Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online. Полигнот картины


Полигнот

Полигнот, сын Аглаофона, был самым выдающимсяхудожником античного мира. Искусству живописи он обучился у своегоотца.

Полигнот

Полигнот

Полигнот был большим другом афинского стратегаКимона, который вероятнее всего и убедил Полигнота переселиться вАфины, что придало Кимону вдобавок к его военной славе еще и славупокровителя искусств Аттики, так как Полигнот немедленно по прибытию в Афины развил весьма бурную деятельность.

Работы Полигнота

Он украсил своими картинами только что оконченное строительствохрама Тесея, новую колоннаду, сооруженную Пизианаксом, (которыйбыл зятем Кимона), возле Афинской Агоры. Помимо этого, он занялсяукрашением святилища Диоскуров и священного зала, которыйнаходился возле Афинского Акрополя, и известного в последующеевремя как пинакотека (картинная галерея).

Руины пинакотеки

Руины пинакотеки

После окончания украшения пинакотеки слава Полигнота разнеслась повсей Греции, и он по праву был признан первым среди художников. Емубыло поручено украшение храма Афины в Платеях и украшение лесхи(гостиной палаты) в Дельфах; он основал в Афинах художественную школу, к которой примкнули местные художники, как, например, Микони Панэин, а также чужеземные художники, как, например, Дионисий изКолофон.

Храм Тесея

Храм Тесея

Школа Полигнота

Влияние этой школы распространилось и на предметы аттическогоискусства ремесленного производства; с той поры рядом с древнейшимстилем ваз с черными фигурами на красном фоне возник и новый стиль– с красными фигурами на черном поле. В то время как первый стильбыл особенно распространен в Коринфе, второй стал считаться чистоаттическим стилем, в котором во всех отношениях проявиласьхудожественная жизнь Афин.

Роспись вазы

Роспись вазы

Гостеприимство, которое афиняне предоставили Полигноту, было щедровознаграждено, так как в благодарность за дарованное емугражданство, Полигнот рисовал для афинских граждан безвозмездногромадные настенные картины, которыми Афины отличались от другихполисов Греции; вместе с тем он сделал созданную им художественнуюшколу не только первой в Греции, но и во всем античном мире.

Полигнот в сфере своего искусства былдействительно человеком грандиозного образа мыслей. Искусство егопрезирало все, что действует на чувства человека. Оно стремилосьтолько к осуществлению в простейшей форме мыслей художника. Таккартины, которые украшали колоннаду, изображали битву амазонок,разрушение Илиона и битву при Марафоне, т.е. различные эпохи извеликой борьбы между Европой и Азией. В Платеях Полигнот нарисовалкартину, изображавшее поражение, которое постигло женихов в домеОдиссея, ясно намекая этим на вторжение персов, нашедших приПлатеях достойное наказание.

Работа Полигнота

Работа Полигнота

Полигнот был основателем исторической школыживописи в Греции, которая по своему возвышенному стилю никогда никем небыла превзойденной. В своих работах Полигнот стремился к идеальноточному изображению исторических фактах на своих картинах. Так, вкартине изображавшей битву при Марафоне, был изображен Мильтиад,идущий во главе афинского войска и воодушевляющих их к нападениюна персов; также были изображены картины теснения персов в ботах иборьба с персами на судах, героическую смерть Каллимаха.

Картина Танцовщицы и акробатики

Картина Танцовщицы и акробатики

Сюжеты картин художника

Полигнот очень любил общеэллинские сюжеты. Длянего нельзя было найти более привлекательной задачи, как украшениедельфийской колоннады, где эллины всех стран и наречий встречалиськак представители одного народа, слуги одних и тех же богов. ЗдесьПолигнот развил во всем богатстве Гомеровские мифы.

Всякий, кто видел работы Полигнота в Дельфах, ясно видел перед собой мыслящийдух, чувствовал себя согретым и проникнутым нравственно-религиозной идеей художника. В гибели Трои Полигнот сумел целым рядом потрясающих сюжетов показать божественное правосудие, которое, по мнению Полиглота всегда управляла ходомчеловеческой судьбы.

