Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей. Рассматривание картин


Конспект занятия в детском саду "Рассматривание сюжетных картинок" (4-6 лет)

Рассматривание сюжетных картин

(по выбору воспитателя)

Цель. Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Ход занятия

  1. Рассматривание картины «Спасаем мяч»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Спасаем мяч». Малыши перечисляют, кто (что) на ней изображен (изображено): девочка плачет, мяч упал в лужу, мальчик достает мяч и т. п.

Педагог кратко описывает картину. Затем спрашивает: «Почему плачет Таня? (Боится, что утонет мяч, - хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Надо Таню успокоить. Скажите ей: „Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в луже мяч!" (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)

Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч. А что делает девочка с куклой? (Смотрит, как мальчик достает мяч.) Она присела (покажите как) и смотрит».

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель предлагает малышам послушать рассказ о Тане и ее друзьях (он значительно подробнее первого рассказа педагога): «Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу.

- „Ой!" - испугалась девочка и присела около лужи.

- „А-а-а! - заплакала Танюшка, - мяч утонет, утонет в луже!"

- „Не плачь, не плачь! Я достану мяч", - успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»

Педагог повторяет рассказ. Дети договаривают выделенные слова.

Не убирая картину, воспитатель читает стихотворение А. Барто «Мячик». Дети активно помогают педагогу читать знакомое стихотворение.

Желающие малыши рассматривают картину самостоятельно.

  1. Рассматривание картины «Возле Большого Пня»[5]

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине «Возле Большого Пня». Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем кратко, не спеша, рассказывает о картинке: «Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню. Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня».

Воспитатель уточняет: «А кто же живет возле Большого Пня?» (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.)

«Покажите, - продолжает беседу педагог, - как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.

- Здравствуй, лягушечка, - кричит Малыш. А она в ответ... (кеа-кеа-кеа).

-Доброе утро, птички-синички! - А они: „Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!"

Пчелка зажужжала, белочка зацокала, Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза? Только улитка продолжает спать, ничего не видит, ничего не слышит. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!»

Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: «Каждый день Малыш ходит гулять к доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья.

„Идет, идет, чив-чив, идет!" - радуются птички-синички.

„Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!" - приветствует его зеленая лягушка.

„Ж-ж-ж, - жужжит пчелка. - Сегодня чудесный день, Малыш".

Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой, любимый Большой Пень — кричит Малыш. - Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?»

Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

3.Рассматривание картины «В песочнице»

Ход занятия

Воспитатель читает детям стихотворение В. Берестова «Песочница»:

Посреди двора - гора.

На горе идет игра Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, желтый и сырой,

Хочешь - рой,

А хочешь - строй,

Хочешь - куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Ведра и грузовики.

Тут и крики, тут и смех,

И работа есть у всех.

Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно копать, насыпать в ведерки, делать из него куличики и т. д.

«Хотите, я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице», - продолжает разговор педагог и демонстрирует картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Видите, какая большая песочница, - говорит воспитатель. - Какие широкие у нее бортики. А сколько песка в песочнице?

Какого цвета песок? (Желтого.)

«Видите, какая большая песочница, - говорит воспитатель. - Какие широкие у нее бортики. А сколько песка в песочнице? (Много.Целая гора.) Какого цвета песок? (Желтого.)

Целая гора песка, а на вершине горы... (полосатая машина.) Чья это машина, как вы думаете? Я тоже думаю, что это машина черноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает... (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются? (Воспитатель выслушивает и уточняет ответы детей.)

А что делает в песочнице девочка в красном платье? Она украсила уголок песочницы маленькими цветными игрушками. Девочка делает... (куличики).

Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите?» (Да, дети улыбаются.)

Можно закончить занятие примерно таким рассказом: «Хорошо играть в песочнице, интересно. Песочница большая, с широкими бортиками, с чистым желтеньким песочком. Песка много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны горки. Договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости.

Хорошенькая девчушка в красном платьице печет куличики. Она приглашает вас угоститься куличами. Придете?»

infourok.ru

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе, помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»

Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики», дает детям возможность обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины понравилось.

«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить… (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»

Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).

«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что…» (Высказывания детей.)

Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе. Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.

Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свитере. Он везет полный грузовик кубиков».

Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал… (медведь), внучке померещился… (волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть… (лиса), а мышке померещился… (кот-разбойник)».

Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет…» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех-трех, плех-плех), подражая интонациям воспитателя.

Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие воспитатель. – Она называется „Дети играют". Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Дети из крупных кубов и пластин построили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?

В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.

Перед аркой остановилась… (большая синяя грузовая машина). В кузове… (кубики).

Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шоферу грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)

У забора стоит еще одна машина. Опишите ее. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)

А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»

Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.

Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!

nashideto4ki.ru

Методика работы по рассматриванию картин

Консультация для воспитателей на тему .

“Методика работы по рассматриванию картин”

Составила и провела

Воспитатель : Прокуратова Г.А.

21.03.2012.

Г. Москва.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни . Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях , но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молодых и застенчивых .

Требования предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет ) .

Содержание картины должно быть детям доступно . На картине должно быть изображено то , что детям знакомо( по программе ) игры со знакомыми игрушками , некоторые домашние животные , дикие (заяц) . В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний .

Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.

Количество персонажей от 1 до 4 .

Старший возраст (5-7лет ) .

Содержание картин как правило детям не знакомо . С помощью картин детей знакомят с тем , что они не могут увидеть . Картина является источником новых знаний .

а ) труд взрослых

б) дикие животные.

Композиция сложная , то есть многоплановая .

Количество персонажей может быть достаточно большим .

Построение занятия и методика его проведения .

Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять , какие знания будет давать детям .

Подготовка к восприятию картины .

Детям предлагается для рассмотрения картины , которую они еще не видели. Картину не вносят в группу за ранние , ее показывают детям только после подготовки к восприятию .

Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов .

Опора на опыт детей – беседа о том ,что с детьми происходило .

Опора на знание детей – краткая беседа , уточняющая какие либо знания детей , имеющих отношение к сюжету картины .

Использование небольших поэтических произведений , загадок.

Воспитатель может использовать несколько приемов . После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу — связку для плавного перехода к рассматриванию картины.

Рассматривание картины

Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей , постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному . Если на картине нет крупных персонажей , то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку , если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .

Приемы при рассматривании картины .

Вопросы

Работа над названием картины , кличками персонажей .

Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

Что вы видите на картине ? Например (на картине дети )

Что делают дети ? (Играют с матрешками )

Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .

Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.

Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .

Эти вопросы заставляют детей думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.

Вопросы для перехода от одного персонажу к другому . Итак , мы рассмотрели –как мальчик играет , а как девочка играет.

Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто .

Как вы думаете , что говорит мальчик ?

Что говорит девочка?

Работа над названием картины .

Она проходит только после вопросов . В младшей и средней название говорит сам воспитатель .

В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.

Ребята с именами и кличками .

В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям . В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети придумывают имена : клички животных . Детей нужно учить рассказывать о персонажах так , чтобы слушатели его сразу узнали . В конце рассматривания воспитатель говорит фразу , которой подводит итог .

Н-р. Сегодня мы узнали ,как Таня и Саша играют . После рассматривания воспитатель предлагает послушать , что они рассмотрели .

Рассказ воспитателя .

Это должен быть художественный рассказ а не простое перечисление объекта , поэтому к нему предъявляются следующие требования .

А) рассказ воспитателя должен быть длинным . Мл-ср. возраст –от 7 до 13 предложений . Старшие –подготовительные . 13-18 предложений .

Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .

В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности , в которой шло рассматривание картины .

Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами , то их желательно включить в рассказ .

Д) в средней группе рассказ должен быть доступен для повторения его детьми, так как через неделю по этой картине детей будут учить составлять рассказ. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение , которое подходит к содержанию картины. В этом случае требование к рассказу не учитывается .

Общие принцыпы обучению рассказыванию .

Основной прием образец воспитателя, он показывает детям какой должен быть рассказ по объему ,какова последовательность изложения.

Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия, повторяя его ,дети учатся составлять рассказ . Если при повторении образца , дети включают свое , воспитатель за это их хвалит , поощряя творчество . В старшей группе образец дается в конце занятия что бы показать детям , как еще можно было составить рассказ , что бы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказами воспитателя.

Приемы указания к составу рассказа .

Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания с чего начать , о чем говорить в середине и как закончить .

Прием, анализ детских рассказов после оценки воспитатель должен сказать почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе

Анализ должен даваться после каждого рассказа , что бы дети стремились подрожать тому , за что похвалили и избегать ошибок .

Что воспитатель отмечает в детских рассказах .

Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного .

Внимательность .

Полноту рассказа (начало , середина, конец).

Последовательность.

Выразительность изложения.

4-й прием подсказывает воспитатель .

Старший возраст .

Рассматривание картины

“Грачи прилетели “ ( Саврасова ) .

Тает снег

Ожил ручей

День прибывает

Когда это бывает (весной) .

