Рейсдал ЯкобКартины и биография. Рейсдаль картины


Рейсдал Якоб Картины биография Ruisdael Jacob

Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями.

Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Рейсдал В лесуВ лесу, 1682Рейксмузеум, Амстердам

Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (“Еврейское кладбище”, Картинная галерея, Дрезден; вариант - в Институте искусств, Детройт).

В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой.

Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг пейзажных мотивов голландского живописца очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (“Горы Норвегии”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия.

Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (“Радуга в штормовом море”, 1655, Рейксмузеум, Амстердам; “Волнорез”, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине “Морской берег” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Притягательность работ нидерландского художника заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века.Творчество Якоба ван Рейсдала →

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Рейсдал Якоб - Стиль барокко в живописи

На пороге XVII век – эпоха удивительная и занимательная тем, что Барокко берет в свои руки мир искусства и предлагает зрителю литературу, архитектуру и живопись в призме совершенных и надуманных линий. Сюжеты из жизни вельмож чередуются с обывательскими, модная простота повествования картин перемежается с изумительной техникой исполнения, смешение разных школ живописи рождает то, что принято называть шедевром. И так…

В Нидерландах примерно в двадцати километрах от Амстердама, если двигаться к западу, расположен городок Харлем. Здесь также дует ветер перемен, и также рождаются шедевры иной эпохи. В одном из еврейских домов ремесленника и художника Исаака Рёйсдала (ранее де Гойер, 1599-1677гг.) родился мальчик, Якоб (1628 или 1629гг.). Судьба его была предрешена отцом, который вместе с братом Саломоном занимался обучением отпрыска живописи. Казалось бы, что написание картин должно было стать для будущего живописца основным ремеслом и средством для существования, но надежды не были оправданы. Якоб, разумеется, продолжал создавать полотна на протяжении всей своей жизни, не очень славной и отчасти бедной, но наряду с творчеством он сочетал в себе талан медика. В 1676 году им было получено свидетельство о праве заниматься врачебной деятельностью, а случилось это в Амстердаме, куда он переехал в тридцатилетнем возрасте и там же оформил новое гражданство. Высшее же образование медика Якоб заработал в Кане, в октябре 1676 года. Роскошь долгосрочного обучения он мог себе позволить лишь благодаря достатку отца, но не собственным доходам. Зато, после получения разрешения на ведение операций, художник-врач стал проводить небольшие медицинские операции в Амстердаме самостоятельно.

Перед тем как обосноваться на новой родине, Рёйсдал вступил в гильдию художников Святого Луки в Харлеме. Став мастером, как позволяет определить история его биографии, примерно в 1646 году, Якоб стал подписываться собственным именем на офортах и картинах. Его полотна были предсказуемы простотой изложения и техникой. Идеи для картин Якоб черпал в природной красоте лесов, полей и лугов («Пшеничные поля» - 1670г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Лесной пейзаж» - ок. 1660г. (Вустер колледж, Оксфорд), «Вид Харлема» - 1665г.).

Пшеничные поля. 1670

Лесной пейзаж. 1660 

Вид Харлема. 1665  

Не смотря на следование иудейской вере, художник не был фанатом религиозной тематики. Его полотна с изображением еврейского кладбища («Еврейское кладбище»-1650-1655гг.  и «Еврейское кладбище» -  1654-1655гг.) историки не связывают с ностальгией по утраченной и непознанной Родине, а трактуют, как олицетворение быстротечности человеческого бытия.

Еврейское кладбище. 1650-55

Еврейское кладбище. 1654-55  

 В его работах столько печали, сколько тени и полутени кладет кисть, это приглушенные цвета и полумрак, бесконечное небо, но заполненное кучевыми облаками, моря с разбитыми шхунами. Грусть. 

Живопись Рёйсдала основана на передаче пространственной точности ландшафта. Свой творческий путь Якоб проходил, попадая под влияние то одного, то другого именитого мастера. Так его ранние работы на морскую тематику современники связывают с практикой Корнелиса Врома, поздние – с работами Симона де Влигера, а горные пейзажи напоминают работы Вана Эвердингена и отдают привкусом Нидерландов. Быть может, мастер побывал и там? А если нет, то есть предположение в копировании вышеупомянутого автора.

Якоб Рёйсдал, не понятый тогдашними зрителями, являет современникам способ изображения природы, основанный на точности наблюдений и расчетов. Его композиция всегда уравновешена и насыщена элементами не значимыми для других авторов: брызгами волн, сколами камней от удара, скученностью дождевых облаков и дуновением ветра, запутавшегося в парусах («Волнорез» - 1670-1672гг., «Водопад» - 1665-1670гг.). 

Волнорез.  1670-72  

Водопад. 1665-70 

Такая скрупулезность была наработана в процессе долгого путешествия Рёйсдала, вплоть до переезда в Амстердам.

