НИКО ПИРОСМАНИ. ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН…. Пиросманишвили картины


Дарил ли Нико Пиросмани любимой миллион алых роз? | Биографии

 — Почему же ты не обратился к нам? Не позвал кого-то? — схватились за седые головы добрые люди. — Мы бы не дали тебе умирать таким жестоким способом! — О, это же наш Нико! — пояснил кто-то из самых близкий друзей. — Никогда и никому бы он не признался, что в его доме нет и крошки хлеба…

Умирающего отвезли в больницу, надеясь на чудо. Но чудеса встречаются крайне редко. На следующий день Пиросмани скончался. Перед самой кончиной он на несколько секунд пришел в себя, открыл глаза. Но на слова сил не хватило, и только скупая мужская слеза тихонько сползла на впалую небритую щеку…

Вся его жизнь была страшным испытанием. Родился Нико в 1862 году в кахетинском селе Мирзаани в обычной крестьянской семье. Малышу не было и трех лет, когда не стало родителей. Остался на попечении двух старших сестер, которые как могли заботились о брате. Но когда он чуть-чуть подрос, девушки решили перебраться в Тифлис, где, как им казалось, у них было больше шансов на то, чтобы как-то прокормиться.

Мальчишка был определен в слуги к одному богатому грузину, который требовал работы до изнеможения, а кормил подростка чем и как придется. От этого Нико всегда был очень худым и измученным, а его глаза всегда были печальны. Они оживлялись только в одном случае, когда мальчик занимался домашними животными, особенную любовь у него вызывали трудолюбивые ишаки, эта бессловесная скотинка, способная вынести даже непосильную работу.

Годам к восемнадцати Нико понял, что к месту под солнцем в Тифлисе пробиться не так-то просто. Он возвращается в родную деревню, где устраивается пастухом. Некоторое время работа на свежем воздухе очень нравилась Пиросмани, но созерцательность вскоре приелась, и он решил научиться чему-то более стоящему. В те времена по Грузии кочевало достаточно много странствующих художников, которые расписывали в селах и городах магазины, Нико вдруг тоже захотелось стать живописцем и этим зарабатывать себе на жизнь.

Получилось не сразу. Но парень был упорен. И не очень-то сокрушался из-за того, что святая святых для художника — холст — он не имел возможности купить, на это просто не было денег. Его университеты — это вывески в деревнях, причем и хозяева многочисленных ресторанчиков и магазинчиков в накладе не оставались. Ведь самодеятельный художник не требовал за работу больших денег. Они просто кормили и поили его то время, которое уходило у него на роспись, да покупали краски. Им нравилось, как Пиросмани тщательно выписывает дары природы — персики, виноград, гранаты, инжир, тыквы, яблоки и прочую снедь. На вывеске они получались очень аппетитные, и от посетителей отбоя не было.

Так и кочевал бедный художник из села в село. Нужда так и не выпускала его их своих цепких пальцев. Конечно, Пиросмани мечтал и о своем собственном доме где-нибудь в Тифлисе, и о любимой и любящей жене, и о многочисленных детишках. Но реальность была очень уж беспощадная. Даже холстом разжиться было очень трудно, а потому Нико научился виртуозно рисовать на клеенках, которыми в «кабачках» накрывали столы. Причем цвет клеенки для художника не имел никакого значения. Часть «материала» он оставлял фоном, а остальное размалевывал красками…

Народу нравилась простота, с которой Пиросмани изображал и людей, и зверей. Они были просты, и одни, и другие, но Нико считали без всякого преувеличения «пролетарским» художником.

…Маргарита появилась в жизни художника в самом начале ХХ века. Она была актрисой, и ее боготворил весь Тифлис. Многие богатые и зажиточные люди добивались ее расположения и любви, но она была неприступна, как Эльбрус, полагая, что раз она принадлежит всему народу, то не должна принадлежать никому.

Любовь бедного художника была ей в тягость. И хотя Нико любили ничуть не меньше, чем ее, она не могла переступить через себя и ответить благосклонностью. Он пытался завоевать ее с помощью картины, которую так и назвал «Маргарита», потом подкарауливал ее у дома. Она иной раз даже не одаривала его взглядом. Это приводило его в исступление — порой он падал на пыльную дорожку, по которой только что прошли ножки очаровательной Маргариты и, орошая слезами ее следы, припадал к ним растрескавшимися от любовного жара губами…

Это еще больше отталкивало красавицу от него. Как истинная христианка, она не могла понять, как этот пожилой уже, бесспорно, талантливый человек, сотворил из нее кумира. Кем она могла ему стать? Женой? Вряд ли. Ей бы для начала пришлось стать его матерью, постоянно вытирая ему слезы и поддерживая во всем. Любовницей? Но разве этот гордый и немножко сумасшедший человек мог согласиться на такое?

