Художник Василий Поленов: биография, творчество. Поленов картины


Поленов, Василий Дмитриевич. Все картины художника

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края – средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом – за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, – это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство – это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление – Поленов В. Д. – первый в России художник-универсал.

gallerix.ru

Василий Полено­в: картины, биография мастера пейзажа

Василий Полено­в (1844-1927)

Василий Полено­в

Портрет кисти Репина художника Василия Дмитриевича Поленова.

"Он всегда поражал своей внутренней силой: она чувст­вовалась в разговоре, в походке, в том, как пронзительно оглядывал Василий Дмитриевич собеседника. Помню, зна­комые всегда подчеркивали необычайный ум и образован­ность Василия Дмитриевича.

Едва ли не самая характерная черта Поленова — работо­способность. Труд любил он самозабвенно и, помнится, на­зывал глубоко несчастными тех людей, которые не любили или не умели трудиться".

Так вспоминал в свое время о Поленове известный художник Василий Васильевич Мешков.

 

Имя Полено­ва знают миллионы людей. Без его картин теперь немыс­лимо представить себе русское искусство. Доступные и понятные каждому, они несут в народ высокие эстетические и этические идеалы, убеждают нас в том, что подлинно художественные произведения никогда не стареют.

Василий Дмитриевич Поленов родился в Петербурге в семье ученого-археолога, большого любителя и знатока ис­кусства. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов по­ступил в Академию художеств. Занимаясь здесь у П. П. Чистякова, он одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. Получив универ­ситетское и академическое образование, Полено© как пен­сионер Академии выехал за границу. Пробыв некоторое время в Италии он направился во Францию и обосновался в Париже в кругу своих близких друзей — И. Е. Репина, В. М. Васнецова, А. П. Боголюбова и других русских ху­дожников. Мечтая посвятить себя «исторической живописи, Поленов создал картины: «Право господина» (1874), «Арест гугенотки» (1875), за последнюю он получил зва­ние академика.

Вскоре, однако, Поленов понял, что его призвание «всего ближе к пейзажному, бытовому жанру». И действительно, написанные им в Нормандии этюды «Белая лошадка. Нор­мандия», «Отлив», «Черная лодка», «Пруд в Веле» явились высшим достижением периода пенсионерской поездки.

Вернувшись в Россию раньше положенного срока, Поле- нов вскоре отправился в качестве художника на фронт русско-турецкой войны. За участие в боевых действиях он был награжден медалью и крестом. Его фронтовые рисун­ки, частично печатавшиеся в журнале «Пчела», до сего дня не утратили интереса.

В 1878 году Поленов, поселившись (В Москве, /впервые вы­ступил на выставке Товарищества передвижников со своей картиной «Московский дворик». Это произведение принесло художнику заслуженную славу. Вслед за /ним появились составившие целую эпоху в развитии русского пейзажа картины «Бабушкин сад» (1879) и «Заросший пруд» (1879).

В пейзажах Поленова все было просто, естественно и пре­красно. Интимная задушевность, тонкая пленерная переда­ча воздуха и света сочеталась в них с завершенностью ком­позиции, точным, четким рисунком.

В начале 80-х годов Поленов задумал создать серию кар­тин на библейские сюжеты. С целью изучения природы и обстановки, среди которых протекало действие библейских легенд, художник совершает путешествие в Египет, Сирию и Палестину. Во время путешествия он пишет множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды были восприняты знатоками искусства как новое слово в русской живописи. Никогда еще до них не было та­кой мастерской передачи световоздушной среды, такой тон­кости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных цветов. Однако большая картина «Христос и грешница» (1887), ради создания которой было совершено путешествие на Восток, не стала бесспорным достижением Поленова. Она несла на себе печать отвлеченных «нравственно-утопических представлений и академической условности.

Параллельно с созданием полотна «Христос и грешница», Поленов писал лирико-эпические пейзажи русской природы и работал над картиной «Больная» (1886).

Новый подъем в творчестве Поленова наступает с его переселением в имение «Борок» (ныне Поленово), распо­ложенное неподалеку от Тарусы. Здесь одно за другим воз­никают полотна, отражающие «расоту могучей и скромной русской природы («Ранний снег», 1891; «Летом на Оке», 1893; «Золотая осень», 1893; «Стынет», 1893; «Ока с высо­кого берега», 1898 и др.)»