Послушайте стихотворение Плещеева “Весна”

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою

Чиста небесная глазурь

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала

После долгой зимы просыпается под солнечными лучами земля , тает снег, появляются проталинки . Встрепенулись деревья, освободившись от зимнего сна . Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи .

Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине .

(Он увидел , как на березы опустилась стая грачей , как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда )

Расскажите о грачах , что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы , грач нашел веточку и держит ее в клюве . Грачи радостные , веселые, шумливые . Они громко кричат , делятся впечатлениями , о далеком путешествии на свою любимую Родину . Они счастливы , что вернулись домой . Они рассказывают друг , другу о своих планах на будущее . Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов , будут их учить летать .

Почему грачи выбрали это место для гнезда ( здесь спокойно, тихо, красиво ) это окраина села , видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом , вдалеке лес .

Какие деревья выбрали грачи ( грачи выбрали старую , корявую березу . Она толстая, ветви упругие . Гнезда надежно укреплены . Когда распустится листва , гнезд не будет видно в кроне дерева.

Ребята а если на картине солнце ?

Как вы догадались ? Оно скрылось за облаками . Оно еще не яркое , ленивое.

Чуть-чуть просвечивает сквозь облака .

Облако нежно желтого цвета . Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца . Солнце то выглянет, то спрячется . Что можно сказать о небе ? Какое весеннее небо ? Небо покрыто голубовато-серыми тучами , (пушистые, задумчивые, хмурые )

Ребята скажите , вы видите снег , (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим ) .

Ребята , я предлагаю вам “Войти в картину “ Что вы чувствуете , когда смотрите на картину . ( Немного холодно , легкая печаль по уходящей зиме , чувствуется свежесть .

Вам понравилась картина ?

Кто желает составить рассказ .

sundekor.ru

Малыш и живопись (Рассматривание картин) | Материнство

Вы читаете малышу и рассматриваете иллюстрации. В книжках персонажи четко прорисованы, понятен сюжет и незамысловатая цветовая гамма. А вот как подвести ребенка к восприятию художественной картины?

С живописными полотнами дело обстоит сложнее. Что изобразил творец, что хотел сказать, какие чувства хотел пробудить? Вопрос за вопросом тянется нитью, путая, цепляя, сбивая в клубок мысль нашего разговора. Хочется тут же рассказать и о самом художнике, и о том времени, в которое он творил, и об эпохе, которую изобразил, и о персонажах, что нарисовал, и о свете, и о перспективе и о… Стоп, скажем себе. Не будем пугать кроху понятиями композиции, эффектом освещения, конструкцией линий и художественными стилями. Наша задача - заинтересовать малыша рассматриванием художественных полотен, ввести его в мир искусства, а на себя принять роль экскурсовода.

Материал для занятий

Начинать занятия можно уже с полутора лет. Приобретите несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Купить их можно в книжных магазинах и художественных лавках музеев. Замечательным вариантом будет набор репродукций тех картин, которые в последствие малыш сможет увидеть в музее вашего города. Представляете его неописуемый восторг?! Он разглядывал маленькую открыточку, теребя ее в руках, а теперь вот она, такая огромная … висит на стене.

Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников. Сейчас выпускается много детских книг, посвященных живописи. Их вы сможете рассматривать и черпать нужную информацию, сделав занятия с ребенком информационно насыщенными и увлекательными.

Как проводить занятие

Делайте все быстро. Покажите малышу первую открытку-картину, назовите ее и уберите, сразу же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Длятся занятия две–три минуты. Совместным разглядыванием репродукций можно заниматься два - три раза в день. Это великолепное времяпровождение подходит, чтобы занять внимание ребенка в очереди к врачу, магазине, транспорте.

У малыша должно сложиться впечатление, что он увидел что–то яркое, красочное и непонятное по причине того, что толком не рассмотрел.

Со временем часть открыток заменяется новыми, после того как раз пять вы их показали ребенку.

Основная цель занятия

Основная цель – пробудить интерес малыша к более подробному рассматриванию репродукций. Он должен захотеть сам взять их в руки и начать разглядывать. Вы же в свою очередь постарайтесь сопротивляться: показали открытки и быстро убрали со словами: «В следующий раз ты их снова увидишь».

Когда малышу станет в нетерпеж, попросите его выбрать одну открытку, а остальные уберите и начните внимательно рассматривать ее, задавая акцентирующие вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делает этот человек?», «Где он находится?», «Какое у него настроение?» Ваша беседа не должна напоминать допрос: вопрос – ответ, а диалог. «Да, нарисован дом, старый дом, вон какие потемневшие от времени бревна, покрытие крыши – черепица, облетела местами. Я еще и другие домики в отдалении разглядела. Ты их видишь?»

