10 самых впечатляющих фресок Рима, поражающих воображение. Римские картины


Искусство Древнего Рима | История искусства

Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора , и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.

Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.

Архитектура

Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.

Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.

У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.

Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.

Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.

На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и . В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

cvetamira.ru

10 самых впечатляющих фресок Рима, поражающих воображение — 39Rim.ru

Последние изменения: Февраль 14, 2018

Как ни один другой город в мире Рим наполнен ценнейшими произведениями искусства. Многочисленные музеи, художественные галереи, дворцы и виллы хранят огромное количество великолепнейших экземпляров творений человеческого гения разных эпох. В этой статье мы хотим рассказать о самых впечатляющих фресках Рима, увидев которые замирает дыхание от их красоты и осознания того, какая пропасть времени отделяет нас от их созидателей.

 

В Древнем Риме представители высших слоев общества любили украшать свои жилища скульптурами из мрамора, бронзовыми изваяниями, мозаиками и фресками. Подтверждением тому являются многочисленные росписи частных вилл, обнаруженные при раскопках античного города Помпеи. В Риме сохранилось не так много подобных фресок, однако Вечный Город может похвастаться их большим количеством периода VI-XVI веков – важнейшего в истории становления христианства.

фрески, вилла фарнезина, Psyche_Received_on_Olympus

Психея среди богов Олимпа. Рафаэль. 1517

Эпоха Возрождения подарила Риму новый облик, сделала его торжественным и изысканным. Понтифики привлекали известных мастеров к строительству своих роскошных дворцов, реставрациям церквей и декоративному украшению часовен, самой известной из которых является Сикстинская Капелла в Ватикане. Именно с нее и начнем наш рассказ о самых впечатляющих фресках Рима.

GoEuro.com INT

Фрески Сикстинской капеллы

Расположенная в Апостольском Дворце Ватикана часовня Успения Пресвятой Богородицы, более известная как Сикстинская капелла, прославилась на весь мир своими потрясающими росписями. Над декоративным оформлением интерьера одного из главных помещений Святого Престола в свое время работали такие выдающиеся художники как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Пинтуриккио, Пьетро ди Козимо и, конечно же, Микеанджело. Не смотря на то, что капелла до сих пор используется по своему прямому назначению, она почти всегда открыта для свободного посещения.

сикстинская капелла, ватикан, capella_sistina_vatican

Наиболее известными фресками часовни являются росписи ее свода, над которыми трудился великий Микеланджело Буонарроти. Серия сюжетов, взятая им из Книги Бытия, рассказывает об истории дохристианского периода. Работа над декоративным оформлением свода, площадью 512 квадратных метров, длилась 4 года. Подробно о фресках Сикстинской Капеллы мы писали здесь.

Страшный суд Микеланджело

Самая знаменитая работа Микеланджело, украсившая стену за главным алтарем Сикстинской Капеллы, является и самой известной фреской в мире. Именно поэтому мы решили выделить данную работу отдельным пунктом нашего списка.

страшный суд, сикстинская капелла, ватикан, capella_sistina_vatican

Рассматривать это произведение можно часами – более 200 квадратных метров росписи и почти 400 фигур! Над «Страшным судом» Микеланджело Буонарроти работал самостоятельно, без привлечений других художников.

 

Станцы Рафаэля

В начале XVI века глава Святого Престола — Юлий II, урожденный Джулиано Дела Ровере, пригласил Рафаэля Санти для росписи папских апартаментов в Апостольском дворце. Понтифик поручил молодому художнику украсить фресками четыре комнаты.

станцы рафаэля, Stanza

«Станцы Рафаэля», над которым известный мастер работал вместе со своими учениками в период с 1508 по 1524 года, на сегодняшний день являются самыми знаменитыми открытыми для посещения помещениями, находящимися в Ватикане.

Фрески Лоджии Психеи

Вилла Фарнезина, расположенная на набережной Тибра, также может порадовать ценителей прекрасного. Лоджия виллы, изначально являвшаяся открытой, украшена циклом фресок, изображающих истории Амура и Психеи.

вилла фарнезина, farnesina

вилла фарнезина, Loggia_di_Psiche_Villa_Farnesina

вилла фарнзина, Raffael_Loggia_di_Psiche_Villa_Farnesina

 

Работа над декоративным оформлением лоджии была доверена мастерской Рафаэля. Вместе с художником над росписями трудились Джулио Романо, Раффаэллино дель Коллэ, Джован Франчско Пэнни.

Потолок во Дворце Барберини

Увидеть одну из самых впечатляющих фресок Рима можно посетив палаццо Барберини. Главный зал дворца, а точней его потолок, украшает красивейшая роспись, созданная Пьетро да Кортона в первой половине XVII века – «Триумф божественного провидения», занимающая площадь более 400 кв. метров. Она является не только одной из самых значимых работ художника, но и ценнейшим произведением периода раннего барокко.

палаццо барберини

Галерея Фарнезе

Полюбоваться великолепной работой Аннибале Караччи – известного болонского художника XVI века, можно в галерее Фарнезе, являющейся частью одноименного дворца.

фреска вилла фарнезе, Annibale_Carracci_Farnese

галерея фарнезе, Annibale_Carracci, Farnese_gallery

галерея фарнезе, Farnese_Gallery

Однако сделать это не так уж и просто, так как увидеть воочию данное произведение удается не многим. Дело в том, что сегодня в Палаццо Фарнезе располагается посольство Франции и посетить дворец можно лишь по предварительной записи и в строго отведенное время по понедельникам, средам и пятницам и только в составе группы и сопровождении гида. Если Вам нужна помощь в бронировании данного визита, обратитесь в редакцию нашего сайта.

 

Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

Цикл фресок, украшающих стены раннехристианского храма, производит сильнейшее впечатление не только своей красотой, но и тем, что на них изображено. Созданные во второй половине XVI века знаменитым Помаранчо росписи изображают сцены мученичества христианских святых.

Санто стефано ротондо, santo_stefano_rotondo

На фресках можно увидеть практически все виды казней, применявшихся во времена гонений на христиан с I по IV века нашей эры. Данный цикл, являющийся своего рода наглядной энциклопедией мученичества, уникален в своем роде и дает широкое представление о самом сложном и трагическом периоде в истории Церкви. Подробнее о храме и его росписях читайте здесь.

Капелла Карафа

В базилике Санта Мария Сопра Минерва, расположенной недалеко от Пантеона, находится небольшая часовня – капелла Карфа, знаменитая циклом фресок, написанных Филиппо Липпи. Росписи, украшающие стены и свод часовни, являются ценнейшим примером религиозной живописи Рима второй половины XV века.

капелла Карраффа, Capella_carraffa

3D-потолок в базилике Сан Игнацио ди Лойола

Невероятные ощущения вызывает фреска «Триумф Святого Игнатия», созданная во второй половине XVII века Андреа Поццо. Сложная перспектива, идеально подобранные пропорции композиционных элементов, правильное сочетание света и тени, грамотное использование контраста и насыщенности создают удивительно реалистичный эффект. Рассматривая свод базилики Святого Игнатия, начинает кружиться голова от впечатляющей глубины написанного на нем изображения, кажущегося практически бесконечным.

базилика сан игнацио, san_ignazio, frescos, andrea_pozzo

Вилла Ливии

Одним из самых интересных предметов экспозиции Национального Музея в Палаццо Массимо является древняя фреска, найденная при раскопках виллы Ливии – супруги первого римского императора Октавиана Августа. Роспись, датированная первой половиной I века, когда-то украшала покои первой леди империи, а сегодня представляет собой ценнейший экземпляр античной настенной живописи.

