Замысел картины и разработка сюжета. Планы картин


Сочинение-описание по картине А.А. Пластова "Летом"

Разделы: Русский язык

Цели:

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока:Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

(слайд 12)

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы. Передний план слева.)

(слайд 13)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

(слайд 14)

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

(слайд 15)

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

(слайд 16)

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Я - Фотограф!: Планы в фотографии

Привет всем фотолюбителям! Сегодня в рамках рубрики "Теория фотографии" мы с вами поговорим о планах в фотографии.

Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы. Последние иногда называют деталью или фрагментом. Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фигуры, предметы, происходящее действие. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии. 

Общий план

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Эта крупность плана часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений, массовых действий (концерты, митинги и т.д.). Подобные планы могут быть получены при съемке и с более близких точек, если съемка ведется объективами с широким углом обзора.

Общий план, показывая весь объект съемки, дает зрителю возможность хорошо ознакомиться с ним в целом - с его характером, рисунком, с размещением в пространстве отдельных элементов и их соотношением, с движением и взаимодействием людей, их групп и т.д. 

Но эта крупность имеет и свои ограничения: ясно и четко показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

Средний план 

Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном человеке или на определенном моменте действия.

В то же время пространство кадра, построенного как средний план, оставляет место для важнейших аксессуаров, помогающих созданию более полной характеристики персонажей.

 Крупный план

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой, и здесь эта крупность применяется постоянно. Крупный план всегда очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра. Поэтому крупный план позволяет детально воспроизвести облик человека, дать его с предельной степенью индивидуализации, показать лицо со всем богатством и многообразием мимики, а через эту внешнюю характеристику раскрыть внутреннюю сущность, психологию, настроение, душевный мир человека. 

Конечно, крупный план - это не только портреты. Это могут быть предметы, еда, животные, растения. Но всегда нужно помнить, что из-за малого пространства, охватываемого крупным планом, развернутый показ окружения, обстановки здесь исключается. Сверхкрупный план

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводят к тому, что в кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя. Такие планы обычно называют сверхкрупными.

И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о целом. Иными словами, эти деталь и фрагмент должны быть характерны, типичны, потому что по этой частности зритель будет судить об общем.

Ошибки планов разной крупности

Однако увеличение масштаба изображения имеет свои пределы, за рамками которых начинает складываться рисунок, резко меняющий наши представления о реальных формах предметов.

Еще более распространенной ошибкой при выборе крупности плана как в натюрморте, так и в других жанрах фотографии является другая крайность - не оправданное применение слишком удаленных точек съемки и изображение объекта в мелком масштабе. Здесь неизбежны потеря необходимого акцента на сюжетно важном элементе кадра и утрата композиционной формы снимка.Например, если ваша цель - снять портрет, то не стоит делать это так, как на снимке ниже.

Подведем итоги

Каждый из планов имеет свои изобразительные возможности и смысловые ограничения, следовательно, наиболее полное, глубокое и всестороннее раскрытие содержания могли бы дать сочетание, чередование планов различной крупности, т. е. использование не одного, а ряда кадров, связанных общей темой. В фотографии существуют жанры и виды, где тема раскрывается в ряде последовательно снятых кадров (фотоочерк, серия снимков, многокадровый репортаж). Однако чаще перед фотографом встает задача раскрыть тему в единичном кадре, и тогда ему предстоит решить, в какой же крупности плана следует построить кадр, чтобы зритель получил и полное представление о происходящем, и эстетическое удовлетворение от снимка, четкого, выразительного, композиционно завершенного, где точно отобранный материал и верно схваченный узловой момент события дают исчерпывающую образную информацию о нем.

im-a-photographer.blogspot.com

Сочинение-описание по картине | Блог Аллы Гурьевой

Как работать над сочинением-описанием по картине.План.1. Познакомиться с краткими сведениями о жизни художника.2. Рассмотреть репродукцию картины, определить её основную мысль.3. Раскрыть содержание картины, её тему, идею.4. Охарактеризовать композицию, основные три плана картины:а) что изображено на переднем плане;б) средний план картины;в) изображение на заднем плане.5. Описать картину.6. Передать своё впечатление от картины, те мысли и чувства, которые она вызывает.