В следующий раз вы снова раскладываете виденные ребенком открытки и предлагаете выбрать только одну открытку, чтобы подробно ее рассмотреть и поговорить о ней. Длится ваш диалог не больше пяти минут. После ваших бесед – рассматриваний должна ощущаться какая-то недосказанность, ребенок словно вовлекается в мир живописи и потом, не успев в полной мере насладиться ею, с нетерпением ожидает следующей беседы - занятия.

Если проводите три занятия в день, то два раза вы быстро тасуете открытки, произнося названия картин, а один раз рассматриваете одну выбранную ребенком картину. В общей сложности ваши «занятия по живописи» занимают от силы 5 - 10 минут в день.

Расширение кругозора ребенка

Знакомя малыша с новыми понятиями и словами, произносите их четко, делая секундную паузу. «Это старинный замок…, а это рыцарь в доспехах… на лошади надета сбруя…» Не нужно объяснять, для чего нужны шлем, щит или седло, иначе ваши объяснения запутают ребенка, уведут неизвестно куда, придется рассказывать об истории, прогрессе, феодальном строе или видах транспорта. Ребенок потонет в потоке информации, не поймет, занятия растянутся, малыш устанет. Кончиком карандаша показывайте новый для малыша объект и четко называйте его.

Жанры живописи

Через некоторое время, когда произойдет насыщение занятиями, ребенок втянется в них, и вы почувствуете, что он вот-вот начнет скучать за разглядыванием репродукций, разнообразьте уроки.

Следующим этапом будет систематизация картин. Дайте малышу открытки и предложите их разложить на кучки, а сами возьмите другой набор открыток, который вы уже не раз вместе разглядывали и тоже разложите на отдельные стопки.

После проделанного малышом упражнения попросите его объяснить, почему именно так он разложил открытки. Будет любопытно узнать принцип его систематизации художественных полотен.

А ваши разложенные открытки, должны быть классифицированы по жанрам изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, религиозно - мифологические, сказочно - былинные, исторические, бытовые и батальные сцены. Объясните малышу ваш принцип систематизации открыток.

Закрепление материалаПопросите ребенка набор открыток разложить по вашему принципу: портрет к портрету, натюрморт к натюрморту. В течение нескольких дней закрепите это упражнение, доведите до автоматизма, чтобы ребенок, почти не задумываясь, раскладывал открытки по жанрам.

Стиль художественных полотен

Следующим шагом занятий будет более детальное рассматривание репродукций. Пусть ребенок выберет тот жанр, который ему наиболее близок и интересен. Например, он выбрал группу открыток с натюрмортом. Разложите их в ряд, попросите малыша выбрать две открытки, попробуйте сравнить, кто из художников и как рисовал картину. Яблоки, груши и виноград изображены на одной и другой открытке, но видно, что рисовали их разные художники. Малышу будет сложно найти отличия в художественной манере письма и передать ее словами, помогите ему. «Вот тут линии более длинные, тут краска ложилась короткими мягкими мазками, здесь использовалась более яркая насыщенная палитра».

Возьмите лист бумаги и покажите, в каких стилях можно работать. Круг можно нарисовать одной линией, а можно короткими штрихами, отдельными точками, можно вообще не рисовать окружность, а просто наложить тень и выйдет шар, получаем объемную фигуру. После каждого объяснения просите ребенка повторить ваши карандашные движения. Пусть нарисует круг, не отрывая карандаша от бумаги, затем штрихами…

Подбадривайте ребенка и хвалите. Репродукция картины, с которой вы работаете, должна вас вдохновлять, быть источником вашего творчества, ни в коем случае не должно довлеть желание рисовать как художник, не должно быть чувства соперничества с мастером кисти. Постарайтесь разгадать, как художник смог передать светящуюся спелость яблока, стеклянную прозрачность винограда, темно - фиолетовую матовость сливы.

Закрепление материалаДайте малышу в руки десять открыток со словами: «Трое художников перепутали свои картины. Разложи их в стопочки, кто из художников какую нарисовал?» Малыш должен систематизировать репродукции по манере письма.

