ПЛАТОН ЗУБОВ - КАРТИНА КАВКАЗСКОГО КРАЯ, ЧАСТЬ 3, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1835 ГОД. Платон картина


"Афинская школа" Рафаэля Санти: vakin

Рафаэль Санти. Афинская школа1511Scuola di Atene500 × 770 смАпостольский дворец, Ватикан. ВикискладКликабельно - 3200px × 2037px

Афинская школа (итал. Scuola di Atene) — фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца.Список персонажей

1. Зенон Китийский или Зенон Элейский2. Эпикур3. Фредерико II, герцог Мантуи4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский5. Аверроэс6. Пифагор7. Алкивиад или Александр Македонский8. Антисфен или Ксенофонт9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты)10. Эсхин или Ксенофонт11. Парменид12. Сократ13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело)14. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.15. Аристотель, держащий Никомахову этику16. Диоген17. Плотин18. Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте)19. Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра20. Клавдий Птолемей21. ПротогенR — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян – здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются атрибуции, насчет некоторых нет единой точки зрения).

- с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона- в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа- в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона- в желтовато-зеленоватой – философ Сократ- в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля- в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа- в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа- с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа- в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона- с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»- рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида- следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура- в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)- мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии- в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса- в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик- с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном- стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ- стоит и держит книгу – философ Парменид- сидит опершись на куб – философ Гераклит- лежит на ступенях – философ Диоген- сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида- с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)- в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик- спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ- в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)- в темном берете – Рафаэль- в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)- опершись рукой о стену – философ Пиррон- на одной ноге – ?- в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа- всходит по ступеням – философ Эпикур- спиной, в розовом – ?- с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля- вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля

Зенон Китийский или Зенон Элейский

Эпикур

Аверроэс и Пифагор

Пифагор

Алкивиад или Александр Македонский и Антисфен или Ксенофонт

Франческо Мария I делла Ровере или возлюбленная Рафаэля в образе Гипатии и Парменид

Парменид

Эсхин и Сократ

Микеланджело в образе Гераклита Эфесского

Леонардо да Винчи в образе Платона

Аристотель

Диоген

Донато Браманте в образе Евклида или Архимеда

Страбон или Заратустра, Клавдий Птолемей, Рафаэль в образе Апеллеса и Пьетро Перуджино или Тимотео Вити в образе Протогена

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.

Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.

Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания.

Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).

Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

Источники - Википедия и Энциклопедия людей и идей 2017

vakin.livejournal.com

ПЛАТОН ЗУБОВ - КАРТИНА КАВКАЗСКОГО КРАЯ, ЧАСТЬ 3, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1835 ГОД.: maga_gorec

IV ЧЕЧЕНЦЫ ИЛИ КИСТЫ(ИНГУШИ), стр. 151

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Кистинские племена в политическом отношении подразделяются на следующие разряды:

1. Принадлежащие к управлению русского Начальства: Ингуши, Кисты и Мирные Чеченцы.

2. Управляемые наследственными родами Князей, называемые Независимыми Чеченцами.

3. Управляемые старшинами, избираемыми народом: Илары-Мычкиз или Горные Чеченцы.

ПОЛОЖЕНИЕ, ГРАНИЦЫ, ПРОСТРАНСТВО И НАРУЖНЫЙ ВИД ЗЕМЛИ.

Земля, Кистинскими племенами населенная, лежит между 42º 50' и 43º 25' широты, и между 62º и 64º долготы.

На севере отделена от Брагунского владения и Безименной земли рекою Сунжею; западным течением сей же реки и сухою чертою, простирающеюся от редута Назрана до впадения в р. Терек реки Арадона, отделена от малой Кабарды, и течением Терека, от самого истока до означенного слияния с Арадоном, отделена от Осетии; к Югу сопредельны оной округи Грузинской Осетии, а к Востоку река Аксай отделяет землю Кистов от Ханства Аварского; к северо-востоку же сопредельны им владения Кумыков. Самая большая ширина, от Хевсуретии до кр. Грозной, 90 верст, а самая большая длина, от Кумыкской границы до впадения р. Арадона в Терек, 165 верст. Всего же пространсва около 5600 квадр. верст.

ГОРЫ

Почти вся Кистинская земля покрыта высочайшими горами главнейших Кавказских отрогов, которые от Пшавохевсуретии идут в виде ветвей, и занимают всё пространство земли между истоком Терека, течением Сунжи и Аксая.

