Как правильно рассматривать картины и говорить с ребёнком о живописи. Рассматривая картину


Рассматривая картину... Последний день Помпеи: lovers_of_art

Город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ.

Последний день ПомпеиКарл Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833

Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всём мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

И в 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Увиденное там ошеломило его. И эта картина скорей всего есть результат той поездки.

Прежде чем приступить к рисованию картины, Брюллов начинает изучать исторические источники. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Картина ценна тем, что почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы...

На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Ещё больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Её восторженно приветствовал А.С. Пушкин:Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется - с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон.

Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", – писал поэт Евгений Баратынский. И действительно, картину триумфально встретили в Риме, где её писал Брюллов, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической". А Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли "Карл Великий".

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Рассматривая картину... Последний день Помпеи

lovers-of-art.livejournal.com

Как правильно рассматривать картины и говорить с ребёнком о живописи

Чтобы помочь ребёнку понять искусство, можно вместе рассматривать картины. Причём необязательно самому отлично разбираться в жанрах и сходу различать Моне и Мане. Искусствовед и преподаватель Виктория Цибульская рассказывает, как говорить о произведениях искусства и предлагает вместе рассмотреть картину Сандро Боттичелли «Весна».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

  1. Очень важно, чтобы вы сами любили то, что хотите показать детям. Если вам набили оскомину репродукции «Утро в сосновом лесу» или «Бурлаков на Волге» в школьных учебниках, оставьте их на потом. Начните с любимого.
  2. Не волнуйтесь, если вы не помните, к какому направлению относится выбранная вами работа, в каком веке жил художник или какие технические средства он использовал. Это как любоваться цветами, вы можете делать это не зная, как они называются.
  3. Необязательно сразу читать надпись на табличке. Сначала постойте перед полотном, рассмотрите его. Дошкольникам нужно время, чтобы войти в мир картины, погрузиться в него. Пусть ребёнок сам расскажет, что он видит.
  4. Начать разговор о произведении искусства можно с простой констатации: нравится-не нравится. Потом можно задать вопросы: почему и что нравится-не нравится.
  5. Если картина зацепила, то обсуждение можно продолжить. Дошкольники с удовольствием ответят на вопросы: о чём она, кто или что на ней изображено, что делают герои, во что они одеты, какого цвета картина.

Давайте вместе посмотрим на одну из моих любимых картин. «Весна» Сандро Боттичелли никого не оставит равнодушным. Она не запутывает нас неопределённостью сюжета или показной сложностью. Как раз наоборот. Она символ гармонии, ясности и совершенства. Итак, что же мы видим?

Сандро Боттичелли "Весна"
  • Перед нами поляна в чудесном апельсиновом саду. В изумрудной траве пестрят цветы, их много (кто-то сосчитал, что на картине изображено 500 цветов, относящихся к 170 видам). Сочные плоды горят, как золотые шары на ветвях. Сад не кажется нам настоящим, слишком уж он идеален.
  • Справа к нам приближается молодая женщина в венке и наряде, украшенном цветами. Это сама Весна. Она ступает гордо и уверенно, её сосредоточенный строгий взгляд устремлён мимо зрителя. За её спиной раздувает щеки Зефир — ветер Запада. Он тёмный и страшный. Под его порывами гнутся стволы деревьев. Он догнал и схватил спутницу Весны, нимфу Хлориду, в которую влюблён. Она оборачивается в страхе, пытается вырваться, но тщетно. И вот на наших глазах она преображается в богиню Флору.
  • В центре под аркой, образованной кронами деревьев, мы видим нежную женскую фигуру в одежде, напоминающую Мадонну, как её много раз писал Боттичелли. Это Венера, богиня любви. Её правая рука выставлена в защитном жесте. Она как бы разделяет Любовь земную, которую олицетворяет страсть Зефира к Хлориде, от любви Небесной. И в этом смысле она — богиня духовной любви и поэтому благосклонна к целомудренным Харитам.
  • Три прекрасные Хариты или Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение), одетые в полупрозрачные туники, исполняют медленный танец. Они так легки, что еле-еле касаются ногами земли. Этот танец нас завораживает, но не веселит. Наоборот, от него исходит ощущение покоя и меланхолии. Может быть, они грустят в ожидании любви? Тут как тут проказник Купидон с завязанными глазами целится в них из лука, в какую же он попадёт?
  • С левого края картину замыкает фигура прекрасного бога Гермеса Трисмегиста («Трижды Великого»), который стоит спиной к другим персонажам на полотне. Он занят. Своим жезлом, кадуцеем, он разгоняет тучи. А может, вовсе и не тучи, а мрак невежества и предрассудков.

