7) Религиозная картина мира. Функции религии. Религиозная картина


Религиозная картина мира

Что же включает в себя понятие "религиозная картина мира"? В самом общем смысле под ним понимаются религиозные проявления в конкретном государстве и в мире в целом, их характер, интенсивность. Также учитывается их влияние на жизнь общества и динамика развития.

То есть, когда анализируется религиозная картина мира, учитывается наличие в нем различных религий, направлений и конфессий, межрелигиозное и межконфессиональное взаимодействие среди них. Изучается их процентное соотношение, историческое появление в том или ином обществе и влияние на него.

Но на практике указать настоящее число верующих, принадлежащих к конкретной религии, почти невозможно. Это связано с неоднозначным пониманием термина «религиозность». Так, по определению Православной церкви, к ней относятся все, кто принял Таинство Крещения. Хотя на самом деле многие люди называют себя «православными» скорее по принадлежности к исторической и культурной традиции, чем к конфессии.

Большинство религиоведов считает, что современная религиозная картина мира неоднородна и развитые страны существенно отличаются в этом плане от развивающихся стран. Дело в том, что развитые страны решают как внутриполитические проблемы, так и внешнеполитические. При сохранении социальной несправедливости и нищеты в них все же высок уровень материального достатка населения. Также постоянно растет и уровень образования.

А вот в странах развивающихся основная часть населения направляет свои умственные и эмоциональные ресурсы на решение внутриполитических экономических проблем. Здесь больше подходят религии, которые предлагают простое мировоззрение, дают категорические формулировки и четкие призывы к действию. Конечно, в развитом обществе тоже могут проявляться подобные тенденции, однако они не слишком приживаются в силу преобладания образованного населения.

Как показал анализ действительности, на современном этапе религиозные группы уже не принимают обязательства и правила так просто, на веру, безоглядно. Теперь внимательно проверяется и изучается все наследие прошлого, особенно учеными представителями той или иной группы.

Судьбе религии (в широком смысле) раньше предрекали два варианта: неминуемое и полное отмирание или же, наоборот, возрождение с еще большей мощью. Отмирания, как показала жизнь, не произошло. Религия по-прежнему оказывает влияние на общественную жизнь, только влияние это меняет свой характер.

Как бы то ни было, религиоведы констатируют тот факт, что большинство населения планеты все же придерживается религиозности, отличаются только формы ее проявления.

По данным последних годов 20 века религиозный состав населения мира выглядит следующим образом: 1 миллиард христиан, среди которых 800 миллионов католиков, 400 миллионов протестантов и 200 миллионов православных; 300 миллионов буддистов; 600 миллионов индуистов, 800 миллионов мусульман; 300 миллионов последователей Конфуция. Кроме этого существует множество неучтенных культов и течений. Некоторые распространенные, основные религии тоже не вошли в этот перечень.

О чем можно сказать с полной уверенностью, так это о том, что современная религиозная картина мира характеризуется завершившимся процессом секуляризации – вытеснением из жизни общества религии. То есть на данном этапе в большинстве стран она абсолютно не влияет на принятие решений в области политики или жизни социума, как это практиковалось прежде. Случилось обратное: использование политиками религии в собственных интересах.

Завершение процесса секуляризации связанно с модернизацией, с развитием цивилизации, с победой прагматичного взгляда на жизнь, взгляда с точки зрения эффективности и полезности.

fb.ru

7) Религиозная картина мира. Функции религии.

Религиозная картина мира: обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Картина мира – это устойчивая форма мировоззрения в определенную историческую эпоху. Это состояние мировоззрения в определенном временном интервале, в рамках данной эпохи. Картина мира важна в разные эпохи для разных социальных групп. Она выполняет ту же функцию, которую для пешехода, идущего по определенному маршруту, выполняет общий план города. Она сложна по строению и складывается из совокупности весьма разных знаний и представлений.

Функции религии:

  1. Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

  2. Компенсаторная: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

  3. Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

  4. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

  5. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

  6. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

  7. Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

  8. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

8) Исторические типы религий: первобытные, национальные и мировые.

