Картины Богданова-Бельского Николая Петровича: названия, описание. Рачинский картина


Богданов–Бельский. Устный счет в народной школе — что на самом деле изображено на картине: lurud

Многие видели картину "Устный счет в народной школе". Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети, 9–10 лет, с энтузиазмом пытаются решить в уме задачу написанную на доске. Первый решивший сообщает ответ учителю на ухо, шепотом, чтобы другие не потеряли интерес.

Теперь посмотрим на задачу: ( 10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???

Черт! Черт! Черт! Наши дети в возрасте 9 лет не решат такую задачу, уж во всяком случае в уме! Почему чумазых и босоногих деревенских детей в деревянной школе из одной комнаты учили так хорошо, а наших детей учат так плохо?!

Не спешите возмущаться. Приглядитесь к картине. Вам не кажется, что учитель выглядит слишком интеллигентно, как–то по–профессорски, и одет с явной претензией? Почему в школьном классе такой высокий потолок и дорогущая печь с белыми кафельными изразцами? Неужели так выглядели деревенские школы и учителя в них?

Разумеется, выглядели они не так. Картина называется "Устный счет в народной школе С.А.Рачинского". Сергей Рачинский — профессор ботаники Московского университета, человек с определенными правительственными связями (например, приятель обер–прокурора Синода Победоносцева), помещик — в середине жизни бросил все дела, уехал в свое имение (Татево в Смоленской губернии) и завел там (разумеется, за свой счет) экспериментальную народную школу.

Школа была одноклассной, что отнюдь не значило, что в ней учат один год. В такой школе учили тогда 3–4 года (а в двухклассных школах — 4–5 лет, в трехклассных — 6 лет). Слово одноклассный означало то, что дети трех лет обучения составляют единый класс, и один учитель занимается с ними со всеми в пределах одного урока. Это было достаточно хитрое дело: пока дети одного года обучения делали какое–нибудь письменное упражнение, дети второго года отвечали у доски, дети третьего года читали учебник и т.п., и учитель попеременно уделял внимание каждой группе.

Педагогическая теория Рачинского была весьма оригинальной, и разные ее части как–то плохо сходились друг с другом. Во–первых, основой образования для народа Рачинский считал обучение церковно–славянскому языку и Закон Божий, причем не столько объяснительный, сколько состоящий в заучивании молитв. Рачинский твердо верил, что знающий наизусть определенное количество молитв ребенок непременно вырастет высоконравственным человеком, причем сами звуки церковно–славянского языка уже окажут улучшающее нравственность воздействие.

Во–вторых, Рачинский считал, что крестьянам полезно и нужно быстро считать в уме. Преподаванием математической теории Рачинский интересовался мало, а вот устный счет в своей школе он поставил очень хорошо. Ученики твердо и быстро отвечали, сколько сдачи с рубля надо дать тому, кто покупает 6 3/4 фунта моркови по 8 1/2 копейки за фунт. Возведение в квадрат, изображенное на картине, было самой сложной математической операцией, изучавшейся в его школе.

И наконец, Рачинский был сторонником очень практичного преподавания русского языка — от учеников не требовалось ни особенных навыков правописания, ни хорошего почерка, теоретической грамматике их вообще не учили. Главное было научиться бегло читать и писать, пусть корявым почерком и не слишком грамотно, но понятно, то, что может пригодиться крестьянину в быту: простые письма, прошения и пр. Еще в школе Рачинского преподавался кой–какой ручной труд, дети пели хором, и на этом всё образование и заканчивалось.

Рачинский был настоящим энтузиастом. Школа стала всей его жизнью. Дети у Рачинского жили в общежитии и были организованы в коммуну: они выполняли все работы по хозяйственному обслуживанию самих себя и школы. Рачинский, не имевший семьи, проводил с детьми всё время с раннего утра до позднего вечера, а так как он был очень добрый, благородный и искренне привязанный к детям человек, его влияние на учеников было огромным. Кстати, первому решившему задачу ребенку Рачинский выдавал пряник (в буквальном смысле слова, кнута же у него не было).

Сами школьные занятия занимали 5–6 месяцев в году, а в остальное время Рачинский индивидуально занимался с детьми постарше, готовя их к поступлению в различные учебные заведения следующей ступени; начальная народная школа не была прямо связана с другими учебными заведениями и после нее нельзя было продолжить обучение без добавочной подготовки. Рачинский желал видеть наиболее продвинутых из своих учеников учителями начальной школы и священниками, так что готовил он детей преимущественно в духовные и учительские семинарии. Бывали и значительные исключения — прежде всего, это сам автор картины, Николай Богданов–Бельский, которому Рачинский помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, как ни странно, вести крестьянских детей по магистральному пути образованного человека — гимназия / университет / государственная служба — Рачинский не желал.

Рачинский писал популярные педагогические статьи и продолжал пользоваться определенным влиянием в столичных интеллектуальных кругах. Наиболее важным оказалось знакомство с ультравлиятельным Победоносцевым. Под определенным влиянием идей Рачинского духовное ведомство решило, что от земской школы толку не будет — либералы детей хорошему не научат — и в середине 1890–х начало развивать собственную независимую сеть церковно–приходских школ.

Кое в чем церковно–приходские школы были похоже на школу Рачинского — в них было много церковно–славянского языка и молитв, а остальные предметы были соответственно сокращены. Но, увы, им не передались достоинства Татевской школы. Священники школьным делом интересовались мало, управляли школами из–под палки, сами в этих школах не преподавали, а учителей наняли самых третьесортных, и платили им заметно меньше, чем в земских школах. Крестьяне церковно–приходскую школу невзлюбили, так как поняли, что полезному там почти не учат, молитвы же их интересовали мало. Кстати, именно учителя церковной школы, набранные из парий духовного сословия, оказались одной из самых революционизированных профессиональных групп того времени, и именно через них в деревню активно проникала социалистическая пропаганда.