Апофеозом их отношений стали несколько арб, доверху наполненных цветами, которые однажды Нико Пиросмани в день своего рождения (даже не ее) прислал к ее дому. Погонщики молча складывали цветы к дому Маргариты, и вскоре вся улочка была усыпана цветами сантиметров на 40−50. Вопреки красивой легенде роз там практически не было, зато было много иранской сирени и акации, из чего можно предположить, что Нико родился весной.

Под пристальным взглядом соседей Маргарита вышла к своему Нико, и в первый и последний раз крепко поцеловала его в губы… Больше никаких отношений между ними не было…

Пиросмани пытались помочь несколько российских художников, в частности, братья Зданевичи. Но в Москве живопись бедного грузинского художника поняли далеко не все. К тому же подобные картины могли вполне создавать учащиеся художественной школы. Словом, счастливый лотерейный билет так и остался непредъявленным суровой Судьбе.

А закончить мне хочется стихотворением Павла Антокольского.НИКО ПИРОСМАНИШВИЛИ

В духане, меж блюд и хохочущих морд,На черной клеенке, на скатерти мокройХудожник белилами, суриком, охрой Наметил огромный, как жизнь, натюрморт.

Духанщик ему кахетинским платил За яркую вывеску. Старое сердцеСтучало от счастья, когда для кутилПисал он пожар помидоров и перца.

Верблюды и кони, медведи и львы Смотрели в глаза ему дико и кротко. Козел улыбался в седую бородку И прыгал на коврик зеленой травы.

Цыплята, как пули, нацелившись в мир, Сияли прообразом райского детства.От жизни художнику некуда деться!Он прямо из рук эту прорву кормил.

В больших шароварах серьезный кинто, Дитя в гофрированном платьице, девы Лилейные и полногрудые! Где вы? Кто дал вам бессмертие, выдумал кто?

Расселины, выставившись напоказ, Сверкали бесстрашием рысей и кошек. Как бешено залит луной, как роскошен, Как жутко раскрашен старинный Кавказ!

И пенились винные роги. ВодаПлескалась в больших тонкогорлых кувшинах. Рассвет наступил в голосах петушиных,Во здравие утра сказал тамада.

shkolazhizni.ru

Нико Пиросмани (Пиросманашвили) - Биография художника, известные произведения, выставки

«Значит, не смог я сторговаться с вашим торгашеским миром!», — говорит Нико Пиросмани в биографическом фильме Георгия Шенгелая «Пиросмани». Не смог, да. Неприкаянная жизнь в вопиющей, безысходной даже не бедности — нищете. Художник, картины которого будут выставляться в Лувре и Третьяковке, чья «Арсенальская гора ночью» в 2007 году уйдет на аукционе Sotheby`s за 1 млн. фунтов стерлингов, умер от голода и холода в сыром подвале.

«Застрял я в горле у этой проклятой жизни»

Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили) родился в затерянном на востоке Кахетии селе Мирзаани. Сведения о его детстве основываются на рассказах, слухах и косвенных исследованиях. Документов, в которых были бы зафиксированы факты, не осталось. Родители его умерли, когда мальчику было около 8 лет. Нико взяли к себе Калантаровы — владельцы имения, в котором его отец обрабатывал виноградники. Вскоре вместе с одним из сыновей Калантаровых Нико уехал в Тифлис.

Пиросмани не получил художественного образования. Единственные его учителя — странствующие художники. Наблюдая, как они расписывают вывески лавок и дуканов (трактиров), Нико учился рисовать.

Это сегодня Пиросмани — один из величайших представителей примитивизма и человек, чьим именем названо огромное количество ресторанов кавказкой кухни. При жизни его именовали попроще — маляр. Деньги у него буквально уплывали из рук. В основном художник зарабатывал на жизнь, разрисовывая стены трактиров и создавая вывески, а его за это кормили и наливали стакан вина и рюмку водки.

Он пытался вернуться в родное село, открыл продуктовую лавку, в которой торговал сыром, молоком, мацони, медом. Затея потерпела крах. Гордый кахетинец мог нагрубить выгодному покупателю и дать полную корзину товара в долг бедняку, который неизвестно когда и неведомо с чего долг вернет. В память об этом периоде остались «Белая корова на черном фоне» и «Черная буйволица на белом фоне». Эти картины служили вывеской лавке Нико.

Свет черной клеенки Пиросмани

Нельзя не упомянуть необычные холсты Пиросмани. Чаще всего он писал на клеенке. По одной версии — это обычная клеенка в трактире, по другой — специальная техническая клеенка. Учитывая его тотальную бедность, вполне возможно, что оба варианта имели место: когда появлялись какие-то средства, Пиросмани покупал специальный материал, а когда об этом мечтать не приходилось — что ж, художника не остановит отсутствие холста. Уникально то, что Пиросмани писал чаще всего на черной клеенке. Не свет он раскрашивал, а черноту осветлял. Многие исследователи считают, что причиной открытия этой техники стала нужда, не отпускавшая художника всю жизнь. Чтобы сэкономить на красках, он писал на черной клеенке и оставлял ее незакрашенной там, где требовался темный цвет.