Передний план, фон картины

Не торопясь, знакомьте малыша с новыми понятиями, характеризующими художественные полотна. Начните с переднего плана, с главного действующего лица, потом перейдите на фон и на второстепенных персонажей. Информация должна подаваться не в виде сухих фактов, а виде совместных размышлений, придуманных игр. Например, вы с малышом рассматривайте портрет и хотите подвести его к понятию «фон». Почему в классической живописи портреты рисовались на темном фоне, какая цель преследовалась? Не озвучивайте сами, что на темном объекты выделяются четче, внимание концентрируется на ярком пятне лица, темный фон не отвлекает. Предложите малышу стать художником и нарисовать ваш портрет, и начните выбирать, на фоне чего он будет рисовать. Сначала пусть малыш увидит вас в проеме ванной комнаты без включенного за спиной света, и свое впечатление постарается запомнить, а потом на фоне кухонных шкафчиков. А затем сравните впечатления, помогите ему сформулировать свои ощущения, где ваше лицо более четко выделялось. На черном фоне фигуру лучше видно, но среди кухонного интерьера лицо мамы как-то приятнее, привычнее лицезреть.

Закрепление материалаВозьмите домашние фотографии, пусть малыш рассмотрит их и назовет, что или кто изображен на переднем плане, кто - на заднем, что является фоном, какой фон, на его взгляд, более удачный, а какие детали можно было бы убрать, как следовало бы «заснять» тот или иной персонаж. Придумывайте вопросы, вынуждая малыша говорить как можно больше.

Цветовая гамма

Познакомьте ребенка с цветовой палитрой, сочетаниями, смешением, наложением цветов и оттенков. Перейдите с ним на краски, на прозрачную цветную бумагу. Разбирайте картины уже с позиции цвета.

Рассматривая картины, не спеша, вводите в лексикон ребенка не только новые цвета, но и новые оттенки, учите его апеллировать тонами, полутонами.

Закрепление материалаПусть малыш придумает вам задания, а вы ему. Например, нарисовать переспелую вишню, лодку, покрашенную в цвет молодой зелени, дом цвета асфальта, вазу оттенка грозового неба.

Освещение

На прогулке рассмотрите деревья и обратите внимание малыша на солнышко, которое освещает крону. Те листья, на которые падают лучи - светлее, те, которые остаются в тени, - темнее. За счет освещения мы видим, что крона круглая,и если мы потом захотим нарисовать дерево не плоским, а объемным, то мы должны использовать все оттенки зеленого, от светлого до темного.

Закрепление материалаПусть малыш выберет какой-нибудь предмет, который хочет нарисовать, и изобразит его сначала освещенным солнцем справа, а затем слева.

Композиция

Понятие «композиция» можно отработать на детском рисунке. Например, малыш нарисовал себя играющим в парке со своим другом. Они с приятелем будут центром композиции, а дерево, скамейка и солнышко – это фон. Рассмотрите рисунки малыша в этом ракурсе, будет интересно анализировать «художественные произведения» со столь необычной, «научной» точки зрения. Ребенок потом будет подходить к вам, и произносить серьезным видом: «Сейчас я нарисую композицию, а затем фон».

Закрепление материалаВырежьте прямоугольную рамку из картона и смотрите на различные предметы через нее, находите главные и второстепенные объекты, научитесь смотреть так, чтобы выходила интересная композиция, а не нагромождение случайных предметов и деталей. Берите эту рамочку с собой на прогулку и смотрите на мир через нее. Это увлекательное и полезное занятие.

Перспектива

Поставьте одну чашку рядом на стол, другую на подоконник и предложите ребенку нарисовать стол и подоконник, а потом проанализируйте рисунок. Пусть малыш сам дойдет до мысли, что чем объект дальше от нас, тем его размер меньше. Как следовало бы нарисовать чашки, чтобы было понятно, что они стоят на разном расстоянии от художника? А на прогулке среди леса и дорожек, уходящих вдаль, продолжите разговор о перспективе. Оказывается, на картине, если продолжить линии, они все сойдутся в точке схода.

Закрепление материалаПопросите малыша нарисовать несколько пейзажей, учитывая понятия «далеко – близко», то есть перспективу.

Подведение итогов

Рассматривая детские рисунки, вы сможете оценить, насколько ребенок усвоил понятия.

Не стоит без просьбы малыша разбирать его рисунки на предмет композиции или перспективы. Естественно, у него не все будет получаться правильно (он еще мал) и, боясь совершить ошибку, он либо будет бояться рисовать, либо охладеет к рисованию. Внешне не должно быть никакой связи между творчеством ребенка и вашими занятиями живописью.

Вхождение в картину, оживление

Каждое занятие можно завершать сказочным путешествием в… картину. Скажем, вы рассматривайте зимний пейзаж. Предложите малышу войти вовнутрь репродукции. Пусть он почувствует легкий ветерок, обдувающий волосы, вдохнет морозный воздух, сощурится на ярко-холодное солнышко, услышит скрипящий снег под ногами, зайдет за угол дома и что-то увидит там...

Если на картине изображены люди, поинтересуйтесь у малыша, какие чувства и эмоции они испытывают. Как дальше развернутся события, изображенные на полотне?

