День художника: когда он отмечается в России? Праздник картина


Русский музей: выставка Праздники по-русски

03:16 pm - Русский музей: выставка Праздники по-русски

праздники по-русскиГод назад мне довелось побывать в русском музее на выставке.. нет, супервыставке "Избранники Клио". Я до сих пор ее вспоминаю с теплотой? до чего она мне понравилась (Вот здесь про нее). Поэтому узнав, что в корпусе Бенуа открывается новая выставка - Праздники по-русски я нутром почуял, что мне необходимо там побывать. Оказалось, что почуял верно - эта выставка - словно сестра предыдущей! Думаю, что "Праздники по-русски" делали те же люди, что и "Избранники Клио". Спасибо им огромное! Впечатлений я получил массу!

Единственное, чего не хватило - это подробных и интересных комментариев под картинами, их очень не хватает. Особенно, если учитывать, что большинство экспонатов не из постоянной экспозиции, а экскурсии, насколько я знаю, по выставке "Праздники по русски" к сожелению не проводится. Меня в этом деле мог бы выручить iPad, но стоило мне его достать, как бабушки служительницы стали на меня очень подозрительно коситься и спрашивать не снимаю ли я картины... К бабушкам ни малейшей претензии, но было как-то неуютно.

Ниже немного впечатлений и комментариев - попытки ссоздать подписи, которых мне так недоставало =) Ну и репродукции. Хотя в очередной раз убеждаюсь, что какими бы качественными сканы с картин не были, все равно они не передают ни настроения, ни атмосферы реального полотна. Это все равно, что сранвить поход в театр и просмотр видеозаписи спектакля. Или просмотр DVD и посещение на концерта. Вроде все на месте, и порой качество звука-картинки радует, но не достает самой важной детали и поэтому впечатление абсолютно другое - более плоское. Хотя, это я уже отвлекся! Итак, Русский музей, выставка "Праздники по-русски".

Я буду придерживаться хронологии авторов выставки, но выделять только те картины которые мне понравились. В реале на выставке их в разы больше, плюс еще какие-то мелочи вроде нарядов, предметов и еще каких-то артефактов. Был даже экран, где транслировалась какая-то запись начала века (судя по белым силуэтам с достоинством куда-то двигающимся предполагаю, что это был государь император с семьей). Но эти вещи меня мало интересовали, я предпочитаю живопись. А живописное путешествие по миру русских праздников начиналось с Руси.

А. П. Рябушкин - "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 год)VII век, Москва, праздничный день, грязища. Ну очень нравится мне эта известная картина Андрея Петровича Рябушкина. У других - XVII век, а уж тем более Москва - это что-то эпичное - Минин и Пожарский карают Лжедмитрия, Царь Алексей Михайлович у гроба святителя Филлипа.. ну и т.д. А тут праздничный день, улица - ни фонарей, ни аптек, а только бурое болото от края до края. Молодое русское царство. Меня особенно забавит мужчина у забора, пытающийся и разодетых женщин пропустить и замараться не сильно....рябушкин московская улица в праздничный день В. Г. Шварц - "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче" (1865 год) 

А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика - торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь.... Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.

Шварц - Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее МихайловичеГ. Г. Мясоедов - "Смотрины невесты" (вторая половина 19 века)А вот картина, к праздникам имеющая косвенное отношение - Г. Г. Мясоедов, "Смотрины невесты". Суровое жюри внимательно изучает претендентку, на замужество, судя по всему с именитым женихом. У крестьян все было попроще - там все невестушки "на виду", а вот свадьба бояр да князей - не редко это был настоящий древнерусский конкурс красоты.

Например Иван Грозный искал невесту так - по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. "Финалистки" царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно!

Мясоедов - Смотрины невестыА. И. Корзухин - "Девичник" (1889 год)Продолжая свадебную тему (это не я, это устроители выставки так все развесили) - Алексей Иванович Корзухин, "Девичник". Во первых картина просто понравилась - и сюжет понятен и настроение радости и смятения улавливается и сразу видно, кто невеста, кто подруги и т.д. Но более всего в глаза бросилась не полураздетая девица, выглядывающая из избы, и не погруженная в хозяйственные дела баба с бельем, безучастная к веселью, а компания из немолодых женщин за столом. Они ну просто излучают уверенность в себе, беззаботность и довольство. Одна из них пьет из здоровенной кружки, даже интересно что у нее там налито? Хотя понятно, что не мартини...Корзухин - ДевичникК. Е. Маковский - "Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)" (1895 год)Следующее монументальное полотно Константина Маковского (оно размером с целую стену, я видел его впервые) вызвало вопросы. Называется оно "Поцелуйный обряд" и вот про этот самый обряд я не знал ничего, хотя строил предположения, как оказалось - верные.

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная - видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Другое название картины "Пир у боярина Морозова". Борис Морозов - воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну "распиливал" не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают... никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает . Что до Бориса Морозова от Константина Маковского, то я подозреваю, что седой старец в центре картины - это он и есть!