Магия

Магия — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм — представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом — тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм

Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм

Взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе, обожествление фараона и т. д.

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Авраамические религии

Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм

Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Христианство

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — а не кажущееся или мнимое — вочеловечение Бога (как осуществление ветхозаветного пророчества) и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения.

В христианстве присутствует ряд религиозных предписаний, характерных и для иудаизма («Десять заповедей», «Заповеди любви», «Золотое правило нравственности»). Однако благодаря представлению о благодати христианство сняло со своих последователей множество других, менее значимых религиозных ограничений (бремена неудобоносимые). Диалектика «закона» и «благодати», «страха Божьего» и «любви» продолжает оставаться актуальной для христианства на протяжении всей его истории, принимая разные формы («Слово о законе и благодати», «Либеральное христианство», «Фундаментализм»).

Ислам

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

Индийские религии

Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм,сикхизм и другие.

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

studfiles.net

Религиозная, научная и философская картина мира - Философия

Картина мира - сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Альтернативное определение

Картина мира - совокупность целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире и месте человека в нём.

В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека. 

Сущностные черты картины мира:
    1. целиком определяет особый способ восприятия и толкования событий и явлений;
    2. представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
    3. имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постояннjt изменениt картины мира всех её субъектов.

Религиозная картина мира

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек находится как бы между ними: с одной стороны, он - венец божественного творения, с другой - царь природы.

В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу.

Основная проблема религиозной картины мира:
  • соотношение Бога и человека.

При этом считается, что мир сотворен по замыслу неземного существа. Однако в тоже время Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность, обладающая разумом и волей:

    • Бог сотворил мир, дал ему законы;
    • Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления, и т.д.

Общим для различных религиозных учений и конфессий является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Научная картина мира

Научная картина мира, систематизиру­ющая эмпирические (опытные) и теоретические знания о различных его сферах, представ­ленные в науках о космосе, о неорганической и органической природе, об обществе и человеке, зародилась в Новое время.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества.

Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Основная проблема научной картины мира:
  • синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое.

Научная картина мира функционирует как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.

Научная картина мира является одним из блоков оснований науки (наряду с определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, а также философскими идеями и принципами).

Мир в науке рассматривается как совокупность элементарных объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся определенным закономерностям. Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания часто называют специальной (локальной) научной картиной мира.

В данном случае термин "мир" применяется уже в особом смысле. Он обозначает не мир в целом, а тот фрагмент или аспект материального мира, который изучается в данной науке ее методами. В этом значении говорят, например, о физическом или биологическом мире.

По отношению к общей научной картине мира такие картины реальности можно рассматривать как ее относительно самостоятельные фрагменты или аспекты. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и прикладные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности.

Философская картина мира

В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ  разум, благодаря которому он способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство в философской картине мира выступает как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Основная проблема философской картины мира:
  • соотношение мира и человека.

Первоначальное отношение человека к миру было исполнено благо­говения перед его величием. Мир представлялся всеобъемлющим живо­творящим началом, которое никому не дано познать и изменить. Задача человека виделась в том, чтобы уловить тайные ритмы мироздания и поступать в согласии с ними. Идея абсолютного господства мира над человеком пре­валировала в мифологическом сознании, а также в древнеиндийской и древнекитайской философии.

Первые европейские философы представляли мир как упорядоченное, организованное целое. Мировоззрение древнегреческих философов досократовского периода было всецело космоцентристским. Устройство мироздания, структура космоса – основной предмет их размышлений. Че­ловек же, по их представлениям, – это «маленький космос» (микрокосм), капелька, в которой отражается «большой» космос (макрокосм).

Начиная с Сократа, философы видели свою задачу уже не столько в познании мира вне человека, сколько в постижении самого внутреннего мира человека, мира его чувств и мыслей. Сократ произвел «антропоцентристский переворот» в античной философии. После него внешний мир стал рассматриваться не обособленно от человека, а в соотношении с ним. Философская картина мира становится образом человека в мире. Так, по Аристотелю, особое положение человека в мире определяется централь­ным положением Земли в структуре мироздания. После Аристотеля кос­мос стал отождествляться с миром вообще.