Мы описали основных персонажей картины, полюбовались их красотой, поняли их настроение, насладились богатым колоритом. Искусствоведы исписали тонны бумаги, описывая и анализируя эту картину, но разве нам это так важно?

Найдите то полотно, которое вдохновит именно вас, поделитесь им с детьми, они это обязательно оценят!

Фото: Unsplash (Michał Parzuchowski)

mel.fm

Как научиться рассматривать картины? - Сайт Творческая перемена

 

 

Зачем вообще нужно искусство? Любое ― живопись, театр, кино, музыка… Нужно ли оно для того только, что бы вызывать наслаждение, радовать глаз, слух? Должно ли оно развлекать, забавлять публику? И наконец, должно ли искусство что-то воспитывать? И если должно, то что именно?

 

Ответы на эти вопросы мы попытались получить, обложившись объемными томами по искусствознанию, да и, конечно же, попутешествовав в просторах интернета, который, надо отдать ему должное, знает много.

 

Зачем нужна живопись?

 

Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.

 

Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…

 

ФОТОГРА́ФИЯ, (от ·греч. phos ― «свет» и grapho ― «пишу»). В словаре Даля – «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись», согласно словарю Ефремовой – «искусство буквального воспроизведения кого или чего-либо».

 

В наше современное время цифровых фотоаппаратов, мало кто не попробовал себя в качестве фотографа, начиная, практически, с малолетнего возраста. Но, вы не поверите... Было время, когда была только живопись, а о фотографии тогда даже и не мечтали. И тем не менее, фотография, не смотря на свою «фотографическую» точность, не всегда передает то, что хочет передать нам художник.

 

- ЖИ́ВОПИСЬ, (дословно – «живое письмо») ― из современного толкового словаря: «один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел живописи конкретизируется в теме и сюжете, и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета».

 

Фотография и живопись ― чувствуете разницу?

 

То есть, живопись ― это воздействие на мысли и чувства зрителя, присутствие ИДЕИ, это, прежде всего, творчество. Если в живописи, в каждом мазке ― эмоция, жизнь, то фото ― это только копия жизни. Ведь есть же разница между чтением обычной книги и электронной? Конечно, есть. Так и здесь – получаешь другие ощущения.

 

Возьмем для примера какую-нибудь затемненную фотографию и такого типа картину. Сразу видно, что тень от руки художника по-другому передает обстановку и по-другому отражает действительность. Стало быть, живопись ― это более творчество. К слову сказать, в людях вообще заложено желание творить. Потому что все мы созданы по образу и подобию Божиему, и Сам Бог – есть Творец!

 

Вот почему ЖИВОПИСЬ ― это действительно искусство. Вот почему и живет до сих пор.

 

Так зачем же нужно искусство?

 

Ответ очевиден, искусство – будь то живопись или музыка ― это практически еще один вид общения. Ещё один из способов воспитания. Усвоив основные положения теории искусства, человек может услышать сказанное или прочитанное, увидеть нарисованное. А ведь услышать, рассмотреть – это значит, понять.

 

А понимание ― это и есть духовная культура.

 

Ведь культурный человек ― это такой, который строит свое поведение, решает задачи, принимает решения, опираясь на опыт предыдущих поколений. Он знает, к чему приведут его такие-то действия, и выберет сознательно форму, манеру поведения; примет решения, которые заведомо должны привести к известным, желаемым результатам. Да и сами желания, потребности в процессе окультуривания любого человека приобретают определенную направленность.

 

Искусство ― неотъемлемая часть жизни. Глядя на чьи-то картины, слушая чьи-то песни, как бы открываешь для себя частичку мира этого человека, и особенная радость - когда обнаруживать, что ваши взгляды, мысли и идеи во многом сходятся.

 

Искусство нужно, чтоб обмениваться идеями, взглядами на жизнь, находить единомышленников, открывать для себя чье-то видение казалось бы привычных вещей, кроме того, оно дает огромную почву для размышлений: о мире, о жизни, о месте человека в этом мире…

 

Где ты, радость, затерялась?

