Джакопо Понтормо: жизнь и творчество художника. Понтормо картины


Джакопо Понтормо: жизнь и творчество художника

Понтормо (настоящее имя Jacopo Carucci; 24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи — 2 января 1557, Флоренция) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джакопо Понтормо

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Якопо Каруччи, прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли; его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 — 1512).

Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного.

В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.

В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Это произведение, полное драматизма, знаменует разрыв с характерным для Возрождения гармоничным классическим типом композиции, основанной на законах перспективы. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521).

В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо со своим учеником Бронзино бежал из Флоренции, найдя приют в картезианской обители в Галлуццо. Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера.

В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI в., не смогли вынудить Якопо покинуть свой город.

В 1535 г. он поступил на службу к Медичи. Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены).

ТВОРЧЕСТВО

В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано).

Как и Пармиджанино, Понтормо стремился противопоставить эстетическим нормам Высокого Возрождения более сложное и подчеркнуто личное, с оттенком самовыражения, восприятие мира, противопоставить ренессансному принципу «подражания природе» некую «манеру».

У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино. В своих произведениях он реализует различные грани самовыражения, различные аспекты своего обостренно-личного восприятия мира; каждая его работа в то же время отмечена отпечатком неповторимой, яркой индивидуальности.

Эти особенности творческой личности Понтормо проявились уже в его ранних, еще вписывающихся в пределы эстетики Высокого Возрождения работах. Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто.

«Встреча Марии и Елизаветы» 1515

Понтормо усвоил у Андреа дель Сарто и обобщенную трактовку форм, вылепленных мягкими переходами светотени, и свободную пластику поз и жестов, он превосходно компонует многофигурную композицию — его персонажи расположены полукругом на фоне огромной ниши.

В то же время традиционное для Андреа дель Сарто спокойствие у Понтормо уступает место более ярко выраженному эмоциональному началу.

Полный контраст этой величественной композиции оставляет написанная всего двумя-тремя годами позже станковая картина «Иосиф в Египте» (1518, Лондон, Национальная галерея). Понтормо вызывающе игнорирует в ней ренессансные изобразительные принципы и дает волю фантазии: огибая угол дворца, круто уходит вверх лестница с неправдоподобно высокими ступенями, фигуры поднимающихся по ней людей вопреки логике стремительно уменьшаются в размерах, в левом углу картины фигуры персонажей гораздо крупнее по масштабам, чем в правом, эффектно возносятся к небу статуи языческих кумиров, многочисленные персонажи, толпящиеся на первом плане и в глубине, изображены в эффектных динамичных позах, необычна красочная гамма картины, в которой преобладают различные оттенки красного тона. В этой картине молодой мастер впервые пытается создать свою неповторимую манеру, несколько вызывающе утрируя ее.

«Иосиф в Египте» 1518

«Аллегория Осени» — не только самая гармоничная и полная высокой поэзии работа Понтормо.

Ни один другой художник флорентийской школы этого времени не создал ничего столь же совершенного и прекрасного. Изысканно прост главный мотив этой композиции, заполняющей поверхность люнета, прорезанную в центре большим круглым окном. Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном. У подножия парапета на земле справа сидят немолодой отдыхающий крестьянин с завязанной в узелок нехитрой поклажей и босоногий юноша в крестьянской одежде; между ними — настороженная чем-то собака. Справа, где ветви лавра пригибает сидящая на парапете дама, на земле полулежа расположились еще две нарядные дамы. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти. Эти восемь фигур объединяет поражающий своей легкостью, музыкальностью, гармонией, ритмический рисунок; столь же утонченна и красочная гамма, сочетания светлых розово-красных, сине-голубых, бледно-сиреневых, бледно-розовых, серо-голубых, белых тонов, свободен и изыскан очень легкий ритмический рисунок композиции.

«Вертумн и Помона» ("Аллегория Осени") 1520—1521

Аллегория Осени, созданная в какой-то очень светлый момент жизни и мироощущения Понтормо, осталась исключением в его творчестве. Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь д’Эма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера. Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици).

«Христос в Эммаусе» 1525 «Христос в Эммаусе» 1525 «Положение во гроб» 1526—1527 «Положение во гроб» 1526—1527 Madonna with St. Francis and St. Jerome 1522 Madonna with St. Francis and St. Jerome 1522

Через два года Понтормо вновь резко меняет свой стиль.

В алтарной картине «Положение во гроб» (1526—1527, Флоренция, церковь Санта Феличита, Капелла Каппони) господствует то утонченное произвольное начало, которое современники обозначали термином «манера», а в наши дни воспринимают как своеобразный манифест маньеризма. Группа близких, поддерживающих тело Христа, превращенная в единое целое переплетением змеевидных линий, как бы парит на темном фоне; написанные очень светлыми красками, почти без теней фигуры кажутся почти бестелесными, лишенными земной тяжести и живого тепла. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».

«Портрет Козимо Медичи Старшего» 1530-е

Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Облик основателя правящей династии, установившего в 1434 году единоличное правление во Флоренции, был, видимо, известен Понтормо по изображениям на медалях; тем более поразительна сила экспрессии этого профильного портрета, подчеркнутая красными тонами одеяния. Острая выразительность, внутренняя напряженность отличает и другие портреты кисти Понтормо. Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры, изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица, и скрытую напряженность его выражения.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Последние двадцать лет жизни Понтормо были связаны с двором Козимо I, при котором Флоренция превратилась в маленькое абсолютистское княжество, всей своей жизнью, структурой общества, придворным укладом предвосхитившее европейские абсолютистские монархии XVII века. Вазари рассказывает о странностях Понтормо, видимо, пережившего в эти годы тяжелый душевный кризис, об устроенной им в доме мастерской, куда было можно проникнуть только через люк по приставной лестнице, которую художник затем втаскивал наверх и, захлопнув люк, изолировал себя от остального мира.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Rearick J. С., The drawings of Pontormo, v. 1—2, Camb., 1964; Forster K. W., Pontormo, [Münch., 1966].
  • Пономарева Татьяна «Итальянская живопись. XVI век» Издательство: «Белый город» (2014)
  • Манфред Вундрам «Возрождение» Издательство: «Арт-Родник» (2007)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artifexdeco.com, dic.academic.ru, art-catalog.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джакопо Понтормо: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джакопо Понтормо: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Понтормо Якопо Картины биография Pontormo Jacopo

Понтормо Якопо (Pontormo Jacopo) (1494-1557) Итальянский живописец и рисовальщик, представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма. Собственно, Якопо Карруччи (Carrucci). Родился в местечке Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи. Учился у Пьеро ди Козимо, Мариотто Альбертинелли, испытал влияние Андреа дель Сарто, Микеланджело, Альбрехта Дюрера.