Маковский - Поцелуйный обряд (пир у боярина Морозова)К. Е. Маковский - "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869 год)А вот и еще Маковский. На этот раз событие изображено уже куда более позднее - это видно и по одежде и по форме балаганов. В веселом гулянии автор выразил образ "Всего Петербурга". А место, где все это происходит - Адмиралтейская площадь, образованна в 1822 году, нынче уже не существует - полностью слилась с Александровским садом, Адмиралтейским проспектом и одноименным проездом. Площади нет, а картина осталась... такая вот сила искусства.Кстати, именно За это полотно Маковский был удостоен звания профессора Академии ХудожествМаковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в ПетербургеИоганн Якоб Меттенлейтер - "Деревенский обед" (между 1786 и 1788)А когда я подошел к в следующей картине (к сожалению я не нашел человеческой репродукции) заинтересовался надолго. Во первых - сама манера письма, фигуры, люди... наполнило голландцев, больших и малых, "живущих" в Эрмитаже. Потом имя художника (немного подтверждающее первоначальную догадку) - Якоб Меттенлейтер. После этого стало интересно, что же это за Меттенлейтер, что висит в Русском музее.

Оказалось, что Иоганн Якоб Меттенлейтер - это придворный живописец императора Павла I. В 1786 году, будучи уже известным мастером (ему было 36 лет), он приехал в Россию, где жил и работал вплоть до самой смерти. Вот здесь - его весьма интересная биография, напоминающая остросюжетный роман.

Кстати, написана картина была по полученной в 1786 академической программе на звание академика. Тема была такая: „Представить российских деревенских жителей в обеих полах при обеденном столе, где видно было по их состоянию всякое изобилие, равно и посуда столовая соответствовала б, и где пристойно их и орудие означить; фигуры же расположить исторически"

Обращу внимание (это тоже сразу бросилось в глаза, жаль на репродукции плохо видно) - что едят люди - непонятно. Миски есть, но еды нет! Ощущение, что питаются они воздухом, или какой-то жидкостью... (собачка и кошечка тоже ищут покушать, но не находят). Такая вот печальная картина на которой совсем не пахнет "всяким изобилием"

Иоганн Якоб Меттенлейтер - Деревенский обедБ. М. Кустодиев - "Зима. Масленичные гуляния" (1919 год)А вот работ Бориса Кустодиева на выставке было много. И все они, разумеется, они были "праздничного" характера. Говорят любил мастер праздники - как увидит праздник, сразу за холст и рисовать, и рисовать. Выходили у Кустодиева праздники яркие и живые... Мне на этой выставке запомнились две его картины на эту тему - первая - "Зима. Масленичные гуляния"...кустодиев - Зима. Масленичные гулянияБ. М. Кустодиев - "Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот" (1917 год)... вторая - "Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот". Опять яркие краски и событие - навсегда ставшее историей.

Что до события - вербный торг "Верба" - весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили "вербные катания" на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея "Вербный торг" был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование.

Вот так писал про "Вербный торг" Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»:"Гаврила готовит парадную пролетку - для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой"В Петербурге "Вербный торг" проходил возле Гостиного двора. Вот фото начала века.

Кустодиев - Вербный торг на Красной площади у Спасских воротА. А. Попов - "Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге" (1853 год)А вот простой эпизод местчкового праздника - небольшая сцена на ярмарке в провинциальной Старой Ладоге. Автор Андрей Андреич Попов (1831-1896 гг) - русский художник-реалист, работавший в области бытовой живописи.Попов - Народная сцена на ярмарке в Старой ЛадогеД. О. Осипов - "Две девушки в день Семика" (1860-1870-е)Следующая картина тоже заинтриговала - на холсте две девицы застывшие в томной близости, название - "Две девушки в день Семика". Стало дико интересно, что же это за "семик" такой... оказалось все весьма забавно.

Семи́к - это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода с языческими конями, плавно мимикрирующий под христианский и напрочь забытый нынче. Называют его так же "Зелёная неделя", "Русалочья неделя" или "Русалии". Отмечается Семик в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название) и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником - поэтому и две девушки на холсте.

"Резвились" в Семик девицы довольно своеобразно - например шли в лес «завивать берёзу» (да, да «Во поле берёза стояла» - это оттуда, можете на википедии проверить). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Видимо этот фрагмен на холсте и запечатлен...

Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала... но народ все равно гулял!

осипов - Две девушки в день СемикаCтанислав Хлебовский - "Ассамблея при Петре I" (1858 год)А вот еще любопытная картина, написанная польским художником (Польша тогда входила в состав Российской империи). Вроде дамы, кавалеры, парики, камзолы.. а все равно ощущается какая-то зажатость и натянутость. Все какое-то искусственное и не живое...

Мечтающий жить на западный манер Петр ввел правило устраивать ассамблеи. О том, что это такое говорилось в указе 1718 года: "Ассамблеи - слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава"

Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. В Петербурге обер-полицмейстер, а в Москве — комендант назначали, в чьем доме будет следующая ассамблея.

