Литературные образы в русской живописи. Произведение картина


Картина (произведение живописи) - это... Что такое Картина (произведение живописи)?

 Картина (произведение живописи) Картина, произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, К. не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя. К. — один из наиболее типичных видов станкового искусства.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Картечь
  • Картина (часть акта в пьесе)

Смотреть что такое "Картина (произведение живописи)" в других словарях:

  • произведение живописи — полотно, картина, холст Словарь русских синонимов. произведение живописи сущ., кол во синонимов: 3 • картина (55) • …   Словарь синонимов

  • Картина —         произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). Картина, как правило, не связана, подобно фреске или книжной миниатюре, с определенным интерьером… …   Художественная энциклопедия

  • Картина — У этого термина существуют и другие значения, см. Картина (значения). «Сельский вид» (1867), Алексей Саврасов Картина произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным… …   Википедия

  • картина — Изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд, головка, nature morte; мозаика. Ср. . .. См. изображение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. картина …   Словарь синонимов

  • КАРТИНА — КАРТИНА, картины, жен. 1. Произведение живописи в красках. Жанровая картина. Акварельная картина. 2. Кинематографическая фильма. 3. Ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое. Картина природы. Картина далекого прошлого. Это… …   Толковый словарь Ушакова

  • КАРТИНА — КАРТИНА, ы, жен. 1. Произведение живописи. Картины русских художников. Развесить картины. 2. То же, что фильм (во 2 знач.) (разг.). 3. Изображение чего н. в художественном произведении. К. быта. 4. То, что можно видеть, обозревать или… …   Толковый словарь Ожегова

  • картина — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? картины, чему? картине, (вижу) что? картину, чем? картиной, о чём? о картине; мн. что? картины, (нет) чего? картин, чему? картинам, (вижу) что? картины, чем? картинами, о чём? о картинах 1.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • картина — ы, ж. 1) Произведение живописи, нарисованное красками на холсте, доске, бумаге. Выставка картин. Часто эти близкие живут на таких отдаленных окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать… …   Популярный словарь русского языка

  • картина — I см. картина; неизм. в функц. сказ. разг. О ком , чём л., вызывающем восхищение своей живописностью, красотой. II ы; ж. см. тж. картина, картинка, картинный 1) Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги и т.п. Писать… …   Словарь многих выражений

  • Картина — I Картина         произведение живописи (См. Живопись), обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, К. не обязательно связана с… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

произведение живописи - это... Что такое произведение живописи?

 произведение живописи произведение живописи

полотно, картина, холст

Словарь русских синонимов.

произведение живописи

сущ., кол-во синонимов: 3

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

Синонимы:
  • произведение
  • произведенный

Смотреть что такое "произведение живописи" в других словарях:

  • Картина (произведение живописи) — Картина, произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, К. не обязательно связана с определенным интерьером или… …   Большая советская энциклопедия

  • Классицизм и романтизм в живописи — Живопись, как выразительница господствующих понятий об искусстве, во всех странах переживала различные периоды, меняя свое направление. Но нигде не характеризовалась история живописи так определенно, как во Франции в различные эпохи, в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • традиционные материалы живописи на холсте —     Живопись, как правило, является достаточно сложной конструкцией, существующей при постоянном взаимодействии основы, грунта, красочного слоя и защитных покровных слоев.     В масляной и темперной живописи с древнейших времен в качестве основы… …   Словарь живописи и реставрации

  • Феррарская школа живописи — Козимо Тура. Каллиопа, картина для Студиоло дворца Бельфоре. Феррарская школа живописи  группа художников эпохи Ренессанса, работавших в …   Википедия

  • Золотой век голландской живописи — См. также: Золотой век Голландии и Ранняя нидерландская живопись Золотой век голландской живописи  самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Содержание 1 Исторические условия …   Википедия

  • Аллегория живописи (картина) — Аллегория живописи  картина Яна Вермера Делфтского. Аллегория живописи  картина Андрея Матвеева, первое русское произведение станковой живописи на аллегорический сюжет …   Википедия

  • медальон —     Произведение живописи или рельеф на основе, имеющей овальную или округлую форму, а также произведение, обрамленное овальной (округлой) рамой …   Словарь иконописца

  • Живопись —         вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… …   Художественная энциклопедия

  • Литературная собственность — (также музык. и художественная) термин наших законов, обозначающий авторское право. Как и франц. propriété littéraire et artistique, он отражает одну из юридических теорий по этому вопросу. Более точны термины: англ. copyright (право… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Картина —         произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). Картина, как правило, не связана, подобно фреске или книжной миниатюре, с определенным интерьером… …   Художественная энциклопедия

dic.academic.ru

Жанры живописи * описания картин

Навигация по записям

Динамичная и в меру примитивная композиция Казимира Малевича — просто круг. Черный круг на белом квадрате. Но не в центре. И это дает гипнотический эффект, пространственную иллюзию. Описание картины Черный круг Казимира Малевича →