Теперь мы видим, что это обычное дело — любая авторская педагогика, рассчитанная на глубокую вовлеченность и энтузиазм учителя, немедленно дохнет при массовом воспроизведении, попадая в руки незаинтересованных и вялых людей. Но для того времени это был большой облом. Церковно–приходские школы, к 1900 году составлявшие около трети начальных народных школ, оказались немилы всем. Когда, начиная с 1907 года, государство стало направлять в начальное образование большие деньги, не было и речи о том, чтобы провести через Думу субсидии церковным школам, почти все средства ушли земцам.

Более распространенная земская школа достаточно сильно отличалась от школы Рачинского. Для начала, земцы считали Закон Божий совершенно бесполезным. Отказаться от его преподавания было нельзя, по политическим причинам, поэтому земства как могли задвинули его в угол. Закону Божьему учил приходской священник, которому платили мало и не обращали на него внимания, с соответствующими результатами.

Математике в земской школе учили хуже, чем у Рачинского, и в меньшем объеме. Курс оканчивался на операциях с простыми дробями и неметрической системе мер. До возведения в степень обучение не доходило, так что ученики обыкновенной начальной школы просто не поняли бы задачу, изображенную на картине.

Обучение русскому языку земская школа пыталась превратить в мироведение, через так называемое объяснительное чтение. Методика состояла в том, что диктуя учебный текст по русскому языку, учитель также и дополнительно пояснял школьникам, о чем говорится в самом тексте. Таким паллиативным образом уроки русского языка превращались также в географию, природоведение, историю — то есть во все те развивающие предметы, которым не нашлось места в коротком курсе одноклассной школы.

Итак, наша картина изображает не типичную, а уникальную школу. Это памятник Сергею Рачинскому, уникальной личности и педагогу, последнему представителю той когорты консерваторов и патриотов, к которой еще нельзя было отнести известное выражение "патриотизм — последнее прибежище негодяя". Массовая народная школа была в хозяйственном отношении обустроена значительно беднее, курс математики в ней был короче и проще, а преподавание слабее. И, конечно же, ученики обыкновенной начальной школы не могли не только решить, но и понять задачу, воспроизведенную на картине.

Кстати, а каким методом школьники решают задачу на доске? Только прямым, в лоб: умножить 10 на 10, запомнить результат, умножить 11 на 11, сложить оба результата, и так далее. Рачинский считал, что у крестьянина не бывает под рукой письменных принадлежностей, поэтому он учил только устным приемам счета, опуская вся арифметические и алгебраические преобразования, требующие вычисления на бумаге.

P.S. Почему–то на картине изображены одни мальчики, в то время как по всем материалам видно, что у Рачинского учились дети обоего пола. Что это значит, я не смог разобраться.Источник

lurud.livejournal.com

Задачи-обобщения по картине "Устный счет" |

Устный счет

В одной из недавних статей мы рассматривали несоизмеримый вклад в образование императорской России такой легендарной личности как Сергей Александрович Рачинский. Именно он изображен на известной картине русского художника Николая Богданова-Бельського “Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского”.

Главный герой  картины- это… математический пример, который сам Рачинский , будучи преподавателем сельской школы, изображенной на картине, преподнес для своих учащихся.

Устный счет

По поводу этого примера Рачинский говорил так:  

«Эта задача ещё и тем хороша, что она не только мозг оттачивает, но и для многих, далеко идущих,  обобщений годна» 

Но таких примеров, как говорит история математики, у Рачинского в запасе было не один десяток. Об этом его книги , в которых собраны задачи по математике на тему “Устный счет”: 

А вот обобщение известной задачи Рачинского с картины Богданова-Бельського “Устный счет”,  мы и рассмотрим в данной статье.  

Задача 1. Найти пять последовательных натуральных чисел таких, что сумма первых трех равна сумме двух последующих.

Ответ: числа 4, 5, 6, 7, 8. Пусть х- наибольшее число первой суммы; составим уравнение: (х-2) + (х-1) + х = (х + 1) + (х + 2).После упрощения получим х= 6.

Задача 2 . Найти семь последовательных натуральных чисел таких, что сумма первых четырех равна сумме трех последующих.

Ответ: числа 9,10, 11,12, 13, 14 и 15. Решение аналогично задаче № 1. х = 12.

Задача 3. Найти три последовательных натуральных числа таких, что сумма квадратов первых двух чисел была равна квадрату третьего числа. Сколько решений имеет задача?

Ответ: числа 3, 4, 5. Пусть х- большее из первых двух чисел, тогда по условию, имеем : (х – 1) ^2 + х^ 2 = (х + 1) ^2   Тогда: Х =0, х=4. Искомые числа: -1, 0, 1 и 3, 4, 5.

Задача 4. Найти пять последовательных натуральных чисел таких, что сумма квадратов первых трех чисел равна сумме квадратов двух последующих чисел.

Ответ: 10, 11, 12, 13, 14. Задача имеет единственное решение в натуральных числах .

Пусть х- наибольшее число первой суммы; тогда (х-2)^ 2 + (х – 1) ^2 + х ^2 = (х + 1)^ 2 + (х+2) ^2 , откуда х (х – 12)=0, х=0 и х=12. Поскольку в условии задачи говорится о натуральных числах, то получим числа 10, 11, 12, 13, 14. Именно эти  числа и использованы в рассматриваемой в данной статье  картине « Устный счет » .