В январе 1905 года узнав, что великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии художеств, командовал расстрелом демонстрации, Поленов вместе с Серовым отказался от академического звания. Уже стари­ком, в 1910 году, Поленав начал в Москве широкую про­светительскую деятельность в области народного театра. Он сам ставил спектакли, писал декорации, сочинял музы­ку, читал лекции о театральном искусстве.

Много сил и внимания уделял художник педагогической работе. Еще в 1882 году Поленов заменил в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества А. К. Саврасова по пейзажному классу и преподавал там многие годы. Среди учеников Поленова были И. Левитан, К. Коровин, И. Остро­ухое, А. Головин, С. Иванов, В. Бакшеев, В. Бялыницкий- Бируля, В. Мешков и другие.

В 1918 году художник со­здал один из лучших своих эпических пейза­жей «Разлив на Оке». Эта картина воспринимается как обобщенный, поэтически выразительный образ России.

За многолетнюю плодотворную художественную и общественную деятельность Поленову одному из первых было присвоено почетное звание народного художника республики.

Картины Поленова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

5 знаменитых картин художника Василия Поленова

Выдающийся русский художник Василий Поленов ушел из жизни ровно 89 лет назад – 18 июля 1927 года.

Художник Василий Поленов вписал свое имя в историю русской живописи. Художник Василий Поленов вписал свое имя в историю русской живописи. © / Commons.wikimedia.orgВторая половина XIX века была рассветом отечественной живописи. Ярким представителем плеяды выдающихся мастеров стал уроженец Петербурга Василий Поленов. Его картины пленяют реализмом. Сам же художник неоднократно подчеркивал, что стремится дарить людям счастье и радость.

SPB.AIF.RU вспомнил пять выдающихся работ Василия Поленова, с которыми сегодня можно познакомиться в крупнейших музеях России.

 

«Московский дворик» (1878)

В Третьяковской галерее в Москве хранится одна из самых известных картин Василия Поленова -  «Московский дворик». В 1877 году живописец перебрался в первопрестольную. К этому времени Поленов, благодаря родителям получивший прекрасное образование, уже успел в качестве пенсионера Академии художеств объехать половину Европы вместе с Ильей Репиным, а также побывать на русско-турецкой войне, где состоял в ставке цесаревича Александра. Там он занимал должность придворного художника.

В Москве Поленов начал преподавать в училище живописи. Его учениками здесь были Исаак Левитан и Константин Коровин. Художник в городе снимал квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках в доме Баумгартена. Прямо из окна своего жилища Поленов и написал этюд к пейзажу. Затем художник переписал его заново на холсте – расширил вид, добавил людей на полотно.

На картине изображен типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце еще не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идет женщина с ведром, стоит запряженная в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви.

Полотно Поленов направил в Петербург – на выставку художников-передвижников 1878 года. Там картину ждал большой успех. Поленову же работа принесла известность, а позднее полотно для своей галереи приобрел и Павел Третьяков.

Картина Поленова дает возможность понять, какой была Москва в конце XIX века.

Картина Поленова дает возможность понять, какой была Москва в конце XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

«Бабушкин сад» (1879)

Еще одна известная картина художника, также хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена публике всего лишь через год после завершения «Московского дворика». При этом обе работы перекликаются между собой. В «Бабушкином саду» усадебный дом, окружённый садом, тот же, что и в «Московском дворике».

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера.

«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера. Фото: Commons.wikimedia.org

«Заросший пруд» (1879)

Полотно «Заросший пруд» Поленов начал писать еще до своего отъезда на русско-турецкую войну. Летом 1977 года живописец провел в деревне Петушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший основной для картины. Спустя некоторое время в Москве Поленов вдохновился прелестью старого сада на окраине города. Это настроение он и перенес в старый этюд.

На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане - берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане - тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина.

Работу выставили на той же выставке передвижников что и «Бабушкин сад». Позднее свой «Заросший пруд» написал и ученик Поленова Левитан.

Заросший пруд впоследствии писали несколько художников.

Заросший пруд впоследствии писали несколько художников. Фото: Commons.wikimedia.org

«Христос и грешница» (1887)

Поленов еще в юношеские годы был впечатлен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Тогда и у него зародилась идея создать полотно, способное воздействовать на зрителя силой драматизма. Поленов считал, что такая работа отвечала бы духовным потребностям людей.

