Как художник Василий Пукирев предугадал свою судьбу картиной? Пукирев картины


Художник Василий Владимирович Пукирев - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Цитата сообщения Булгакова_Татьяна

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Ссылка: Источник здесь

Неравный брак

Приём приданого по росписи

Игрок

Портрет М.Н. Облеуховой

Женский портрет

Автопортрет

В мастерской художника

Иван Грозный в молельне

Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда

Сбор руги

Строительство железной дороги

Дата рождения: 1832Дата смерти: 1890

Для того, чтобы в полной мере понять успех картины Василия Владимировича Пукирева Неравный брак, следовало бы оказаться в Петербурге начала 1860-х годов. Можно поступить иначе: внимательно перечитать впечатление современника о появлении на академической выставке 1862 года названного полотна. Лучшим же свидетелем этого события, возможно, является В.В. Стасов, видный деятель отечественной культуры второй половины XIX века: «Неравный брак Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе с тем трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли еще не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день? И, однако, никто раньше Пукирева не запечатлел ее на веки веков на полотне: так все заняты были греческими героями и христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики… Все русское общество горячо схватилось за эту картину и сразу глубоко полюбило ее. Академия принуждена была поскорее присудить Пукиреву профессорский диплом, даром что тут явилось одно из самых вопиющих дел: изображение ничтожной “домашней сцены” в размерах самой натуры, в тех размерах, в которых имеют право являться на свет одни высокие сцены, изображаемые истинным искусством. Это ли не торжество новой школы?..»В.В. Пукирев в своих последующих работах едва ли приближался к своему шедевру. Наиболее известные из них (Мастерская художника, 1865; Сбор недоимок, 1873; Прием приданого в купеческой семье по росписи, 1873) не несли столь экспрессивного сюжета, технически могли быть исполнены с большим мастерством. Видимо, объективны слова из некролога на смерть художника: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

hist-etnol.livejournal.com

ПУКИРЕВ Василий Владимирович – Галерея произведений (16 изображений).

Открыть доступ

В.В.ПУКИРЕВ

(1832 – 1890)

Василий Пукирев, наверное, навсегда останется в представлении любителей искусства как автор одного великого произведения – картины «Неравный брак». 

А между тем это был очень разносторонний живописец, Пукирев писал пейзажи, портреты, картины на исторические и евангельские сюжеты, иконы, занимался книжной иллюстрацией, обращался к технике литографии и росписи на стекле.

К сожалению, многие блестящие надежды, связанные с его именем не осуществились из-за рано подступившей к художнику болезни…

И всё же есть историческая правда в том, что Пукирева называют «художником одной картины». Мало какое произведение в отечественном искусстве произвело на современников такое впечатление. Как сейчас принято говорит – это был эффект разорвавшейся бомбы, настолько это необычно большое для жанровой живописи полотно соответствовало злободневности эпохи.

Картина всполыхнула и передовые просвещённые круги, и академическое болото. Те высокие чувства, которые художник, на основе факта из личной жизни, вложил Пукирев в свой труд, его мысли о пользе художества для общества получили подтверждение в реальности.

Илья Репин свидетельствовал, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу, а известный историк Н.И.Костомаров, увидев картину, взял назад своё намерение жениться на молодой особе».

 

Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в селе Лужники Каширского уезда Тульской губернии в семье крепостного крестьянина. Учился в МУЖВ (1847-1855) У Е.Я.Васильева, М.И.Скотти, А.Н.Мокрицкого, С.К.Зарянко. За представленные в 1855 году портреты был удостоен звания неклассного (свободного) художника.

В октябре 1862 – январе 1863 и в мае – июле 1864 на средства члена МОЛХ А.А.Борисовского ездил за границу. В 1860 удостоен звания академика по живописи исторической и портретной. За картину «Неравный брак» получил звание профессора.

Жил в Москве, в 1861-1873 годах Пукирев преподавал в МУЖВЗ, в связи с болезнью оставил преподавание. Совместно с А.К.Саврасовым подготовил «Курс рисования» (1869). Занимался литографией, книжной иллюстрацией.