По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они "так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество"

А за конкретно эту картину художник получил золотую медаль. Такие вот дела...

Cтанислав Хлебовский - Ассамблея при Петре IВ. И. Якоби - "Ледяной дворец" (18978 год)А эту известную картину я "в живую" видел впервые. На ней изображена "шутейная свадьба" в Ледяном доме в Петербурге во времена императрицы Анны Иоанновны. Однажды Императрица, которая весьма своеобразно "развлекалась" шутки ради решила поженить своего придворного шута князя М.А. Голицына (внука фаворита царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицына) и калмычку Буженинову, одной из своих приживалок. День свадьбы был назначен на морозный день 6 февраля 1740 года. Для молодоженов выстроили "Ледяной дворец" - здоровенное строение из льда, которое имело в длину 8 саженей или 56 лондонских футов (1 л.ф. = 30,479 см) и в ширину две с половиной сажени и высоту вместе с кровлей в 3 сажени. У дворца выставили пушки, а поздравляли молодых разнообразные гости. После молодоженов заперли в их ледяном склепе до утра - по идее организаторов, супруги за ночь обязательно должны были замерзнуть. Однако Буженинова заранее припрятала в ледяном доме теплые вещи, чем спасла себя и мужа. Молодые выдержали назначенное им испытание, а за счет множества ценных подарков, преподнесенных им во время свадьбы, значительно обогатились.якоби - ледной домГ. Г. Чернецов - "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге" (1839 год)А вот по настоящему эпичное полотно - грандиозный парад в честь победы русской армии в кратковременной войне, которая вошла в историю даже не как война, а как просто польское восстание. Результатом ее стало присоединение королевства Польского к Российской империи. Но картина - не просто банальная батальная сцена, есть в ней еще кое что интересное!

Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева - император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Причем все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). Вот здесь список тех, кого изобразил мастер!

Миниатюрных героев своего времени было очень интересно разглядывать. Особенно мне запомнился генерал с деревянной ногой... интересно, кто это? Кстати, Николаю I картина не понравилась, мол слишком много внимания было уделено зрителям и слишком мало ему самому. Но картину император все таки купил... в подарок наследнику

чернецов - Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831А. И. Корзухин - "Бабушкин праздник" (1893 год)И еще одна картина Александра Ивановича Корзухина. Я видел ее и ранее.. и она мне очень нравится... Праздник - он же не обязательно всеообщий и всенародный! Он же может быть таким интимным, добрым и светлым!корзухин - Бабушкин праздникЛ. И. Соломаткин - "Любители пения" (1882 год)Снова абсолютно не эпичная картина. Наверное праздник, наверное день рождение... гости пьяны и поют. На столе я насчитал шесть бутылок и маааленький графинчик.. Ровно шесть певцов затянули песнь... интересно - хорошо ли они поют?Соломаткин - Любители пенияА. Я. Волосков - "За чайным столом" (1851 год)А вот еще одно застолье - только теперь уже все чинно, достойно и никто не поет и, видимо, пьет. Вернее пьют все, но только чай. Каждый справляет свои праздники по своему.волосков - За чайным столомИ. Е. Репин - "17 октября 1905 года" (1907—1911)А вот еще один "праздник" - 17 октября 1905 года - отклик на манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране. В манифесте, подготовленном возглавлявшим Совет Министров С. Ю. Витте, который считал конституционные уступки единственным средством сохранения самодержавия, было обещано даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Думу законодательным органом. Либеральные круги русского общества встретили предполагаемые преобразования с воодушевлением.

Репин писал о своем полотне: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».

Среди изображенных на картине – демократически настроенные филолог М. Прахов (слева), актриса Л. Яворская (с букетом), критик В. В. Стасов (в центре). Создавая произведение, Репин заботился о том, чтобы избежать «условности, искусственности, рассудочности, прозаического подчеркивания и скуки».

В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке. И что-то она мне навевает... хотя все таки здесь радость!

