой шанс. В коллекции изображений магазина можно найти множество вариантов фотографий пирамиды Хеопса и других, не менее прекрасных, египетских пирамид.

Кажется, что нет ничего более вечного, чем эта пирамида. Но в то же время она очень изменчива. В солнечную погоду она, кажется, и сама светится, притягивая взгляд. Когда-то она действительно была облицована отбивающим свет материалом, отчего сияла на солнце персиковым цветом. Однако после сожжения Каира арабами в двенадцатом веке местным жителям пришлось разобрать облицовку для строительства новых домов.

В пасмурную погоду пирамида темнеет и словно бы окутывается сумрачной дымкой. Однако и в такой картине есть своё очарование. Тучи, сгущающиеся над огромным каменным сооружением — ну чем не битва титанов?

 

 

 

Особенно прекрасна пирамида Хеопса в тёмное время суток. Вечером включается подсветка, которая придаёт пирамиде таинственный, даже мистический вид. Кажется, будто это вовсе и не гробница древнего египетского правителя, а космический корабль, случайно приземлившийся посреди пустыни. Что, в сущности, не так уж и далеко от истины: версию о неземном происхождении пирамид всерьёз разглядывают многие учёные.

Хороши и пирамиды, устремляющиеся острыми вершинами в звёздное небо. Кажется, что они, причудливо разукрашенные лунным светом, задумались о чём-то вечном.

А если вы неординарная и творческая личность, то наверняка оцените портрет верблюда на фоне великой пирамиды. Это животное — неотъёмлемая часть жизни Египта, без него пустыня утратила бы большую часть очарования. А ещё, несмотря на кажущуюся нескладность, верблюд очень грациозен и фотогеничен. Загляните в нашу базу изображений, и вы сами сможете в

miraclecanvas.com

пирамида Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#54300930 - Egyptian pyramids in sand desert and clear sky

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50560815 - Pyramid in sand dust under gray clouds

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#24712383 - Colorful pyramid chart. Useful for infographics and presentations.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#23984039 - Pyramid chart for infographics presentation vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#53552605 - El Castillo Kukulkan Temple of Chichen Itza, mayan pyramid in..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#46526624 - Pyramid info chart graphic for business design. Reports, step..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#57444805 - Happy woman enjoying travel tourism at Chichen Itza, Mayan Riviera,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50330971 - Camel near pyramids in hot desert of Egypt

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#39871043 - Gold Pyramid Triangle abstract icon symbol vector.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51291258 - CEO, leadership and corporate hierarchy concept - recruiter complete..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#36171445 - Wireframe mesh polygonal element. Pyramid with connected lines..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#49177483 - Infographics template with pyramid with four elements with numbers..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51428222 - Pyramid of the Sun - famous Mexican tourist landmark. Teotihuacan,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50375156 - Storm clouds and pyramids in sand desert

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#22487968 - pyramid diagram, business template

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#54300944 - Camel and ruined pyramid of Cheops in Cairo

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44624989 - Big bird over pyramids at the sunset

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51408042 - Abstract 3d rendering of chaotic particles. Background of pyramids..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#21507248 - gold pyramid isolated on white

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Пирамиды на картинах художников 17 - 18 века. Пирамида Цестия в Риме и другие пирамиды. - @gildar

В своей статье "Руинисты. Фантазеры или реалисты?" я показывал картины на которых изображены пирамиды явно не "Египитские".В комментариях мне указали, что художники (возможно) видели пирамиду Цестия в Риме и под впечатлением увиденного везде её рисовали.Может быть.Но давайте рассмотрим несколько картин художников в работах которых есть пирамиды.

Вот например ещё одна картина итальянского художника Джованни Паолло Панини (1691 - 1795).

источник

Пропорции этой пирамиды явно не совпадают с пирамидой Цестия, да и высота пониже.Но на это всегда есть универсальный ответ: "Художник так видит".Про "видит" я напишу как нибудь отдельно, а сейчас пойдем дальше.