К. Малевич, Черный круг

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Нет никаких сомнений, что картина В.В. Пукирева, доставленная им на академическую выставку 1863 года, была написана по следам личной катастрофы молодого художника, произведшей на него неотразимое воздействие. «Неравный брак» — единственное полотно в его творчестве, которое можно назвать действительно талантливым и из ряда вон выходящим. Картина произвела невероятное впечатление на современников: говорят, многие почтенные старцы, поглядев на произведение Пукирева, отказались жениться на юницах, в числе их был известный историк Н.И. Костомаров. Описание картины Неравный брак Василия Пукирева →

Неравный брак. В. Пукирев

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Дейнека обладал изумительной способностью проникновения в душу человека, умел показать его во взаимоотношении с миром — а в мире всегда разлито настроение, тревожное или радостное, кричаще трагическое или бездумно летнее. Описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки →

А. Дейнека, "Оборона Петрограда"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Миндаль цветет очень ранней весной, и это нашло свое отражение в колорите этой пронзительной картины Ван Гога — краски проникнуты ветреной сыростью, но она спрятана за окном. Описание картины Ветка цветущего миндаля Винсента Ван Гога →

Ван Гог, Ветка цветущего миндаля

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Великолепная жанровая картина, да только кто захотел бы повесить подобное в офисе или кабинете? Несомненно, это должен быть тонкий ценитель искусства, понимающий авангард. Описание картины Полотеры Казимира Малевича →

Малевич, "Полотеры"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать? Описание картины Новая Москва Юрия Пименова →

Zemanta Related Posts Thumbnail

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Эта картина построена на оттенках, не голубых, не розовых — на оттенках серого. Все покрыто мраком — нет, неправда. Светлая ночь, потому что воздух чистый, нет никого, нет дымов и отсветов городов. Ночное — жизнь есть, звука нет. Цивилизация где-то там, за горизонтом. Куинджи умел и показать широту просторов родного края, и яркие цвета небольшой сцены. Описание картины Ночное Архипа Куинджи →

А.И. Куинджи, "Ночное"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Нет, не то, — словно бы говорил себе Ван Гог. Эмоция — это фактура, краска, цвет, толщина мазка. Мир наступает, мир нападает. Экспансия мира — повсюду, она захватывает человека, который не может сопротивляться подавляющему влиянию окружающего. Повсюду страсти, кругом ужас: нечто бесчеловечное (или слишком человеческое?!) доминирует, гнетёт, одолевает. Если вы посещаете ночное кафе – это значит, что вы посещаете «место, где можно разориться, сойти с ума и совершить преступление». Так писал Ван Гог, так он думал, так он изображал. Описание картины Ночное кафе Винсента Ван Гога →

Ночное кафе, Ван Гог

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

У Леонардо множество рисунков, посвященных разработке сюжета Мадонны с младенцем, особенно так называемой Млекопитательницы, т.е. кормящей грудью. Но представить его сентиментальным художником, глубоко и благоговейно размышляющим о материнской любви (как часто пишут в рецензиях, посвященных эрмитажной «Мадонне Литта»), совершенно невозможно. Увольте, пожалуйста! Нежность, сентиментальность и прочее мимими – это то, чего точно нет у Леонардо, и никогда не было. Описание картины Мадонна Литта Леонардо да Винчи →

Мадонна Литта, Леонардо

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно? Описание картины Первый снег Аркадия Пластова →

А. Пластов, "Первый снег"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Навигация по записям

Страница 1 из 1012345...10...»Последняя »

1001kartina.su

Литературные образы в русской живописи

26.03.2016

Связь живописи с литературой не ограничивается жанром иллюстрации. Многие художники в своем творчестве использовали сюжеты известных литературных произведений или вдохновлялись похожими жизненными ситуациями, в результате чего появлялись вполне самостоятельные полотна, в то время как даже очень талантливая иллюстрация всегда вторична. Так и литература, и живопись являются абсолютно самостоятельными видами искусства, поэтому их взаимодействие в большинстве случаев нельзя свести только к «использовал готовую идею», чаще всего необходимо найти точки соприкосновения двух произведений.

Выделяют две разновидности взаимосвязи литературы и живописи: полноценная разработка художником литературного материала, например, картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» по сюжету «Слова о полку Игореве», и создание картины на культурно-исторической основе, в том числе литературной, например, полотно В. Васнецова «Баян» которая напрямую не связанна с сюжетом «Слова…», но воссоздающая образ одного из героев произведения.