фреска вилла ливия, livia

fresco_livia

 

10 самых впечатляющих фресок Рима, поражающих воображение

Средняя оценка 5 Проголосовало 9

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Изобразительное искусство Древнего Рима. Особенности культуры Древнего Рима

Согласно античным преданиям, Рим был образован в середине 8 века до н. э. Культура Римской империи, которая считалась одной из самых влиятельных в период античности, оказала огромное влияние на европейскую цивилизацию. И это несмотря на то, что живопись и скульптура Древнего Рима основаны на греческих мотивах, а театр и музыка неразрывно связаны с этрусскими древними традициями.

Характеристика древнеримского искусства

В отличие от других античных стран, римляне не присваивали искусству воспитательных или нравственных задач. Напротив, изобразительное искусство Древнего Рима несло больше утилитарный характер, так как считалось всего лишь способом рационально организовать жизненное пространство. Именно поэтому важное место в жизни населения этой античной страны занимала архитектура. Цивилизация Древнего Рима до сих пор напоминает о себе монументальными строениями: храмами, аренами и дворцами.

изобразительное искусство древнего рима

Кроме великолепных памятников архитектуры, о культуре Рима в эпоху античности можно судить и по многочисленным скульптурам, которые являлись портретами тех, кто жил в то время. Жизнь в Древнем Риме была всегда подчинена строгим правилам, и в некоторые периоды скульптурные портреты создавались исключительно для того, чтобы увековечить в памяти лица правителей или знаменитых людей. Лишь спустя какое-то время римские скульпторы стали наделять свои статуи характерами или особенными чертами. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов.

Стоит заметить, что особенности культуры Древнего Рима заключаются практически в полном отсутствии таких явлений, как театр - в привычном для нас понимании, а также собственная мифология. Используя созданные греками образы для многих великолепных произведений искусства, римляне или искажали события в угоду своим властям, или вовсе не придавали им большого значения. Происходило это прежде всего потому, что изобразительное искусство Древнего Рима развивалось под влиянием господствующей идеологии, которой были чужды отвлечённо-философские начала и художественный вымысел.

Отличительные черты искусства Древнего Рима

Несмотря на доказанное существование Рима как отдельной цивилизации, историки долгое время не могли отделить древнегреческое искусство от римского. Однако благодаря тому, что многие произведения художественного и архитектурного наследия Древнего Рима были сохранены до наших дней, удалось определить основные черты, присущие исключительно древнеримским произведениям. Итак, какие достижения и изобретения Древнего Рима в области изобразительного искусства характеризуют его как самостоятельное явление?

  1. Архитектурным достижением римлян стало сочетание в постройках пространственного восприятия и художественных форм. Римские зодчие предпочитали возводить отдельные здания и ансамбли в естественных низинах, а если таковых не было, обносили сооружения небольшими стенами.
  2. В противовес греческим пластичным образам римское искусство ставило аллегорию, символику и иллюзорность пространства. Эти изобретения Древнего Рима в отношении скульптурного и художественного изображения позволяли наделять характером не только скульптурные портреты, но и мозаичные или фресочные изображения.
  3. Древнеримские художники развили зародившуюся в Греции станковую живопись, которая на своей исторической родине практически не была распространена.

Несмотря на обилие тонких и едва заметных глазу обывателя особенностей, существует фактор, который позволяет даже неспециалисту определить принадлежность скульптурного или архитектурного объекта к древнеримской культуре. Это его размер. Цивилизация Древнего Рима известна всему миру своими грандиозными зданиями и скульптурами. Их величина в несколько раз превышает аналоги из Древней Греции и других стран.

музыка древнего рима

Периодизация

Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Обусловлено такое явление тем, что социально-экономические и идеологические факторы играли основополагающую роль в изменении стилистически-художественных форм.

Этапами эволюции искусства в Риме принято считать период римского царства (7-5 века до н. э.), республиканский (5-1 века до н. э.) и период Римской империи (1-2 века н. э.). Настоящий расцвет всех видов искусств, в том числе скульптуры, театра, музыки и художественного и прикладного творчества, наступил в конце 1 века до н. э. и продолжался вплоть до падения Римской империи.

Искусство царского периода

Становление древнеримского искусства берёт своё начало в 8 веке до н. э., когда основными мотивами в зодчестве становятся этрусские способы планировки строений, каменной кладки и использования строительных материалов. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Лишь к середине 7 века до н. э., когда римляне колонизировали Грецию, они познакомились с художественными приёмами греков. Стоит заметить, что древнеримские художники уже тогда стремились создавать свои произведения максимально приближенными к оригиналам. Историки связывают это с традицией изготавливать посмертные восковые маски, которые в точности повторяли черты лица человека. Боги Древнего Рима, статуи которых были выполнены в период римского царства, изображались так же, как обычные люди.

боги древнего рима

Искусство республиканского периода

Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). В городах распространяется жилая застройка из многоэтажных домов, в то время как обеспеченные слои населения строят загородные террасные дома, украшенные фресками и скульптурными композициями. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты.

Изобразительное искусство основывалось на портретной скульптуре: официальной и частной. Первая служила цели увековечить государственных деятелей, а вторая существовала благодаря заказам на изготовление статуй и бюстов для домов и гробниц. Общественные здания украшались барельефами с изображением исторических сцен или картин повседневной жизни государства. В храмах же чаще всего можно было увидеть картины (в том числе мозаики и фрески), на которых были изображены боги Древнего Рима.

цивилизация древнего рима

Римская империя: конечный период развития искусства

Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. При изготовлении скульптурных портретов меньше внимания уделяется индивидуальным чертам, которые порой выглядят несколько схематично. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д.). Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.

Декоративная живопись, в отличие от предыдущего периода, становится более сложной из-за внедрения пейзажных и архитектурных фонов. Краски, используемые для фресок, более яркие, а сочетания цветов - более контрастные. Помимо цветной мозаики, широко распространяется чёрно-белая.

изобретения древнего рима

Самые известные скульптурные портреты

Римские портреты государственных деятелей, богов и героев представлены бюстами или полноразмерными статуями. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. В нем чувствуется большое влияние греческого искусства, однако типичные для римлян черты лица и небольшая асимметрия позволяют ещё раз убедиться в том, что древнеримские скульпторы уже тогда, в 3 веке до н. э., придавали своим произведениям максимум реалистичности. Несмотря на отсутствие современных технологий обработки металлов мелкие детали бюста прекрасно выполнены. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.

Наиболее реалистичным всё же принято считать скульптурный портрет Веспасиана, римского императора. Мастер не только в мельчайших деталях передал его образ, но и наделил бюст характерными чертами. Особое внимание привлекают глаза: глубоко посаженные и небольшие они излучают природную хитрость и остроумие императора. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Не менее выразительным получился у скульпторов и бюст ростовщика Луция Цецилия Юкунда, жадные глаза и засаленные волосы которого изображены с поразительной точностью.

театр древнего рима

Великие памятники архитектуры древнеримской эпохи

На сегодняшний день полностью не сохранилось ни одно из зданий, построенных в эпоху Древнего Рима. Самым известным и знаменитым из них считается Колизей - арена, на которой проходили бои гладиаторов и выступления государственных деятелей разного уровня, в том числе и императоров. Не менее яркой историей обладает и храм Сатурна, который неоднократно разрушался и отстраивался вновь. Его в отличие от Колизея увидеть нельзя, так как от великолепного строения осталось лишь несколько колонн. Зато удалось сохранить знаменитый Пантеон, или храм всех богов, который представляет собой достаточно большое здание, увенчанное куполом.

