Фальшивый Шишкин и ошибки коллекционеров. Эксперт о подделках картин. Подделка картин


Подделка картин Как подделывают картины

Подделка картин, как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 - 700 млн. Фальсификация живописных полотен мастеров - бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств. Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, - просто фальшивка. В 1976-м - что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях! В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу "Учебник фальсификатора" (The Art Forgers Handbook) - руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950-1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве "ранее неизвестных" произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии. В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889-1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен - "Христос в Эммаусе" Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как "подлинный" Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое - на подлинность искусства? Но ван Мегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Мегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых. Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение. Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения. Качественные подделки также приходят и из-за границы - из Германии, Франции, - где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.

Как подделать картину

При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций - изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров. При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла. При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.

Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры - трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель. На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.

Еще один из способов подделки - "раскрутка" вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени - моду на "наивное искусство" и всяческое "этно". Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, - нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию. Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.

В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй - современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало "джентльменское соглашение" с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.

Кого подделывают чаще

Казимира Малевича и других художников русского авангарда имитируют так часто, что на Западе их картины перестали брать на аукционы. Половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, - это подделки, но они пользуются таким успехом, что их все равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин. Иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, - единицы, и все они в музеях. Поэтому не верьте ни одному коллекционеру, если он говорит, что у него шикарная коллекция ранних икон. Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Кло да Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Законный рынок подделок

В Сан-Себастьяне открылась выставка "150 узаконенных подделок известных шедевров". На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История "легальных подделок" восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико "Площадь Италии", которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею "Питти Арте". на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются "уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им". Среди клиентов галереи "Питти Арте" были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас. На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются подделки "Мадонны" Рафаэля, "Подсолнухов" Ван Гога, портретов Веласкеса, "Весны" Боттичелли, "Балерин" Дега, "Бульвара Монпарнас" Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.

По материалам сайта АferizmRU

Рубрика: изобразительное искусство, подделка картин, коллекционирование

www.art-spb.ru

Как подделать картину и кого из художников подделывают чаще

Как подделать картину и кого из художников подделывают чаще

И. К. Айвазовский, Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892

ПОДДЕЛКА КАРТИН

Подделка картин, как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 — 700 млн.

Фальсификация живописных полотен мастеров — бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств.

Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, — просто фальшивка. В 1976-м — что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях!

В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу «Учебник фальсификатора» (The Art Forgers Handbook) — руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950—1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве «ранее неизвестных» произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии.

В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889—1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен — "Христос в Эммаусе " Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как «подлинный» Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое — на подлинность искусства? Но ван Мегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Мегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых.

Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение.

Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения.

Качественные подделки также приходят и из-за границы — из Германии, Франции, — где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.

КАК ПОДДЕЛАТЬ КАРТИНУ

При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций — изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров.

При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла.

При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.

Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры — трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.

На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.

Еще один из способов подделки — «раскрутка» вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени — моду на «наивное искусство» и всяческое «этно». Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, — нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию.

Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.

В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй — современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало «джентльменское соглашение» с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.

КОГО ПОДДЕЛЫВАЮТ ЧАЩЕ

Казимира Малевича и других художников русского авангарда имитируют так часто, что на Западе их картины перестали брать на аукционы.

Половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, — это подделки, но они пользуются таким успехом, что их все равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин.

Иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, — единицы, и все они в музеях. Поэтому не верьте ни одному коллекционеру, если он говорит, что у него шикарная коллекция ранних икон.

Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.

ЗАКОННЫЙ РЫНОК ПОДДЕЛОК

В Сан-Себастьяне открылась выставка «150 узаконенных подделок известных шедевров». На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История «легальных подделок» восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико «Площадь Италии», которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею «Питти Арте». на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются «уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им». Среди клиентов галереи «Питти Арте» были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас.

На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются подделки «Мадонны» Рафаэля, «Подсолнухов» Ван Гога, портретов Веласкеса, «Весны» Боттичелли, «Балерин» Дега, «Бульвара Монпарнас» Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.

via & via

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

У нас еще много очень интересных статей! Вот только несколько из них:

Шутки Сталина на репродукциях академических рисунков...

Если бы «Игру престолов» нарисовали на Студии Диснея…...

Загадки зеркал на известных картинах...

Художник представил. Если бы исторические личности были хипс...

Автопортреты художника с болезнью Альцгеймера...

Какими бы были принцессы из диснеевских мультфильмов в реаль...

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

bravedefender.ru

Самые дерзкие подделки картин

обманы связанные с живописью. Аферисты есть всюду, особенно широко распространено мошенничество в сфере искусства, где вращаются огромные суммы денег. Как ни парадоксально, мошенникам удавалось довольно ловко обводить вокруг пальца не только обывателей и просто ценителей искусства, но и уважаемых экспертов.

В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» подготовил подборку материалов о самых дерзких обманах связанных с живописью.

Написанием подделок, занимаются, как правило, достаточно талантливые художники, но их картины не имеют успеха ни на торгах, ни в галереях, ни даже на вернисажах. Пользуясь тем, что аукционные дома далеко не всегда проводят тщательную экспертизу холста или красок, а дилеры при желании могут предоставить поддельный сертификат подлинности, с убедительным провенансом (родословной) картины, мошенникам удается обмануть не только покупателей-новичков, но и уважаемых экспертов, именитых искусствоведов, а порою даже родственников знаменитых художников.

Грандиозные обманы связанные с живописью.

обманы связанные с живописью Один из крупных и нашумевших скандалов произошёл в нью-йоркской галерее Knoedler Company, после покупки одним из клиентов картины Джексона Поллока стоимостью 17 миллионов долларов, которая оказалась подделкой. После расследования инцидента выяснилось, что арт-директор галереи, Глафира Розалес, покупала подделки работ экспрессионистов у китайского художника по 7 тысяч за штуку.

За пятнадцать лет работы ей удалось продать порядка 60 поддельных предметов искусства, на сумму 30 миллионов долларов.

обманы связанные с живописью Голландский художник XX века Хан ван Меегерен прославился своими подделками в стиле Яна Вермеера — великого нидерландского художника XVII века.

Богатство Меегерену принесла картина «Христос в Эммаусе», которую он в 1937 году, сумел продать галерее Роттердама за 6 000 000 долларов, выдавая её за работу Вермеера.