Картина «Христос и грешница» была показана на выставке передвижников в феврале 1887 года. При этом изначально цензурой она была осуждена, но за работу Поленова вступился Александр III. Он был в восторге от полотна и даже приобрел его для своего музея.

Сам Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу». 

Поленов перед написанием картины посещал Египет, Палестину и Сирию. Там он изучал местный быт, нравы. Это помогло ему создать на полотне исторически достоверную обстановку.

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)

Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре.

Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1893)

К началу 1890-х Василий Поленов обосновался в усадьбе «Борок» у деревни Бехово. Там он и написал знаменитую картину «Золотая осень». На ней мастер изобразил вид на Оку в сентябре.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха производит умиротворяющее впечатление. «Золотая осень» по праву стала символом русской природы, которую художник любил по-настоящему.

Картина, которая стала символом русской природы.

Картина, которая стала символом русской природы. Фото: Commons.wikimedia.org

В работе, как и во многих других своих творениях, ему удалось передать зрителю что-то по-настоящему важное. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - говорил Поленов. Этого правила он придерживался в своем творчестве всю жизнь.

maxpark.com

Художник Василий Поленов: биография, творчество

Вторая половина 19 века была временем расцвета русской живописи. Одним из представителей плеяды выдающихся художников этого периода является Василий Поленов, картины которого поражают реализмом и стремлением «дарить счастье и радость». Последние слова принадлежат самому живописцу и являются девизом его творчества и жизни, о чем свидетельствует биография художника.Василий Поленов картины

Родители

Будущий знаменитый художник появился на свет в культурной и довольно состоятельной дворянской семье в 1844 году. Его отец, Дмитрий Поленов, был известен как увлеченный археолог и библиограф. Мать, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, занималась живописью и писала книги для детей. Она была дочерью Веры Николаевны Львовой, которая после ранней смерти родителей и до замужества воспитывалась в семье Г. Державина.

Детские годы

Поленов Василий Дмитриевич провел детство в Санкт-Петербурге, однако его семья часто выезжала на лето в Олонецкий край и в имение Ольшанка Тамбовской губернии, принадлежавшее бабушке художника. Вера Николаевна обожала внуков и любила развлекать их, рассказывая былины, предания и сказки. Она также хорошо была знакома с русской и европейской поэзией, поэтому сыграла большую роль в формировании художественного вкуса маленького Васи. Что касается зарождения у него любви к живописи, то рисованием с детьми занималась мама. Она же настояла на том, чтобы супруг нанял репетиторов для Василия и младшей дочери Елены. В качестве педагога был приглашен П. Чистяков, который на тот момент сам обучался в Академии художеств. Параллельно с этим мальчик посещал гимназию и проявлял большое рвение к учебе.Василий Поленов биография

Студенческие годы

В 1863 году Василий Поленов окончил гимназию и вместе с младшим братом Алексеем поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Однако любовь к живописи была сильнее увлечения наукой, и по вечерам юноша посещал Академию художеств. Кроме того, молодой Поленов увлекался музыкой, был частым посетителем оперного театра и даже пел в студенческом хоре Академии.

Вскоре юноша взял академический отпуск в университете и посвятил все свое время живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил Академию художеств. При этом он получил серебряные медали за этюд и рисунки.

Сразу же после этого молодой человек вернулся в университет, однако поменял факультет и начал учиться на юриста.

Встреча с Репиным

В 1869 году Василий Поленов загорелся желанием получить золотую медаль Академии художеств. С этой целью им была написана картина «Иов и его друзья». Она получила малую награду и дала ему право продолжить участие в соревновании. Новое задание заключалось в создании полотна «Воскрешение дочери Иаира», а соперником молодого художника стал Иван Репин.

Результат состязания был неожиданным: оба мастера кисти представили превосходные работы, поэтому жюри наградило их большими золотыми медалями и поездкой в Европу.художник Поленов Василий

В 1872 году Поленов Василий Дмитриевич с Репиным отправились сначала в Германию, а затем в Италию и в Париж. Столица Франции настолько очаровала художника, что он решил там задержаться. В Париже Поленов написал полотно «Арест графини д’Этремон», за которое после возвращения в Россию ему присвоили звание академика. Талант живописца был по достоинству оценен и представителями императорской фамилии. В 1876 году он занял должность придворного художника и отправился на русско-турецкую войну, где состоял при ставке цесаревича Александра.