Иногда складываются ошибочные впечатления о взаимосвязи литературного произведения и картины. Самый известный пример этого -иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова «На Волге» картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», что часто встречается в учениках литературы. Однако, в стихотворении основной упор делается на описании красот реки, её пейзажа, а встреча с бурлаками является одним из многих эпизодов. А полотно Репина является жанровой картиной, где пейзаж всего лишь фон для действия, что никак не соответствует стихотворению. В русской живописи 19 века есть картина, гораздо больше подходящая для иллюстрации этого стихотворения - «Волга под Юрьевцем» Алексея Саврасова. Здесь, как и в стихотворении Некрасова, основной упор делается на бесконечный волжский простор, частью которого стали бурлаки. Как и поэт, который смотрит на реку с высокого берега, Саврасов «дает» свой пейзаж  с какой-то возвышенной точки. В этих произведения еще есть совпадающие детали, так, Некрасов упоминает монастырь, и на картине Саврасова четко просматриваются купола городского собора.

Далее рассказано о других, более или менее известных, картинах русских художников, использующих сюжет или как-то перекликающихся с литературными произведениями.

К. Брюллов «Гадающая Светлана» и В. Жуковский «Светлана». Хотя название картины дает прямую отсылку к балладе Жуковского, Брюллов основной акцент сделал на психологическом портрете героини, которая «молчалива и грустна».

И. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» и А. Пушкин «Евгений Онегин». Несмотря на использование литературного материала, что становится понятно из названия картины, Репину удалось выйти из рамок иллюстрации и создать самостоятельное произведение. При помощи обычных изобразительных средств он сумел передать психологическую характеристику героев.

В. Перов «Суд Пугачева» и А. Пушкин «Капитанская дочка». Вряд ли при работе над этой картиной художник ориентировался исключительно на повесть Пушкина. Однако нельзя ни отметить некоторую общность обоих произведений.

И. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и Н. Гоголь «Тарас Бульба». Как и в предыдущей паре, эти произведения вред ли связаны напрямую, однако их роднит общий образ Запорожской Сечи, с её «бешеным разгульем веселости».

И. Крамской «Русалки» и Н. Гоголь «Майская ночь». Согласно имеющимся данным, Крамской изначально планировал более бережно использовать сюжет Гоголя, но постепенно отошел от первоначального замысла, отказавшись от фантастичности в сторону поэтического начала, сделав акцент на томлении человеческого духа.

В. Перов «Старики родители на могиле сына» и И. Тургенев «Отцы и дети». Эта картина является обязательной иллюстрацией романа Тургенева, хотя однозначно не доказано, что художник использовал конкретно этот сюжет.

Ф. Васильев «Деревня» и произведения Н. Некрасова «Деревенские новости», «В деревне», «За городом» и «Начало поэмы». Все эти произведения объединяет мотив заброшенности, как наиболее точное отражение крестьянской доли. Однако и художник, и поэт пытаются найти красоту в этой неприглядной, но родной простоте. Через картину и стихотворения красной нитью проходит тема дороги, как пути в новую жизнь.

И. Прянишников «Порожняки» и Н.. Некрасов «Школьник». Эти два произведения объединяет общий лейтмотив – трудный путь к знаниям. К тому же в обоих случая сельская беднота показывается не как объект для сострадания, а как положительный герой.

В. Перов «Проводы покойника» и Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Хотя эта картина часто используется для иллюстрации поэмы, вероятнее всего художник и поэт размышляли на одинаковую тему - сложный душевный мир «маленького человека».

К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» и Н. Некрасов «Железная дорога». Как и в предыдущей паре, здесь не стоит говорить о прямом использовании сюжета стихотворения художником. Образ железной дороги, как бездушного прогресса, который перемалывает людские судьбы, всегда волновал деятелей искусства. Но, именно в произведениях Савицкого и Некрасова, несмотря на их серьезные различия, проскальзывают общие параллели.

В. Маковский «Свидание» и А. Чехов «Ванька». Для русской живописи Маковский является первооткрывателем жанра картины-новеллы. Его картина «Свидание» развивает тему, затронутую в рассказе Чехова «Ванька». Цель обоих произведений – вызвать сострадание у зрителя.

В. Маковский «Ночлежный дом» и М. Горький «На дне». В этом случае тоже проблематично говорить о прямой связи двух произведений, но в персонажах картины легко просматриваются некоторые герои драмы: Сатин - старик с фолиантом, Клещ - бывший мастеровой.

Г. Мясоедов «Страдная пора» и И. Бунин «Косцы». Оба произведения объединяют жизнеутверждающий пафос и радость труда в сочетании с гармонией природы и людей. Оба автора восхищаются крестьянским трудом, находя в нем особую незамысловатую поэзию.

М. Кустодиев цикл Праздники («Зима. Масленица», «Масленица», «Пасхальный день», «Вербный торг у Спасских ворот») и И. Шмелев «Лето Господне» (главы «Разговины», «Вербное воскресение» «Пасха», «Масленица»). К сожалению, одно из самых русских произведений отечественной литературы малоизвестно в современной России. И, если что-то соответствует «Лету Господню», так это цикл работ Кустодиева «Праздники». И Кустодиев, и Шмелев создавали свои творения по памяти, что придает им легкий оттенок ностальгии, который практически незаметен в общей атмосфере праздничности. В обоих произведениях чувствуется тоска то той добродушной хлебосольной России.