обманы связанные с живописью Меегерену принадлежит еще одна подделка в стиле Вермеера — «Христос и блудница», именно с этой картиной связано его разоблачение. Великого мистификатора обвинили в связи с нацистами, так как в 1943 году он продал эту картину, считавшуюся народным достоянием, рейхсмаршалу Герману Герингу за миллион гульденов.

На суде Меегерен честно признался, что рисовал подделки, но, никто ему не верил, все критики как один признавали картины написанные Меегереном как подлинники Яна Вермеера. Чтобы доказать свою правоту и мастерство, Меегерену пришлось нарисовать еще одну картину Вермеера — «Христос, проповедующий в храме».

обманы связанные с живописью Под бдительным наблюдением экспертов в течении двух с лишним месяцев Хан ван Меегерен создал еще один шедевр, поставив специалистов перед сложным выбором. В итоге суд приговорил великого мистификатора за мошенничество в особо крупных размерах к одному году тюрьмы.

Аукционный дом Christie’s  был замешан в скандале с продажей картины Бориса Кустодиева «Одалиска». Картина была приобретена за рекордную для художника цену — 2 900 000 долларов. После покупки картины владелец засомневался в подлинности картины и специальное расследование доказало авторство художника, копировашего стиль Кустодиева.

обманы связанные с живописью Как правило, аукционные дома стараются не раздувать скандал и быстро без публичной огласки решить подобные щекотливые ситуации, но этот спор решался в Верховном суде Лондона. После двух лет слушаний, суд разрешил Вексельбергу, приобретшему подделку, расторгнуть сделку и вернуть свои деньги.

Аукционный дом Sotheby’s так же был вовлечен в скандал с заявленной на продажу подделкой картины Ивана Шишкина — «Пейзаж с ручьем». Её оценочная стоимость составляла 1 100 000 долларов. Но перед открытием аукциона в прессе появилась информация, что выставляемая картина Шишкина слишком схожа с картиной малоизвестного нидерландского художника Мариуса Куккука.

Не смотря на заверения представителей аукционного дома, что на картине существует подпись Шишкина, и её подлинность проверена. В итоге, при тщательном  расследовании инцидента выяснилось, что картина является работой кисти малоизвестного голландца и годом раньше она была куплена в Стокгольме за 64 тысячи долларов.

И это далеко не все случаи подделки картин, и обманов связанных с живописью, когда мошенникам удавалось обводить вокруг пальца экспертов и именитых искусствоведов.

www.inqui.ru

Сплошной фейк: интервью эксперта о рынке поддельных картин в России

Есть только один нелегальный бизнес сравнимый с торговлей оружием и наркотиками — махинации с предметами искусства, которые ежегодно приносят преступникам миллиарды долларов. Как мошенники наводнили рынок фальшивками и научились подделывать не только картины, но и самих художников в интервью «360» рассказал искусствовед Михаил Золотоносов.

Живопись одно из важнейших видов искусства — выставки известных художников собирают целые толпы поклонников, люди часами стоят, чтобы прикоснуться к прекрасному. Те, кто может себе это позволить, устраивают галереи у себя дома. Такие коллекционеры тратят месяцы и даже годы на поиск неизвестных шедевров и редких картин великих мастеров.

В обоих случаях есть большой шанс нарваться на подделку: по самым консервативным оценкам, каждая вторая картина на рынке — фальшивка. Кто-то называет еще более ошеломляющие цифры — 70 и более процентов.

Даже опытные коллекционеры становятся жертвами мошенников. Один из самых громких случаев — история картины импрессиониста Бориса Григорьева «В ресторане». Она была продана в частную коллекцию за 250 тысяч долларов после заключения авторитетного эксперта Елены Баснер о подлинности. Когда выяснилось, что Григорьев ее не рисовал, владелец подал в суд. Итогом долгого процесса стало оправдание эксперта, но четверть миллиона «зеленых» так и канули в неизвестность вместе с продавцом фальшивки.

Как мир живописи превратился в мир бизнеса на прекрасном, в интервью «360» рассказал историк искусств и культуролог, автор книги «Охота на Баснер» Михаил Золотоносов.

— Можно ли назвать рынок поддельных картин «черным»?

— Так можно назвать рынок контрабандных сигарет в послевоенном Берлине, тут просто юридически неоформленные отношения между покупателем и продавцом. Я могу продать вам картину, вы заплатите деньги, и мы разойдемся довольные друг другом. Продавец может и не знать, что продал подделку — элемент криминала появляется в действиях мошенников, которые ее сделали.

— Какой процент фальшивых картин на рынке искусства?

— На суде по делу Баснер выступал глава отдела научно-технологической экспертизы Эрмитажа Косолапов. Уже после выступления, он довольно эмоционально обратился к потерпевшему — мол, если считаете себя опытным коллекционером, почему хлоп и отдали деньги, зная, что на рынке русского авангарда 90% подделок.

Я не являюсь узким специалистом в этом вопросе и не могу назвать цифры, тем более кто может подсчитать все подделки? Можно сказать, что их точно много, скорее всего, больше половины (от всех картин на рынке — прим. «360»). Тот же Косолапов сказал, что все картины приобретенные или подаренные Эрмитажу обязательно проходят экспертизу.

Когда крупный музей получает картину, то начинается химический и искусствоведческий анализ: повторяется ли стиль автора, насколько все правдоподобно изображено и многое другое. Это сложно. Видимо, сейчас появились мастера, которые используют соответствующие мнимым годам создания краски, грунт, холст, картон…чем дальше продвигаются исследования всех компонентов картин, тем изощреннее становится те, кто их подделывает.

— Бывает такое, что фальшивка так и остается не обнаруженной?

— Теоретически, такое возможно в провинциальном музее. Есть такое понятие как «эталонный образец» заведомо принадлежащий кисти, карандашу, перу данного художника. Когда крупный музей в Москве или Петербурге организует большую выставку, на нее со всей страны присылают картины и, грубо говоря, они все висят на одной стенке — специалисты могут заметить, что тут оригинал, а здесь копия, попытка сымитировать.

Такие разговоры между собой бывают, как правило, они остаются за кадром, ведь никто не хочет скандала. Музейная среда вообще сложно устроена, музейные работники не всегда огорчают владельцев картин, если есть подозрение на подделку. Никто просто так не будет проводить исследования — для этого нужна поручительная документация, деньги, время. Поэтому часто пошушукаются и снова развозят картины по местам постоянного хранения.

