Сочинение по картине Заросший пруд Поленова. Пруд картина


Василий Дмитриевич Поленов Заросший пруд: Описание произведения

«Заросший пруд» – один из самых знаменитых пейзажей Василия Поленова. Вместе с «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» они составляют своего рода трилогию, элегическое повествование о доживающих свой век дворянских усадьбах.

Всё так узнаваемо, что, кажется, даже нечего к написанному Поленовым и добавить – любые слова будут излишни. Вот старый пруд с заиленным дном. Он давно не чистился и «цветёт»: вода у берегов затянута ряской, а ближе к центру водоёма – покрыта кувшинками. Заросли камышей наступают, отвоёвывая территорию у купальщиков. Заброшенный парк с серебристым тополем у мостков и наклонившимися к воде дубами – одичал и разросся. Красноречивая деталь: доски ветхих мостков побелели от долгого использования и частого хождения. Должно быть, когда-то мостки вели к купальне, где было шумно и весело, а сейчас уже никуда не ведут: небольшой песчаный пляж окончательно зарос травой. Одних только школьных сочинений, не говоря об искусствоведческих эссе, сколько написано о мечтательной грусти и молчаливом величии природы в картине Поленова «Заросший пруд»!

Но, кроме всем известного реалистического, есть у «Заросшего пруда» и некий мистический подтекст.

Где Поленов нашёл натуру для картины «Заросший пруд»?

Летом 1877-го года 33-летний петербуржец Василий Поленов оказался в окрестностях Киева. Он приехал погостить к родной сестре Вере, муж которой Иван Петрович Хрущов работал в Киеве директором Института благородных девиц. На лето семья Хрущовых снимала дачу в селе Петрушки, в нескольких десятках вёрст от Киева. Сейчас это Киево-Святошинский район Киевской области. Село Петрушки сохранило своё название, жителей там всего около шестисот, глушь примерно такая же, как была при Поленове, редкого туриста-рыбака Петрушки привлекут разве что своими озёрами. Водоёмов там целый каскад, называются они почему-то «Черные озёра». Отчего именно «Чёрные» – неизвестно. Может, из-за цвета воды, к которой из-за высоких деревьев с густыми кронами деревьев почти не пробивается солнце. Поневоле припомнишь гоголевское, жутковатое, из повести «Майская ночь, или утопленница»: «Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке! – продолжала Ганна, указывая на пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами, потопившими в нём свои жалобные ветви». А возможно, озёра – «Черные» из-за каких-то поверий, связанных с утопленниками или нечистой силой, которыми так богата киевская земля.

Кстати, всего в нескольких километрах от Петрушков находится городок Буча, любимое место юного Михаила Булгакова, где его родители построили дачу, единственное собственное жильё – даже знаменитый дом в Киеве на Андреевском спуске, где сейчас музей, был съёмным. Дачу в Буче семеро детей Булгаковых обожали, рвались туда каждое лето. Ровно та же гоголевская природа, что мы видим в пейзаже Поленова, – непокорная, буйная и до обидного не нуждающаяся в человеке – гипнотизировала и чаровала будущего автора «Мастера и Маргариты», который скажет потом о себе: «Я – мистический писатель».

В 1877-м году в Петрушках Поленов создал первый эскиз для картины «Заросший пруд». По композиции он почти не отличается от картины. Только женщина там не сидит на скамейке в глубине сада, а стоит у берега. Потом Поленов уедет, а два года спустя, в 1879-м, напишет всем известный и всеми любимый «Заросший пруд» с тёмными стоячими водами, отражающими столетние дубы. Вот только женщину «отодвинет» совсем уж на периферию. Чтобы не перетягивала внимание. Чтобы – как у Пушкина – только «равнодушная природа» продолжала, вне зависимости от человеческого присутствия, «красою вечною сиять».

Менее удачный, но более соответствующий первоначальному эскизу вариант картины Поленов напишет в 1880-м.

