Реализм в русском искусстве XIX века. Реалистическая картина


10.2 Критический реализм. | Искуству.ру

Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и США, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, сочувствие неблагополучной судьбе бедных. Пролетарская идеология выдвинула нового героя - трудового человека, его жизнь стала основной темой в живописи и графике.

В реалистическом искусстве отражены волнующие весь мир национально-освободительные идеи, интерес к которым был проявлен еще романтиками во главе с Делакруа. Реализм, пришедший на смену романтизму, часто рассматривается как оппозиция этому стилю, хотя отношения между ними более сложные, поскольку романтизм в какой-то степени тоже был реалистичен, так как ставил своей целью в искусстве создать новую, прекрасную, хотя и идеалистическую реальность.

Революция 1848г. развеяла романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в истории культуры не только Франции, но и всей Европы. Искусство стало шире использоваться как средство агитации и пропаганды. Отсюда развитие станковой и иллюстративно-журнальной графики в качестве основного элемента сатирической печати. Художники активно втягивались в бурный ход общественной жизни.

Исторические события, происходившие во Франции, начиная с революции 1830г. и кончая франко-прусской войной и Парижской Коммуной 1871 г., нашли отражение в графике одного из крупнейших французских художников Оноре Домье (1808 - 1879). Славу ему принесла литография «Гаргантюа» (1831) - карикатура на Луи Филиппа, изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. Уже в этом графическом листе художник, преодолевая перегруженность композиции и повествовательность, тяготеет к монументальной, объемно-пластической форме, прибегает к деформации в поисках наибольшей выразительности лица или предмета.

Домье осмысливает каждодневные события политической борьбы сатирически, умело пользуясь языком иносказаний и метафор. Социальные типы и характеры показаны им в таких сериях, как «Парижские впечатления», «Парижские типы», «Супружеские нравы» (1838-1843). Художник делает иллюстрации к «Физиологии рантье» Бальзака - писателя, высоко его ценившего. В 1840-е годы Домье работает над сериями «Прекрасные дни жизни», «Синие чулки», «Представители правосудия», высмеивает фальшь академического искусства в пародии на античные мифы («Древняя история»). Он выступает не только страстным борцом против пошлости, ханжества, лицемерия, но и тонким психологом. Комическое у него никогда не бывает дешевым, поверхностным зубоскальством, оно отмечено печатью личной боли за несовершенство мира и человеческой природы.

Живопись Домье, как справедливо указывают все исследователи его творчества, полна печальной суровости и невысказанной горечи. Предметом изображения становится мир простых людей: прачек, водоносов, кузнецов, бедных горожан, городской толпы. Точно найденные жесты и повороты фигуры, выразительность силуэта - средства, которыми Домье создает монументальность образа, подчеркивает его величие («Прачка»). Вместе с тем благодаря умению схватывать самое характерное он смог придать обобщенным образам большую жизненность.

В композициях художник часто прибегает к фрагментарности. Это позволяет ощущать изображенное на картине как часть действия, происходящего за ее пределами («Восстание», «Семья на баррикаде», «Вагон III класса»). Заметим, что размеры живописных полотен Домье всегда небольшие, ведь большая картина тогда связывалась обычно с аллегорическим или историческим сюжетом. Домье был первым, чьи живописные произведения на современные темы зазвучали как произведения монументальные - не по размеру, а по значительности.

Во время франко-прусской войны Домье выпускает литографии, впоследствии вошедшие в альбом под названием «Осада», в которых с горечью и болью рассказывает о народных бедствиях в образах поистине трагических. Эти произведения были как бы духовным завещанием художника.

Во французской живописи реализм сначала проявился в пейзаже, на первый взгляд наиболее отдаленном от общественных бурь и тенденциозной направленности жанре. Реализм в пейзаже начинается с барбизонской школы, получившей такое название по имени деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Это была группа молодых живописцев (Т. Руссо, Д. Пенья, Ж. Дюпре, К. Тройон, Ш. Добиньи), которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. Картины они завершали в мастерской на основе этюдов, поэтому живое ощущение натуры сочетается в их живописи с законченностью и обобщенностью композиции и колорита. Всех барбизонцев объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.

Теодор Руссо (1812-1867) глубоко любил природу и протестовал против варварского вмешательства в нее человека. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, материальность, объемность («Дубы», 1852). С большой точностью художник передавал строение и породу каждого дерева, характер листвы. Руссо тщательно продумывал композицию картин, умел подчеркнуть деталь, давал представление о масштабности деревьев, изображая около них фигуры животных.

Одной из наиболее типичных по композиции картин Руссо является «Лес Фонтебло» (1848-1850), где купы деревьев размещены по обе стороны холста, оставляя посередине просвет. Часто художник изображал раскидистые деревья в центре картины, чтобы подчеркнуть их величие и мощь («Пейзаж с крестьянкой», ок. 1850). При этом свет и цвет в его картинах академически условны.