Вазы времен Полигнота

Вазы времен Полигнота

Греция на карте

travels.co.ua

ПОЛИГНОТ | Энциклопедия Кругосвет

ПОЛИГНОТ, греческий живописец 5 в. до н.э., знаменитый художник периода ранней классики. Сын и ученик художника Аглаофона, родился на острове Фасос. Переехав в Афины, Полигнот стал другом известного государственного деятеля Кимона. В храме Афины Арейи в Платеях, возведенном вскоре после знаменитой битвы 479 до н.э., ему было поручено написать сцену избиения Одиссеем женихов Пенелопы. В 470–460 до н.э. Полигнот вместе с афинскими художниками Миконом и Панайном, братом Фидия, расписал в Афинах храмы и Расписную стою, возведенную Кимоном. В Расписной стое Полигнот изобразил совет ахейских вождей в покоренной Трое, которые собрались судить Аякса за то, что он у алтаря Афины поднял руку на Кассандру. На картине были изображены также сама Кассандра и другие троянки. В Анакейоне, храме Диоскуров, Полигнот изобразил похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Станковые картины Полигнота хранились впоследствии в Пинакотеке, картинной галерее, располагавшейся в северном крыле афинских Пропилеев. Одна из них изображала Ахилла на острове Скирос – переодетый в женское платье, он укрывается здесь среди царских дочерей, чтобы избежать участия в походе на Трою. Сюжет другой картины взят из VI песни Одиссеи: потерпевший кораблекрушение Одиссей приближается к Навзикае, которая занята стиркой и забавами на морском берегу.

Самые знаменитые фрески Полигнота были написаны им в Книдской лесхе (зале для собраний и развлечений) в Дельфах. Сюжеты фресок взяты из Илиады и Одиссеи: разрушение Трои и путешествие Одиссея в подземный мир. Это были композиции из многофигурных расположенных на разной высоте сцен с варьирующимся фоном. Покоренный город, убитые троянцы, лагерь ахейцев, Елена в окружении своих служанок, пленные троянки, деревянный конь, сражающийся Неоптолем, бегство Антенора с семьей, другие герои, – все это было изображено на одной фреске. На другой посетитель видел подземную реку Ахеронт, лодку Харона, великое множество томящихся в подземном мире душ, Орфея со слушателями и еще несколько героев и героинь. Вероятно, эта роспись в Дельфах была последней и самой грандиозной работой Полигнота (датируют ее ок. 450 до н.э.)

 Courtesy of the University Museums, David M. Robinson Collection, University of Mississippi ПОЛИГНОТ. Ваза Courtesy of the University Museums, David M. Robinson Collection, University of Mississippi ПОЛИГНОТ. Ваза

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

www.krugosvet.ru

Вклад Полигнота в развитие стенной живописи

7 – Вклад Полигнота в развитие стенной живописи

Полигнот считается одним из величайших греческих деятелей в области развития стенной живописи, наиболее известен благодаря своим трем картинам храма Тесея, созданным на начальном этапе деятельности.

Первый художник, наделенный, по мнению таких греческих знатоков, как Аристотель, великим дарованием, был живописцем, а именно представителем монументальной стенной живописи возвышенного стиля. Его звали Полигнотом. Он был иониец, родом с Фазоса, самого северного из крупных островов Эгейского моря. Но художественный талант увлек его в центры эллинской жизни. В Афинах, где были дарованы ему права гражданства, он стал при Кимоне во главе кружка художников, из числа которых известны Микон, его соперник в дружественном соревновании, и Панэн, более молодой его современник, стремившийся сравняться с ним. В соседней Беотии, в Платее, он работал одновременно с Оназием и, по мнению Роберта, с которым согласны и мы, написал в 540 г. до н. э. величественные стенные картины, в которых его талант выказался во всей своей силе.

Самыми ранними произведениями Полигнота в Афинах были 3 картины на стенах храма Тесея, возвеличавшие этого древнеаттического национального героя: его битва с амазонками, укрощение им кентавров на свадебном пиршестве лапитов и его бегство в морскую пучину к своей матери, Фетиде. Последняя из этих картин была написана собственно Миконом, а обе первые мы считаем себя, вместе с Робертом, вправе по-прежнему причислять к созданиям самого Полигнота. Почти одновременно с этим в Анакейоне, храме Диоскуров, Полигнот изобразил похищение дочерей Левкиппа божественными близнецами, а Микон написал отъезд аргонавтов в Колхиду. После того Полигнот был приглашен в Платею, в Беотии. "Умерщвление Одиссеем женихов" в портике храма Афины Арейи в этом городе принадлежало к числу самых замечательных его работ. Возвратившись в Афины, он в сотрудничестве с Миконом, а может быть при помощи и Папэна, украсил портик Пейсианакса, который в то время назывался "stoa poikile", то есть Пестрой галереей, четырьмя стенными картинами, из которых две находились на сплошной стене длинной стороны здания, а две другие - на выступавших коротких стенах; здесь Полигнот изобразил взятие Трои, Микон - битву афинян с амазонками, Панэн, как надо полагать, вместе с Миконом - марафонскую битву с портретами участвовавших в ней вождей.

