Русская живопись и революция 1917 года. Революция картина


Октябрьская Революция в живописи | Красные Советы

К очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции подборка картин посвященных судьбоносному Октябрю 1917 года изменившего историю России и всего человечества. Именно в этот день начался тот путь, который привел советского солдата в Берлин, а советского человека в космос.

Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе.

Принятие решения о вооруженном восстании.

Александр Керенский.

Керенский накануне революции.

Как пройти в Смольный.

Смольный в дни Октября.

Ленин в Смольном.

Великая ночь.

Левый марш.

На Зимний.

Сталин как организатор Октябрьской революции.

Канун Октября.

Перед штурмом.

Аврора.

Залп Авроры.

Залп Авроры. В Зимнем дворце.

Залп Авроры. Смольный.

Последний выход Керенского.

Арест Временного Правительства.

Революция победила.

Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали.

Да здравствует Октябрьская революция.

Революционный Петроград.

Красногвардейцы Петрограда.

Революционный матрос.

Первый декрет Советской власти.

Ленин и революционные матросы.

Выступление Ленина на одном из петроградских заводов.

Ленин в редакции Правды.

Мир народам!

Декрет о мире.

Декрет о мире.

Солдат Революции.

Патруль.

Погромы винных магазинов.

На улицах Петрограда.

В штабе обороны Петрограда.

Вручение Дзержинскому решения об образовании ВЧК. Есть еще один вариант этой картины, где Сталина нет.

Яков Свердлов.

Декрет о земле.

Дзержинский.

Мы наш, мы новый мир построим!

С праздником товарищи! С днем Великого Октября!

red-sovet.su

Октябрьская Революция в живописи - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

К очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции подборка картин посвященных судьбоносному Октябрю 1917 года изменившего историю России и всего человечества. Именно в этот день начался тот путь, который привел советского солдата в Берлин, а советского человека в космос.

Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе.

Принятие решения о вооруженном восстании.

Керенский накануне революции.

Как пройти в Смольный.

Смольный в дни Октября.

Ленин в Смольном.

Великая ночь.

Левый марш.

На Зимний.

Сталин как организатор Октябрьской революции.

Канун Октября.

Перед штурмом.

Аврора.

Залп Авроры.

Залп Авроры. В Зимнем дворце.

Залп Авроры. Смольный.

Последний выход Керенского.

Арест Временного Правительства.

Революция победила.

Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали.

Революционный Петроград.

Красногвардейцы Петрограда.

Революционный матрос.

Первый декрет Советской власти.

Ленин и революционные матросы.

Выступление Ленина на одном из петроградских заводов.

Ленин в редакции Правды.

Мир народам!

Декрет о мире.

Декрет о мире.

Солдат Революции.

Патруль.

В штабе обороны Петрограда.

Вручение Дзержинскому решения об образовании ВЧК. Есть еще один вариант этой картины, где Сталина нет.

Яков Свердлов.

Декрет о земле.

Дзержинский.

Мы наш, мы новый мир построим!

С праздником товарищи! С днем Великого Октября!

Оригинал взят у colonelcassad в Октябрьская Революция в живописи

aloban75.livejournal.com

Бытописатель революции – художник Иван Владимиров: e11enai

Автопортрет. 1910. Частное собрание.

До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза. Его работы воспроизводились, например, в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в 30-40-е годы.

Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде — пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.

Как же попали рисунки Владимирова в Америку? Это отдельный, увлекательный сюжет.

Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917 г. 1917.

Тревожные вести. 1917.

Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов — русской "Нивы" и английского "The Graphic". При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.

Практически всю свою жизнь художник провел в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Все события, имевшие место в "колыбели революции", происходили на его глазах. Согласно Википедии, в 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской милиции. Но, судя по рисункам, бывал он и в провинции, имея возможность наблюдать жизнь крестьян.

Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде.Рисунок из журнала "The Graphic" от 19 января 1918 года.Источник: http://kapuchin.livejournal.com/776823.html

В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA — Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.

За подробной информацией об этих личностях отсылаю читателей к журналу ljwanderer ARA-персонажи.

Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей alma mater — Стэнфордском университете — научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).

Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.

После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.

Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10  — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "Russia in Revolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.

Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)

bigidea4.jpgФрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде. 1923 г.

Напрашивается вопрос — а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен?

Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения.

В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики — это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям.

Вандализм в Зимнем дворце. 1918.

Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.

Изъятие банкнот и облигаций в банке Вавельберга (Невский просп., 25). 1919.

Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.

Сюжет повторен на картине маслом.

Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России

Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.

Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918.

Буржуазия на трудовой повинности. 1920.

Конвоирование арестованных

В подвалах ЧК. 1919.

Дома у генерала Бутурлина. 1919.

Семья греется у печки-буржуйки, которую топят выломанными паркетными дощечками. Но паркетом много не натопишь.

Разборка деревянного дома на дрова.

Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919.

Вариант того же сюжета: семья "бывших" людей, несущая скудный паек, и новые хозяева жизни.

На улицах Петрограда. 1918.

Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.

Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.

Поиски съедобного в помойной яме. 1919.

В последний путь

Генерал — князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).Петроград, июнь 1922 г.

Крестьян, разграбивших помещичьи усадьбы, теперь самих грабит голодный город.

Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги. 1920.

Перед обыском и изъятием. 1920.

Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.

Изъятие церковных ценностей. 1922.

Церковные ценности изымались под предлогом борьбы с голодом. Но настоящую помощь голодающим оказали международные благотворительные организации.

Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922.

Помните гражданина Корейко, укравшего целый состав с продовольствием для голодающих Поволжья?

Продовольственная помощь от АРА. 1922.

Священник с продовольственной помощью от АРА. 1922.

Отдельной темой рисунков Владимирова было изображение советской повседневности, зачастую весьма ироничное.Вот, например, дети пролетариев "приобщаются к искусству" в Летнем саду.

Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.

Еще один вид "приобщения к искусству": рояль, утащенный из разоренной барской усадьбы, служит игрушкой для деревенских ребятишек.

У рояля. 1920-е годы.

Фотограф в деревне. 1918.

Урок коммунизма для крестьян. 1922.

В театре. Царская ложа. 1918.

На посту. 1918.

Здесь, похоже, тот же самый красноармеец. Характерны руки — в золотых часах и кольцах, "реквизированных" у буржуазии.

За чтением газеты "Правда". 1918-1923 гг.

А здесь два нахала — красноармеец и краснофлотец — пристают к женщине из "бывших".

Некому защитить. 1921.

Игра в карты. 1922.

Гуляние. 1920-е гг.

"Субботник". 1923.

Галантный кавалер. 1923.

Советский служащий привел свою даму в ресторан. Замечательно выражение лица старого лакея: "Не тот клиент пошел!"

Гранд-отель "Европа". 1923.

В пивной "Старая Бавария". 1920-е годы.

За знакомство! 1923-1925 гг.

Трактор в деревне. 1925.

Последняя картина — уже начало нового, советского периода в творчестве художника, однако элемент иронии присутствует и здесь.

Часть вышеприведенных работ И.А. Владимирова представлена на его выставке в Музее Современной истории в Москве (Тверская, 21), которая проходит с 10 по 28 февраля. http://www.mk.ru/photo/gallery/11971-195544.html

e11enai.livejournal.com

Русская живопись и революция 1917 года

Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении  новых, до этого невиданных событий в России.

Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис и уникальной культурной революции, к слову, не имевшей тогда никаких мировых аналогов. Содержание данного феномена также не может иметь каких-либо однозначных характеристик.

С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:

  • Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в Серебряном веке принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно — искусства и литературы.
  • Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан бывшей империи, и их приобщение к национальным достижениям искусства.

Русские художники и революция – новые организации, новые задачи

Октябрь 1917 года в основном круто изменил положение и характер деятельности мастеров, чья художественная жизнь и манера уже сложились. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Однако возникшие в первом ее порыве многочисленные и многообразные платформы просуществовали в целом лишь пять следующих лет. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути.

Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:

Возникают же в отечественной живописи на революционном подъеме абсолютно новые направления:

  • «Уновис» как представитель уже революционного авангарда (просуществовал 1 год) – входили М.Шагал, К.Малевич, Л.Лисицкий. Задача объединения – новые формы и новое «чистое искусство» (Расшифровка аббревиатуры – «Утвердители нового искусства»)
  • Группа художников «НОЖ» — по задачам и формам она была близка с идеями «Бубнового валета»
  • «Пролеткульт» — возникает как объединение на принципе создания новой культуры (пролетарской), противопоставленной всему наследию классики

Меж тем, на художественном поприще России, изменившемся с революцией 1917 года, продолжали существовать и художественные группы, державшиеся традиционных форм и глубин философского осмысления – это объединения:

  • «Четырех искусств» — К.Петров-Водкин, Н.Тырса, А.Кравченко
  • «Маковца»  — отец П.Флоренский, В.Чекрыгин

Революция  — новые смыслы и жанры живописи

Вождь революционных событий В.Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:

  • Образования населения (общего), т.е. ликвидации его безграмотности
  • Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей
  • Культурной революции, по словам Ильича, необходимой для «отсталой страны»

Так появились в России целые агитационно-массовые направления, соединяющие в себе живопись, кино, театр, слово.

По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики т.д.  Также эти агитпоезда везли с собой газеты, плакаты и иную продукцию печати, являясь по своей сути на тот момент аналогом СМИ. В тяжелое пятилетие после Октября России почти не располагала иными средствами информации.

Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественными панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку.

Такая живопись непременно дополнялась текстом, объясняющим содержание, а также обязательно мотивирующим зрителя к действию.

Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.

Советский плакат – виды, темы, художники

Основными видами, рожденного революцией вместе с новой страной жанра плаката, стали:

  • Героический и политический тип (худ. Д.С. Моор, В.Маяковский)
  • Сатирический тип (худ. В.Н. Денни, М.М. Черемных)

Агитационная и информативная «нагрузка»  в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.