В Барбизоне работал одно время Жан Франсуа Милле (1814-1875). Крестьянский мир - основной сюжет его картин. Художник создал обобщенный монументальный образ труженика земли («Веятель», 1848; «Сеятель», 1850; и др.). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Этой идеей пронизаны картины луврского собрания («Сборщицы колосьев», 1857; «Анжелюс», 1859). Для почерка Милле характерен предельный лаконизм: художник отбирает главное, позволяющее передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Среди его произведений есть один образ - «Человек с мотыгой» (1863), в котором художник, выразив предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, все же сумел показать огромные дремлющие силы труженика-исполина. Художник так писал об этой картине: «Это хлеб в поте лица, это крик земли, я знаю это по себе. <...> Но именно в этом я и нахожу подлинную человечность и большую поэзию». Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в живописи второй половины XIX -XX в.

Одним из самых тонких мастеров французского пейзажа середины XIX в. был Камиль Коро (1796- 1875). Он создал интимный пейзаж - «пейзаж настроения» («Воз сена», «Колокольня в Аржантее»). Коро много ездил по Франции. Он был значительно старше барбизонцев, но поселился не в Барбизоне, а в маленьком городке Виль д'Аврэ под Парижем. Здесь Коро нашел постоянный источник вдохновения, написал свои лучшие пейзажи, которые часто населял нимфами или другими мифологическими существами, и лучшие портреты. В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»). Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. Это не стаффаж классического пейзажа, а делающие свою извечную работу люди: женщины, собирающие хворост; возвращающиеся с поля крестьяне («Семья жнеца»). В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору или грустные сумерки, предметы в его полотнах окутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают серебристую воздушность.

Изображение всегда пронизано личным отношением художника, его настроением. Гамма цветов Коро как будто не богата. Это градации серебристо-жемчужных и лазурно-перламутровых тонов, но из этих соотношений близких по тону красочных пятен художник умеет создать неповторимую гармонию. Манера Коро размашистая, свободная, «трепетная». Именно размашистая манера Коро вызывала резкие нападки официальной критики. Свободе письма художник учился у английских живописцев, прежде всего у Констебла, с пейзажами которого познакомился еще на выставке 1824 г.

Наряду с пейзажами Коро написал много портретов. Он не был прямым предшественником импрессионизма. Однако способ Коро передавать световую среду, его отношение к непосредственному впечатлению от природы и человека имели большое значение для утверждения живописи импрессионистов и во многом созвучны их искусству.

Критический реализм как новое мощное художественное направление активно утверждал себя и в жанровой живописи. Исследование общественных противоречий было свойственно Г. Курбе, Ж. Ф. Милле и другим художникам Франции.

Реализму в творчестве Гюстава Курбе (1819- 1877) были присущи некоторые черты романтизма. Простые жанровые сцены художник умел трактовать как возвышенно-исторические, и незатейливая провинциальная жизнь получила под его кистью романтическую окраску. В картине Курбе «Каменотесы» (1849-1850) нет социальной остроты, но есть сочувствие к доле бедняков. Само обращение к подобной теме было задачей социального плана.

Курбе стремился запечатлеть на своих полотнах обитателей родных мест. Он родился близ города Орнана и на своем самом знаменитом полотне «Похороны в Орнане» изобразил местное общество во главе с мэром. Художник смог передать типическое через индивидуальное, создал целую галерею провинциальных характеров. Колористическая гармония, неудержимая энергия, мощный пластический ритм ставят «Похороны в Орнане» в ряд с лучшими произведениями классического европейского искусства.

Между тем изображение художником ничтожества людских страстей на такой церемонии, как похороны, вызвало целую бурю негодования публики. Когда картина была выставлена в Салоне 1851 г., в ней увидели клевету на французское провинциальное общество, и с тех пор Курбе стали систематически отвергать официальные жюри Салонов. Художника обвиняли в «прославлении безобразного». Главным средством выражения у Курбе был цвет. Его гамма очень строга, почти монохромна, построена на богатстве полутонов. Утолщая и уплотняя красочный слой, для чего часто Курбе заменял кисть шпателем, он добивался интенсивности и глубины тона. Художник достигал прозрачности света в полутонах не так, как обычно это делали лессировками, а при помощи наложения плотных слоев краски одного рядом с другим в определенной последовательности. Каждый тон приобретал свой свет, их синтез сообщал поэтичность любому изображенному Курбе предмету.

Курбе создал несколько программных произведений, посвященных проблеме места художника в обществе. В картине «Ателье» (1855) он показал себя в мастерской, работающим над пейзажем, рядом в центре композиции поставил обнаженную модель, наполнил интерьер любопытствующей публикой, изобразив среди почитателей и праздных зрителей своих друзей.

Хотя картина полна наивной самовлюбленности, она одна из удачнейших у Курбе в живописном отношении. Единство цвета строится на коричневом тоне, в который вводятся голубые и нежно-розовые тона задней стены, розовые оттенки платья натурщицы, небрежно брошенного на переднем плане, множество других оттенков, близких к основному коричневому тону.