Во всяком случае, Полигнот достиг уже полного развития своей творческой силы, когда жители Книда пригласили его в Дельфы, с тем чтобы он украсил их галерею для собраний, лесхе, двумя большими стенными картинами. В отделении справа от входа, в Илиуперсисе, были представлены последние сцены взятия Трои и отъезд из нее победоносных греков, а в левом отделении, в Некийе - Одиссей у ясновидца Тирезия в подземном царстве и вся жизнь теней в Гадесе.

Эти картины, как предполагали еще Жирар, Видузекер и другие и как основательно доказывал Шрейбер, красовались на главной стене галереи по обеим сторонам среднего входа и были самыми известными и высоко ценимыми из стенных картин древности. Ни одной другой картины не описал так подробно Павсаний; он не упустил из виду, как кажется, ни одной из фигур. Своим сухим перечислением фигур, хотя и по группам, и в их последовательности, он вызвал ряд литературных и художественных попыток восстановить эти картины целиком; однако все эти попытки вследствие бесчисленности допустимых предположений будут сменяться новыми и новыми до тех пор, пока академические задачи не перестанут возбуждать остроумие ученых. Невозможность достижения неоспоримых результатов по этой части лучше всех следовавших за ним писателей понимал Гёте. Старое предположение, будто фигуры были расположены в два или три ряда, один над другим, окончательно опровергнуто Робертом указанием на рисунки аттических краснофигурных ваз, очевидно представлявших подражание приемам и мотивам Полигнота в расположении фигур несвязными рядами и наполовину или совершенно одни над другими. Впрочем, лучшее, что было написано о стенных картинах Полигнота, принадлежит Шёне и Шрейберу. Реставрация Шрейбера, строго держась описания, данного Павсанием, тщательно следует закону "приспособления к пространству и заполнения пространства", закону "соответствия между фигурами и группами" и закону "духовной конструкции, связанной с каждым отдельным расположением". На самом деле, мы не можем представить себе стенной живописи Полигнота и его сотрудников лишенной строгой, величественной и понятной монументальности в духе этих законов. Из всего, что сообщают литературные источники и что заставляют нас предполагать немногие сохранившиеся остатки античной живописи, с очевидностью вытекает, что картины фазосской школы еще далеко не дошли до действительного перспективного воспроизведения явлений природы. Заднего пространственно замкнутого плана в них, наверное, не было. Отдельные деревья и кусты, как, например, ива, под которой сидел Орфей, отдельные корабли, палатки, дома и части стен, как, например, части троянской стены, из-за которой виднелся деревянный конь, полосы на переднем плане в обеих картинах, море в Илиуперсисе, через которые просвечивали камни, Ахерон с подобными теням рыбами в Некийе - все намеки этого рода казались достаточными для передачи ландшафта. Об игре света и теней еще не было и помина: все изображенное выступало на фоне стены в виде благородных, простых очерков, плоско иллюминированных сравнительно немногими красками. Фигуры были натуральной величины, фон стены светлый. Положение предметов в пространстве, один позади другого, обозначалось через помещение их один над другим, хотя это и не мешало отдельным фигурам частью пересекать и покрывать друг друга; даже о том, чтобы изображать отдаленные предметы, то есть находящиеся выше, в меньшем масштабе, еще не приходило художникам в голову. Но именно этому простому способу трактования темы, подходящему к плоскостному характеру поверхности стен, в высокой степени было свойственно производить сильное монументально-декоративное впечатление. Отдельные эпизоды, которые Полигнот заимствовал, связывая их между собой, из разных эпических поэм, пояснялись именами, выставленными над каждой фигурой. Но фигуры, по нашему представлению, были изображены уже не исключительно в профильном положении и являлись до некоторой степени в ракурсах; глаза у них, наверное, были поставлены правильно, губы очерчены свободно: греческий профиль этих фигур был уже выработан, и, что всего важнее, пропорции частей тела были верны, хотя еще слишком строги. Во всех указанных отношениях Полигнот должен был продвинуть непрерывно развивавшуюся в одном и том же направлении живопись далеко дальше того, до чего довел ее Кимон Клеонский. По словам Плиния Старшего, Полигнот первым стал изображать женщин в просвечивающей одежде и с многоцветными головными уборами, первым стал писать лица с открытым ртом, в котором виднеются зубы, первым начал обращать внимание на мимику. Аристотель отмечал идеальность форм Полигнота и говорил, что этот мастер возвысил человека над природой, тогда как другие изображали его согласно с природой или даже ниже ее; внутреннее величие и внутреннюю правду полигнотовских характеристик он определяет словом "ethos", которое в то время выражало лишь моральное качество, но вскоре получило значение самодовлеющего уравновешенного образа мыслей, противоположного страстному возбуждению, пафосу.