Позднее творчество художника, начиная с 1675 года, характеризовалось более насыщенным и приглушенным фоном с тонкими контурами деталей и предметов на переднем плане. Контраст красок придавал еще большей печали картинам, которые не были по достоинству оценены тогдашним покупателем. Художник был беден, несмотря на огромное количество работ (сохранилось более 450 картин). Практически нищий, по просьбе своего двоюродного брата, Якоб был зачислен в богадельню в Харлеме (теперь Музей Франса Халса). 

В стенах нового приюта художник встретил смерть в марте 1682 года. Однако другие источники утверждают, что Рёйсдал скончался в Амстердаме 10 марта. Похоронен мастер на территории Кафедрального Собора Святого Бавона в Харлеме. 

Страница 1-2-3-4-5

baroquepainting.jimdo.com

Живопись Рейсдал Якоб ванн, «Еврейское кладбище», описание картины

Живопись XVII в.

В XVII в. в развитии голландского пейзажа различают два направления. Первое можно назвать национальным голландским пейзажем, второе стремилось представить целостную картину мироздания. Примером воплощения принципов второго течения может послужить творчество Якоба ван Рейсдала, крупнейшего представителя реалистического пейзажа не только в голландской, но и во всей мировой живописи.

Первые опыты художника были связаны с видами окрестностей родного города Харлема, в которых ощущается влияние Я. ван Гойена, X. Сегерса, сказываются и годы учебы у собственного дяди С. ван Рейсдала. Однако в 1650-1655 гг. Якоб Рейсдал путешествует по Нидерландам и Германии, и за время этого путешествия становится художником совершенно иных взглядов.

У Рейсдала изменилось в первую очередь представление объекта на полотне. Если раньше художник при создании пейзажей стремился подчеркнуть их сугубо национальный характер, то теперь в картинах природы он пытается запечатлеть вечные законы бытия, первый среди которых – закон постоянной изменчивости. В картинах, созданных Рейсдалом после 1655 г., нет уже ни малейшего намека на пристрастие к любимым видам. Что бы в это время живописец ни изображал – будь то равнинный ландшафт или водопад, хмурое небо или темный лес, – все становится таким же внушительным, как храм мироздания. г

Отличительной особенностью зрелого творчества Рейсдала является насыщенность картин драматизмом. Его полотна – это уже не простое созерцание окружающего мира, подобно полотнам его предшественников, а поиск динамики, движения во всем. Закон постоянного обновления – вот что хотел отразить в своих работах Рейсдал, поэтому он и выбирал объектом для изображения те моменты в природе, которые нагляднее всего демонстрируют процесс напряженной внутренней жизни, перехода из одного состояния в другое. Отсюда некая приподнятость изображаемого объекта, концентрация чувства на полотне, как и некоторая мрачноватость, предрешенность.

Подобные мотивы возникали уже в ранних произведениях Рейсдала, усиливаясь по мере эволюции художника. Возможно, они также были предопределены самой суровой поэтикой северной природы. Но несмотря на это, картины Рейсдала нельзя назвать полностью проникнутыми темами смерти и непостоянства. Сама изменчивость может рассматриваться как гимн жизни и единоначалию.

Впрочем, в наследии Рейсдала все же есть одна работа, где мрачность и предрешенность выступают на первый план. Речь идет о «Еврейском кладбище» (Дрезденская картинная галерея). Ведущая тема – величественная тишина смерти и непоколебимый закон смены одного другим: смены осени зимой, смены дня ночью, смены солнечной погоды дождливой и, наконец, смены людских поколений. Но что же побеждает в этой постоянной изменчивости, для чего все эти метаморфозы? Следует ли считать смерть финальным аккордом, или жизнь утверждает свой приоритет? Что важнее: мимолетная жизнь отдельного человека или общее бессмертие? Вот какие вопросы задает Рейсдал в «Еврейском кладбище», и вряд ли он призывает зрителя к размышлениям, чтобы открыть некую истину, явленную ему. Картина – это размышления самого художника, это не посыл некоторой идеи, а лишь мысли одного человека, увидевшего в мрачном пейзаже повод для рефлексии.

Идея беспощадности смерти отражена на полотне в засохшем стволе дерева, голые сучья которого будто бы «впиваются» в общий пейзаж, и в полуразрушенных стенах здания на заднем плане. Они – словно объятия самой костлявой старухи с косой. В то же время эти объекты задают некоторые пространственные рамки, в которых властвует Смерть. Именно между ними расположены гробницы, и художнику, наверное, было немаловажным, что это «царство мертвых» не занимает площади всего холста.

Мотив побеждающей жизни с неменьшей силой передан на картине. Живое дерево возвышается почти в центре этого «царства», облака плывут по небу за его пределами, и маленький ручеек вытекает за границы кладбища. Сама смерть дает начало жизни, движению. И мастерство Рейсдала именно в том, что в обыкновенных деталях он смог усмотреть вечные законы, в ре альном пейзаже – художественный образ.

jivopis.org


Смотрите также