Прянишников Илларион Михайлович – русский художник-передвижник. Прянишников картины


Художник Прянишников И.М. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В.Г. Перов. Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам («Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник»). Эти полотна отличаются сочными цветами, исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей. Особым талантом художника стала его наблюдательность. Известность Прянишникову принесла картина «Шутники. Гостиный двор в Москве», созданная в первый год обучения. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени.

С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», «Порожняки». Появившись на первой передвижной выставке, эти картины были признаны значимыми в развитии искусства. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. Изменилось и значение пейзажа в картинах: если ранее он выполнял преимущественно роль фона, то теперь стал полноценным участником общей композиции.

В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре». Каждая его картина становилась очередной сценой из жизни низших слоев общества. Если в ранних работах эта тема была пронизана иронией и юмором, то позднее она стала более трагичной. При этом на протяжении всего своего творческого пути Прянишников умело сочетал драму с сатирой.

Индивидуальность художника проявилась и в работе «Эпизод из войны 1812 года». Эта картина, в противовес многим подобным, стала изображением не прославленных полководцев, а простых солдат, победивших врага. Такие масштабные картины, как «Спасов день на Севере», соседствовали с камерными сюжетами, такими как «В провинции», «В мастерской художника».

С 1873 года и практически до конца своих дней Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились Лебедев, Богданов-Бельский, Архипов и многие другие. Прянишников принимал участие в росписи московского Храма Христа-Спасителя. Завершить последнюю работу «Крестный ход» художнику не позволила кончина 12 марта 1894 года.

 

Лучшие картины Прянишникова И.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович – Галерея произведений (56 изображений).

Открыть доступ

И.М.ПРЯНИШНИКОВ

(1840 — 1894)

Илларион Прянишников – яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его творческая жизнь с юности и до последнего дня оказалась неразрывно связана с этим объединением и его эстетикой.

Прянишников был одним из его учредителей, руководил его московским отделением, дружил со многими его участниками, вместе с ними преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пестовал и направлял новое поколение мастеров-реалистов.

В своем творчестве он продолжил направление острой социальной критики, заданное его старшим современником и товарищем по искусству Василием Перовым, развивая его в русле «новелл в живописи». Прянишников прекрасно знал отечественные типы и нравы, обладал мягким юмором и сочувствием к простому человеку – он и сам познал бедность.

В юности он служил у лавочника и был свидетелем многих сцен, аналогичным тем, которые мы видим на его полотнах. Таковы, например, его знаменитые «Шутники», принесшие славу и официальное  признание художнику.

Каждая его картина была меткой и наблюдательной сценой из жизни. Вместе с тем, Прянишников не бичевал пороки, не произносил страстных, но однобоких приговоров – он, храня верность передвижничеству, в то же время, по словам Александра Бенуа, «отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности».

Прянишников – истинно московский художник, он писал: «Для нас, русских жанристов, Москва – клад». Это ключ к пониманию работ мастера, всегда остававшегося жанристом, но привнесшего в этот жанр много нового, своего, типично прянишниковского.

Он не был эпигоном и двойником Перова, как многие воспринимают и сейчас его творчество, в его произведениях больше юмора, воздуха, света, движения.

Особым светом, красивой и сдержанной серебристой живописью отличаются его большие поздние полотна – «Спасов день на Севере» (1887) и «Крестный ход» (1893), где именно цвет определяет спокойную гармонию и праздничность настроения.

Нельзя не отметить и педагогическую деятельность Прянишникова – более двадцати лет он преподавал в МУЖВЗ, где среди его учеников были такие выдающиеся мастера отечественного искусства как М.В.Нестеров, С.И.Светославский, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, А.С.Степанов, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бируля и многие другие.

 

Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье.

Учился в Московском училище живописи и ваяния в 1852-1855 и 1857-1865 годах у Е.Я.Васильева, С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина, награжден малой и большой серебряной медалями.