Репин - 17 октября 1905 годаИ. Бродский - "Праздник конституции" (1930 год)После Репина незаметно начались "советские" картины. Мне они особенно понравились и запомнились. Может от того, что видел я их впервые.. а может быть от того, что праздники как-то ближе и понятнее. Люблю я соцреализм. Вот, например, полотно очаровательного художника Исаака Бродского - "Праздник конституции". У меня сразу же возник вопрос - что же это за праздник такой образца 1930 году? Оказалось, что впервые он был установлен декретом Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 в ознаменование принятия 1-й Конституции СССР, введённой 2-й сессией ЦИК 6 июля 1923. С 1924 по 1936 праздновался ежегодно 6 июля. А 5 декабря 1936 Чрезвычайный 8-й съезд Советов СССР принял новую Конституцию СССР и праздничным днем стало 5 декабря. Потом конституцию опять меняли.. и дату опять переносили. Ну а когда отмечается День Конституции РФ, думаю, вы еще помните... помните?Кому интересно узнать о художнике Вот здесь пара слов и небольшой но интересный фильм.Бродский - Праздник конституцииП. Д. Бучкин - "Всероссийский праздник труда 1 мая" (1920 год)Люди сажают деревья, улыбаются и излучают радость. На заднем фоне виднеется здание, очень похожее на инженерный замок. Есть подозрение, что место действия - Марсово поле.Советская власть требовала от художника быть «верным помощником партии в деле коммунистического воспитания трудящихся», следовать единому творческому методу. Живописцы не писали более аристократические семейства или картины на аллегорически-мифические сюжеты. Они воспевали простой народ во всей его красе!Бучкин - Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 гА. Н. Самохвалов - "С. М. Киров принимает парад физкультурников" (1935 год)А вот еще одна, просто потрясающая картина! Почему она "прячется" где-то в запасниках? Полотно огромно, фигуры физкультурников изображены практически в полный рост. Сергей Миронович Киров аплодирует на высокой трибуне в левом углу картины. Девушки дарят ему цветы.. я подошел к ним ближе.. и ощутил колоссальный эффект присутствия! Я был там! На этом параде, рядом с радующимися атлетами. И казалось еще чуть чуть и будут слышны и радостный гул и аплодисменты!Кстати о реальных парадах физкультурников - они проходили в довоенное время каждый год. Вот интересная фотография с одного из них!Самохвалов - С. М. Киров принимает парад физкультурниковБ. М. Кустодиев - "Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого" (1921 год)И снова Борис Кустодиев! И снова праздники!

В 1920 году Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Картина была закончена Борисом Михайловичем в 1921 году.

Те, кто сразу же заметил, что действие картины разворачивается на площади Урицкого, но при этом на виду знакомые черты Александринской колонны догадались абсолютно верно - после окончания революции площадь переименовали в площадь им. Урицкого в честь убитого в 1918 году председателя Петроградского ЧК. Так она и просуществовала аж до 1944 года.

Еще интересный элемент на этой картине - это два молодых человека в центре - один из них стоит к зрителям спиной, у второго во рту трубка. Эти двое - молодые ученые ленинградского физико-технического института, будущие нобелевские лауряты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. По легенде молодые физики пришли в мастерскую к мастеру и сказали: "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас". А Кустодиев взял... и согласился. Результатом стал портрет физиков (Вот он). Но почему ученые "выбрались" еще и на праздник в честь открытия конгресса - тайна!

кустодиев - Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 годаП. А. Пластов - "Колхозный праздник (Праздник урожая)." (1938 год)А вот простой советский колхоз.. и простой колхозный праздник. Мало что изменилось в сравнении с деревенскими праздниками столетней давности, разве что наряды...Пластов - Колхозный праздник (Праздник урожая)П. П. Кончаловский - "А. Н. Толстой у меня в гостях" (1940-41)И нельзя было пройти мимо вот этой картины. Петр Петрович Кончаловский, дед кинорежиссера Андрея Кончаловского изобразил известного писателя, графа Алексея Николаевича Толстого (автора таких книг, как "Гиперболоид инженера Гарина" и "Хождение по мукам"). Выглядит Алексей Николаевич очень даже не плохо и самодовольно, особенно для того, не самого сытого времени. Так и хочется сказать - "ну и харя". Хотя стол ему выставил гостеприимный хозяин - Петр Кончаловский. Поэтому оба хороши!Кончаловский - А. Н. Толстой у меня в гостяхФиринат Халиков - "Праздник Гуся в древней Казани" (2007)А вот картина совсем свежая - написана всего пять лет назад. Автор - известный современный татарский художник Фиринат Халиков. Тема древняя... и опять "непонятная". Нет у славян такого праздника гуся.. а вот у татар есть!

"День гуся" или "Праздник гуся" называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.

Фиринат Халиков - Праздник Гуся в древней КазаниГ. А. Савинов - "День победы" (1972-1975)День победы. Не парадано праздничный со Сталиным, Жуковым и гордыми лицами непобедимых советских воинов, а тихий, немного печальный личный праздник. Молодые выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах, блестящая работа художника.Вы обратили внимание - сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула?Савинов - День победыЮ. П. Кугач - "В праздник (В выходной день)" (1949)А вот этой радостной картиной я хочу закончить.Просто люди.. у них праздник или просто выходной... и они радуются, искренне и светло!Кугач - В праздник (В выходной день)

Выставка показалась мне какой-то маленькой. После я собирался было идти домой.. но решил подняться взглянуть на работу Петрова-Водкина (мол идти два шага). И в итоге Русский музей меня окончательно "засосал". Посетил я еще две выставки в корпусе Бенуа - "От Москвы до самых до окраин" и "Коллекция Михаила и Сергея Боткиных", о них, может быть, позднее напишу. А потом я как-то оказался уже на постоянной экспозиции (ну зачем они постоянно перевешивают картины?). В итоге уходил из Русского музея я вместе с милицией - потому что проходил там до самого закрытия...