 

1. Пукирев Василий "Портрет Е.Д.Тюрина (?)" 1855 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств 1. Пукирев Василий «Портрет Е.Д.Тюрина (?)» 1855 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств2. Пукирев Василий "Портрет Тюриной (?)" 1854 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств 2. Пукирев Василий «Портрет Тюриной (?)» 1854 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств 3. Пукирев Василий "Портрет мужчины и девочки" 1854 Картон, акварель, белила, лак, графитный карандаш 30,2х23 Рыбинский музей-заповедник 3. Пукирев Василий «Портрет мужчины и девочки» 1854 Картон, акварель, белила, лак, графитный карандаш 30,2х23 Рыбинский музей-заповедник4. Пукирев Василий "Вид имения Давыдково вблизи реки Сетунь" 1860 Холст, масло 28,5х51 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени 4. Пукирев Василий «Вид имения Давыдково вблизи реки Сетунь» 1860 Холст, масло 28,5х51 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени 5. Пукирев Василий "Неравный брак" 1862 Холст, масло 173х136,5 Государственная Третьяковская галерея 5. Пукирев Василий «Неравный брак» 1862 Холст, масло 173х136,5 Государственная Третьяковская галерея6. Пукирев Василий "Неравный брак. Эскиз одноименной картины" 1862 Картон, масло 34,7х26,9 Государственная Третьяковская галерея 6. Пукирев Василий «Неравный брак. Эскиз одноименной картины» 1862 Картон, масло 34,7х26,9 Государственная Третьяковская галерея 7. Пукирев Василий "Голова старика. Этюд для картины "Неравный брак" 1861-1862 Холст, масло 41,2х36 Государственная Третьяковская галерея 7. Пукирев Василий «Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак» 1861-1862 Холст, масло 41,2х36 Государственная Третьяковская галерея8. Пукирев Василий "В мастерской художника" 1865 Холст, масло 59х73 Государственная Третьяковская галерея 8. Пукирев Василий «В мастерской художника» 1865 Холст, масло 59х73 Государственная Третьяковская галерея 9. Пукирев Василий "Спящий мальчик. Лист из "Альбома видов и сцен из русской жизни" 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 21х27,2 Государственный Русский музей 9. Пукирев Василий «Спящий мальчик. Лист из «Альбома видов и сцен из русской жизни» 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 21х27,2 Государственный Русский музей10. Пукирев Василий "Ревнивая жена" 1868 Холст, масло 28,3х22,7 Государственный Русский музей 10. Пукирев Василий «Ревнивая жена» 1868 Холст, масло 28,3х22,7 Государственный Русский музей 11. Пукирев Василий "Автопортрет" 1868 Холст, масло 86х69 Государственный Русский музей 11. Пукирев Василий «Автопортрет» 1868 Холст, масло 86х69 Государственный Русский музей12. Пукирев Василий "Портрет О.И.Кильдюшевской" 1868-1869 Холст, масло 76,1х62,2 Государственная Третьяковская галерея 12. Пукирев Василий «Портрет О.И.Кильдюшевской» 1868-1869 Холст, масло 76,1х62,2 Государственная Третьяковская галерея 13. Пукирев Василий "Строительство железной дороги" 1871 Холст, масло 84,8х63,3 Нижегородский государственный художественный музей 13. Пукирев Василий «Строительство железной дороги» 1871 Холст, масло 84,8х63,3 Нижегородский государственный художественный музей14. Пукирев Василий "Прием приданного по росписи" 1873 Холст, масло 66х83 Государственная Третьяковская галерея 14. Пукирев Василий «Прием приданного по росписи» 1873 Холст, масло 66х83 Государственная Третьяковская галерея 15. Пукирев Василий "Кунцево" 1880 Холст, масло 32,5х48,7 Государственная Третьяковская галерея 15. Пукирев Василий «Кунцево» 1880 Холст, масло 32,5х48,7 Государственная Третьяковская галерея16. Пукирев Василий "Иван Грозный в молельне" 1884 Холст, масло 74х93 Государственный музей истории религии, С.-Петербург 16. Пукирев Василий «Иван Грозный в молельне» 1884 Холст, масло 74х93 Государственный музей истории религии, С.-Петербург ПУКИРЕВ Василий Владимирович – Галерея произведений (16 изображений). ПУКИРЕВ Василий Владимирович – Галерея произведений (16 изображений).

cultobzor.ru

Как художник Василий Пукирев предугадал свою судьбу картиной? | Культура

«Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни, — писал известный критик Владимир Стасов. — Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?»

Сцену эту Пукирев не только видел, но и пережил лично. Что, впрочем, не удивительно: деньги и положение всегда имели немалое значение…

Бывший крепостной из села Лужники Каширского уезда Тульской губернии первые уроки рисования получил у деревенского иконописца, а продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, добывая средства к существованию частными уроками и продажей своих работ. Особенно удавались ему портреты. Уже на третьем году в училище Пукирев заслужил звание неклассного художника, дававшее право на преподавание, а один из педагогов предложил ему совместно работать с учениками, деля пополам скромную зарплату.