В 1875-1877 принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя.  Обращался к книжной иллюстрации, работал в технике офорта и литографии.

В 1873-1894 годах преподавал в МУЖВЗ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870, член правления московского отделения ТПХВ). Действительный член ИАХ (с 1893).

 

1. Прянишников Илларион "Чтение письма в овощной лавке" 1864 Холст, масло 54,5х65,5 Государственная Третьяковская галерея 1. Прянишников Илларион «Чтение письма в овощной лавке» 1864 Холст, масло 54,5х65,5 Государственная Третьяковская галерея2. Прянишников Илларион "Шутники. Эскиз" 1864 Холст, масло 23,7х32,7 Государственная Третьяковская галерея 2. Прянишников Илларион «Шутники. Эскиз» 1864 Холст, масло 23,7х32,7 Государственная Третьяковская галерея 3. Прянишников Илларион "Шутники. Гостиный двор в Москве" 1865 Холст, масло 63,4х87,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Прянишников Илларион «Шутники. Гостиный двор в Москве» 1865 Холст, масло 63,4х87,5 Государственная Третьяковская галерея4. Прянишников Илларион "У церкви" 1867 Холст, масло 32,2х21,7 Государственная Третьяковская галерея 4. Прянишников Илларион «У церкви» 1867 Холст, масло 32,2х21,7 Государственная Третьяковская галерея 5. Прянишников Илларион "С поздравлением" Холст, масло 42,5х27,8 Нижегородский государственный художественный музей 5. Прянишников Илларион «С поздравлением» Холст, масло 42,5х27,8 Нижегородский государственный художественный музей6. Прянишников Илларион "Любитель" Конец 1860-х Холст, масло 33,9х25 Государственный Русский музей 6. Прянишников Илларион «Любитель» Конец 1860-х Холст, масло 33,9х25 Государственный Русский музей 7. Прянишников Илларион "Катание на санях. Лист из "Альбома видов и сцен из русской жизни" 1867 Литография с тоном 32,4х41,9, 17,6х23,8 Государственный Русский музей 7. Прянишников Илларион «Катание на санях. Лист из «Альбома видов и сцен из русской жизни» 1867 Литография с тоном 32,4х41,9, 17,6х23,8 Государственный Русский музей8. Прянишников Илларион "Мужчина в рваной одежде около двери. Лист из "Альбома видов и сцен из русской жизни" 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 23,8х17 Государственный Русский музей 8. Прянишников Илларион «Мужчина в рваной одежде около двери. Лист из «Альбома видов и сцен из русской жизни» 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 23,8х17 Государственный Русский музей 9. Прянишников Илларион "Калики перехожие" 1870 Холст, масло 70х101 Государственная Третьяковская галерея 9. Прянишников Илларион «Калики перехожие» 1870 Холст, масло 70х101 Государственная Третьяковская галерея10. Прянишников Илларион "Охотник с собакой" 1871 Холст, масло 63х48,5 Государственная Третьяковская галерея 10. Прянишников Илларион «Охотник с собакой» 1871 Холст, масло 63х48,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Прянишников Илларион "Пожар в деревне. Эскиз" 1871(?) Холст, масло 31,3х40,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Прянишников Илларион «Пожар в деревне. Эскиз» 1871(?) Холст, масло 31,3х40,5 Государственная Третьяковская галерея12. Прянишников Илларион "Дровни" 1871 Бумага, графитный карандаш Государственный Русский музей 12. Прянишников Илларион «Дровни» 1871 Бумага, графитный карандаш Государственный Русский музей 13. Прянишников Илларион "Порожняки. Эскиз" 1871 Бумага на холсте, масло 17,2х22,5 Государственная Третьяковская галерея 13. Прянишников Илларион «Порожняки. Эскиз» 1871 Бумага на холсте, масло 17,2х22,5 Государственная Третьяковская галерея14. Прянишников Илларион "Порожняки" 1872 Холст, масло 48х71 Государственная Третьяковская галерея 14. Прянишников Илларион «Порожняки» 1872 Холст, масло 48х71 Государственная Третьяковская галерея 15. Прянишников Илларион "Порожняки" Холст, масло 16,5х26,5 Химкинская картинная галерея 15. Прянишников Илларион «Порожняки» Холст, масло 16,5х26,5 Химкинская картинная галерея16. Прянишников Илларион "1812-й год" 1868 Холст, масло 50х70 Севастопольский художественный музей 16. Прянишников Илларион «1812-й год» 1868 Холст, масло 50х70 Севастопольский художественный музей 17. Прянишников Илларион "Крестьянин с рогатиной на плече. Этюд для картины "В 1812 году" 1868 Холст, масло 45х40 Государственный Русский музей 17. Прянишников Илларион «Крестьянин с рогатиной на плече. Этюд для картины «В 1812 году» 1868 Холст, масло 45х40 Государственный Русский музей18. Прянишников Илларион "В 1812 году" 1874 Холст, масло 85х141 Государственная Третьяковская галерея 18. Прянишников Илларион «В 1812 году» 1874 Холст, масло 85х141 Государственная Третьяковская галерея 19. Прянишников Илларион "В 1812 году" 1874 Холст, масло Музей Л.Н.Толстого, Москва 19. Прянишников Илларион «В 1812 году» 1874 Холст, масло Музей Л.Н.Толстого, Москва20. Прянишников Илларион "На Лысой горе" 1875 Холст, масло 60х46,2 Государственная Третьяковская галерея 20. Прянишников Илларион «На Лысой горе» 1875 Холст, масло 60х46,2 Государственная Третьяковская галерея