Московский период

Вернувшись с театра военных действий, Поленов Василий Дмитриевич поселился в Москве и стал преподавать в столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Там его учениками были И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Архипов, Е. Татевосян и А. Головин.

В то же время художник и сам много писал, и в 1877 году представил свою работу «Московский дворик» на 6-й передвижной выставке. Картина имела оглушительный успех, а Поленов Василий Дмитриевич был признан родоначальником нового жанра, названного критиками «интимным пейзажем».Василий Поленов «Заросший пруд»

Еще одним знаковым событием московского периода жизни художника стало его решение примкнуть к передвижникам, среди которых к тому времени у него было множество друзей.

Библейская тематика

Ветхозаветные и христианские сюжеты с самого начала присутствовали в творчестве Поленова. В поисках вдохновения в 1881-1882 годах художник отправился в путешествие по библейским местам, на Ближний Восток. Он посетил Константинополь, Сирию, Палестину и Египет. Из путешествия художник Поленов Василий привез наброски и эскизы к картине «Христос и грешница» и другие работы, написанные под впечатлением увиденного. Часть из них привела в восторг Павла Третьякова, который приобрел полотна для своей коллекции.

Образ Христа

В 1883 году живописец вместе с супругой отправился в Италию. Там он продолжил работу над картиной «Христос и грешница», которую представил публике на 15-й выставке передвижников. Полотно произвело фурор, и о желании видеть его в своем музее заявил император Александр Третий, который благоволил к художнику со времени русско-турецкой войны.Василий Поленов «Золотая осень»

В 1888 году Поленов Василий Дмитриевич написал еще одну известную картину на библейскую тему — «На Тивериадском (Генисаретском) озере». На новом полотне он вновь изобразил Христа - человека с восточным типом лица и со взглядом мудреца, но не страдальца. Причем важным «действующим лицом» картины явился пейзаж, написанный по эскизам, сделанным художником с натуры во время путешествия в Ближний Восток.

Жизнь в Бехово

В 1890-е Василий Поленов, биография которого представляет собой длинный перечень успехов, принял решение покинуть столицу и переехать в Тульскую область. Там на берегу Оки построил он дом. К основному зданию несколько позже были пристроены мастерские, в которых Поленов обучал рисованию сельских детишек. Основанной усадьбе живописец дал название Борок и стал прилагать усилия для того, чтобы она со временем превратилась в народный музей.Поленов Василий Дмитриевич

Василий Поленов: «Золотая осень»

Виды окрестностей Борока покорили сердце художника. Именно они стали темой работ, которые в начале 1890-х годов написал Василий Поленов. «Золотая осень» занимает среди них особое место. На полотне изображены берега Оки, окаймленные березами в ярком убранстве. Картина экспонируется в музее-усадьбе «Поленово» (бывшая усадьба «Борок») и разительно отличается от ранних пейзажей, которые написал Василий Поленов («Заросший пруд», «Старая мельница» и др.).

После 1917 года

После Октябрьской революции Поленов принимал активное участие в организации театрального кружка в усадьбе Борок и много работал с крестьянской молодежью.

В это же время он написал полотно «Разлив на Оке», которое стало одним из самых лучших произведений художника зрелого периода.

Последние годы жизни

В 1924 году в честь 80-летия художника в Третьяковской галерее была устроена персональная выставка работ Василия Дмитриевича. Вообще советская власть была благосклонна к художнику. В частности, в 1926 году живописцу было присвоено звание Народного художника РСФСР. Скорее всего, это было связано с благотворительной деятельностью Поленова и стремлением его всеми силами способствовать народному просвещению еще во времена, когда этим занимались лишь редкие представители русской интеллигенции.

18 июля 1927 года живописец скончался. Художника похоронили на берегу Оки, в окрестностях основанной им усадьбы Борок.

Василий Поленов

«Поленово»

В 1931 году советское правительство приняло решение о создании музея в усадьбе Борок. Ее переименовали в Поленово, и там сохранены интерьеры, которые были при жизни художника. Там регулярно проводятся интересные культурные мероприятия и выставлены полотна известного живописца.

Теперь вам известны основные события биографии В. Поленова и история создания некоторых наиболее значимых его произведений, которые входят в число шедевров русского изобразительного искусства 19 века.

fb.ru

Художник Василий Дмитриевич Поленов|Картины

художник Василий Поленов - 01

Заросший пруд

Его много раз, ещё при жизни, называли непревзойденным пейзажистом, великим рыцарем красоты и живописи.