На картине «Встреча Марии и Елизаветы» изображен евангельский эпизод встречи Марии с ее родственницей Елизаветой. Центром композиции является объятие двух женщин, все излишние детали устранены. Душевное волнение подчеркнуто здесь яркими, почти светящимися цветами и двумя удлиненными фигурами на втором плане с темными впалыми глазами. Искаженные формы и блестящие насыщенные тона характерны для стиля Понтормо, представляющего собой прекрасный пример зрелого маньеризма. Понтормо принадлежал к флорентийской школе, но по своему живописному стилю был скорее эксцентриком. Его невротический и замкнутый характер выразился в дневнике, где художник с почти навязчивой одержимостью описывал детали своей повседневной жизни. Учеником и последователем Якопо Понтормо был Анджело Бронзино.

Понтормо — одна из самых значительных, противоречивых и трагических фигур во флорентийском искусстве 16 века. Мастер огромного дарования и большой искренности, Понтормо выступает первоначально как смелый новатор, стремящийся найти новые пути для искусства Возрождения. И в то же время Понтормо принадлежит к тем представителям итальянской интеллигенции, которые необычайно остро ощутили драматическую сложность коллизий современной им действительности. Уже в 1520-е годы постоянно усиливающееся чувство жизненного разлада приводит его к глубокому творческому кризису, к отказу от ренессансных традиций.

Формирование Понтормо-художника связано с лучшими традициями флорентийского искусства. Первым его учителем был Леонардо да Винчи, а около 1512 года юноша становится помощником Андреа дель Сарто. В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516; церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения. Его композициям свойственны монументальная широта и торжественность, герои — стройные, сильные фигуры, задрапированные крупными складками одеяний, — величавы и прекрасны, их позы и жесты отличаются безупречной пластической красотой. Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы. Располагая группу людей тесным полукругом, Понтормо пронизывает ее сильным движением, превращая во взволнованную толпу; фигурам Марии и Елизаветы он сообщает порывистость, почти стремительность, раскрывающую большое и искреннее чувство. Эта эмоциональная насыщенность образов, типичная и для других ранних произведений Понтормо, сближает молодого мастера — при всей разнице в масштабе их дарований — с Микеланджело.

На рубеже 10—20-х годов 16 столетия Понтормо в поисках большей жизненной непосредственности обращается, подобно некоторым мастерам венецианской террафермы, к искусству северного Возрождения и Дюреру. Это можно проследить в ранних композициях Понтормо — «Истории Иосифа», «Поклонении волхвов» и в особенности в серии работ для монастыря в Галуццо (Чертоза Валь д'Эма), относящихся к 1522—1525 годам. Но в условиях обостряющихся социальных противоречий, натиска реакции, характеризующих жизнь Флоренции 1520-х годов, столь чуткий и восприимчивый мастер, как Понтормо, не смог сохранить гармонически ясное восприятие мира. В цикле фресок в Галуццо «Страсти Христа» светлую жизнерадостность ранних произведений сменяет глубокий драматизм. К сожалению, фрески сохранились настолько плохо, что можно судить только об их общем характере. Все же очевидно, что Понтормо стремится дать евангельским событиям глубоко человечную трактовку, превратить их в сцены горестей и страданий простых людей. И в то же время фрески проникнуты не только трагизмом, но и настроением подавленности, обреченности («Христос перед Пилатом», «Оплакивание»). Противоречивым и двойственным становится изобразительный язык художника: необычная острота восприятия натуры, пластическая сила лепки объемов соединяются теперь с повышенной эмоциональностью линейного ритма, готическими изгибами силуэтов фигур.

С 1520-х годов Понтормо становится одним из основоположников маньеризма во флорентийской школе живописи. Его виртуозное композиционное мастерство ярко проявляется во фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Художник Якопо Понтормо с 1507 года жил и работал во Флоренции и окрестностях; в конце 30-х годов 16 века жил в Риме. Большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 году для того же монастыря в Галуццо. С одной стороны, эта необычная для Италии картина является кульминацией новаторских реалистических исканий Понтормо.

Фигуры апостолов, превращенных Понтормо в простолюдинов с грубыми обнаженными ногами, и монахов-заказчиков, простонародные набожные лица которых выступают из мрака на заднем плане, вылеплены контрастами светотени с такой пластической осязаемостью и суровой правдивостью, что непосредственно предвосхищают картины Караваджо. С остротой и лаконизмом, достойными реализма 17 века, написан и натюрморт на столе. И в то же время, помещая своих героев па отвлеченном темном фоне, вырывая их из мрака холодным мерцающим светом, исходящим из символического «ока», Понтормо переносит действие в некую ирреальную среду. Напряженный, нервный ритм угловатых, ломающихся складок, беспокойные, извивающиеся линии силуэтов сообщают фигурам апостолов и Христа повышенную одухотворенность, вся картина приобретает религиозно-мистическую окраску. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо. В своих исканиях Понтормо выходит за пределы идеально-возвышенного стиля флорентийской живописи, сближается с мастерами террафермы, предвосхитившими Караваджо. Но эти тенденции не могли найти плодотворной почвы для развития в охваченной кризисом Флоренции 1510—1520-х годов. Отсюда стремление противопоставить реальному миру некие духовно-мистические ценности, усиление субъективного начала, свидетельствующие о том, что Понтормо начинает переживать тяжелый кризис.

В следующем своем значительном произведении — «Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом. Это одно из самых трагических произведений итальянского искусства 16 века, полное глубокого, мучительного отчаяния, выраженного Понтормо с большой эмоциональной силой. И в то же время мастер приходит к отказу от гуманистических и реалистических исканий своего раннего творчества. Предстающие перед нами юноши с искаженными лицами, полными ужаса глазами, женщины, склоняющиеся над телом Христа, теряют и внутреннюю силу и жизненную конкретность образов раннего Понтормо, приобретают отвлеченно-идеальный характер. Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Приподнимая горизонт, Понтормо создает впечатление, что вся группа как бы парит в воздухе, ноги юношей и женщины на первом плане едва касаются земли. Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести. Высветленный колорит, построенный на диссонансах холодных, прозрачных тонов—розовато-красного, бледно-лилового, светло-голубого, зеленого,— увеличивает ирреальность всего изображенного.

В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (1528—1530; Карминьяно) — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. Поздний период творчества мастера убедительно свидетельствует о негативном характере эстетических принципов маньеризма. После 1530 года Понтормо остается чуждым складывающейся придворной культуре; в уединении своей мастерской, окруженный непониманием современников, он продолжает одинокие поиски. Но, лишенные теперь опоры в действительности, они становятся бесплодными, завершаются постоянными творческими неудачами. Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 веке фрески в церкви Сан Лоренцо, которым Понтормо посвятил последние десять лет жизни (1546—1556). Сохранившиеся наброски к ним поражают не только вымученной переусложненностыо замысла, подчинением человеческой фигуры абстрактному узору, но и странной для такого блестящего рисовальщика вялостью линий, говорят о полном творческом упадке мастера. После 1530 года единственными значительными работами Понтормо являются его немногочисленные портреты. Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и совершенно противоположный ей по духу рисунок, изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет»; Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника.