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек оказался как бы между ними: с одной стороны, он венец божественного творения, с другой – царь природы. В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу. Господство теоцентризма в философии было, по существу, безраздельным.

Н. Коперник, «сдвинув» Землю с центра мироздания, пробил первую брешь в религиозной картине мира. Наивной религиозной вере развиваю­щаяся наука противопоставила проверенное опытом знание о природе, в том числе и о строении человеческого тела. В эпоху Возрождения философия обращается к осмыслению целостной телесно-духовной природы человека, его способности к преобразованию предметной среды, его твор­ческой индивидуальности. Теоцентризм постепенно отступает перед ан­тропологической ориентацией философии.

Философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру, входят в третий блок оснований науки.

Соотношение религиозной, научной и философской картин мира

Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Во 2-ой половине XX в. стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином объеме человеческого знания.

Соотношение религиозной, научной и философской картин мира:
    1. Религиозное понимание мира теоцентрично и страдает умозри­тельностью, бездоказательностью.
    2. Научная картина мира чрезмерно рацио­нализирована и – по сути своей – космоцентрична. Научное понятие Все­ленной охватывает ныне все известные действительные миры (мегамир, макромир, микромир), но «присутствие» человека в ней не обязательно (он вполне может превратиться здесь в «некий плазмоид» - В. В. Казначеев).
    3. Современная философ­ская картина мира поистине антропоцентрична: здесь «разум» становится «духом», а «космос», «Вселенная» – миром человека, поскольку они рас­сматриваются через призму интересов живого индивида.

Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования.

Определить место человека во Вселенной – значит раскрыть философское понимание мира, т. е. понять его всеобщую сущность, кото­рая выявляется именно в отношениях этого мира и человека.

Единство философской, религиозной и научной картин мира

Диалектико-материалистическое понимание мира может быть резюмировано в следующих утверждениях:

    1. все сущее в мире есть различные проявления единой мате­риальной субстанции;
    2. все основания бытия материи коренятся в ее соб­ственной природе, поэтому и эволюция форм бытия происходит спонтан­но, вне зависимости от внешних, нематериальных факторов;
    3. сознание – одно из свойств материи, которое она порождает в процессе саморазвития.

В то же время едва ли не каждая про­блема в рамках философского понимания мира имеет и иные, зачастую противоположные решения, имеющие равные с изложенным права на су­ществование. Поэтому теперь представляется целесообразным сформули­ровать эти подходы в виде целостной концепции, раскрывающей «альтер­нативное» понимание мира, каким оно видится в начале ХХI столетия.

"Альтернативное" религиозное понимание мира, например, в христианском вероучении предстает как акт божественного творения мира и как реали­зация божественного замысла в последующем существовании природного мира и в человеческом бытии. Все – творение Бога, и все сущее зависит от бытия Бога. В рели­гиозной картине мира объяснение бытия природы и человека основывает­ся на вере в абсолютный, вне мира существующий дух, следовательно, на признании могущественного надмирового разумно творящего начала. Что же касается материи, то она самостоятельной творческой энергией, спо­собностью к развитию не обладает.

В си­стеме панлогизма Г. Гегеля абсолютный дух вовсе не внемировой, а как раз «мировой дух», который и является внутренней глубинной сущностью нашего мира. Раз­вертывание этой сущности образует все многообразные проявления и формы как действительного, духовного бытия (т. е. бытия человеческого духа), так и материального бытия (т. е. бытия природы), представляющего собой «инобытие» мирового духа. Все сущее разумно – вот «философское кредо» Гегеля.

