Картина Репина «Приплыли!». Приплыли картина


Существует ли на самом деле картина Репина «Приплыли»?

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли»? Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием? Чтобы создать подобное полотно, надо обладать авантюрным складом характера и недюжинным чувством юмора. Впрочем, те, кто внимательно разглядывал шедевры мастера, не станут спорить с тем, что открывает нам многогранный и увлекательный мир буквально каждая картина Репина.картина репина приплыли

«Приплыли». Описание живописного шедевра

Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. На ближнем плане картины кипит жизнь. У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются. На покатом берегу брошена одежда, ведра с коромыслом, раздевается девушка, спиной к ней снимает одежду старушка. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.

И вдруг из плотного тумана в самый центр сцены в стиле «ню» вплывает лодка с монахами. Крестьянки отшатываются, чернецы оторопело застывают с веслами, и только толстый батюшка посреди лодки, кажется, вовсе не смущен: он стоит, заложив руки за спину, и прячет в рыжей бороде лукавую улыбку. Кульминационное мгновение написано автором великолепно: шок, неожиданность, изумление и вместе с тем готовый прорваться смех от случившегося казуса. Ну чем это не Репин? «Приплыли!» - улыбаемся мы, забавляясь комическим эффектом ситуации. Только принадлежит эта картина совсем не Илье Ефимовичу. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?

картина репина приплыли описание

«Приплыли» или «Не туда заехали»?

Холст с вышеописанным сюжетом, выставленный в музее города Сумы на Украине, принадлежит кисти Льва Григорьевича Соловьева. Российский художник, не получивший профессионального образования (был вольным слушателем Академии художеств), писал талантливые полотна и иконы. Будучи родом из крестьян, живописец охотно иллюстрировал произведения Некрасова.

Картину под названием «Монахи. Не туда заехали» Соловьев создал в 70-е годы 19 столетия. На экспозиции рядом с ней красовались полотна Репина. Путаница в общественном сознании возникла, возможно, потому, что есть некое сходство в осмыслении сюжетной коллизии, в отношении к героям и в изобразительной манере двух художников. Вот и появилась передаваемая из уст в уста легенда под названием «Картина Репина «Приплыли!». Это выражение стало уже фразеологизмом.картина репина приплыли фото

Еще один миф

Но коллективный разум не успокаивается и продолжает искать в творениях знаменитого живописца произведение, которое можно обозначить этим названием. И вот уже некоторые «знатоки» сообщают, что картина Репина «Приплыли» - это созданное Ильей Ефимовичем в 1894 году полотно «Босяки. Бесприютные». Оно выставлено в Одесском художественном музее.

О чем мечтают босяки?

На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Яркую лазурь блестящей на солнце воды перечеркивает по диагонали каменный обшарпанный бордюр. Со слепяще чистым водным простором и белым парусом в центре соперничают убогие темные очертания бродяг. Одновременно романтика пейзажа чем-то перекликается с безмятежным выражением лица молодого босяка, который, кажется, находит свое счастье в бродяжничестве. Контраст, в котором есть, однако, и некая параллель, - вот что таит в себе эта картина Репина. Приплыли ли эти двое на случайной барке и расположились тут же, на причале, или ждут проходящей баржи, чтобы отправиться в другие места? Мы вместе с героями попадаем в остановившуюся минуту ожидания и размышляем о превратностях бытия.репин приплыли

«Водные» полотна Ильи Репина

Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу, и о котором можно было бы сказать: "Это картина Репина "Приплыли". Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Конечно, известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. репин приплыли Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.

fb.ru

Картина Репина «Приплыли!»

К вопросу о живучих народных байках и одном конкретном заблуждении

Кто не слышал выражение: «Картина Репина «Приплыли»? Эта фраза, намекающая на некий конфуз, уже давно стала частью фольклора. А между тем знаменитый живописец Илья Ефимович Репин такого полотна вообще не создавал. Хотя произведение, породившее поговорку, действительно существует. Его автор – замечательный художник из Воронежа Лев Григорьевич Соловьёв (1837-1919).

… Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. Этакая летняя женская помывка-купание: кто-то из них ещё раздевается, кто-то уже во всей обнажённой красе заходит в воду. Но чуть поодаль в центре полотна изображены четыре оторопевших монаха в лодке, которую принесло к купальщицам коварное течение. Иноки помоложе так и застыли с вёслами в руках, словно не зная, как реагировать на неожиданную встречу. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли!».

«Монахи. Не туда заехали»: полотно кисти Льва Соловьёва.

«Монахи. Не туда заехали»: полотно кисти Льва Соловьёва.

Современников поражал не столько сам сюжет, сколько мастерски переданное художником изумление и первые эмоции на лицах участников этой встречи. Ещё один интересный момент в картине – двое смеющихся мальчуганов, глядящих прямо на зрителя. Благодаря их пристальным взглядам, создается впечатление, будто ты стоишь тут же, совсем рядом, на берегу. И что это вы там делаете, позвольте спросить? Такое ощущение, что мальчишки намекают: мол, чего это вы, мил человек, так заинтересовались, а? А тоже всё небось монаха из себя строите...