 

 

Перед тем, как отправить картину «Московский дворик» на очередную выставку Передвижников художник писал Крамскому:

 

К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время.

 

Очень скромно оценивает Поленов своё творчество. А между тем, его пейзаж стал настоящим классическим произведением в русской пейзажной живописи. Можно вспомнить о  просто фанатичной любви к «незначительной вещи» Ивана Тургенева – для писателя Поленов  выполнил авторское повторение. И это, как мне кажется, единственный случай в русской классической живописи.

Но не только пейзажи покорили сердца русской публики – ценители живописи с восторгом принимали самые разные жанровые работы Василия Дмитриевича. Это и «Заросший пруд», и «Бабушкин сад, и «Старая мельница», и «Ранний снег»… А на фоне этих очень русских работ появились картины на библейские темы, темы Востока и европейские жанровые пейзажи.

Уж таков был художник, такова была его душа, которая не желала успокаиваться в рамках одного направления живописи, одного стиля и жанра.

Картины художника Василия Поленова

 

художник Василий Поленов - 02

Московский дворик

художник Василий Поленов - 03

Русская деревня

художник Василий Поленов - 04

Речка Оять

художник Василий Поленов - 05

Первый снег

художник Василий Поленов - 06

Старая мельница

художник Василий Поленов - 07

На лодке. Абрамцево

художник Василий Поленов - 08

Бабушкин сад

художник Василий Поленов - 09

В деревне Тургенево

художник Василий Поленов - 10

Московский дворик. Вариант картины для И.С. Тургенева

художник Василий Поленов - 11

Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

художник Василий Поленов - 12

Воскрешение дочери Иаира

художник Василий Поленов - 13

Тивериадское озеро

художник Василий Поленов картины - 14

Золотая осень

художник Василий Поленов картины - 15

Река Оять

художник Василий Поленов картины - 16

Часовня на берегу Оки

художник Василий Поленов картины - 17

Река Клязьма. Жуковка

художник Василий Поленов картины - 18

Зима. Имоченцы

художник Василий Поленов картины - 19

Сосновый бор на берегу реки

художник Василий Поленов картины - 20

Пруд в Абрамцеве

художник Василий Поленов картины - 21

Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце

художник Василий Поленов картины - 22

Монастырь над рекой

художник Василий Поленов картины - 23

Осень в Абрамцеве

художник Василий Поленов картины - 24

Больная

художник Василий Поленов картины - 25

Олива в Гефсиманском саду

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

18 Июн 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, пейзажи, русская живопись 1917     650       Поделитесь записью

svistanet.com

Картины Василия Поленова, биография художника, фото, репродукции картин с названиями

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — выдающийся русский пейзажист, мастер исторической и жанровой живописи, педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ученик Павла Чистякова, учитель Исаака Левитана и Константина Коровина. Талантливый декоратор, организатор народных театров.

Особенности творчества художника Василия Поленова: картинам Поленова присущи яркие, чистые цвета, а также нехарактерный для русской живописи 2-й половины ХIХ века избыток солнечного света и воздуха. Художник считается создателем так называемого «интимного пейзажа», «лирического пейзажа», «пейзажа настроения»; первым в русской живописи представил пленэрный этюд как самостоятельное произведение искусства. Поленов живо интересовался проблемами живописной техники, химии красок и их взаимодействия, проводил эксперименты, направленные на длительную сохранность красочного слоя, благодаря чему большинство картин Василия Поленова очень хорошо сохранилось.

Известные картины Василия Поленова: «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад», «Деревня Тургенево», «Христос и грешница».

В 1871-м году в Императорской академии художеств произошло небывалое — большую золотую медаль присудили сразу пятерым конкурсантам: Поленову, Репину, Макарову, Зеленскому и Урлаубу. Это вызвало переполох и скандал. Оказывается, великий князь Владимир Александрович, взявшийся курировать Академию, был просто не в курсе, что конкурс для того и существует, чтобы выбрать одного, лучшего.