 

И далее, совсем уж, прозаически…

 

Вот весьма прозаические исследования современных учёных, пытающихся научно объяснить природу нашего счастья, а точнее, химически. По данным таких исследований, ощущение безграничного удовольствия – это сложная цепь биохимических процессов. Управляют ими особые вещества – «гормоны счастья», которые вырабатываются у человека в головном мозге. Эти основных два вещества – СЕРОТОНИН и ЭНДОРФИН и влияют на наше настроение.

 

Например, о СЕРОТОНИНе:

 

Те, про кого говорят "светится изнутри", не испытывают недостатка в этом гормоне. И могут чувствовать себя счастливыми вдвойне: ученые обнаружили, что этот натуральный химический элемент еще и защищает от рака! Серотонин обладает способностью "приказывать" некоторым другим клеткам самоуничтожаться. Сейчас ученые работают над изобретением метода лечения рака на основе этого феномена...

 

А какое это имеет отношение к живописи или искусству?

 

Эти научные открытия только подтверждают системную устроенность и гармоничность нас, людей, как Божиих творений. Приведём здесь ещё одни исследования ученых: оказывается больным, получавшим лечебную дозу музыки и живописи (!), требовалась гораздо меньшая доза обезболивающих препаратов. Кроме того, у них нормализовывалось кровяное давление.

 

А вот ещё одни итоги необычного экперимента…

 

А вот ещё одни промежуточные итоги необычного экперимента, который длится уже 4 года в г. Чебоксары. Акция носит название «Корпоративная культура». Несколько предприятий, участвующие в ней, устраивают выставки репродукций картин знаменитых художников. Полотна вывешиваются в столовых, вестибюлях, холлах — местах массового скопления работников.

 

Результаты превзошли все самые смелые ожидания: существенно выросла производительность труда, рабочие стали уравновешеннее и спокойней. В данный момент в эксперименте участвуют 23 организации в Чебоксарах, а также подключились предприятия Самары, Ульяновска и Саратова.

 

« - К этой затее сначала отнеслись скептически, - рассказывает Федор Стрюцкий, бывший директор чебоксарского завода «Электрон». - На заводе 4 года назад было запустение. Искали новые способы мотивации людей. Тогда и появилась идея устроить на заводе художественную выставку. Прежде всего, сомневались мастера, которые вешали репродукции известных картин: мол, все равно рабочие не оценят, картины порежут или окурки об них тушить будут. Но никто ничего не испортил. Напротив: в гардеробе, где повесили картины, люди, перестали курить! Они вообще другими стали. Но главное — производительность труда повысилась в два раза! Экспозиция длится, как правило, четыре месяца, после чего предприятия «обмениваются» выставками.

 

80% опрошенных сказали, что в их душе многое изменилось. Они стали спокойнее, уравновешеннее. 93% отметили, что чувствуют эмоциональную поддержку, рассматривая картины. Ну, а больше половины сказали, что у них появились любимые художники. В рейтинг «любимых» попали преимущественно отечественные художники. Особенно полюбились рабочим картины Шишкина, Левитана и Айвазовского.

 

Как научиться понимать картины?

 

Как правило, судить и, особенно, критиковать искусство, берутся люди, мало разбирающиеся как в самом искусстве, так и в живописи. К таким, скорее всего, отнесет себя любой средне-статистический человек, как и написатель этого текста Критикуя, как правило, некоторые из них, вообще не желают смотреть, некоторым и вовсе некогда смотреть на картины, и думать над ними…

 

Попытаемся разобраться вместе, особо не умничая.

 

Некоторые общие положения для «чайников»:

 

Из книги «Начало теории живописи», Сандомирский С.М.:

 

«Мой скромный опыт анализа картин позволяет сформулировать критерии определения величины художественного произведения. Их два:

 

- первое, - значительность идеи, вложенной художником в картину и высота личности самого художника;

 

- второе, - мастерство художника, его умение живописными средствами выразить свою мысль. Отсюда следует, что для оценки произведения нужно знать ЯЗЫК ЖИВОПИСИ.

 

При рассмотрении картин необходимо быть крайне внимательным, стремиться не упустить ни одной детали, ни самого маленького предмета, памятуя опыт рассмотрения литературного произведения: одно слово, одна фраза могли предопределить или повлиять на понимание произведения. А если невозможно рассмотреть предмет на картине в силу его малости или непонятности, то сказать себе об этом. А в оценке всей картины проявлять осторожность.