Программной является и другая картина - «Встреча» (1854), более известная под названием, данным ей в насмешку, «Здравствуйте, господин Курбе». На ней изображен сам художник с этюдником за плечами и посохом в руке, повстречавший на проселочной дороге коллекционера Брюйа и его слугу. Знаменательно, что не Курбе, некогда принимавший помощь богатого мецената, а меценат снимает шляпу перед художником, идущим свободно и уверенно, с высоко поднятой головой. Идея картины - художник идет своей дорогой, он сам выбирает свой путь - была понята всеми, но встречена по-разному и вызвала неоднозначную реакцию.

Реалистическая живопись Курбе во многом определила дальнейшие этапы развития европейского искусства.

Идеи французских революций 1830 и 1848 гг. вызвали формирование и развитие критического реализма.

Оноре́ Домье́ (1808 — 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Работа в журналах «Карикатура» и «Шаривари».О.Домье. Гаргантюа. 1831

Домье. Не прикасайтесь! Свобода печати. 1834

Домье. Законодательное чрево. 1834

Оноре Домье. Улица Транснонен. 15 апреля 1834.

Домье. Последнее заседание бывших министров. 1848

Домье. Ратапуаль и Республика.

Домье. Бедная Франция!

Домье. Древняя история. Нарцисс.

Переход к бытовой сатире в период реакции.Домье. Купальщики.

Домье. Литературная дискуссия во втором ярусе

Домье. Оркестр во время представления трагедии. 1852

Оноре Домье. «Этот господин Курбе делает людей такими вульгарными, на свете не бывает таких уродов!» Le Charivari, 8 июля 1855

Домье. Робер Макер – биржевой делец

Домье. Любители искусства

Домье. Рисунок

Оноре Домье. Вагон третьего класса

Домье. Эмигранты

Оноре Домье. Прачка

Домье. Художник перед мольбертом

Домье. Мелодрама

Домье. Республика, кормящая и защищающая своих детей. 1848

Домье. Советы молодому художнику

Домье. Адвокат

Домье. Серия «Дон Кихот и Санчо Панса».

Домье. Ратапуаль

Домье. Гизо. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34

Домье. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34

Домье. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34 Домье. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34

iskusstvu.ru

Реализм

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

 

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основных концепции:

  • Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.
  • Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: "… типичные характеры в типичных обстоятельствах…" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая - преимущественно на материале пластических искусств.

 

Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. Л. Давида и О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства. При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства.

Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п.).

Художественная правда включает в себя две стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетической оценки, то есть соответствие присущего данному произведению искусства общественно-эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта, исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др.).

Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней "поэтическое правосудие" (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), то есть выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа "тенденциозности" реализма. Там, где художественная тенденция не вытекает "из обстановки и действия…" (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты.

Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистических методов в искусстве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художественное творчество отрывается от реальной действительности, уходит в своеобразный эстетический агностицизм, отдаётся крайнему субъективизму, как, например, в современном модернизме, там уже нет места реализму. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма без берегов" имеют своей целью затушевать коренную противоположность реализма и формалистического искусства. Борьба идеологий в сфере художественного творчества выражается в современную эпоху в противоборстве реализма и модернизма, реализма и "массового искусства", чаще всего воинствующе буржуазного по содержанию, но имитирующего, ради доступности, в антихудожественной форме отдельные реалистические элементы. Ревизионизм в современной эстетике игнорирует в определениях реализма критерий истины в художественном творчестве, снимая тем самым всякую возможность его объективного определения.

Но современный реализм, так же как и реализм в искусстве прошлых эпох, не всегда предстаёт в "чистом" виде. Реалистические тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие реализма как целостного метода. Так, например, правда жизни часто переплетается с религиозном спиритуализмом, мистикой в произведениях готики. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. Так, в ранних произведениях Маяковского глубоко правдивый в основе протест против буржуазного обывательского мира органически связан с стилистикой футуризма. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективизмом художественной манеры и правдивостью общественно-эстетического идеала художника, что характерно для ряда современных прогрессивных художников капиталистического мира (П. Пикассо). Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма - Р. Гуттузо и многих других).

Реалистическое искусство может быть "умнее" своего творца: определённое глубиной и силой таланта художника правдивое раскрытие действительности приводит к победе реализма над социальными иллюзиями и политическим консерватизмом автора, как это, в частности, показали Ф. Энгельс на примере О. Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Однако отсюда отнюдь не следует, что художественное творчество независимо от мировоззрения автора. В большинстве случаев реализм связан с передовыми социальными движениями, возникает как художественное выражение прогрессивных общественных тенденций. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критического реализма XIX в. и в особенности в реализме социалистическом, специфика которого требует сознательной партийности.