«Искать пещеру царицы Тамары… Хоть один раз взглянуть бы на ту долину, где солнце никогда не заходит», — говорит Нико Пиросмани в фильме Шенгелая. Именно это он и пытался сделать всю жизнь, перенося краски на черную клеенку, а светом раскрашивая тьму.

Пиросмани не довелось изучать историю искусств и знакомиться с различными направлениями живописи. Это был самоучка чистой воды. Возможно, отсутствие академического образования в его случае и позволило таланту максимально проявиться. Его картины наивны, и в своей наивности и простоте — неподражаемы. Кажется, Пиросмани миновала присущая большинству художников боязнь чистого холста. Холст недолго оставался чистым перед Нико Пиросмани. С детской смелостью, не затронутой сомнениями, он подходил к холсту — будь он белым холстом или черной клеенкой, и писал. Без эскиза, без набросков, без продумывания композиции и выстраивания перспективы.

У Нико Пиросмани не было такого явления, как забракованные работы и перечеркнутые черновики. Да и не мог художник позволить себе разбрасываться драгоценными холстами. Он всегда писал начисто, по возможности — не отрываясь, пока не закончит. Здесь не оказывалось места размышлениям. Словно Пиросмани не писал картины, а помогал им, уже существующим, проявиться.

Практически вся настенная живопись Пиросмани погибла. Кто же мог знать, что роспись на стенах недорогих тифлиских дуканов — на вес золота? Не приспособленный ни к чему другому, кроме живописи, Пиросмани рисовал всегда. По исследованиям, он написал около двух тысяч картин. До наших дней дошло менее трехсот.

«Свою жизнь превратил в цветы»

Жил-был художник один, Много он бед перенес…

Известный всем жителям постсоветского пространства хит о миллионе алых роз Вознесенский написал о Нико Пиросмани. Художник увидел выступление французской артистки кафешантана Маргариты де Севр и потерял голову. Был ли миллион роз, неизвестно, но по слухам, бедняк Пиросмани действительно завалил номер певицы цветами, а к собственному дню рождения сделал ей подарок, скупив «целое море цветов». Взаимность ему — худому, изможденному голодом и страстью — от привыкшей к светским ухажерам Маргариты не светила. Но кто бы сегодня знал о французской певичке, не напиши незадачливый покупатель «миллиона алых роз» портрет актрисы Маргариты?

Открытие Нико Пиросмани

Люди, сыгравшие важнейшую роль в жизни Пиросмани, — братья-художники Кирилл и Илья Зданевичи. Они путешествовали по Грузии вместе с Михаилом Ле-Дантю, русским художником французского происхождения. В тбилисских дуканах братья обратили внимание на удивительной силы картины, которые украшали стены отнюдь не фешенебельных заведений. Картины были сделаны в своеобразной манере. Сила, бьющая через край из этих безыскусных полотен, потрясла художников. Долгие расспросы и поиски вывели их на автора. Зданевичи скупали картины Пиросмани и целенаправленно искали его самого.

В феврале 1913 года от Ильи Зданевича мир впервые услышал о Нико Пиросмани. Статья называлась «Художник-самородок» и была опубликована в газете «Закавказская речь». Вскоре в Москве состоялась первая выставка Пиросмани, а через некоторое время его пригласили на собрание общества художников в Тбилиси. К Пиросмани пришло признание, но стать тем, что в быту именуют «успешный человек», ему не было суждено. Признание практически не отразилось на финансовом состоянии Пиросмани. Деньги по-прежнему обходили его стороной, социального и общественного успеха при жизни ему добиться не удалось: не было ни высоких гонораров, ни дома и семьи… Были нищета, голод, холод и сырые подвалы.

Всю жизнь он тосковал по деревенской жизни. Есть легенда, что Пиросмани покупал скошенную траву и засыпал на ней, пытаясь хоть частично таким образом погасить тоску по дому. Но жизнь художника оценивается по иным критериям, чем социальная успешность. Уже признанный и обласканный публикой, благосклонности которой при жизни так и не удалось добиться Пиросмани, Пабло Пикассо говорил, что завидует судьбе грузинского художника-примитивиста, сумевшего наполнить светом черную клеенку. Пикассо восхищался картинами Пиросмани. Одна последних работ знаменитого кубиста — портрет гордого кахетинца.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Нико Пиросмани: "Актриса Маргарита." - Журнал "Культурная Столица"

Автопортрет.Нико Пиросмани.

Героиня прекрасной легенды, вдохновившей Андрея Вознесенского на написание хита «Миллион алых роз», актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр. В начале 1900-х она гастролировала в Тифлисе, где покорила сердце бедного художника Нико Пиросмани. Тогда и произошла эта чудесная история с цветами, которую спустя десять лет после смерти Нико записал со слов тифлисцев Константин Паустовский. В Тифлисе он влюбился в картинки Пиросмани и рассказал о бродячем грузинском живописце в своей книге «Повесть о жизни».