Понтормо относится к числу тех итальянских мастеров 16 века, которые как бы стояли на грани двух эпох. Творчество Якопо Понтормо оказало воздействие на многих живописцев, в частности таких, как Бронзино, Россо и Лапполи. Являясь одним из основоположников маньеризма, Понтормо, однако, противостоит другим маньеристам, выступая в лучших своих произведениях как смелый искатель новых путей, своеобразно преломивший в своем искусстве реалистические и гуманистические традиции Высокого Возрождения.

smallbay.ru

Аркадий Ипполитов. Якопо Понтормо: художник извне и изнутри. СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016

Текст: Аркадий Ипполитов28.06.2016   9432

О самой значительной и противоречивой фигуре в итальянском искусстве XVI века.

Якопо да Понтормо. Копейщик. Холст и эскиз. Около 1530 (?). Музей Гетти, Лос-Анджелес

В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге выходит новая книга Аркадия Ипполитова — «Якопо Понтормо: художник извне и изнутри». Якопо Каруччи (1494–1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо, — одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века. Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным. Однако период ренессансного цветения был краток: разразилась гражданская война, республика пала, и Тоскана оказалась в руках семейства Медичи. В сущности, правление Медичи было диктатурой, и Понтормо, как и многие другие флорентийские интеллектуалы, оказался в сложнейшей ситуации выбора между мятежом и подчинением тирании. Искусство Понтормо трагично. Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично — за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом». Экспрессивность, доходящая до экстравагантности, поражала уже современников, в том числе и Джорджо Вазари. С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует фрагмент из книги — историю двух картин Якопо Понтормо: «Мучения одиннадцати тысяч мучеников» и L’Alabardiere, связанных, как показывает автор исследования, с ключевым политическим событием — подавлением флорентийской республики и установлением тирании Медичи. При этом Медичи обеспечивают сытую и даже жирную жизнь, да и возможна ли эмиграция? Что делать художникам? Ситуация, схожая с сегодняшней.

Суперобложка книги «Якопо да Понтормо: Художник извне и изнутри». 2016. Фото: courtesy Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

Во Флоренции художники подавились своим жирным куском кулебяки, и стали славить новый режим. Понтормо не был исключением, но талант кулебякой не замажешь. Два его произведения являют не то чтобы пример, но факт оппозиции в условиях полного государственного контроля над жизнью своих подданных. Вазари, полностью зависевший от Медичи, характеризует эти две картины скупо и сдержанно:

«Для сестер приюта Инноченти он написал на холсте размером в полтора локтя и с бесчисленным множеством фигур историю одиннадцати тысяч мучеников, приговоренных к смерти и распятых в лесу по приказу Диоклетиана. В этой картине Якопо очень хорошо изобразил сражение коней и обнаженных воинов, а также нескольких превосходнейших летящих путтов, направляющих свои стрелы на палачей. Равным образом вокруг императора, выносящего им свой приговор, стоят несколько исключительно красивых обнаженных мучеников, обреченных на смерть. Картина эта достойна похвалы во всех отношениях и ныне высоко ценима доном Винченцио Боргини, начальником этого приюта и некогда ближайшим другом Якопо».

Якопо да Понтормо. Мучение одиннадцати тысяч мучеников. 1529–1530. Холст, масло. Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция

«Мучение одиннадцати тысяч мучеников» раньше называли «Мучением святого Маврикия», теперь же — «Мучением святого Акакия». Разница в том, что казнь легиона, перешедшего под руководством Маврикия в христианство, произошла в Галлии при императоре Диоклетиане, а казнь легиона Акакия — на горе Арарат при его соправителе Максимиане (в других источниках — при Адриане или Антонине Пие). Вазари имени мученика не указывает, но императора именует Диоклетианом; при этом установившееся с XVI века название «Мучение одиннадцати тысяч» соотносится с числом соратников именно Акакия — у Маврикия их количество не было определено, и вообще Маврикия часто изображали негром на основании того, что он происходил из Египта.

Датируемая 1529–1530 годами, то есть временем разгрома Третьей республики, эта картина является откликом на современные художнику события: осаду и капитуляцию Флоренции перед союзными папскими войсками <…>. В жестоком изображении резни поражает смелая и открытая аллюзия: фигура отдающего приказания римского военачальника (Диоклетиана, Максимиана, Адриана или Антонина) чуть ли не впрямую восходит к статуе Джулиано Медичи из капеллы в Сан Лоренцо <…>. Микеланджело получил заказ на гробницы Джулиано и Лоренцо еще от папы Льва X, которым тот приходился братом и дядей. После смерти Льва работа приостановилась, но Климент VII утвердил заказ, и Микеланджело работал над статуей с 1525 по 1534 год. Во время Третьей республики, которую Микеланджело пылко бросился защищать, так что даже поступил на службу республиканского правительства, работа была прекращена, так как он все отношения с папским двором и Медичи порвал. В частности, Микеланджело руководил строительством оборонительных сооружений, и ему было не до гробниц Джулиано и Лоренцо. Служба на благо республики продолжалась недолго, и вскоре, испуганный сгущавшейся грозой, Микеланджело бежал в Венецию, где и отсиживался, трепеща за свою жизнь. Уже в конце 1530 года он был победителями прощен, вновь вернулся во Флоренцию, покоренную Медичи, и продолжил работу над статуями.

Видел ли Понтормо мраморного Джулиано? Явное сходство фигуры на картине со статуей позволяет ответить на этот вопрос положительно, что красноречиво свидетельствует о симпатиях и антипатиях Понтормо. Картина читается как обличение Медичи, но Вазари этого не замечает или предпочитает не замечать, похвалив картину за «исключительно красивых обнаженных мучеников, обреченных на смерть». Похвала звучит двусмысленно, но Вазари, видимо, это не смущало.

Действительно, композиция этой страшной картины, полной холодного отчаяния, очень лихо закручена, представляя изощреннейшую аранжировку картонов Леонардо и Микеланджело, определивших maniera grande и хорошо знакомых Понтормо <…>. Картоны, созданные двумя гениями по заказу Второй республики, послужили образцами как для раннего, республиканского по сути, так и для зрелого и позднего тосканского маньеризма, обслуживавших двор Медичи. Вазари сам был большим поклонником картонов, и ему нравилось, что использование Понтормо мотивов из этих двух произведений внешне совпало со вкусами и методами зрелого и позднего маньеризма, паразитировавшего на maniera grande.