Социальная почва реализма исторически изменчива, но подъём реализма, как правило, совпадает с периодами широких связей искусства с народными массами. Поскольку реализму доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности. Так как любая историческая форма реализма всегда обращена к определенным сторонам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и социальной психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной и специфически односторонней. Так, искусство Высокого Возрождения "слепо" к общественным антагонизмам и, наоборот, отражает свойственные времени, во многом утопические мечты о социальной и человеческой гармонии. А литература критического реализма XIX в., объективно проникавшая в жизнь буржуазного общества и дававшая яркие образцы художественного исследования социальных противоречий и антагонизмов, сложной диалектики человеческих характеров, порой не видела реального выхода из жизненных противоречий. Таким образом, задача анализа реалистического искусства заключается не в механическом отделении его от некоего абстрактного "антиреализма". Она требует диалектического раскрытия его внутреннего содержания, в котором нерасторжимо переплетены и завоевания реализма в познании действительности, и его исторически обусловленная художественная ограниченность.

В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого даёт возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, реализм в широком смысле является издавна присущим этому виду искусства объективным художественным свойством. Однако реализм в различные исторические эпохи приобретает конкретно-исторические специфические черты, обусловленные уровнем развития общественного и художественного сознания, а порой и облекается в различные стилистической формы. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Впервые сложившаяся в искусстве буржуазной Голландии XVII в. эта форма реализма получила развитие в эпоху Просвещения в творчестве художников, связанных с "третьим сословием" (Ж. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др.). Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв. часто проявляется в реалистических тенденциях, присущих другим художественным направлениям. Интерес к современным общественным событиям, к человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в искусстве классицизма (Ж. Л. Давид во Франции). Особое место в становлении реалистического метода занимает творчество Ф. Гойи, прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий. Гойя стал одним из основоположников открыто обличит, искусства XIX в. В конце XVIII - первой трети XIX вв., в период сложения романтизма, развитие изобразительного искусства отмечено повсеместно укреплением реалистических тенденций в портрете, бытовом жанре, пейзаже. Во Франции Т. Жерико, Э. Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматических конфликтов. Острым социально-критическим и реалистическим началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный антибуржуазный протест романтиков аналитическим исследованием социальных антагонизмов. Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и живописцы барбизонской школы во Франции и др., непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях, своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа во многих европейских странах.

В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академической системы присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально-философским обобщениям. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни "маленького человека" в условиях крепостнической России. Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма.

С 1840-х гг. процесс сложения демократического по направленности реализма шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революционным и национально-освободительным движением, наблюдается в творчестве многих представителях романтизма (П. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии и др.).

Ко второй половине XIX в. демократический реализм достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов. Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 "Павильон реализма". В разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др.

Важнейшие завоевания в реалистической передаче живой природы, утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни современного города свойственны творчеству французских импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей).

Утверждение реализма в русском искусстве второй половины XIX в. неразрывно связано с подъёмом демократической общественной мысли. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением буржуазно-крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети XIX в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.), окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и исторических жанрах, портрете и пейзаже.

В конце XIX - начале XX вв. традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демократическим движением (Т. Стейнлен во Франции, М. Либерман, К. Кольвиц в Германии, Й. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании, и др.).

В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др.). В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма.

Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др.). Реалистическое искусство, обретающее на протяжении XX в. яркие национальные черты и многообразие форм, как правило, развивается в процессе борьбы с модернистскими тенденциями.

В более узком смысле реализм – одно из основополагающих художественных направлений сер. и второй пол. 19 в. в Европе и Америке, провозгласившее целью искусства наблюдение и объективное изображение окружающей действительности, выражение «правды жизни». Термин был введён французским литературным критиком Шанфлёри в 1850-е гг. Реалисты утверждали свои принципы в борьбе как с академизмом, так и с поздним романтизмом, выродившимся к сер. 19 в. в набор расхожих штампов.

Реализм появился первоначально во Франции, в творчестве Г. Курбе, который поставил перед собой задачу создания героизированной монументальной картины на современный сюжет. Реализм 19 в. не сводился к работе художников с натуры и на пленэре, хотя это стало массовой практикой, но отличался прежде всего социальной направленностью, стремлением обличать негативные явления современности, поэтому по отношению к нему часто употребляют термин критический реализм (Ж. Ф. Милле во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, передвижники в России). Кажущаяся простота, доступность образного языка реалистов 19 в. часто побуждали критиков и публику воспринимать их искусство как иллюстрацию и пропаганду определённых (в том числе политических) идей, что в корне противоречит сущности этого многогранного художественного направления.

В 20 в. многие мастера отказались от подражания формам действительности, кульминацией чего стало возникновение абстрактного искусства. Термин «реализм», потеряв эстетическую определённость, стал употребляться для обозначения самых разных направлений, придерживающихся опознаваемых форм видимой реальности (сюрреализм, социалистический реализм и др.), в результате чего понятие реализма потеряло эстетическую определённость.

Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:

shedevrs.ru

Реферат на тему "Реализм в живописи" - Студенту - Каталог статей

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие реализма. История возникновения.

Глава 2. Примеры работ художников-реалистов

 

Введение

В каждой исторической эпохе существовали идеи, влияющие на духовную жизнь общества. Они влияли не только на общественное сознание и поведение, но еще и изменяли его структуру. Набирая вес, новые веяния в культуре становились главенствующими в данный исторический период.

В эпоху Средневековья, к примеру, на развитие культуры повлияло католическое вероучение, а в период Просвещения эти же религиозные идеи были подвергнуты критике со стороны науки.

Особенностью 20 века можно считать многообразие направлений и течений, появившихся в сфере изобразительного искусства, литературы и театра.

В мировом сообществе сложилась ситуация, которая способствовала пессимистическим настроениям. В это же время набирали популярность труды известных философов, которые, как казалось людям того времени, могли объяснить положение в мире.

Прослойка общества, состоявшая из творческих людей, понимала, что изменений не избежать и что мир уже не станет таким, как прежде. Но и они не могли предсказать будущее общества.

 

Глава 1. Понятие реализма. История возникновения

Реализм характеризуется как направление в искусстве, целью которого является воспроизведение действительности, которое подразумевает отражение всех характерных черт, присущих определенному временному промежутку.

Начало реализму, по мнению некоторых исследователей, было положено либо в эпоху возрождения, либо в период просвещения.

К характерным чертам реализма можно отнести:

1.          Художественное изображение жизни общества, которое соответствует реальному положению дел в мире.

2.          Типизация художественных образов, которая достигается при помощи правдивости в изображении конкретных деталей в реальной жизненной ситуации.

3.          Реализм отличается стремлением изучать действительность в ее развитии, а также способностью обнаруживать совершенно новые социально-психологические отношения.

4.          Реальность выступает как средство, с помощью которого человек познает себя и окружающий мир.

Тенденции, способствующие появлению реализма

Реалистические тенденции начали появляться еще на ранних этапах становления общества. Об этом свидетельствуют наскальные изображения и первобытные скульптуры. Хотя они и являются наивными попытками отобразить действительность, но все же это художественная форма изображения. Таким образом, человек учился замечать закономерности, происходящие в природе, и использовать их для достижения своих целей.

Для эпохи античности характерно появление реалистичных изображений фигуры человека и исторических событий. Античность объясняла мир с точки зрения мифологии. Такой взгляд на окружающую среду является одновременно и реалистическим и фантастическим. Мифологический реализм характеризуется наличием героической концепции поведения человека, которая сочетает в себе утверждение единства личности с обществом и гармонизацию внутреннего мира.

Эпоха Средневековья – период, когда мировоззрение человека сформировывалось благодаря религиозной точке зрения. Для данного временного периода характерен мистический реализм. Художники того времени были сосредоточены, в основном, на познании своего собственного внутреннего мира.

В эпоху возрождения, в отличие от периода Средневековья, изобразительное искусство носило светский характер. Людьми в то время двигала жажда получения новой информации, стремление к познанию мира и открытию неизвестного. Данный отрезок времени является особенным, так как именно тогда появились законы реалистичного изображения, которые используются и сегодня. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Кроме этого художники того времени, благодаря изучению пропорций человека, научились создавать трехмерные реалистичные изображения на плоском полотне. Проявления реализма состояли еще и в том, что художники привносили в творчество больше экспрессии и эмоциональности. Для этого они избегали симметричных изображений. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов.

В 16-17 вв. искусство переживало сильное влияние мировоззрения реформации, которое подразумевало отказ от религиозных ценностей и всякого рода церковных украшений. Поэтому живописцы были вынуждены перейти на такие жанры как бытовой и портрет.

Просвещение вошло в историю развития живописи как период, в котором особое значение придавалось непосредственному отображению жизни. Художники того времени активно идеи, которые были популярны в обществе, также картины были наполнены злободневностью и обличением людских пороков и нелепостей. Кроме этого наблюдались тенденции к появлению в картинах глубокого психологического анализа. Искусство 18 века отличалось острой наблюдательностью и передачей художником мыслей и чувств.

Художники 19 века стремились к отображению в своих работах идей, присущих времени, а также эстетических ценностей. Изобразительное искусство воспевало красоту природы и человека, отражало противоречия эпохи, а также социальные условия жизни человека. Поэтому, реализм 19 века часто называют критическим реализмом. Деятели искусства все чаще прибегали к изображению национального прошлого.

Появление в 19 веке фотографии очень сильно повлияло на изобразительное искусство. Авторитет художников, рисовавших в натуралистическом стиле, был подорван. Благодаря этому картины стали создаваться с целью передачи определенной идеи, нежели для реалистичного изображения действительности.

В начале 20 века реализм был подвергнут нападкам со стороны авангардистов. Которые отрицали все правила и каноны изобразительного искусства. Они гордились новизной подхода и экспериментальным подходом к творчеству.