«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за плечи и прижалась к нему.- Почему, - спросила Маргарита, - почему ты подарил мне эти горы цветов? Я ничего не понимаю, Нико. Пиросмани не ответил. Но Маргарита поняла и без его ответа силу его любви и крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей - жителей тифлисского квартала Сололаки.Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросмани любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь»...

Дом художника. Государственный музей Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.

Он родился в 1862-м, в крестьянской семье. Его родина - маленькое село Мирзаани в Кахетии. Мальчик рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы. Разве могли они знать, что угловатый грузинский подросток, малевавший вывески, работавший кондуктором и торговавший в лавке, станет великим художником?..

Интерьер комнаты в Государственном музее Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.

Но слава пришла к Нико очень поздно. Живописец умер в полной нищете. Лишь в 1962 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» напишет: «Значение этого художника выходит за пределы Грузии. Пиросмани принадлежит всему человечеству». Впрочем, многие искусствоведы и по сию пору недоуменно пожимают плечами: что в нем?.. Картины писаны на клеенке... композицию не выдерживает... колорит разрабатывает не по правилам... И все же - когда в Лувре открылась его выставка, французская пресса в течение полутора месяцев сравнивала Нико то с Джотто, то с Анри Руссо...

Ладо Гудиашвили.Смерть Нико Пиросмани.

Многие факты биографии Пиросманашвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти. И одна из них, история о его любви.Вся его жизнь была страшным испытанием.Но в его жизни была и большая любовь. Это в первую очередь страстная любовь к живописи. Он нигде и никогда не учился. Его учителями были странствующие маляры-художники, которые расписывали в селах и городках духаны.В начале XX века он был просто бродячим художником, неустанно и увлеченно писавшим картины и не смущался, что берут их на вывески для лавок, трактиров и винных погребов...Он был так беден, что покупать холсты ему не мог себе позволить – рисовал на старой клеенке из столовых и магазинов, которую отдавали ему духанщики. Он был высок и худ, с волосами, подернутыми ранней сединой. Лицом приятен - потому что «имело оно выражение мягкости и спокойствия...».

 «Когда я пишу падших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни – это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех».

Кто-то сказал, что люди на картинах Пиросмани имеют выражение «тайной радости и большого удивления». Это правда. И эти чувства очень заразительны - обычно зрители отходят от полотен Нико именно с такими лицами: радостными и удивленными. Так действуют его неповторимые полотна на всех - на министра культуры или простого каменотеса.Француженка  и его единственная любовь - Маргарита. Разве могла она понять, кто бросает к ее ногам розы?! Влюбленный в Пиросмани Пабло Пикассо создал его портрет - из воображения, им ведь не довелось встретиться. Это была, скорее, фантазия на тему «великий Нико». Он умер, как беспризорный, и похоронен, как неизвестный. Бродячий художник, признанный гением, спит вечным сном на планете Земля...

В одной из больниц для бедняков 5 мая 1918 года умирал бедный художник Нико Пиросмани. Днём раньше соседи ,узнав, что Нико вот уже неделю не появляется на людях, выломали дверь в коморке, где ютился художник. Пред ними предстала картина: Нико лежал в глубоком голодном обмороке, у него не было сил даже на то, чтобы открыть глаза.Умирающего отвезли в больницу, надеялись что произойдет чудо, но увы...На следующий день Пиросмани скончался. Перед самой кончиной он на несколько минут пришёл в себя, но не молвил ни слова, и только скупая мужская слеза тихонько сползла на щеку...

Нико Пиросмани. Актриса Маргарита.

"Актриса Маргарита" остаётся жить в веках, она свидетель прекрасной любви. Эта картина одно из лучших творений Пиросмани. Портрет актрисы Маргариты одна из тех загадок, которые невозможно разгадать до конца. Говорили,что когда в Лувре на выставке примитивистов экспонировались   картины Пиросмани, к картине "Актриса Маргарита" каждый день приходила одна старая женщина. Гид выставки заметила сходство её глаз с глазами на портрете, подошла к ней.Женщина назвала себя. Это была Маргарита де Севр.Эта история легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского "Миллион алых роз"...В популярной песне про «миллион-миллион-миллион алых роз» допущена невинная, но досадная ошибка. Именно белые розы подарил Пиросмани актрисе - Нико считал идеалом красоты белые розы.