Вопрос, были ли стенные картины Полигнота собственно фрески на известковом грунте или же они были исполнены темперой на мраморе или на деревянных досках, сильно занимал ученых XIX в. и, после того как многие десятки лет подряд его решали в пользу фресковой живописи, снова с некоторого времени стал спорным и выдвинулся на первый план. На основании одного места в позднейшей литературе думают, что картины Пестрой галереи в Афинах были написаны на деревянной облицовке стен, но это следует считать не больше как предположением. Так как все сохранившиеся стенные картины древности, начиная с египетских и микенских и заканчивая помпейскими и римскими позднейшей эпохи, исполнены на камне или на известковой штукатурке, то нет оснований предполагать, чтобы большинство стенных картин фазосской школы было написано на дереве; и мы вместе с Отто Доннером фон Рихтером полагаем, что они исполнялись по сырой извести, а следовательно, были настоящими фресками. Хотя Плиний Старший сообщил, что Полигнот был уже знаком с восковой живописью, о которой мы будем говорить впоследствии, однако, судя по всему, что нам известно о ней, знаменитый греческий живописец прибегал к ней не для стенных картин, а только для менее крупных работ в ином роде.

Рис. 243 – Отъезд аргонавтов. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота. По «Monumenti dell’Instituto», XI

Рис. 243 – Отъезд аргонавтов. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота. По «Monumenti dell’Instituto», XI

Рис. 243 – Отъезд аргонавтов. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота. По «Monumenti dell’Instituto», XI

О впечатлении от стенной живописи Полигнота мы приблизительно составим себе понятие, во-первых, по некоторым этрусским стенным картинам V столетия, исполненным красками по белому фону, с ними мы встретимся попозже, а во-вторых, по так называемым полигнотовским вазам Роберта, Дюммлера, Мильхгёфера и др. К их числу принадлежат кратер с изображением Аталанты, Museo Civico, в Болонье, знаменитый лекиф с битвой амазонок, Неаполитанский музей, и драгоценный сосуд с танцующими менадами, Берлинский музей. Действительно, изображение Тесея в морской пучине на кратере болонского Museo Civico, так же как и изображение отъезда аргонавтов на кратере парижского Лувра (рис. 243), особенно характерное по строгости стиля, вызывают в нашем уме представление о вышеупомянутых картинах Микона в Анакейоне. Но подобные подражания едва ли могут дать нам понятие о благородстве форм и духовном величии произведений Полигнота. Служить для этого скорее могли бы дошедшие до нас работы современных Полигноту или живших несколько позже его аттических скульпторов; что же касается ваз, то, например, прелестный сосуд для молока с изображением Орфея, находящийся в Берлинском музее (рис. 244), или прекрасные рисунки красками по белому фону аттических лекифов позволяют нам, по крайней мере, до некоторой степени догадываться о том, каков был язык форм полигнотовского искусства.

Рис. 244 - Орфей. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота. По Фуртвенглеру

Рис. 244 - Орфей. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота. По Фуртвенглеру

Рис. 244 - Орфей. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота. По Фуртвенглеру

