Прикосновение пальцев: серия картин от Джудит Браун. Прикосновение картина


О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) — четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

«Жить — значит творить» 

Марина Хайкина, искусствовед

«Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него — Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку.

Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.

Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение — рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать — это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники — соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

«Мы рождаемся в момент расставания» 

Андрей Россохин, психоаналитик

«Первое, что я здесь чувствую, — момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся — и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение.

Почему? Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка — младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине.

И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон — и как Адам, и как Творец.

Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Читайте также

www.psychologies.ru

серия картин от Джудит Браун / Современное искусство / Культ / МодноНемодно.ру

Картины можно писать не только с помощью кисти или карандаша

Картины можно писать не только с помощью кисти или карандаша

Американская художница Джудит Энн Браун считает, что картины не обязательно писать лишь кистью или карандашами, ведь для создания настоящего шедевра можно обойтись и без них. Если же у кого-то возникают на этот счет сомнения, Джудит погружает руки в древесный угль и проводит по холсту кончиками пальцев. Казалось бы как все просто. Но зато как это выглядит легко и красиво!

Для создания своих шедевров Джудит использует древесный уголь...

Для создания своих шедевров Джудит использует древесный уголь...

… а в качестве инструмента кончики пальцев

… а в качестве инструмента кончики пальцев

Эта оригинальная серия картин получила название «Fingerings», что в переводе означает «прикосновение пальцев». Кое-какие детали художница рисует одной рукой, но в некоторых случаях, к примеру, когда нужно нарисовать что-нибудь симметричное или на большом холсте, то в ход идут обе руки одновременно. Сама Джудит говорит о своих картинах, что это воплощение ее жестов, своеобразный язык тела.

Получаются настоящие шедевры

Получаются настоящие шедевры

Тяжело поверить, что картина написана просто пальцами

Тяжело поверить, что картина написана просто пальцами

Прикосновение пальцев: серия картин от Джудит Браун — фото 6

Прикосновение пальцев: серия картин от Джудит Браун — фото 7

Особую роль играет сложность узоров

Особую роль играет сложность узоров

В работе

В работе

Свои рисунки художница называет "аппликатурой"

Свои рисунки художница называет "аппликатурой"

Родилась художница в 1947 году в Олбани на северо-востоке США. Сегодня она живет и работает над своими творениями в городе Нью-Йорк. Кроме картин, написанных древесным углем, Джудит увлекается карандашными рисунками и пастелью. Ее работам свойственна абстракция и симметрия. Очень часто Энн Браун использует квадратный холст. Групповые и персональные выставки картин художницы проходят в Штатах, Англии, Испании, Германии и других странах.

Очень часто в картинах Энн Браун присутсвует симметрия...

Очень часто в картинах Энн Браун присутсвует симметрия...

Прикосновение пальцев: серия картин от Джудит Браун — фото 12

Прикосновение пальцев: серия картин от Джудит Браун — фото 13

… и абстракционизм

… и абстракционизм

Прикосновение пальцев: серия картин от Джудит Браун — фото 15

Горячий розовый

Горячий розовый

Лимон

Лимон

Прикосновение пальцев: серия картин от Джудит Браун — фото 18

Джудит Браун

Джудит Браун

monemo.ru

Прикосновение к вечности

Screen Shot 2015-04-14 at 10.31.19

Народный художник, секретарь Союза художников Азербайджана профессор Агали Ибрагимов известен как одаренный мастер, обладающий собственной философией. И лишь немногие знают, что он — владелец редчайшей в Азербайджане коллекции картин, а его дом — настоящий музей, на стенах которого полотна замечательных живописцев…

Рождение коллекции

Все началось с художника Геннадия Жиглова, — вспоминает Агали Ибрагимов, — он жил у нас во дворе. Я тогда только поступил в художественное училище имени Азима Азимзаде, причем выбрал эту профессию случайно — до этого много лет занимался музыкой. Во втором семестре получил тройку и очень сильно расстроился! У нашего дома подходит ко мне Гена и спрашивает: "Что с тобой?" "Тройку получил!" — еле сдерживая слезы, отвечаю я. "А ну-ка, дай посмотреть твою работу!" — говорит он. Взял в руки мою курсовую и громко расхохотался: "Ты талантливый, интересный художник! Не обращай внимания на оценки! Рисуй, как душа пожелает, — пусть хоть двойки ставят!"

Он был первым, кто в меня поверил, — продолжает Агали. — Для меня тогда это было очень важно. А спустя несколько лет я приобрел одну из его работ — это была первая картина, которую я купил. Можно сказать, именно тогда родился коллекционер Агали Ибрагимов, ведь работа Геннадия Жиглова положила начало моей коллекции. Его картина дорога мне и как память о прошлом.