Василий Поленов «Московский дворик»Передо мной репродукция картины выдающегося русского художника, мастера исторической, пейзажной и жанровой живописи. Своё предназначение в жизни художник видел в том, чтобы правдиво отображать жизнь и историю народа, красоту русской природы.Картина «Московский дворик» дорога каждому поколению зрителей, в ней автор уловил что-то родное и задушевное, близкое и понятное людям. Все мы родом из детства, и у каждого из нас в жизни есть заветный уголок, с которым связаны самые тёплые воспоминания об ушедшем прошлом. Именно таким уголком нам кажется изображённый на картине московский дворик, типичный уголок старой Москвы. Столица строилась так, что в основе её были не улицы и площади, а дома и прилежащие к ним дворы. Старые московские особняки окружались пышными садами, занимая огромные территории, поэтому Москву часто называют «большой деревней». А деревня – это для нас самые сладкие воспоминания о лете, о детстве. Картина создаёт образ, полный покоя, мира, счастья бытия. На переднем плане дети, сидящие прямо на траве, куры, пасущиеся тут же.Солнцем и летним теплом веет от художественного полотна. На заднем плане картины видны маковки церкви Спаса на Песках, эта старинная церковь сохранилась до наших дней. Теперь она окружена уже совсем другим Арбатом, но по-прежнему дорогим москвичам. Наилучшее признание в любви Арбату прозвучало в песне Булата Окуджавы: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия, ты и радость моя, и моя судьба…»Яркими красками картины художник утверждает радость повседневной будничной жизни, передаёт нам светлые чувства, простые и заветные. Появляется непреодолимое желание «войти» в эту картину и согреться душой.

www.madamam.ru

Замысел картины и разработка сюжета

КАРТИНА Б.В.ИОГАНСОНА „НА СТАРОМ УРАЛЬСКОМ ЗАВОДЕ". Разбор.

Б.Иогансон. На старом уральском заводе. 1937.

Идея и тема этой картины были подсказаны художнику его посещением в 1935 году советского Урала, где его поразила высокая современная техника советских заводов, так сильно отличающихся от старых демидовских заводов с их каторжными условиями труда.

Об этой поездке по Уралу Б.В.Иогансон рассказывал впоследствии следующее: „Я побывал в его старых и новых индустриальных центрах. В одном из них набрел на цех, не переоборудованный с древних времен. Это был каменный сарай с толстыми кирпичными стенами, похожий на тюрьму, — наследие старых заводчиков Демидовых. И когда я увидел цехи советских заводов, родилась идея картины. Мне представилась ужасающая обстановка, в какой работали и боролись с капитализмом рабочие демидовских заводов. Я много говорил с рабочими, помнившими дореволюционные порядки, и они мне рассказывали, как их отцы и деды убегали от демидовской кабалы в леса. Этот разинский дух позднее вылился в сознательную революционную борьбу уральского пролетариата с уральскими заводчиками. Столкновение двух классов, двух социальных психологий я решил дать в моей картине.

Это столкновение персонифицировано в образах заводчика и рабочего. Это мой любимый метод решения живописной темы".

Выбор художником темы следует признать весьма удачным. Во-первых, эпоха, на которой остановился художник (вторая половина XIX века), позволяла с наибольшей яркостью раскрыть идею картины, так как именно в это время рабочий класс России впервые начал выступать на борьбу с капитализмом, постепенно осознавая в этой борьбе свою силу и историческую роль. Во-первых, данная тема ценна тем, что была подсказана художнику самой жизнью и отвечала мировоззрению советского художника, активного участника борьбы за построение коммунизма.

Переходя к следующему этапу — разработке сюжета, художник из многих возможных решений этой задачи остановился на изображении сцены посещения литейного цеха его полновластным хозяином — уральским заводчиком.

Здесь у автора возник вопрос: какой же типический эпизод подобного посещения возможно полноценнее раскроет зрителю идею картины? Художник выбрал эпизод или момент, ярко характеризующий полицейский режим, существовавший во времена царизма на заводах: заводчик-капиталист по доносу своего подхалимствующего приказчика с высокомерием, но и с затаенной опаской бросает через плечо взгляд на пригнувшегося у печи рабочего-формовщика, очевидно, рекомендуемого приказчиком как „подозрительного". В свою очередь рабочий отвечает хозяину взглядом, полным ненависти, гнева и решимости отстаивать свое право на человеческое достоинство.

Художник не ограничился двумя главными действующими лицами, но, чтобы подчеркнуть напряженность момента, ввел дополнительные персонажи: приказчика на стороне хозяина и двух рабочих и мальчика — на стороне рабочего. Таким образом, все участники сцены оказались разбитыми на две противостоящие друг другу группы.

Дальнейшая задача заключалась в определении художником социальных и индивидуальных характеристик каждого персонажа. В заводчике художник дал образ типичного уральского богача, эксплуататора. В его внушительной фигуре чувствуется неуверенность и даже некоторая робость, вызванная твердым взглядом рабочего. Видимо, в этом взгляде заводчик ощутил растущую силу рабочего класса.