Демон в живописи М. Врубеля и поэзии М. Лермонтова. Для обоих авторов характерно восприятие Демона как воплощения творческого начала в душе художника.

В. Верещагин Цикл работ об Отечественной войне 1812 года и Л. Толстой «Война и мир». В данном случае, вероятно, не стоит отдельно говорить о совпадениях или использовании одинакового материала. Стоит отметить некоторые параллели в картине «Расстрел в Кремле» со сценой расстрела «поджигателей» в романе.

Конечно, это далеко неполный список мультивидовых работ в русском искусстве (например, можно вспомнить М. Врубель «Царевна-лебедь» и А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»), но составить полный не представляется возможным, так как у очень многих картин можно найти литературные аналоги.

8-poster.ru

§ 10. Картина и литературное произведение

Мне думается, я рассмотрел все основные типы картин, ограничиваясь, правда, самыми необходимыми замечаниями. Теперь следует заняться вопросом, чем картина отличается от произведения литературного искусства1.

Картина как произведение искусства сравнительно меньше родственна фильму или театральному зрелищу2. В обоих этих видах искусства содержится слой видов, реконструированных в картине средствами живописи, а в театральном зрелище — вызванных реальными предметами и актерами на сцене и данных зрителю и в зрительном и акустическом восприятии. Можно сказать, хотя это и будет не совсем точно, что картина составляет некоторую частичную систему многослойной структуры театрального представления либо некоторую фазу в кинофильме. В ней нет двухслоя языка, конституитивного для литературного произведения. Но именно поэтому возникают различия между теми слоями многослойной структуры, которые появляются в произведениях обеих сравниваемых между собой областей искусства. Средством представления и конституитивной основой литературного произведения, а в особенности

1Данный параграф содержит следы того, что все это исследование в первой редакции было одним из параграфов моей книги «DasliterarischeKunstwerk». Однако содержит он и чисто предметнее обоснование в том, что анализ отдельных разделов искусства в конечном итоге должен вести к сравнительному анализу. Данная тематика не раз поднималась в последние десятилетия, уже после появления моей книги о литературном произведении. Между прочим, этой теме посвящены книги Этьена Сори и Т. Монро. К сожалению, из-за отсутствия более глубокого анализа отдельных гидов рассуждения в этих книгах выглядят поверхностными, они не доходят до различий, вытекающих из отмеченной анатомии произведений различных искусств. См. Е. Sоuriаu «La correspondance des arts. Eléments d'Esthétique comparée, Paris, 1947; Th. Munro, The Arts and their Interrelations (см. французское издание).

2В книге «DasliterarischeKunstwerk»» я старался показать, что театральное зрелище представляет собой пограничный случай литературного произведения, хотя и не является литературным произведением в точном значении этого слова. Двадцать лет спустя это положение и было воспринято у нас Ст. Скворчинской (См. «Estetykaspółczesna»,PrzeglądFilozoficzny, 1949), правда, она не вспоминает о моей книге, которая, вероятно, была ей не известна.

374

его слоя изображенных предметов, будет исключительно или по крайней мере, как в театральном представлении, во многом двухслой языка произведения: звучание слов, имеющих определенные значения, интенционально определяет изображенные предметы. В изображающей картине средство это заменяется соответственно подобранным зрительным видом,, реконструированным при помощи системы цветовых пятен. Функция конституирования и уяснения зрительно изображенного предмета в картине может быть выполнена исключительно соответствующим видом или некоторым подбором видов. В театральном представлении частично ее выполняют виды, доставленные предметами, находящимися на сцене, а частично видами, сконструированными литературными средствами (языковыми). Таким образом, в произведении искусства живописи нет места тем свойствам способа представления, которые в произведении литературного искусства характерны для представления при помощи фактических состояний вещей, определяемых предложениями, входящими в состав произведения. Кроме того, вид какой-либо вещи, реконструированной в картине, — один, и он вместе с тем, если можно так выразиться, закостеневший, застывший, в то время как в чисто литературном произведении, а также в театральном представлении (или в фильмовом) обычно имеется целое множество видов одного и того же предмета, притом видов как бы текучих, переходящих друг в друга и в то же время зачастую различного сорта. Поэтому картина по существу своей структуры в отношении временного характера изображенных в ней предметов является творением моментальным: эти предметы изображаются всегда только в некоторый момент своего предполагаемого бытия, если вообще дело доходит до выявления в картине временного момента. Последнее имеет место только тогда, когда на картине изображено какое-либо событие, а следовательно, в картинах с литературной темой. Это всегда неопределенная действительность, самое большее выражающая некоторую перспективу, обращенную в прошлое или будущее, сфера простирания которой зависит от характера представляемого в картине события. В картинах без литературной темы, а тем более в картинах абстрактных (лишенных предметов) нет представления времени, в котором,