Задача 5. Существует ли решение задачи для девяти последовательных натуральных чисел?

Ответ: Существует. Числа 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Решение аналогично решению задач №3, №4.

Задача 6. Найти решение Задачи №3 для третьих степеней. .

Ответ: Решения в натуральных числах нет. После упрощения получим х^ 3 – 6х^ 2 -2=0; х^ 2 (х-6)=2; для того, чтобы левая часть была положительной, наименьшее натуральное х=7, тогда 49 *1=2, с ростом х неравенство усиливается, натуральных решений нет.

Задача 7 . Найти решение Задачи# 4 для третьих степеней.

Ответ: Решения в натуральных числах нет.

 

Можно так же привести примеры из  задачника самого С.А.Рачинского «1001 задача для устного счета». Но это уже тема другой статьи.

Ну как?  Сильные задачки ?

 

 

Передайте, пожалуйста, нажав кнопочки ниже, другим читателям эту информацию. Пусть и они владеют тем, о чем узнали только что вы.

repetitor-problem.net

Математика Задачи по математике Устный счет |

   Картина "Устный счет"Наверняка, все, кто учился в школе (особенно в советское время), помнят картинку из учебника «Математика», в которой школьники пытаются решить пример, написанный на доске. Вспомнили? Я уверена, что да.

     Не так уж часто баловали нас учителя в то время какими-то нестандартными подходами  для того, чтобы активизировать наше внимание и привить любовь к предмету. Большинство утверждали безапелляционно: «Вы должны учиться!» , «Это ваша работа», и т.д.

     Но у любого ученика (да и у взрослого человека, с более сознательным, так сказать, подходом) невольно возникнет вопрос: «А почему я ДОЛЖЕН учиться? ЗАЧЕМ мне это надо?».

      И здесь  можно пойти как минимум двумя путями. Первый – объяснить несознательному юному созданию его выгоды от учения. И сразу становится ясно, что это тупиковый ход. У современных школьников нет ориентиров и ценностей для того, чтобы стараться и «рвать когти», напрягаться и отказывать себе в чем-то. Не говорю, что таких детей совсем нет.  Их  достаточно, и среди моих учеников  таких «сознательных элементов»  немало. Но в  основном, сейчас учатся либо из-под палки, либо,  спустя рукава. И это огорчает.

     Но во все времена, а сейчас особенно, перед  учителем  стоял вопрос мотивации учащихся к обучению. И данная статья имеет цель пробудить интерес к математике такими приемами как устный счет.

     «Как это можно сделать ?», – спросите вы.

     «Очень просто», – скажу я в ответ.

    Достаточно посмотреть на картину русского художника Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского».

    Посмотрите, что на ней изображено. Это деревенская школа XIX века. Причем реальная, невыдуманная художником. И учитель на картине – так же реальный человек, Рачинский Сергей Александрович (1833 – 1902), дворянского происхождения. Имя, возможно, не знакомое для большинства. Тем не менее, известная личность в учительских кругах в то время. Он был профессором Московского  университета, доктором ботаники, хорошим литератором, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и др.

    Заслуг С.А.Рачинского достаточно: начиная с того, что в 1872 году он создал школу с общежитием для крестьянских детей, сам преподавал там   живопись и  черчение  и воспитал  много известных личностей,  создал первый в России учебник по «умственному счету». Но самое ценное для учителей математики в том, что он разработал уникальную методику обучения устному счёту.

   Его известная фраза: «С поля за карандашом и бумагой не побежишь. Решать надо умственно» сама за себя говорит. И тут не поспоришь.

  О Рачинском докладывали   императору Александру III  так:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самой отдаленной лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

     А в ответ от Николая II  звучали во славу великого мецената-педагога императорские слова :

«Школы, вами основанные и руководимые… стали …училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

    Итак, что же изображено на картине, приковывающей свое внимание уже хотя бы тем, что на ней изображены дети. Да не просто резвящиеся или гоняющиеся за собачкой, играющие в прятки или ворующие в соседском саду яблоки (сколько подобных сюжетов нам известно из живописи)?

картина устный счет

Картина “Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского”

    На полотне художника Н. П. Богданова-Бельского выписан эпизод из жизни школы с той творческой атмосферой, которая царила  на уроках математики, задаваемая преподавателями Татевской школы Рачинского.

      На доске написан неказистый на первый взгляд вычислительный пример :

     Но как он заинтересовал ребят, собравшихся у доски!

  Кто-то задумался в одиночку, кто-то с группой одноклассников обсуждает свои идеи, кто-то прильнул к учителю, якобы прося поддержки и шепча ему свой ответ на ушко («А вдруг неправильно? Что тогда подумают ребята?»)

  И казалось бы, не получится … и ладно. Это ж всего лишь пример. «Подумаешь…», – как говорит герой из мультфильма «В стране невыученных уроков».

    И все же школьники напряженно думают, мыслят. А учитель присел в уголке как сторонний наблюдатель и … ни-ни. И хотелось бы, возможно, подсказать, направить мысль в нужное русло. Но на то и пример дан: сообразить, обдумать не спеша и выдать правильный ответ. А главное – проделать все умственные операции устно.

   Уверена: предложи современным ребятам такой пример, большинство из них полезли бы сразу в портфели за калькуляторами. Разучились думать наши современные школьники напрягаться. А кто не поленился бы (или под рукой вовремя не оказалось бы «костылей для мозга»), тот, скорее всего, считал бы этот пример «в лоб», т.е. выполнял бы последовательно написанные действия. И тем самым усложнил бы себе «жизнь».