Поэты Древнего Рима и их произведения

Несмотря на позаимствованную у греков мифологию, древние римляне также имели и свои таланты в сфере сложения стихов, песен и басен. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Несмотря на менее выразительную поэтическую и художественную составляющую, эта поэма до сих пор считается эталоном исконного латинского языка. Гораций же, напротив, великолепно владел художественным словом, благодаря чему стал придворным поэтом, а строки из его стихов и песен до сих пор появляются в произведениях многих писателей.

Театральное искусство

Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Лишь иногда древнеримские ценители искусства могли насладиться игрой актёров в сопровождении большого хора. Нередко зрителям демонстрировались цирковые номера, театральная пантомима и сольные или групповые танцы. Отличительной особенностью древнеримского театрального представления являлась многочисленность труппы. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.

Стоит заметить, что костюмам и гриму тогда не уделяли особого внимания. Лишь иногда, играя роль императора или значимого в государстве человека, актёры одевались в более пышные одежды красного цвета. Репертуар состоял в основном из произведений римских поэтов: Горация, Вергилия и Овидия. Нередко неспешные повествования и песнопения в театрах сменяли кровавые бои гладиаторов, на которые зрители шли с не меньшим удовольствием.

характеристика древнего рима

Музыка и музыкальные инструменты

Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. При проведении массовых мероприятий и представлений наибольшей популярностью пользовались музыкальные инструменты, способные производить очень громкий звук: трубы, рога и тому подобное. Однако чаще всего во время исполнения предпочитали струнные инструменты: литавры, арфы, кифары. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Особой популярностью и любовью римского народа в ту эпоху пользовались певцы и кифареды Апеллес, Терпний, Диодор, Анаксенор, Тигеллий и Месомед. Музыка Древнего Рима жива до сих пор, так как сохранены не только основные мотивы, но и музыкальные инструменты.

Влияние древнеримского искусства на современность

О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Конечно, характеристика Древнего Рима, а точнее сказать той его области, которая относится к искусству, до сих пор не представлена в полном объёме. Тем не менее уже сейчас можно утверждать то, что архитектура, скульптура и изобразительное искусство древнеримской эпохи напрямую повлияли на культурную составляющую практически всех европейских государств. Особенно это заметно в архитектуре, когда гармония и величественность зданий заключена в чёткую симметричную форму.

fb.ru

Римские фрески. История живописи. Том 1

Римские фрески

Тем не менее как раз один из самых ценных памятников античного искусства, а именно фрески, найденные в развалинах дома на Эсквилинском холме в Риме, - ландшафты, среди которых представлены похождения Одиссея. Эти фрески, исполненные в мягких и довольно правдивых красках, в бойкой "импрессионистской" манере, со значительно развитым чувством пространства (но, по-видимому, без теоретических знаний перспективы), означают, во всяком случае, такое понимание природы и такой интерес к ней, каковые не были известны древним культурам Египта и Ассирии. Однако и в них не найти понимания природы в современном смысле или в том, что уже проглядывает в готической миниатюре или в живописи старых нидерландцев и венецианцев. Художник, писавший (в I в. до н.э.?) эти фрески, отнесся к своему предмету довольно "свысока", в качестве виртуоза и импровизатора. Нет любовного отношения к жизни природы. Общий эффект передан с некоторой иллюзорностью (фрески тянутся фризом под потолком и разделены одна от другой расписанными красными пилястрами, а следовательно, весь цикл должен играть роль некоторого trompe lоеilя), но в отдельных формах не проглядывает глубокого с ними знакомства. Скалы и горы выглядят вспухшими зеленоватыми массами или картонными кулисами; тростник и трава расположены "зря", взъерошенными пучками; береговые ниши нарисованы очень приблизительно; краски, в которых доминируют серо-зеленые, серо-голубые и оливковые тона, однообразны так, что лишь только изображением "Царства мертвых" может быть объяснено желание художника передать унылый характер местности.

Чрезвычайное значение для интересующего нас вопроса представляет роспись виллы, открытой в 1863 г. в месте "ad Gallinas Albas" под Римом.

Экзекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи амфоры.

Эта роспись, покрывающая сплошь стены комнаты, представляет из себя несомненную попытку создать в закрытом помещении иллюзию сада. Мы видим низкие барьеры с разнообразными прорезными орнаментами (вроде трельяжей XVIII в.), клетки с птицами и на фоне неба - деревья и кусты с цветами, часто довольно ясно характеризованные, как-то: лавр, шиповник, персиковое дерево и т. д. На ветках и на трельяжах сидят певчие птицы. Возможно, что во фресках виллы ad Gallinas Albas мы имеем образец творчества Лудиуса или его школы. Эти фрески указывают, во всяком случае, на то, что живопись в I в. до н. э. задавалась только иллюзионными задачами и что культ природы уже тогда достиг той степени, когда горожанин начинает чувствовать потребность видеть в своих стенах убедительное напоминание о природе. Новейшие исследования доказали, что эта отрасль живописи происходит с востока, из азиатских центров эллинской (или, вернее, эллинистической) культуры, а также из Александрии, где садоводство повсюду было в чрезвычайном ходу и где во II в. до н. э. славился подобными картинами упомянутый Деметрий, работавший при дворе царя Птоломея Филомета и переселившийся затем в Рим[11].

В этот поздний период античной живописи, который нам единственно (да и то приблизительно) известен по сохранившимся памятникам, господствовали (на протяжении всех римских владений) художественные вкусы, выработанные эллинистическим искусством, одним из центров которого была Александрия. Признаками этих вкусов можно считать реализм, доходивший до преследования иллюзии, игривую грацию и остроумную изобретательность, нередко впадавшую в вычурность. Античное искусство переживало в то время своего рода эпоху "барокко" - оно уже было "разменяно", ослаблено учениями любителей и теоретиков, обезличено эклектизмом. Но именно в это же время (как и в XVII в., в дни настоящего барокко) высоко развилась виртуозность в изображении видимого мира и чрезвычайно богатая декоративность.

Эти особенности поздней классической живописи нашли себе прельстительное отражение в росписи помпейских стен и в немногих остатках древней живописи в самом Риме. Однако о том, какое отражение это нашло по отношению к лучшему в искусстве своей эпохи, мы можем лишь догадываться, ибо ни одного выдающегося в свое время памятника до нас не дошло, а по одним "копиям" и ремесленным вариантам, разумеется, нельзя судить об оригиналах.

Искание иллюзии доходило у поздних греков (греческой нужно считать и всю живопись Рима) до изощренности, граничившей иногда с безвкусием. Так, нам известно существование мозаичного пола в Пергамосе, исполненного мастером мозаики Созосом и представлявшего "невыметенный пол", на котором остались разбросанными всевозможные объедки[12]. Там же находилось превозносимое Плинием изображение голубей, сидящих вокруг чаши[13]. Особенно поражала верной передачей натуры тень (отражение?) на воде от головы пьющего голубя. Несколько подобных примеров преследования иллюзии можно найти в сочинениях древних писателей, трактующих о живописи[14], а среди фресок и мозаик, найденных в Помпее и Риме, едва ли не половина принадлежит к этому художественному порядку.

Голуби на чаше. Мозаика виллы Адриана в Тиволи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Искусство Римской республики. | Искуству.ру

Периодизация

- Период развития племен Италии, этрусская культура: 8 – 2 вв. до н.э. - «Царский » период Древнего Рима: 8 – 6 вв. до н.э. - Республиканский период Древнего Рима: 5 – 1 вв. до н.э. - Императорский период Древнего Рима: 1 – 5 вв. н.э. (падение Рима в 476 год н. э.).