«Заросший пруд» на выставке передвижников

Пейзаж примут хорошо, он будет показан вместе с «Бабушкиным садом» на VII передвижной выставке. Консерваторы будут хвалить его за вполне академическую двупланную композицию: первый план, с травой и мелкими цветами ромашки, как и положено, подробный; второй, с уходящими вдаль деревьями, – более обобщённый, размытый. Новаторы отметят новомодную импрессионистскую пленэрность и внимание к игре света. Это и неудивительно: как раз в середине 1870-х, когда во Франции проходили первые выставки импрессионистов, пенсионер Академии художеств Поленов жил в Париже, делил вместе с Репиным квартиру на Монмартре. А уж кувшинки – настоящий фетиш француза Клода Моне – на пейзаже Поленова появились точно раньше.

Но, возможно, главное художественное достоинство «Заросшего пруда» – его колорит. Поленова вообще будут больше всего ценить за мастерство колориста. «Заросший пруд» строится на богатейших градациях зелёного цвета, настолько разнообразного и тонко нюансированного, что искусствовед Тамара Юрова даже заметит: «Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов».

Загадочная женщина с пейзажа Поленова

Многие знают, что женщину на скамейке перед заросшим прудом Поленов писал со своей сестры Веры. Её же можно видеть и в пейзаже «Бабушкин сад». Но не всем известно, что Вера и Василий были не просто братом и сестрой – они были близнецы, родились в один день, 20 мая (1 июня) 1844 года. Василий проживёт 83 года, он застанет революцию и советскую власть; в 1870-х приближенный к будущему императору Александру III (Репин даже грешил на друга, что тот зазнался после знакомства с наследником), Поленов уже в новом государстве станет одним из первых, кто получит «Народного художника Республики» – такая долгая и насыщенная событиями ему выпадет жизнь. А вот Вера, сестра-близнец и очень близкий Поленову человек, умрёт от болезни лёгких в 1881-м году, меньше чем через два года после создания «Заросшего пруда». «Бедная, она сильно страдает от неумолкающего жару. Боже, какое тяжелое время», запишет Поленов в те дни.

Перед смертью 37-летняя Вера обратится к брату Василию с необычной просьбой – написать большую картину о жизни Христа, которую брат давно задумывал, но всё никак не мог заставить себя за неё приняться (скорее всего, речь шла о картине, известной сейчас под названием «Христос и грешница»). И брат послушается. Картины Поленова на евангельские сюжеты не так знамениты, как его пейзажи, но писать их художник будет много и вдохновенно, словно выполняя волю покойной сестры. Таких работ у Поленова около 60-ти. Товарищ Поленова Федор Шаляпин, с кем вместе они проводили время в усадьбе мецената Саввы Мамонтова Абрамцево, восхищался: «Его библейские сцены – как мог он совместить в своей душе это строгое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли и над его озёрами веет дух Божества?»Харизматичным «Заросшим прудом» Поленов заложил своего рода традицию. Озёра, мосты, кувшинки будут с увлечением писать любимые ученики Поленова – Константин Коровин (1, 2, 3, 4) и Исаак Левитан (1, 2, 3, 4), а левитановское «У омута» считается прямым продолжением темы Поленова. Есть свой «Заросший пруд» и у младшего современника Поленова Валентина Серова.

Сам же поленовский «Заросший пруд» так и останется загадкой. И лишь от широты ассоциаций зрителя зависит, как воспринимать этот пейзаж – в более традиционном, ностальгически-усадебном, чеховско-тургеневском ключе или же в мистическом, гоголевско-булгаковском. Биография Поленова даёт основания как для первого, так и для второго.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Заросший пруд (картина Поленова) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Заро́сший пруд» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 10460). Размер картины — 80 × 124,7 см[1] (по другим данным, 77 × 121,8 см[2][3]).

Картина была выставлена на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в 1879 году[4], вместе с другой картиной Поленова — «Бабушкин сад».

Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом[5].

На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане — берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане — тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина. Бо́льшая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками[6].

Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину[7][8]:

« Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике». Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »

А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова[9]:

« В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов... »

Поленов также написал уменьшенный вариант картины «Заросший пруд»[10] (датируемый 1880 годом), только со стоящей женщиной — на этой картине художник изобразил свою сестру-близнеца Веру Дмитриевну Хрущёву[11] (1844—1881, встречается также написание "Хрущова"[12]). Иногда полагают, что она же была изображена на картине 1879 года в качестве сидящей женщины[5].

  1. ↑ Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 102—103. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  2. ↑ Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (1879) (HTML). rodon.org. Проверено 18 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  3. ↑ Поленов Василий Дмитриевич — Заросший пруд, 1879 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 18 августа 2012.
  4. ↑ Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (1879), Государственная Третьяковская галерея, Москва (HTML). www.artprojekt.ru. Проверено 18 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  5. ↑ 1 2 Заросший пруд (1879) (HTML). www.polenov.su. Проверено 18 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  6. ↑ Василий Поленов — Галерея картин и рисунков художника — Заросший пруд (HTML). Сайт о Василии Дмитриевиче Поленове — vasily-polenov.ru. Проверено 19 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  7. ↑ М. И. Копшицер. Поленов (глава третья) (HTML). www.tphv-history.ru. Проверено 19 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  8. ↑ Т. В. Юрова. Василий Дмитриевич Поленов. — Москва: Искусство, 1961. — 166 с.
  9. ↑ Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова (часть 6) (HTML). Сайт о Василии Дмитриевиче Поленове — vasily-polenov.ru. Проверено 18 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  10. ↑ Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (уменьшенный вариант картины) (JPG). school-collection.edu.ru. Проверено 18 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  11. ↑ Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (уменьшенный вариант картины), описание (HTML). school-collection.edu.ru. Проверено 18 августа 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  12. ↑ Усадьба Поленово — Обзор дома, портретная (HTML). polenovousadba.ru. Проверено 18 августа 2012. Архивировано 20 августа 2012 года.

ru.bywiki.com

Заросший пруд (картина Поленова) — Циклопедия

Картина В. Д. Поленова «Заросший пруд», 1879 г.

«Заросший пруд» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: 1879 год.

Холст, масло. 77 × 1218 см[1]

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация[2].

[править] Значение картины

По мнению искусствоведов, этим полотном художник завершил картинную трилогию, куда вошли еще картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад», созданные в Москве в 1978 году[3][4]. Три этих полотна объединены не общностью сюжета (общностью сюжета объединены «Московский дворик» и «Бабушкин сад» — там изображен один дом, но с разных ракурсов), а определенным душевным состоянием, настроением, навеянным этими тремя пейзажами[1].

Василий Поленов

Серию этих поленовских произведений (вместе с еще несколькими картинами) художник Илья Семенович Остроухов назвал «интимным пейзажем»: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[5][6]. Это определение оказалось настолько точным, что стало применяться по отношению к творчеству В. Д. Поленова и другими искусстоведами и художественными критиками.

Первый этюд к этому полотну датирован 1877 годом[1], когда художник провел лето на даче родителей в деревне Петрушки Киевской губернии[7][8]. Это было еще до того, как отправился на русско-турецкую войну[1], где он находился художником при царевиче, будущем императоре Александре III.

Затем, перебравшись в Москву и поселившись возле Арбата, Поленов занялся другими произведениями.

Осенью 1878 года он перебрался с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Вот тогда он вернулся к киевскому пейзажу[1].

Верный своему видению общности духовного мира человека и природы, Поленов обращается, как всегда, к самым простым пейзажам. Его «герои» не пышные и причудливые благоухающие яркими ароматами красавцы-цветы богатых садоводств, а невозделанные бесхитростные травы, полевые неяркие цветочки, крапинками появившиеся среди другой зелени. Их легкая и трепетная красота созвучна элегическому лирическому настроению.