Очень увлекался руинами голландский художник Виллем ван Ноуланд II (1584-1635).На этой картине, вдали, мы видим пирамиду.

источник

Кстати тут же мы видим нечто сильно напоминающее Александрийский столп. Хотя он был воздвигнут в 1834 году (по официальной версии) и голландский художник никак не мог его видеть.Вот фото Александрийского столпа.

источник

Но существует литография Виллема ван Ноуланда II где он совершенно четко изображает пирамиду Цестия и её окрестности на тот момент.

источник

То что это изображение именно пирамиды Цестия указанно в описании.

Пирамида Цестиясерия принтов римских руин и прибрежных ландшафтовВиллем ван Nieulandt (II)Гульельмо Terranova1618 бумага 98 х 157 мм Rijksmuseum, АмстердамСайт Rijksmuseum, АмстердамПечатник анонимнымиСделано после того, как отпечаткам Виллем ван Adriaenszn Nieulandt IIЧасть серии отпечатков опубликованных Класа Janszn Висшера II

Я извиняюсь за яндекс - переводчика и даю так же текст описания в оригинале.

PYRAMID OF CESTIUSseries of prints of Roman ruins and coastal landscapesWillem van Nieulandt (II)Guglielmo Terranova1618 paper 98 x 157 mmRijksmuseum, AmsterdamWebsite Rijksmuseum, AmsterdamPrintmaker anonymousMade after a print of Willem Adriaenszn van Nieulandt IIPart of a series of prints published by Claes Janszn Visscher II

А теперь снова посмотрим на изображение. Точнее на вершину пирамиды. Она явно в виде зубила.Но вершина пирамиды Цестия ОСТРОКОНЕЧНАЯ.

источник

Возможно исскутствоведы ориентировались на развалины рядом с пирамидой, хотя они не слишком похожи на нынешний ворота рядом.

Но даже если предположить, что художник рисовал именно эту пирамиду, напрашивается логический вывод. Художник рисовал, то что ВИДЕЛ.Значит руины и пирамида на его картинах не фантазия?

Вот картина Джованни Баттиста Пиранези (1720 - 1778), на которой тоже изображена пирамида Цестия.

источник

Выглядит достаточно похоже. Можно сравнить с фотографией сделанной через сто лет после смерти Пиранези.

источник

Вот ещё один вид пирамиды нарисованный этим художником.

источник

То же вполне похоже.Выходит Пиранези очень хорошо рисовал, так сказать с натуры.Давайте посмотрим ещё одну картину с пирамидой Цестия.

источник

Это изображение можно сравнить с картиной французского художника Victor-Jean Nicolle (1754-1826)

источник

Выглядит вполне похоже..Тогда что за пирамиду Пиранези изобразил на этой картине? Опять придумал?

источник

Так же хочу снова показать иллюстрацию Атанасиуса Кирхера к книге про Египет из моей статьи "Теории Атанасиуса Кирхера.Поземный мир, магнетизм и Египет.".

источник

Хочу обратить внимание, что практически все пирамиды остроугольные и поэтому явно не похожи на Египетские. Они похожи на пирамиды, которые рисовали предыдущие художники представленные в этой статье.Вокруг полно растительности, да и сами пирамиды заросшие.На переднем плане виден некий котлован на срезе которого явно выделяется чернозем.На иллюстрации лично я не увидел надписи Египет или Гиза (может подводит зрение).

То есть создается полное впечатление, что это где то в Евразии, а не в Африке.

Вы можете сказать что Кирхер отобразил пирамиды в стиле, который был тогда принят.Может быть.Но как тогда объяснить иллюстрацию с вполне "правильно" изображенной пирамидой, которая явно находиться в пустыне рядом с Нилом.

источник

Значит Кирхер ЗНАЛ как выглядит местность вокруг пирамид Египта.Зачем тогда фантазировать?Я не требую от вас делать выводы. Я просто прошу задуматься.