Игры по картине

Взяв в руки репродукцию, можно придумать с десяток увлекательных игр. Показывая новую картину, поинтересуйтесь у малыша, если бы он был художником, то как бы ее назвал? А что можно увидеть в котомке этого мальчика? Чем может пахнуть в этой комнате, с такой тщательностью написанной художником? А почему у этой собаки такой печальный вид, что с ней случилось? Посмотрев, в течение минуты на натюрморт, отвернуться и перечислить, какие овощи и фрукты нарисованы на картине. Какие имена могли носить персонажи, нарисованные на картине? Рассматривая костюмы на исторических полотнах, можно соорудить нечто похожее из одежды мамы и папы, походить в этом. Насколько комфортно чувствовали себя фрейлины в платьях со шлейфом и маркизы в развивающихся плащах?

Интересна игра, кто больше увидит. По очереди называются объекты, нарисованные художником. Выигрывает тот, за кем последнее слово.

Мама отворачивается, а ребенок описывает картину и его слушательница должна по описанию догадаться, о какой репродукции идет речь.

Речь ребенка

Помимо знакомства ребенка с живописью, как одним из видов искусств, есть и другая цель, еще более важная – развитие речи. Картина не только углубляет и расширяет детское представление об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Рассматривание картин имеет несколько целей: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и речи ребенка.

В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Дата публикации 02.03.2011 Автор статьи: Марина Саватеева

materinstvo.ru

Развитие речи детей через рассматривание иллюстраций и картин о природе

Развитие речи детей через рассматривание иллюстраций и картин                                                      о природе

          Основным методом развития речи в общении с детьми является метод свободного диалога, монолога, высказываний ребенка.

            Как же происходит развитие речи детей через изобразительное искусство?  Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных граней является живопись.                                                                                                                           Живопись должна вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес. 

        Выделяют три жанра живописи: натюрморт (знакомят детей младшего возраста, 3-4 лет), пейзаж (дети среднего и старшего возраста) и портрет (дети старшего возраста).

    Мир, который раскрывает натюрморт, т.е. «крупный план», - это мир человека и его взаимоотношение с предметами.

         На первом уровне, самом низком, ребенок радуется  изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу предмета.

        Второй уровень – это  когда ребенок начинает не только видеть, но и осознавать то, что видит (цвет, цветовые сочетания  предметов и явлений).

На третьем, самом высоком уровне дети старшего возраста  способны видеть форму и композицию, а так же понять  замысел художника.

Что рассматривают дети младшего возраста? Это однопорядковый (одновидовывй) натюрморт: только овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы  (Например: И.Репин «Яблоки», И.Левитан «Сирень»). На картине могут быть изображены предметы быта – посуда, инструменты,  разное питье (Например: В.Стожаров «Хлеб. Квас»).

К сюжетным натюрмортам можно отнести натюрморты с изображением птиц, зверей, человека или натюрморты с включением в них пейзажа (Например: Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»). Главными героями являются предметы, которые подаются «крупным планом», чтобы видеть всю красоту и яркость.

Первым натюрмортом  может быть натюрморт «Клубника» П.Кончаловского.

В предварительной  работе можно посмотреть с детьми, как растет клубника (земляника), как зреют на солнышке ягоды. Собрать немного спелых ягод, на тарелочку положить зеленые листочки, сверху ягоды. Полюбоваться, обратить внимание на сочетание красного, зеленого и белого цвета, понюхать аромат ягод, дать попробовать на вкус, прочитать стихотворение о землянике:

Я капелька лета на тоненькой ножке.                    Кто любит меня, тот и рад поклониться,

Плетут для меня кузовки и лукошки.                     А имя дала мне родная землица.

В этот день дети могут сделать аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка). На следующий день рекомендуется рассмотреть картину. Воспитатель обращает внимание на художника, который увидел красивые ягоды и решил нарисовать их на картине. На столе  под открытым небом в белой глубокой тарелке много только что собранных красных, спелых, сочных ягод. И у каждой оставлен зеленый хвостик, чтобы было удобнее их брать. Рядом с белой тарелкой лежит большой зеленый листочек, а на нем несколько ягодок.  Он специально положил ягоды на зеленый листочек. От этого ягоды кажутся особенно красными, спелыми. Обратить внимание на то, что перед тарелкой лежит веточка с ягодами, чтобы полюбоваться этими красивыми капельками.

Предложить нарисовать крупные красные ягоды с зелеными хвостиками.

Второй вид жанра живописи – это пейзаж  (фр. слово – местность, страна). Он  является одним из самых эмоциональных и лирических жанров изобразительного искусства.