375

как это имеет место в изображающих картинах, находятся изображенные предметы1. Таким образом, картина даже тогда, когда она касается некоторого момента времени, не имеет временной структуры того типа, который характерен для произведения литературы, музыки или киноискусства. Притом такая структура отсутствует в ней в двояком смысле: во-первых, в том, что в мире, изображенном в картине, не проявляется полный период временного континуума, как это имеет место в литературном произведении, в театральном представлении или в кинофильме; во-вторых, в том, что произведение живописи лишено того диапазона фаз, той многофазовости, которая характерна для произведений вышеуказанных искусств. Так вот, если конкретизация литературного произведения должна развиваться в конкретном времени таким образом, что отдельные фазы произведения актуализируются в последовательных конкретных моментах чтения произведения и подвергаются поэтому различным изменениям во временной перспективе2, то ни о чем подобном не может быть и речи при восприятии произведения живописи. И это восприятие, конечно, не является обычным и не может быть строго моментальным, а совершается в течение определенного периода времени. Несмотря на это, картина, и то, что в ней конституируется, не простирается во времени, не развивается, самое большее длится во времени как раз навсегда конституированный, неизменный предмет, если только полотно-изображение, составляющее одну из ее бытийных основ, не подвергается реальным изменениям, что в рамках одной эстетической перцепции обычно незаметно3. Литературное произведение (как и музыкальное произведение) в конкретизации

1Когда я готовил к печати данную работу, Пшибош поднял вопрос об изображении в картине движения (по поводу картин Яремянки). В отношении изображающих картин этот вопрос, по существу, легко разрешим. В отношении абстрактных картин его разрешил уже Кли.

2См. «О познаваемости литературного произведения».

3Особый вопрос возникает в связи с произведением, которое существует несколько сот лет, проходит сквозь ряд различных культурных эпох, в которых не только полотно-изображение может подвергнуться изменениям, но изменяется и способ осмотра картин, и вкус, а следовательно, и ход эстетических переживаний. Однако этот вопрос ставит такой круг проблем, что заняться ими более детально я просто не имею возможности.

376

приобретает формальную структуру процесса, совершающегося во времени, и приводит в связи с этим к появлению ряда специальных динамических моментов. В такое время картина лишена этой динамики, так как она, как и полотно-изображение, представляет собой предмет, длящийся во времени, если вообще картина не является (по крайней мере в некоторых случаях) по своему содержанию вневременным предметом.

Можно думать, что этому противоречат два обстоятельства: во-первых, то, что существуют картины с литературной темой, в которых, как я уже говорил, наглядно выражается временный момент в образе некоторого «теперь», заполненного событиями, изображенными в картине; во-вторых, обстоятельство, что зритель обычно осматривает картину некоторое время, переходит в физическом и духовном смысле поочередно от одной детали картины к другой, а тем самым постигает определенное множество видов полотна-изображения, через которые изменение установки и сама картина им воспринимается. А это множество видов полотна-изображения, respective самой картины, простирается во времени.

Однако первый факт говорит скорее в пользу высказанной здесь мною точки зрения. Впрочем, эта точка зрения довольно распространенная, хотя никто никогда ее не развил, причем не выдвинул и аргументов, приводимых мною.

Средствами живописи может быть изображен только один момент какой-то истории, а именно сама литературная тема, в то время как сама «история», если мы должны обратиться к ней, должна быть раскрыта литературными средствами. Именно они вводят структуру развернутого времени, но как сама история, так и эта временная структура полностью выходит за рамки содержания картины.

Второй из приведенных аргументов устанавливает некоторый факт, который, правда, часто имеет место, но который вовсе не необходим. Ибо принципиально всегда можно охватить картину «одним взглядом», и лишь когда картина слишком большая и мы осматриваем ее со слишком далекого или со слишком близкого расстояния, возникает необходимость переводить взгляд с одной части картины на другую. Но это говорит лишь