Наиболее оригинальный синтез религиозных и философских взглядов прошлого изложен в тейярдизме – религиозно-философском течении, основоположником ко­торого был теоретик католицизма, французский ученый-палеоантрополог П. Тейяр де Шарден. Дух и материя, утверждал он, – это два состояния в развитии универсума. Материя – мать духа; сфера духа («ноосфера») – высшее состояние материи, результат возрастания сложности в ее восхо­дящем развитии. Эволюция универсума имеет предустановленную цель, а именно, образование «теосферы» – высшей концентрации разума, к кото­рой стремится космогенез. Энергия этого стремления не может быть мате­риальной, ибо она заставляет универсум развиваться в направлении воз­растания уровня сложности материальных объектов, т. е. направлении наименее вероятном. Следовательно, эта энергия может быть лишь энер­гией божественного духа, который в «точке Альфа» задает эволюции уни­версума направление движения к духовному полюсу мира – «точке Оме­га». Божественный дух – «первоначало» и цель эволюции универсума, ее «Альфа и Омега». В «точке Омега» осуществляются все человеческие идеалы, реализуются великое единение людей и вселенская любовь.

Возникшая в последние десятилетия синергетика обосновывает ре­альность изменения всех материальных систем в направлении повышения упорядоченности путем самоорганизации. Сегодня на основании результатов многих космологических иссле­дований можно утверждать, что Вселенная стала результатом какого-то гигантского замысла: ее теоретические модели, основанные на «чуточку» иных закономерностях, нежели существующие, оказываются резко упро­щенными по своей структуре. Реальная Вселенная просто не могла быть результатом случайных взаимодействий, спонтанная активность материи не могла породить человека и его разум. Отсюда возникает «антропный принцип» в понимании эволюции Вселенной. Однако, в отличие от религиозных представлений о мире, здесь Вселенная управляется не трансцендентным, божественным разумом, а ею же созданными физическими законами. Следовательно, ра­зум Вселенной ограничен, а не всемогущ, как божественный. Цель вселенского разума – структурирование, упорядочение, организация материи, строи­тельство систем разного уровня сложности, вплоть до разумных существ. «Инструментом» для реализации этой цели служит информационное поле, порождаемое всеми системами подобного типа.

Выбирая какую-либо из философских альтернатив в понимании ми­ра, надо ясно представлять себе, что философия крепчайшими (хотя и тончайшими) узами связана с жизнью. Следовательно, выбирая для себя теоретическую модель мира, человече­ство выбирает свое будущее. И этот выбор пока остается за нами.

jurkom74.ru

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА - это... Что такое РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА?

 РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА - совокупность наиболее общих рслиг. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент рслиг. мировоззрения. Р. к. м. в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых рслиг. системах. Гл. признак Р. к. м. — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолют, господстве первого над вторым. Для Р. к. м. иудаизма, христианства, ислама, ряда др. религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм. Важнейшие элементы Р. к. м. - креационизм и эсхатология. Р. к. м. содержится в «св. книгах» (Веды, Библия, Коран). Христ. картина мира  сформировалась путем синтеза библ. идей творения и божьего промысла, космологич. элементов греч. философии и ряда естеств.-науч. представлений древности, вошедших в геоцентрич. систему Пто-лемея. Традиц. Р. к. м. была разрушена созданной естествознанием науч. картиной мира.

Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.

  • РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
  • РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА" в других словарях:

  • Философская, научная и религиозная картина мира — кратко пустота Индекс историй мертвых философов и их идей …   Малый тезаурус мировой философии

  • драма городская религиозная —         Драма на народном языке, явившаяся продуктом развития драмы литургической и сложившаяся в три крупные жанровые разновидности.         Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum чудо) «ученый» жанр средневековой религиозной драмы. В миракле… …   Словарь средневековой культуры

  • НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ МИРА — НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ МИРА, на нач. 1985 (по данным ООН) составляло 4,8 млрд. ч., к рые живут в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и Океании (площадь обитаемой суши 135,8 млн. км2). Всего в мире насчитывается 213 стран, имеющих постоянное нас.,… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Чуракова, Наталья Александровна — (р. 06.03.1954) спец. по религиоведению; д р филос. наук, проф. Род. в г. Татарск Новосибирской обл. Окончила филол. ф т Самарского гос. ун та (1976). С 1977 по 1991 работала науч. сотрудником Самар. обл. художеств. музея и преподавала филос.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • КОПЕРНИК НИКОЛАЙ — –  (1473 1543) – автор знаменитой гелиоцентрической системы, получивший образование в Ягеллонском университете в Кракове и совершенствовавший свои знания в Италии, где изучает живопись, астрономию,математику, философию, греческий язык,… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Индекс историй мертвых философов и их идей — оглавление Билеты для сдачи кандидатского экзамена по философии: Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия Философия техники …   Малый тезаурус мировой философии

  • Крывелёв, Иосиф Аронович — Иосиф Аронович Крывелёв Дата рождения: 1906 год(1906) Место рождения: Москва Дата смерти: 19 …   Википедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • Живая этика — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Агни (значения). Живая Этика, или Агни Йога  …   Википедия

  • Портрет — Питер Пауль Рубенс. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» …   Википедия

Книги

  • Религия после атеизма. Новые возможности теологии, Эпштейн Михаил Наумович. Согласно социологическим опросам, 25% россиян верят в Бога, но не относят себя ни к одной определенной конфессии. О новом феномене "минимальной религии", как и о множестве других движений… Подробнее  Купить за 802 руб
  • Религии после атеизма. Новые возможности теологии, Эпштейн Михаил Наумович. Согласно социологическим опросам, 25% россиян верят в Бога, но не относят себя ни к одной определенной конфессии. О новом феномене «минимальной религии», как и о множестве других движений… Подробнее  Купить за 635 руб
  • Религия после атеизма. Новые возможности теологии, Михаил Эпштейн. Согласно социологическим опросам, 25% россиян верят в Бога, но не относят себя ни к одной определенной конфессии. О новом феномене "минимальной религии", как и о множестве других движений… Подробнее  Купить за 584 руб
Другие книги по запросу «РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА» >>

ateism.academic.ru

Тема 4. Философская, религиозная и научная картина мира

Особенности философской и религиозной картин мира.— Б.Рассел. «Почему я не христианин?»— Религиозная кар­тина мира в русской философской школе. — Монизм, дуализм, плюрализм. — Субстанция и субстрат. — Дви­жение и развитие. — Категория материи. — Системная организация материи. — Пространство и время как ко­ренные условия бытия. — Бытие и его формы. — Фило­софское понимание сознания. — Научная картина мира и ее функции.

Особенности философской и религиозной картин мира.

Мировоз­зренческое состояние нашего современника таково, что оно позво­ляет принимать за доминирующую не только строго научную кар­тину мира, но и философскую, и даже религиозную ее версии. В чем же отличие научной, философской и религиозной картин мира? Философия навсегда пыталась объяснить возникновение универсу­ма, опираясь на представления о субстанциональной первооснове, причинной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, с точки зрения развития, используя понятийный и категориальный аппа­рат. Философия, за редким исключением в лицах гностиков и скеп­тиков, считала, что мир познаваем и наши понятия дают верное, адекватное отражение существующей вне нас реальности. Часто фи­лософская картина мира использовала идею стихийно-спонтанно­го структурогенеза, т.е. возникновения порядка из хаоса. Вспомним хотя бы Гесиода: «Прежде всего во Вселенной хаос зародился».

Религиозная картина мира связывала его происхождение с идеей божественного творения. Ее характерной чертой была вера, а един­ственным способом миропостижения — откровение. Значительную роль в религиозной картине мира сыграл принцип теоцентризма. Он провозглашал верховное, сверхъестественное существо центральным и определяющим фактором мироздания. И даже знаменитые есте­ствоиспытатели воздавали хвалу Господу за тот порядок, который царил во Вселенной.