Искусство этрусков

Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков. До римского владычества в Италии, самой значительной культурной областью была Этрурия (кроме греческих городов) – область, лежащая на западной стороне Аппенинского полуострова. Период наибольшего политического расцвета Этрурии – 6 в. до н.э.

Древняя италия

Архитектура

Этрусские храмы по типу очень похожи на греческие, но - стояли на высоком пьедестале, - имели сильно выступающий карниз, - обычно богато украшались терракотовыми деталями. Этруски применяли так называемый тосканский ордер, похожий на дорический (колонны без каннелюр, но имели базу и похожую на дорическую капитель). Эта архитектура сложилась под влиянием Греции архаического периода.

Изобразительное искусство

Со второй половины 7 в. до н.э. искусство этрусков развивается под влиянием Греции. Как и в Греции эллинистического периода в росписях конца 5 – 3 вв. до н.э. меняется настроение в живописи, изображаются мрачные картины подземного мира, владыки Аида – Плутон и Прозерпина, … В изображении заупокойных пиров участники полны грусти и печали. Именно в 5 в. до н.э. Рим начал военные действия против Этрурии.

	Роспись могилы Щитов в Тарквиниях. Деталь женской фигуры. Роспись могилы Щитов в Тарквиниях. Деталь женской фигуры. Фреска. ок. 280 г.до н.э.

Роспись гробницы Чудовища в Тарквинии. Портрет Арнти Велхас. Фреска. Нач.4 в. до н.э. Роспись гробницы Чудовища в Тарквинии. Портрет Арнти Велхас. Фреска. Нач.4 в. до н.э.

С 4 в. до н.э. и в последующие столетия большое место в этрусском искусстве занимает портрет – в росписях гробниц и в скульптуре.

К 280 г. до н.э. Этрурия уже вся была завоевана Римом. В 3 – 2 вв. до н.э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй подъем, хотя и не такой блестящий, как в 5 – 4 вв. до н. э. Искусство продолжает развиваться по двум направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое – традиционно-местное. Самобытность этрусского искусства более всего проявилась в портрете. Теперь в обычай входит захоронение в саркофагах и урнах с изображением возлежащего покойного на крышке. Такой портрет чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического.

Крышка с урны с изображением покойных. Терракота. Крышка с урны с изображением покойных. Терракота.

Статуя Авла Метелла. Бронза. Н – 1, 79 м. после 89 г. до н.э. Старые этрусские традиции видны в большой бронзовой статуе оратора. Статуя Авла Метелла. Бронза. Н – 1, 79 м. после 89 г. до н.э. В портрете хорошо видно внимание этрусков к физиономическим особенностям.

Искусство Римской республики

К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой. Высший орган власти - сенат, куда могли входить только представители аристократии (патриции). Римский поэт Гораций говорил: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклонялись перед художественным гением греков. В середине 2 в. до н.э. Рим занял господство во всем Средиземноморье. Карфаген был разрушен, Греция и Македония превращены в римские провинции. С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситепь, Лисипп.

Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э. По легенде весталка родила двух близнецов от бога Марса. Весталки - жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия. За нарушение своего обета она была осуждена на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. Когда разлив спал, корзина очутилась на сухом месте. На плач близнецов прибежала волчица, спустившаяся с окрестных гор к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Выросши, они кроме охоты стали заниматься еще тем, что нападали на разбойников, отнимали у них добычу и делили ее между пастухами. В конце концов, раскрылась тайна о том, что они внуки царя. Братья решили основать новый город в тех местах, где были найдены. При основании его они поссорились, и Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Архитектура

Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал). Центральная площадь Древнего Рима – Римский форум (форум Романум). В дальнейшем еще пять форумов (площадей) примкнули к первому. В результате постепенной застройки форум приобрел асимметричный характер. Сооружения времени республиканского Рима свидетельствуют о полном овладении греческими ордерами. В основном сооружения строились из известняка, туфа, частично из мрамора.

Храм Сатурна на форуме Романум. 1 в. до н.э. Храм Сатурна на форуме Романум. 1 в. до н.э.

В римской архитектуре стал распространен тип круглого храма - толос. В этих храмах применяли коринфский ордер, излюбленный римлянами, воспринятый ими у греков.

Храм Весты на Бычьем форуме (рынке) Храм Весты на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э.

На Бычьем форуме располагается еще один храм времени Римской Республики. Уникальный пример псевдопериптера.

	Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э. Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э.

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э. Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э. Черты римской архитектуры – подиум, четырехколонный глубокий портик.

Храм Весты в Тиволи. 1 в. до н.э. Еще один храм, круглый в плане. Храм Весты в Тиволи. 1 в. до н.э.

В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат "Десять книг об архитектуре", который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского искусства. Но в греческом искусстве господствующими были образы богов, мифологических героев, атлетов. Портрет в Греции зародился относительно поздно (в середине 5 в. до н.э.). В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение. В портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства. Также и в живописи получают распространение не мифологические темы, а сюжеты, рассказывающие о конкретных событиях.

Архитектура

Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая скульптура:

Волчица с Капитолия. V в. до н. э. Рим, Музей Капитолия. Волчица с Капитолия. V в. до н. э. Рим, Музей Капитолия. Превосходная техника бронзового литья говорят о том, что это работа этрусских мастеров.

Согласно сложившемуся культу знатные римляне заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов. Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно уже по мертвому лицу. Они ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности. Выражение лица в таких портретах всегда спокойно, обозначены морщины на лбу, взор безжизненный, уголки рта опущены. Волосы коротко подстрижены и прилегают ко лбу. Чаще всего изображены мужчины, уже в годах. В женском портрете ярко выступает характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации.

С развитием общественной жизни и ростом роли полководца-завоевателя, государственного деятеля в Риме появляется не только надгробная, но и светская скульптура. Эта скульптура представляет собой почетную статую римлянина закутанного в тогу.

	Статуя римлянина с портретами предков. Мрамор. 25 – 21 гг. до н.э. Статуя римлянина с портретами предков. Мрамор. 25 – 21 гг. до н.э.

Подобный рисунок драпировки, только более мягкий сохранится на статуях 1 – 2 в. н.э.

Живопись

В Риме 2 – 1 вв. до н.э создаются картины с изображением битв и триумфов (известно по литературным источникам). Батальные картины точно воспроизводили местность, где происходила битва, и расположение войск. Такие картины везли в триумфальном шествии и выставляли в общественных местах для всеобщего обозрения. На картинах писались портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колесницах.

1-й декоративный стиль - инкрустационный. Все архитектурные детали (пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры) делались объемными из штукатурки, а потом расписывались.

Фреска из Самнитского дома. Фреска из Самнитского дома.

2-ой декоративный стиль – архитектурно-перспективный. Архитектурные детали не создаются объемными, а изображаются средствами живописи (колонки, пилястры, сложные карнизы, ниши). Впечатление объемности достигается использованием перспективного сокращения. В декорацию стен вводятся тематические картины (чаще всего повторение греческих оригиналов).

Фреска из Самнитского дома. Вилла Мистерий. 60-е гг. до н.э.

Фреска 2 помпеянского стиля виллы Мистерий. Помпеи. Фреска 2 помпеянского стиля виллы Мистерий. Помпеи.