 

Глава 2. Примеры работ художников-реалистов

Особое внимание стоит уделить работам известного французского художника Гюстава Кюрбе, который сильно отличался от остальных художников тем, что только он вызывал сильный резонанс в обществе своими картинами. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Но простые сцены, воспроизводимые на картинах художника, трактовались им как возвышенно-исторические. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.

Самое знаменитое творение, созданное Кюрбе, имеет название «Похороны в Орнане». На картине изображалось погребение, на котором присутствуем мэр Орнана, а также другие люди этой местности.

Художник сумел передать типичные особенности людей того времени через индивидуальное изображение каждого отдельного человека. Курбе смог показать ничтожество людских страстей на фоне церемонии похорон, что вызвало негодование со стороны общественности. В данной картине многие видели клевету на французское общество провинциалов того времени. «Похороны в Орнане» можно считать одной из лучших классических европейских картин.

Рассматривая такое направление в живописи как реализм, нельзя не отметить знаменитого русского художника Ивана Шишкина и его картину «Рожь». Художник очень умело передавал состояние природы родного края. Шишкин изобразил на картине ржаное поле с редкими соснами, которые сильно отличаются друг от друга. Он смог показать даже состояние погоды в определенный промежуток дня. 

Произведение наполнено любовью, которую Шикшин питал к родному краю и природе России. Через свою картину художник передает эту любовь и зрителю.

Среди реалистов особое место занимает Эжен Делакруа, которого относят к такому направлению в живописи как романтизм, но реализм в его картинах нельзя не отметить.

Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. Следующая работа, также выставленная в салоне, была не менее жестокой и бросала вызов тем же критикам, которые не могли спокойно смотреть на изображенные ужасы. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала».

В 1830 году Париж восстал против Бурбонов и это событие нашло свое отражение в произведениях Делакруа. Живописец был на стороне восставших и поэтому создал картину, которая называется «Свобода, ведущая народ». Произведение еще называют «Свобода на баррикадах». Полотно было выставлено в салоне в 1831 году и вызвало реакцию одобрения у публики. Но правительство, пришедшее к власти, купило эту работу и незамедлительно сняла ее, так как посчитала слишком опасной.

Еще одним художником, работы которого заслуживают внимания исследователей реализма в живописи, является Эдвард Хоппер. Реализм проявляется в позднем творчестве данного художника. Полотна этого живописца нельзя отнести к соцреализму, так как сюжеты не были наполнены оптимизмом и творческим энтузиазмом, наоборот, они показывали страх и безнадежность.

Искусство Хоппера отражает тему, которая была основной в советских фильмах послевоенных лет – тему одиночества. Но и в этом художник ни на кого не похож, так как он рисует сюжеты, где человек остается совершенно один, у которого нету сочувствующего социального окружения. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Даже собака, которую подзывает к себе мужчина, совершенно не слушает его, она вместо этого, по выражению Хоппера, прислушивается к зову охоты.

Несмотря на всю безнадежность атмосферы одиночества, живописец сумел найти точку опоры, которая заставляет взглянуть на мир с надеждой. Это видно по тому, как в произведениях изображена природа и солнечный свет, который льется либо из окна, либо падает на них извне. На фоне картин, отображающих холодный электрический луч света, резко выделяются полотна с изображением солнечных лучей, являющихся спасением во тьме.

Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены, изображает свет неизвестного происхождения. На этой картине, по мнению современников, очень хорошо отображено одиночество человека в век стремительно развивающегося прогресса. Чарльз Берчвилд, который жил в одно время с Хоппером и также являлся художником, отметил, что люди будущих поколений смогут составить более явственный портрет эпохи по картинам данного художника, нежели по всем имеющимся учебникам социальной истории.

Данного художника считают американским живописцем, который внес наибольший вклад в искусство. Отличие Хоппера от большинства реалистов заключается именно в жестком реализме, так как он не включал в картины фантастическое, а изображал ситуацию без какой-либо доли нереального.

Похожие материалы:

decadenz.ru

Реализм в живописи, картины | Галерея ЦЦ

Реализм

Реализм (от лат. геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, характеризующееся максимально точным и объективным изображением действительности. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Реализм стал очень популярен, в разных странах был известен под разными именами: в России – передвижничество, в Италии - веризм маккьяйоли, в Австралии - гейдельбергская школа, в США - школа мусорного ведра.

Самые известные художники-реалисты - Эдвард Хоппер, Фредерик Маккаббин, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Василий Суриков, Исаак Левитан и другие.

2. Зимняя сказка, 2009, масло, холст, 90х70, без рамы, пейзаж, реализм ..

Адаллары Адаллары

Холст масло 40-50 см.2014 год. ..

Анжелина Джоли Анжелина Джоли

Анжелина Джоли, 60х40, портрет, сухая кисть ..