377

о том, что такие условия осмотра картины плохие и следует их избегать; во всяком случае, после такого осмотра необходимо охватить все фрагменты в целом и, следовательно, получить единое впечатление целого, если можно так сказать, «за одним замахом». В то же время в случае литературного произведения совершенно исключено, чтобы мы могли какое-нибудь произведение «схватить сразу», «за одним замахом», даже в случае сравнительно коротких произведений1. Исключение составляют лишь произведения настолько короткие, что их чтение помещается в рамках одной данности, но и тогда сохраняется известный порядок поочередного восприятия, например частей одного предложения. В этом случае можно сомневаться в том, возможно ли уловить смысл предложения «сразу» после поочередного прочтения его частей. Во всех иных случаях это исключено и вмешательство временных перспектив, привязанных к последовательным фазам чтения и произведения в целом, неизбежно. Но если имеются фазы в осмотре картины, то воспринятая в этом процессе картина не конституируется нам как произведение, развертывающееся во времени и подчиняющееся закону временной перспективы. Более того, если полотно-изображение подчиняется закону пространственной перспективы, когда мы его видим в различных сокращениях, то сама картина этим сокращениям не подвержена, она как бы изымается из действия пространственных сокращений, постулирует как бы только одну точку или направление зрения, с которой она адекватно осматриваема и видима, а все другие точки зрения и направления как бы не принимаются в расчет. Иначе говоря, картина сама по себе не имеет множества видов, принадлежащих ей, тогда как полотно-изображение только посредством таких, ему принадлежащих видов и может быть воспринято. Кроме того, нельзя смешивать виды, посредством которых нам дано полотно-изображение, с видом изображенных предметов, принадлежащих к содержанию самой картины. Последний имеется только один, он определен и диктует нам, с какой точки зрения и направления следует наблюдать полотно-изображение, respective картину, если реконструированный в картине

1Разве что по прочтении, но тогда, строго говоря, нет перцепции произведения.

378

вид некоторого изображенного предмета должен без помех -выполнять свою функцию изображения данного предмета.

Если мы водим взором по полотну-изображению, мы не воспринимаем еще адекватно картины именно потому, что еще не охватили в каком-то переживании этого одного закрепленного в картине вида данного предмета, что мы не имели установки на то, чтобы воспринять этот вид и использовать его функцию наглядного изображения данного предмета. Лишь тогда, когда мы отыщем точку в пространстве перед полотном-изображением, с которой можем конкретно воспринять вид, который следует актуализировать, чтобы через него увидеть данную вещь или вещи, изображенные в картине, лишь тогда мы можем погрузиться в созерцание картины как целого и охватить ее в эстетической ценности, не принимая, правда, этой ценности за объект полного восприятия. Мы можем смотреть на данную картину некоторое время с одной и той же точки зрения и все это время наслаждаться красотами картины либо иными воплощенными в ней эстетическими ценностями, и, несомненно, в это время развертывается весь континуум конкретных воспринимаемых нами видов полотна-изображения.

Но все они тем отличаются, что, несмотря на некоторые изменения, каким подвергается содержание этих видов, виды тем не менее делают возможным для нас созерцание одной и той же картины в ее неизменной структуре. Даже тогда, когда мы, созерцая картину, концентрируем свое внимание один раз на одной, другой — на следующей ее детали, когда один раз наслаждаемся подбором красок, другой — динамикой форм и движений изображенных вещей, наконец, третий раз входим чувством в психологическую ситуацию изображенных людей и стараемся уловить эстетический смысл целого, то и тогда мы отдаем себе отчет в том, что некоторые изменения происходят лишь в нашем способе использования ценностей, выступающих в картине, сама же картина в результате этого не меняется: в своей специфической неподвижности она остается невосприимчивой к изменениям способа восприятия картины, она как бы находится вне сферы действия наших переживаний и совершающихся процессов восприятий. Несмотря

379

на всякого рода перемены, совершающиеся в способе восприятия и понимания картины, перед нами предстает один и тот же предмет, изображенный одним и тем же видом, раз и навсегда установленный свойствами полотна-изображения. Особым образом он изъят из процесса существования и временных изменений, которому подвержены вещи, данные нам непосредственно в чувственном восприятии. Если мы видим какую-либо вещь, воспринимая некоторую волну видов, и даже если случится, что некоторый период времени она дана нам как неизменная, то в каждой новой фазе наблюдения вместе с тем нам дана новая фаза существования той же вещи во времени — время, когда мы ее наблюдаем.

Данная вещь существует во все новой и новой фазе времени. Несомненно, также существует и полотно-изображение, благодаря которому мы имеем возможность наблюдать данную картину. Но о существовании во времени нашего восприятия самой картины говорить не имеет смысла: нельзя сказать, что в каждую новую минуту мы имеем дело с новой фазой существования картины, которую мы воспринимаем в эстетическом переживании. Нельзя также сказать, что картина в это время останавливается в развитии или развивается, как это, кажется, происходит в произведениях музыки и литературы. Настолько специфична природа картины. Таким образом, в итоге картина, хотя и воспринимается в некотором длящемся во времени процессе, не дана нам по своему содержанию ни как предмет, длящийся во времени, ни как некоторый процесс. Лишь тогда, когда случается, что в полотне-изображении совершаются какие-то изменения, например расплывутся краски или картина будет переписана в соответствии со вкусами данной эпохи и т. д., подвергается изменениям и сама картина, и она таким путем вовлекается в исторический процесс, становится предметом, существующим в историческом времени. Однако это иной аспект проблемы, который здесь я не могу рассматривать.

