Любовное письмо (картина Яна Вермеера). Письмо картина


Письмо с фронта (картина) - это... Что такое Письмо с фронта (картина)?

«Письмо с фронта» — жанровая картина советского живописца А. И. Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта. Удостоенная в 1949 году Сталинской премии, картина сделала имя художника широко известным[1].

История создания

Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьей приехал из Самарканда, где находился в эвакуации вместе с ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры.

Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья»[2]. Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Картина писалась два года и была окончена в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. Недавно вернувшийся с фронта, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом — сестра матери А. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Серёжа, девочка с косами — дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Она вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину[3].

В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в Третьяковской галерее, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Впоследствии А. Лактионов сделал авторское повторение работы для ряда музеев[4]. Картина широко известна по многочисленным выставкам и публикациям, неоднократно воспроизводилась в печати. Ее включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами.

Примечания

Литература

ushakov.academic.ru

Любовное письмо (картина Яна Вермеера) Википедия

«Любовное письмо» (нидерл. De liefdesbrief) — картина позднего периода творчества нидерландского художника XVII века Яна Вермеера.

Описание

В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.

Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.

Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.

Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.

Похищение картины

В 1971 году во время выставки голландских мастеров в Брюсселе картина была похищена Марио Роймансом (Mario Roymans). Оставив в музее раму, он вырезал холст при помощи обычного кухонного ножа для чистки овощей. Несколько дней спустя похититель связался с прессой и заявил, что он согласен вернуть картину в обмен на 200 миллионов франков. Ройманс также заявил, что намеревается провести обмен картины на деньги публично, так как не собирается скрываться от правосудия, а полученные деньги желает передать ассоциациям, помогающим беженцам из Бангладеш, где в это время бушевала гражданская война.

Вскоре похититель был арестован, найденая у него дома картина отреставрирована и возвращена владельцам[1][2].

Примечания

Источники

  • Ротенберг Е. И. «Западноевропейская живопись 17 века. Тематические принципы», М. «Искусство», 1989, с. 271—272
  • Norbert Schneider: Vermeer sämtliche Gemälde. Taschen, Köln 2004. ISBN 3-8228-6377-7
  • DuMont: Vermeer. DuMont Literatur- und Kunstverlag, Köln 2003. ISBN 3-8321-7339-0
  • Jeroen Giltaij: Der Zauber des Alltäglichen. Holländische Malerei von Adriaen Brouwer bis Johannes Vermeer. Hatje Cantz Verlag, Ostfildern-Ruit 2005. ISBN 3-7757-1522-3

Ссылки

wikiredia.ru

Письмо с фронта (картина) Википедия

«Письмо с фронта» — жанровая картина советского живописца А. И. Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта. Отмеченная в 1948 году Сталинской премией, картина сделала имя художника широко известным[1].

История создания[ | код]

Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьёй приехал из Самарканда, где находился в эвакуации вместе с ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья»[2]. Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Картина писалась два года и была окончена в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. По воспоминаниям автора полотна, недавно вернувшийся с фронта десантник, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом — сестра матери А. И. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Мальчиком, читающим письмо стал семилетний сын художника Серёжа, а девочка с косами — дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Она вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину радостью.[3]

В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в ГТГ, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1948 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Впоследствии А. Лактионов сделал авторское повторение работы для ряда музеев[4].

Известность[ | код]

Почтовая марка СССР, 1973 г.

Картина широко известна по многочисленным выставкам и публикациям, неоднократно воспроизводилась в печати. Её включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами.

Репродукция картины изображена на одной из почтовых марок СССР серии «История советской живописи» 1973 года[5].

См. также[ | код]

ru-wiki.ru

Любовное письмо (картина Яна Вермеера) Википедия

«Любовное письмо» (нидерл. De liefdesbrief) — картина позднего периода творчества нидерландского художника XVII века Яна Вермеера.

Описание[ | код]

В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.

Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.

Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.

Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.

Похищение картины[ | код]

В 1971 году во время выставки голландских мастеров в Брюсселе картина была похищена Марио Роймансом (Mario Roymans). Оставив в музее раму, он вырезал холст при помощи обычного кухонного ножа для чистки овощей. Несколько дней спустя похититель связался с прессой и заявил, что он согласен вернуть картину в обмен на 200 миллионов франков. Ройманс также заявил, что намеревается провести обмен картины на деньги публично, так как не собирается скрываться от правосудия, а полученные деньги желает передать ассоциациям, помогающим беженцам из Бангладеш, где в это время бушевала гражданская война.

Вскоре похититель был арестован, найденая у него дома картина отреставрирована и возвращена владельцам[1][2].

Примечания[ |

ru-wiki.ru

Описание картины Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна»

Описание картины Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна»

Ян Вермеер – художник из Нидерландов, мастер жанрового портрета и бытовой живописи. О жизни его почти ничего неизвестно, большая часть биографии основана на предположениях. Не смотря на это, его судят по картинам и называют одним из великих мастеров золотого века голландского искусства.

Учеников у него не было, была семья и краски. На картинах он изображал жизнь, которую видел вокруг себя.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» полна деталей. Стол укрыт покрывалом в живописных складках. Окно забрано декоративной решеткой с простым узором. В комнату падает слабый свет – пасмурный день, весенний или летний – откинута в сторону красная занавеска, рассыпались по столу фрукты. Девушка – молодая, вряд ли старше двадцати – со сложной прической, читает письмо, поднеся его к свету.

Лицо у неё сосредоточенное и немного грустное, словно в письме написано что-то, огорчающее её. Возможно, возлюбленный не сможет прийти на свидание. Или он заболел и она беспокоится о нем. Остается только предполагать, но сама картина дышит покоем и легкой печалью.

Однако с символической стороны яблоки и персики, вываливающиеся из чаши, обозначают грехопадение Адама и Евы, а открытое окно – желание вырваться, измениться, обрести свободу. Возможно, девушка на самом деле не грустит, а принимает решение – не сбежать ли ей с любимым, не уйти ли с ним из дома. Или все проще и е просто хочется лечь с ним где-нибудь в высоких травах, вырвавшись из-под опеки родителей.

О том, что письмо пришло именно от любимого, а не от родителей или подруги, свидетельствует также тот факт, что за занавесом в ранней версии был купидон, который потом был художником задернут и спрятан. Однако основной посыл от этого не изменился. Любовь вечна и за людскими лицами могут порой скрываться океаны страстей.

Девушка читает письмо у окна. И о ком она читает, нам остается только гадать.

opisanie-kartin.com