www.verman-art.ru

ПОЛИГНОТ

греческий живописец 5 в. до н.э., знаменитый художник периода ранней классики. Сын и ученик художника Аглаофона, родился на острове Фасос. Переехав в Афины, Полигнот стал другом известного государственного деятеля Кимона. В храме Афины Арейи в Платеях, возведенном вскоре после знаменитой битвы 479 до н.э., ему было поручено написать сцену избиения Одиссеем женихов Пенелопы. В 470-460 до н.э. Полигнот вместе с афинскими художниками Миконом и Панайном, братом Фидия, расписал в Афинах храмы и Расписную стою, возведенную Кимоном. В Расписной стое Полигнот изобразил совет ахейских вождей в покоренной Трое, которые собрались судить Аякса за то, что он у алтаря Афины поднял руку на Кассандру. На картине были изображены также сама Кассандра и другие троянки. В Анакейоне, храме Диоскуров, Полигнот изобразил похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Станковые картины Полигнота хранились впоследствии в Пинакотеке, картинной галерее, располагавшейся в северном крыле афинских Пропилеев. Одна из них изображала Ахилла на острове Скирос - переодетый в женское платье, он укрывается здесь среди царских дочерей, чтобы избежать участия в походе на Трою. Сюжет другой картины взят из VI песни Одиссеи: потерпевший кораблекрушение Одиссей приближается к Навзикае, которая занята стиркой и забавами на морском берегу. Самые знаменитые фрески Полигнота были написаны им в Книдской лесхе (зале для собраний и развлечений) в Дельфах. Сюжеты фресок взяты из Илиады и Одиссеи: разрушение Трои и путешествие Одиссея в подземный мир. Это были композиции из многофигурных расположенных на разной высоте сцен с варьирующимся фоном. Покоренный город, убитые троянцы, лагерь ахейцев, Елена в окружении своих служанок, пленные троянки, деревянный конь, сражающийся Неоптолем, бегство Антенора с семьей, другие герои, - все это было изображено на одной фреске. На другой посетитель видел подземную реку Ахеронт, лодку Харона, великое множество томящихся в подземном мире душ, Орфея со слушателями и еще несколько героев и героинь. Вероятно, эта роспись в Дельфах была последней и самой грандиозной работой Полигнота (датируют ее ок. 450 до н.э.). Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Полигнот — Википедия Переиздание // WIKI 2

Полигнот (др.-греч. Πολύγνωτος) — один из самых знаменитых древнегреческих художников середины V века до н. э., занимавшихся живописью и скульптурой.

Биография

Полигнот родился и вырос на острове Фасос, где выучился живописи у своего отца Аглаофона, также художника. По приглашению афинского государственного деятеля Кимона Полигнот прибыл в Афины, где получил гражданские права[1].

Полигнот вместе с Миконом Младшим выполнили восковыми красками картины для украшения Расписной (Пестрой) Стои (портика) (др.-греч. ἡ ποικίλη στοά), а также храмы Диоскуров и Тесея. В первом из названных зданий Полигнот изобразил битву афинян с лакедемонянами, бой Тесея с амазонками, разрушение Трои и Марафонскую битву. За роспись Пестрого портика получил право обедать за общественный счет. Наибольшей популярностью пользовались картины, написанные Полигнотом в Лесхии, в Дельфах, изображавшие взятие Трои, отплытие греков от этого города и посещение Одиссеем подземного царства (не сохранились).

Произведения

Фигуры на картинах Полигнота были выполнены очерком и окрашены лишь несколькими красками, которые выделялись на цветном фоне стен. Несмотря на полное отсутствие в них моделирования человеческого тела и перспективы, они представляли собой в истории живописи значительный шаг вперёд, поскольку, по преданию, в них отмечались ритмичность композиции, благородство форм и выразительность — качества, которые отсутствовали в произведениях архаического периода.

Примечания

  1. ↑ The Cambridge Ancient History. Second Edition. The Fifth Century B. C. v. V. Eds. D. M. Lewis, John Boardman, J. K. Davies, M. Ostwald. Cambridge, 1992. P. 317

Литература

Эта страница последний раз была отредактирована 20 июля 2016 в 09:41.

wiki2.org

ПОЛИГНОТ | Энциклопедия Кругосвет

ПОЛИГНОТ, греческий живописец 5 в. до н.э., знаменитый художник периода ранней классики. Сын и ученик художника Аглаофона, родился на острове Фасос. Переехав в Афины, Полигнот стал другом известного государственного деятеля Кимона. В храме Афины Арейи в Платеях, возведенном вскоре после знаменитой битвы 479 до н.э., ему было поручено написать сцену избиения Одиссеем женихов Пенелопы. В 470–460 до н.э. Полигнот вместе с афинскими художниками Миконом и Панайном, братом Фидия, расписал в Афинах храмы и Расписную стою, возведенную Кимоном. В Расписной стое Полигнот изобразил совет ахейских вождей в покоренной Трое, которые собрались судить Аякса за то, что он у алтаря Афины поднял руку на Кассандру. На картине были изображены также сама Кассандра и другие троянки. В Анакейоне, храме Диоскуров, Полигнот изобразил похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Станковые картины Полигнота хранились впоследствии в Пинакотеке, картинной галерее, располагавшейся в северном крыле афинских Пропилеев. Одна из них изображала Ахилла на острове Скирос – переодетый в женское платье, он укрывается здесь среди царских дочерей, чтобы избежать участия в походе на Трою. Сюжет другой картины взят из VI песни Одиссеи: потерпевший кораблекрушение Одиссей приближается к Навзикае, которая занята стиркой и забавами на морском берегу.