Если будет время, возможность и вы любите живопись, то обязательно посетите выставку "Праздники по-русски". Она продлится до 12 марта!

Музыка: Пикник - Праздник

d-stroz.livejournal.com

Новый год в живописи: праздник на картинах - Рецензии - Другое

Праздник – одна из самых популярных тем в живописи у отечественных и зарубежных художников. Атмосфера Рождества и Нового года вызывает у людей исключительно положительные эмоции, поэтому живописцы с удовольствием рисовали наряженные ёлки, заснеженные улицы и весёлые гуляния, тем самым создавая новогоднее настроение. "Ревизор.ru" предлагает своим читателям окунуться в эту уютную атмосферу праздника.

Борис Кустодиев. "Зима". 1916 год

Знаменитый русский художник очень любил изображать народные гуляния в период рождественских и новогодних праздников, его картины всегда отличались особой сказочностью. Полотно "Зима" демонстрирует небольшой городок, утопающий в снегу, и нарядные тройки лошадей, на которых весело катаются люди. Эта картина, наполненная радостью, отлично передаёт зимнее праздничное настроение.

Александр Бучкури. "Рождественский базар". 1906 год

Бучкури – ещё один русский живописец, среди работ которого присутствует полотно на новогоднюю тематику. "Рождественский базар" изображает весёлую и красочную ярмарку, которую посетили жители городка, чтобы приобрести всё необходимое для праздников. Здесь и ёлочки, и пряничные домики, и сладости, и игрушки. На лицах людей радостные улыбки от предвкушения Нового года.

Вигго Юхансен. "Счастливое Рождество". 1891 год

Этот датский художник предпочитал изображать на своих картинках эпизоды из семейной жизни. Одна из его по-настоящему волшебных работ – полотно "Счастливое Рождество", где на фоне людских теней сверкает яркими огнями наряженная ёлка. Именно этот контраст и передает сказочную атмосферу праздника и ожидания чуда, благодаря чему от картины невозможно оторвать взгляд.

Ольга Романова. "Новогоднее угощение". 1891 год

Все дети императора Александра III изучали живопись, но только Ольга занималась этим искусством серьёзно. Её полотно "Новогоднее угощение" было написано в эмиграции, но княгиня очень точно передала дух русского праздника. На картине мы видим накрытый стол на фоне украшенной ёлки, на белой скатерти стоит самовар, чайный сервиз, баночка варенья и праздничный пирог.

Генри Мослер. "Рождественское утро". 1916 год

Полотно этого американского художника отличается каким-то особым волшебством и загадочностью. Картина "Рождественское утро" изображает двух детей, которые застыли перед приоткрытой дверью в нетерпении и предвкушении. В проёме видна богато наряженная ёлка, которую украшают горящие свечи, а на полу можно даже рассмотреть подарки.

Татьяна Ерёмина. "Предновогодние хлопоты". 1953 год

Среди работ этой талантливой и разноплановой советской художницы также есть очень атмосферный рисунок, передающий ожидание праздника – "Предновогодние хлопоты". На полотне вы видим радостную семью: папа несет ёлку, мама – торт в коробке, а маленькая дочь – фигурку Деда Мороза. Вокруг множество людей со свёртками – все стараются накупить к празднику подарков.

Александр Дудин. "Ёлка". 1953 год

Картины этого российского живописца отличаются изящной простотой, где нет ничего лишнего. На полотне "Ёлка" изображена праздничная хвойная красавица, украшенная стеклянными игрушками и блестящим дождиком. Именно так украшали ёлочки в советское время: простоватыми фигурками в виде шариков, шишек и грибков. Картина очень хорошо передает сказочную атмосферу Нового года.

Норман Роквелл. "Санта Клаус". 1921 год

Работы этого американского иллюстратора больше похожи на рождественские открытки – настолько они пропитаны волшебством. На одной из его очаровательных иллюстраций вы видим спящую девочку, возле кроватки которой стоит Санта Клаус с мешком подарков. Художник оставил нам загадку, снится ли старичок девочке, или этот сказочный персонаж на самом деле существует.

Александр Гуляев. "Новый год". 1967 год

Этот советский художник удивительно точно передаёт атмосферу праздника. На картине "Новый год" изображена обычная рабочая семья в момент украшения ёлки. За окном вечереет, папа сидит за столом и с улыбкой наблюдает, как мама с детьми достают из коробки ёлочные игрушки и наряжают хвойное деревце. И всё так уютно и по-домашнему, что невольно вызывает искреннюю улыбку.

Александр Мохов. "31 декабря". 2005 год

Удивительно, но современные полотна этого российского художника как будто нарисованы в начале прошлого века – настолько точно они передают атмосферу тех времён. На заднем плане картины "31 декабря" мы видим заснеженные сельские домики, а на переднем – фрагмент стола. На нём стоит ваза с хвойными ветками и рыжий кот, трогающий лапкой свисающий с ветки шарик.