   Но все гораздо проще и интересней. Смотрите:

Устный счет

      Видите, все просто. А если знать свойство некоторых чисел о том, что сумма квадратов трех последовательных чисел равна сумме квадратов следующих за ними двух последовательных чисел, то можно было обойтись и без этих вычислений.

    «Эта задача ещё и тем хороша, что она не только мозг оттачивает, но и для многих, далеко идущих,  обобщений годна», – говорил  С.А.Рачинский.

    И обобщение задачи Рачинского также имеется. Но об этом я напишу позже.

   Итак, главным героем сегодня была картина «Устный счет». Недавно  исполнилось  195 лет самому знаменитому уроку математики, который  провел в крестьянской  школе Оленинского уезда Смоленской губернии  Сергей  Александрович Рачинский. Именно он  покинул  университетскую кафедру, чтобы стать сельским учителем.  И благодаря ему,  Россия получила немало выдающихся деятелей  культуры и искусства , среди которых были Третьяков, Николай Степанович  и автор рассматриваемой в данной статье картины  Николай Петрович Богданов – Бельский.

     Какое влияние оказал на становление этих двух легендарных личностей С. А. Рачинский, мы рассмотрим в следующей статье. И заодно затронем актуальную на сегодня тему о влиянии личности учителя на подрастающее поколение.

   Но если Вам интересно было познакомиться с личностью С.А.Рачинского и картиной «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского» художника Н.П. Богданова-Бельского, нажмите кнопочки ниже и поделитесь этим знанием с друзьями.

 

repetitor-problem.net

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ «УСТНЫЙ СЧЕТ В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ»

Многие видели картину "Устный счет в народной школе". Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети, 9–10 лет, с энтузиазмом пытаются решить в уме задачу написанную на доске. Первый решивший сообщает ответ учителю на ухо, шепотом, чтобы другие не потеряли интерес.

Теперь посмотрим на задачу: ( 10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???

Черт! Черт! Черт! Наши дети в возрасте 9 лет не решат такую задачу, уж во всяком случае в уме! Почему чумазых и босоногих деревенских детей в деревянной школе из одной комнаты учили так хорошо, а наших детей учат так плохо?!

Не спешите возмущаться. Приглядитесь к картине. Вам не кажется, что учитель выглядит слишком интеллигентно, как–то по–профессорски, и одет с явной претензией? Почему в школьном классе такой высокий потолок и дорогущая печь с белыми кафельными изразцами? Неужели так выглядели деревенские школы и учителя в них?

Разумеется, выглядели они не так. Картина называется "Устный счет в народной школе С.А.Рачинского". Сергей Рачинский — профессор ботаники Московского университета, человек с определенными правительственными связями (например, приятель обер–прокурора Синода Победоносцева), помещик — в середине жизни бросил все дела, уехал в свое имение (Татево в Смоленской губернии) и завел там (разумеется, за свой счет) экспериментальную народную школу.

Школа была одноклассной, что отнюдь не значило, что в ней учат один год. В такой школе учили тогда 3–4 года (а в двухклассных школах — 4–5 лет, в трехклассных — 6 лет). Слово одноклассный означало то, что дети трех лет обучения составляют единый класс, и один учитель занимается с ними со всеми в пределах одного урока. Это было достаточно хитрое дело: пока дети одного года обучения делали какое–нибудь письменное упражнение, дети второго года отвечали у доски, дети третьего года читали учебник и т.п., и учитель попеременно уделял внимание каждой группе.

Педагогическая теория Рачинского была весьма оригинальной, и разные ее части как–то плохо сходились друг с другом. Во–первых, основой образования для народа Рачинский считал обучение церковно–славянскому языку и Закон Божий, причем не столько объяснительный, сколько состоящий в заучивании молитв. Рачинский твердо верил, что знающий наизусть определенное количество молитв ребенок непременно вырастет высоконравственным человеком, причем сами звуки церковно–славянского языка уже окажут улучшающее нравственность воздействие. Для практики в языке Рачинский рекомендовал детям наниматься читать Псалтирь над покойниками (sic!).

Во–вторых, Рачинский считал, что крестьянам полезно и нужно быстро считать в уме. Преподаванием математической теории Рачинский интересовался мало, а вот устный счет в своей школе он поставил очень хорошо. Ученики твердо и быстро отвечали, сколько сдачи с рубля надо дать тому, кто покупает 6 3/4 фунта моркови по 8 1/2 копейки за фунт. Возведение в квадрат, изображенное на картине, было самой сложной математической операцией, изучавшейся в его школе.

И наконец, Рачинский был сторонником очень практичного преподавания русского языка — от учеников не требовалось ни особенных навыков правописания, ни хорошего почерка, теоретической грамматике их вообще не учили. Главное было научиться бегло читать и писать, пусть корявым почерком и не слишком грамотно, но понятно, то, что может пригодиться крестьянину в быту: простые письма, прошения и пр. Еще в школе Рачинского преподавался кой–какой ручной труд, дети пели хором, и на этом всё образование и заканчивалось.

Рачинский был настоящим энтузиастом. Школа стала всей его жизнью. Дети у Рачинского жили в общежитии и были организованы в коммуну: они выполняли все работы по хозяйственному обслуживанию самих себя и школы. Рачинский, не имевший семьи, проводил с детьми всё время с раннего утра до позднего вечера, а так как он был очень добрый, благородный и искренне привязанный к детям человек, его влияние на учеников было огромным. Кстати, первому решившему задачу ребенку Рачинский выдавал пряник (в буквальном смысле слова, кнута же у него не было).