Самые знаменитые фрески Полигнота были написаны им в Книдской лесхе (зале для собраний и развлечений) в Дельфах. Сюжеты фресок взяты из Илиады и Одиссеи: разрушение Трои и путешествие Одиссея в подземный мир. Это были композиции из многофигурных расположенных на разной высоте сцен с варьирующимся фоном. Покоренный город, убитые троянцы, лагерь ахейцев, Елена в окружении своих служанок, пленные троянки, деревянный конь, сражающийся Неоптолем, бегство Антенора с семьей, другие герои, – все это было изображено на одной фреске. На другой посетитель видел подземную реку Ахеронт, лодку Харона, великое множество томящихся в подземном мире душ, Орфея со слушателями и еще несколько героев и героинь. Вероятно, эта роспись в Дельфах была последней и самой грандиозной работой Полигнота (датируют ее ок. 450 до н.э.)

 Courtesy of the University Museums, David M. Robinson Collection, University of Mississippi ПОЛИГНОТ. Ваза Courtesy of the University Museums, David M. Robinson Collection, University of Mississippi ПОЛИГНОТ. Ваза

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»

Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?

www.minilinx.com.krugosvet.ru

Вопрос. Живопись 5 в. до н. э. Полигнот, Зевксис, Паррасий — КиберПедия

 

В V в. до н. э. зарождается понимание сюжетной ситуации в живописи, мастера монументальной живописи стремятся передать не только внешний телесный облик, но и внутреннее духовно-нравственное состояние своих героев. Живописцы овладели реалистическим изображением человека, взаимосвязи групп людей.

Господствующей техникой монументальной живописи V в. до н. э. была фреска (живопись по сырой штукатурке), со второй половины века вошли в употребление клеевые, а также восковые краски (так называемая энкаустика).

Энкаустика - техника писания картин горячими, растопленными до жидкого состояния восковыми красками. При энкаустическом способе живописи высохшие и затвердевшие краски достигают большой красочной интенсивности и сохраняются в течение столетий. Крупнейшие греческие живописцы — Аполлодор, Павсий, Паррасий — создавали монументальные энкаустические стенные картины. Одним из больших преимуществ энкаустики было то, что она давала возможность применять все цвета краски, включая тончайшие нюансы. При энкаустике достигается такая интенсивность, как ни в каком другом роде живописи. Сохранились только энкаустические станковые портреты, написанные на деревянных досках в Египте в эллинистическо-римскую эпоху. Это так называемые фаюмские портреты (найденные в Фаюме), их клали с покойником в саркофаг. Стенная энкаустическая живопись греков, пользовавшаяся таким громадным успехом и в греческом и в римском мире, не дошла до нас. Энкаустика была дороже фрески, но достигала больших красочных эффектов.

Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.

Почти единственный и относительно лучший по качеству подлинник живописи V в. до н. э. - роспись фресковой техникой саркофага «Гробницы ныряльщика». Она посвящена изображению пиршества-симпосия.

 

 

       
   
Гробницы ныряльщика. В росписи были использованы белый, коричневато-вишневый, более светлый красновато-терракотовый, голубой, розовый и черный цвета. Мастер гробницы отказывается от условного черного силуэта и обращается к более близкому природе человеческого тела красноватому тону.  
 
Гробницы ныряльщика. На двух длинных стенках мастер разместил по пяти участников симпосия, возлежащих на пиршественных ложах  
 

 

Вторая половина V в. до н. э. ознаменовалась важным сдвигом в изобразительном искусстве: художники Аполлодор из Афин, Зевкис из Гераклеи (Южная Италия) и Паррасий из Эфеса, стремясь к созданию живых человеческих образов, разработали линейную и воздушную перспективу, светотеневую моделировку, более тонкий и богатый колорит. Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому (около V века до н. э.), которого Плиний относит к «светочам искусства». Аполлодор считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, включившим в технику живописи смешивание красок и их градаций сообразно свету и тени.Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал модулировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости.

ПОЛИГНОТ

Во второй четверти и в середине V в. до н. э. величайшим мастером живописи почитался Полигнот — мастер больших настенных многофигурных композиций, отличающихся благородной сдержанностью и торжественным величием целого.