Менять своё необдуманное решение великий князь отказался наотрез: не царское это дело — брать слова назад. Все пятеро получили право на заграничное пенсионерство. Но на торжественном обеде Владимир Александрович подошел с поздравлениями только к отцу Поленова. «До чего же трогательно! — захлёбывались восторгом экзальтированные дамы. — Великий князь благодарит отца за картину сына!» Некая мадам Брок высказалась о превосходстве «Воскрешения дочери Иаира», конкурсной картины художника Поленова: «Как заметно, что она написана молодым человеком из хорошей семьи!» Даже сестра-близнец Василия Поленова, Вера, и та поддержала эту высокомерно-аристократическую риторику: «Остальные мне не понравились, все пахнут русскими художниками (не в обиду будь сказано), даже хвалёный Репин».

Крамской (разночинец из Острогожска) пренебрежительно говорил Репину (солдатскому сыну из Чугуева) о петербуржце и потомственном аристократе Поленове: «Этот барин». Критик Владимир Стасов, недолюбливавший картины Василия Поленова, курьёзно доказывал художнику, что у того сам «склад души — нерусский» и лучше бы Поленову не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже или Берлине, это, дескать, больше бы ему подошло.

Вся биография Поленова опровергает эти нелепые предрассудки. Конечно, он привозил великолепные этюды из Палестины (1, 2, 3), да и картины Василия Поленова, созданные в Нормандии и Греции, Египте и Ливане, хороши (1, 2, 3, 4, 5, 6). Но лучшие, знаковые и наиболее известные картины художника Поленова — это именно русские виды, «интимные» пейзажи, написанные в старой Москве и всех тех местах, где подолгу жил Поленов — родительском имении Имоченцы на речке Оять, легендарной усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево и в собственном поленовском имении на Оке, близ Тарусы, названном колоритным местным народным словечком «Борок» (1, 2, 3, 4, 5, 6).

«Здесь почему-то считают меня аристократом, — сетовал в письмах Поленов. — Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу».

«Молодой человек из хорошей семьи»

Василий Поленов — редчайший среди русских художников XIX века случай, когда стать художником было, что называется, «на роду написано». Любимая бабка Поленова по материнской линии Вера Николаевна Воейкова, «бабаша», как ласково, несмотря на деспотический нрав, звали её внуки, была дочкой архитектора Николая Львова (известного нам по портретам Левицкого) и воспитанницей поэта Гаврилы Романовича Державина. Она любила стихи, рассказывала сказки, а карамзинскую «Историю государства российского» цитировала чуть не наизусть. Многие картины художника Поленова обязаны своим появлениям тем впечатлениям от семейных историй, крестьянского быта и живописной природы деревни Ольшанка, куда Поленов приезжал к бабушке.

Малолетних внуков «бабаша» развлекала так: устраивала конкурсы на лучшую картину. Всё по-настоящему, с вручением медалей, как в Академии: «золото» Васе, «серебро» Вере, равнодушным к рисованию Алёше и Косте — ничего, а «бронзу» — маленькой Лиле. И не так уж неправа была бабушка Воейкова, с девочками разве что ошиблась: красавица Вера, даром что с Василием они были рождены в один день и час, никакими художественными задатками не обладала, а вот младшая «Лиля» (Елена Поленова) станет первой в России профессиональной женщиной-художницей.

Отец Поленова Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, коллекционировал античные древности, дружил с Карлом Брюлловым, а его жену Марью Алексеевну (мать художника) Брюллов даже немного учил живописи — она писала акварели. Детей с малолетства приобщали к искусству. Когда в Петербург было доставлено «Явление Христа народу», над которым художник Иванов работал в Италии два долгих десятилетия, Поленовы со всеми пятью детьми несколько раз ходили посмотреть и «приобщиться». Это детское воспоминание стало для будущего художника определяющим. Известные картины Поленова на библейские темы (1, 2, 3) получили импульс из ярчайшего впечатления, когда Василий подростком увидел картину Иванова.

«Они — колорист»: картины Василия Поленова как «протоимпрессионизм»

Родители Поленова пригласили Павла Чистякова учить сына живописи. Знаменитый впоследствии педагог, Чистяков тогда был простым студентом. Он сразу оценил дар юного Поленова к красочной гармонии, величая его «на Вы» и поясняя: «Они — колорист».

Современники и последователи Поленова будут ценить его, прежде всего, за ясность и чистоту красок, за нетипичный для русского искусства того времени, почти импрессионистский избыток света и воздуха. Картины Василия Поленова буквально переполнены ими. Не только лучезарный «Московский дворик» — даже его «Горелый лес» поражает праздничной яркостью зелени.