cultobzor.ru

Прянишников Илларион Михайлович – русский художник-передвижник

Галерея картин русского художника-передвижника Прянишникова Иллариона Михайловича.

 

Прянишников Илларион Михайлович

Дегустаторы (1860-е гг.)

русский художник-передвижник

Любитель (1860-е гг.)

 

Чтение письма в овощной лавочке (1864 г.)

 

Шутники (Гостиный двор) (1865 г.)

 

Кавалерисйская атака

Казачий разъезд

 

 

Погорельцы (1871 г.)

 

Порожняки (1872 г.)

 

Эпизод из войны 1812 года (1874 г.)

 

Аллегория музыки

На Лысой горе

Жестокие романсы (1881 г.)

 

На тяге (1881 г.)

Охота пуще неволи (1882 г.)

Конец охоты (1884 г.)

Ночные рыболовы

Охотник в лесу зимой

Калики перехожие (1870 г.)

Сельский праздник (1870 г.)

Портрет В.Ф. Белюстина (1870-е гг.)

Портрет М.Г. Белюстиной (1870-е гг.)

 

Порубка (1874 г.)

Пряха (1878 г.)

Татарин (1880 г.)

Дети на рыбалке (1882 г.)

Воробьи, ребята на изгороди (1883 г.)

Маковский Владимир Егорович (1883 г.)

Церковный староста (1885 г.)

Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии (1887-1890 гг.)

В засаде

Задворки

Крестьянин с рогатиной на плече

 

Возвращение с ярмарки (1883 г.)

 

Спасов день на севере (1887 г.)

 

 

Общий жертвенный котел в престольный праздник (1888 г.)

 

В мастерской художника (1890 г.)

В ожидании шафера (1891 г.)

Крестный ход (1893 г.)

Пасха

Качественное изготовление бронзовых скульптур на ArtVivo. Здесь можно приобрести бюст из бронзы для своего дома или сада. Большой выбор на любой вкус.

art-assorty.ru

Прянишников Илларион Михайлович Картины биография Pryanishnikov Illarion

Прянишников Портрет

Прянишников Илларион Михайлович (Pryanishnikov Illarion Mikhailovich), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Родился 20 марта 1840 года в селе Тимашово Московской губернии (в настоящее время Калужская область). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1866) у Евграфа Семеновича Сорокина и Сергея Константиновича Зарянко. В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1 статьи.