Бичуемая девушка и вакханка. Фрагмент фрески виллы Мистерий. Помпеи. Бичуемая девушка и вакханка. Фрагмент фрески виллы Мистерий. Помпеи.

iskusstvu.ru

Искусство Римской империи. | Искуству.ру

К концу 1 в. до н. э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Его обширные размеры вызвали необходимость в централизации управления. В результате сложилась военная диктатура. При Октавиане Августе диктатура была превращена в монархию (единоличная власть, передающаяся по наследству). С конца 1 в. до н. э. по конец 3 в. н. э. монархия была замаскирована республиканскими учреждениями (официально считалось, что власть в римском государстве разделена между императором и сенатом). Это было данью республиканским традициям.

Правление императора Августа

(27 г. до н. э. —14 г. н. э.)

Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. — время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука — работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий.

Для искусства времени Августа характерны поиски нового стиля, т.к. империя выдвинула новую идею божественности императора. Римские художники настоятельно обращаются к греческому искусству классической эпохи — 5 - 4 вв. до н. э. Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты.

В Риме строится форум Августа. В отличие от предыдущих форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной (высота ее 36 м. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика — почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н. э. В постройке его принимали участие греческие мастера.

«Квадратный дом» в Ниме

Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — так называемый «Квадратный дом» в Ниме. Закончен в в первые годы нашей эры. Поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма— коринфский. В отличие от рассматривавшегося выше храма Фортуны Вирилис целла храма в Ниме более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.

Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки, колонны, ростры (ораторские трибуны).

Арка Августа в Римини (27 г. до н. э.). Наиболее интересна Арка Августа в Римини (27 г. до н. э.). Это однопролетная арка строгих простых очертаний, увенчанная аттиком * с посвятительной надписью. Она была построена в 27 году в честь Цезаря Октавиана Августа в Римини на точке пересечения via Flaminia и Via Emilia – тех самых важнейших дорог империи.

законченный в 13 г. до н. э. 
	Театр Марцелла Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н. э. Театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. Здесь впервые встречаемся с характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое – это «римская ячейка». Эта архитектурная система найдет свое самое совершенное Выражение в Колизее.

Изобразительное искусство

времени правления Августа

В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета.

Статуя императора Августа из Прима Порта (1 в. н. э.) Статуя императора Августа из Прима Порта (1 в. н. э.) - пример официального портрета. Август изображен в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску. Черты лица идеализированы. Подпорка выполнена в виде дельфина с Амуром. Влияние греческой скульптуры 5—4 вв. до н. э. чувствуется в - постановке фигуры, - раскраске мраморной скульптуры. Римские качества: - репрезентативность, - строгость пластической формы, граничащая с холодностью.

Статуя Августа в виде Юпитера, восседающего на троне. Эрмитаж. Статуя Августа в виде Юпитера, восседающего на троне. Эрмитаж. Характерная черта римского официального портрета - идеализация и торжественная парадность образа.

портретная статуя Августа в тоге Несколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге. Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета — здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.

портрет Агриппы Реалистические тенденции римского портрета отчетливо проявились в портрете Агриппы, сподвижника Августа, полководца и государственного деятеля. Большая сила воли, твердость и решительность.

Портретная статуя Германика Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н. э.), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека, изображенного обнаженным, как греческий герой.

Правление династии Флавиев

вторая половина 1 в. н. э.

Архитектура

приобретает более грандиозный масштаб. Задача: - Красота и изящество греческих храмов, - Роскошь и пышность колоссальных сооружений Древнего Востока. К концу 1 в. н.э. Рим приобрел облик столицы мировой державы. Образец – эллинистическое искусство, а не классический период как во время правления Августа.

Колизей Колизей Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала "хлеба и зрелищ", императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Самый большой из них был сооружен в Риме в 75-80 годах и в середине века получил название Колизей от латинского слова "колоссеум" (колоссальный).

Колизей Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей. Размеры арены позволяли выпускать до 3090 пар гладиаторов одновременно. В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей.

Колизей Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных блоков травертина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы.

Колизей Столбы, которые служат опорой арок, украшены полуколоннами, утратившими свое конструктивное значение и сохранившими характер архитектурной декорации. В первом ярусе к столбам приставлены полуколонны дорического ордера, во втором - ионического, в третьем - коринфского, гладкую стену четвертого яруса расчленяют коринфские пилястры. Колизей построен из туфа; облицован более твердым травертином. В конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон.

Триумфальная арка Тита. Другим выдающимся произведением времени Флавиев была Триумфальная арка Тита. Воздвигнута в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо рассматривается как один из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени. Мощная по формам однопролетная арка украшена колоннами с композитными капителями. Высокий, строгий аттик с посвятительной надписью. Была задумана как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась). Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством. Композитные капители колонн примененны здесь, по-видимому, впервые.

Изобразительное искусство

правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев

Вторая половина 1 в. н. э. - время высоких достижений в римском портретном искусстве. Портрет времени Августа носил идеализирующий характер. Мастера обращались к греческому искусству классического периода (4 – 5 вв. до н. э.). А портретисты второй половины 1 в. н.э. (правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев) опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства. Характерно большая - реалистичность, - живописность, - театральность.

- стремление к индивидуализации портретного образа, - создание острых характеристик, - оживление лица мимикой, - подчеркивание самых ярких черт (самодовольно-скептическая складка губ Вителлия, усмешка Веспасиана, гримаса Цецилия Юкунда).

Портрет Нерона Портрет Нерона

Василий Сергеевич Смирнов (1858 - 1890). Смерть Нерона. Василий Сергеевич Смирнов (1858 - 1890). Смерть Нерона. 1888

портрет императора Вителлия Портрет императора Вителлия — с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства облик этого императора, славившегося своим обжорством. Один из лучших памятников римской портретной скульптуры 2 пол. 1 в. н.э.

бюст банкира Цецилия Юкунда Еще более ocтpo и резко дана характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда — душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью.

Портрет римлянки Портрет римлянки в модной высокой прическе из завитых локонов более тонок по характеристике; в нем нет резких акцентов. Однако сохраняется реалистическая правдивость: за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются черты ее характера — эгоизм, душевная холодность. Этот портрет отличается большой технической изощренностью в обработке мрамора.

Декоративно-прикладное искусство

В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем.

Серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале, поразительны по красоте и совершенству работы. 1 в. н.э.

Римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян.

Живопись

1 в. н. э

В этот период развиваются третий и четвертый стили живописи.

3-й декоративный стиль (конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным.

Наказанный амур. Фреска из дома «Наказанного амура». - большая реалистичность и объемность форм.

		Фреска 4-го декоративного (помпеянского) стиля из Геркуланума. Фреска 4-го декоративного (помпеянского) стиля из Геркуланума. Относящиеся, ко второй половине 1 в. росписи 4-й декоративный стиля свидетельствуют о новых вкусах. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, имеют пространственный и динамический характер. Гамма красок пестра. Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты.