 

www.rewizor.ru

Новый год в живописи: праздник на картинах

Топ-10 самых красивых и атмосферных полотен для создания праздничного настроения.

Праздник – одна из самых популярных тем в живописи у отечественных и зарубежных художников. Атмосфера Рождества и Нового года вызывает у людей исключительно положительные эмоции, поэтому живописцы с удовольствием рисовали наряженные ёлки, заснеженные улицы и весёлые гуляния, тем самым создавая новогоднее настроение. "Ревизор.ru" предлагает своим читателям окунуться в эту уютную атмосферу праздника.

Борис Кустодиев. "Зима". 1916 год

Знаменитый русский художник очень любил изображать народные гуляния в период рождественских и новогодних праздников, его картины всегда отличались особой сказочностью. Полотно "Зима" демонстрирует небольшой городок, утопающий в снегу, и нарядные тройки лошадей, на которых весело катаются люди. Эта картина, наполненная радостью, отлично передаёт зимнее праздничное настроение.

Александр Бучкури. "Рождественский базар". 1906 год

Бучкури – ещё один русский живописец, среди работ которого присутствует полотно на новогоднюю тематику. "Рождественский базар" изображает весёлую и красочную ярмарку, которую посетили жители городка, чтобы приобрести всё необходимое для праздников. Здесь и ёлочки, и пряничные домики, и сладости, и игрушки. На лицах людей радостные улыбки от предвкушения Нового года.

Вигго Юхансен. "Счастливое Рождество". 1891 год

Этот датский художник предпочитал изображать на своих картинках эпизоды из семейной жизни. Одна из его по-настоящему волшебных работ – полотно "Счастливое Рождество", где на фоне людских теней сверкает яркими огнями наряженная ёлка. Именно этот контраст и передает сказочную атмосферу праздника и ожидания чуда, благодаря чему от картины невозможно оторвать взгляд.

Ольга Романова. "Новогоднее угощение". 1891 год

Все дети императора Александра III изучали живопись, но только Ольга занималась этим искусством серьёзно. Её полотно "Новогоднее угощение" было написано в эмиграции, но княгиня очень точно передала дух русского праздника. На картине мы видим накрытый стол на фоне украшенной ёлки, на белой скатерти стоит самовар, чайный сервиз, баночка варенья и праздничный пирог.

Генри Мослер. "Рождественское утро". 1916 год

Полотно этого американского художника отличается каким-то особым волшебством и загадочностью. Картина "Рождественское утро" изображает двух детей, которые застыли перед приоткрытой дверью в нетерпении и предвкушении. В проёме видна богато наряженная ёлка, которую украшают горящие свечи, а на полу можно даже рассмотреть подарки.

Татьяна Ерёмина. "Предновогодние хлопоты". 1953 год

Среди работ этой талантливой и разноплановой советской художницы также есть очень атмосферный рисунок, передающий ожидание праздника – "Предновогодние хлопоты". На полотне вы видим радостную семью: папа несет ёлку, мама – торт в коробке, а маленькая дочь – фигурку Деда Мороза. Вокруг множество людей со свёртками – все стараются накупить к празднику подарков.

Александр Дудин. "Ёлка". 1953 год

Картины этого российского живописца отличаются изящной простотой, где нет ничего лишнего. На полотне "Ёлка" изображена праздничная хвойная красавица, украшенная стеклянными игрушками и блестящим дождиком. Именно так украшали ёлочки в советское время: простоватыми фигурками в виде шариков, шишек и грибков. Картина очень хорошо передает сказочную атмосферу Нового года.

Норман Роквелл. "Санта Клаус". 1921 год

Работы этого американского иллюстратора больше похожи на рождественские открытки – настолько они пропитаны волшебством. На одной из его очаровательных иллюстраций вы видим спящую девочку, возле кроватки которой стоит Санта Клаус с мешком подарков. Художник оставил нам загадку, снится ли старичок девочке, или этот сказочный персонаж на самом деле существует.

Александр Гуляев. "Новый год". 1967 год

Этот советский художник удивительно точно передаёт атмосферу праздника. На картине "Новый год" изображена обычная рабочая семья в момент украшения ёлки. За окном вечереет, папа сидит за столом и с улыбкой наблюдает, как мама с детьми достают из коробки ёлочные игрушки и наряжают хвойное деревце. И всё так уютно и по-домашнему, что невольно вызывает искреннюю улыбку.

Александр Мохов. "31 декабря". 2005 год

Удивительно, но современные полотна этого российского художника как будто нарисованы в начале прошлого века – настолько точно они передают атмосферу тех времён. На заднем плане картины "31 декабря" мы видим заснеженные сельские домики, а на переднем – фрагмент стола. На нём стоит ваза с хвойными ветками и рыжий кот, трогающий лапкой свисающий с ветки шарик.

 

worldartdalia.blogspot.com

когда он отмечается в России?