Это маленький подвальчик под лестницей, дворницкая, где жил и умер великий примитивист Нико Пиросманашвили.  Размер комнатушки  около 6 квадратов. Музей был открыт в 1982 году.Тбилиси, на ул. Пиросмани, 29.

kstolica.ru

НИКО ПИРОСМАНИ. ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН… — Блог BORJOMI ОК

1862 — 5 мая 1918, Тбилиси

Грузинский художник — самоучка, представитель примитивизма.Многие факты биографии Пиросмани не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.Легенды о знакомстве Пиросмани с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Нико действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни «Миллион алых роз»), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси.В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника._________________________________________________________

…Нико чувствовал себя абсолютно счастливым: по скрипучим, недавно отлакированным ступеням он поднимался на второй этаж просторного деревянного дома. Своего дома, где каждая мелочь была сделана его собственными руками. Минуту постоял в большой, залитой светом гостиной и резко распахнул дверь на террасу.Со свежего утреннего воздуха у Пиросмани захватило дух. Первые солнечные лучи легкой позолотой покрыли вершину горы Мтацминда, извилистое ущелье, луг и кроны деревьев. Ручеек в саду, пробивающийся из-под огромного серого валуна, веселым журчанием приветствует новый день. Но что же ждет Нико? Вот уж, право, нерасторопный малый. Скорее за холст и краски, пока свежий утренний туман не скрыл от него эту дивную красоту!Нико бросается обратно в дом, который почему-то вмиг становится мрачным и пустым, и тщетно пытается найти свой мольберт. Он же помнит, что оставил его на дубовом столе в гостиной. Темнота делается такой густой и плотной, что художнику кажется, будто он находится уже не в собственном доме, а в каком-то таинственном лабиринте, откуда никогда не сможет найти выход и где начинает задыхаться. Боль и страх сковывают сознание. И Нико кричит, кричит изо всех сил. Кто-нибудь ведь должен услышать его и прийти на помощь! Но никому на целом свете нет до него дела! Он погибнет в этом страшном лабиринте…

Нико вздрогнул и проснулся. Мокрое от слез лицо и нестерпимый жар, пожирающий нутро. Это видение не давало ему покоя больше года. Нет, правда, лучше действительно умереть во сне, чем в который раз открывать глаза и чувствовать это жжение в груди — невыносимое разочарование, оттого что ты один как перст на всей земле и твоей мечте так и не суждено сбыться.

Господь сотворил его неисправимым мечтателем, если он, каждый раз просыпаясь в каком-нибудь грязном углу, упорно продолжает грезить о том, что у него будет свой большой дом и мастерская. Нет, он вовсе не мечтает сделаться богачом. Он просто хочет работать, с утра до ночи рисовать свои картины. Рисовать, напрочь забыв, что когда-то любой толстый духанщик, предлагавший ему за тарелку харчо изобразить на стене заведения царицу Тамару, мог запросто крикнуть: «Эй, Нико, иди, я скажу тебе, как лучше писать картину…».

Нико Пиросманашвили был всего-навсего бедным маляром. Одним из тех, кто целыми днями слоняется по тесным улочкам Тифлиса в ожидании нечаянного заказа. А вечером он, нищий бродяга со сбитыми в кровь ногами, часами простаивает у калиток чужих домов в надежде на то, что ему позволят переночевать в хозяйском сарае. Нико уже давно ночует, где придется — в подвалах, на чердаках или грубо сколоченных скамьях, от которых потом ноет все тело. Впрочем, ему не привыкать. Пиросмани, которому уже перевалило за тридцать, даже забыл, что у него когда-то был собственный дом…

Нико рано остался сиротой. Он почти не помнил матери, только ее запах — запах свежего козьего молока, сыра, зелени и молодого острого чеснока. Его воспитывал отец, немногословный худой грустный человек, страдающий от тяжелых приступов грудной болезни. Аслан Пиросманашвили был простым садовником, поэтому и сына, едва тот начал ходить, приучил копаться в земле. Нико уже в четыре года умел ухаживать за виноградной лозой и высаживать в аккуратные круглые лунки луковицы диковинных цветов.

А когда ему минуло шесть, вырастил такой огромный розовый куст, что старые садовники маленького кахетинского селения Мирзаани приходили посмотреть на это чудо. Одобрительно цокая, перешептывались между собой: у мальчишки большое будущее. Старик Аслан может умереть спокойно, у него растет такой сын! Он не даст погибнуть земле, которая кормила его предков…

675d5fd19803

Нико Пиросмани ❤️ «На ферме».

6fcc83f0bfe3

Нико Пиросмани ❤️ «Праздник».

Но, честно говоря, земля, которая должна была перейти Нико в наследство, цветочные клумбы и виноградные лозы скоро перестали волновать его воображение. Мальчик по-прежнему старательно помогал отцу, но едва выдавалась свободная минутка, бросался в дом. Стащив из сундука отца кусок старой оберточной бумаги и огрызок карандаша, Нико пристраивался в укромном местечке и начинал рисовать все подряд, что только попадалось на глаза. Пузатый глиняный кувшин с отломанными ручками, молодого барашка в стойле, лохматого пса, охранявшего виноградник.

d9563f549831

Нико Пиросмани ❤️ «Мужчина на ослике».

d2eb4f8cefb0

Нико Пиросмани ❤️ «Натюрморт».