РИА «Новости» / Сергей Пятаков

— Правда, что чаще подделывают художников второго ряда, а не того же Леонардо да Винчи?

— Картины очень известных художников имеют свои каталоги-резоне, в них перечислены их картины вместе с провенансом — историей происхождения. Внедрится туда с ложной историей крайне сложно. Если вы, условно говоря, найдете на чердаке у своей бабушки новую картину Леонардо да Винчи, то придется сочинить мощнейшую историю: рассказать как она туда попала, кто ей владел до этого… это практически немыслимо.

Проще подделать менее известного художника, либо много писавшего. У Айвазовского уйма разных картин, поэтому будет не так заметно, если у него вдруг «появится» новый морской пейзаж.

Есть другой прием, о котором мне рассказывали, когда находят некого советского художника, от которого осталось одна-две картины, сочиняют ему биографию, пишут еще сто работ в его стиле и начинают фактически выдуманного художника с выдуманной биографией и творчеством систематически раскручивать на рынке. Такие случаи имеют место — искусствоведы с весьма солидными репутациями замечены во внедрении таких картин сначала на выставку, а потом в каталог, после чего подделка обретает жизнь. Те, кто мне рассказывал о таких случаях, просил не называть никаких фамилий, потому что еще хотят жить.

— Как бороться с оборотом поддельных картин и можно ли уберечься от подделки?

— С одной стороны речь идет о самонадеянности искусствоведов — в конце своих заключений они должны писать, что на глаз картина выглядит так-то и так, но еще необходимо провести технологическую экспертизу. Это Третьяков покупал работу у художников прямо в мастерской, сейчас ту же живопись русского авангарда у авторов не купишь, поэтому не помешает проявлять осторожность.

Второй аспект, что центры изготовления подделок могут выявить только спецслужбы с их методами вроде внедрения агентов — также как выявляют центры производства наркотиков. Без серьезной разведывательной деятельности источники подделок раскопать не получится.

Рецепт как обезопасить себя от подделки простой: либо покупать картину с подписанием договора, либо покупать картины в аукционных домах — там цены конечно дороже, но есть гарантия на год и деньги вернут хотя бы ради своей репутации. В случае любого сомнения надо провести все необходимые проверки — они стоят денег, но это накладные расходы. Не все тесты можно сделать в Петербурге, в Москве в ГосНИИР(научно-исследовательский институт реставрации) и музее Церетели есть все необходимое оборудование.

Вообще, всех губит самонадеянность — и искусствоведов, дающих безапелляционные заключения, и коллекционеров, которые сами себе эксперты.

360tv.ru

пять картин, которые оказались подделкой – Москва 24, 15.08.2017

Фальшивая картина, словно допинг-проба в спорте. Эксперты периодически перепроверяют картины и благодаря новым технологиям отлавливают подделки, которые ранее не могли отличить от оригиналов. Сетевое издание m24.ru нашло несколько любопытных историй, когда музеи и коллекционеры восхищались копиями вместо эталонов.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Обманул самого Геринга

В первой половине XX века был такой голландский фальсификатор картин Хан ван Мегерен. Он подделывал работы нидерландского художника Вермеера Дельфтского. В 1943 году ван Мегерен даже продал рейхсмаршалу рейха Герману Герингу копию работы Вермеера "Христос и судьи".

После падения рейха в 1945 году картину нашли американцы, и ван Мегерена взяли под стражу. За сотрудничество с нацистами ему грозило пожизненное заключение. Для спасения репутации и собственной жизни Мегерену пришлось доказывать, что на самом деле он продавал не подлинное культурное достояние Голландии. Сперва ему никто не поверил, потому что качество вещей было очень высокое.

Ван Мегерен за работой, 1945-й год. За его спиной копия картины Вермеера "Молодой Христос, проповедующий в храме". Фото: Nationaal Archief NL/Koos Raucamp

Тогда в условиях тюремного заключения он создал картину Вермеера "Молодой Христос, проповедующий в храме". Ему специально выдали все необходимые материалы. Ван Мегерен наглядно показывал, как создает свои копии. В итоге, он получил только год тюрьмы за подделку произведений искусства и избежал пожизненного.

Бескорыстный фальсификатор

В отличие от торговавшего подделками ван Мегерена, в Америке живет наш современник Марк Лэндис, который более 20 лет безвозмездно одаривал художественные музеи США поддельными картинами собственной кисти. Лэндис подделывал вполне себе первые имена. Французского художника-неоимпрессиониста Поля Синьяка, крупнейшего венецианского живописца Лоренцо Лотто, ярчайшего представителя австрийского экспрессионизма Эгона Шиле и многих других.

Отдавая картины в дар, художник регулярно менял имя, фамилию и адрес, придумывая себе легенду. В 2010-м году он подарил музею Paul and Lulu Hilliard University Art Museum копию картины американского художника Чарльза Каррана. Для этого Лэндис прикинулся иезуитским священником, исполняющим волю покойной матери. Подарок стал для него роковым. Подделку выявили и тут вскрылись масштабы деятельности "мецената".

Более 50 музеев получили от него поддельные дары. Картины он отдавал в основном в небольшие музеи, где проверке подлинности произведений не уделяют пристального внимания.

Сверху: копия акварели Поля Синьяка в исполнении Марка Лэндиса. Снизу: оригинал той же картины (Кадр из фильма Art and Craft

"Музеи сейчас за голову хватаются, – рассказала сетевому изданию m24.ru старший научный сотрудник Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова Екатерина Пономаренко. – Это отдельная задача внутренняя – отсортировать все его подделки. Нужно определить, на что они повлияли в музейном процессе. Какие-то уже попали в выставочные проекты, на каких-то были сделаны научные работы. При этом по факту юридических правонарушений он не совершил, потому что все свои подделки никуда не продавал, он их дарил".

В юности после смерти отца Лэндису поставили диагноз шизофрения. Однако он его преодолел и сделал успешную карьеру, основал собственный трастовый фонд. "Художник не стал умалишенным, но судя по всему, это как-то повлияло на его затеи. Возможно, это эго художника, которому хотелось, чтобы его никто не заподозрил и принял за великого", – рассуждает Екатерина Пономаренко.