Астры Астры

Астры, 60х42см, холст, масло 2010  ..

африканка африканка

..

Б.Н.1_1 Б.Н.1_1

..

Боб 001 Боб 001

Портрет Боба Михайлова-001 ..

Боб 002 Боб 002

Портрет Боба Михайлова-002 ..

Боб 003 Боб 003

Портрет Боба Михайлова-003 ..

Бюстик Бюстик

Бюстик, 26х15, вышивка, бисер, 2013 ..

Відголосок минулих віків... Відголосок минулих віків...

"Відголосок минулих віків", размер: 61х57 (холст, масло), 2014г. Автор: Матвиенко Виктор  ..

Весна Весна

Весна, 30х45, масло, холст ..

Весна, этюд, 20х45 картон, масло, 2012 ..

Вечерний город Вечерний город

Холст масло 40-50 см.2014 год. ..

Вишенки Вишенки

многослойная техника ..

Волки Волки

Волки, масло, холст, 50х100 ..

Восточный мотив №1 Восточный мотив №1

Восточный мотив №1, тушь, перо, цветной карандаш, картон, белила 180х150мм ..

Восточный мотив №2 Восточный мотив №2

Восточный мотив №2, цветной карандаш, линер, дизайнерский картон 210х145мм ..

Восточный мотив №3 Восточный мотив №3

Восточный мотив №3, цветная тушь, фактурная бумага 148х70мм ..

голландцы-натюрморт-01 голландцы-натюрморт-01

..

Голландцы-натюрморт-02 Голландцы-натюрморт-02

..

Голландцы-натюрморт-03 Голландцы-натюрморт-03

..

голландцы-натюрморт-04 голландцы-натюрморт-04

..

голландцы-натюрморт-05 голландцы-натюрморт-05

..

Горный пейзаж-01 Горный пейзаж-01

Горный пейзаж-01, масло, холст, мастихин, 70х100см ..

Горный пейзаж-02 Горный пейзаж-02

Горный пейзаж-02, масло, холст, мастихин, 70х100см ..

Городской пейзаж Городской пейзаж

Городской пейзаж, масло, холст, 55х40, 2013 ..

Городской пейзаж-1 Городской пейзаж-1

Городской пейзаж-1, 33х27, 2013 ..

Городской пейзаж-2 Городской пейзаж-2

Городской пейзаж-2, 33х27, 2013 ..

Городской пейзаж-3 Городской пейзаж-3

Городской пейзаж-3, 33х27, 2013 ..

art-cc.com

Реализм в русском искусстве XIX века

С начала века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов (1780-1847), чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).

Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи был П.А.Федотов (1815-1852). Он стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы и сочувствовать обездоленным: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!».

Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество А. А. Иванова (1806-1858). Художник, проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, пытался осмыслить в своем творчестве основные вопросы бытия человека, выдвинуть наиболее значимые философские и нравственные проблемы. Его жизненным подвигом можно считать картину «Явление Христа народу». Евангельский сюжет трактовался А. А. Ивановым как реальное историческое событие, в основе которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества. Над этим гигантским полотном художник работал более 20 лет.

В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. В 1863 г. для дипломных работ был предложен скандинавский эпос. Выпускники сочли, что темы надуманы и ничего общего не имеют с волнующими всех современными проблемами. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. Художник В. Г. Перов (1833-1882) был создателем обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений действительности («Последний кабак у заставы», «Сельский крестный ход на Пасхе»). Во многих его картинах большую роль играет пейзаж. Крупнейшими пейзажистами были А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910).

Этот вопрос волнует всех мам:Как привить ребенку любовь к чтению?

Знаменитый художник-реалист И. Е. Репин (1844-1930) с начала 1870-х гг. выступает как художник-демократ, борющийся против неотражающего жизнь академического искусства. И. Е. Репин обличал эксплуатацию народа, одновременно показывая зреющий в нем протест и скрытую силу («Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди»). Им были созданы портреты современников, а также ряд полотен на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван» и др.). К развитию «исторического мышления» призывали и картины В.И.Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

Первая четверть XIX в. стала временем развития стиля ампир в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. В это время творят такие замечательные архитекторы, как К. И. Росси, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, в Москве работали О. И. Бове и Д. И. Жилярди.

gallerix.ru

Реализм в изобразительном искусстве XIX века Реализм

Описание презентации Реализм в изобразительном искусстве XIX века Реализм по слайдам

Реализм в изобразительном искусстве XIX века

Реализм • Реализм в искусстве- правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин «реализм» (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в. ) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 17— 18 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. • Жюльен Дюпре

Реализм • История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон — деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. • Теодор Руссо

Гюстав Курбе • Жан Дезир Гюст в Курбее ае ее — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. • Гюстав Курбе

Гюстав Курбе • Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык. » • «Веяльщицы»

Гюстав Курбе • Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» , собственный портрет, «Косули у ручья» , «Драка оленей» , «Волна» (все пять — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» , «Пожар» , «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы» , «Женщина с попугаем» , «Вход в долину Пюи-Нуар» , «Ораньонская скала» , «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. • «Похороны в Орнане»

Теодор Руссо • Теодор Руссо (15 апреля 1812 , Париж — 22 декабря 1867 , Барбизон) — французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы. Творчество Теодора Руссо относят к реализму.