Отец, заставая сына за этим занятием, только горестно вздыхал: «Не мужское это дело, сынок, бумагу марать. Так бы еще на что сгодилась…».

Родной дядя, после смерти отца забравший парнишку к себе в Тифлис, тоже уговаривал строптивого племянника забыть о глупых картинках: «Где твоя голова, Нико, на что время тратишь?..» Честный портной, он решил помочь сироте открыть мясную или молочную лавку. Конечно, поначалу доход будет небольшой. Зато голодать-то Нико точно не придется…Но этот голодранец, видите ли, вбил себе в голову, что непременно должен учиться рисованию! Да знает ли он, сколько стоят кисти и краски в художественной лавке на главной площади?Нико, пожалуй, и жизни не хватит, чтобы накопить достаточно денег. Так что уж лучше ему побыстрее взяться за ум.

Пиросманашвили очень обидел дядю, когда однажды рано утром без предупреждения ушел из дому. Он сумел устроиться железнодорожным кондуктором.Юноша хотел сам зарабатывать себе на жизнь, он уже видел, как в один прекрасный день уверенной походкой войдет в ту самую модную лавку на Майдане и купит себе кисти, коробку лучших красок и много-много холстов. Пусть все знают: Нико Пиросманашвили — настоящий художник…

dee67cc14391

Нико Пиросмани ❤️ «Лев и солнце».

Но прошло полгода, а Нико все еще не мог перешагнуть порог заветного магазинчика. Каждый день, проходя мимо, он на минуту-другую задерживался у витрины. Как же несправедливо устроен мир, если работая с утра до ночи и питаясь лишь черствым хлебом с мацони, он скопил всего несколько жалких грошей!Однако Нико не привык жаловаться: все не так плохо, пока в его холщовой сумке есть кусок грубой черной клеенки и пузырьки с мутными растворами самых разных цветов (Пиросманашвили сам готовил краски, особенно хорошо ему удавалась черная: зола, чуть-чуть печной копоти, несколько капель настоя коры дуба, толика масла — и получался прекрасный черный цвет).

Но даже на клеенке, красками, которые у другого растеклись бы в одно мутное пятно, он так мастерски будет рисовать свои знаменитые натюрморты — палочки шашлыков, кувшины вина, запеченных барашков, что в 1902 году о нем напишут в газете:

«Талант, самородок, прекрасно изучивший древнегрузинскую и персидскую фреску…». Незнакомые слова, они так не вязались с Нико Пиросманашвили, простым парнем с рабочей окраины, но он запомнит их на всю жизнь. И длинными холодными ночами бездомный одинокий Нико повторял их про себя. От этого ему делалось чуть-чуть теплее…

Было раннее утро. Нико, снимавший жалкую каморку у дворника, попробовал пошевелиться и открыть глаза, но ничего не вышло. Что это с ним? Ведь уже давно пора бежать на работу? Так, пожалуй, и места недолго лишиться. Поезда не ждут опоздавших. Попытался встать еще раз, но перед глазами поплыли огненные круги, и он без сил опустился на пол. Нико заболел. Неудивительно, если знать, какие сквозняки гуляют по вагонам.Целую неделю он метался в жестоком жару. Спасибо дворницкой дочке, которая, боязливо заглядывая в каморку постояльца (отец запретил туда ходить, чтобы не подхватила заразу), приносила ему горячий травяной чай и горстку сухарей… Когда чуть окрепнувший Нико добрел до железнодорожной станции, оказалось, что его уже давно рассчитали. Какой-то шустрый паренек лет двадцати разгуливал по перрону в его любимой синей форменной фуражке кондуктора…Так Нико остался без работы и без крова (дворник избавился от неудобного постояльца, задолжавшего ему плату за несколько месяцев). Мысли путались: куда идти, как жить дальше, если не можешь даже вздохнуть полной грудью — после болезни Нико казалось, что внутри него поселился какой-то неведомый зверь, когтистой лапой выворачивающий наизнанку все внутренности.Дядя Нико даже прослезился, когда однажды в переулке на окраине города столкнулся с племянником — изможденным, худым, в рваных штанах и пиджаке с чужого плеча. Вот что получается, когда не слушаешь доброго совета родственника. Но ничего, у Нико еще есть возможность все исправить…Вскоре Пиросманашвили стал хозяином собственной молочной лавки (торговцы с Майдана под поручительство дяди ссудили его небольшой суммой). Он тут же нарисовал большую вывеску — двух коров, удивленно косящих на покупателей вишневыми глазами, надел белый передник и встал за прилавок.

5d144cea09c5

Нико Пиросмани ❤️ «Белая корова».

Кто бы мог подумать, что торговля окажется таким занятным делом! С утра до полудня он только успевал поворачиваться, отвешивая круглые головки свежего маслянистого сыра, разливая молоко и сливки и осторожно раскладывая в маленькие глиняные кувшинчики вкуснейший, сладковатый творог.