Женщина с ручкой. Женщина с ручкой. Настенная роспись из Помпей. 4-й декоративный (помпеянский) стиль 2 век н.э. называют золотым веком Римской империи. Кроме Рима в это время переживают расцвет Провинции. 2 век н.э. – правление династии Антонинов (96 – 192 гг.): Нерва (96 - 98 гг.), Траян (98 – 117 гг.) – первый римский император из провинциальной (испанец) знати. Ведет активную завоевательную политику. Завоевал Дакию, превращает Армению в римскую провинцию. В его правление Римская империя включает в себя максимальные территории. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Адриан (117 – 138 гг.) – пришлось отказаться от некоторых завоеваний Траяна. Главная задача – укрепление границ для сохранения огромной римской державы. Большое внимание уделял управлению провинциями. Щедро субсидировал строительство в провинциях. Поклонник греческой культуры (так называл себя сам). Антонин Пий (138 – 161 гг.). Марк Аврелий (161 – 180 гг.) – выдающийся философ стоик. Золотой век закончился. Внешнеполитические проблемы – натиск соседних племен. Внутри империи – восстания провинций. Все больше получает распространение христианство, особенно в восточных провинциях. В искусстве – архаизирующие тенденции. Коммод (180 – 192 гг.) – последний представитель династии. При нем – террористический режим.

Архитектура

В 1 пол. 2 в. при императорах Траяне и Адриане – в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений. Во 2 пол. 2 в. – строительство в столице сокращается, становится скромнее в размерах и украшении.

Мост Фабриция в Риме . I в. до н. э. Мост Фабриция в Риме . I в. до н. э. Эпоха республики

Акведук в Сеговии. Кон. I — нач. II вв. Камень, бетон. Испания. Акведук в Сеговии. Кон. I — нач. II вв. Камень, бетон. Испания. Построен при императоре Траяне. двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему гармонично вписывается в окружающий пейзаж.

Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. — I в. н. э. Франция . Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. — I в. н. э. Франция . Одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки. Великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город — трудно поверить — миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.

Гарский мост (акведук в Ниме). Деталь. Гарский мост (акведук в Ниме). Деталь.

Акведук в Ниме. Аэрофотография. Акведук в Ниме.Аэрофотография.

Мост Сант-Анджело . II в. Рим. Мост Сант-Анджело . II в. Рим. Был построен с целью соединить Замок Сант-Анджело (Мавзолей Адриана) с Марсовым полем. Украшавшие мост статуи были заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.

Аппиева дорога в Риме (Via Appia). IV—III вв. до н. э. Аппиева дорога в Риме (Via Appia). IV—III вв. до н. э. первая римская мощеная дорога, она была проложена со стратегической целью между Римом и Капуей, протяженность составляла около 350 км. была выложена из квадратных камней, по ней свободно могли проехать, не сталкиваясь, два воза.

Аркада на Новой Аппиевой дороге (Via Nuova). Аркада на Новой Аппиевой дороге (Via Nuova).

Строительство при ТраянеСтроительство при Траяне Форум Траяна . Около 100 г. Крупнейший архитектор того времени Аполлодор Дамасский. - самый крупный ансамбль Древнего Рима, самый красивый. Был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников. - состоял из нескольких частей, а не из одного перистильного двора, как раньше: 1. Пятинефная базилика Ульпия – крупнейшая в Древнем Риме, 2. Две библиотеки — греческой и латинской литературы – в перистильном дворе. 3. Колонна Траяна стояла между библиотеками, 4. Храм Траяна – в еще одном дворе.

Колонна Траяна . II в. Высота 40 м. Колонна Траяна . II в. Высота 40 м. - воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). - рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. - император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.

Еще одна часть форума Траяна – лавки Траяна (рынок Траяна). Еще одна часть форума Траяна – лавки Траяна (рынок Траяна). Форум задумывался не просто как городская площадь. Чтобы гарантировать себе народное признание Траян приказал построить на Форуме своего рода торговый центр. Лавки – два мощных полукружия, обращенные в сторону главной площади. Правое полукружие - пятиуровневый торговый комплекс, располагался на склоне холма высотой в 40 метров. Насчитывал ни много ни мало — 150 лавок.

Новые быстрые и экономичные методы строительства: - стены лишь облицовывались кирпичом. - кирпичи разрезались пополам для снижения затрат. - стена – из смеси из бетона с камнями, это и позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей. - мастерство римлян в обращении с кирпичом не только как со строительным, но и как с отделочным материалом.

Пантеон (храм во имя всех богов). Архитектор Аполлодор Дамасский. Пантеон (храм во имя всех богов). Архитектор Аполлодор Дамасский. - первое здание было построена в 27—25 гг. до н. э. императором Агриппой. Сгорело во время пожара. - новое здание построено в 1 пол. 2 в. при императоре Адриане. - фасад выражал владычество Рима над миром. - греческий портик поддерживают 16 колонн, вытесанных из египетского гранита, привезенных из Асуана.

Пантеон. Реконструкция. Разрез. Пантеон. Реконструкция. Разрез. Размер диаметра создан из расчета пропорций человеческого тела

Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену. - нижний ярус с колоннами и нишами прорезан сводчатыми арками. - верхний – меньше, более плоский. - на нем покоится купол, украшенный кессонами.

Купол Пантеона - самый большой куполом античности. Д – 43,2 м. Купол Пантеона - самый большой куполом античности. Д – 43,2 м. Он оставался крупнейшим в Европе, пока в 15 в. архитектор Брунеллески не создал купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца. Окулус (Д – 9 м) — «глаз Пантеона» - единственное в здании отверстие для освещения вентиляции.

Пантеон. Реконструкция. Разрез. Пантеон. Реконструкция. Разрез.

Строительство при Адриане

Вилла Адриана . II в.Тиволи. Вилла Адриана . II в.Тиволи. Адриан был архитектором-любителем, умел составлять проекты и чертежи. Он - соавтор проекта своей виллы. Вилла была стилизована под египетский храм. На территории виллы были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались Адриану во время его путешествий.

  Вилла Адриана. II в. Бассейн-канопа. Вилла Адриана. II в. Бассейн-канопа.

Мавзолей Адриана - замок Сант-Анджело (Святого ангела). Мавзолей Адриана - замок Сант-Анджело (Святого ангела). II в. Рим. - выстроен по указу Адриана. - частично перестроен в средние века, получил название замка Сант-Анджело (Святого ангела). - величественный монумент - Здание стоит на огромном квадратном основании - на основании - цилиндрический барабан - сверху барабана – был насыпан огромный земляной холм, усаженный деревьями, а - по его краям установлены мраморные статуи. - выше, в самом центре находился подиум с колоннами, поддерживавший бронзовую квадригу со статуей Адриана.

Арка Адриана. 2 в. Афины. Арка Адриана. 2 в. Афины. Входила в стену, отделявшую Адрианополь от Афин. - Своеобразное сочетание арочного проема первого яруса и колоннады второго 21:58 06.05.2010яруса, поддерживающей антаблемент.

Макет Рима эпохи Империи, сделанный французским архитектором Полем Биго для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Макет Рима эпохи Империи, сделанный французским архитектором Полем Биго для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Королевский музей искусства и истории. Брюссель.

Скульптура

В 1 пол. 2 в. стиль портретов и рельефов остается античным. В последней трети столетия – появляются черты «варваризации» (рельефы колонны Марка Аврелия). Портреты времени Траяна: - Некоторое возвращение к традициям республики. - Спокойное выражение лица. - Суховатая трактовка. - Скромные прически.

Голова императора Траяна . II в. Голова императора Траяна . II в.

Портреты времени Адриана. Снова меняется характер: - Статуи перестают раскрашивать. - Радужная оболочка глаза, зрачок, брови передаются резцом. - Поверхность лица и обнаженных частей тела полируется до блеска. - Волосы оставляются матовыми.

Голова императора Траяна . II в. Портрет императора Адриана. 2 в. В портретах Адриана - подражание греческим портретам философов и драматургов.

Антиной. (ок. 110 – 130 гг.) Антиной. (ок. 110 – 130 гг.) — греческий юноша, уроженец малоазийской провинции, фаворит римского императора Адриана, обожествленный после смерти.