Как все знают, существует множество различных праздников. Некоторые отмечаются повсеместно, а про другие, например профессиональные, большинство людей может даже и не знать. К таким праздникам относится и День художника. Он действительно существует и отмечается в кругу представителей этой профессии. Стоит подробнее познакомиться с этим праздником и рассмотреть, когда и как он отмечается.

день художника

Немного о празднике

Как уже говорилось выше, существует множество профессиональных праздников, например День программиста или День экономиста. Такие профессии довольно широко распространены, поэтому иногда можно услышать и о существовании их "личных" праздников. Художников же в повседневной жизни мы встречаем гораздо реже, в связи с чем мало кто знает, что существует и День художника. С ним можно поздравить всех настоящих мастеров своего дела, поскольку это порой нелегкий труд.

Итак, теперь стоит поговорить о том, когда же отмечается День художника в России. Дата этого праздника – 8 декабря. Отметим, что этот день знаменателен не только в России. 8 декабря – Международный день художника. В честь него проводится множество различных мероприятий в учреждениях культуры, музеях, галереях и других местах, которые обязательно стоит посетить любому образованному человеку.

История профессии художника

Конечно же, затрагивая тему профессионального праздника (в нашем случае это День художника), стоит отдельно поговорить и о профессии художника. Для начала нужно рассмотреть определение такой интересной специальности.

Художник – специалист, который занимается изобразительным искусством, а также другими видами искусства. Эта профессия появилась очень давно, даже древние люди создавали различные изображения на камнях. Также ученые находят большое количество наскальной живописи и других свидетельств о том, что даже у древних людей существовала потребность в изобразительном искусстве.

день художника в россии

Спустя некоторое время, с развитием цивилизации и появлением государств, деятельность художников заметно расширилась, поскольку они требовались для украшения домов и различных предметов быта. Интересно, что в Древнем Египте художники пользовались большим уважением, поскольку считалось, что изображения могут обладать магическим эффектом.

В Средние века главными направлениями искусства становятся иконопись, создание фресок и мозаики. С приходом эпохи Возрождения постепенно развивается портретный жанр, который не теряет актуальности и сегодня.

День художника в России: куда можно сходить?

Итак, нами были рассмотрены основные сведения о профессии художника. Мы отметили и дату, когда отмечается День художника. Дата его проведения, как уже говорилось выше, 8 декабря. Этот день стоит отмечать не только профессиональным художникам, но и всем, кто интересуется искусством и культурой. В праздник, посвященный служителям искусства, можно отправиться во многие галереи и музеи и подробно ознакомиться с экспозицией. Иногда подобное просто необходимо делать, поскольку знакомство с изобразительным искусством позволяет не только расширить свои знания и кругозор, но и приобщиться к этому замечательному миру. Порой стоит просто отвлечься от собственных дел и посвятить немного времени внутреннему развитию. Часто в отмечаемый художниками профессиональный праздник проводятся различные тематические выставки. Посетить одну из таковых будет очень интересно и познавательно для представителей любой специальности.

день художника дата

Профессия художника сегодня

Многие задаются вопросом: актуальна ли профессия художника сегодня? Ответ, конечно же, будет утвердительным. Скорее всего, профессия художника будет актуальна во все времена. Это объясняется тем, что в разные времена изобразительное искусство принимает различные формы. Например, раньше самой большой популярностью пользовалась непосредственно живопись. Несомненно, сейчас она тоже востребована, но гораздо меньше.

день художника в россии дата

В наше время наиболее популярны направления графики и дизайна, поскольку они используются при оформлении печатной продукции, книг и различных других изданий. Конечно же, декоративно-прикладное искусство также всегда остается популярным и не теряет своей актуальности никогда.

fb.ru

1 мая на картинах художников. Каким праздник видели художники? Празднования на полотнах.

Мир. Труд. Май. Суровая дата времен революционной борьбы и шумный праздник эпохи развитого социализма. Борьба за права рабочих у заводских труб и звуки гармошки на площадях и проспектах. Со временем солидарность трудящихся уступила первенство весне. Каким праздник видели художники? Каким помним его мы? Вопрос изучила Наталья Летникова.

Борис Кустодиев. Первомайская демонстрация у Путиловского завода. 1906

Слишком много графита. Ни весны, ни мая. Лишь труд. Таким увидел Первомай 90 лет назад ученик Репина, карикатурист журнала «Адская почта», певец ярмарок и деревенских праздников — Борис Кустодиев. Серая масса рабочих Путиловского завода на фоне мрачного неба, заводских труб и красных флагов. Картина-история даже место свое нашла не в художественном музее, а в Музее современной истории, некогда — революции.

Петр Бучкин. Всероссийский праздник труда 1 Мая 1920 года

Хождение в народ по-советски. Первомайская версия. Петроградский ответственный работник сажает дерево на Марсовом поле. Всероссийский праздник труда — чем не повод потрудиться. 1 Мая 1920 года по версии художника Петра Бучкина. Суровый взгляд функционера в окружении улыбок подчиненных. Практическая сторона солидарности. Вместо ярких флагов и транспарантов — лейки и лопаты.