18884657642c

Нико Пиросмани ❤️ «Фруктовая лавка».

А когда солнце уже было высоко в зените, улучив минутку, он усаживался в тени возле порога и начинал рисовать. Сколько покупателей проходило перед ним за день? Не счесть… И мало кто из них догадывался, что лавочник Нико, неисправимый мечтатель и фантазер, рисовал их портреты на старой черной клеенке.

3581d6edc09e

Нико Пиросмани ❤️ «Друзья Бегоса».

Много лет спустя Пиросманашвили будет вспоминать то время как самое благодатное в своей жизни. Он был уважаемым гражданином, честным тружеником, многие матери только и мечтали о том, чтобы пристроить ему в жены своих дочерей. Он давно стал своим человеком в модной художественной лавке и даже отложил немного денег на то, чтобы купить маленький домик на окраине Тифлиса. Жизнь, в которой все только стало налаживаться, рухнула в одночасье.

В Тифлис приехал театр миниатюр «Бель Вю», в котором, как поговаривали, блистала какая-то французская знаменитость.7 апреля 1909 года «Тифлисский листок» сообщил о «единственном бенефисе прекрасной Маргариты де Севр (Marguerite de Sèvres), представляющей новый парижский жанр метаморфозы…»

d457f3f10398 (1)

Нико Пиросмани ❤️ «Актриса Маргарита».

Нико очень не любил шумных сборищ, поэтому, уныло плетясь вслед за другом, решившим вывести его в свет, уже представлял, как отчаянно он будет скучать. Так и случилось. Он уже собирался сбежать, как вдруг занавес поднялся и он увидел Ее. Шелковое платье, затянутое в талии, большой розовый цветок в волосах и туфли-лодочки. Маргарита окинула взглядом зал, поправила непокорную челку и запела низким грудным голосом. Девушка пела на французском, и Нико, не понимая ни слова, почувствовал, как у него засосало под ложечкой. Незатейливая песенка проникла прямо в душу. Нико не слышал гула оваций, не замечал, как некоторые особо рьяные поклонники, вручая Маргарите букеты, что-то интимно шептали на ушко. А она даже не пыталась отстраниться…

a7ecc6d97e88

Нико Пиросмани ❤️ «Женщина с цветами и зонтиком».

Словно в тумане Пиросмани пробродил по городу целую ночь и на рассвете уже стоял у калитки самого известного садовника в предместье Ортачалы. В семь утра он, бережно прижимая к груди огромную охапку свежих роз, уже был в пустом вестибюле гостиницы, где остановилась Маргарита. Угрюмый швейцар, протирая кулаком глаза, никак не мог взять в толк, что хочет от него худой господин в несвежей рубашке и запыленных ботинках.— Мадемуазель Маргарита? Барышня приказала никого к себе не пускать.Хорошо, что у Нико осталось в кармане несколько монет, которые смягчили сердце упрямого старика…Птицей взлетев на второй этаж, он стоит около заветной двери. Как же бешено бьется сердце! Дверь открыла служанка.

Маргарита, полулежа на диване, что-то сердито пробурчала по-французски. Потом поднялась и, забрав букет у ошарашенного Нико, небрежно бросила его на подоконник. Опять эти несносные южные цветы, от которых так сильно болит голова! Маргарита порылась в сумочке и, вложив серебряную монетку в ладонь Нико, тут же забыла о его существовании. Лениво потянувшись, она сбросила с плеч легкий халат и, оставшись в одной рубашке, залюбовалась своим отражением в зеркале: копна блестящих волос, матовая кожа, высокая грудь. Нико смотрел как зачарованный.И вдруг в одну секунду красавица превратилась в разъяренную львицу как, этот оборванец до сих пор здесь?! «Пошель вон! Убираться!» Еще несколько дней, засыпая и просыпаясь, он слышал эти слова, свистящие над ухом, словно удар кнута.

1902ef9d6a76

Нико Пиросмани ❤️ «Женщина с бокалом пива».

Маргарита была права: не стоило Нико стоять этаким чурбаном и таращиться на нее во все глаза. Она приняла его за посыльного — что ж, поделом. Всклокоченные волосы, щетина на щеках, видавший виды костюм. Что еще она могла о нем подумать?