"Много лет я и мои друзья пытаемся доказать, что очень легко установить, где картина фальшивая, а где нет. Когда создается картина, с точностью до ста процентов художник всегда оставит там отпечатки пальцев. Он не может не подойти и не потрогать краску, холст. Однако музейное сообщество встало против нас. Почему? Потому что тогда профессия экспертов умирает", – рассуждает адвокат Александр Добровинский.

Мир! Труд! Май!

Недавно работу востребованной русской художницы под псевдонимом Маревна привезли на экспертизу в НИНЭ им. П.М.Третьякова прямо с французского аукциона. Оказалась, фальшивка, но выполненная с чувством юмора.

"Мы сняли с картины рентгенограмму, и обнаружилось, что она была написана на старом советском плакате "Мир! Труд! Май!" Мы были шокированы, в реальности этого быть не могло. Однако человек купил эту типичнейшую подделку за 30 тысяч евро", – рассказал телеканалу "Москва 24" директор НИНЭ им. П.М.Третьякова Александр Попов.

В тот период Маревна работала в Англии и на советском плакате рисовать просто не могла.

Фото: кадр телеканала "Москва 24"

"Технологии в сфере экспертизы картин существенно шагнули вперед, – рассказала сетевому изданию m24.ru старший научный сотрудник НИНЭ им. П.М.Третьякова Екатерина Пономаренко. – За последние пять лет сделали более доступным бесконтактный вид химического анализа при помощи рентген-флуорисцентного анализатора. Он позволяет получить буквально в течение нескольких секунд элементный состав поверхности красочного слоя. В каких-то случаях это довольно быстро и эффективно позволяет выявить, к примеру, титановые белила. У них есть четкая дата производства, и они могли использоваться художниками с этого года, но никак не ранее.

Каталог Росохранкультуры

Для борьбы с фальшивками Росохранкультура выпустила "черный каталог". В нем собрано около 700 произведений, чья суммарная стоимость могла достигать ста миллионов долларов, будь они подлинными.

К удивлению директора художественной галереи Алексея Зайцева он случайно нашел в нем картину из своей коллекции, сообщает телеканал "Москва 24". Работу художника Валериана Бабадина Алексей купил 15 лет назад на зарубежном аукционе. По его словам, он не знал, что картина как две капли воды похожа на полотно Абрама Архипова "Водопой" (1880-й год).

"Архипов на два порядка более дорогой и интересный художник, чем Бабадин", – признает галерист. Однако с тем, что купил подделку, не согласен.

Картина В. Бабадина, 1905-й год. Фото: кадр телеканала "Москва 24"

"Никто этого не утверждает, но принцип гнилой селедки начинает действовать. Бабадин, как мне представляется, позаимствовал удачное композиционное решение от своего более именитого собрата по кисти. Тем не менее, подобная практика заимствований, а не фальсификаций, была распространена и распространена до сих пор", – рассказал директор галереи Зайцев.

В любом случае продать работу с черной меткой теперь будет сложно.

В месяц в НИНЭ им. П.М. Третьякова поступает 100-120 произведений. Их них порядка 50-60 процентов – не подлинники. "Не всегда это сознательная фальсификация. Иногда это предметы, которые в процессе бытования по музеям и собраниям коллекционеров утрачивают своих оригинальных авторов и приобретают имена более известных современников", – объясняет старший научный сотрудник организации Екатерина Пономаренко.

Олигарх Рыболовлев vs арт-дилер Бовье

С 2015 года длится судебная тяжба между арт-дилером с мировым именем Ивом Бувье и российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым.

"Рыболовлев купил на два миллиарда долларов 37 картин импрессионистов и скульптуру Родена. Сейчас он не может продать их за одну треть. Потому что ему их продал жулик международного класса Ив Бувье", – рассказывает вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаил Перченко. Вице-президент добавляет, что если бы лично консультировал Рыболовлева, тот купил бы картины за 500–700 миллионов.

Адвокат Рыболовлева Александр Добровинский признается, что его клиент к судам привык. "Бовье подписал договор с Рыболовлевым, что он находит вещь и берет за это два процента. Вместо этого он покупал дешевую вещь, приносил, поднимал на нее цену и еще брал за это два процента. Это конечно наглость и мошенничество. Такой человек должен быть наказан", – убежден адвокат.

Сколько стоит русское искусство?

Если смотреть на официальные индексы цен на русское искусство, то с 2014 года они заметно снизились, говорит Екатерина Пономаренко.

"В 2014 году поток шедевров на экспертизу в наш центр был существенно объемнее, чем сейчас. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом есть прирост. Поступают произведения больших серьезных авторов, и достаточно много выставочных работ. Я думаю, цены на наших классиков будут расти", – заключила Пономаренко.

Исаак Левитан, "Лето"

6 июня в Лондоне прошли торги русского искусства аукционного дома Sotheby's. Выручка составила почти 15,6 миллиона долларов. Самыми дорогими картинами стали работы Исаака Левитана – "Лето" (1,17 миллиона долларов) и "Заросший пруд" (те же 1,17 миллиона долларов).

Читайте также

Носатов Иван

www.m24.ru

Фальшивый Шишкин и ошибки коллекционеров. Эксперт о подделках картин | Искусство | Культура

Научно-исследовательской независимой экспертизе (НИНЭ) им. П.М. Третьякова, которая образовалась после того, как государственным музеям запретили заниматься экспертизой для частных лиц, совсем недавно исполнилось 8 лет. За эти годы у компании накопилось немало любопытной статистики, АиФ.ru встретился с административным директором центра Александром Поповым, чтобы узнать, как обстоят дела с подделками на российском арт-рынке.

«Подделку всегда можно найти»

Елена Яковлева, АиФ.ru: Есть популярное мнение, что в России большая часть арт-рынка — это подделки. Вы с этим согласны?

Александр Попов: Это всё откровенная чушь. Другое дело, что подразумевается под понятием арт-рынок. Если под этим подразумевается рынок в «Измайлово», где тоже продают, типа Малевича, процент подделок действительно будет 90%. А если мы возьмём серьезные антикварные салоны Питера, Москвы, то процент подделок окажется незначительным, потому что там люди дорожат своей репутацией.

За 8 лет работы мы переработали больше 10000 вещей, и по статистике где-то 50-60% из них оказались фальшивыми. Но необязательно их кто-то специально рисовал, чтобы потом выдавать за Шишкина. Часто встречаются истории, когда люди считают, что у них дома висит Левитан, потому что им так, например, сказал дедушка. Но это просто ошибка. Другое дело, если они, зная, что это не Левитан, начнут продавать его как Левитана, тогда это будет мошенничество.