Сами школьные занятия занимали 5–6 месяцев в году, а в остальное время Рачинский индивидуально занимался с детьми постарше, готовя их к поступлению в различные учебные заведения следующей ступени; начальная народная школа не была прямо связана с другими учебными заведениями и после нее нельзя было продолжить обучение без добавочной подготовки. Рачинский желал видеть наиболее продвинутых из своих учеников учителями начальной школы и священниками, так что готовил он детей преимущественно в духовные и учительские семинарии. Бывали и значительные исключения — прежде всего, это сам автор картины, Николай Богданов–Бельский, которому Рачинский помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, как ни странно, вести крестьянских детей по магистральному пути образованного человека — гимназия / университет / государственная служба — Рачинский не желал.

Рачинский писал популярные педагогические статьи и продолжал пользоваться определенным влиянием в столичных интеллектуальных кругах. Наиболее важным оказалось знакомство с ультравлиятельным Победоносцевым. Под определенным влиянием идей Рачинского духовное ведомство решило, что от земской школы толку не будет — либералы детей хорошему не научат — и в середине 1890–х начало развивать собственную независимую сеть церковно–приходских школ.

Кое в чем церковно–приходские школы были похоже на школу Рачинского — в них было много церковно–славянского языка и молитв, а остальные предметы были соответственно сокращены. Но, увы, им не передались достоинства Татевской школы. Священники школьным делом интересовались мало, управляли школами из–под палки, сами в этих школах не преподавали, а учителей наняли самых третьесортных, и платили им заметно меньше, чем в земских школах. Крестьяне церковно–приходскую школу невзлюбили, так как поняли, что полезному там почти не учат, молитвы же их интересовали мало. Кстати, именно учителя церковной школы, набранные из парий духовного сословия, оказались одной из самых революционизированных профессиональных групп того времени, и именно через них в деревню активно проникала социалистическая пропаганда.

Теперь мы видим, что это обычное дело — любая авторская педагогика, рассчитанная на глубокую вовлеченность и энтузиазм учителя, немедленно дохнет при массовом воспроизведении, попадая в руки незаинтересованных и вялых людей. Но для того времени это был большой облом. Церковно–приходские школы, к 1900 году составлявшие около трети начальных народных школ, оказались немилы всем. Когда, начиная с 1907 года, государство стало направлять в начальное образование большие деньги, не было и речи о том, чтобы провести через Думу субсидии церковным школам, почти все средства ушли земцам.

Более распространенная земская школа достаточно сильно отличалась от школы Рачинского. Для начала, земцы считали Закон Божий совершенно бесполезным. Отказаться от его преподавания было нельзя, по политическим причинам, поэтому земства как могли задвинули его в угол. Закону Божьему учил приходской священник, которому платили мало и не обращали на него внимания, с соответствующими результатами.

Математике в земской школе учили хуже, чем у Рачинского, и в меньшем объеме. Курс оканчивался на операциях с простыми дробями и неметрической системе мер. До возведения в степень обучение не доходило, так что ученики обыкновенной начальной школы просто не поняли бы задачу, изображенную на картине.

Обучение русскому языку земская школа пыталась превратить в мироведение, через так называемое объяснительное чтение. Методика состояла в том, что диктуя учебный текст по русскому языку, учитель также и дополнительно пояснял школьникам, о чем говорится в самом тексте. Таким паллиативным образом уроки русского языка превращались также в географию, природоведение, историю — то есть во все те развивающие предметы, которым не нашлось места в коротком курсе одноклассной школы.

Итак, наша картина изображает не типичную, а уникальную школу. Это памятник Сергею Рачинскому, уникальной личности и педагогу, последнему представителю той когорты консерваторов и патриотов, к которой еще нельзя было отнести известное выражение "патриотизм — последнее прибежище негодяя". Массовая народная школа была в хозяйственном отношении обустроена значительно беднее, курс математики в ней был короче и проще, а преподавание слабее. И, конечно же, ученики обыкновенной начальной школы не могли не только решить, но и понять задачу, воспроизведенную на картине.

Кстати, а каким методом школьники решают задачу на доске? Только прямым, в лоб: умножить 10 на 10, запомнить результат, умножить 11 на 11, сложить оба результата, и так далее. Рачинский считал, что у крестьянина не бывает под рукой письменных принадлежностей, поэтому он учил только устным приемам счета, опуская вся арифметические и алгебраические преобразования, требующие вычисления на бумаге.

Почему–то на картине изображены одни мальчики, в то время как по всем материалам видно, что у Рачинского учились дети обоего пола. Что это значит, непонятно.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mir-prekpasen.ru

Картины Богданова-Бельского Николая Петровича: названия, описание

Художник со звучной фамилией Богданов-Бельский был выходцем из самых низов общества. Казалось бы, среда, в которой он рос, должна была неизбежно перемолоть его и поглотить, но нет. Художник получил образование и известность. Его биография – пример не только счастливого стечения обстоятельств, но и неустанного упорного труда. Образ сельской школы, ее воспитанников и учителей стал одним из основных в его творчестве. картины богданова-бельского

Николай Петрович Богданов-Бельский: биография

Морозным днем 8 декабря 1868 года у смоленской батрачки родился внебрачный сын. Все знают, как общество относилось к таким детям, да еще и из низов. Мать с ребенком «из милости» приютил ее старший брат. Много лишений выпало на долю маленького Николая. При рождении он получил фамилию Богданов – данный Богом. «Бельский» художник позже добавил сам, в честь уезда, в котором вырос.