Вслед за Вазари, воспринявшим картину очень формально, современное искусствоведение трактует «Мучение одиннадцати тысяч» как шаг к пустоватой маньеристичной виртуозности. Тем не менее, вдумавшись в смысл изображенного, мы увидим, что картина кардинально отличается от искусства тосканско-римской школы, искусства par excellence придворного. «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» — это мост, перекинутый от «Битвы при Ангиари» и «Битвы при Кашине» к «Третьему мая 1808 года в Мадриде» Гойи, «Свободе на баррикадах» Делакруа, «Гернике» Пикассо и политически актуальному искусству Нового времени со всеми его достоинствами и недостатками. Картоны Леонардо и Микеланджело, кроме того, что они стали образчиками maniera grande, были и символами республиканских свобод, так что аллюзия, читаемая в обнаженных фигурах мучеников Понтормо на эти произведения, не менее красноречива, чем поза безжалостного тирана, вызывающая в памяти памятник Джулиано Медичи, монумент торжествующей тирании. Республиканские герои, триумфально воспетые Леонардо и Микеланджело, на картине Понтормо превращены в жертвенную толпу обреченных.

Можно ли превращать произведение чинквеченто в некий знак социально-политического протеста, уподобляя его произведениям искусства Нового времени? Вроде как Понтормо написал «Мучение одиннадцати тысяч» alle donne dello spedale degl’Innocenti [«для женщин Воспитательного дома», <…>], отнюдь не относящихся к «протестным слоям населения», как любят сейчас говорить, но указание Вазари на то, что картина была ценима Винченцо Боргини, многое проясняет. Монах-бенедектинец Винченцо Боргини (1515–1580, <…>) считался одним из главных интеллектуалов Флоренции. Во времена Вазари он был лоялен к Медичи, находясь на их службе, но в юности Боргини был тесно связан с Пьеро Веттори <…>, сторонником республики и открытым врагом Медичи. Как раз после падения республики Винченцо Боргини, еще подросток, и принял монашеский сан, и он, как и Веттори, покинул город вплоть до конца 1530-х годов. Затем оба они, вновь призванные Медичи, жили и работали во Флоренции, но к Медичи относились примерно также, как Иван Петрович Павлов к Советской России. Боргини упоминается в дневниках Понтормо; в 1552 году он стал одним из важных чинов в администрации Воспитательного дома. Для Боргини, Веттори и других флорентинцев, сочувствующих республике, но примирившихся с Медичи, аллюзии на политическую ситуацию во Флоренции «Мучения одиннадцати тысяч» были ясны, как день.

Теперь картина находится в Палаццо Питти, в Галерее Палатина.

Аньоло Бронзино. Мучение одиннадцати тысяч мучеников. 1530. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция

«Другую картину, подобную вышеназванной, он написал для Карло Нерони, изобразив только сражение мучеников и ангела, который их крестит, и тут же портрет и самого Карла».

Версия в Галерее Уффици сильно отличается от версии для Ло спедале дельи Инноченти, в первую очередь тем, что на ней отсутствует фигура отдающего приказания римского владыки, и, соответственно, ассоциация со статуей Джулиано Медичи цензурирована. Сейчас подавляющее большинство исследователей приписывают эту версию молодому Бронзино. Картина прекрасна, но по сравнению с «Мучением одиннадцати тысяч» из Галереи Палатина она кажется вторичной и фрагментарной. В авторстве Бронзино сомневаться не приходится, и его цензура показательна: молодой художник не хочет раздражать новую власть и берет на себя роль посредника между Медичи и Понтормо. Вазари указывает, что картина была написана для Карло Нерони. Это — флорентийский аристократ восемнадцати лет от роду, о котором мы лишь знаем, что он был одним из первых плейбоев Флоренции. Как раз в 1530 году, которым примерно датируется картина, он женился на девушке из семейства Каппони, Катерине <…> — бомонд Флоренции теперь заваливает Понтормо заказами. В сообщении Вазари, что написал «тут же портрет и самого Карла» [etappresso il ritratto di esso Carlo] содержится двусмысленность: непонятно, написал ли он портрет тут же в картине, около ангела, или создал отдельный параллельно написанию картины. Сегодня исследователи стараются трактовать слова Вазари как сообщение о самостоятельном портрете (тем более, что фигурки в картине столь мелки, что там никакого Нерони не разглядишь), и пытаются связать с ним портрет из частной английской коллекции, недавно с помпой выставленный в Лондонской Национальной галерее. Предполагаемый портрет Карло Нерони очень эффектен, но принадлежность портрета кисти Понтормо и идентификация персонажа (основанная на том, что он одет в черный [nero] кафтан, в этом видят отсылку к фамилии Нерони) более чем сомнительны.

Якопо да Понтормо. Копейщик. Холст и эскиз. Около 1530 (?). Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Равным образом написал он во время осады Флоренции портрет Франческо Гварди в солдатской одежде — прекраснейшую вещь, а на створке, которой закрывалась эта картина, Бронзино написал Пигмалиона, молящего Венеру о том, чтобы она, вдохнув душу в изваяние, его оживила и даровала ему (как она это сделала согласно басне, сочиненной поэтами) и плоть и кости».

Многие исследователи сейчас связывают упоминаемый Вазари портрет с картиной, находящейся в Музее Поля Гетти в Малибу. В историю портрет вошел под названием L’Alabardiere [«Копейщик», чтобы не переводить неуклюжим словом «алебардщик»], и это один из самых привлекательных и загадочных портретов всего флорентийского чинквеченто. В авторстве Понтормо нет никаких сомнений, но в идентификации изображенного до сих пор согласия нет. Сначала он был портретом неизвестного, потом его определили как портрет восемнадцатилетнего Козимо I Медичи, изображенного после победы в битве при Монтемурло, случившейся в 1537 году. В этой битве войска Медичи разбили флорентийских сторонников республики, пытавшихся при поддержке французов вернуть себе власть, и это было боевым крещением юного герцога. Медичийская пропаганда устами придворных историков раздула значение победы при Монтемурло, в сущности эпизодической, как одной из важнейших в истории Флоренции (впрочем, республиканцы делали то же самое — достаточно вспомнить микеланджеловскую Кашину). В случае справедливости отождествления L’Alabardiere с герцогом Козимо картина из Музея Гетти должна датироваться достаточно поздно, где-то около 1540 года, то есть временем, когда Понтормо работал на владычествующую династию. Если это так, то картина Понтормо, изображающая Козимо героем, становится примером восхваления герцогской власти и L’Alabardiere встает в один ряд с безупречно-льстивыми медичийскими портретами Бронзино.

Однако существуют серьезные основания не соглашаться с подобной атрибуцией. Во-первых, изображенный ни капли на Козимо не похож. Во-вторых, картина мало имеет общего с манерой Понтормо около 1540 года, но очень близка к Понтормо около 1530-го, когда герцогу было десять. В-третьих, в портрете нет никакой парадности и никакой триумфальности — вряд ли Козимо захотел бы быть увековеченным после победы при Монтемурло с такими страдальческими глазами. Все эти соображения побудили весьма разумно связать L’Alabardiere с упоминаемым Вазари портретом Франческо Гварди.