Скульптурный портрет при Марке Аврелии. При сохранении сходства, всем портрета присущи общие черты: - Выражение грустного раздумья, - самоуглубленность, - печаль.

Портрет сириянки. 2 в. Портрет сириянки. 2 в.

Конная статуя Марка Аврелия Тип статуи всадника на спокойно шагающем коне был создан еще в архаическом греческом искусстве. Судьба конной статуи Марка Аврелия (2 в.) интересна тем, что в средневековье ее приняли за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым. Поэтому она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась. В 16 в. даже была установлена на Капитолийской площади в Риме и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения.

В правление Коммода в портрете сохраняются черты предшествующего времени.

Коммод в виде Геркулеса. 2 в. Коммод в виде Геркулеса. 2 в. - Выражение мечтательной меланхолии, хотя это было совсем не присуще жестокому характеру тирана.

Рельеф достиг особого блеска во 2 веке.

Колонна Траяна . II в. Высота 40 м. Колонна Траяна . II в. Высота 40 м. - воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). - Статую Траяна наверху колонны в 16 в. заменили фигурой ап.Петра. - Колонна дорического ордера. - Рельефы - непрерывный фриз. - изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. - Точный рассказ о походах (местность, город…). - Здания и природа уменьшены, а люди – во всю высоту рельефа, т.к. они – главные. - император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. - Рассказ прерывается изображением Победы (Виктории), которая записывает на щите имя победителя. - Черты Виктории и Дуная – повторяют эллинистические образы.

Рельеф колонны Траяна. Рельеф колонны Траяна . II в. Фрагмент. Был пестро раскрашен. - Детали позолочены.

Рельеф на базе колонны Антонина Пия. Рельеф на базе колонны Антонина Пия. 2 в. Изображен апофеоз Антонина и его жены Фаустины и легионеров. - Композиция кажется составленной из отдельных малосвязанных частей. - Статичность и условность композиционного решения. - Внизу – лежащая фигура, олицетворяющая реку Тибр, и сидящая Рома – явно скопированы с эллинистических образцов. - В центре по диагонали – летящий гений с огромными крыльями – вытянутая, плоская, не гармонизирует с окружающим. - Вверху фигуры императора и императрицы – их портреты исполнены традиционно.

Колонна Марка Аврелия. 2 в. Колонна Марка Аврелия. 2 в. Стояла на Марсовом поле. - Посвящена походам против германских племен и сарматов. - Общая композиция спирального рельефа такая же как и в колонне Траяна. - Чередуются эпизоды из военных походов и сражений. Ярко проявились новые черты: - Больше драматических сцен, где особенно подчеркиваются ужасы войны. Юпитер (податель спасительного дождя после засухи) изображен не величественным эллинистическим божеством, а в виде страшного крылатого демона. - Пренебрежение анатомическим построением фигур, особенно варваров. - Новые приемы обобщенности, даже живописности – нет тщательной проработки причесок, бороды, деталей лица – только живо обозначены резцом.

3 век н.э.

В 3 в. - правление династии Северов. Характерные черты: - Частая смена императоров. - Императоры опираются не на принципат (сенат), а на войско. - Отпадение провинций (появление в разных частях империи самостоятельных правителей). - Усиление наступления соседних народов (на северных и восточных границах). - Упадок сельского хозяйства, ремесла, торговли. - Широкое распространение христианства. - К христианству начинают примыкать представители власти.

Архитектура

- Несмотря на разруху и обеднение империи воздвигается несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений. - Памятники должны были утвердить подданных в богатстве и щедрости императора. - Повышенная декоративность архитектуры и репрезентативность стремились компенсировать снижение числа построек.

Арка Септимия Севера Арка Септимия Севера . III в. Н - 20м. Рим. Закрывает с северо-востока Форум Романум (Римскую площадь). Воздвигнута в ознаменование побед, одержанных Септимием Севером в двух сражениях с парфянами. Поверхность почти полностью украшена рельефами с изображением римских солдат и парфянских пленников.

Термы Каракаллы . III в. Рим. Термы Каракаллы . III в. Рим. Термы – бани: общественное здание. Вмещали до 1800 человек. - Сложнейшая инженерная система. Сложностью конструкции и санитарно-техническому оборудованию термы выделялись среди прочих сооружений.

Термы Каракаллы . III в. Рим. Термы Каракаллы в Риме. 3 в. Центральный блок. Перспектива. Огромный комплекс: - Бассейны (с холодной и горячей водой) и ванны, - Палестры – площадки для спортивных упражнений, - Многочисленные помещения для отдыха, - Библиотеки, - Магазины и пр.

Термы Каракаллы . Тепидарий (центральный зал). Реконструкция. Термы Каракаллы. Тепидарий (центральный зал). Реконструкция. Своеобразная энциклопедия конструктивных и художественных приемов. Фригидарий (бассейн с холодной водой) не был перекрыт сводом. Тепидарий – завершен тремя мощными крестовыми сводами. Кальдарий (бассейн с горячей водой) – имел купольное перекрытие. Здание производило огромное впечатление: - Колоссальные размеры, - Превосходная отделка помещений, - мозаики, скульптуры.

Термы Каракаллы в Риме. Аэрофотография. Термы Каракаллы в Риме. Аэрофотография.

Термы Диоклетиана. Кон. 3 в. Рим. Термы Диоклетиана. Кон. 3 в. Рим. При императоре Диоклетиане в кон. 3 в. возводятся самые крупные термы Рима. вмещали до 3200 человек. Грандиозные термы свидетельствуют о подражательности и эклектизме в римской архитектуре этого времени.

Брюллов Александр Павлович. Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823г. Брюллов Александр Павлович. Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823г.

Термы Диоклетиана. Главный зал (тепидарий) Термы Диоклетиана. Главный зал (тепидарий), в 1563 г. превращенный Микеланджело в церковь Санта Мариа деи Анджели.

Скульптура

3 век

Реалистический портрет с острой психологической композицией еще раз переживает свой расцвет. Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть, Уходит выражение мягкой грусти и меланхолии. Портреты передают не настроение, а характер.

Юлия Домна (жена императора Септимия Севера). Мрамор. Юлия Домна (жена императора Септимия Севера). Мрамор. 3 в. - Больше активности и энергичности, чем задумчивости.

Бюст Септимия Севера. Бюст Септимия Севера. Кон. II— нач. III вв. - Энергичный, решительный человек.

Бюст Септимия Севера. Каракалла. 3 в. - Крутой нрав, подозрительность и грубость одного из самых жестоких деспотов Рима.

Саркофаг Людовизи. 3 в. Смешение различных стилистических приемов. Саркофаг Людовизи. 3 в. Сцена сражения конных и пеших римлян с варварами. Переплетаются тела римлян, варваров, коней. Образы римлян – анатомически правильные, заимствованы с рельефов колонны Траяна. Варвары – подчеркнуто безобразные дикари. - Рельеф очень высоки. Местами переходит в почти круглую скульптуру.

Живопись

3 век

Старым реалистическим традициям следуют мастера терм Каракаллы.

Мозаика Терм Каракаллы. Мозаика Терм Каракаллы. Атлеты. III в. - Пол в палестре изображал атлетов-победителей в натуральную величину. - Развитая мускулатура резко и объемно подчеркнута, - Но в общем построении фигур есть недостатки. - Лица без идеализации – грубые, некрасивые черты борцов и гимнастов.

Мозаика Терм Каракаллы. III в. Мозаика Терм Каракаллы. III в.