Первые два года образования мальчик получил в сельской церковной школе в Шопотове. Благодаря протекции своего учителя-священника он попал в школу профессора Рачинского. Здесь обучались такие же, как и Николай, простые крестьянские мальчишки. Этот человек сыграл определяющую роль в жизни художника. Сам Богданов-Бельский всегда говорил, что всем обязан ему. николай петрович богданов-бельский

Видя талант мальчика к живописи, Рачинский помог ему поступить сначала в рисовальную школу при Троице-Сергиевой лавре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Покровитель помогал мальчику материально, ежемесячно выделяя деньги на содержание. В училище Николай поступил в пейзажный класс, где трудился весьма успешно, часто бывая первым среди одногруппников. Юноше очень повезло с учителями, это были замечательные русские художники: Василий Поленов, Владимир Маковский, Илларион Прянишников. Над темой выпускной картины Николай долго размышлял, и подсказал ее Рачинский. Результатом увлеченной работы художника стало полотно «Будущий инок».

После окончания московского училища Богданов-Бельский продолжает учебу в петербургской Академии художеств в классе Ильи Репина. В конце 1895 года выпускник отправляется в Европу: в Париж, Мюнхен, а затем в Италию. Обогащается колорит картин художника, усиливается его владение живописными техниками. устный счет картина

Славу в России Богданову-Бельскому приносят картины «У дверей школы» и «Устный счет». На художника посыпались заказы: портреты, натюрморты, пейзажи. Он писал самых известных и влиятельных людей своей эпохи. Его кисти принадлежат портреты императора Николая II, великих князей, Федора Шаляпина. Но любимые его модели – крестьянские ребята, живые, искренние и непосредственные.

Работы художника приобрела Третьяковская галерея, он участвует в выставках товарищества передвижников. Его картины путешествуют по России, затем вывозятся в Париж и Рим. В 35 лет Николай Петрович Богданов-Бельский становится академиком живописи, а спустя 10 лет – членом Академии художеств.

После прихода к власти революционно настроенного правительства официальным искусством становится «левое». Начинается травля художников-реалистов, классическое искусство чахнет и искореняется. Коровин, Поленов, Васнецов, Нестеров – все испытали на себе тяготы послереволюционного времени. По приглашению своего друга Богданов-Бельский переезжает в Ригу. Здесь художник с новыми силами принимается за работу, активно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Картины его пользуются успехом и расходятся по частным коллекциям. До сих пор множество холстов Богданова-Бельского рассеяно по Западной Европе.

богданов-бельский виртуоз

В 1941 году 73-летнего художника настигло новое испытание: война. Но не осталось больше сил бороться, слишком многое было пройдено и выстрадано. Художник заболевает, творческие силы оставляют его. Николаю Петровичу сделали операцию в Германии, но она не помогла. В 1945 году во время бомбежки художник умирает. Похоронен он был на русском кладбище в Берлине. Картины Богданова-Бельского и сейчас остаются очень востребованными. Часть из них можно увидеть в Третьяковской галерее и Русском музее, многие находятся в частных коллекциях.

"Будущий инок" (1889)

На идею этой картины Богданова-Бельского натолкнул его друг и опекун Рачинский. Написана она была в 1889 году.

В тесной комнате избушки сидят двое: пожилой странник-монах и мечтающий крестьянский мальчик. Монах что-то рассказывает ему, и мальчишка заслушался. Перед его глазами встают картины благочестивого мирного будущего. Он внимает страннику, но мыслями уже не в комнате, а где-то в неведомых далях. Когда-нибудь и он так же пойдет с котомкой за спиною прославлять имя Божие.

Картина была написана для выпускного экзамена в училище. С большой тревогой художник ожидал его результата: как-никак, учился он в пейзажном классе, а полотно представил жанровое. Несмотря на опасения, картина имела успех и была куплена крупным коллекционером, а затем попала в императорский дворец. богданов бельский сочинение

"Виртуоз" (1891)

Это одна из первых картин с крестьянской ребятней, которую написал Богданов-Бельский. Виртуоз, оказывается, – простой мальчишка. Простой, да не совсем. Его игра на балалайке собрала вокруг кружок детворы. Здесь два малыша, девочка и мальчик постарше. Все они вслушиваются в музыку, как на концерте великого артиста, ловят каждый звук. Сам виртуоз сосредоточен на своей игре. Художник расположил их на живописной полянке в березовом лесу. Пейзаж, милый каждому сердцу, гармонично обрамляет группу детей и, кажется, сам внемлет игре юного дарования. виртуоз

"Устный счет" (1896)

В 1896 году написал эту картину Богданов-Бельский. Сочинение по ней до сих пор часто задают написать детям в школе. В роли учителя художник изобразил своего собственного наставника Рачинского. Класс в сельской школе. Идет устный счет. Картина наполнена напряжением, во всем чувствуется усердная работа. Доминирующее место занимает черная грифельная доска с математическим примером. Вокруг доски столпились ребята разного возраста. Пример непростой, а попробуй еще сосчитай его в уме! На каждом лице видна напряженная работа мысли. На переднем плане мальчик задумчиво потирает подбородок. Он коротко острижен, непослушные волосы топорщатся ежиком. По сравнению с другими ребятами, одет он совсем бедно: грязная рубаха с драным локтем подпоясана шнурком, грубые штаны видели и лучшие времена. Лицо его напряжено: вот он, ответ, уже близко, сейчас сорвется с языка! устный счет

Мы не знаем, кем станут все эти мальчишки в будущем. Может быть, продолжат дело дедов и отцов и останутся пахать землю в деревне. Может быть, уедут в город и «выбьются в люди», а кто-то даже сам станет учителем. Одно можно сказать точно: в тунеядца и лодыря никто из них не превратится, из всех выйдет толк.