Очень скоро покупатели красок в московских лавках станут наивно требовать: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»Поленов не был художником-психологом или живописцем идеологического склада, как многие его друзья-передвижники. Его интересовала именно художественная сторона дела, соотношение красок, гармония колорита. В Московском училище ваяния, живописи и зодчества он станет приобщать своих учеников, среди которых выделялись Левитан и Коровин, к «химии красок», к секретам их смешивания и наложения на холст, к возможностям и эффектам их таинственного взаимодействия.

Любовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая

А вот в любви Поленов оказался, действительно, аристократом. Его прозвали «рыцарем красоты», знакомые дамы уверяли, что Поленов, не замеченный ни в каких случайных связях, даже апельсин чистит элегантно, как принц. Когда он впервые серьёзно полюбил, ему было уже около 30-ти. Это случилось в Риме. Поленов часто бывал в художественных кругах, собиравшихся у Адриана и Эмилии Праховых, Саввы и Елизаветы Морозовых. Там он и увидел впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, учившуюся в Италии оперному пению. Вспыхнувшее чувство Поленова было таким сильным, что лишило его слов. Его называли «влюблённым аскетом». Он так и не решился объясниться с Марусей. А потом случилось непоправимое: она умерла в результате медицинской ошибки. Ослабленной болезнью Оболенской была ошибочно сделана прививка от оспы, оказавшаяся смертельной. Позже смерть сестры-близнеца Веры приведёт к созданию мрачной картины Василия Поленова «Больная»: в ней будут угадывать черты и любимой девушки художника, и его любимой сестры.

Вторая любовь настигла Поленова еще более внезапно: в купе поезда ему встретилась очаровательная женщина. Оказалось, её тоже зовут Мария — Мария Климентова, и — о чудо! — она оперная певица, какой могла бы стать и Маруся Оболенская. Поразившись совпадению, Поленов влюбился горячо и страстно. Климентова не отвечала взаимностью, но и не отвергала явно, то приближая художника к себе, то отталкивая. Позднее похожую интрижку, основанную не на любви, а на пустом женском тщеславии, эта оперная дива заведёт с писателем Чеховым. Поленов же, вернувшись из очередной зарубежной поездки, с горечью узнал, что Мария Климентова скоропостижно — нет, не умерла, как Маруся Оболенская, а выскочила замуж за какого-то адвоката, от неудовлетворённости начала выпивать, приобщилась к карточной игре.

Утешения художник искал, как всегда, у друга Саввы Мамонтова, в его усадьбе Абрамцево. Только там он отдыхал душой, отдаваясь творчеству. На абрамцевских пленэрах написаны многие известные картины Поленова, там он создавал декорации для спектаклей, писал для них музыку, вместе с Васнецовым и Репиным разработал проект и оформление знаменитой абрамцевской церкви — «сказочного» Храма Спаса Нерукотворного. Поленов не сразу понял, а потом еще долго не мог поверить, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наташа Якунчикова. Она была на 14 лет моложе художника, вышивала по его эскизам церковные хоругви и любила Поленова горячо и молча. Когда взлелеянное детище всех обитателей Абрамцево — церковь — была достроена, первыми в ней повенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов.

Наталья Васильевна станет одной из самых преданных жён русских художников: творчество и картины Василия Поленова будут составлять смысл её жизни. В семье Поленовых родится шестеро детей. Поленовы обзаведутся усадьбой Борок близ Тарусы (там написаны известные картины Поленова с видами Оки), построят школы и церковь, будут лично оплачивать труд учителей в соседних сёлах Бёхово и Стахово, создадут замечательный народный театр и «диораму» из картин художника Поленова (своего рода «кругосветное путешествие» для крестьян, не выезжавших дальше родного села) — в общем, станут всячески содействовать тому, чтобы тяжелая и временами беспросветная русская жизнь стала хотя бы отчасти такой же лучезарной, светлой и красочной, как лучшие картины Василия Поленова.

Автор: Анна ВчерашняяЧитайте также: Говорит и показывает: цитаты Василия Поленова о либерализме, холопстве и о том, почему искусство лучше водки

artchive.ru

Василий Поленов. Светлая живопись | Artifex.ru

Василий Поленов (1844−1927) – великий русский художник, влияние которого на искусство нашей страны сложно переоценить. Имя этого гения на слуху у людей уже со школьной парты, его знают как мастера пейзажа, а также исторической и жанровой живописи.