Влиятельное флорентийское семейство Гварди, придерживавшееся республиканских взглядов, было столь обширным и разветвленным кланом, что в 1530 году в документах можно найти сразу несколько его представителей с именем Франческо. Уже одно краткое указание Вазари на то, что Понтормо портретировал кого-то из семейства Гварди, хотя из него и невозможно понять, какой именно Франческо изображен, значимо: любой из семейства Гварди был республиканцем. Вазари не пускается в подробности именно потому, что само упоминание семейства Гварди не лояльно по отношению к Медичи и является очередным свидетельством политических симпатий Понтормо. Возраст изображенного подсказывает единственную возможную кандидатуру: Франческо, сына Герардо, относящегося к ветви Гварди дель Монте (существовали и другие ветви семейства), родившегося в 1514 году Ничего, кроме даты рождения, сохранившейся в документах благодаря тому, что на него было записано все имущество (немалое) Герардо, мы о Франческо ди Герардо Гварди дель Монте не знаем. Кандидатура на роль портретируемого одного из защитников республики, как и кандидатура герцога Козимо, имеет множество pro и contra, но факт остается фактом: Понтормо создал уникальный образ воина-рыцаря, исполненного трагического обреченного ожидания.

По значительности и загадочности L’Alabardiere вполне сопоставим с образом Бамбергского всадника, амплитуда колебаний в идентификации которого также невероятно обширна — от императора Фридриха II Штауфена до «сидящего на белом коне» из Апокалипсиса, чье имя Верный и Истинный. Вопрос о том, кто стал прообразом одинокого героя, которого до сих пор предпочитают именовать обобщенно символически, L’Alabardiere, юный республиканец или юный герцог, окончательно не решен, но очевидно, что портрет изображает не триумф, а жертвенную самоотверженность, и что по настроению он очень близок к «Мучению одиннадцати тысяч».

artguide.com

Перспектива у маньеристов. Понтормо и Пармиджанино

 

В 15 веке живопись и математика развивались бок-о-бок. Леонардо да Винчи – лишь наиболее характерный пример универсального гения, но эпоха кватроченто знаетеще множество подобных примеров: Брунеллески, Альберти, Уччелло, Пьеро делла Франческа… Художники-математики активно разрабатывают учение о перспективе и пропорциях человека.  

Но уже в начале 16 века восторженное отношение к перспективе сменяется на значительно более спокойное.  Приведу пример из другой области: так если в первые годы 20 столетия показ движущихся картинок в синематографе  воспринимался как чудо, то уже к 1920-м годам движение само по себе перестало удивлять кого бы то ни было.

Маньеризм  - по сути открытый протест против «математизации» живописи. Еще Микеланджело говорил, что художник должен иметь циркуль в глазу, а не в руке. Маньеристы на первый план ставят не математический расчет, а свободную волю художника. 

 

Маньеризм, как направление рождается на рубеже 1510-х и1520-х годов, и к 1530-м годам представляет собой уже вполне сформировавшийся стиль. Однако крупнейшие представители раннего маньеризма, такие, как Понтормо и Пармиджанино практически не оставили после себя письменных высказываний об искусстве. Эстетическая теория маньеризма дошла до нас в основном в трудах второй половины 16 века и даже начала 17-го. Судить же об эстетических воззрениях ранних представителей этого направления приходится в основном по высказываниям младших современников (в первую очередь – Вазари), но такие высказывания чреваты субъективностью.

И Понтормо и Пармиджанино немало достается от Вазари за их излишнюю экстравагантность и стремление отличиться.  Первого из них Вазари попрекает стремлением подражать «немецкой манере» (грубой ипростоватой с точки зрения итальянца), а одну из поздних работ ругает последними словами, говоря, среди прочего, что в ней не соблюдались правила перспективы.  

С перспективой  в работах Якопо Понтормо действительно не все однозначно. Вот, например, ранняя работа художника, «Иосиф в Египте». (Cм. выше). Пространство этой картины выглядит уплощенным, чему способствуют  «кулисные» горки на заднем  плане, напоминающие горки в русских иконах. Всего на картине изображено несколько сцен (встреча Иосифом братьев и отца, дом Иакова), каждая в своем пространстве, со своим горизонтом и точкой схода. Такой прием  - совмещение кв картине различных сцен, происходящих в разных местах и в разное время характерен для средневекового искусства и раннего Возрождения, в эпоху же высокого ренессанса  художники предпочитают «три единства» (места,  времени, и действия). Тем не менее, перспектива отнюдь не забыта Понтормо –почти все ортагонали переднего плана сходятся в единой точке.

Заметим, что уже в этой ранней картине Понтормо намечена характерная особенность пространственного построения картин маньеристов – отсутствие связи между пространственными планами.  

В более поздней работе того же Понтормо – «Встреча Марии и Елизаветы» ближний и дальний планы как будто бы существуют сами по себе. Почти все пространство картины занимают фигуры женщин в ярких одеждах, перспектива же улицы решена в тонах серых и невыразительных, но подчеркивающих изысканный колорит женских фигур. Линия горизонта при этом проходит на уровне талии женщин (а не на уровне глаз). Но если судить по архитектуре и фигурам дальнего плана (там есть две маленькие мужские фигурки), то высота горизонта составит метров 6-7, и, следовательно, рост Марии, Елизаветы и их спутниц – метров 10-12.

Эта особенность – разномасштабность фигур первого и второго планов – характерна для работ многих маньеристов, в частности, для одного из самых значительных, и, можно сказать, программных произведений этого направления – «Мадонны с длинной шеей», Пармиджанино. Это полотно не закончено, поэтому перспективная реконструкция может носить лишь предположительный характер.  

Уровень горизонта здесь – ниже уровня колен Мадонны, но чуть выше головы святого, стоящего в глубине. Благодаря этой «лягушачьей перспективе» Мадонна выглядит не только огромной как гора (как у Понтормо), но еще и величественной и при этом – изящной. Очевидно, горизонт картины должен находиться на уровне глаз зрителя, и на зрителя она должна была производить  очень сильное впечатление. Собственно, такое сильное впечатление она произвелаи на меня в Уффици. И еще раз замечу – дальний план с колоннадой, маленькой мужской фигурой и пейзажем выглядит как отдельная картина.

Этот прием «картина в картине» характерен и для многих других работ Пармиджанино, например, вот этой:

 

На мой взгляд, эта картина – одно из изящнейших произведений мирового искусства, да и вообще, в номинации «Грация» я отдал бы Франческо Маццуоли (т.е. Пармиджанино) первое место. Дверь в другое помещение создает ощущение глубины и неограниченного пространства.