Наоборот, в образе рабочего мы видим уверенность, человеческое достоинство и готовность к протесту.

Ярко выраженный художником характер главных действующих лиц определил поведение каждого из них в картине.

Немаловажным в разработке сюжета оставался вопрос об обстановке, в которой следует развернуть всю сцену.

В данном случае этот вопрос был предрешен уже самим выбором темы, подсказанной посещением демидовского литейного цеха. Тесный, полутемный, захламленный цех напоминает скорее каторжный каземат, чем место работы. А между тем в этих невыносимых условиях рабочие трудились с детских лет до глубокой старости. В картине это отмечено присутствием мальчика-подмастерья на втором плане.

Композиция картины и работа над образом

Рассмотрим хотя бы в общих чертах художественные средства, которые использовал художник для выражения своего замысла и раскрытия идеи картины.

В картине „На старом уральском заводе" в соответствии с ее содержанием композиционным центром являются фигуры рабочего и его хозяина. Содержание картины раскрывается во враждебных взглядах, которыми обмениваются эти два лица.

Каким приемом художник заставляет зрителя увидеть прежде всего главные фигуры картины? Передний план картины, где помещена крупная фигура заводчика, ничем не загроможден, благодаря чему внимание зрителя сразу обращается на эту фигуру. Поворот головы заводчика и его презрительный взгляд в сторону невольно принуждают и зрителя следовать взглядом в том же направлении и увидеть голову и глаза рабочего, склонившегося над опокой для формовки. В свою очередь направление взгляда рабочего снова возвращает зрителя к образу заводчика.

Таким построением композиции художник сразу овладевает вниманием зрителя, заставляет его переводить взор с одной фигуры на другую и тем самым глубже вникнуть в образы главных действующих лиц и постигнуть их взаимоотношения. До сознания зрителя сразу доходит основная идея картины — борьба двух антагонистических классов.

Большое значение в раскрытии содержания картины имеют местоположение, относительные масштабы и движения фигур. Фигуры рабочего и хозяина выдвинуты к переднему плану. Заводчик изображен во весь рост, в позе властной и в то же время несколько неуверенной. Эта поза не случайна, она выражает самочувствие заводчика, привыкшего к полновластному распоряжению судьбами своих подчиненных и вдруг встретившего во враждебном взгляде рабочего молчаливый отпор. Рабочий же изображен сидящим на полу, согнувшимся в трудовом движении над опокой. Он смотрит на хозяина снизу вверх, исподлобья. Этим приемом художник помогает зрителю воспринять мысль о подчиненном и угнетенном положении рабочих, которые уже начинают осознавать в капиталистах своих врагов.

Следует отметить одну удачно найденную художником деталь: рабочий в правой руке держит, подобно ножу, металлическое правило для формовки. Этот жест обогащает образ рабочего и усиливает в картине настроение конфликта.

Социальной и психологической характеристике образов капиталиста и рабочего служат также детали. Так, богатый костюм, лисья шуба и белоснежные валенки заводчика противопоставлены рваной одежде рабочего, обутого в лапти на колодках. В то время как в праздных руках заводчика мы видим украшенную слоновой костью и серебром трость, рабочий держит орудие своего труда — правило, и т. п.

Так художник заставляет и детали служить выражению характера изображаемых персонажей.

Принятое в картине освещение способствует решению композиционных задач. Ярче всего освещена фигура рабочего, его лицо, грудь и руки — это помогает зрителю воспринять рабочего как центральный, основной образ картины.

Живопись картины, ее колорит в соответствии с конфликтным характером изображаемой сцены построен на контрасте теплых насыщенных тонов переднего плана с холодными тонами темных стен цеха. Теплые, почти горячие тона фигуры заводчика контрастируют с холодноватыми тонами одежды рабочего. В то время как глубокие горячие тона фигуры заводчика говорят о „полнокровии", довольстве и сытости барской жизни, холодноватый, строгий тон фигуры рабочего подчеркивает бедность его одежды и гармонирует со сдержанно враждебным выражением лица. Таким образом, колорит картины, ее живописная форма подчинены ее содержанию. Они усиливают воздействие последнего на зрителя и тем самым помогают раскрытию идеи, положенной художником в основу его произведения.

Такие картины, как „На старом уральском заводе", как упоминавшиеся ранее картины Федотова, Сурикова, Серова и других художников, свидетельствуют, что сюжетная картина является сложнейшей формой живописи, потому что ее содержание — человек, человеческие отношения во всей их психологической и социальной сложности. Великий немецкий поэт Гете говорил, что человек — высшее и настоящее содержание изобразительного искусства.

Вы на сайте- paintmaster.ru

paintmaster.ru