Собираясь к Магарите во второй раз, Пиросманашвили тщательно подготовился. Выгреб всю кассу в молочной лавке, прихватил деньги, отложенные на домик, и первым делом отправился в лучший платяной магазинчик и парикмахерскую. Новый щегольской костюм с иголочки, лаковые штиблеты, напомаженные волосы. Оставалось только съездить в предместье Ортачалы…

Лакеи гостиницы падали от усталости, битый час поднимая на второй этаж огромные корзины: лилии, камелии, нарциссы, розы. А цветы все прибывали.Маргарита слегла с жесточайшей мигренью: какой-то сумасшедший поклонник, видимо, мечтает, чтобы ее бедная голова лопнула от боли. Эти ужасные цветы до отказа заполнили ее небольшой номер, да что там номер — весь этаж, всю гостиницу! Маргарита лежала с мокрым полотенцем на лбу и каждую минуту грозила отдать Богу душу. Однако все же попросила служанку выяснить, что за знатный господин (только богатый поклонник мог так безбожно сорить деньгами!) добивается ее расположения…

Прислуге и выяснять ничего не пришлось: Нико Пиросманашвили, лавочник средней руки, уже стоял на пороге ее комнаты.Маргарита долго не могла прийти в себя от разочарования: худой, нескладный, потративший, видно, все свои сбережения на этот кричаще-дорогой костюм и противные цветы. Где же это видано — скупить пять садов на корню! Положительно, парень настоящий глупец. Как это говорится по-русски? Дурень? Да, дурень, напрочь лишившийся рассудка…Девушка заставила себя улыбнуться: «Merci, Monsieur, ви есть очень любезны…»

А Нико уже стоял на коленях: не согласится ли мадемуазель Маргарита прогуляться с ним вечером по городу? Маргарита согласилась: может, этот сумасшедший подарит премиленькое кольцо с бриллиантом, которое она пару дней назад заприметила в витрине ювелирного магазина? В конце концов, она ничего не теряет…

Если бы у Нико остались хоть какие-то деньги, он непременно подарил бы любимой и прекрасное атласное платье, шитое бисером, на которое она указала ему точеным пальчиком, и то кольцо… Но в карманах пусто, и Нико Пиросманашвили весь вечер читает Маргарите стихи. Читает без остановки, и, хотя девушка не знает ни слова по-грузински, Нико мог поклясться, что она поняла, о чем они. Даже каменная глыба не смогла бы остаться равнодушной к словам любви, идущим из самого сердца.

Пиросмани не помнил, сколько длилось его счастье: день, неделю, а может быть, целую вечность… Однажды вечером он, как всегда робко, постучал в дверь ее номера. Но никто не ответил, и Нико отважился легонько толкнуть ее рукой. Да так и застыл на пороге: окна распахнуты, старые афиши в беспорядке разбросаны на полу, крошечные туфельки со сбитыми каблуками лежат в углу, голубая шляпная лента зацепилась за дверь шкафа…

Нико сидел на берегу Куры, глядя на мутный пенистый поток. Уехала…Не простившись, не оставив ничего на память о себе. Лишь голубую шляпную ленту, которую он унес из гостиницы, и которую будет беречь до конца своих дней. (Писали, что актриса уехала инкогнито с каким-то богатым грузинским офицером).

Нико снова стал бедняком. В его лавке появился новый хозяин, первым делом он приказал замазать зеленой краской двух коров на вывеске, написав вместо этого коротко и ясно: «Молочная»…В городе над Пиросмани смеялись: надо же, потратить состояние на какую-то певичку из варьете! Поделом, теперь узнает, что значит экономить каждую копейку.Так художник Нико сделался простым маляром, и отныне его живопись украшала лишь закопченные стены духанов.В 1912 году в Тифлис из Парижа приехали знаменитые художники Кирилл Зданевич и Михаил Ле Дантю.

Благодаря им, были спасены «Кутеж кинто», «Черный лев», «Ортачальские красавицы», «Актриса Маргарита» и еще 80 картин Пиросмани, нарисованных на грубой клеенке и пылившихся где-то среди дворницкой ветоши.

a4c8046274dc

Нико Пиросмани ❤️ «Портрет Александра Гаранова».

1f47a070086c

Нико Пиросмани ❤️ «Сестра и брат».

Именно Зданевич в 1969 году устроил первую персональную выставку Пиросмани в Лувре. Признание пришло к художнику спустя полвека после того, как его не стало.(В Википедии есть сведения, что однодневная выставка произведений Пиросманашвили прошла в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе еще 5 мая 1916 года. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников).

В 1918 году Пиросмани, седой, худой как скелет, не приходя в сознание, скончался в тифлисской больнице. Могила его так и не была найдена.

Маленькая аккуратно одетая дама со сморщенным, словно печеное яблоко, лицом вот уже который день приходила в Лувр только для того, чтобы провести пару часов, разглядывая одну-единственную картину — портрет актрисы Маргариты. Мало кто сейчас узнал бы в этой старушке прекрасную мадемуазель де Севр…Ей потребовалось немало усилий, чтобы вспомнить давние гастроли в Тифлисе и чудаковатого обожателя, завалившего ее цветами. Жаль только, что она совсем забыла его лицо…Мадам оглянулась по сторонам и, убедившись, что в огромном зале до нее никому нет дела, подошла и поцеловала картину. Пусть простит ее художник Нико Пиросмани, простит актрису Маргариту, которая оказалась недостойна его любви…

23d6910d2351

Нико Пиросмани ❤️ «Пикник».

Источник: Дневник Парашутов из liveinternet.ru.

borjomiok.com.ua


Смотрите также