ПЕЙЗАЖ

Если видишь: на картине                   Или снежная равнина,

Нарисована река,                                 Или поле и шалаш,

Или ель и белый иней,                        Обязательно картина

Или сад и облака,                                 Называется «пейзаж».          М.Яснов

Предметом изображения является  природа, ее свойства (время года, суток, погода).

Знакомить детей с пейзажной живописью начинают с  4-5-летнего возраста (средняя группа). Дети рассматривают пейзажи, в которых ярко представлены  сезонные проявления природы (осень, зима, весна, лето, сельский, городской пейзажи). Какие картины предлагают нам для рассматривания в данном возрасте?

- Осенняя тематика. Это рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка».

- Зимняя тематика.  Это рассматривание картины И.Шишкина «Зима» .

- «Весна пришла».  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить не только пейзажи времен года, но и изображение  природы в сезонных состояниях  (начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания,  о которых  могут получить из других источников:  литературы, кино (морской, горный, пейзажи).

Усложняются и выразительные средства живописи – колорит, композиция, рисунок самой картины. Например: «Осенние мелодии». Сравнительное  рассматривание трех репродукций художественных  картин «Золотая осень» художников И.И.Левитана, В.Д.Паленова, И.Остроухова. Тема одна « Осень», но подход разный. Во всех картинах чувствуется легкая грусть прощания с летом, теплом и солнцем, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой. Можно рассмотреть теплые тона красок. Как замечательно сказал об этом А.С.Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

Зимние напевы. Какая она зимушка-зима? Беседа и рассматривание картин «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря (картина красочная, яркая), «Зима» И.И.Шишкина (чувствуется спокойствие, природа спит).

Через рассматривание картины необходимо развивать речь детей. Именно словом необходимо  описать картину, увидеть и отметить особенности пейзажа (цветовую гамму (колорит), формат полотна (горизонтальный, вертикальный), построение плана (близко-далеко), выделить главное.

На что необходимо обращать внимание в процессе развития речи через рассматривание иллюстраций, картин о природе?

  1. На подбор методов, приемов для создания интереса, мотивации к речевой деятельности детей с первых минут занятия и обеспечивать сохранение до окончания занятия (использование стихов, сюрпризных моментов, прослушивание музыки).
  2. Обращать внимание на формирование умений по составлению рассказов по картине; обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной (включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения).
  3. После прослушивания рассказов предлагать детям выбрать лучшие рассказы и объяснить свой выбор.
  4. Всегда предлагать детям четкий план рассказа или образец рассказа воспитателя.

      Какие смысловые ошибки в развитии речи допускают дети при рассматривании  и составлении рассказов по картине и иллюстрациям?

      1.Дети затрудняются в установлении связей между предметами, действиями, явлениями.

      2.При рассказывании всегда требуют помощи взрослого, повторяют рассказы товарищей.

      3.Беден словарный запас (необходимы упражнения, дидактические игры, например: густой лес, он же дремучий, непроходимый, темный; Что делает медвежонок? (идет, подбирается, крадется). Какой медведь? (доверчивый, несмышленый, глупый).

  1. Не всегда дают правильный ответ на поставленный вопрос. Поэтому следует задавать наводящие вопросы.
  2. Не пользуются планом рассказа воспитателя, не используют разные варианты ответов.

Рассмотрим картину И.И.Шишкина «Зима» в среднем и старшем возрасте.

Программные задачи в средней группе: Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы, эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия  зимнего пейзажа. Обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.

Подготовительная работа: Наблюдение зимних пейзажей на иллюстрациях, репродукциях картин художников, чтение, разучивание стихов о зиме, пение песен.

Ход занятия: Воспитатель и дети беседуют о зиме. Дети говорят признаки зимы, о том, что ждали белоснежную красавицу, наблюдали как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. Какие они? (холодные, разные, нарядные). Снег белым пушистым ковром покрыл  всю землю. Какой снег в мороз? (скрипучий, сыпучий, легкий, пушистый, он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами). Снег даже пахнет. Чем? (запахом мороза). Художники, композиторы,  поэты писали о зиме свои произведения, они любуются этим временем года. Вот как сказали поэты о зиме:

Здравствуй, гостья зима!                  Здравствуй, русская молодка, раскрасавица-душа,           

Просим милости к нам                      Белоснежная лебедка,         

Песни севера петь                             Здравствуй, матушка-зима!      (П.Вяземский)  

По лесам и степям.  (И.Никитин)

Воспитатель:

- Вот мы отправляемся в сказочный лес (использовать игровой момент, колдовство). Предложить рассмотреть картину «Зима» И.И.Шишкина и приступить к беседе по картине.