Но можно ли судить по нашей статистке обо всём арт-рынке, сложно сказать.

— На Западе дела с подделками обстоят таким же образом?

— Да, то же и с западным миром. Если проводить статистику в легальном рынке, процент будет микроскопический. Другое дело — какой-нибудь маленький швейцарский или американский аукцион, где вообще не знают, что продают. Это такой традиционный способ продажи поддельных вещей: им привозят подделки, они в этом не разбираются и продают за недорого. Это рассчитано на начинающих коллекционеров, которые считают, что если аукцион находится где-то в Америке, о нём никто не знает, значит, там можно за недорого купить что-то ценное. Но нужно понимать, что весь аукционный рынок по всему миру постоянно мониторится десятками профессиональных людей. И шанс, что новичок за копейки найдет что-то ценное в месте, которое он считает секретным, — это большая ошибка.

Подельщики как раз рассчитывают на таких неопытных людей. Они нарисуют Коровина, в качестве современной работы совершенно легально вывезут его из той же России и поставят на аукциончик, который не несёт никакой ответственности. Затем кто-то начинающий или просто не разбирающийся увидит, что в Калифорнии среди кучи старого хлама продаётся Коровин и с радостью его купит. Рынок подделок, в основном, так и функционирует. Поэтому, конечно, подделку всегда можно найти.

— Вы не зря привели в пример Коровина. Судя по статистике вашего исследовательского центра, этот художник занимает первое место по количеству фальсификаций. А кого ещё в нашей стране подделывают чаще всего?

— Пятерка лидеров — это популярные художники: Коровин, Левитан, Айвазовский, Шишкин, Саврасов.

Коровин занимает первое место, просто потому что ещё при жизни стали появляться его фальшивые работы, и он сам в этом принимал некоторое участие. Он беспокоился о своём сыне-художнике, который был не вполне здоровым человеком, и боялся, что тот останется без пропитания. Поэтому он разрешал ему подписывать некоторые работы своим именем и выдавал их за собственные. Самая большая загвоздка в том, что какие-то из этих работ попали в музеи. Сложно сказать, чем считать такие вещи, подделками? Подделками назвать сложно, просто это не Константин Коровин, это работы его сына Алексея.

«У нас самый неразвитый арт-рынок»

— Как сильно с годами меняется качество подделок, с которыми вы сталкиваетесь, и увеличивается ли их количество?

— Качество, конечно, улучшается, потому что поддельщики понимают, какими методами мы работаем. Когда в исследовательских центрах стало появляться химическое оборудование, способное определить состав краски, зарубили кучу вещей. Поэтому сейчас много поддельщиков-суперпрофессионалов, которые стараются либо очень точно подбирать краски, либо вообще подделывать не масляную живопись (где можно провести больше исследований), а темперные краски или графику.

А по количеству подделок: не могу сказать, что изменилось в большую сторону. Наоборот, у нас были ударные первые два года, когда НИНЭ им. Третьякова была новой организацией, и мошенники считали, что нас надо проверить (а вдруг что-то проскочит). Тогда у нас был дикий отсев — 80% — мы мечтали, чтобы хоть что-то настоящее принесли. Но потом всё уравновесилось, все поняли, что мы качественно работаем.

— В Европе экспертиза работает по таким же принципам, как и здесь?

— В Европе совершенно другая система экспертизы, такое ощущение, что они вообще свысока относятся ко всем техническим исследованиям. Там их практически не проводят, у них же самое важное — это происхождение работы. Даже на «Сотбис», и других каких-то основных аукционах могут продаваться картины за огромные суммы, которые никто никогда не исследовал. Им достаточно, что эта картина имеет такое-то происхождение, она где-то опубликована — у них это такая традиция, которой уже сотни лет. Но никому не приходит в голову, что за 200 лет бытования картины её могли подменить. Поначалу я тоже этого не понимал, но европейцы, в общем, такие продвинутые люди...

Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

— А у нас история картины, так называемый провенанс, что-то значит?

— У нас документально практически ничего невозможно отследить, ни кому принадлежало, ни откуда. У нас было слишком много потрясений — революция и войны. Как можно фиксировать, если в революцию из усадьбы кто-то крадет картину, об этом никто не знает и дарит её родственникам, затем её оставляют в какой-нибудь квартире, которую продают, а потом она попадает в руки к случайному владельцу... Какой там провенанс, какое происхождение — следы работы полностью утрачены! Единственным способом понять, подлинная вещь или нет, стало проведение экспертизы.

Поэтому, конечно, по сравнению с западным рынком, как это ни парадоксально звучит, у нас исследуется, наверное, 90% вещей, которые выставляются на аукционы (если мы берём открытые галереи, белый рынок).

— И это притом, что рынок там значительно больше ...

— Да, рынок там не идёт ни в какое сравнение с нашим. Представьте, мировой оборот — $100 млрд, и Россия занимает меньше процента от всего этого оборота. У нас пока что не самый развитый рынок.

Антикварный рынок, в принципе, очень консервативен во всех странах. В Европе антикварному рынку сотни лет, а в России он формируется только последние 25 лет, зато уже в то время, когда доступны технические исследования.

Подделывай — не хочу

— Что обычно происходит с работами, которые уже признаны поддельными?

— Некоторые добропорядочные коллекционеры оставляют такие картины у себя в качестве назидания. Все периодически покупают подделки: и Третьяков в начале своей деятельности покупал работы, которые оказывались поддельными. Некоторые поддельные работы владельцы передали в дар нашему исследовательскому центру. В НИНЭ им. Третьякова мы их используем как материал для обучения, когда к нам приходят студенты.

Но это действительно очень интересный вопрос — куда деваются подделки? Ведь за нашу историю мы выявили больше 5000 поддельных работ и, конечно, они куда-то деваются... Предположить, что их все оставляют дома в назидание самому себе, довольно сложно. Естественно, их пытаются продать.

— А к вам на экспертизу уже повторно возвращались одни и те же подделки?

— Нет, но бывали совершенно комичные истории: люди, уже зная, что продают подделку, забывали снять наш номер (инвентарный номер приклеивается на подрамник картины перед экспертизой — прим.ред).