Прянишников Чтение письма в мелочной лавке Чтение письма в мелочной лавке,1864, Третьяковская галерея Прянишников Шутники Шутники. Гостинный двор в Москве,1865, Третьяковская галерея Прянишников Любитель Любитель, 1860-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Уже в первых работах начала 1860-х годов ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. В картине "Шутники" художник изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники.

Прянишников Дегустаторы Дегустаторы, 1860-е годы,частное собрание Прянишников Калики перехожие Калики перехожие, 1870,Третьяковская галерея Прянишников Сельский праздник Сельский праздник, 1870,Иркутский художественный музей

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей; второй вариант картины - 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Прянишников Порожняки Порожняки, 1872,Третьяковская галерея Прянишников Эпизод войны 1812 года Эпизод войны 1812 года,1874, Третьяковская галерея Прянишников Порубка Порубка, 1874, Харьковскийхудожественный музей Эдгар Дега Edgar Degas

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.

Прянишников Крестьянин с рогатиной Крестьянин с рогатиной на плече,1870-е, Русский музей Прянишников Госпожа Белюстина Госпожа Белюстина М.Г.,1870-е, Третьяковская галерея Прянишников Жестокие романсы Жестокие романсы, 1881,Третьяковская галерея

Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников На тяге На тяге, 1881, Тверскаяобластная картинная галерея Прянишников Охота пуще неволи Охота пуще неволи, 1881-1882,Третьяковская галерея Прянишников На Лысой горе На Лысой горе, 1880-е, Третьяковская галерея

Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.

Прянишников Дети на рыбалке Дети на рыбалке, 1882,Красноярский художественный музей Прянишников Возвращение с ярмарки Возвращение с ярмарки, 1883,Государственный Русский музей Прянишников Воробьи Воробьи. Ребята на изгороди,1883, Великоустюжский музей Прянишников Конец охоты Конец охоты, 1884 Прянишников Спасов день на севере Спасов день на севере, 1887 Прянишников В мастерской художника В мастерской художника, 1890

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Прянишников Приготовление нивы Приготовление нивы для посевальна в Вологодской губернии, 1890, Третьяковская галерея Прянишников В ожидании шафера В ожидании шафера, 1891,историко-художественный музей, Серпухов Прянишников Крестный ход Крестный ход, 1893,Русский музей

smallbay.ru

Илларион Прянишников картины, биография художника-передвижника

Илларион Михайлович Прянишников (1840— 1894)

Илларион Михайлович Прянишников был сыном небогатого калужского купца. В 1866 году он окончил московское Училище живописи, ваяния и зодчества. С Москвой связана почти вся жизнь художника, и здесь написаны лучшие его произведения. Большое влияние имел на Прянишникова его старший товарищ по училищу В. Г. Перов.

 

Еще в годы учения Прянишников создает картину «Шутники» («Гостиный двор в Москве», 1865), написанную под влиянием пьес А. Островского. Обличая дикие нравы «темного царства», художник в то же время поднимал тему «маленького человека, традиционную для русского искусства XIX века.

В 1870 году Прянишников становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и до конца жизни остает­ся его приверженцем и активным деятелем.

Одна из наиболее значительных картин художника — «Порож­няки» (1882). Зябко скорчившись на крестьянских розвальнях, едет на побывку к родным студент. Будничный на первый взгляд мотив тем не менее раскрывает существенную сторону русской действительности, когда в науку и искусство пришли демократы-разночинцы и обострился интерес к народной жизни. Пейзаж с не­ярким морозным закатом усиливает настроение «дорожной тоски».