В 1897 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи «Устный счет». Картина и сейчас пользуется популярностью, многие останавливаются перед ней, чтобы рассмотреть подробней.

"У дверей школы" (1897)

Многие картины Богданова-Бельского, изображающие сельскую ребятню, автобиографичны. «У дверей школы» – как раз такая. На картине мы видим чистый светлый класс сельской школы. Грифельная доска с ровно расчерченными строчками, аккуратные ряды парт, прилежно склоненные над книгами головки. И на всю эту благодать смотрит новый ученик. Одет мальчик очень бедно. Пиджак, сшитый из лоскутов, кажется, сейчас рассыплется прямо на нем, на штанах зияют большие дыры, лапти потрепанные и грязные. Он стоит спиной к зрителю и выглядывает из-за двери украдкой на все это великолепие, не решаясь войти. Возможно, так же когда-то стоял молодой пастушок Николай, не смея переступить порог школы своего благодетеля Рачинского. у дверей школы

"Посетители"

Двое малышей, мальчик и девочка, зашли в барский дом. Возможно, это юные друзья самого художника пришли ему позировать. Худенькие дети коротко острижены и одеты по-праздничному. На девочке ярко-красное платье в горох, на мальчике рубашка с нарядным узором. Пестрая одежда перекликается с живописной драпировкой за спинами детей. Они сидят на роскошном, по их меркам, мягком кресле с резными ручками и торжественно пьют чай из блюдец. На столике перед ними чашка и стакан, баранки и кусочки сахара. Посещение барского дома – непростое событие. В лицах малышей читается осознание торжественности момента, напряженные фигурки вызывают умиление. посетители богданов-бельский

Картины Богданова-Бельского всегда подкупают своей искренностью и непосредственностью. Жаль, что многое из творческого наследия художника утрачено для нас: осталось за границей и разошлось по частным коллекциям.

fb.ru

8 декабря 1868 года родился Николай Петрович Богданов-Бельский

Николай Петрович Богданов-Бельский. 8 декабря 1868 - 19 февраля 1945

Автопортрет. 1915

Творчество забытого академика живописи

Биография и творчество Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 — 1945)О жизни и творчестве Богданова-Бельского в настоящее время мало известно. Вероятно этому есть свои причины. Художник до революции попавший в милость к императорской фамилии, заслужил неприязнь критиков. После революции ему не простили портретов царской семьи и ему пришлось эмигрировать в Латвию. А во время Второй мировой войны он находился в Германии и умер в феврале 1945 года в Берлине, где и был похоронен на русском кладбище Тегель.

Купание коней 1939 холст, масло 143x125.5 ЧС

Николай Петрович Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (сегодня – Оленинский район Тверской области). В фамилии спрессована история происхождения - Богом данный (незаконнорожденный) сын бедной бобылки из Бельского уезда. Вторую часть фамилии художник получил, когда стал в 1903 году академиком: “Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь (Николай II – Д.П.), вписав ее собственноручно в диплом через дефис – Бельский”.

Виртуоз. 1891

Учиться грамоте Богданов-Бельский начал у звонаря по церковным книгам, а продолжил в 2-х классном Шопотовском начальном училище. Художественные способности стали проявляться у мальчика с 6-7 лет. Его заметил Сергей Александрович Рачинский, основатель народной школы в селе Татево, и с осени 1878 по весну 1882 года Богданов-Бельский посещал эту школу.

Дети везут дрова зимой по снегу. Холст, масло 80.5x68.5

В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего отрока получать начальное художественное образование в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, где мальчик проучился два года. В 1884 году Богданов-Бельский поступил, а в 1889 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями на пейзажном отделении были художники В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М Прянишников.

За чтением письма. 1892 47х35

Дипломной работой в училище стала картина “Будущий инок” (1889): “В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне… Перед концом работы у меня сделался даже обморок”.

Будущий инок. 1889

В 1894-95 годах Богданов-Бельский обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской И.Е. Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже. В 1890-х годах он создает серию картин о школе Рачинского: “Воскресное чтение в сельской школе” (1895), “Устный счет” (1896), “У дверей школы” (1897), “У больного учителя” (1897), “Проба голосов” (1899), “Сочинение”, “Между уроками” (все 1903 г.) и др.

Воскресное чтение в сельской школе. 1895 97x154 ГРМ

Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 107x79 ГТГ

У дверей школы. 1897 ГРМ

У больного учителя. 1897 103,3x121,5 ГТГ

Сочинение. 1903. Холст, масло. 123х78,5. ГРМ

Ученицы. 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Богданов-Бельский рассказывает об удомельском периоде своего творчества так: “После Парижа я увлекся “пленэризмом”. Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать свое внимание. В Тверской губернии в Вышневолоцком уезде, целая колония художников, как Жуковский, Степанов, Бялыницкий-Бируля, Моравов, еще раньше их Левитан, а под конец, в октябрьскую революцию, К. Коровин, я – с 1907 по 1920 г. – жили и работали вместе среди природы, оставив мастерские. В 1910 г. я написал картину “Именины учительницы”, отмеченную и печатью, и еще больше художниками-импрессианистами за те импрессионистские достижения, которых я добился в ней. Картина была на всемирной выставке в Риме (1911 г.) и Мюнхене.”