Советские художники, работавшие в плакатном жанре, вывели его на высокий уровень техники, обладая как своими уникальными манерами, так и личным художественным мастерством.

На самом деле, плакат как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением.

Задачи и функции советского плакатного искусства

Еще в мировую войну газетная графика играла значительную роль, сравнимую с действием прямого или психологического оружия, крушившего врага и поднимающего на бой.

Во времена последующего за войной строительства плакат продолжал реализовывать те же задачи, являясь идеологическим средством. Как покажет вся история СССР, в ней не будет ни одного значительного события или явления, которые останутся вне своего плакатного осмысления.

Таким образом, главными функциями советского плаката являлись:

  • Агитация
  • Информация
  • Сатира
  • И позднее добавившаяся к ним задача – рекламы (с 20-х гг.)

А для целей – это еще и эстетическое воспитание.

Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране:

  • Проводятся тематические плакатные выставки
  • Эти произведения включаются в фонды музеев
  • Помещаются в архивы
  • Открываются учебные курсы

К чести работавших в этом виде искусства художников следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне. Отчасти поэтому в дальнейшем в функции советского плаката добавились, кроме вышеназванных, и задачи:

  • Коммуникации – как связи народа и власти
  • Имиджевые – как формирующие образ самой власти
  • Воспитательные – как разрабатывающие нравственные и социальные темы

О влиянии же революции 1917 на русскую культуру в целом — см. здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Революция глазами художника. - Блог сайта "Взгляд с высоких широт"

О ГЛАВНОМxpomovРаботы художника Ивана Алексеевича Владимирова, сделанные в Петрограде в 1917-1920 гг. Акварельные зарисовки доносят атмосферу первых лет после революции в северной столице и окрестных деревнях."Агитатор". Художник Иван Алексеевич Владимиров. Петроград, РСФСР. 1917 - 1918 гг.И. А. Владимиров. "Петроград. Переезд выселенной семьи" (1917 - 1922)http://phistory.info/agit-history/327-raboty-hudozhnika-ivana-alekseevicha-vladimirova.html

И. А. Владимиров. "Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году"

И. А. Владимиров. "Бывшие царские чиновники на принудительных работах" (1920)

И. А. Владимиров. "В подвалах ЧК" (1919)

И. А. Владимиров. "В поисках сбежавшего кулака" (1920)

И. А. Владимиров. "Голод на улицах Петрограда" (1918)

И. А. Владимиров. "Допрос в комитете бедноты"

И. А. Владимиров. "Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста" (1922)

Ив. А. Владимиров. "Поиски съедобного в помойной яме" (1919)

И. А. Владимиров. "Развлечения подростков в императорском саду Петрограда" (1921)

И. А. Владимиров. "Реквизиция церковного имущества в Петрограде" (1922)

И. А. Владимиров. "Русское духовенство на принудительных работах" (1919)

И. А. Владимиров. "Сжигание орлов и царских портретов" (1917)

И.А.Владимиров." С насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни)" 1917-1918 гг.

xpomov.livejournal.com

Русская революция в живописи И.А.Владимирова

romelena навела на живописца, котрорый интересен в первую очередь, как свидетель тех событий, которые пережил на своём веку.

Иван Алексеевич Владимиров (1870 — 1947) — русский советский живописец и график. Учился в петербургской Академии художеств по батальному классу (1891 — 1897 г.г.) у А. Кившенко и Ф. Рубо. Владимиров создал большое количество жанровых и батальных картин, а также военных зарисовок. Он выступал как продолжатель реалистических и демократических традиций передвижников («На пожаре», 1894 г.; «Благотворитель», 1897 г.; «Горе», 1902 г.).

Общероссийская слава художника баталиста пришла к Владимирову в 1905 г. Его картины «Артиллерийский бой», «На посту в Манчжурии», посвященные событиям Русско-японской войны, были восторженно встречены публикой. Не менее шумный успех имели работы Владимирова на тему Первой русской революции («Баррикада на Пресне» и др.). 

Творчество Владимирова представляет, помимо высокого художнического таланта, особый интерес тем, что почти все его картины написаны по материалам непосредственных личных наблюдений (в качестве корреспондента русских иллюстрированных журналах Владимиров участвовал в русско-японской, балканской и Первой мировой войнах, а также являлся очевидцем декабрьского вооруженного восстания в Москве в 1905 году).

«Расстрел рабочих у Зимнего дворца» 1905

«Захват германских автомобилей» Первая мировая

«В очереди за хлебом» Первая мировая, 1914

«Долой орла» Февраль 1917

«Арест генералов в февральские дни 1917г.»

«На рабочей окраине в дни свержения самодержавия»

Иван Владимиров

Также искусство:Петер ГрикЮ.ЛейдерманА.Устинов

tapirr.livejournal.com


Смотрите также