В 3 в. появляется христианское искусство в виде росписей катакомб в Риме. - Катакомбы – подземные галереи и помещения, кольцом окружавшие Рим. - В ходах-галереях первые христиане хоронили своих собратьев. - Кроме ходов в катакомбах были помещения, где проводились поминальные обряды (службы).

Мозаика Терм Каракаллы. III в. Катакомбы Св. Себастьяна.

Эти помещения украшались росписями на христианские сюжеты. - использовали ветхозаветные истории и христианские символы (лоза, рыба, агнец…).

Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Три отрока в печи огненной. - Ветхозеветный сюжет. Три отрока Седрах, Мисах и Авденаго не повиновались приказанию вавилонского царя Навуходоносора - не служили его богам и не поклонялись золотому истукану, которого царь поставил. - Античные средства изображения новых сюжетов + новые черты.

Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Добрый пастырь. Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Добрый пастырь. 3 - нач. 4 в.

Искусство Римской империи

4-5 век н. э.

В 4 веке принципат уступает место доминату – неограниченной монархии. - император пользуется неограниченной властью как «господин и бог». - Диоклетиан – первый римский доминус. - Все слабее становятся связи между Западом и Востоком. - Диоклетиан вынужден разделить империю на две части. - Константин (306 – 337 гг.) в 313 г. признает христианство государственной религией. - В 330 г. он переносит столицу в Константинополь. - В 395 г. империя окончательно распалась на Западную и Восточную.

Архитектура

Христианские храмы – базилики. Форма и название заимствованы от римских административных и судебных зданий. Первое время после признания христианства богослужения совершались в старых римских базиликах.

Базилика: Прямоугольное здание, Расчленялось вдоль на 3 или 5 нефов. Нефы отделялись друг от друга рядами колонн, которые иногда переносились из старых античных сооружений. Сооружения центрического типа использовались для баптистериев и мавзолеев.

Базилика Максенция-Константина. IV в. Рим. Реконструкция. Базилика Максенция-Константина. IV в. Рим. Реконструкция. Отличается от более ранних базилик структурой: Представляет повторение композиционной схемы тепидария терм – центральный неф перекрыт тремя крестовыми сводами. - Освещение поступало из огромных проемов окон, которые прорезали верхнюю часть центрального нефа. - Два боковых нефа были украшены сводчатыми окнами, расположенными в два яруса. - Во внешнем оформлении – упрощение архитектурных форм. - В глубине центрального нефа, в центре полукруглой апсиды возвышалась колоссальная статуя Константина, (обнаженные части тела - из мрамора, остальное - из позолоченной бронзы). Голова Н - 2,4 м и нога длиной 2 м.

Базилика Максенция-Константина. IV в. Базилика Максенция-Константина. IV в.

Арка Константина. 4 в. Рим. Арка Константина. 4 в. Рим. Использована схема трехпролетной арки Септимия Севера, Гармонична и красива в своих пропорциях – традиции расцвета римской архитектуры 1 – 2 вв. н.э. Казна была на столько бедна, что почти все рельефы, колонны и др. архитектурный декор взяли со старых монументов.

Арка Константина. Нач. 4 в. На фоне Колизея. Арка Константина. Нач. 4 в. На фоне Колизея. Новые узкие рельефы над пролетами созданы в рамках нового стиля: Статичность фигур, Плоскостность, Однообразие поз и одежд, Обобщенность форм. Все это отличает от повествовательного римского рельефа, всегда живого и динамичного.

Изобразительное искусство. Скульптура.

4 – 5 вв. н.э.

Портретное искусство. Новые черты:

Арка Константина. Нач. 4 в. На фоне Колизея. - Константин. Детали колоссальной статуи из базилики Константина в Риме. Нач. 4 в. - Портретное сходство сохраняется лишь в общий чертах. - Обобщенный образ наместника бога на земле. - Бесстрастность и величие. - Сходство с древневосточным искусством (колосс Рамсеса II).

Соправители Диоклетиан и Максенций. 4 в. Порфир. Соправители Диоклетиан и Максенций. 4 в. Порфир. - Одинаковые лица. - Нарушение анатомического строения. - Тщательная отделка деталей вооружения, обуви. - Главное – доходчивость, понятность содержания. - Показать дружественность и единодушие правителей западной и восточной империи.

Реалистическая традиция в портрете:

Статуя Валентиниана I. 370 г. Статуя Валентиниана I. 370 г. Колосс из бронзы. Н – ок. 5 м. - Возрождение типа статуи императора-военачальника. - Превосходное построение фигуры. - Индивидуальность портретных черт. - Раскрыты свойства характера – злость и жестокость.

Раннехристианское изобразительное искусство. Живопись

4 – 5 вв. н.э.

Новые художественные черты яснее всего выступают в живописи. Главным становится: Наглядность изображения. Понимание содержания Соблюдение пропорций и масштабности отходят на второй план. Например, росписи катакомб Присциллы. Развитие монументальной живописи продолжается: Украшение храмов фресками и мозаиками.

Мозаика мавзолея (церкви) Санта-Констанца в Риме. Мозаика мавзолея (церкви) Санта-Констанца в Риме. 1 пол. 4 в. - Новые христианские идеи формально выражены в античных традициях.

озаика свода церкви Санта-Констанца в Риме. Мозаика свода церкви Санта-Констанца в Риме. Деталь. Сцена виноделия. 4 в. Христианский

iskusstvu.ru

Мебель Древнего Рима - Орнамент и стиль в ДПИ

орнаментornament_i_stiluchitelj  Мебель в Древнем Риме делали из дерева, бронзы, камня, знали также плетеную мебель. Деревянная мебель почти не сохранилась, но мы можем видеть её на фресках.В Помпеях и других древнеримских городах было найдено несколько замечательных образцов бронзовой и мраморной мебели.                                                                       

                                                                                                   ЛОЖА

Ложе для трапезы - lectus tricliniaris cubicularis  http://nnm.ru/blogs/a92/starinnye_korolevskie_spalni/ 

Вилла Боскореале  http://www.metmuseum.org/toah/hd/cubi/hd_cubi.htm     http://cicerone2007.livejournal.com/14647.html#cutid1

Бронзовое изголовье кровати. Британский музей, Лондон. 

  Бронзовые изголовья кровати из Национального археологического музея Неаполя. 

                                                                                            СТОЛЫ

 Мраморный стол с мозаичной столешницей из Национального археологического музея Неаполя.

  Мраморное подстолье из Помпей

   

 Мраморный стол

Ножки мраморного стола в виде львиных лап с головой льва. Помпеи

 Круглый мраморный столик из Помпей                                                       Бронзовый треножник. Рим

Складной металлический стол из Помпей

Трехногий бронзовый столик.  Рим     Бронзовая жаровня из Помпей   Национальный археологический  музей  Неаполя.

                                                                         МЕБЕЛЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ  Металлический сундук из Национального археологического музея Неаполя.

  Деревянный шкаф. Реконструкция по остаткам, найденным в Помпеях. 

Изображение шкафа - витрины на древнеримском рельефе. 

                                                                       МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ

Бронзовый табурет из Национального археологического музея Неаполя.

 Сцена в парикмахерской. Клиент сидит в плетеном кресле. Мраморный рельеф   Мраморные сиденья в древнеримском театре. Турция

Складной табурет на древнеримской фреске.

http://arx.novosibdom.ru/node/570     

http://marinni.livejournal.com/293871.html?view=6689263#t6689263

 

ornament-i-stil.livejournal.com


Смотрите также