Этот холст, пронизанный мягким юмором, был написан Соловьёвым в 1870-х годах и носит название «Монахи. Не туда заехали» (холст, масло; 52 см. х 78,5 см.). В советское время волею судеб он оказался в музее города Сумы. Картина экспонировалась рядом с работами Ильи Репина, которые тоже сегодня имеются в собрании Сумского музея. Данное соседство и породило путаницу в «массовом сознании». Да тут ещё и ассоциация со знаменитым репинским полотном «Не ждали!».

Лев Соловьёв родился в простой крестьянской семье. Свою трудовую биографию начал ещё в детстве: ему доводилось быть и пастухом, и поводырем для слепых. Тогда же паренёк почувствовал тягу к живописи. Позднее художник вспоминал, что он с малых лет всё время что-то зарисовывал, пользуясь, за неимением красок, углём и мелом.

Лев Григорьевич Соловьёв.

Лев Григорьевич Соловьёв.

Как-то эти детские опыты приметил заезжий иконописец и забрал талантливого самоучку с собой в Воронеж. Здесь он трудился в мастерской и активно занимался самообразованием. Позже жажда новых знаний привела молодого человека в Петербург. Соловьёв посещал уроки в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Живописные опыты самородка из народа благосклонно оценивали знатоки искусства. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках Императорского общества поощрения художников.

В Северной Пальмире Соловьёв провёл шесть лет. Однако суетливая столичная жизнь оказалась ему не по нраву, и в 1878 году он вернулся в Воронеж.

В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. А в начале 1890-х годов открыл Частные рисовальные классы, которые позже выросли в целую школу, причём уроки в ней велись совершенно бесплатно! Таков был жизненный принцип Соловьёва, видевшего в творчестве Божий дар, который люди призваны развивать в себе и бескорыстно передавать другим. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.

Здесь приобрели первый опыт выдающиеся мастера живописи Александр Бучкури, Павел Шмаров, Елена Киселёва, Александр Куприн и многие другие. После революции на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские, вокруг которых тогда «крутилась» вся творческая жизнь города.

Лев Григорьевич прожил долгую, интересную жизнь и до последних дней сохранял верность своему идеалу творца-подвижника. Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Фёдоров. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея… поставил себе целью «спасать от смерти, что можно»… Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего».

Современники и искусствоведы отмечают, что особенно Льву Соловьёву удавались сюжетные картины и портреты. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Большое собрание произведений хранится в Воронежском областном художественном музее имени Крамского.

Ну, и последнее, тоже «странное сближенье». Сумской областной художественный музей (Украина), в собрании которого полотно Льва Соловьёва «Монахи. Не туда заехали» находится и по сей день, был основан в 1920 году учеником Ильи Репина Никанором Онацким (1875-1937) и сегодня носит его имя.

Елена ЧЕРНЫХ Опубликовано в «Московской областной газете», № 6 от 18.05. 2016 г. сапожники

Ещё один шедевр Льва Соловьёва – картина «Сапожники» (1875 г., холст, масло, 42х48,4 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Просмотров страницы: 2029

moscowoblgazeta.ru

Картина Репина «Приплыли». Тайны полотна, которое так часто вспоминают... (3 фото)

Картина Репина «Приплыли». Тайны полотна, которое так часто вспоминают… Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли». Хотя бы потому, что ее упоминают в качестве некой идиомы, когда характеризуют патовую ситуацию. Именно об этом полотне мы сегодня и поговорим. Думаю, многим понятно, что у Ильи Ефимовича нет картины с таким названием. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». Вспоминается даже школьный анекдот о Вовочке, который кроме Репина никаких художников не знал. Но есть и другая версия, как нам кажется, она более интересна. Именно ее мы сегодня и хотим поведать. По этой версии на самом деле полотно это существует. Вот только создал его не Илья Репин, а художник Лев Григорьевич Соловьев. И называется полотно не «Приплыли», а «Монахи. Не туда заехали». Написано полотно в 1870-х и до 1938 года картина поступила в Сумской художественный музей.

В 1930-х годах картина висела на выставке рядом с полотнами Ильи Репина. Вот посетители и решили, чт

В 1930-х годах картина висела на выставке рядом с полотнами Ильи Репина. Вот посетители и решили, что это работа мастера. А название «Приплыли» родилось само собой в народе. В основе сюжета картины лежит сцена купания. Кто-то уже окунулся в воду, другие еще раздеваются. Нагие женщины немного оторопели, увидев, что коварное течение принесло к ним лодку с монахами. Последние тоже не знают, что делать: иноки застыли с веслами, а пожилой пастырь улыбается. Соловьев отлично передал эмоции всех героев этой картины.

Широкому кругу любителей искусства фамилия воронежского художника Соловьева окажется малознакомой. Д

Широкому кругу любителей искусства фамилия воронежского художника Соловьева окажется малознакомой. До наших дней дошло немного его работ: две картины в музее города Острогожска, несколько этюдов в Русском музее и картина «Сапожники» в Третьяковке.

Вот такая забавная история. Принимать ли ее за правду или нет — это твое дело. Но если материал пока

Вот такая забавная история. Принимать ли ее за правду или нет — это твое дело. Но если материал показался тебе интересным, непременно поделись им со своими друзьями и знакомыми, используя социальные сети!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Tags:ИЛА искусств картина лев музеи музы полотно художник

fotojoin.ru


Смотрите также