В ожидании парома. 1915

Визитеры. 1913

День рождения учительницы. (Чай в саду). Картон, смеш. техника. 43x57 ЧС

Деревенские друзья. 1912-13

Дети. 1910-е

Крестьянские мальчики. 1910-е

Мальчик на траве. 1910-е гг., холст, масло, 80,3х70,8

19 ноября 1914 года Богданов-Бельский стал действительным членом Императорской Академии художеств.В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию. В своем письме И.Е. Репину о мотивах отъезда художник пишет: “Из того, что я написал за эти четыре года (1917-1921 – Д.П.), ничего не было выставлено в России. С большими трудностями и ухищрениями все это мне удалось вывезти в Ригу, где я живу с 15 сентября 1921 года”.

Новые владельцы (Чаепитие). 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

На послеполуденной рыбалке. 1917

Натюрморт. 1920-е

В конце декабря 1921 — январе 1922 Н. П. Богданов-Бельский организовывает персональную выставку в художественном музее в Риге. Среди 52 произведений — портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается.

Портрет Шаляпина. 1915

Портрет Константина Коровина

На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

Натюрморт с хризантемами. 1924 Х., м. 143x116 ЧС

Вечер (Удильщик). 1925 Рига

В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Пастушок Прошка. 1939

Текст частично из следующих источников: http://www.piter-art.com/magazine/bogdanov-belskij/http://starina.tverlib.ru/us-0122.htmГалерея Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева: http://ogis.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames2.htm

art-tourism.livejournal.com

Разумное, доброе, вечное… | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

1----

Каждый человек с любовью и теплотой вспоминает свою школу и с благодарностью вспоминает своих учителей и увлекательный процессу открытия новых знаний. Низкий поклон и благодарность всем нашим учителям!

Школа, учитель и ученики  часто становятся героями картин русских и зарубежных художников разных  веков: Питера Брейгеля Старшего, Дмитрия Левицкого, Николая Богданова-Бельского, Алексея Венецианова, Михаила Нестерова и других. В книжных миниатюрах Древней Руси можно увидеть «учение книжное», на древнегреческих вазах мы находим изображения  «обучение грамоте» и другие сюжеты.

Рассматривая картины художников, рассказывающих об учителях и учениках, можно увидеть много интересных подробностей и многое узнать о повседневной школьной  жизни прошлого.

устный счётЭта картина называется «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», а нарисовал эту картину в 1895 году тот самый сельский мальчик, который стоит на картине на первом плане.  Николай Петрович  Богданов – Бельский окончил эту церковно-приходскую школу Рачинского и стал известным художником.

устный счёт--

На полотне мы видим урок устного счета в деревенской школе XIX века. Обратите внимание на задачу, написанную на доске. На репродукции картины Богданова-Бельского изображен процесс решения в уме дроби:

Устный счет в 1895

А Вы сможете решить? Попробуйте решить этот пример устно, как это делали в начальной сельской школе в 1895 году.

Дети в окне-Богданов-бельский

О, милые плуты! Кто часто их видел,Тот, верю я, любит крестьянских детей… (из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»)

Один из учеников, изображённых на картине, раньше других ребят решил это этот пример и шёпотом сообщает учителю правильный ответ: 100+(121+169)+(144+196)=100+290+340=730;   730/365=2

Учитель, изображённый на картине,  вполне реальное, историческое лицо. Это математик и ботаник, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский. Увлекшись в 1872 году идеями народничества, Сергей Рачинский приехал из Москвы в свое родное село Татево и создал там школу с проживанием  для деревенских детей. В  конце XIX века талантливый педагог Сергей Рачинский разработал собственную методику обучения устному счёту,  обучал детей основам математического мышления и прививал деревенским ребятишкам навыки устного счёта.

Nikolai Bogdanov-okulun kapısında 1897

На другой автобиографической  картине «У дверей школы» Николая Богданова-Бельский изобразил нищего подростка в лаптях и рваной одежде, с котомкой за плечами, замершего в молчании на пороге открытых дверей деревенской школы. Мы не видим лица мальчика, так как он стоит к нам спиной, но угадываем его робость, охватившее его волнение  и непреодолимое желание переступить заветный порог школы.

комаров-сказка

Церковноприходские сельские школы, долгое время оставались единственным источником знаний для крестьянского населения, школы предоставляли минимальные основы грамотности, распространяли навыки устного счёта и чтения  у сельских детей. Обучение в церковно-приходской школе расценивалось как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания каждого ребёнка.

талант-Bogdanov-Belsky

Дорогие друзья! Поздравляем вас с Днем Учителя! Бесспорно, самой важной профессией на земле. Спасибо вам за нелегкий труд, ваше терпение и доброту!

Не смейте забывать учителей.Они о нас тревожатся и помнят.И в тишине задумавшихся комнатЖдут наших возвращений и вестей.Им не хватает этих встреч нечастых.И, сколько бы ни миновало лет,Случается учительское счастьеИз наших ученических побед.А мы порой так равнодушны к ним:Под Новый Год не шлём им поздравлений.А в суете иль попросту из лениНе пишем, не заходим, не звоним.Они нас ждут. Они следят за намиИ радуются всякий раз за тех,Кто снова где-то выдержал экзаменНа мужество, на честность, на успех.Не смейте забывать учителей.Пусть будет жизнь достойна их усилий.Учителями славится Россия.Ученики приносят славу ей.Не смейте забывать учителей!

1 класс

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru