Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему? Революционные картины


Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?

Аркадий Рылов. «В голубом просторе». 1918.  Фото: Государственная Третьяковская галерея

Дмитрий ОзерковИскусствовед, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Эта знаменитая работа, называемая иначе «Белая стая», написанная во взорванном революцией Петрограде зимой 1918 года, для меня звучит как эпилог всех предреволюционных творческих исканий с их иллюзиями, романтизмом и эгоцентризмом. Для меня это полный, безоговорочный и ужасный образ конца.

Штурм Зимнего из фильма Михаила Ромма «Ленин в Октябре». 1937 Фото: Мосфильмм/Фотодом

Алексей АнаньевКоллекционер, меценат, основатель Института русского реалистического искусства Этот постановочный штурм очень правдиво и эмоционально снят. На мой взгляд, с учетом специфики места и времени. Хочется верить и кому-то хотелось верить, что все именно так и происходило. Если не давать исторических и субъективных оценок революции, то это очень запоминающийся образ.

Борис Кустодиев. «Большевик». 1920. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Владимир ПознерЖурналист, телеведущий На мой взгляд, картина внушает страх и ужас. Громадный не то человек, не то робот (у него в лице нет и тени человеческого) движется вперед, не обращая ни малейшего внимания на толпы малюсеньких людей, копошащихся у его сапог. Скорее всего, он давит их своими огромными ножищами. Куда он идет, зачем? Неизвестно. Он груб и туп, его ничто и никто не может остановить. И несет он беду и гибель. Это, по-моему, мощнейшее произведение великого художника, который, возможно, сам не знал, что пишет, но гениальное прозрение которого водило его рукой.

Семен МихайловскийРектор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, комиссар павильона России в Венеции Среди самых очевидных и ярких работ, посвященных революции 1917 года, — «Большевик» (1920) Бориса Кустодиева. По сути, это аллегорическая картина. Гигантская фигура шагающего большевика (к слову, Кустодиев многие годы передвигался в инвалидном кресле) с развевающимся знаменем напоминает мне Хроноса, или Сатурна, бога времени, которого со Средневековья изображали с косой смерти. Знамя в руках большевика и коса в руках Сатурна, на мой взгляд, связанные вещи. Эта картина именно про русскую революцию: бородач со знаменем, пестрая народная толпа, маковки церквей. Еще меня в этой картине удивляет масштабное соотношение фигуры и окружения, притом картина небольшая

Борис Голополосов. «Восстание». 1927. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Екатерина ДеготьИскусствовед, арт-критик, куратор Мне картина Бориса Голополосова «Восстание» репрезентирует весь трагизм революции, которую делает какая-то кучка людей, весьма немногочисленная, а вокруг нее — враждебное пространство, и ясно, что ничего хорошего у них не выйдет.

Казимир Малевич. Из «Второго крестьянского цикла». 1928–1932. Фото: Государственный Русский музей

Марина ЛошакГенеральный директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Во-первых, это театр: Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров с Александрой Экстер и Алисой Коонен. А во-вторых, «Второй крестьянский цикл» Казимира Малевича. Все произведения, которые я выбрала, не напрямую связаны с революцией 1917 года как таковой. Это вещи, которые преобразовали, изменили человеческое сознание и как плод этого сознания — деятельность художников. Поэтому я назвала «Второй крестьянский цикл». Это результат размышлений серьезного философа и мыслителя, на которого, безусловно, повлияло произошедшее. Но нельзя не сказать о Мейерхольде и Таирове, потому что их эксперименты были невероятно воодушевляющими и влияющими на все вокруг, то есть революционными.

Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых». 1919–1920. Фото: Van Abbemuseum

Юрий АльбертХудожник События 1917 года у меня вообще не ассоциируются с изобразительным искусством. Но, немного подумав, я выбрал две второстепенные вещи: абстрактный плакат Лисицкого «Клином красным бей белых» и реалистические зарисовки будущего соцреалиста Ивана Владимирова с места событий. Вместе они дают необходимый стереоэффект.

Александр Гегелло. Памятник шалашу в Разливе. 1927. Фото: ТАСС

Алиса СавицкаяКуратор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал» Через 100 лет после революции я оказалась в Разливе, у шалаша, в котором Ленин написал часть книги «Государство и революция» — своего базового и почти футуристического текста. На этом месте установлен памятник 1927 года — строгая конструктивистская структура, в которую встроен натуралистичный горельеф шалаша, вырубленный из гранита. Этот образ для меня — очень точное отражение революции как сочетания суперпрогрессивной, авангардной идеи с консерватизмом и выдуманной народностью, которую вытягивает на поверхность отталкивающе реалистический шалаш

Борис Кустодиев. Плакат «Заемъ свободы». 1917. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Ирина ВеликановаГенеральный директор Музея современной истории России Первый образ, который возникает у меня при слове «революция», — возбужденные толпы на улицах Петрограда, среди которых революционные матросы и солдаты с красными лентами и бантами. И именно такая фигура изображена на плакате Кустодиева. Солдат стоит на фоне шеренг с многочисленными красными знаменами, ставшими символом не только завоеванной буржуазной свободы, но одновременно и социалистических преобразований, Интернационала. В 1917 году после февральских событий многие художники пытались облечь в доступную визуальную форму основные лозунги революции. Проводились даже конкурсы на лучшие плакаты, и, кстати, упомянутый плакат Кустодиева занял первое место на одном из таких конкурсов, председателем жюри которого бы Максим Горький. После того как власть в стране взяли большевики, образ вооруженного солдата, как, впрочем, и образ матроса — «красы и гордости революции», — стал использоваться еще более активно. Новые власти начали тиражировать его в своей агитации. Он появлялся на плакатах и картинах, на сцене театров и в кино. В конце концов этот образ стал нарицательным, и, когда мы вспоминаем о революции 1917 года в России, многие представляют себе именно солдата с ружьем.

Типовой памятник В.И.Ленину на основе скульптуры Алексея Котихина. 1925. Фото: Портал «Костанай и костанайцы»

Виктор СкерсисХудожник-концептуалист Для меня революция — это Ленин, статуя с простертой рукой. Их ставили десятилетиями, иногда по несколько штук в одном городке. Это с детства впечатано в сознание, и по-другому никак нельзя. Я говорю — революция, подразумеваю — Ленин. Иначе никак.

Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Владимир СеменихинМеценат, коллекционер, сооснователь Фонда культуры «Екатерина» В первую очередь «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. В этой картине любовь к русским классическим образам сочетается с абсолютно новыми формами. Она стала символом стремления к новому, определенным пророчеством.

Кузьма Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Фото: Государственный Русский музей

Елена ГагаринаГенеральный директор Музеев Московского Кремля Это очень яркий и трагический образ революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Цена, которую молодое советское государство заплатит за свое становление, будет очень высока, революция принесет много страданий: непримиримый раскол в обществе, смерть, разрушения, потери. На смену вере в бога придет новая вера — в светлое будущее. На картине изображен умирающий молодой комиссар, который, кажется, еще не осознает, что для него все уже закончилось, и идущие не оглядываясь солдаты, стремящиеся в бой за советскую власть, за свою новую веру и великую идею. Художественные средства, которые использует автор, подчеркивают неоднозначность ситуации: разные группы людей изображены с разных точек зрения — движущиеся фигуры солдат, поддерживающий комиссара боец, лежащее на земле оружие. Нельзя не обратить внимание, что вид на некий «новый мир», который находится за холмом, на заднем плане картины, весьма туманен, как и будущее героев. И это также делает картину очень символичной.

Штурм Зимнего из фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь». 1928. Фото: Мосфильм/Фотодом

Дмитрий ХанкинГалерист, меценат Эта картинка стояла у нас перед глазами: бегущие люди, повисающие на воротах Зимнего дворца, выстрелы вверх, вспышки. Потом уже, когда пришел возраст, я понял, что все это фейк и заказуха. Большевики пытались придать своему перевороту пафос и величие народного движения. Я вообще красных ненавижу, но за то, что они проделывали с историей, — больше всего. Для меня это самая показательная история о том, как они лепили образ собственной революции из ничего. Нагнали какого-то ложного пафоса с кучей статистов. Извращали историю, как хотели

Арсений Авраамов. Симфония гудков. 1922. Фото: Documenta 14

Александра СеливановаКуратор, руководитель Центра авангарда 1917 год для меня — это «Гудковая симфония» Арсения Авраамова. Причем не само произведение, которое мы знаем больше по сценариям («наказам») автора, описаниям и условным реконструкциям, а целостное явление, в котором важна и сама авантюрная и трагическая фигура Реварсавра (псевдоним композитора, расшифровывающийся как «революционный Арсений Авраамов». — TANR), и изобретенный им синтетический жанр, выросший из «Пачки ордеров» столь же пассионарного поэта и экспериментатора Алексея Гастева, и собственно процесс строительства этой утопии. Хор из гудков, канонад, сирен, колоколов, треска аэропланов и впервые выстроенной «паровой магистрали» на миноносце «Достойный» в Баку, а затем в новой версии в Москве был признанием в любви 17-летней Ревекке Жив и неслыханным гимном революции. Ни то, ни другое так и не было услышано. Гудки, которыми оказалось невозможно управлять, несмотря на «текстоноты» и сигнальную систему, слились в бессмысленный рев. Чем не метафора событий 1917-го?

www.theartnewspaper.ru

Революция и Гражданская война в России глазами художника Ивана Владимирова (часть 1): andrewbek_1974

Подборка картин  Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1918 годов. В этот период он работал в Петроградской милиции, активно участвовал в ее повседневной деятельности и делал свои зарисовки не с чьих-то слов, а с самой что ни на есть живой натуры. Именно благодаря этому картины Владимирова данного периода времени поражают свой правдивостью и показом различных не очень приглядных сторон жизни той эпохи. К сожалению в последствии художник изменил своим принципам и превратился во вполне заурядного баталиста, который разменял свой талант и стал писать в стиле подражательного соцреализма (обслуживать интересы советских вождей).Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкойПогром винного магазина

Погром винного магазина - Иван Владимиров

Взятие Зимнего дворца

Взятие Зимнего дворца - Иван Владимиров

Долой орла

Долой орла - Иван Владимиров

Арест генералов

Арест генералов - Иван Владимиров

Конвоирование заключенных

Конвоирование заключенных - Иван Владимиров

С насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни)

С насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни) - Иван Владимиров

Агитатор

Агитатор - Иван Владимиров

Продразверстка (реквизиция)

Продразверстка (реквизиция) - Иван Владимиров

Допрос в комитете бедноты

Допрос в комитете бедноты - Иван Владимиров

Захват белогвардейских шпионов

Захват белогвардейских шпионов - Иван Владимиров

Восстание крестьян в имении князя Шаховского

Восстание крестьян в имении князя Шаховского - Иван Владимиров

Расстрел крестьян белоказаками

Расстрел крестьян белоказаками - Иван Владимиров

Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой

Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой - Иван Владимиров

Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году

Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году - Иван Владимиров

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Искусство" и "Гражданская война"

andrewbek-1974.livejournal.com

Первая русская революция глазами художников. Серов

«Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?» 1905

Недавно обсуждали с товарищами революцию 1905 года. Ведь в этом году ее 110-я годовщина. Среди разных тем разобрали и то, как отразились события тех дней в работах художников и писателей, бывших свидетелями. И как они сами поступали тогда.Сразу скажу, что такой ракурс не позволяет глубоко постичь предпосылки и причины революции, ее внутреннюю логику - это дело истории. Но мы можем ощутить что-то не менее важное - ткань революции, ее нерв, что ли. А также увидеть конкретные примеры мыслей и действий творческой интеллигенции. Я расскажу о художнике Валентине Серове.

9 января 1905 года Серов находился в Академии художеств в Петербурге и был непосредственным свидетелем расстрела демонстрации. В окно он видел толпу с иконами и портретами, залп по ней. Как пишет дочь Серова, "приехав в Москву, он имел вид человека, перенесшего тяжелую болезнь".