Теодор Руссо • Руссо ввёл понятие « интимного пейзажа » , мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В 1832 -33 гг. он впервые вышел на пленэр. Зиму 1836— 1837 гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой. • Вид на Барбизон

Теодор Руссо • Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он писавших природу на природе — Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа. • Наиболее известные картины Теодора Руссо: • «Выход из Фонтенблосского леса» , «Старый Дормуар в Ба-Брео» , «Болото в ландах» , «Берег реки» , «Буря» , • «Пажити, с протекающей среди них рекой» , «Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой» , • «Коровы, пасущиеся у лесной лужи» , • «Заход солнца» и «Весенний полдень» , • «Рынок в Нормандии» , • «Конец октября» и «Каменные дубы» (гравированы самим художником). • В лесу Фонтенбло

Шарль Добиньи • Шарль-Франсуа Добиньи (15 февраля 1817 , Париж — 19 февраля 1878 , там же) — французский художник, участник барбизонской школы. • Добиньи стремился освободить пейзаж от поэтических и субъективных компонентов, и отображать природу непосредственно и без прикрас. Личное восприятие художника, считал Добиньи, не должно участвовать в отражении виденного.

Шарль Добиньи • Публика и художественная критика называли эскизные акварели Добиньи « прелестными, привлекательными и поэтичными » . Хотя Добиньи к этому и не стремился, пейзажи, созданные на основе этих предварительных эскизов, также были признаны «поэтичными» . Добиньи не пытался привнести в них поэтического настроения, и чтобы, в конце концов, избавиться от подозрений в намеренной поэтичности, он стал выбирать самые непривлекательные и невзрачные мотивы, стремясь только к абсолютной правдивости. • «Вечер»

Шарль Добиньи • Примечательными были старания Добиньи сохранить в своих произведениях спонтанность и непосредственность пленэра. За это он, в свое время, получил как похвалу, так и суровую критику. Но Добиньи остался верным своей технике письма, его объёмное нанесение красок и резкие мазки кистью тем самым оказали в 60 -х гг. XIX в. влияние на импрессионистов. • «Крестьянский двор»

Джон Констебль • Джон Конст блее или Конст бль (11 ее июня 1776 , Ист-Бергхолт, Саффолк — 31 марта 1837 , Лондон) — английский художник. • Автопортрет

Джон Констебль • «Землей Констебла» стала долина реки Дедам в Саффолке. Его лучшие работы, включая знаменитые «Собор в Солсбери» , «Белый конь» , «Плотина в Дедаме» , «Телега сена» , связаны с этими местами и созданы в десятилетие зрелого творчества между 1815 и 1825 годом. В 1819 Констебл побывал в Венеции и Риме. • В 1824 несколько его работ были выставлены в парижском Салоне, а «Телега сена» получила золотую медаль выставки. • «Телега сена»

Жюльен Дюпре • Жюльен Дюпре (19 марта 1851 — 15 апреля 1910 ) — французский художник. • Жюльен Дюпре — один из главных художников-реалистов конца 19 века. Его пейзажи отличаются реализмом и отчетливостью. Он изображал тяготы жизни французских крестьян, а сельских женщин рисовал в героическом стиле. Картины Дюпре о жизни французского села наполнены уникальной живостью и свежестью.

Жюльен Дюпре Пейзажи Дюпре с облачным небом и разнообразными мотивами более динамичны, их ключевые цвета и спонтанные мазки бодры и свежи.

Жюль Бретон • Жюль Адольф Эме Луи Бретон (1 мая 1827 , Па-де-Кале — 5 июля 1906 , Париж) — французский художник, жанрист и пейзажист. • Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. • «Первое причастие»

Леон Лермитт • Леон Лермитт (1844 -1925)- французский художник-реалист. • Все картины Лермитта посвящены жизни крестьян. Лермитт был сыном крестьянина и на собственном опыте испытал всю тяжесть крестьянского труда. В его картинах деревенский быт увиден как бы изнутри — жесты работающих людей убедительны, а отношения между ними достоверны. • «Жнецы»

Жюль Бастьен-Лепаж • Жюль Бастьен-Лепаж (1 ноября 1848 , Данвилье, Мёз — 10 декабря 1884 , Париж) — французский художник, представитель натурализма в живописи как составной части реализма. Это был один из первых французских художников, наряду с великим Жюлем Бретоном, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма. • «День всех святых»

Критический реализм • Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Джона веретта Милле Эе. е • Наиболее известная картина — «Офелия» , где изображена возлюбленная Милле Россетти. • «Офелия»

present5.com