- Что вы слышите? (тишину).

Тишина! – шепнула белая поляна,

Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.                                 С.Черный

- Что еще вы слышите? (вот упал снег с ветки и снова тишина), предложить постараться пофантазировать.

- Чем пахнет снег в лесу? (морозом, корой деревьев, ароматом леса).

- Как в лесу? (свежо, холодно, морозно).

- Какой лес? (дремучий, большой, непроходимый).

Дети описывают деревья:

- Огромные ели, ветви расположены высоко и маленькие елочки, покрытые снегом.

- А что это лежит под снегом? (упавшее дерево).

- Много ли снега в лесу? (очень много).

- Какой он? Какого цвета? (пушистый, белый, еще чуть голубоватый, а где попадает солнце, снег окрашен в желтоватые тона).

- Мы с вами стоим близко к деревьям, поэтому вершин деревьев не видим.

- Посмотрите внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? (увидели птицу).

- Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

В старшем возрасте обращаем внимание на выразительность средств живописи: цветосочетание, рисунок, композицию построения картин. Развиваем эстетический вкус, обогащаем словарь детей  новыми терминами.

Ход занятия: Воспитатель проводит беседу об осени: «Отшумела ярко-желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. О каком периоде осени я рассказала? (о поздней осени). Прошел и ноябрь. Короткие серые дни,  леса стоят полупустые «грустят по птичьим голосам», но –

Вот север, тучи нагоняя,                                    

Дохнул, завыл – и вот сама                              

Идет волшебница зима.                      А.С.Пушкин.               

- Начинает зиму декабрь. Он очень капризный месяц: выпавший снег смывается неожиданным дождем, ветра наметают сугробы. Меняется наше настроение: выпавший снег радует нас своей белизной, то вдруг растает и становится грустно, тоскливо.  Вот опять повалил густой, пушистый снег, становится радостно, весело, празднично:

Белый снег пушистый                                   И под утро снегом

В воздухе кружится                                       Поле забелело

И на землю тихо                                             Точно пеленою

Падает, ложится                                              Все его одело.                  И.Суриков

    - Рассмотрим картину  И.И.Шишкина «Зима».

    - О чем картина? (о зиме в лесу).

    - Что порадовало художника? (красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

    - Какой лес? (старый, дремучий, непроходимый  – «еловый бор»).

    - Какие ели? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви качаются высоко наверху. Это лесные богатыри).

    - Чуть дальше, что мы видим? (частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее).

     - Что мы видим под снегом на земле? (огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали).

     - Есть ли тут маленькие елочки и кусты? (да, они чуть виднеются из-под снежных шубок).

     - Что больше всего привлекло внимание художника? (снег в этом еловом лесу).

      - Какого цвета снег? (коричневато-белый – это от коричневых стволов деревьев, а где глубокие тени, он еще и голубоватый. В просвете между деревьями  луч  солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в желтоватые тона).

     - Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? (он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы).

      - Художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу. А внизу все погружено в тень.

       - Какая погода? (холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, замерло, даже воздух застыл).

      - А какая стоит тишина? Вы чувствуете?  (ничто не шелохнется):

Чародейкою зимою                           И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –                     Неподвижною, немою,

                                                                         Чудной жизнью он блестит.          (Ф.Тютчев)                       

        - Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? (птицу, и  кажется, будто она заснула).

        - Картина тихая, спокойная.  (Дети слушают отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима»).

      В старшем возрасте рассматриваются  понятия как линия горизонта, формат картины.

Формат картины имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувства и переживания.

 Горизонтальный формат полотна передает спокойствие, тишину, задумчивое лирическое настроение.

Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость, стройность объекта. Необходимо развивать у детей умение высказываться по поводу увиденного, используя образные слова, выражения.

Например: Картина Грабаря «Февральская лазурь» вертикального формата.

- На что хотел обратить внимание художник? (на красоту белых берез на фоне февральского ярко-голубого неба). Он писал: «Когда я взглянул на березку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью». Можно включить отрывок пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Таким образом, для пейзажной живописи характерны свои средства выразительности, свой язык. Мы, педагоги, должны помочь детям глубже понять тот или иной художественный образ, понять смысл картины, то, что хотел донести до нас художник, почувствовать настроение. Научиться наслаждаться цветовой гаммой, игрой красок, их оттенками.

 /uploads/3000/2396/section/262343/Rassmatrivanie_kartin.doc?1498150446538

20 апреля 2017

krasnoznamenskdou5.edumsko.ru