В 1871—1872 годах Прянишников совместно с В. Маковским создает серию рисунков и картин на тему героической обороны Севастополя, в которых главное внимание художники уделяют правдивому изображению русских солдат. Возможно, такому реше­нию батальной темы способствовало и личное знакомство Пряниш­никова с Л. Н. Толстым. В картине «Эпизод из войны 1812 года» художник изображает французов, захваченных в плен и конвоируе­мых русскими крестьянами. Жанровое решение исторической темы продиктовано стремлением художника-демократа показать войну не с официальной стороны, а в ее повседневности.

В 1880-е годы Прянишников, всегда живо интересовавшийся народными обрядами и обычаями, создает большие «хоровые кар­тины» с массовыми сценами: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел на престольный праздник» (1888). Ему принадлежит также ряд картин, где человек изображен в не­разрывной связи с природой: «Ребятишки-рыбачки» (1882), «Во­робьи» (1883), «Конец охоты» (1884).

К числу лучших последних картин Прянишникова относится полотно «В мастерской художника» (1890;).

С 1873 года Прянишников преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были А. Е. Архи­пов, В. Н. Мешков, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля и другие выдающиеся русские художники.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Прянишников И.М. «Крестный ход». Описание картины. Художники-передвижники

1893 г. Холст, масло. 101,5 x 165 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины  Прянишникова И.М. «Крестный ход» 

Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников любил работать с масштабными сюжетами, изображая многочисленную и многоликую толпу, и «Крестный ход», последняя картина художника, яркое тому подтверждение.

Ввиду сложности и объёмности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить – умер в возрасте 53 лет.

Работу эту относят к разряду религиозных, на картине изображён масштабный крестный ход – церковное шествие с иконами, крестами и хоругвями, отличающееся особой торжественностью.

Среди общепризнанных достоинств И.М. Прянишникова – удивительное умение изображать различные архетипы людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета. Вот и в представленной картине пёстрая толпа деревенских жителей  мгновенно перестаёт быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди – хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми бабушками в косынках и бедно одетыми путниками.

Кроме воспевания торжественности самого религиозного обряда, который может объединить совершенно разных людей, Прянишников не упустил возможности ещё раз признаться в восхищении одному из своих излюбленных мест – окрестностям северного городка Лальска. Именно церковь Покрова на Лузе близ Лальска возвышается над низкими хатами вверху картины.

Особенно интересно сравнить картину Прянишникова с очень похожей по сюжету работой ближайшего соратника И. Репина «Крестный ход в Курской губернии».  По сравнению с более известной репенской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишён острого социального конфликта, картина более спокойна и созерцательна. Рассматривая картину, можно уловить динамичное движение – кажется, вот-вот вся это многочисленная шумная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим парадным крестом и иконами.

Лучшие картины Прянишникова И.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Прянишников Илларион Михайлович — русский художник

Русский художник Прянишников Илларион Михайлович . Автор картин: В 1812 году; В мастерской художника; Возвращение с ярмарки; Воробьи; Жестокие романсы; и многих других.

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Картины художника

В 1812 году — Прянишников Илларион Михайлович

В 1812 году

В мастерской художника — Прянишников Илларион Михайлович

В мастерской художника

Возвращение с ярмарки — Прянишников Илларион Михайлович

Возвращение с ярмарки

Воробьи — Прянишников Илларион Михайлович

Воробьи

Жестокие романсы — Прянишников Илларион Михайлович

Жестокие романсы

Задворки — Прянишников Илларион Михайлович

Задворки

Крестный ход — Прянишников Илларион Михайлович

Крестный ход

Охота пуще неволи — Прянишников Илларион Михайлович

Охота пуще неволи

Погорельцы — Прянишников Илларион Михайлович

Погорельцы

Порожняки — Прянишников Илларион Михайлович

Порожняки

Спасов день на Севере — Прянишников Илларион Михайлович

Спасов день на Севере

Чтение письма в мелочной лавке — Прянишников Илларион Михайлович

Чтение письма в мелочной лавке

Шутник, торговые ряды в Москве — Прянишников Илларион Михайлович

Шутник, торговые ряды в Москве

wearts.ru