В. В. Пукирев, «Неравный брак», 1862 г.В. В. Пукирев, «Неравный брак», 1862 г.Фото: ru.wikipedia.org

Этого, однако, не получилось — есть версия, что Василий Владимирович отказался от предложения из гордости и продолжал жизнь впроголодь. Материальное положение его поправилось только после окончания учебы. За картину «Татьяна» Пукирев был удостоен звания «академика по живописи исторической и портретной», имел довольно много заказов, преподавал в училище.

Был Василий Владимирович человеком дружелюбным и общительным, поэтому не удивительно, что учившийся у него купеческий сын Сергей Варенцов поделился с Пукиревым историей своей любви к дочке купца Рыбникова. Родители девушки предпочли ему более старшего по возрасту «очень богатого и хорошего человека», вспоминал племянник Варенцова Николай, мемуары которого дошли до нашего времени. В довершение к этой обиде несостоявшемуся жениху пришлось быть шафером на свадьбе удачливого соперника, с которым Сергей состоял в родстве. В. В. Пукирев, «Неравный брак», фрагмент, 1862 гВ. В. Пукирев, «Неравный брак», фрагмент, 1862 гФото: ru.wikipedia.org

Пукирев «воспользовался рассказом приятеля для сюжета картины „Неравный брак“, изобразив… шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым вышла крупная ссора, когда Варенцов увидел изображение свое на ней. Художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович бороды не носил».

Автор полотна и Варенцов были внешне довольно схожи, очевидно, поэтому появилась версия о том, что в образе шафера Пукирев написал себя.

Реальный прототип был и у «картинной» невесты. Это Прасковья Матвеевна Варенцова — однофамилица Сергея Михайловича, внучатая племянница княгини Щепиной-Ростовской, урожденной Варенцовой-Тарховской. Пукирев был влюблен в нее и хотел жениться, надеясь, что обретенные им известность и некоторое благосостояние обеспечат согласие родителей на брак. Однако те отказали, рассчитывая на более выгодную партию.

Дальнейшая судьба ее стала известна в начале 2000-х годов, когда в Третьяковскую галерею поступил портрет женщины с надписью на обороте:

«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Личная драма, по существу предсказанная Пукиревым самому себе, сломала художника. По воспоминаниям современников, у него испортился характер, он стал выпивать, работа не шла — новые картины «значительно уступали в достоинстве „Неравному браку“, а некоторые из них вышли даже очень посредственными. Еще слабее были религиозные картины, писанные Пукиревым в конце его деятельности», — отмечает словарь Брокгауза и Ефрона. В. В. Пукирев, «В мастерской художника», 1862 г.В. В. Пукирев, «В мастерской художника», 1862 г.Фото: ru.wikipedia.org

Все больше впадая в бедность, Василий Владимирович распродал собранную им большую коллекцию живописи, а когда и эти деньги подошли к концу, обратился с прошением к председателю совета Московского художественного общества князю Долгорукову, московскому генерал-губернатору:

«Состоя на службе в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества преподавателем двенадцать лет, я захворал… и вышел в отставку. Невзирая на мой страшный недуг, вышедши из Училища, я продолжал работать; теперь же силы мне положительно изменяют, по нездоровью не могу заниматься искусством, почему средств к существованию не имею. Я обращаюсь к вашему сиятельству, как к председателю Училища, гуманному покровителю искусства, прося ходатайствовать мне о пенсионе».

Однако и здесь его ждал отказ.

Автор «Неравного брака» умер в крайней бедности, полузабытый. Но картина его не забылась. По словам Ильи Репина, она попортила «много крови… не одному старому генералу», а историк Николай Костомаров признавался друзьям, что под впечатлением от нее «отказался от намерения жениться на молодой девушке».

Да и в наше время полотно Пукирева не утратило актуальности, о чем ярко свидетельствуют многочисленные телешоу из категории «Богатые тоже плачут»… В. В. Пукирев, «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», 1868 г.В. В. Пукирев, «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», 1868 г.Фото: ru.wikipedia.org

Что еще почитать по теме?

Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Боярыня Морозова»Илья Ефимович Репин — «трудолюбивая посредственность»? Ко дню рождения художникаПенаты. Почему последние годы жизни великий художник Илья Репин провел за границей?

shkolazhizni.ru

Пукирев Василий Владимирович,1832-1890-русский живописец-жанрист. - Журнал обо всём

. Это цитата

Пукирев Василий Владимирович,1832-1890-русский живописец-жанрист.

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Неравный брак

В мастерской художника

Автопортрет

Пукирев Василий Владимирович — русский живописец, портретист, художник бытового жанра. Родился в 1832 году в крестьянской семье в селе Лужники Московской губернии. Получив церковно-приходское образование, поступил в учение к провинциальному иконописцу, в дальнейшем, благодаря счастливому случаю, смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Обучался живописи под руководством профессора Сергея Константиновича Зарянко.