Сами Египетские пирамиды заслуживают отдельной статьи, поэтому про них я напишу в другой раз.Так что продолжение следует...

goldvoice.club

Пирамиды обои, пирамиды картинки, пирамиды фото

Приложение WallpapersCraft
  • Превью обои пирамиды, египет, песок, пустыня, верблюд, небо, зной  8.3 1280x720  40538 пирамиды, египет, песок
  • Превью обои пирамиды, сувенир, античный  7.5 1280x720  17967 пирамиды, сувенир, античный
  • Превью обои пирамиды, египет, солнце  4.0 1280x720  7225 пирамиды, египет, солнце
  • Превью обои верблюд, пирамиды, египет  7.5 1280x720  16408 верблюд, пирамиды, египет
  • Превью обои египет, пирамиды, песок, закат  6.6 1280x720  21430 египет, пирамиды, песок
  • Превью обои пустыня, пирамиды, египет  6.4 1280x720  43257 пустыня, пирамиды, египет
  • Превью обои египет, пирамиды, пустыня, песок, жара, солнце  4.6 1280x720  21192 египет, пирамиды, пустыня
  • Превью обои рифы, озеро, наросты, пирамиды, вода, дно  5.2 1280x720  13220 рифы, озеро, наросты

wallpaperscraft.ru

Рисунок пирамиды с пошаговым разбором создания на artatac

Рисунок пирамидаВ этом уроке создадим рисунок пирамиды. Эта фигура из разряда легких,  пожалуй, легче чем куб. Если вы внимательно прочитали  рисунок  куба , то этот урок для вас будет больше повторение пройденного материала. Еще раз хочу повторить, что изобразительное искусство  начинается  с  рисунка карандашом, или пером, или ручкой...  и с натуры.

 

Здесь мы просмотрим больше схематическое создание пирамиды, чем художественное. Вообще наши уроки больше схемы рисунков , но понять принцип рисунка можно.

А увидеть создание рисунка в реальном времени, правда это рисунок не пирамиды, а красивых цветов, можно посмотреть на нашем сайте.

Таким рисунок должен быть по окончании нашего урока. Все картинки кликабельны:

 

Рисунок пирамида1

 

 

Рисунок пирамиды в картинках

В уроке ПЕРСПЕКТИВА ПИРАМИДА я показывал,  как выстроить ее в пространстве, правда там мы строили фигуру с одной точкой схода. Здесь она построена с двумя точками схода:

Рисунок пирамида11

 

Вначале строим каркас пирамиды. Рисунок внизу:

Рисунок пирамида2

 

Теперь обозначим тень:

Рисунок пирамида3

У нас три основных плоскости A — передняя часть пирамиды (свет). B — боковая часть, находящаяся в тени (собственная тень пирамиды). C — (падающая тень). Смотрим вниз:

Рисунок пирамида4

Заливаем плоскость A тоном. Рисунок внизу:

Рисунок пирамида5

Плоскость B, находится в тени, естественно она темнее света плоскости A. Так и сделаем:

Рисунок пирамида6

А вот самая темная это падающая тень C. Поэтому, как вы правильно догадались, зальем ее самым темным тоном. Смотрим вниз:

Рисунок пирамида7

Далее прорисуем нашу пирамиду. На границе соприкосновения плоскостей A и  B, край плоскости B затемним. Также затемним тень C ближе к нам, и тень на соприкосновении плоскостей C и B. Немного осветлим сзади плоскость B, где она соприкасается с тенью C, это осветление называется РЕФЛЕКС (отражение от плоскости, на которой стоит наша пирамида). Смотрим вниз:

Рисунок пирамида8

Рисунок пирамида10

Добавляем фон и вот, что получилось:

Рисунок пирамида1

Надеюсь не сложно. Удачи.

После изучения уроков и законов рисунка и живописи вы несомненно сможете писать картины, как в галерее статьи «Пейзажи маслом Александра Бабича», или как «Знаменитые художники» и даже лучше ))).

 

Для настроения:

 

 

 

 

artatac.ru

Пирамиды и «египетские» сюжеты в живописи: 16 век. Подробности

(Начало в предыдущем посте)

Что же мы видим, сравнивая живопись «до-пирамидного» и «пирамидного» периодов? Что общего в интерпретации библейских «египетских» сюжетов – и в чем различие?

Прежде всего, в глаза бросается разнообразие решений художников в воплощении этих тем. Кто-то (например, Караваджо) изображал действующих лиц крупным планом, так, что они занимали практически все пространство картины, другие (например, Питер Брейгель-старший), напротив, уделяли основное внимание пейзажу, и фигурки главных героев становились лишь одним из его элементов… Кто-то отдавал предпочтение камерным композициям, кто-то населял полотно множеством разнообразных персонажей. Мы не видим никаких канонов ни в изображении поз героев, ни в выражениях их лиц, ни в одежде – ни в чем; художники рисовали, попросту говоря, кто во что горазд. Такое разнообразие подходов наблюдается и в XVI, и в XVII веках, с одной лишь разницей: в работах XVII века появляются пирамиды и обелиски. Почему-то никто в XVI веке, несмотря на отсутствие каких бы то ни было ограничений на интерпретации сюжетов, не изобразил эти символы Египта на картинах. И никому из многочисленных заказчиков не пришло в голову предложить художникам изобразить что-нибудь этакое типично египетское – коли уж на картине или фреске будет изображено нахождение младенца Моисея дочерью египетского фараона или бегство Святого семейства в Египет.

Это означает, что до определенного момента ни у художников, ни у заказчиков не было идеи о том, что в картине на «египетский» сюжет было бы уместным изображение пирамиды или обелиска.

Почему?

Возможны два варианта:

1. Ни художники, ни заказчики не знали, что сюжеты бегства Святого семейства или нахождения Моисея имеют отношение к Египту. Они не знали, что семейство бежало именно в Египет, не знали, что царевна, нашедшая Моисея, была именно египетской царевной. Библейский «Египет» не соотносился с географическим Египтом.

2. Ни художники, ни заказчики не знали, что в Египте есть пирамиды и обелиски.

Обсудим первую гипотезу. И в Евангелии от Матфея, упоминающем о бегстве Святого семейства, и в книге «Исход», рассказывающей о нахождении Моисея, Египет поименован в явном виде. Есть, однако, нюанс, который имеет смысл разъяснить: прямые упоминания Египта мы видим в современных, канонических текстах, библейский же канон как раз и был утвержден в середине XVI века – в 1546 году на Тридентском соборе. При этом публикация библейского текста, соответствующего утвержденному канону, произошла намного позднее: лишь в 1590 году папа Сикст VI дал на нее разрешение.

Вот, казалось бы, возможное объяснение: в XVI веке не было Священного писания как единого утвержденного текста, преобладали публикации отдельных библейских фрагментов (например, Пятикнижия Моисея) на основе, возможно, искаженных источников… Однако же, анализ библейских публикаций (начиная с Библии Гуттенберга) показывает, что Египет упоминается везде. Кроме того, о бегстве Святого семейства в Египет – именно в Египет – упоминали многие авторитетные христианские авторы I – IV веков (так называемые «отцы церкви»). Вот, например, цитата из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского: «Когда Христос родился, согласно пророчествам, в Вифлееме Иудейском в указанное нами время, Ирод — вследствие расспросов пришедших с востока волхвов: "Где находится новорожденный Царь Иудейский? Мы видели звезду Его, по этой причине отправились в такое путешествие и возымели сильное желание поклониться Рожденному, как Богу" — весьма встревожился этим событием; считая, что его власти грозит опасность, он расспросил у законоучителей народа, где ожидают рождения Христа. Узнав, что по пророчеству Михея в Вифлееме, он издал указ, повелевавший перебить в Вифлееме и окрестностях грудных младенцев и детей, начиная от двух лет и младше, в соответствии со временем, которое точно указали волхвы. Он считал вполне естественным, что Иисус разделит горькую участь своих сверстников. Но Дитя предупредило его замысел: родители Его заранее узнали о том, что будет, и увезли Его в Египет. Так учит нас святое Евангелие» (Книга 1, глава 8). Евсевия публиковали чрезвычайно часто: в каталоге Британской библиотеки, к примеру, зарегистрировано 75 изданий его трудов за период 1470 – 1600 годов.