К примеру, однажды у нас была работа Сарьяна, она оказалась фальшивой, и мы её вернули владельцу вместе с заключением. А спустя пару месяцев звонит другой человек и говорит: «Я сейчас покупаю работу Сарьяна, но такая странная история: сзади есть ваша наклеечка, а заключения нет. Вы можете это как-то прокомментировать?». А мы говорим, что ни в коем случае не платите, она у нас была и оказалась поддельной.

А вот если бы люди просто оторвали наклейку, человек бы её купил, и никаких вопросов не возникло. Такие ситуации периодически возникают.

Конечно, фальшивые работы, в основном, продаются на чёрном рынке, где всё рассчитано на совершенно неопытных людей, которым вешают лапшу на уши про выгодные инвестиции. Иногда люди верят на слово и теряют огромные деньги. Недавно был случай: человек «выгодно» проинвестировал в какие-то произведения Шагала и Кандинского. Он даже продал для этого квартиру, но не удосужился проверить подлинность работ перед покупкой, а в результате они оказались поддельными.

Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

— Случается такое, что по почерку подделки вам удаётся выявить художника и сотрудничать с полицией?

— Нет, ведь у нас не преследуют поддельщиков. К нам долгое время приносили подделки одного художника. Было очевидно, что рисовал один и тот же человек, и я даже консультировался по этому поводу с органами, а те говорят: «И что? Ну, рисует и рисует». Оказывается, это как-то очень сложно подвести под Уголовный кодекс, у нас нет такой статьи «Подделка картин», а есть статья «Мошенничество» — продажа чего-то фальшивого. То есть, если он эти работы сам лично будет продавать, тогда это будет факт мошенничества. Но никакой поддельщик не станет сам продавать свои работы — он выстроит какую-нибудь схему с посредниками, которые потом исчезнут.

Так что у нас в стране совершенно парадоксальная ситуация — ты можешь подделывать картины, и тебе вообще ничего не будет. Через какие-то там каналы приносить на экспертизу, ждать, что может одна из сотни проскочит. На мой взгляд, это совершенно абсурдная ситуация, но с точки зрения юристов это нормальная история, и это меня ужасно возмущает. Я уверен, если бы это хоть как-то преследовалось, количество подделок мгновенно сократилось — люди бы просто понимали, что за это можно сесть в тюрьму.

«У нас нет культуры покупки вещей»

— Кстати, а как у нас в стране обстоят дела с культурой коллекционирования современных вещей?

— У нас рынок антикварных, признанных вещей не в очень хорошем состоянии, а о современном тем более говорить тяжело. У нас нет культуры покупки вещей.

У меня был забавный случай — наши клиенты, нефтяники, купили суперкрутой дом (его строил в Подмосковье выдающийся итальянский архитектор). Это всё стоило фантастических денег, а на стенах висели картины, и меня попросили проконсультировать, какую ценность они представляют. Я приехал и увидел, что это откровенный мусор — стена за этой картиной стоила в разы дороже даже по материалам.

Это говорит о том, что в России даже у очень богатых людей абсолютно нет культуры собирания, они не понимают, что это нужно, это классно, это интересно, и, в конце концов, стоит дорого.

Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

— И вопрос, который может особенно заинтересовать наших читателей. Как часто в вашей практике встречаются ситуации, когда дома у человека висит какая-то картина, он приносит её на экспертизу, и оказывается, что это очень ценная вещь. Есть шанс разбогатеть таким образом?

— Да, шанс разбогатеть есть и такое действительно встречается. Самое главное, чтобы люди это понимали, ведь у многих дома висит что-то ценное, а они, не подозревая об этом, не несут вещи на экспертизу. Они, скорее, подарят эту картину кому-нибудь или вообще выкинут. Есть много историй про выкинутые вещи, которые стоят дороже, чем квартиры, где они висели.

Но есть истории и наоборот. Недавно у нас была бабушка, которая думала, что у неё картина Малевича. Она уже составила список добрых дел, который хотела исполнить на вырученные от её продажи деньги, но нам пришлось её разочаровать...

www.aif.ru

Собрание самых удивительных арт-подделок -- от моавских идолов до картин и купюр: shakko_kitsune

Недавно я подробно рассказывала о "лжевермеере" Хане ван Меергерене, а вот подборка очень любопытных фотографий, посвященных другим живописным подделкам, а также фальшивкам в других художественных жанрах. Можно потренировать свой глаз и, как обычно, повысить эрудицию.

Спасибо за отличные снимки и интересный рассказ.Оригинал записи взят у dona_anna

Именно подделкам посвящена замечательная выставка "Подделка?", проходившая в 2016 году в Тель-авивском художественном музее.Куратор - создатель выставки д-р Дорон Лурье.

IMGP2888a-a

Подделки (фальсификации) можно встретить в самых разных областях нашей жизни: это и искусство, и археологические артефакты, и потребительские товары, и деньги, и документы, и документальная фотография и многое, многое другое.

Начнем с искусства.

Богатый человек, американский коллекционер покупает картину Тициана в Италии, отправляет ее на экспертизу, подтверждают, что это Тициан. Он хочет ее купить, но современное законодательство не позволяет вывезти такую картину столь известного автора из Италии, потому что это национальное достояние. Тогда коллекционер просит итальянского художника написать поверх Тициана какой-то пейзаж, чтобы вывезти картину как современную. Привезя картину в Америку, коллекционер отдает ее знакомому реставратору, чтобы он снял верхний слой и открыл Тициана. Через некоторое время коллекционер получает звонок от реставратора: " Я снял этот пейзаж, снял заодно и Тициана, обнаружил потрет Муссолини. Продолжать или прекратить?"(Анекдот).

Вот яркая иллюстрация к этому анекдоту: эта картина написанная поверх другой картины. Для подделки старинной картины важно, чтобы сам холст был старинный, того времени, на которое претендует картина. Здесь мы видим верхнюю картину 17 века, которая написана поверх картины 16 века. А на самом деле это подделка 19 века, выполненная художником-реставратором Lattanzio Quarena.

IMGP2977a-aПоддельная картина в стиле ренессанс, конец 15 века.

IMGP3058a-a"Портрет Честерского епископа", неизвестный художник, 1560г. В 19 веке картину выдавали за потрет Генриха Восьмого. Более известную модель тоже можно продать дороже.

Желательно подделывать известных художников, громкие имена.