А дело ещё было в том, что президентом Академии художеств тогда был великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Он же был командующим войсками Петербургского округа. То есть одним из тех, кто был явно повинен в расстреле безоружных людей. Серов понимал, что так быть просто не должно. Вместе с Поленовым они пишут письмо вице-президенту Академии графу И.И. Толстому с просьбой огласить в собрании Академии. Письмо было вызовом Академии, великому князю и, по сути, самому царю. Вот оно (от 18 февраля 1905 г):

Милостивый государь, граф Иван Иванович!Посылаем при сем заявление, которое покорнейше просим Вас огласить в собрании Академии.Примите уверение в нашем совершенном почтении.

В Собрание императорской Академии художествМрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов.

В. ПоленовВ. Серов

Письмо это Толстым не было оглашено. Более того, хотя Серов и Поленов надеялись, что многие академики, включая Репина, поддержат обращение, никто из художников больше не подписался.И в связи с этим я хочу привести ещё несколько писем, которые, мне кажется, позволяют многое почувствовать.

До отправки обращения Серов пишет своему другу и учителю И. Репину (от 20 января 1905):

Дорогой Илья Ефимович!То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное. То, что пришлось услышать после, было еще невероятнее по своему ужасу. Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу — то это означало их избиение? Кем же предрешено это избиение? Никому и ничем не стереть этого пятна. Как главнокомандующий петербургскими войсками в этой безвинной крови повинен и президент Академии художеств — одного из высших институтов России. Не знаю, в этом сопоставлении есть что-то поистине чудовищное — не знаешь, куда деваться. Невольное чувство просто уйти — выйти из членов Академии, но выходить одному не имеет значения.

Что означает закрытие занятий в Академии с 17 января, быть может, что-либо уже предпринято в этом смысле или это забастовка учащихся? Мне кажется, что если бы такое имя, как Ваше, его не заменишь другим, подкрепленное другими какими-либо заявлениями или выходом из членов Академии, могло бы сделать многое. Ответьте мне, прошу Вас, Илья Ефимович, на мое глупое письмо. С своей стороны готов выходить хоть отовсюду (кажется, это единственное право российского обывателя).

Ваш В. Серов

Репин отказался от участия в протесте. Надо сказать, Серов, бывший человеком невероятно принципиальным и цельным, после этого почти прекратил общение с Репиным.Приведу ещё отрывок письма, на этот раз уже ответ - от друга Серова, художника В.В. Мате (от 22 февраля 1905):

Что касается второй бумаги, то призадумался я. Я ее читал у Влад<имира> Алек<сандровича> Бек<лемишева>. Не проверив, насколько правда, как тут судить — страшно. Он <вел. кн. Владимир Александрович> болен. Лежит, будто бы рак. Значит, крышка. Кроме того, придется раньше убраться, а потом нам написать. Не знаю затем, каково может быть после положение Ив<ана> Ив<ановича Толстого>. А, может, ты и В<асилий> Д<митриевич Поленов> правы? Быть может, только так и надо. Ясно и определенно высказаться. С другой стороны, мое личное к нему отношение. С Ильей Ефимовичем <Репиным> насчет этого не поговорили.

Слова буквально пропитаны неуверенностью, сомнением, страхом. Фактически, нет позиции по  происходящему. А есть мысли о своих делах, о личных отношениях и пр.

Серов выходит из состава действительных членов Академии художеств.Вообще, насколько я читал о Серове, о его поступках, он был всегда честен и очень требователен к себе и окружающим. Кажется, никогда даже не клал на весы  благополучие или личные отношения, если вопрос касался понятий о должном, о чести его или семьи.

Демонстрация 1906

Как оценили действия Серова? Хочу привести слова одного очень авторитетного тогда человека - историка искусств, архивиста, музыкального и художественного критика и общественного деятеля Владимира Стасова (1824-1906). Письмо Серову от 25 марта 1905 г.:

Валентин Александрович,я с глубоким восхищением читал Ваше письмо к Илье Ефимовичу от 20 января, с таким же восторгом слушал рукопись Ильи Гинцбурга о Вашем пребывании, с ним вместе, в окнах и на кровле Академии 9-го и с еще большим восхищением читал в газетах о Вашем выходе из нашего Василеостровского Синедриона. Великая Вам честь и слава за Ваше гордое смелое, глубокое и непобедимое чувство правды и за Ваше омерзение к преступному и отвратительному. Честь и слава Вам. Ваше отечество должно гордиться Вами и, конечно, с удивлением и несравненным почитанием передаст Ваше имя потомству. Дай Бог, письмо поступило, навеки, в нашу библиотеку, как в несокрушимую гавань. Такие великие документы не должны никогда погибать. Их надо хранить в золоте и бриллиантах!

Но, кроме того, желаю нашему дорогому отечеству, чтоб то, что в тоске ужасе и несравненном отчаянии было набросано тогда в Вашу записную книжку, могло появиться в Ваших талантливых красках и линиях, на холсте. Кто знает? Может быть, то, что было рисовано с кровавым чувством горечи, негодования и ужаса, предстанет однажды в форме, родственной и могучей чудным картинам Льва Великого из Севастопольской трагической истории.Ваш искренний поклонник Владимир СтасовПозвольте обнять Вас, мысленно, за 700 верст расстояния.

В.В. Стасов

В 1905-м Серов создает ряд работ на революционные темы, в том числе карандашные карикатуры на Николая. Художник лично участвует в некоторых событиях. Его дочь пишет: "В 1905 году, в день освобождения политических заключенных, папа вместе с толпой находился у таганской тюрьмы. Был он и в университете, когда там строились баррикады, и на крестьянском съезде, и на похоронах Баумана.Хлопотал о заключенных, жертвовал деньги и свои рисунки в фонд помощи революционерам".

Разгон казаками демонстрантов в 1905 году

1905 год. После усмирения

Виды на урожай 1906 года

Похороны Баумана (эскиз)

9 января 1905 года

В следующем посте покажу работы других художников.

baci1.livejournal.com

Фотографии, сделанные в революционном Петрограде в 1917 году

 Общий снимок знамен в честь жертв революции на похоронах. Петроград, 23 марта 1917 года.

Общий снимок знамен в честь жертв революции на похоронах. Петроград, 23 марта 1917 года.

Революционные события, которые произошли в Петрограде в 1917 году, были порождены тяготами Первой мировой, сложным экономическим положением и усталостью людей. Этой революцией все были застигнуты врасплох. Никто и предположить до этого не мог, что российская монархия рухнет всего за неделю. Именно по этому февральская и последовавшая за ней октябрьская революция стали причиной хаоса и превратились в настоящий всероссийский погром. На фотографиях, собранных в нашем обзоре, можно увидеть, как развивались события в Петрограде.

1. Разгромленный полицейский участок

Толпы людей возле разгромленной полицейской части. Петроград, 1917 год.

Толпы людей возле разгромленной полицейской части. Петроград, 1917 год.

2. Выброшенные из окон уголовные дела

Выброшенные из окон разгромленного полицейского архива уголовные дела. Петроград, 1917 год.

Выброшенные из окон разгромленного полицейского архива уголовные дела. Петроград, 1917 год.

3. Здание окружного суда

Частично сожженное здание окружного суда. Петроград, 1917 год.

Частично сожженное здание окружного суда. Петроград, 1917 год.

4. Сожженное здание Литовского замка

Солдаты и мирные жители возле сожженное здание Литовского замка со стороны Офицерского моста. Петроград, 1917 год.

Солдаты и мирные жители возле сожженное здание Литовского замка со стороны Офицерского моста. Петроград, 1917 год.

5. Сожжение знамен

Сожжение гербов и знамен. Петроград, 1917 год.

Сожжение гербов и знамен. Петроград, 1917 год.

6. Охрана правопорядка

Летучий разъезд по охране порядка. Петроград, 1917 год.

Летучий разъезд по охране порядка. Петроград, 1917 год.

7. Осмотр автомобиля охраной

Предъявление пропуска и осмотр автомобиля при въезде в Таврический дворец. Петроград, 1917 год.

Предъявление пропуска и осмотр автомобиля при въезде в Таврический дворец. Петроград, 1917 год.

8. Приезд арестованного

Приезд арестованного к зданию Государственной Думу. Петроград, 1917 год.

Приезд арестованного к зданию Государственной Думу. Петроград, 1917 год.