 

Затем все внимание обращать на рассмотрение этого предмета с целью дать его исчерпывающую характеристику. Этого требовал и опыт литературных анализов, и соображение: раз художник изобразил предмет именно таким, то имел важные к тому резоны.

 

Итак, прежде всего, указать, назвать, выделить предмет.

 

Затем, рассмотрев его, определить его качества, дать ему характеристику. Цвет и свет при определении предмета и его качеств играли важную роль. Иногда этого было достаточно, чтобы связать персонажи одной мыслью и сформулировать тем самым ИДЕЮ. Но во многих случаях приходится привлекать третий фактор: композицию - взаимное расположение персонажей и предметов».

 

Автор: Наталия Белянова

Источник: orthodoxy.org.ua

tvormena.jimdo.com

Как научиться рассматривать картины?

30 января 2012

Автор: Наталия Белянова

Зачем вообще нужно искусство? Любое ― живопись, театр, кино, музыка… Нужно ли оно для того только, что бы вызывать наслаждение, радовать глаз,слух? Должно ли оно развлекать, забавлять публику? И наконец, должно ли искусство что-то воспитывать? И если должно, то что именно?

Ответы на эти вопросы мы попытались получить, обложившись объемными томами по искусствознанию, да и, конечно же, попутешествовав в просторахинтернета, который, надо отдать ему должное, знает много.

slyder

Зачем нужна живопись?

Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.

Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…

ФОТОГРАФИЯ, (от греч. phos – «свет» и grapho – «пишу»). В словаре Даля – «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись»,согласно словарю Ефремовой – «искусство буквального воспроизведения кого или чего-либо».

В наше современное время цифровых фотоаппаратов, мало кто не попробовал себя в качестве фотографа, начиная, практически, с малолетнего возраста. Но, вы неповерите… Было время, когда была только живопись, а о фотографии тогда даже и не мечтали. И тем не менее, фотография, не смотря на свою «фотографическую»точность, не всегда передает то, что хочет передать нам художник.

ЖИВОПИСЬ, (дословно – «живое письмо») – из современного толкового словаря: «один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого создаются спомощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли ичувства зрителей. Идейный замысел живописи конкретизируется в теме и сюжете, и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета».

0_66bd9_c48ebdc7_XL

Фотография и живопись – чувствуете разницу?

То есть, живопись – это воздействие на мысли и чувства зрителя, присутствие ИДЕИ, это, прежде всего, творчество. Если в живописи, в каждом мазке – эмоция,жизнь, то фото – это только копия жизни. Ведь есть же разница между чтением обычной книги и электронной? Конечно, есть. Так и здесь – получаешь другиеощущения.

Возьмем для примера какую-нибудь затемненную фотографию и такого типа картину. Сразу видно, что тень от руки художника по-другому передает обстановку ипо-другому отражает действительность. Стало быть, живопись – это более творчество. К слову сказать, в людях вообще заложено желание творить. Потому что всемы созданы по образу и подобию Божиему, и Сам Бог – есть Творец!

Вот почему ЖИВОПИСЬ – это действительно искусство. Вот почему и живет до сих пор.

Так зачем же нужно искусство?

Ответ очевиден, искусство – будь то живопись или музыка – это практически еще один вид общения. Ещё один из способов воспитания. Усвоив основные положения теории искусства, человек может услышать сказанное или прочитанное, увидеть нарисованное. А ведь услышать, рассмотреть – это значит, понять.

А понимание – это и есть духовная культура.

Ведь культурный человек – это такой, который строит свое поведение, решает задачи, принимает решения, опираясь на опыт предыдущих поколений. Он знает, к чему приведут его такие-то действия, и выберет сознательно форму, манеру поведения; примет решения, которые заведомо должны привести к известным, желаемым результатам. Да и сами желания, потребности в процессе окультуривания любого человека приобретают определенную направленность.

Искусство – неотъемлемая часть жизни. Глядя на чьи-то картины, слушая чьи-то песни, как бы открываешь для себя частичку мира этого человека, и особенная радость – когда обнаруживать, что ваши взгляды, мысли и идеи во многом сходятся.