Федор Модоров. Первое мая у самоедов. 1927

Май, который лишь звучит по-весеннему. Тулупы, шапки, снег, олень и представители коренных народов Севера. Яркое пятно транспаранта среди деревянных домишек — все-таки праздник. Таким суровым Первомай выдался для художника Федора Модорова в 1927 году. Выпускник Мстёрской иконописной школы при советской власти предпочитал тона соцреализма и, будучи в гостях у самоедов, написал суровый Первомай.

Юрий Кугач. Первое мая. 1952

Карнавал в красках соцреализма. Дополнительный выходной, первые теплые дни — так и манят на улицу с гармошкой и гитарой. И хоть присутствие на демонстрации носило обязательный характер и непременным атрибутом праздника были агитпортреты и лозунги — настроению это не помеха. Яркие ситцы и скромные платочки вместо буйства красок. Частушки и городские романсы вместо латиноамериканских ритмов.

Василий Купцов. Первое мая. 1929

Первомай, который можно узнать лишь по обилию красного. Василий Купцов — выпускник мозаичного отделения Псковской художественно-промышленной школы грезил небом. Любимый учитель — Павел Филонов, любимая тема — авиация. И первомайская демонстрация, по Купцову, с высоты птичьего полета — сплошные эмоции. Ни политики, ни идеологии. Только настроение праздника — оптимистичное и жизнеутверждающее.

Михаил Божий. «Мама, парад уже начался». 1958

Один маленький флажок. Для ощущения праздника больше-то и не надо. Особенно если ты малыш лет четырех, а за окном парад уже начался: веселая музыка, смех, песни, крики «ура». А мама все еще у зеркала... Первомай — солнечный и зеленый, весенний и радостный. День солидарности или мира и труда. В детстве разницы не знаешь. Видишь лишь одно: много людей собираются вместе и улыбаются друг другу.

Диего Ривера. Празднование 1 Мая в Москве. 1956

Советская демонстрация глазами мексиканца. Диего Ривера — муралист, будучи в Советском Союзе в 20-х годах ХХ века, нашел источник вдохновения в людских потоках с алыми знаменами. Монументалиста поразил масштаб праздника. Впечатлениями от живой реки художник заполнил не один блокнот. Написал 45 акварелей. Увидеть «красную Москву» смогли посетители Нью-Йоркского музея современного искусства.

www.culture.ru

Картины художников. Зарубежная живопись и другое искусство

Главная » Записи с метками "Праздники"

10 июня — День часов в Японии Ежегодно 10 июня в Японии проходят грандиозные выставки и презентации часов. Посетители могут полюбоваться и даже приобрести часы на любой вкус — большие и маленькие, электронные, механические, песочные, любых форм...  9 июня — Международный день друзей Все народы во все времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. Но, как правило, «подлинная дружба» неизменно считалась крайне редкой, а расцвет ее относили к прошлому, представляя дружбу как...  8 июня — Всемирный день океанов В 2008 году Генеральная Ассамблея ООН постановила, учредить 8 июня праздник «Всемирный день океанов» Более 70 процентов Земли покрыто мировым океаном, он занимает почти три четверти ее поверхности. Мировой океан разбит на...  7 июня – в этот день родился живописец Поль Гоген Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Эго отец, Кловис, был журналистом, одержимым радикальными республиканскими идеями. В 1870-е годы начал заниматься живописью, подружившись с Писарро. Принимал участие в выставках импрессионистов,...  6 июня – День русского языка 6 июня – День русского языка. Шестого июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина, Генеральной ассамблеи ООН было принято учредить праздник «День...  5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды В июне 1972 года Организации Объединенных Наций было принятие решение о принятии такого праздника как День охраны окружающей среды, который отмечается 5 июня. Празднование этого дня рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом...  3 июня — День Мабо в Австралии Я довольно долго  искал, какой праздник 3 июня, в Википедии наткнулся на такие праздники: День Мабо в Австралии День Намибийских вооружённых сил. Штат Теннесси в США, День памяти конфедератов. Уганда, День мучеников Черногория,...  2 июня — День здорового питания и отказа от излишеств в еде 2 июня, начиная с 2011 года в России, отмечают неофициальный праздник с длинным названием — День здорового питания и отказа от излишеств в еде. Этот день стал достойным ответом на другой праздник, придуманный американцами...  1 июня — День защиты детей 1 июня во всем мире отмечается Международный день защиты детей. Впервые этот праздник был учреждён решением конгресса Международной демократической федерации женщин в Париже  в 1949 году. По всему миру в этот день проходят...  24 мая — Европейский день парков 24 мая — Европейский день парков. Впервые этот праздник был проведен в 1999 году. Праздник был учрежден федерацией Европарк. Дата 24 мая была выбрана с тем, что в этот день в Швеции было открыто девять Национальных парков. Национальные... 

Страница 1 из 11

design-kmv.ru


Смотрите также