Вот еще одна картина, "Видение святого Иеронима". Здесь Мадонна с младенцем находится в ином пространстве, нежели Иоанн Креститель и св. Иероним, хотя кто-то возможно увидит здесь "обратную перспективу". Впрочем, глядя на этот шедевр как-то даже не хочется рассуждать о перспективе.

Изображение комнаты на дальнем плане, видной в открытую дверь часто используется другими маньеристами. Например Беккафуми:

 

И Вазари:

В целом, если подводить итог, то можно сказать, что маньеристы отрицали точное, математическое построение перспективы, но не отрицали перспективу, как выразительный прием. Наоборот, во многих их картинах перспективное сокращение преувеличено – в целях достижения большей выразительности.

   

tito0107.livejournal.com

Понтормо, якопо

группировать по:

размеры картинок:

картинок на сранице:

стр. всего 1

11001

Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Поклонение волхвов. Фрагмент, 1519-1520, Дерево, масло 11_07450art 11_07450 Понтормо, ЯкопоПоклонение волхвов. Фрагмент, 1519-1520, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Поклонение волхвов. Фрагмент, 1519-1520, Дерево, масло 11_0745011_07450 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_07473art 11_07473 Понтормо, Якопо1525-1528, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_0747311_07473 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Джозефс Братья прошу о помощи d8e288art d8e288 Понтормо, ЯкопоПонтормо - Джозефс Братья прошу о помощи Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Джозефс Братья прошу о помощи d8e288d8e288 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет Никколо Ардингелли, 1540-1543, 102 x 79 см, Дерево, масло 11_07493art 11_07493 Понтормо, ЯкопоПортрет Никколо Ардингелли, 1540-1543, 102 x 79 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет Никколо Ардингелли, 1540-1543, 102 x 79 см, Дерево, масло 11_0749311_07493 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Кающийся св. Иероним, 1527-1528, 105 x 80 см, Дерево, масло 11_07480art 11_07480 Понтормо, ЯкопоКающийся св. Иероним, 1527-1528, 105 x 80 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Кающийся св. Иероним, 1527-1528, 105 x 80 см, Дерево, масло 11_0748011_07480 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Себастьян, 1515, 65 x 48 см, Дерево, масло 11_07433art 11_07433 Понтормо, ЯкопоСв. Себастьян, 1515, 65 x 48 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Себастьян, 1515, 65 x 48 см, Дерево, масло 11_0743311_07433 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Встреча Марии и Елизаветы, 1528-1529, 202 x 156 см, Дерево, масло 11_07485art 11_07485 Понтормо, ЯкопоВстреча Марии и Елизаветы, 1528-1529, 202 x 156 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Встреча Марии и Елизаветы, 1528-1529, 202 x 156 см, Дерево, масло 11_0748511_07485 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент, 1528-1529, Дерево, масло 11_07486art 11_07486 Понтормо, ЯкопоВстреча Марии и Елизаветы. Фрагмент, 1528-1529, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент, 1528-1529, Дерево, масло 11_0748611_07486 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте, 1517-1518, 44 x 49 см, Холст, масло 11_07435art 11_07435 Понтормо, ЯкопоКартины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте, 1517-1518, 44 x 49 см, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте, 1517-1518, 44 x 49 см, Холст, масло 11_0743511_07435 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло 11_07436art 11_07436 Понтормо, ЯкопоКартины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло 11_0743611_07436 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло 11_07437art 11_07437 Понтормо, ЯкопоКартины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло 11_0743711_07437 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло 11_07438art 11_07438 Понтормо, ЯкопоКартины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Картины для брачного покоя Пьера Франческо Боргерини в его родовом дворце (Флоренция). Иосиф в Египте. Фрагмент, 1517-1518, Холст, масло 11_0743811_07438 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет молодого человека, 1525-1526, 85 x 61 см, Дерево, масло 11_07470art 11_07470 Понтормо, ЯкопоПортрет молодого человека, 1525-1526, 85 x 61 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет молодого человека, 1525-1526, 85 x 61 см, Дерево, масло 11_0747011_07470 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет юноши с алебардой, 1529-1530, 92 x 72 см, Холст, масло 11_07489art 11_07489 Понтормо, ЯкопоПортрет юноши с алебардой, 1529-1530, 92 x 72 см, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет юноши с алебардой, 1529-1530, 92 x 72 см, Холст, масло 11_0748911_07489 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Алтарь св. Анны. Мадонна со св. Анной. Слева: св. Себастьян и апостол Петр. Справа: апостол Филипп и св. Бенедикт, 1529, 228 x 176 см, Дерево, масло 11_07487art 11_07487 Понтормо, ЯкопоАлтарь св. Анны. Мадонна со св. Анной. Слева: св. Себастьян и апостол Петр. Справа: апостол Филипп и св. Бенедикт, 1529, 228 x 176 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Алтарь св. Анны. Мадонна со св. Анной. Слева: св. Себастьян и апостол Петр. Справа: апостол Филипп и св. Бенедикт, 1529, 228 x 176 см, Дерево, масло 11_0748711_07487 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет ювелира, 1517-1518, 69 x 50 см, Дерево, масло 11_07439art 11_07439 Понтормо, ЯкопоПортрет ювелира, 1517-1518, 69 x 50 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет ювелира, 1517-1518, 69 x 50 см, Дерево, масло 11_0743911_07439 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_07453art 11_07453 Понтормо, Якопо1520-1521, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_0745311_07453 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_07454art 11_07454 Понтормо, Якопо1520-1521, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_0745411_07454 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_07455art 11_07455 Понтормо, Якопо1520-1521, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_0745511_07455 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_07456art 11_07456 Понтормо, Якопо1520-1521, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_0745611_07456 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_07457art 11_07457 Понтормо, Якопо1520-1521, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1520-1521, Фреска 11_0745711_07457 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Святое семейство с Иоанном Крестителем, 1522-1524, 120 x 98,5 см, Холст, масло 11_07459art 11_07459 Понтормо, ЯкопоСвятое семейство с Иоанном Крестителем, 1522-1524, 120 x 98,5 см, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Святое семейство с Иоанном Крестителем, 1522-1524, 120 x 98,5 см, Холст, масло 11_0745911_07459 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Квентин, 1517-1518, 163 x 103 см, Дерево, масло 11_07440art 11_07440 Понтормо, ЯкопоСв. Квентин, 1517-1518, 163 x 103 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Квентин, 1517-1518, 163 x 103 см, Дерево, масло 11_0744011_07440 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Квентин. Фрагмент, 1517-1518, Дерево, масло 11_07441art 11_07441 Понтормо, ЯкопоСв. Квентин. Фрагмент, 1517-1518, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Квентин. Фрагмент, 1517-1518, Дерево, масло 11_0744111_07441 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет Алессандро Медичи, 1534-1535, 97 x 79 см, Дерево, масло 11_07492art 11_07492 Понтормо, ЯкопоПортрет Алессандро Медичи, 1534-1535, 97 x 79 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет Алессандро Медичи, 1534-1535, 97 x 79 см, Дерево, масло 11_0749211_07492 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Вечеря в Эммаусе, 1525, 230 x 173 см, Холст, масло 11_07466art 11_07466 Понтормо, ЯкопоВечеря в Эммаусе, 1525, 230 x 173 см, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Вечеря в Эммаусе, 1525, 230 x 173 см, Холст, масло 11_0746611_07466 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Вечеря в Эммаусе. Фрагмент, 1525, Холст, масло 11_07467art 11_07467 Понтормо, ЯкопоВечеря в Эммаусе. Фрагмент, 1525, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Вечеря в Эммаусе. Фрагмент, 1525, Холст, масло 11_0746711_07467 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Вечеря в Эммаусе. Фрагмент, 1525, Холст, масло 11_07468art 11_07468 Понтормо, ЯкопоВечеря в Эммаусе. Фрагмент, 1525, Холст, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Вечеря в Эммаусе. Фрагмент, 1525, Холст, масло 11_0746811_07468 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514, 91 x 150 см, Фреска 11_07427art 11_07427 Понтормо, Якопо1514, 91 x 150 см, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514, 91 x 150 см, Фреска 11_0742711_07427 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514, Фреска 11_07428art 11_07428 Понтормо, Якопо1514, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514, Фреска 11_0742811_07428 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мадонна с Иоанном Крестителем, 1523-1525, 87 x 67 см, Дерево, масло 11_07460art 11_07460 Понтормо, ЯкопоМадонна с Иоанном Крестителем, 1523-1525, 87 x 67 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мадонна с Иоанном Крестителем, 1523-1525, 87 x 67 см, Дерево, масло 11_0746011_07460 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Десять тысяч мучеников, 1529-1530, 65 x 73 см, Дерево, масло 11_07488art 11_07488 Понтормо, ЯкопоДесять тысяч мучеников, 1529-1530, 65 x 73 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Десять тысяч мучеников, 1529-1530, 65 x 73 см, Дерево, масло 11_0748811_07488 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мадонна с Иоанном Крестителем, 1527-1528, 89 x 73 см, Дерево, масло 11_07481art 11_07481 Понтормо, ЯкопоМадонна с Иоанном Крестителем, 1527-1528, 89 x 73 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мадонна с Иоанном Крестителем, 1527-1528, 89 x 73 см, Дерево, масло 11_0748111_07481 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мадонна со свв. Франциском и Иеронимом, 1522, 72 x 60 см, Дерево, масло 11_07458art 11_07458 Понтормо, ЯкопоМадонна со свв. Франциском и Иеронимом, 1522, 72 x 60 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мадонна со свв. Франциском и Иеронимом, 1522, 72 x 60 см, Дерево, масло 11_0745811_07458 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет дамы с корзиночкой для пряжи, 1516, 76 x 54 см, Дерево, масло 11_07434art 11_07434 Понтормо, ЯкопоПортрет дамы с корзиночкой для пряжи, 1516, 76 x 54 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет дамы с корзиночкой для пряжи, 1516, 76 x 54 см, Дерево, масло 11_0743411_07434 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет Козимо Медичи Старшего, 1518-1519, 86 x 65 см, Дерево, масло 11_07443art 11_07443 Понтормо, ЯкопоПортрет Козимо Медичи Старшего, 1518-1519, 86 x 65 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет Козимо Медичи Старшего, 1518-1519, 86 x 65 см, Дерево, масло 11_0744311_07443 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Рождество Иоанна Крестителя, 1526, Диаметр 54 см, Дерево, масло 11_07479art 11_07479 Понтормо, ЯкопоРождество Иоанна Крестителя, 1526, Диаметр 54 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Рождество Иоанна Крестителя, 1526, Диаметр 54 см, Дерево, масло 11_0747911_07479 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Антоний, 1519, 78 x 66 см, Дерево, масло 11_07448art 11_07448 Понтормо, ЯкопоСв. Антоний, 1519, 78 x 66 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Св. Антоний, 1519, 78 x 66 см, Дерево, масло 11_0744811_07448 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Снятие с креста. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска 11_07462art 11_07462 Понтормо, ЯкопоЦикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Снятие с креста. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Снятие с креста. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска 11_0746211_07462 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос на Масличной горе. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска 11_07463art 11_07463 Понтормо, ЯкопоЦикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос на Масличной горе. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос на Масличной горе. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска 11_0746311_07463 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос перед Пилатом. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска 11_07464art 11_07464 Понтормо, ЯкопоЦикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос перед Пилатом. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос перед Пилатом. Фрагмент, 1523-1525, 300 x 290 см, Фреска 11_0746411_07464 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос перед Пилатом. Фрагмент, 1523-1525, Фреска 11_07465art 11_07465 Понтормо, ЯкопоЦикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос перед Пилатом. Фрагмент, 1523-1525, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Цикл фресок Страстей Христовых в картезианском монастыре Галлуццо. Христос перед Пилатом. Фрагмент, 1523-1525, Фреска 11_0746511_07465 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мужской портрет (Франческо да Кастильоне?), 1520, 50 x 39 см, Дерево, масло 11_07452art 11_07452 Понтормо, ЯкопоМужской портрет (Франческо да Кастильоне?), 1520, 50 x 39 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мужской портрет (Франческо да Кастильоне?), 1520, 50 x 39 см, Дерево, масло 11_0745211_07452 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Поклонение волхвов, 1519-1520, 85 x 190 см, Дерево, масло 11_07449art 11_07449 Понтормо, ЯкопоПоклонение волхвов, 1519-1520, 85 x 190 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Поклонение волхвов, 1519-1520, 85 x 190 см, Дерево, масло 11_0744911_07449 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Поклонение волхвов. Фрагмент, 1519-1520, Дерево, масло 11_07451art 11_07451 Понтормо, ЯкопоПоклонение волхвов. Фрагмент, 1519-1520, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Поклонение волхвов. Фрагмент, 1519-1520, Дерево, масло 11_0745111_07451 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Алтарь Пуччи. Мадонна на троне, ангелы и святые, 1518, 214 x 185 см, Картон, масло 11_07442art 11_07442 Понтормо, ЯкопоАлтарь Пуччи. Мадонна на троне, ангелы и святые, 1518, 214 x 185 см, Картон, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Алтарь Пуччи. Мадонна на троне, ангелы и святые, 1518, 214 x 185 см, Картон, масло 11_0744211_07442 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мария с младенцем Иисусом и святыми, 1514, 223 x 196 см, Фреска, переведенная на холст 11_07426art 11_07426 Понтормо, ЯкопоМария с младенцем Иисусом и святыми, 1514, 223 x 196 см, Фреска, переведенная на холст Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Мария с младенцем Иисусом и святыми, 1514, 223 x 196 см, Фреска, переведенная на холст 11_0742611_07426 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514-1516, Фреска 11_07429art 11_07429 Понтормо, Якопо1514-1516, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514-1516, Фреска 11_0742911_07429 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514-1516, 