Искусство нужно, чтоб обмениваться идеями, взглядами на жизнь, находить единомышленников, открывать для себя чье-то видение казалось бы привычных вещей, кроме того, оно дает огромную почву для размышлений: о мире, о жизни, о месте человека в этом мире…

http://2010.orthodoxy.org.ua/content/kak-nauchitsya-rassmatrivat-kartiny-26077

 

 

Text-to-speech function is limited to 100 characters

bordyuk.ru

Методическая разработка "Рассматриваем картины используя инновационные методы"

«Рассматриваем картины, используя инновационные методы».

                                                  Подготовила Андреюк Л.В.

Важное значение в системе обучения рассказыванию, имеют занятия по рассматриванию картин. Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, в старшей и подготовительной группе, основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. Е.И. Тихеева писала: «Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное или лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит.  Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредотачивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово – обозначение.

В детском саду проводятся 2 вида занятий по картине:

·        Рассматривание картин с беседой о них

·        Составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя. На занятиях дети учатся называть предметы, их признаки, действия, состояние, затем включают их в простейшее описание. Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть одежду, а затем воспитатель предлагает рассказать про Таню, что она будет делать дальше (пойдет гулять, будет играть с детьми). При рассматривании картины, дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Например, по картине «Катаемся на санках» задается вопрос: «Какое время года здесь изображено?». Предлагается подсказать, окончание высказываний – зимой холодно, а летом? (тепло).  Один мальчик на картине большой, а другой? (маленький). Подобные задания расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением. После того, как дети ответят на вопросы, педагог объединяет все ответы в небольшой рассказ. Затем дети могут повторить за ним 2-3 раза.

В среднем возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Детей в этом возрасте лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого возраста серия « Мы играем» - Батуриной, «Наша Таня» - Соловьевой, немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям в более трудном деле – понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения.  (У Тани много игрушек, на прогулке ей не будет скучно; дети тепло оделись, поэтому им не холодно, им нравится гулять). Воспитатель в первой части организует совместные действия – начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя – тремя предложениями.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому, ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. Назначение сюжетной картины – помочь ребенку составить сюжетный рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия, Единый схематичный план, намечающий направление может быть предложен сразу по двум картинкам, близким по содержанию, например: «Таня не боится мороза» и «Зимой на прогулке». Воспитатель предлагает детям сначала рассказать о ком они: - Таня вышла гулять, дети вышли на прогулку. Потом сказать, когда происходит действие и почему они думают, что это зима. «Это было зимой, видно, что земля покрыта снегом, Таня как одета и т.д. Также строится высказывание педагога с помощью детей о второй картине. И, наконец, следуют рассказы о том, что делают герои.

Эффективность занятия во многом определяется умением воспитателя заинтересовать детей. Кроме того, при рассматривании картин нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение. Эти вопросы условно можно представить так:

·        Вопросы, требующие сопоставление фактов. Например, почему остановили лошадку; почему не едет автобус и т.д.

·        Вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например, почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и т.д.

·        Вопросы, требующие ответа – предложения. Например, воспитатель говорит: Танюша взяла в руки мяч. Смотрит, может она кого – то ждет и т.д.

Об использовании для развития речи дошкольников картин и натюрмортов можно прочесть в пособии «Развитие речи детей дошкольного возраста» и в Д/воспитании №1 1979.

 

Инновационные методы в работе с картиной.

Для работы с картиной понадобятся 2 указателя (один светлый, другой темный) 2 круглые или прямоугольные рамки, фишки.

Для чего: с помощью рамок, можно выделить фрагменты картины; с помощью указателей, можно показать направление или конкретно, что кто делает; с помощью фишек можно показать то, что требуется, направление или небо – темное или светлое.

Задания и вопросы.

Рекомендации: рассмотреть вместе с ребенком картину.

Картина из серии «Птичий двор»: «Домашние птицы».

1.Подтвердите ,почему картина называется «Домашние птицы»?

2.Художник нарисовал лето, докажите, что это лето.

3.Каких птиц больше на картине, покажите их с помощью рамки.

4.Покажите петушков на картине, если они есть, с помощью рамки.

5.Как вы догадались, что это петушки (ответы детей).

6.На картине есть курочка – наседка. Она большая, наклонила головку, открыла клювик и с большой лаской, любовью, нежностью смотрит вниз. Найдите ее с помощью рамки.