Мировые религии: христианство, ислам, буддизм, а также мно­жество национальных, например конфуцианство, индуизм, иудаизм и прочие, имеют отличающиеся друг от друга религиозные картины мира. Однако суть их в одном: признание божества и божественного

=====80

предопределения. Если в христианстве земная жизнь — это только про­лог к жизни божественной и нужно прожить ее достойно, чтобы за­служить спасение, то шариат ислама предписывает строгое следование воле Аллаха, изложенной в кодексе норм мусульманской морали.

Религиозная картина мира богата многообразием представлений о сущности религии. Так, с точки зрения феноменолога, религия есть «встреча со священным и ответная деятельность» человека. Ре­лигия познается из самой этой встречи. Контекст эпохи, культуры и истории оказывается второстепенным. Ответная деятельность при встрече со «священным» и может, во-первых, приобретать характер шаманизма, во-вторых, мистического слияния с Богом или следо­вания его заповедям.

По Юнгу, религиозные учения есть выражения архетипов. Ре­лигия является особой установкой человеческого ума, особой ус­тановкой сознания. Юнг видит в религии коллективно вырабаты­ваемую форму защиты от неврозов и делает вывод о необходимо­сти религии и обращения к ней человека в его стремлении к ду­шевному здоровью.

Фромм предлагает различать авторитарную религию и гуманисти­ческую религию. Первая содержит идею повиновения внешней, гос­подствующей над человеком силе. В ней главной добродетелью явля­ется послушание, а главный грех — неповиновение. Фромм рассуж­дает так: «Повиновение могущественной власти представляет собой один из способов, при помощи которого человек избавляется от чув­ства одиночества и собственной ограниченности. Этим актом подчи­нения он утрачивает свою независимость и цельность как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности, благодаря внушаю­щей страх и благоговение силе, частью которой он как бы становится». Гуманистическая религия ориентирует человека на веру в собствен­ные силы, на возможность реализации своих способностей, на пра­во человека на счастье и свободу. В гуманистической религии религи­озное переживание связано с единением со всем сущим, любовью к ближнему, солидарностью со всем человечеством. Добродетелью становится самореализация, а пороком беспомощность и бессилие.

Примечательно, что свою концепцию Фромм именует «новой теологией». Новым оказывается то, что, по мнению философа, ре­лигия не должна быть связана с теизмом. Идея Бога во многом сим-волична. Можно иметь религиозный опыт, но при этом говорить о безбожии. И наоборот, безбожие отнюдь не отрицает религиозности. Можно сделать вывод, что такие парадоксальные трансформации представлений о религии в рамках психоанализа весьма явно сви­детельствуют о влиянии постмодернизма.

studfiles.net

Религиозная картина мира. Основы философии

Если рассматривать космологическую часть какой-либо религии конкретно, то мы обнаружим определенные различия в частностях понимания мироздания, но принципиальные положения в объяснении исходных положений мироздания повторяются. Обратимся к христианской религии как одной из наиболее развитых и самой влиятельной в современном мире. Христианская космология вытекает из Библии. Богословская интерпретация ее положений создала в глазах верующего человека довольно убедительную картину бытия, начиная от его творения вневременным Богом и до «последнего часа», когда тварный мир по воле того же Бога так же внезапно исчезнет, как и был в свое время создан из ничего, по слову божьему. Поскольку современное мышление несколько отличается от мышления «библейских времен» (времени написания первых книг Библии), то современное богословие несколько поясняет нарисованную в Библии картину творения мира за «шесть дней»: эти «шесть дней» вошли в Библию потому, заявляют богословы, что эта книга писалась для людей с мышлением и знаниями четырехтысячелетней давности, а потому «шесть дней» названы Богом Моисею «для ясности», для понимания, поскольку у нас нет права мерить день божий нашими сутками; божий день может длиться миллионы и миллиарды лет.