Портрет М.Н. Облеуховой,

Избрав своей специальностью портретную живопись, представил в 1853 году две своих работы в петербургскую Академию художеств и получил за них звание неклассного художника. Окончив курс в 1858 году, Пукирев стал зарабатывать на жизнь созданием портретов и писанием икон. За большой портретный этюд "Девушка" в 1860 году Пукиреву была присуждена степень академика.

В 1863 году на академической выставке художник представил картину "Неравный брак", и имя Пукирева вскоре узнала вся Россия, поскольку картина вызвала бурную полемику в прессе. Эта работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения. В основу работы над картиной Пукиревым было положено действительное событие – история несчастной любви С.М. Варенцова, друга художника.

Неравный брак

За год до создания картины состоялось обручение пожилого богатого фабриканта с молоденькой девушкой из бедной семьи, некоей С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. Девушке пришлось выйти замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила за эту работу Пукиреву звание профессора живописи народных сцен.

Прерванное венчание

После этого произведения Пукирев написал и другие картины: "В мастерской художника", "Прерванное венчание", "Приемная концессионера", "Ревность женщины", "Строительство железной дороги", "Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда", "Размолвка", "Прием приданого в купеческой семье по росписи", "Сбор недоимок" и другие; однако все эти работы значительно уступали в достоинстве картине "Неравный брак", а некоторые из них были даже очень посредственными. В 1861-1873 годах Пукирев занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1873 году художник тяжело заболел и вынужден был оставить преподавание. В конце 1870-х годов соратники добились для него скромной пенсии, но улучшения в жизни художника не произошло. В 1890 году Пукирев Василий Владимирович умер в Москве в крайней бедности и практически забытым общественностью.

Сбор недоимок

Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда

Иван Грозный в молельне

Игрок,

Строительство железной дороги

Прием приданого в купеческой семье по росписи

Мальчик с птичьим гнездом

Кунцево

 

 

http://smallbay.ru/artrussia/pukirev.html

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Серия сообщений "***Русские художники 3":Часть 1 - Гау Владимир Иванович,1816-1895.Часть 1.Императорская семья.Часть 2 - Гау Владимир Иванович,1816-1895..Часть 2....Часть 28 - Прянишников Илларион Михайлович,1840-1894-русский художник и педагог,мастер жанровой живописиЧасть 29 - Максимов Василий Максимович,1844-1911-русский живописец жанрист.Часть 30 - Пукирев Василий Владимирович,1832-1890-русский живописец-жанрист.