9. У здания Государственной Думы

Войска у здания Государственной Думы. Петроград, 1917 год.

Войска у здания Государственной Думы. Петроград, 1917 год.

10. Митинг военных

Митинг военных у здание Государственной думы. Петроград, 1917 год.

Митинг военных у здание Государственной думы. Петроград, 1917 год.

11. Парад училищ

Парад военных училищ на площади. Петроград, 1917 год.

Парад военных училищ на площади. Петроград, 1917 год.

12. Парад на Дворцовой площади

Смотр парада военных училищ на Дворцовой площади. Петроград, 1917 год.

Смотр парада военных училищ на Дворцовой площади. Петроград, 1917 год.

13. Митинг на Невском проспекте

Невский проспект в дни революции. Петроград, 1917 год.

Невский проспект в дни революции. Петроград, 1917 год.

14. Демонстрации на Невском проспекте

Демонстрации - мирные жители и военные гарнизоны на Невском проспекте. Петроград, 1917 год.

Демонстрации - мирные жители и военные гарнизоны на Невском проспекте. Петроград, 1917 год.

15. Солдаты и офицеры

Солдаты и офицеры на Невском проспекте. Петроград, конец 1917 года.

Солдаты и офицеры на Невском проспекте. Петроград, конец 1917 года.

16. Митинг возле памятника

Митинг возле памятника на Знаменской площади. Петроград, 1917 год.

Митинг возле памятника на Знаменской площади. Петроград, 1917 год.

17. Толпы людей в центре Петрограда

Большие толпы людей в центре Петрограда на Шпалерной улице. Петроград, 1917 год.

Большие толпы людей в центре Петрограда на Шпалерной улице. Петроград, 1917 год.

18. Похороны на Невском проспекте

Похороны жертв революции на Невском проспекте. Петроград, 23 марта, 1917 года.

Похороны жертв революции на Невском проспекте. Петроград, 23 марта, 1917 года.

19. Баррикады на Литейном проспекте

Солдаты и офицеры возле баррикад на Литейном проспекте. Петроград, 1917 год.

Солдаты и офицеры возле баррикад на Литейном проспекте. Петроград, 1917 год.

20. Царский автомобиль-сани

Два офицера в автомобиле-санях бывшего царя. Петроград, 1917 год.

Два офицера в автомобиле-санях бывшего царя. Петроград, 1917 год.

21. Народ у баррикад

Толпы людей у баррикад арсенала. Петроград, 1917 год.

Толпы людей у баррикад арсенала. Петроград, 1917 год.

22. Похоронная процессия

Похоронная процессия жертв революции. Петроград, 1917 год.

Похоронная процессия жертв революции. Петроград, 1917 год.

23. Похороны солдата

Похороны солдата водителя, убитого 28 апреля 1917 года, на Невском проспекте. Петроград, 1917 год.

Похороны солдата водителя, убитого 28 апреля 1917 года, на Невском проспекте. Петроград, 1917 год.

24. Шествие на Марсово поле

 Шествие похоронной процессии на Марсово поле. Петроград, 1917 год.

Шествие похоронной процессии на Марсово поле. Петроград, 1917 год.

25. Знамя на похоронной процессии

Знамя в честь жертв революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

Знамя в честь жертв революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

26. Знамена в честь жертв революции

 Общий снимок знамен в честь жертв революции на похоронах. Петроград, 23 марта 1917 года.

Общий снимок знамен в честь жертв революции на похоронах. Петроград, 23 марта 1917 года.

27. Спускание гроба

Спускание гроба в братскую могилу на похоронах жертв революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

Спускание гроба в братскую могилу на похоронах жертв революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

28. Братская могила

Одна из братских могил жертвам революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

Одна из братских могил жертвам революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

29. Панихида

Первая панихида на братской могиле жертв революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

Первая панихида на братской могиле жертв революции. Петроград, 23 марта 1917 года.

30. Эстонская манифестация

Эстонская манифестация на Невском проспекте. Петроград, 26 марта 1917 года.

Эстонская манифестация на Невском проспекте. Петроград, 26 марта 1917 года.

grimnir74.livejournal.com


Смотрите также