392 x 337 см, Фреска 11_07430art 11_07430 Понтормо, Якопо1514-1516, 392 x 337 см, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1514-1516, 392 x 337 см, Фреска 11_0743011_07430 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Декор люнета капеллы папы Льва Х в Санта Мария Новелла во Флоренции. св. Вероника. Фрагмент, 1515, Фреска 11_07431art 11_07431 Понтормо, ЯкопоДекор люнета капеллы папы Льва Х в Санта Мария Новелла во Флоренции. св. Вероника. Фрагмент, 1515, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Декор люнета капеллы папы Льва Х в Санта Мария Новелла во Флоренции. св. Вероника. Фрагмент, 1515, Фреска 11_0743111_07431 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Декор свода капеллы папы Льва Х в Санта Мария Новелла во Флоренции. Путти с папским гербом, 1515, 75 x 75 см, Фреска 11_07432art 11_07432 Понтормо, ЯкопоДекор свода капеллы папы Льва Х в Санта Мария Новелла во Флоренции. Путти с папским гербом, 1515, 75 x 75 см, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Декор свода капеллы папы Льва Х в Санта Мария Новелла во Флоренции. Путти с папским гербом, 1515, 75 x 75 см, Фреска 11_0743211_07432 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Два из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Иоанн, 1525, Диаметр 70 см, Дерево, масло 11_07469art 11_07469 Понтормо, ЯкопоДва из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Иоанн, 1525, Диаметр 70 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Два из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Иоанн, 1525, Диаметр 70 см, Дерево, масло 11_0746911_07469 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Два из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Лука, 1526, Диаметр 70 см, Дерево, масло 11_07478art 11_07478 Понтормо, ЯкопоДва из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Лука, 1526, Диаметр 70 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Два из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Лука, 1526, Диаметр 70 см, Дерево, масло 11_0747811_07478 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Фрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Ангел благовещения, 1527-1528, Фреска 11_07482art 11_07482 Понтормо, ЯкопоФрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Ангел благовещения, 1527-1528, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Фрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Ангел благовещения, 1527-1528, Фреска 11_0748211_07482 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Фрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Дева Мария, 1527-1528, Фреска 11_07483art 11_07483 Понтормо, ЯкопоФрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Дева Мария, 1527-1528, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Фрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Дева Мария, 1527-1528, Фреска 11_0748311_07483 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Фрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Дева Мария, 1527-1528, Фреска 11_07484art 11_07484 Понтормо, ЯкопоФрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Дева Мария, 1527-1528, Фреска Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Фрески из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Дева Мария. Фрагмент. Дева Мария, 1527-1528, Фреска 11_0748411_07484 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, 313 x 192 см, Дерево, масло 11_07471art 11_07471 Понтормо, Якопо1525-1528, 313 x 192 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, 313 x 192 см, Дерево, масло 11_0747111_07471 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_07472art 11_07472 Понтормо, Якопо1525-1528, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_0747211_07472 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_07474art 11_07474 Понтормо, Якопо1525-1528, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_0747411_07474 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_07475art 11_07475 Понтормо, Якопо1525-1528, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_0747511_07475 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_07476art 11_07476 Понтормо, Якопо1525-1528, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_0747611_07476 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_07477art 11_07477 Понтормо, Якопо1525-1528, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />1525-1528, Дерево, масло 11_0747711_07477 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет дамы в красном платье, 1532-1533, 89 x 70 см, Дерево, масло 11_07490art 11_07490 Понтормо, ЯкопоПортрет дамы в красном платье, 1532-1533, 89 x 70 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет дамы в красном платье, 1532-1533, 89 x 70 см, Дерево, масло 11_0749011_07490 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет дамы в красном платье. Фрагмент, 1532-1533, Дерево, масло 11_07491art 11_07491 Понтормо, ЯкопоПортрет дамы в красном платье. Фрагмент, 1532-1533, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет дамы в красном платье. Фрагмент, 1532-1533, Дерево, масло 11_0749111_07491 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Архангел Михаил. Фрагмент, 1519, 173 x 59 см, Дерево, масло 11_07445art 11_07445 Понтормо, ЯкопоАрхангел Михаил. Фрагмент, 1519, 173 x 59 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Архангел Михаил. Фрагмент, 1519, 173 x 59 см, Дерево, масло 11_0744511_07445 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Архангел Михаил. Фрагмент, 1519, Дерево, масло 11_07446art 11_07446 Понтормо, ЯкопоАрхангел Михаил. Фрагмент, 1519, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Архангел Михаил. Фрагмент, 1519, Дерево, масло 11_0744611_07446 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Евангелист Иоанн. Фрагмент, 1519, 173 x 59 см, Дерево, масло 11_07447art 11_07447 Понтормо, ЯкопоЕвангелист Иоанн. Фрагмент, 1519, 173 x 59 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Евангелист Иоанн. Фрагмент, 1519, 173 x 59 см, Дерево, масло 11_0744711_07447 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Иосиф продан Потифара b45d10art b45d10 Понтормо, ЯкопоПонтормо - Иосиф продан Потифара Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Иосиф продан Потифара b45d10b45d10 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Иосиф с Иаковом в Египет d8fb51art d8fb51 Понтормо, ЯкопоПонтормо - Иосиф с Иаковом в Египет Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Иосиф с Иаковом в Египет d8fb51d8fb51 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Портрет Козимо Медичи Старший 9a0dc6art 9a0dc6 Понтормо, ЯкопоПонтормо - Портрет Козимо Медичи Старший Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Портрет Козимо Медичи Старший 9a0dc69a0dc6 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Ужин в Эммаусе 8df998art 8df998 Понтормо, ЯкопоПонтормо - Ужин в Эммаусе Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - Ужин в Эммаусе 8df9988df998 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - фараон со своей Батлер и Бейкер 2388d4art 2388d4 Понтормо, ЯкопоПонтормо - фараон со своей Батлер и Бейкер Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Понтормо - фараон со своей Батлер и Бейкер 2388d42388d4 Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет музыканта, 1518-1519, 88 x 67 см, Дерево, масло 11_07444art 11_07444 Понтормо, ЯкопоПортрет музыканта, 1518-1519, 88 x 67 см, Дерево, масло Вы можете заказать рамку для портрета Понтормо, Якопо<br />Портрет музыканта, 1518-1519, 88 x 67 см, Дерево, масло 11_0744411_07444

группировать по:

размеры картинок:

картинок на сранице:

стр. всего 1

11001

s-poster.ru


Смотрите также