IMGP3140a-a"Иисус и 12 коэнов в Храме", написана поверх мужского портрета. Приписывалась Рембранту, но выяснилось, что написана через 30 лет после смерти художника.

IMGP2974a-a"Святой Иероним", приписывалась А.Дюреру.

IMGP3044a-aТут понятно сразу, что речь идет о А.Модильяни. Слева - подделка, а справа картина, автором которой предположительно является А.Модильяни.

А это копия или подделка, даже и не знаю.IMGP3100a-aВы видите, тут два почти одинаковых портрета со своей интересной историей, произошедшей еще в 1916 году.

Б. Шац был основателем Бецалель. В Академии Бецалель имелся автопортрет художника Й. Исраэльса. Однажды там появился турецкий чиновник, проверявший оплату налогов (в это время Эрец-Исраэль еще была частью Турецкой\Османской империи). Он видит этот портрет, и говорит, что желает завтра представить эту картину паше, правителю Иерусалима. Б.Шац очень испугался и за одну ночь создает точную копию портрета, чтобы отдать ее чиновнику. На утро чиновник не приходит и копия Исраэльса остается в семье Шаца. При этом семья Шаца уверена, что у них в доме подлинный Исраэльс. Уже в наше время дочь Шаца решила продать их "домашнего Исраэльса" через Сотбис и тут выяснилось, что в доме Шаца висела картина Шаца, копия Исраэльс, а подлинник висел в академии Бецалель.На моей фотографии справа - подлинник, слева - копия.

Коро написал 1000 картин, из них 2000 находится в США.(Еще один анекдот).

Королем подделки живописи, безусловно, можно назвать Хана ван Мегерена, который добавил к 34 признанным картинам Я.Вермеера Дельфтского еще множество "картин Вермеера"

IMGP3022a-a"Автопортрет", Хан ван Мегерен

(...)IMGP3135a-a

IMGP2989a-a

IMGP3029a-a"Ицхак благословляет Якова", еще один поддельный Вермеер работы ван Мегерена.

IMGP3124a-aДля "достоверности" своих картин ван Мегерен использовал старинные холсты и соответствующие пигменты. На выставке представлены их реплики.

IMGP2891a-a

Еще один знаменитый фальсификатор, представленный на выставке, это Мозес Шапира.MosesShapira.jpg

Он до сих пор считается одним из крупнейших фальсификаторов археологических артефактов.

11 мая 1884 года в маленьком номере заштатной гостиницы в Роттердаме был найден труп 54летнего Мозеса Шапира, коллекционера и торговца антиквариатом. Шапира застрелился. Причиной самоубийства Шапира была отмена его грандиозной сделки с Британским музеем по продаже так называемых "моавских идолов".

IMGP2936a-a"Голова мужчины", сделана в каменотесной мастерской в Иерусалиме по заказу Шапира.

Мовитянские археологические древности появились после того, как была найдена знаменитая Стела царя Меша (известная в XIX веке как «Моавитский камень»). Шапира обвинялся в том, что моавитянские древности были подделкой.

Шапира также обвиняли в продаже поддельных древних рукописей, якобы найденных в районе Мертвого моря. К сожалению эти рукописи Шапира исчезли и сейчас невозможно сравнить их со Свитками Мертвого моря, которые были найдены в Кумране через 64 года после рукописей Шапира. Может быть это было большой ошибкой и потерей для археологии? Есть мнение, что не все проданные им вещи были подделки.

IMGP2921a-aСемисвечник, базальт, якобы сделан в 5-6 веке нашей эры, на самом деле в 20 веке, в Сирии.

IMGP3080a-aЭта скульптура - неправильная копия "Дискобола" Мирона специально представлена на выставке, чтобы проверить наше внимание к деталям. Мало кто из посетителей может найти ее отличие от ...

...правильной скульптуры.Discobolus in National Roman Museum Palazzo Massimo alle Terme.JPG

IMGP3098a-aКопии - не подделки.

В Тель-авивском художественном музее есть большое количество копий разнообразных знаменитых скульптурных изображений. Этот музей с самого своего основания стремился показать роль евреев в создании мировой цивилизации и поэтому собирал изображения в виде копий знаменитых евреев (Моше, Давида и др...) работы знаменитых авторов (Микеланджело, Бернини и пр). Он не один такой музей в мире, достаточно вспомнить Музей им. Пушкина в Москве или Музей-Академия в Венеции или Музей Виктории и Альберта в Лондоне и др. В Тель-авивском художественном музее эта идея не получила развития, и сейчас мы имеем то, что имеем.

IMGP3055a-a

Набор обычной серебряной посуды, Германия, 18в.. На сахарницу добавлен текст на иврите בורא עץ הדר (создавший цитрусовое дерево) и таким образом превратившим сахарницу в коробочку для этрога, а весь набор посуды в "иудаику", которую можно продать за бОльшие деньги.Настоящие коробочки для хранения этрогов, специально сделанные для этой цели, можно посмотреть в моем рассказе к Суккоту.

Многие думают, что фальсификации фотографий появились только с появлением фотошопа, но на самом деле подделки появились с появлением самой фотографии как вида человеческой деятельности.

IMGP2894a-aВот яркий пример, как из 4х человек получился один... В зависимости от политики.

shakko: Исходный снимок 1926 года, на нем 5 человек: Антипов, Сталин, Киров,  Шверник и Комаров. Более поздний отпечаток: отрезан стоявший справа Комаров (в 1937 году его расстреляли). На следующий год расстрелян Антипов, и его отрезают справа. Потом Сталин остается вдвоем с покойным другом Кировым. Вереница репродукций заканчивается парадным портретом вождя, написанным Бродским по той же фотографии. Тут Сталин вообще в одиночестве.

IMGP3089a-aЗнаменитая фотография, которую знает каждый израильский школьник: встреча Т.Герцля и кайзера Вильгельма.Встреча в произошла Микве-Исраэль в 1898г..На самом деле, это фотомонтаж!

Фотографировал Д. Вольфсон, но снимок не удался. Было 2 снимка.

IMGP3085a-aГерцль, один, без кайзера.

IMGP3087a-aКайзер один, без Герцля.

Пришлось сделать фотомонтаж из двух фотографий без фотошопа и соединить обоих.