Вследствие того, что в картине отсутствует двухслой языка, способ изображения в ней предметов будет не только иным, чем в литературном произведении, иным будет и зрительно данное нам присутствие изображенных предметов, поэтому это вызывает иную, чем

380

в литературе, полифонию эстетически ценных качеств. Во-первых, она беднее, чем полифония литературного произведения, просто потому, что в последнем случае полифония создается эстетически ценными качествами всех четырех слоев произведения, тогда как в картине — только двух. Во-вторых, по той причине, что изображенные в картине предметы открывают нам преимущественно лишь качества, данные зрительно, а качества иного рода — посредством зрительно данных качеств, в то время как в литературном произведении такие изображенные предметы могут быть наделены самыми разнородными качествами, а зрительно данные качества не доминируют над ними.

В то же время в картине как виды, так и изображенные предметы обладают той конкретной наглядностью, а тем самым динамикой и непосредственной данностью для зрителя, какой предметы, изображенные чисто литературными средствами, достичь не могут. Поэтому не удивительно, что по крайней мере некоторые литературные произведения тяготеют к тому, чтобы их слои — видовой и предметный — получили ту наглядность, конкретность и живость, которой обладают изображенные предметы и их виды в картине; это тяготение, как говорят обычно, к воплощению в театрально-сценическом представлении. Но этим самым мы оставляем сферу чисто литературных творений.

Другим пунктом различия между картиной и литературным произведением будет вопрос о местах «недовыражения», «недоговоренности». Предметы, изображенные в произведениях обеих этих областей искусства, чисто интенциональные. Как те, так и другие по природе своей имеют места «недоговоренности». В картине таких мест еще больше, чем в литературном произведении. Ибо в картине возможен лишь один-единственный способ, каким изображенный в ней предмет может конституироваться: все в ней должно быть, как часто говорят, «выражено» красками. В результате в картине только те качества изображенного предмета могут конституироваться, которые можно выразить посредством единственного, именно в данной картине запечатленного вида. Конечно, это не обязательно лишь зрительно воспринимаемые качества, ибо благодаря выступающим в содержании зрительно данного вида незавершенным качествам различного рода в картине могут проявляться

381

также и иные качества изображенного предмета, причем не только материальных вещей, но и психические особенности изображенных персонажей как некоторое мимолетное эмоциональное состояние, а еще чаще — как устойчивая черта характера, выражающаяся, например, в воспринимаемой зрительно гримасе лица и т. д. Однако ни одно качество предмета, не проявившееся до конца в зрительно данных качествах, не может конституироваться в предмете, изображенном в картине, и тем самым в нем образуется пробел, «недовыраженность», притом такой пробел, который в литературном произведении может быть без труда ликвидирован.

Что касается способа существования, то картина как предмет интенсиональный, имеющий обоснование в некотором реальном материальном предмете — полотне-изображении, находится, если можно так выразиться, в более выгодном положении, чем, например, музыкальное или литературное произведение. Ее бытийная основа однозначно определяет по меньшей мере впечатлительную базу видового слоя (как, например, в импрессионистских картинах)1, а во многих случаях и полностью вид, реконструированный в картине, а косвенно также и предмет, представленный в некоторых чертах своей телесности, оставляя потенциально некоторые произвольности и недоговоренность относительно психических черт характера изображенных персонажей. Это, во всяком случае, обеспечивает идентичность картины как произведения искусства, хотя «допускается возможность» множества «конкретизации», возникающих при осмотре картины. Чтобы возникнуть, конкретизации необходима только помощь конкретного субъективного восприятия картины. В одинаковой мере картина, как и ее конкретизация, является бытийно самостоятельным (то есть составляющим целое) по отношению к переживаниям зрителя предметом, однако таким предметом, который по природе своей указывает на творческие процессы автора произведения искусства, а с другой стороны, — на переживания, возникающие у зрителя вследствие восприятия картины. Одновременно картина бытийно зависима и бытийно производна

1Разумеется, не следует забывать об объективных и субъективных условиях восприятия полотна-изображения и, если можно так сказать, созидания картины. К этому вопросу мы еще вернемся.

382

как от творческих процессов автора, так и от переживаний зрителя, а также от полотна-изображения; картина является, следовательно, их продуктом, а не самостоятельным предметом. Однако благодаря обоснованию картины некоторым реальным физическим предметом, помещающимся во внешнем, материальном мире, картина сравнительно меньше зависит от субъективных актов зрителя, чем, скажем, музыкальное произведение от слушателя.

studfiles.net

Картина Википедия

«Сельский вид» (1867), Алексей Саврасов

Картина в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, картина не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Картина — один из наиболее типичных видов станкового искусства. Создавая полотно, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. В развитии живописи картина играет ведущую роль.

Состоит из живописной основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги, камня, шёлка и т. д.), грунта и красочного слоя.

Картина в драме, опере, балете, в киноискусстве — законченная часть акта или произведения, ограниченная неизменным пространством действия. При постановке на сцене, как правило, показывается без смены декораций[1].