И вместе с тем полотно пронизано величавостью и даже таинственностью природы[9].

Вся картины выстроена по академическим традициям, в двух планах: задний — написанный довольно «приблизительно», и передний — тщательный и подробный[1].

Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ[10].

Картина «Заросший пруд» построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков[1][2][10], лишь кое-где уступая палитру и другим расцветкам: ярко-зеленая солнечная лужайка с подробно выписанными ромашками на первом плане соседствует с темной стеной могучих деревьев; через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темнозеленые кроны дальнего плана открывается — маленьким кусочком, словно осколком, в левом верхем углу — голубизна ясного неба с белыми облаками; голубизна неба и темнота парка соединяются затем в зеркальной поверхности пруда с — опять подернутыми зеленым — неяркими желто-оранжевыми кувшинками[8][9].

Искусствовед Т. В. Юрова писала про эту картину: «Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“»[11]

Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. И в эту успокоенность органично и ничем не нарушая ее вписывается одинокая женская фигура в светлом платье — на скамеечке, в тени деревьев[9]. Она не сразу видна — весь центр полотна отдан мостику под деревьями и темной недвижимой водяной глади. А женская фигура смещена вправо, в теневую часть картины[12]. Но она придает жизнь замершему на холсте пейзажу. В этой сидящей женщине Поленов изобразил свою сестру-близняшку Веру Дмитриевну Хрущёву (1844—1881 гг.)[1][8].

Картина «Заросший пруд» — вместе с другим поленовским пейзажем «Бабушкин сад» — была представлена в 1879 году на 7-й выставке «передвижников». Как раз к этому времени Поленов стал членом Товарищества передвижников[13], хотя еще и до своего официального членства принимал участие в выставках «передвижников».

Затем в апреле 1879 г. выставка переехала в Москву и проходила в помещении московского Училища живописи[14]. А в декабре того же года студент Училища живописи Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», вероятно, навеянную картиной учителя[14].

[править] Второй вариант

В 1880 году Поленов написал уменьшенный вариант этой картины; однако новое полотно стало не совсем копией. Женщину (а ее изображала сестра художника) на этот раз он показал не сидящей, а стоящей.

Успех картины Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века популярной. В 1887 году ученик В. Д. Поленова художник Исаак Левитан создал свою картину в таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта[14]. А еще через двенадцать лет, в 1899 году, свой «Заросший пруд» представил художник Константин Сомов.

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,7 Заросший пруд
  2. ↑ 2,02,1 Картина Заросший пруд. Поленов Василий. 1879 г.
  3. ↑ Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад
  4. ↑ Бабушкин сад. Описание картины Поленова
  5. ↑ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)
  6. ↑ Василий Поленов. 1844—1927
  7. ↑ Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40)
  8. ↑ 8,08,18,2 В. Д. Поленов. Заросший пруд. 1880
  9. ↑ 9,09,19,2 Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Заросший пруд
  10. ↑ 10,010,1 Описание картины Василия Поленова «Заросший пруд»
  11. ↑ Т. В. Юрова. Василий Дмитриевич Поленов. — Москва: Искусство, 1961. — 166 с.
  12. ↑ Описание по картине В. Д. Поленова «Заросший пруд»
  13. ↑ Хронология жизни и творчества Василия Поленова
  14. ↑ 14,014,114,2 Из истории одной картины И. И. Левитана «Речная заводь. Прудик» (автор Л. В. Ищенко)

cyclowiki.org

Заросший пруд (картина Левитана) — Циклопедия

И. И. Левитан. «Заросший пруд». 1887 г. И. И. Левитан. «Заросший пруд». 1887 г. Этюд

«Заросший пруд» — картина русского художника Исаака Ильича Левитана.

Время создания: 1887 год[1].

Жанр: пейзаж.

Существует два варианта картины[2].

[править] История создания

Картина Левитана «Заросший пруд» явно перекликается с одноименной картиной художника Василия Дмитриевича Поленова, ставшего педагогом Левитана. Левитан этого не только не скрывает, но и подчеркивает — и названием, и композицией своего полотна, и главенствующим зеленым цветом, и контрастирующим с зеленым нежно-голубым цветом — неба.

Тематика этого произведения возникла давно. Началось с того, что в апреле 1879 г. в Москве в помещении московского Училища живописи проходила 7-я выставка художников-передвижников[2], где студент Левитан, учащийся Училища живописи увидел картину «Заросший пруд» В. Д. Поленова. Картина поразила не только начинающего художника И. Левитана, она пользовалась на выставке огромным успехом.

В декабре того же года студент Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», явно навеянную картиной учителя[2].

Однако дело только одной ученической работой не кончилось. Успех лиричной картины-элегии Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века не просто популярной, а даже вошла в моду[2]. Появилось немало прудов в русском живописном искусстве.

Вдохновение, навеянного поленовским полотном, не обошло и Левитана[3], вернувшегося к этой тематике.

В 1887 году Исаак Левитан создал свою картину с таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта[2].

Как уже было сказано, картина Левитана подчеркивает свою связь с полотном Поленова. Как и у Поленова, на холсте Левитана главенствует зеленый цвет. Чудесная умиротворенная тишина русской природы, застывшая на полотне, вся соткана из оттенков зеленого цвета[3]. Застывшая вода пруда, проступающая сквозь зелень кувшинок и водяную поросль, точнейшим образом передает отображение склонившейся ивы, стволов деревьев, прибрежной осоки… Вся картина пронизана тихим покоем[3].

Но если у Поленова в такую же тишину гармонично вплетается светлая женская фигура, ставшая такой же частью природы, то у Левитана на полотне живет только одна природа — вода, растительность и контрастирующие с зеленью маленькие вкрапления светлого неба наверху. Левитан словно еще больше приблизил изображение к естественному началу.

Как уже было сказано, И. И. Левитан создал два варианта картины.

Один (холст, масло; 35 x 51 см) — изображает недвижимую гладь пруда, которую замыкают вдали группы деревьев и кустов, растущих на берегу. Некоторые искусствоведы считают этот холст этюдом к основному полотну художника[4]. Однако по выразительности и завершенности можно сделать вывод об отдельном произведении. Это полотно находилось в собрании В. Е. Шмаровина; ныне его местонахождение: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область[2][4]

Второй вариант (холст, масло; 42 x 66 см) — считается основной картиной и представляет собой менее статичный и более контрастный пейзаж; деревья на этом холсте максимально приближены к пруду и нависают над ним[2]. Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург[2].

  1. ↑ Заросший пруд
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,52,62,7 Из истории одной картины И. И. Левитана «Речная заводь. Прудик» (автор Л. В. Ищенко)
  3. ↑ 3,03,13,2 Описание картины Исаака Левитана «Заросший пруд»
  4. ↑ 4,04,1 Заросший пруд. 1887

cyclowiki.org

Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

Заросший пруд

1 вариант сочинения описания

Картина В. Поленова "Заросший пруд" несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой. Больше всего на полотне присутствует зелёный цвет.

Но что же изображено на этой картине? Чем она так привлекает взор? Сюжет довольно прост. Старый пруд, с плавающими в нём лилиями и выходящим вперёд мостиком, к которому ведёт тропинка. Со всех сторон он окружён высокими, густыми и зелёными, кронами деревьев.

Но какой вывод можно сделать, рассуждая о изображённом на картине В. Поленова "Заросший пруд"? Какое время года хотел показать автор? Каков смысл данного полотна? Заманчиво поблёскивающий гладью вод пруд, так и манит к себе случайного прохожего. Судя по буйно цветущей зелени, можно сделать вывод, что сейчас самое начало лето или конец весны. Именно в эту пору природа достигает апогея своего расцвета. Скорее всего, это милый сердцу, спокойный, тихо шарудящий листвой, летний вечер. Картина русской природы, той самой, которая окружает нас с самого детства, близка каждому человеку и навевает ему глубокие рассуждения о жизни и наивные, романтические мечты о будущем.

2 вариант сочинения 6 и 5 класс.

В 1879 году великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов нарисовал картину «Заросший пруд». И до сих пор она считается самой популярной работой этого автора. Больше всего в этой картине поражает удивительно точно переданная красота и умиротворенность первозданной природы. На мгновенье может показаться что ты сейчас находишься там: вдыхаешь свежий воздух, чувствуешь тепло от солнышка, слушаешь как поют птицы и наслаждаешься невероятной красотой этого места.

На переднем плане картины нарисован берег, покрытый молодой зеленой травкой и белыми цветочками. Рядом с ним нарисован водоем с темно-зеленой непрозрачной водой. Это старый пруд. А на его поверхности растут кувшинки с уже распустившимися цветами. Если приглядеться, то можно увидеть, как на гладкой поверхности воды как в зеркале отражаются камыши, деревья, мостик и даже голубое небо. Удивительно с какой точность автор передаёт красоту природы.

На заднем плане картины изображен другой берег. Он зарос камышом и к нему невозможно подойти. За ним нарисован густой и дремучий лес. Когда смотришь на него первое что бросается в глаза — это старый и могучий тополь который растет подальше от других деревьев. Рядом с тополем находиться мост. Он сделан очень умело и сразу видно человек, который, сделавший его мастер на все руки. Наверное, в те времена, когда в воде еще не росли кувшинки, а пруд был чистым и не заброшенным сюда приходили купаться дети и прыгали с этого моста.Единственным человеком, изображенным на картине, является девушка. Она сидит на скамейке, а в руках у нее раскрытая книга. Наверное, девушка захотела уединиться со своих мыслями и поэтому пришла в это заброшенное место. Или ей просто захотелось полюбоваться природой. А может быть, это место встречи для романтического свидания, и она кого-то ждет. В этом-то и прелесть этой картины каждый сам придумывает её описание.

Когда смотришь на картину «Заросший пруд» ты невольно начинаешь чувствовать спокойствие и умиротворение. Наверное, именно этого и добивался автор картины. И именно поэтому он так много использует зеленого цвета. Автор с помощью этой картины пытается показать свои чувства: восторг от пейзажа, любовь к природе, жажду к жизни.

Мне очень понравилась эта картина. Это именно та работа Поленова, на которую хочется смотреть часами. То с какой невероятной точностью автор передал красоту этого места и делает эту картину по особенному прекрасной. 

6, 5 класс.

Другие интересные картины

Интересные сочинения по картинам

sochinite.ru

Заросший пруд (картина Поленова) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1879 года

«Заро́сший пруд» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 77 × 121,8 см[1][2].

История и описание

Картина была выставлена на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в 1879 году[3], вместе с другой картиной Поленова — «Бабушкин сад».

Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом[4].

На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане — берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане — тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина. Бо́льшая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками[5].

Отзывы

Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину[6][7]:

Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в "Московском дворике". Картина "Заросший пруд" завершала определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости.

А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова[8]:

В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчеркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в темной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы - тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, - позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880-1890-х годов...

Другие картины

Поленов также написал уменьшенный вариант картины «Заросший пруд»[9] (датируемый 1880 годом), только со стоящей женщиной — на этой картине художник изобразил свою сестру-близнеца Веру Дмитриевну Хрущёву[10] (1844—1881, встречается также написание "Хрущова"[11]). Иногда полагают, что она же была изображена на картине 1879 года в качестве сидящей женщины[4].

См. также

Напишите отзыв о статье "Заросший пруд (картина Поленова)"

Примечания

  1. ↑ [rodon.org/art-080425165206 Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (1879)] (HTML). rodon.org. Проверено 18 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tKv2mB Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  2. ↑ [www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=5069 Поленов Василий Дмитриевич — Заросший пруд, 1879] (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 18 августа 2012.
  3. ↑ [www.artprojekt.ru/gallery/polenov/Pol03.html Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (1879), Государственная Третьяковская галерея, Москва] (HTML). www.artprojekt.ru. Проверено 18 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tLSkIW Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  4. ↑ 1 2 [www.polenov.su/zaroshii_pryd/ Заросший пруд (1879)] (HTML). www.polenov.su. Проверено 18 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tQmuh4 Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  5. ↑ [vasily-polenov.ru/jivopis/2.php Василий Поленов — Галерея картин и рисунков художника — Заросший пруд] (HTML). Сайт о Василии Дмитриевиче Поленове — vasily-polenov.ru. Проверено 19 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tNlQdm Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  6. ↑ М. И. Копшицер. [www.tphv-history.ru/books/kopshitzer-polenov4.html Поленов (глава третья)] (HTML). www.tphv-history.ru. Проверено 19 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tON1x0 Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  7. ↑ Т. В. Юрова. Василий Дмитриевич Поленов. — Москва: Искусство, 1961. — 166 с.
  8. ↑ Элеонора Пастон. [vasily-polenov.ru/paston6.php Монография о творчестве Василия Поленова (часть 6)] (HTML). Сайт о Василии Дмитриевиче Поленове — vasily-polenov.ru. Проверено 18 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tPIhp6 Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  9. ↑ [files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6108b189-c4e6-459b-afe8-65c59ecb1fed/Polenov.Zarosshiy_prud.jpg Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (уменьшенный вариант картины)] (JPG). school-collection.edu.ru. Проверено 18 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tPqUno Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  10. ↑ [files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b0312ca-9051-4bf5-a38d-8b2314eddce6/Polenov.Zarosshiy_prud.htm Василий Дмитриевич Поленов — Заросший пруд (уменьшенный вариант картины), описание] (HTML). school-collection.edu.ru. Проверено 18 августа 2012. [www.webcitation.org/6B7tQMO0o Архивировано из первоисточника 3 октября 2012].
  11. ↑ [polenovousadba.ru/3-obzor-doma-portretnaya Усадьба Поленово — Обзор дома, портретная] (HTML). polenovousadba.ru. Проверено 18 августа 2012. [www.webcitation.org/6A4DnzbMR Архивировано из первоисточника 21 августа 2012].

Отрывок, характеризующий Заросший пруд (картина Поленова)

Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни. – Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали. – Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих. – Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя? Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень. – Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель. – Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами. В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его. Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству. Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция. Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище. Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела. К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров. – Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров. – Давай сюда. Во важно то! Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте. – Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни. – Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать! Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь. – И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню. – Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару. – А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель. – Я его давно замечал, – сказал другой. – Да что, солдатенок… – А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали. – Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь? – Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель. – Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил. – А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь… – Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался. – Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор. – Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему. – А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные. – А ты думаешь как? У него от всех званий набраны. – А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ! – Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет. – Что ж, от холода, что ль? – спросил один.

wiki-org.ru

Сочинение по картине Заросший пруд Поленова описание

Заросший пруд

Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил, что полотно написано одним зеленным цветом. Он мастерски владел кистью и красками.

Когда внимательно всматриваешься в данное произведения, мысленно переносишься в то место, а именно к данному пруду. Все кругом настолько зеленное и яркой, что на душе становится сразу спокойно и тихо. Не зря психологи говорят, что зеленый цвет успокаивает человека.

На полотне изображен пруд. Она насыщено темно-зеленого цвета. На нем поросли кувшинки и местами плавают водоросли. Видно, что пруд не чистят, он уже давно заброшен.  У берега лежит большое бревно. А в самом пруду отражаются кроны зеленых деревьев и кусочек голубого неба.

В дальнем левом углу картины изображен камыш, которую воинственно захватывает пруд своими корнями. По краю берега растут деревья. Из-за этой густоты можно подумать, что это лес. На самом деле это давно позабытый парк. За ним давно никто не ухаживает.

У самого берега в центре картины расположен деревянный мост. С одного взгляда можно подумать, что он достаточно крепкий и массивный. Но его ножки находятся глубоко в воде. Скорее всего, они уже давно прогнили, и мостик может обрушиться.

От мостика идет тропинка, которая ведет к лавочке. На ней сидит женщина в красивом платье. Она задумчиво смотрит в воду. Наверное, вспоминает былые времена, когда этот парк выглядел совершенно по-другому.

Художник в своей картине прорисовал мельчайшие детали. Мы видим каждый цветочек и травинку. От этого картина кажется живой и ею хочется любоваться вечно.

Сочинение-описание Поленова Заросший пруд 3, 6 класс

Создание картины приходится на 1879 год. Художник изобразил на своем полотне тихую красоту русской природы. Здесь нет буйных красок или поражающих воображение сцен. Композиция наполнена светом и умиротворением.

Сюжет у картины практически отсутствует. Основную часть полотна занимает небольшой водоем, за которым простирается густой лес. Но, несмотря на кажущуюся простоту картины, произведение выглядит крайне притягательно для нашего взора. Это объясняется тем, что подобный образ очень близок любому русскому человеку, ведь практически в каждом уголке нашей страны можно встретить точно такой пейзаж.

Как можно заметить, при создании картины художник использовал такой прием как прорисовка объектов диагональными линиями. Благодаря этому, образы приобретают целостность, объем и перспективу.

Картина очень насыщена летними красками, пусть и довольно тусклыми. Зелень буквально обволакивает полотно, а чуть дальше – таинственная чернота, уходящая далеко вглубь чащи вековых деревьев. Она словно олицетворяет некую тайну, загадку будущего, чего-то далекого, пока еще никому неизвестного.

С высоты густо-зеленых крон деревьев на землю падает широкая тень, дарящая приятное чувство свежести и прохлады. Зелень отражается в неподвижной воде пруда, словно в зеркале. Картина выглядит более оживленной, настоящей, когда наш взор падает на поверхность водоема, где плавает множество кувшинок, виднеются островки ряски. 

На фоне непроглядной чащи леса особо выделяется деревянный мостик и пробегающая рядом с ним желтая тропинка, ведущая глубоко в лес. Если приглядеться внимательнее, то в тени можно заметить скамейку, на которой, чуть согнувшись, сидит женщина. Ее присутствие нисколько не нарушает покоя и безмятежности окружающей природы. Эта женщина словно сама является частью молчаливого пейзажа, она расслаблена и наслаждается летней прохладой под сенью деревьев.

Художник почти не уделил внимания такой важной детали как небо, изобразив лишь небольшой кусочек голубого небосвода по левую сторону холста. Однако, несмотря на это, в картине достаточно много солнечного света, озаряющего поверхность травы, играющего бликами на водной глади пруда.

3, 4, 6, 7 класс

Описание настроения картины Заросший пруд

Чувства картины Заросший пруд

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс

    Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс

    На картине можно увидеть мальчика на вид лет десяти – одиннадцати. Он явно не позирует перед своим отцом, а смотрит куда-то совершенно в другую сторону. Но взгляд, как мне кажется, не направлен на что-то определенное

  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс

    Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., я вижу школьницу - девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные

  • Крымов

    Крымов Николай Петрович – художник, педагог, родившийся в 1884 г., в Москве. Рисовать он учился у своего отца, художника-передвижника. В 1904 г. поступил в художественное училище, на архитектурный факультет.

  • Сочинение по картине Васнецова Царевна-лягушка 5 класс

    Холст «Царевна лягушка» был написан в начале ХХ века знаменитым русским художником Васнецовым. Это полотно шикарно.

sochinimka.ru


Смотрите также