Историю нахождения Моисея излагает другой чрезвычайно популярный с незапамятных времен автор – Иосиф Флавий (см. «Иудейские древности», книга 2, глава 9). Его книги тоже были бестселлерами, начиная с самого зарождения книгопечатания (72 издания за период 1470 – 1600 годов в каталоге Британской библиотеки), и он подробно и пространно пишет именно о Египте, о Ниле и о фараонах.

Таким образом, рассматриваемые нами ветхо- и новозаветные сюжеты были надежно соотнесены в культурном контексте XVI века с Египтом, и от первой гипотезы мы вынуждены отказаться.

Что касается второго нашего предположения (про пирамиды в Египте ничего не было известно), то оно также не выдерживает проверки. Про пирамиды в Египте писали (как минимум) 4 античных автора, популярных в эпоху Возрождения: Геродот, Плиний Старший, Диодор Сицилийский и Страбон. Каталог Британской библиотеки содержит записи о почти 50 изданиях Геродота, десятках изданий Плиния Старшего, 30 изданиях Диодора Сицилийского и 14 изданиях Страбона за период 1470 – 1600 годов. Все эти авторы, с разной степенью подробности, описывают пирамиды возле Мемфиса и в других местах Египта. Иосиф Флавий, кстати, упоминает о том, что египтяне заставляли евреев строить пирамиды, город Мемфис у Флавия упоминается несколько раз.

Иными словами, у человека XVI столетия, знакомого с тем, что писалось в популярных изданиях того времени, должна была сложится вполне себе целостная картина: Египет – это страна, расположенная по берегам реки Нил, там находятся строения необычной формы – пирамиды, там был когда-то спасен из речных вод пророк Моисей, и там укрывалось от расправы царя Ирода Святое семейство.

А поскольку заказчики картин и фресок были, как правило, людьми знающими и с широким кругозором, людьми, которые часто оказывали покровительство как художникам, так и ученым, людьми, которые собирали библиотеки и сплошь и рядом напрямую способствовали выходу в свет трудов античных и современных им авторов, наконец, людьми, среди которых были и участники Тридентского собора, изучавшие библейские тексты и спорившие насчет библейского канона, - то предположение о том, что НИКОМУ из них на протяжении столетия не могла прийти в голову идея о том, что неплохо было бы поместить на картине с «египетским» сюжетом одну или несколько пирамид, представляется совершенно невероятным. Тем более, что в начале XVII века, такая идея внезапно, без видимых внешних причин, начала воплощаться целым рядом художников.

Какой же из всего этого следует вывод? Я могу сделать лишь такой:

Информация о культурном контексте XVI века, которая доступна нам в настоящее время, сильно искажена. Если говорить более конкретно, то искаженным является (как минимум!) один из трех упомянутых нами массивов данных – 1) многочисленные произведения живописи по библейским «египетским» сюжетам с полным отсутствием в них пирамид и обелисков, 2) данные о многочисленных публикациях текстов с отсылками к египетским библейским сюжетам (нахождение младенца Моисея и бегство святого семейства в Египет), и 3) многочисленные публикации Геродота, Диодора, Плиния Старшего и Страбона с описаниями египетских пирамид. Потому что если принимать все эти данные как есть, то попытка реконструировать культурно-исторический контекст 16 века (в части интересующей нас тематики) приводит к картине, поражающей своей абсурдностью и выглядящей как циничное издевательство над логикой и здравым смыслом.

Ну что ж, перейдем к XVII столетию и попробуем проанализировать информацию о том времени, когда пирамиды и обелиски начали появляться в произведениях живописи на «египетские» сюжеты.

Продолжение следует

nezvanov.livejournal.com