Милые сердцу деревенские избушки, белоснежные прекрасные церкви, заросшие пруды и лесные проталинки – картины Василия Дмитриевича несут в себе истинный дух русской природы и уклада русской жизни. От них веет теплом и добром, светом и чистотой.

 

Поленов родился в дворянской, образованной семье. Его мать писала книги и рисовала, а отец был тайным советником, археологом, историком и дипломатом. В их доме часто бывали высокоинтеллектуальные и интересные люди: музыканты, художники, учёные, историки. Василий рос в удивительной атмосфере, которая повлияла на формирование его интересов и внутреннего мира. Образование он получал не узкопрофильное, а отдал одну часть своей души науке, поступив на физико-математический факультет университета, а вторую часть – искусству, так как занимался еще и в Академии художеств. Таким образом, Поленов получил прекрасное образование, расширил кругозор и только после этого сделал сознательный выбор в пользу творчества.

Поленов учился на одном курсе с другим великим русским живописцем Ильей Репиным. Художники вместе защищали диплом и у обоих есть картины под названием «Воскрешение дочери Иаира» (1871) на библейскую тему.

  

Полотна совершенно разные по стилю, цветовому решению, атмосфере. Версия Репина более тёмная, торжественная и немного мрачная, в то время как полотно Поленова получилось светлой, доброй и яркой, даже несколько будничной, словно чудо – это что-то обыденное и простое. За эти картины Иван и Василий получили медали и обучающие поездки за границу.

За границей молодой Поленов подражал европейским мастерам, ища свой стиль и путь. Пустое копирование чужого не устраивало талантливого юношу, и он обрёл собственную манеру, более раскрепощённую, солнечную и свободную от рамок эпохи. Скромное очарование русской природы уже тогда поселилось в его работах.

  

Обратите внимание на картину 1878-го года «Московский дворик», которая стала «визитной карточкой» его солнечной живописи. Это одна из самых знаменитых картин мастера, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Ее сюжет незатейлив и прекрасен: обычный московский дворик того времени. Московский, представляете? Подобные пейзажи сейчас встретишь разве что в русской глубинке! Лето, играющие дети, женщина с ведром, лошадь, купола церкви. Но сколько любви и счастья! Сколько безмятежного покоя и ощущения летней радости. Какие яркие краски, какая сочная трава – такое восприятие мира возможно только в детстве.

Эту картинку безмятежного летнего дня Поленов увидел из окна, выходящего в тот самый двор. Художник в ту пору искал себе квартиру, на углу Дурновского и Трубникова переулков нашел этот дом, зашёл в него, выглянул в окно - и быстро сделал набросок. В 1878-м году «Московский дворик» был выставлен на выставке Передвижников в Санкт-Петербурге. Произведение пользовалось успехом у современников, для него даже придумали термин - «интимный пейзаж» - который затем часто употребляли, говоря о творчестве Василия Дмитриевича. А в 1952-м году в СССР появились почтовые марки с изображением этой картины.

  

Работы мастера в то время отлично продавались. На деньги, вырученные за полотно «Христос и грешница» (1887), Поленов смог построить себе дом. Художник работал над этим произведением два десятилетия во время своих путешествий по свету: в 60-х годах думал над идеей, в 70-х делал эскизы, в 80-х - писал. О чем эта картина? О милосердии и правосудии. Об осуждении, которым грешит толпа, и спокойствии Христа. О покаявшейся молодой грешнице. Это масштабное полотно размером 325 на 611 см, написано совсем в иной манере. Но опять обращают на себя внимание светлая палитра, обилие солнца и воздуха. Критики считают это произведение одним из самых важных произведений автора. Сейчас картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

 

Василий Дмитриевич Поленов написал много гениальных картин. Среди них «Бабушкин сад, 1878», «Теремной дворец, 1877»,«Больная, 1886», «Золотая осень, 1893», «Исполнялся премудрости, 1896−1909».

Сейчас в бывшей усадьбе Поленова Борок, которая находится на берегу Оки, находится музей художника. В нём можно увидеть убранство дома, библиотеку и личные вещи Василия Дмитриевича. В Москве также можно посетить музей художника «Поленовский дом» (улица Зоологическая, 13). В разные годы в нем располагались дом народного творчества, театрального просвещения, культурно-просветительский центр и так далее. И очень важно, что потомки Василия Поленова сохранили тот самый уникальный дух творчества, который когда-то в детстве окружал великого мастера.

artifex.ru


Смотрите также