В целом, согласно религиозным представлениям, первооснова мира – Бог. Он вечен, невыразим, его не видел никто и никогда. Даже для личной встречи с Моисеем он явился в виде объятого пламенем куста, а после окончания встречи пламя исчезло, осталась «неопалимая купина». До дня Страшного суда его никто и не увидит (Иисус Христос, многократно изображаемый на иконах в образе 30-летнего мужчины – это земное проявление Бога в образе Богочеловека, когда он снизошел на Землю в виде Бога-Сына). Бог – предвечное бытие, не подвластное времени и пространству. Время – явление чисто земное. Оно началось с того момента, когда Бог «по слову» создал мир и всех тварей земных. Вершина божественного творения – человек, который выступает не просто высшей формой в ряду творений, а является существом исключительным, созданным Богом по «своему образу и подобию», а весь остальной мир создан Богом для человека. Бог создал человека не только по своему образу и подобию, но и даровал ему бессмертие, насадил для него «сады Эдемские».

Однако все дарованные первочеловеку божественные блага были им сразу утрачены, как только свершилось «грехопадение»: Адам и Ева вкусили плод с «запретного древа познания добра и зла». В итоге Адам и Ева сразу превратились из полубожественных существ в людей, им стало доступно познание. Они увидели свою наготу, разнополость, и устыдились Бога, когда он в очередной раз спустился к ним. Узнав об ослушании и о том, что главной виновницей проступка была Ева, Бог в гневе проклял свое «высшее творение»: Адам был обречен в поте лица добывать хлеб свой, а Ева – в муках рожать детей. Первородный грех лег тяжким бременем на «весь род людской».

Род Адама размножился (Библия ведет родословную по мужской линии) и заселил Землю. Через много столетий люди стали забывать Бога, погрязли в грехах, особенно в грехе блуда, когда к земным женщинам даже спускались с неба ангелы и блудили с ними. Наказанием грешникам был посланный Богом всемирный потоп, в котором погибло все грешное человечество, кроме Ноя и его семьи, поскольку только Ной был праведником. О грядущем потопе он был заранее извещен ангелом и по его же указанию построил ковчег, в котором спаслась семья Ноя и взятые им представители животного царства – «Всякой твари по паре». Началось второе заселение Земли потомками семьи Ноя. Но новые поколения вскоре повторили ошибку прежних поколений, они также забыли Бога и его заповеди, впавши в грех многобожия.

На этот раз Бог проявляет милость к своему неразумному творению – явился на Землю в виде Бога-Сына, передал людям в истинном виде веру, своим личным примером жизни и поведения, своими поучениями и проповедями открыл дорогу в Царство Небесное всем поверившим в него, грешникам же уготованы после их смерти муки адские. Остановится время, реальным станет небытие, вечность. Души праведников будут приближены к Богу и обожены, т.е. сольются с божественной сущностью, не утрачивая при этом своей индивидуальности. Эта новая вечность будет насыщена божественной полнотой. Таким рисуется прошлое, настоящее и будущее материального бытия в положениях православного богословия.

Католическое и протестантское богословие, в принципе, в таком же ключе рисует бытие, но оно не смущается отходить в ряде деталей от традиционализма. Например, в богословие вошла идея божественной эволюции Вселенной, в отличие от естественной эволюции. Не отрицая теоцентризма, современные западные богословы не настаивают уже на идее геоцентризма мира, поскольку представление о Земле как планете Солнечной системы сегодня вошло даже в религиозное сознание. Православие гордится своим традиционализмом; даже календарь ведется «от сотворения мира» (с опорой на библейскую хронологию). Западные богословы стремятся двигаться в ногу с эпохой. К примеру, член католического ордена иезуитов философ-богослов Тейяр де Шарден в своей космологической модели использует уже модель пульсирующей Вселенной, хотя у него бытие мира начинается не с первичного взрыва, а с предвечного Христа, из которого бытие истекает, разворачивается во всем богатстве материального бытия, очищается искупительной жертвой Христовой и вновь возвращается к Христу. Но римско-католическая церковь эти искания не одобрила: в этой космологической модели Вселенной за «бортом» остается вся ветхозаветная часть Библии.