Screen Shot 2015-04-14 at 10.43.14

"Портрет Мирджавада Джавадова" - Микаил Абдуллаев, 1953 год

Картины  - как люди

Картины для меня — не только гениальные творения великих мастеров и прикосновение к божественному огню, это еще и путешествие в ушедшие годы, — признается Агали Ибрагимов. — Каждым своим полотном художник фактически пишет автопортрет, рассказывая о себе, своих переживаниях, своем времени. Картина — это прежде всего отражение души художника. Великий Леонардо да Винчи говорил: "Где душа не движет рукой художника, там нет искусства.. Если ты проходишь мимо картины безразлично, безучастно, если при взгляде на нее тебе не передаются мысли и чувства художника — это не искусство, здесь нет ничего лично пережитого, выстраданного, нет глубины, загадки... Нетрудно быть ремесленником, повторяя кого-то и не говоря ничего от себя, а вот быть большим мастером, создавшим что-то новое, свое — это дано не каждому. Я безгранично счастлив, что мою коллекцию украшают работы таких мастеров. Не только у человека есть душа, — делится мыслями наш собеседник, — она есть и у картины. Я вижу, чувствую, ощущаю эту душу, общаюсь с ней, с каждой из них. Секрет прост: надо уметь "слышать. голоса картин, и тогда они расскажут о многом. В Коране изречено, что вначале мир был белым… Белый — как чистый лист бумаги: призывает всерьез задуматься, прежде чем что-то на нем написать…

Screen Shot 2015-04-14 at 12.09.18

"Паутина жизни" - Мирджавад Джавадов, 1987 год

В свете шедевров от уникальный портрет матери великого художника Саттара Бахлулзаде — единственный рисованный с натуры портрет этой женщины, — рассказывает Агали муаллим. — Мастер боготворил ее. А в жизни больше всего он любил три вещи: маму, Физули — часами мог наизусть читать его стихи — и образ безумца Меджнуна.

Screen Shot 2015-04-14 at 12.17.05

"Мама" -  Саттар Бахлулзаде, 1962 год

А вот этот натюрморт Саттар написал пальцем — согласитесь, он очень необычный — мастер вообще любил так рисовать. Бытует мнение, что гениальный Бахлулзаде не рисовал фигуры людей. Но это легко опровергнуть, взглянув на его раннюю работу — картину "Обнаженная".

Саттар — разносторонний художник, у него есть и акварели, и графические работы. Взгляните на портрет самого Саттара кисти другого гения, Торгула Нариманбекова. А эскиз Таира Салахова к портрету Дмитрия Шостаковича воскрешает в памяти обоих знаменитых мастеров. С каждой картиной здесь связаны какие-то воспоминания. Когда я любуюсь работами Саттара и Торгула, вспоминаю, как мы, молодые художники — Фархад Халилов, Назим Рахманов, Хамза Абдуллаев — собирались вокруг этих удивительных людей. Мы уже тогда понимали, что рядом с нами — большие мастера, люди с необычайной душой — и страстно хотели приобщиться к их таланту…

фото-2(22)

Таир Салахов. Эскиз к портрету Шостаковича.

Это портрет одного из основоположников абшеронской школы, — Агали переходит к следующей работе, — гениального художника Мирджавада Джавадова, написанный в 1953 году другим мастером — Микаилом Абдуллаевым. А вот работа самого Мирджавада — "Паутина жизни". Когда эту картину у нас дома увидела супруга Мирджавада Люба, она расплакалась. Оказывается, во время работы над полотном Мирджавад признался жене: "Как было бы хорошо, если бы эту картину украсила настоящая музейная рамка!" И вот в нашем доме холст помещен как раз в такую — антикварную, дорогую...

фото-6(16)

Мирджавад Джавадов -"Паутина жизни".

И вот в нашем доме холст помещен как раз в такую — антикварную, дорогую... А вот и иностранные мастера, — продолжает Агали. — Это замечательное полотно Анатолия Зверева называется "Ревность". Зверева считают первым русским экспрессионистом, легендой советского нонконформизма и самым недооцененным мастером кисти прошлого века. Работы этого художника очень дорого оцениваются на Западе. У Зверева всего несколько живописных работ (он рисовал в основном акварелью), и одна из них — у меня!

фото-5(25)

Анатолий Зверев - "Ревность"

А это — картина Айвазовского. Он писал ее в нелегкие для себя дни — она мрачная, сложная, излучает боль и страдание, — говорит хозяин дома, показывая на другой холст. — Он приезжал в Баку, и богатые люди заказывали у него картины.

Screen Shot 2015-04-14 at 12.31.10

"Морской пейзаж" - Иван Айвазовский

Но в моей коллекции не только полотна кисти Бахлулзаде, Нариманбекова, Жиглова, Айвазовского и других талантливых художников. Здесь есть немало работ, которые еще ждут своего звездного часа. Придет время, и они увидят свет, украсят собой дорогие коллекции и элитные арт-салоны. Как говорили древние: "Жизнь коротка – искусство вечно."

 

Интервью: Сеймур Закяраев / Фото: Санан Алиев

 

nargismagazine.az


Смотрите также