7.Что она увидела и чему рада, покажите.

8.Что было сначала и стало потом (сидела на яйцах и т.д.).

9.Укажите стрелкой, в какую сторону смотрит курочка – наседка.

10. На картине есть индюки, найдите индюка, который смотрит в противоположную сторону, чем курочка.

 11.Куда спешит индюк.

 12.Найдите, чем отличается индюк от курочки, покажите с помощью рамки.

 13.Правда ли, что гуси и утки любят купаться в воде, найдите на картине и докажите, что именно они любят, а не куры и индюки.

 14.Как вы думаете, почему гуси и утки не тонут в воде, что им помогает держаться на воде, даже маленьким утятам (лапки, на них есть перепонки).

 15.Чем отличается гусь от утки, найдите и покажите эту часть.

16. Покажите стрелкой, куда идут гуси.

 17.Покажите ту часть картины, к которой относятся эти слова «Клюйте зерна, не спешите! Зерен я еще найду!»; «Мы торопимся, бежим, покупаться мы хотим».

 18.Если бы вы были художниками, как бы назвали картину?

 

 

 

multiurok.ru

Рассматривая картины... "Неравный брак": lovers_of_art

На знаменитой картине Василий Владимирович Пукирев изобразил свою несостоявшуюся невесту, Прасковью Матвеевну Варенцову.

0_899bc_15c4a16f_XXL.jpg

Девушку выдали тогда замуж за богатого князя Цицианова. Первым об этой любовной трагедии рассказал Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи", точнее, пересказал историю со слов друга детства Пукирева – живописца Сергея Грибкова:"Этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой"...

А в 2002-ом году в Третьяковку принесли рисунок 1907-го года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Это был карандашный портрет уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой.

Художник даже подписал его:"Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне".

Судьба распорядилась так, что бывшая невеста Пукирева, а позже вдова Цицианова, закончила свою жизнь в Мазуринской богадельне...

Это одна версия истории создания картины, широко известная. В продолжении темы приведу более реальную версию, которую знают в основном искусствоведы и любители живописи и истории.)

Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией. Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.

Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.

Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене ... Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.

Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения. С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда — от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте. Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.

Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова. А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.

Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.

Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»

И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе. И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет.

Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину. Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной. Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.

Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине. И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет. И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит — нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится. Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен... А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело... А он ее получается не любил...

lovers-of-art.livejournal.com

Рассматривая картины... "Неравный брак". - Для счастья многого не нужно...

  • Поделись улыбкой своей...

    "Женщина с бутылкой". Художник Ф. Верхейден (1655 – 1711) - Всё зло - от баб… - …И от вина, - добавил рыцарь, вспомнив что-то своё. - …Но от…

  • Утреннее...

    Автора к сожалению не нашла... А смысл пути не в том, чтобы дойти. А в том, чтобы при каждом новом шаге Босыми стопами уставшего бродяги…

  • Утреннее...

    В московских переулках. Художник Александр Ромм Давайте делать просто тишину, Мы слишком любим собственные речи, И из-за них не слышно…

  • Утреннее...

    Французский художник Габриэь Ферье В земные страсти вовлеченный, я знаю, что из тьмы на свет однажды выйдет ангел черный и крикнет, что…

  • От воскресенья до воскресенья, или лучшее за неделю в моей ленте

    Приветствую всех, кому интересна данная рубрика! Располагайтесь и начинайте не спеша просматривать, может тоже найдёте для себя интересное.…

  • Утреннее...

    Художник Виктор Юшкевич Нарисую нежность на холстах, светлыми, пастельными тонами, чтобы смог любой, забыться снами, заблудившись в белых…

  • Утреннее...

    Художник Peter Barker Мы каждый день чего-то ждём: То волшебства, то манны с неба, То осень с проливным дождём, То торта с чаем вместо хлеба. Мы…

  • Утреннее...

    Художник Римма Вьюгова Давай не откладывать жизнь на потом, Не ждать понедельников, нового года. И жить неизбежно сегодняшним днем, По полной.…

  • Утреннее...

    Художник Владимир Климентьевич Качанов Человек бежит по жизни, не жалея ног. Дом – работа, дом – работа, отбывая срок. Выходные – передышка,…

  • tvsher.livejournal.com