Одной из самых знаменитых работ Полигнота была роспись «Лесхи книдян» (зал для собраний и развлечений) в Дельфах, описание которой сохранил нам Павсаний. Сюжеты фресок взяты из "Илиады" и "Одиссеи": разрушение Трои и путешествие Одиссея в подземный мир. Это были композиции из многофигурных расположенных на разной высоте сцен с варьирующимся фоном. Покоренный город, убитые троянцы, лагерь ахейцев, Елена в окружении своих служанок, пленные троянки, деревянный конь, сражающийся Неоптолем, бегство Антенора с семьей, другие герои, - все это было изображено на одной фреске. На другой, посетитель видел подземную реку Ахеронт, лодку Харона, великое множество томящихся в подземном мире душ, Орфея со слушателями и еще несколько героев и героинь. Вероятно, эта роспись в Дельфах была последней и самой грандиозной работой Полигнота (датируют ее ок. 450 до н.э.).

Большим достижением Полигнота явилось то, что он передавал состояние души не только через общую пластику движения, но и прибегал наряду с жестом к зачаткам передачи мимики. Древние ссылались на то, что он движением бровей придавал лицу живость.

Новым было стремление Полигнота видоизменить формы композиционного построения многофигурных сцен.

Древние авторы упоминают об отдельных предметах природы и обстановки, сюжетно связанных с действиями героев, например о камешках морского берега, но изображенных не на всей картине, а лишь для определения местонахождения героя. «До коня продолжается морской берег, и на нем видны камешки, далее на картине нет моря», — говорит Павсаний, описывая картину Полигнота «Гибель Трои». Видимо, Полигнот и другие живописцы 5 в. до н.э. еще не до конца осознавали все возможности живописи и не ощущали принципиальной разницы между изображением гальки морского берега на рельефе (как в сцене рождения Афродиты на «Троне Людо-визи») и задачей изображения морского побережья на картине. Никаких сведений о решении Полигнотом задач перспективы или светотени у древних авторов нет.

Известно, что Полигнот употреблял только четыре краски (белую, желтую, красную и черную). Согласно описаниям, цвет у Полигнота носил характер раскраски и цветная моделировка фигуры им почти не применялась.

Характерно, что Полигнот, как и мастера вазописи, вводил в фреску надписи с именами участников действия, стремясь тем самым конкретизировать изображения.

 

 
 
Полигнот. Танцовщицы и акробатки. Роспись гидрии. Деталь. Неаполь  

 

Зевксис

Зевксис из Геракле́и — древнегреческий живописец, работавший в 420—380 годах до н. э.

Ученик афинского живописца Аполлодора, основатель эфесской школы живописи, произведения которой «отличались вообще чувственною иллюзией и внешнею прелестью».

Произведения художника до наших дней не сохранились: «по утрате Грециею независимости лучшие произведения Зевксиса попали в Рим; отсюда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где погибли все до единого при неоднократно случавшихся пожарах» уже во времена Павсания. Поэтому все суждения о творчестве Зевксиса, основываются на свидетельствах древних авторов, например, у Лукиана Самосатского. Согласно им, Зевксис в своей работе опирался на вдумчивое изучение натуры, глубокое знание техники и технологии изобразительного искусства. Большое внимание он уделял разработке идеальных пропорций человеческого тела, колористике, а также построению формы посредством светотени, значительно усовершенствовав эту методику.

По свидетельству современников работы Зевксиса отличались редкостным реализмом; особенно хорошо он передавал он красоту молодого женского тела. Упоминается также, что художник «писал фигуры в размере несколько большем против натуры».

Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость. На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами (шифрами) художника. Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».

Из произведений Зевксиса наибольшей известностью пользуется портрет Елены Троянской, написанный в дар храму Геры в Кротоне (по другим свидетельствам - в Агригенте).

Среди других работ Зевксиса, заслуживших славу, называются:

· «Пенелопа»,

· «Семья кентавров» — по свидетельству древних писателей, в этой картине «грация соединялась с живою характерностью»,

· «Зевс, окруженный сонмом богов» / «Зевс на троне»,

· «Связанный сатир Марсий»,

· «Геркулес-дитя (удушающий змей)»,

· «Эрот, увенчанный розами».

 

«Семья кентавров» (про эту картину в методичке упоминается)

Древнегреческий писатель Лукиан пишет о картине:

- "Среди других смелых созданий Зевксиса имеется картина, изображающая женщину-гиппокентавра, которая заботливо кормит грудью двух детенышей-близнецов, маленьких гиппокентавров. … Повыше, словно стоящий на страже, изображен гиппокентавр, - без сомнения, муж той, что кормит обоих малюток; он выглядывает, смеясь, скрытый до половины своего лошадиного тела, и в правой руке держит, подняв над собою, молодого львенка, как будто шутя хочет попугать малышей.