Рядовой верующий, не искушенный в тонкостях современного богословия, равно как и не интересующийся современными изысканиями атеистической мысли, твердо придерживается традиционных представлений о мироздании: Бог – мир – человек – душа – посмертное воздаяние. И всё.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Религиозная картина мира в философии

Картина мира – это структура, сложившаяся на определенном этапе развития человечества в совокупности с представлениями об окружающей человека действительности, а также о способах ее существования и развития. Формирование картины мира создавалась как часть мировоззрения, а с другой стороны, как исходные мировоззренческие принципы и интегрирующий опыт, накопленный человечеством:

Картина мира в философии

Формирование картины мира

Современному человеку кажется естественным, что все знания об окружающем мире предоставляются наукой. Мы привыкли считать научные знания более достоверными и стараемся найти научные объяснения для всех непонятных или интересующих нас явлений. Вот почему современная культурная картина мира в основном является научной.

Человек представляет картину мира прежде всего объективной, не зависящей от чьих-либо личных убеждений и пристрастий, ведь научное знание аргументировано и доказано. Хотя мы порой даже не знаем, кем именно доказаны и аргументированы факты, которые мы признаем – просто всецело доверяем научным сведениям во всем, касающегося окружающего мира и самого человека.

Научная картина мира начинала формироваться в Европе в Новое время. Особенностью этого периода считается постепенное падение авторитета церкви и возрастание авторитета науки: учёные люди теперь начинают пользоваться большим авторитетом, чем церковники, а государственный строй теперь все больше заменяет церковь в соц. культуре.

Но авторитет религии не пошатнулся из-за падения популярности церкви как таковой, а научное мировоззрение не является отказом от авторитета религии. Главное, познание мира начало происходить по иным принципам: оно приходит к человеку через его органы чувств, разум, а не через Священное Писание или откровения. Изменилась роль человека – от пассивного принятия канонических религиозных истин до активной познавательной деятельности, предоставляющей человеку возможность самому познавать тайны мироздания, воздействуя на природу и общество.

Теперь наука развивается и в теоретическом, и в практическом планах. Практическая наука стремится к изменению мира и власти человека над природой. За счет своего практического значения, военного и производственного, наука теперь приобретает все большее значение, изменяя суждения людей.

Сегодня наука не составляет оппозиции к религиозным учениям. Хотя пространство, окружающее сознание человека, весьма насыщено научными достижениями, теоретические достижения официальной науки недоступны многим людям. Это противоречие в значительной мере мифологизирует науку в человеческих умах, делая авторитет науки практически догматическим.

Тем не менее, роль религии сохраняется в самосознании человека, определяя его место в мире, смысл жизни. И хотя мифология, религия и наука когда-то возникли как различные формы культуры, сегодня они участвуют в создании картины мира как целостное представление о том, что окружает человека:

Картина мира в философии

Религиозная картина мира в философии

Существует религиозная, научная и философская картины мира. Они различаются между собой:

  • Основной проблемой, которая решается каждой из описанных картин мира;
  • Основные идеи, предлагаемые для решения своей проблемы.

Известно, что Богом мир создан «из ничего», и до этого момента, кроме самого Творца, ничего не было. Человек не может познать абсолютное бытие рациональным способом, так как творение не может познать Божий замысел. В религиозной картине мира человеку отводится роль ребёнка, которого холят и возвышают в зависимости от степени его стремлений приблизиться к Богу и жить в соответствии с его наставлениями:

Картина мира в философии

Следует осознавать, что каждая религиозная конфессия отличается от другой в деталях, но принцип провиденциализма, предопределенности бытия и его несовершенства является общим для всех религиозных учений. Ответ на вопрос «Зачем я живу?» в религиозном смысле, содержится в спасении души. Компоненты картины мира для определенной эпохи, этноса или субкультуры тесно объединены.

Картина мира имеет свойство формироваться как в сознании конкретного человека, так и в сознании общества, что объясняет различные проекции мира.

Поставьте вашу оценку этой статье:

Loading...

neoludi.ru


Смотрите также