kolybanov.livejournal.com

Художник Пукирев В. В. Неравный брак

"Неравный брак" (1862 г.)По следам судеб главных героев знаменитой картиныВ 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках венчались Андрей Александрович Карзинкин и Софья Николаевна Рыбникова. Ничего особенного не было в том, что родители невесты предпочли влюбленному в их дочь Сергею Михайловичу более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (на 13 лет старше невесты) жениха. Интригующим явилось другое: Сергей Михайлович, по свидетельству Н. П. Сырейщикова - внучатого его племянника, вынужден был стать на свадьбе шафером. Что могло толкнуть молодого человека на этот странный поступок?    Недавно опубликованная рукопись Н. А. Варенцова пролила свет на эту историю - оказывается, сестра Андрея Александровича была замужем за старшим братом Сергея Михайловича - Николаем.    Тонкими, опосредованными связями соединяются в эскизе и картине образы невесты и шафера. Во-первых, своей непосредственной близостью друг к другу в тесном пространстве интерьера церкви. Во-вторых, они молоды и прекрасны, объединены одним глубоким тайным переживанием, наиболее полно выразившимся на лице невесты. На груди шафера, как и полагается, - роза. Но в данном контексте цветок, приколотый почти у самого сердца, воспринимается как своего рода знак обреченного на страдание сердца.    Сравнивая образ шафера на эскизе с фотографией с портрета С. М. Варенцова в молодые годы, написанного Пукиревым (местонахождение неизвестно), нетрудно догадаться, что увлеченный сюжетом художник решил сохранить на полотне образ молодого человека с прекрасной наружностью.    Против такого намерения запротестовал Сергей Михайлович, возможно, потому, что он собирался жениться на Ольге Урусовой. И Пукирев был вынужден согласиться: на картине в образе шафера мы видим уже самого автора произведения.     Доказательством, что это не кто иной, как Пукирев, служат свидетельства современников и сличение шафера с образом художника на картине "В мастерской художника" (1865, ГТГ), где, по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. То, что "со скрещенными руками в картине - это сам В. В. Пукирев, как живой", подтверждает и друг Пукирева - С. И. Грибков.     Насколько схож образ невесты со своим прототипом в эскизе, неизвестно. Грибков и Мудрогель утверждают, что на картине мы видим невесту художника, а последний к тому же вносит удивительные подробности о ее судьбе: "…богатый и знатный старик сгубил ее жизнь". Но только благодаря публикации Н. Шестаковой удалось узнать имя модели, позировавшей для образа невесты, - Прасковья Матвеевна (девичья фамилия ее неизвестна), выданная впоследствии за Варенцова.     Большое внимание автор уделяет образу жениха.     Грибков отмечает, что это известное лицо. Кто же?      В свое время Л. Кац обратила внимание, что большой (247х159,5) посмертный парадный портрет тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого (Тверская картинная галерея) работа Пукирева 1861 года, напоминает образ главного героя картины. С другой стороны, Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Возможно, что для эскиза действительно позировал именно этот человек, во всяком случае, имя его значится в архивных сведениях: лысый лоб с зачесами седых волос, особой формы нос, бритый подбородок, тонкие, запавшие губы большого рта, тяжелые веки полуприкрытых глаз, выражение лица почти смущенное.      То самое, едкое, снисходительно-раздражительное, было найдено художником в этюде к картине, который находится в ГТГ и имеет название "Голова старика", а на обороте надпись: "Писано съ князя Цицiанова". Таким образом, в прорисовке образа жениха просматривается цепочка: фигура и одежда - от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос, при необычайном сходстве с последним, от Владимира Ивановича.     Нелишне разобраться и в логике художника в решении задачи психологического наполнения образов жениха и невесты. На мой взгляд, на нее могла повлиять пьеса А. Н. Островского "Бедность не порок", поставленная в 1854 году на сцене Малого театра и опубликованная в "Москвитянине" в том же году. © Люмила ПолозоваПукирев Василий Владимирович(1832-1890)Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ.Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов.Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.В1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени.Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи народных сцен".

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

nikole-t.livejournal.com

Тайны старых картин — «Неравный брак» В. Пукирева

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

neravnyj-brak-nevesta«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.

neravnyj-brak-nevesta«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

neravnyj-brak-zhenih«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.

neravnyj-brak«Неравный брак» В. Пукирева

Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

neravnyj-brak-fragment«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

praskovya-matveevna-varentsovaПрасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

neravnyj-brak-eskiz-odnoimennoj-kartinyНеравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: — Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского — и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В.В.Пукирев, как живой».

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Автор: Алена Эсаулова, при участии сайта «Русский дом» и Википедии

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Загадки и легенды картины "Неравный брак" В.Пукирева.

 

 

Наверное не найдётся ни одного человека,кто не видел бы иллюстрацию этой картины.

Неравный Брак...Это понятно зрителю с первого взгляда. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком.?..

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания.  Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

   Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

    Совершенно по другому написана невеста.Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

     Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.

Это лучшая картина В.Пукарева.За неё ему присвоили звание профессора живописи..И имя его стало известным на всю Россию.

    Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

   В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

   В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.

 

  Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.

Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой.она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской.Это была его давняя любовь.

 

 

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.

Так вместе и оказались на полотне Прасковья  Варенцова и Василий Пукирев.Только здесь они смогли быть вместе.

   Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак».

Какова же судьба людей,связанных с этой картиной?

   В 2002году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

   Брак Купца Корзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей . Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

 Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?...

    Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

   Могила Пукирева.

 

      Картина"Неравный брак" никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «"Неравный брак" Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Бледна, едва дыша, потупив очи,Держа свечу дрожащею рукой,Стоит невеста. Чист и непороченПрелестный лик. С подавленной тоскойПротянута рука навстречу рокуВ обличье обручального кольца,Готового сковать её без срокуВеригами постылого венцаСо сластолюбцем – сморщенным КащеемОбласканным судьбою и царём;Сияет крест Владимира на шее,И чин, и власть, и деньги – все при нём.Сейчас священник, в ризу облачённый,Надев кольцо на полудетский перст,Захлопнет дверцу клетки золочёной.Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.Твой милый здесь же, близко – за тобою,Но вам не быть с ним мужем и женой.Как много вас, униженных судьбою,С немилыми обходят аналой!(Г.Солодилов)

Источники.

http://jivopis.org/pukirev-vasilij-vladimirovich--neravnyj-brak/

http://festival.1september.ru/articles/617505/

http://www.rodon.org/art-080807175253

maxpark.com


Смотрите также