- Что касается остальных достоинств этой картины… они во всей полноте обнаруживают силу искусства: безукоризненно правильный рисунок; краски, составленные с полной естественностью и в меру наложенные; надлежащее распределение тени; умелая передача величины; равновесие и соразмерность частей и целого.

Существует анекдот о состязании, происходившем между Парразием и Зевксисом. Якобы для этого состязания Зевксисом была написана кисть винограда с таким совершенством, что к ней слетались птицы, принимая её за настоящую; Парразий же ввёл в заблуждение даже своего соперника превосходно написанной занавеской, которая показалась тому действительной.

Легенда посвященная, пожалуй, самой известной картине Зевксиса – «Елена Троянская», в которой художник, как пишут «лучше всего передал красоту молодого, здорового женского тела». «Елена Троянская» была написана для жителей Кротона, которые с большими издержками пригласили к себе великого мастера специально для исполнения этой картины. Кротонцы приняли Зевксиса со всевозможными почестями и прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, чтобы он из них выбрал лучшую для позирования. Из их числа художник отобрал пять натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением».О том, как Зевксис "рисовал красивейшую женщину Греции Елену", нам поведал Плиний. К сюжету этой истории неоднократно обращались художники, начиная со Средневековья:

 

 

 

Миниатюра из средневекового манускрипта Доменико Беккафуми фреска

"Зевксис рисует портрет Елены для

храма Геры в Кротоне"

Около 1524-1525 гг.,

палаццо Бинди Сегарди,Италия

 

Паррасий

 

Паррасий (первая пол. V века до н. э.) - древнегреческий живописец; основатель ионической малоазийской школы живописцев (подробнее о школе ниже).

Паррасий был родом из Эфеса, сын и ученик Евдема, современник и соперник Зевксида.

Как гласит предание, он установил канон пропорций человеческого тела; произведения его отличались тонкостью выражения лиц и правильностью контуров. Он писал преимущественно мужские фигуры, главным образом богов и героев, которых иногда соединял в довольно сложные группы. Ему приписываются также сцены аллегорического и жанрового содержания, порой весьма фривольного характера.

Насколько Паррасий был силён в передаче экспрессии (выразительности), свидетельствует дошедшее до нас предание о написанной им картине «Афинский демос», в которой, будто бы, были выражены все характерные черты афинян. Описывая картину Паррасия «Афинский демос» – персонификацию жителей Афин, Плиний Старший писал, что художник представил их на ней «переменчивыми, холеричными, несправедливыми, непостоянными, но также благодушными, и сострадательными, жалостливыми, хвастливыми, возвышенными и смиренными, свирепыми и робкими – и все это в одно и то же время»

Паррасий, по словам Плиния, первый стал передавать сложную мимику лица, раскрывать разнообразные душевные состояния героев. Паррасий выбирал для своих картин сюжеты драматические, такие, где можно было показать сильные эмоции, например «Прикованный Прометей, терзаемый орлом, и Геракл».

Он был надменен и горд, носил пурпурный плащ, венец и украшенную золотом палку. В состязании с Тиманфом Самосским он потерпел поражение; победу одержала картина Тиманфа, изображавшая Аякса в борьбе с Одиссеем за оружие Ахилла. По этому поводу Паррасий сказал: «Жаль, что Ахилла опять победил один из недостойных».

Известно также его состязание с Зевксидом, нарисованный виноград которого привлекал птиц; Паррасий же ввел в заблуждение самого Зевксида, изобразив занавес, покрывавший виноград. Древние знали множество его драгоценных работ; в эпоху императоров многие работы Паррасия находились в Риме и служили образцами художникам, старавшимся подражать ему.

 

 

Дорическая и ионическая школы:

Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было связано с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих племен; в целом это искусство отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью, интересом к передаче движения.

Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами. Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства; их заслуга заключалась прежде всего в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.

 

В методичке еще упоминается Тиманф.

Тиманф - знаменитый живописец — младший современник Зевксиса и Паррасия; его деятельность захватывает и начало 4 в. до н. э. В состязании с Паррасием на лучшую картину о споре Аякса с Одиссеем Тиманф вышел победителем. Особенно славилось его произведение «Жертвоприношение Ифигении». В Помпеях сохранилась фреска ремесленной работы на эту тему, ее можно считать более или менее свободным переложением картины Тиманфа.

 

cyberpedia.su