Картина в переносном или более общем значении — любое законченное, цельное произведение искусства, в том числе — живое и яркое описание, устное или письменное, видов природы[2].

Репродукция или копия оригинала может также называться картиной, если в соответствующем контексте неважно, копия это или оригинальное произведение. Например, «в коридоре висело несколько картин».

Профессор Ричард Грегори описал «странные свойства картин»: «Картины — уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы. Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трёхмерным, а картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определенный размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или корабля. Картины — невозможные объекты. Картины важны, потому что глаз видит в них отсутствующие предметы. Биологически это чрезвычайно странно».

Способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, является важным этапом в развитии абстрактного мышления.

Иоганн-Вольфганг Гёте писал: «Картины не просто раскрашенный холст, они воздействуют на чувства и мысли, оставляют след в душе, пробуждают предчувствия».

Известность картин

Популярность тех или иных картин зависит от многих факторов. В первую очередь, это профессионализм художника. Также зачастую популярность холста определяют стиль и эпоха, в которую было создано данное произведение искусства. Но бывает, что широкую известность полотну обеспечивает история, случившаяся с ним. Так, самая известная картина в мире — «Мона Лиза» — стала таковой не только благодаря высочайшему мастерству её создателя Леонардо да Винчи, но и благодаря истории её кражи в 1911 году. Через пару лет «Джоконда» нашлась, после этого став чрезвычайно ценным произведением искусства, которое в данный момент хранится в Лувре за пуленепробиваемым стеклом.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

жанр * описания картин

Навигация по записям

Нет никаких сомнений, что картина В.В. Пукирева, доставленная им на академическую выставку 1863 года, была написана по следам личной катастрофы молодого художника, произведшей на него неотразимое воздействие. «Неравный брак» — единственное полотно в его творчестве, которое можно назвать действительно талантливым и из ряда вон выходящим. Картина произвела невероятное впечатление на современников: говорят, многие почтенные старцы, поглядев на произведение Пукирева, отказались жениться на юницах, в числе их был известный историк Н.И. Костомаров. Описание картины Неравный брак Василия Пукирева →

Неравный брак. В. Пукирев

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Великолепная жанровая картина, да только кто захотел бы повесить подобное в офисе или кабинете? Несомненно, это должен быть тонкий ценитель искусства, понимающий авангард. Описание картины Полотеры Казимира Малевича →

Малевич, "Полотеры"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать? Описание картины Новая Москва Юрия Пименова →

Zemanta Related Posts Thumbnail

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Нет, не то, — словно бы говорил себе Ван Гог. Эмоция — это фактура, краска, цвет, толщина мазка. Мир наступает, мир нападает. Экспансия мира — повсюду, она захватывает человека, который не может сопротивляться подавляющему влиянию окружающего. Повсюду страсти, кругом ужас: нечто бесчеловечное (или слишком человеческое?!) доминирует, гнетёт, одолевает. Если вы посещаете ночное кафе – это значит, что вы посещаете «место, где можно разориться, сойти с ума и совершить преступление». Так писал Ван Гог, так он думал, так он изображал. Описание картины Ночное кафе Винсента Ван Гога →

Ночное кафе, Ван Гог

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картину Вермеера увидеть у нас непросто. Какое-то впечатление вы можете составить по репродукциям, и, конечно же, по вдохновенным описаниям очевидцев. До нынешнего времени дошли считанные десятки работ мастера, хранимая в Амстердаме «Молочница» — одна из них. Описание картины Молочница Вермеера Дельфтского →

Молочница, И. Вермеер

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина Ильи Репина «Не ждали» делает зрителя участником насыщенной переживаниями сцены, помещает нас в центр эмоционального вихря, взрыва чувств. Старое, черное, отжившее сменяется новым, зеленым, революционным. Контрастная чистая живопись на самом деле насыщена рефлексами, реалистична и красива даже в изображении прозаического быта и одежды. Но лица… Это репинские лица! Великий художник. Описание картины Не ждали Ильи Репина →

И. Репин, Не ждали

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом. Описание картины Утро Татьяны Яблонской →

Утро, Т. Яблонская

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина Васнецова с говорящим названием «Баян» изображает краткие минуты передышки, когда воины небольшого отряда собрались послушать седого певца. Хмурое северное лето служит фоном для знаменитой картины. Описание картины Баян Виктора Васнецова →

В. Васнецов, Баян

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям. Описание картины Мороз и солнце Виктора Цыплакова →

Цыплаков - Мороз и солнце

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Великолепная, насыщенная фигурами и смыслами, тонкая и спокойная по колориту картина Василия Григорьевича Перова (Криденера) — достойное произведение, и мы его не пропустим. Трое охотников после удачно проведенного времени делятся впечатлениями и воспоминаниями, им и не до еды уж :) Описание картины Охотники на привале Василия Перова →

Охотники на привале, В. Перов, 1871

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Навигация по записям

Страница 1 из 212»

1001kartina.su