РАЗДЕЛЕНИЯ

Некоторые отличительные свойства племен народа Кистинскаго и разнообразие занимаемых ими земель заставляют меня описать их отдельно, сообразно естественному разделению, а следующем виде:

1. Ингуши2. Кисты 3. Карабулаки4. Чеченцы

ПОДРОБНОСТИ СТАТИСТИЧЕСКИЕ

Ингуши сами себя называют Ламур, т.е. горный житель, а от соседственных народов называются Ингуши и Галгаевцы. Обитают в небольших аулах, расположенных на предгорьях, перерезанных возвышенными равнинами, по обоим берегам р. Сунжи, от самого её истока до редута Назрана, по левому берегу р. Оссай или Шадгира, от развалин древней церкви до Карабулакского аула; по обоим берегам Кумбелея, от самого её истока в Джерахском ущелье до Елисаветинского редута, и по обеим сторонам реки Терека, от Владыкавказской крепости до впадения в Терек р. Пог. Ингуши имеют довольное количество скота и радеют о земледелии, а потому могут почитаться за полезных подданных, если бы не увлекались иногда примерами хищных Чеченцев. Домы строят каменные и деревянные, по общепринятому правилу с земляными крышами. Каждая деревня имеет посреди четвероугольную башню, в которую скрываются дети и женщины при набегах соседственных народов. Во всю длину Ингушевской земли, изображающей почти правильный треугольник, с Юга на Северо-запад простирается один из главнейших отрогов Кавказа, состоящий из шиферных гор, покрытых лесом. Восточные предгорья оного орошаются Кумбелеем, а западные Тереком. Всё пространство, занимаемой Ингушами земли полагается около 1000 квадратных вёрст.

КИСТЫ

Сведения исторические

Кисты, собственно так называемые и составляющие ныне самое малозначительное колено, едва ли заключающее в себе и 1500 душ, никогда не повиновались ни Грузии ни Кабарде, а составляли племя воинственное, отдельное, управляемое старшинами по выбору и часто низлагаемыми, а потому о них нельзя получить никаких исторических сведений, как о таком народе, предания которого составляют в рассказах об удальстве своих предков.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

Узкая полоса земли, простирающаяся в длину с Юга на Север, от горы Казбека до Владыкавказской крепости, с небольшим 40 верст, а в ширину едва составляющая 8 верст, и ограниченная с Запада течением р. Терека, а с Востока землею Ингушей, служит жилищем Кистам, собственно так называемым.

ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ МОЖНО СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

http://spaces.ru/files/?r=main/view&Li=5135015&Lii=55234910&Link_id=582002&Lt=1&Read=55234910&Sn=9&name=ingushi_vov

https://books.google.co.in/books?hl=ru&output=text&id=OQ9BAAAAcAAJ&jtp=151

maga-gorec.livejournal.com

Тюрин Платон Семенович Картины биография Tyurin Platon

Тюрин Платон Семенович (Tyurin Platon Semenovich) — русский художник, представитель бытового жанра, мастер портретной живописи. Родился в 1816 году в семье крепостного иконописца. С юных лет помогал семье при восстановлении и украшении храмов. За проявленое трудолюбие в росписи церквей, будучи еще молодым человеком, Платон Тюрин получил вольную, после чего отправился в Петербург и стал посещать классы Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика.

Портрет молодого человека, 1849 Девочка в голубом платье, 1844 Портрет Зубова С.А., 1840-е

В 1850 году Платон Семенович Тюрин был удостоен звания внеклассного художника (как вольный слушатель академических курсов). В 1855 году художник получил звание «назначенного» в академики, а еще через два года звание академика портретной и исторической живописи. В 1860-х годах трудился в Вологде над росписями и иконами Владимирской, Антипинской и Александра Невского церквей.

Сестры Евгения иЕкатерина Зайцевы, 1847 Великий князь Константин Николаевич,Национальный музей Чечни, Грозный Зубова Л.А., 1880,Вологодский музей

В 1862 году Платон Семенович Тюрин создавал росписи в Никольской церкви на Святой Горе в Грязовецком уезде. Позднее украшал Вознесенский храм Спасо-Суморина монастыря в Тотьме. Портреты художника Тюрина отмечены лиризмом, романтикой; картины — многоцветностью колорита. Последние годы жизни художник жил и работал в городе Вологда. Скончался Платон Семенович Тюрин в 1882 году.