IMGP3092a-a"Смерть республиканца", знаменитый снимок Роберта Капы, сделанный в 1936 году во время Гражданской войны в Испании, может быть самый знаменитый снимок той войны... В наше время говорят, что он был постановочным.

Подделки для благородной цели. Есть и такой вид подделки.

Обычно само слово "подделка" понимается нами как отрицательное. Но есть и обратные примеры.Яркий пример такой подделки для важных целей - это подделки Мосада, для которого фальсифицируются разнообразные документы во множестве. На выставке представлены некоторые документы и предметы, использованные в операции по поимке Эйхмана.

Поимка Эйхмана проходила в Аргентине в 1960 году. Эйхман был ответственным за массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. После окончания войны он сбежал в Аргентину, где был обнаружен Мосадом в 1957 году, пойман и переправлен в Израиль для суда над ним. Это была одна из сложнейших операций Мосада, с учетом огромного расстояния от Израиля до Аргентины.

IMGP2909a-a

Вот удостоверение работника Эль-Аля для тогдашнего главы Мосада Исара Арэля, сделанное в 1959 году к операции по поимке нацистского преступника Эйхмана в Аргентине. Арэль лично участвовал в операции. Известно, что каждый, кто делает поддельные документы, совершает ошибки и только вопрос времени, когда такая ошибка будет обнаружена.

В удостоверении написано, что инженер Хаим Бен-Дрор родился в Афуле в 1910 году. Проблема в том, что Афула была основана в 1925 году... Хорошо, что аргентинцы не интересовались историей этих мест.

IMGP2907a-aВ витрине представлены поддельные номера машины, на которой был увезен Эйхман...

IMGP3102a-a...и фальшивый знак остановки автобуса - такого номера в тех местах не существовало.Помните, я рассказывала о художнике Йосефе Бау, который с помощью своих подделок документов спас множество жизней во время Второй мировой войны, а затем также работал на Мосад...

Мы не всегда ценим оригиналы.Известный факт из биографии Чарли Чаплина. В 1940 году он инкогнито останавливается в Монте-Карло. Как раз в это время в городе проходил конкурс двойников Чарли Чаплина. Он решает поучаствовать в этом конкурсе и занимает... всего лишь третье место. Были те, кто оказался достовернее.

Поделки окружают нас повсюду - любая потребительская вещь, имеющая фирменный знак, может быть подделана.

IMGP2898a-a

Подделка алкогольных брендов - очень распространенная подделка, не менее распространенная чем подделка искусства. Подделка может быть разной, от самой простой, когда одну бутылку напитка разливают в две, добавляя другой жидкости, или же весьма сложная с изготовлением этикеток дорогих напитков и наливанием в бутылки чего-то более простого, но того же цвета...

С подделкой брендов потребительских товаров этим мы сталкиваемся практически постоянно. Особенно часто это связано с модными брендовыми изделиями, которые стоят очень дорого. И когда представляется возможность купить практически тоже самое за меньшие деньги, ну кто из нас устоит?

IMGP2953a-a

Только ленивый не подделывает деньги. Подделка денег, что может быть распространеннее?IMGP2955a-aСамая подделываемая израильская монета - 10 шекелей. И у меня есть несколько фальшивых экземпляров для выставки:)

IMGP2963a-a200 шекелей и 50 шекелей активно подделывают. Самая защищенная израильская купюра - 20 шекелей. Об израильских деньгах я писала тут.

IMGP2958a-aФальшивые 100 долларов, на купюре написано на иврите "подделка".

Страница выставки на сайте музея http://www.tamuseum.org.il/he/about-the-exhibition/fake-

Реальная история из жизни музея о подготовке к выставке в США колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн.Для дальней поездки комнаты были тщательно упакованы. Вез выставку в США тот же самый Дорон Лурье, куратор выставки "Подделка". Помощь в упаковке Дорону оказывали студентки, будущие искусствоведы.Упаковка для выставки - очень сложная работа. Крошечные предметы пакуются каждый отдельно. В каталоге тщательно переписаны и описаны все предметы из каждой комнаты. Эти крошечные вещи не только тщательно запакованы, они также и подробно описаны в каталоге, с указанием материала.

Накануне отъезда, когда уже все как бы готово и есть билеты на самолет, приходит указание из американского органа (таможня?), который занимается ввозом и вывозом в США предметов, изготовленных из природных материалов, которые в сегодняшнем мире запрещено производить. Например, предметы из слоновой кости, из черепаховых панцирей, т.к. ради этих предметов было уничтожено много животных. Оказалось, что в уже упакованных домиках есть предметы из запрещенных материалов, крошечные вазочки, рамочки, тарелочки.... Во времена изготовления домиков современных законов не существовало, а закон США ханжески забывает о тех произведениях искусства, которые были изготовлены в прошлом.

И ночью перед вылетом собираются все девочки-студентки помощницы Дорона. Они распаковывают все ящики, вынимают все микро-изделия из слоновой кости, и делают им замену из картона, так как просто изъять нельзя. Они перепечатывать каталог и печатают его по-новой ночью в типографии. Дело происходит в те времена, когда все было еще на бумаге.

Так что на выставке в США были представлены фальшивки-подделки, вместо слоновой кости был картон.Выставку колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн можно посмотреть в музее на -1 этаже, в разделе "Старые мастера", а не на выставке, о которой речь идет выше.

IMGP5738a-a

Тут стоит сказать о создателе выставки, д-ре Дороне Лурье. Он по образованию реставратор, и как действующий реставратор наталкивается на подделки регулярно. Именно реставратор снимает на поддельной картине слой за слоем...Дорон также является создателем и хранителем музейного отдела "Старых мастеров", также главным реставратором музея и создателем замечательных выставок в музее. Я писала о двух его выставках: Делфтский фарфор из израильских коллекций и "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина"

К моему большому сожалению, до меня дошли слухи, что Дорона "ушли" на пенсию. Музей, оказывается, не заинтересован в таких людях. Так что скоро ходить в этот музей будет не для чего... Сам-то д-р Д. Лурье не пропадет, он человек с международной известностью, просто мы не увидим его новые замечательные выставки, которые могли бы быть.

IMGP3075a-aНа выставку "Подделка" я попала с экскурсией, организованной экскурсоводом Инной Чернявской.

Основная экспозиция Тель-Авивского художественного музеяЕще одна прогулка по этому музеюПогулять вокруг музея

shakko-kitsune.livejournal.com


Смотрите также