Джон Кольер John Collier

smallbay.ru

4. «Эйдосы» Платона и «сущности» Аристотеля и их конструктивно-логическая роль в построении онтологических картин.

Роль учения Платона об эйдосах наиболее значима в конструктивно-логических моментах. Платоновские идеи – это не только субстанциализированные родовые понятия, философски противопоставленные чувственной действительности. Идею вещи Платон понимал прежде всего как принцип вещи, как метод конструирования и познания вещи; как смысловую модель бесконечных чувственных проявлений вещи; наконец, как общее, представляющие собой закон для всякого существования единичного.

Эйдос – это «внутреннее устройство», структура вещи, наделенная самобытием (объективным, независимым бытием), т.е. способная существовать независимо от вещи и от сознания отдельного человека. Именно объективное бытие идей позволяет создать гносеологию, исходящую из признания надличного, объективного, общезначимого истинного знания.

Если мнение, основанное на чувственном восприятии, субъективно и не дает истинного знания о вещах (два человека имеют различные мнения об одном и том же предмете), то истинное знание, как постигаемое разумом общее понятие, может быть одно и только одно, поскольку оно соответствует конструктивному «устройству» вещи, соответствует внутренней структуре вещи. Истинное знание как знание понятия означает, что человек имеет «смысловую модель» вещи, описывающую сущностное строение вещи.

Философское понятие «сущность» вводит Аристотель. Неясность учения Аристотеля о сущности связана с веденным им разделением на сущности «первого» и «второго рода» (соответственно, «сверхчувственные (вечные)» и «чувственные» сущности). Кроме того, Аристотель не дал четкого определения понятию «сущность».

Не останавливаясь на проблемах, связанных с понятием «сущность», отметим, что Аристотель сформулировал два критерия, признака сущности: 1) мыслимость, или познаваемость в понятии; 2) способность к отдельному существованию, или способность существовать в единичных вещах. Сущность – это то, что делает предмет именно этим предметом и утрата чего ведет к исчезновению предмета.

Сущность как понятие есть ответ на вопрос «Что такое вещь?». Раскрывая, познавая сущность единичной вещи при помощи разума, мы даем ей определение, даем понятие вещи.

      1. Итак, если «онтологическая картина» – это наше знание о том, что представляет собой та или иная вещь (или Бытие в целом), то построение таких онтологических картин невозможно без познания эйдетических структур, сущностей вещей.

5. Онтологические картины в архитектуре.

        1. Философская «картина мира» – это онтология, знание о том, что такое Бытие, какова его структура и формы. «Картина мира» в структуре нашего мировоззрения – это наше знание о том, что представляет собой окружающий нас мир и каково наше место в нем. Но дело в том, что специфические системные «картины мира» создаются (существуют) и на меньших уровнях всеобщности, создаются относительно «малых миров», отдельных окружающих нас явлений и даже отдельных «единичных вещей». Чтобы выяснить, что представляет собой та или иная вещь, явление, процесс, фрагмент реальности, нужно построить его онтологию, егоонтологическую картину.

        2. Чтобы ответить на вопрос «Что такое архитектура?», необходимо, изучив соответствующую реальность на основе имеющихся методологических средств (принципов и методов познания), создать онтологию архитектуры. Такие онтологии создает особая наука – «теория архитектуры».

        3. Более того, проектная деятельность архитектора есть не что иное, как создание «онтологических картин» «единичных вещей» – зданий и сооружений. Архитектурный проект – это знание о том, какова структура проектируемого сооружения, поэтому архитектор-проектировщик, вообще говоря, занимается ни чем иным, как на особом архитектурном языке излагает идею (эйдос) в философском смысле, придавая своим субъективным замыслам ясный онтологический статус.

Практические задания.

1. Определите понятия «мировоззрение» и «картина мира». В чем состоят структурный и функциональный аспекты соотношения этих понятий?

2. Сформулируйте два подхода к построению философской «картины мира».

3. Сформулируйте три фундаментальных мировоззренческих вопроса. Приведите примеры частных вопросов, следующих из фундаментальных вопросов Бытия, не упомянутых в тексте лекции.

4. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» ионийцев (письменно).

5. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» элеатов (письменно).

6. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» Платона (письменно).

7. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» Аристотеля (письменно).

studfiles.net