«Дубовая роща», Шишкин. 30 лет поисков правды и красоты. Роща картина


«Дубовая роща», Шишкин. 30 лет поисков правды и красоты

XIX век в России – это время появления необыкновенного количества талантливых художников и литераторов мирового уровня. Среди них живописец Иван Иванович Шишкин занял выдающееся место. Статья посвящена созданию одной картины – это «Дубовая роща». Шишкин написал ее в 1887 году, когда был зрелым и давно признанным пейзажистом.

Краткие сведения о художнике

И. И. Шишкин (1832-1898), окончив Академию художеств, был направлен за границу на стажировку. Он учился два года в Германии. За один пейзаж, написанный в то время и присланный на родину, живописец получил звание академика.

И. И. Шишкин удивлял своих учителей в Германии работами пером. Некоторые его рисунки помещены в музей Дюссельдорфа вместе с лучшими работами европейских мастеров. В этой статье мы уделим все внимание картине «Дубовая роща». Шишкин, прежде чем написать ее, обдумывал идею и делал эскизы 30 лет. Мы отобрали рисунки и этюд, которые, как нам кажется, прямо связаны с этим произведением.

Блестящий рисовальщик

Среди русских пейзажистов не было более сильного художника, который столь мастерски владел именно рисунком. Он ярче всего высказывался в работах, которые выполнены в одном тоне. Примером является произведение «Женщина с мальчиком в лесу» (1868). Здесь использованы бумага, перо, тушь, акварель, лак.дубовая роща шишкин Золотисто-коричневыми тонами в совершенстве переданы солнечный свет, проникающий сквозь густые кроны и скользящий по мощным стволам деревьев, которые стоят на первом плане. Тонко прорисованы листва и мелкие кустики у подножия стволов. Благодаря монохромности работы все приняло законченную форму, в которой любая деталь будет излишней. Это работа уже напоминает полотно «Дубовая роща». Шишкин тщательно изучал, явно получая наслаждение от работы, отличительные черты дубового леса. В следующей акварели мы увидим совершенно иное исследование художника.

«Дуб, освещенный солнцем»

картина шишкина дубовая роща

Радостная и яркая акварель с белилами изучает до мельчайших подробностей кору векового дерева, расположение его ветвей, игру света, который различным образом освещает отдельные участки и легкие тени. Не проходит мимо внимания мастера, как опадают засохшие ветви дерева, как растет вокруг него трава, как стоят деревья на заднем плане. В будущем и эта работа наложит отпечаток на картину «Дубовая роща».

Шишкин в акварели использует совершенно иной колорит, более сочный и насыщенный, чем в позднем масштабном произведении маслом. Радость и полноту жизни передает художник зрителю этой маленькой (26х20 см) работой. Одинокий дуб-великан, стоящий на опушке, – настоящий шедевр, который предшествует полотну «Дубовая роща». Шишкин, работая над другими пейзажами, всегда помнил о дубовых лесах и стремился подготовиться к их изображению.

Эскиз 90-х годов

Еще одна небольшая работа (22х28 см) – это «Дубы при солнечном освещении». Этюд – уже почти картина Шишкина «Дубовая роща»: те же самые силуэты стволов, только иначе расположенные. Быстрые мазки кистью сливают листву деревьев в одно целое.дубовая роща шишкин описание Художник продумывает будущее композиционное построение и тщательно изучает светотень. Это, а не проработка деталей – главная задача эскиза. Картина Шишкина «Дубовая роща» будет написана очень похоже, но иначе. Мастер изменит расположение деревьев на первом плане и отчетливо, с фотографической точностью, изобразит дубовый лес.

«Дубовая роща», Шишкин: описание

описание картины Шишкина «Дубовая роща»

На полотне изображен нетронутый, девственный лес, освещенный летним солнцем. На первом плане - два величественных великана, переживших не одно столетие. Здесь проявилось во всей полноте характерное качество художника – тщательность в прорисовке всех мельчайших деталей. Это листва, которая до предела естественна, это трава с нежными, воздушными отцветающими одуванчиками, это валун, поросший мхом.

Древность и мощь дубов гармонично «уживаются» с мелкими деталями: цветами, травой, кустиками, тонкими юными стволами молодых деревьев. Красота и мощь дубового леса передаются через раскидистые кроны, которые, кажется, дотягиваются до неба через морщины и отдельные сколы на неохватных стволах, через свободу и простор между деревьями. Они растут неплотно. Каждому из них предоставлено собственное место. Эту характерную особенность дубового леса тонко подметил художник и перенес на полотно.

Солнце заливает изображение и создает беззаботное и безоблачное настроение. Его блики и пятна, играющие на траве и стволах, создают контраст с тенями в глубине рощи и придают ей истинную жизнь. «Дубовая роща» – шедевр И. И. Шишкина, одна из вершин его творчества. На этом мы заканчиваем описание картины Шишкина «Дубовая роща».

fb.ru

Картина «Дубовая роща» Шишкина. Описание картины

У каждого человека свой жизненный путь. Люди, которые несут в себе творческое начало, проходят его по-особому: они находятся в постоянных поисках себя, применению своего таланта. Если они сумели раскрыть свой потенциал, то становятся настоящим мастерами, о которых буду помнить вечно. Гениальный русский художник И. Шишкин нашел свое предназначение и выбрал свой путь еще будучи учеником – он писал природу. Титанический труд, фотографическая память, постоянные зарисовки и любовь к тому месту, где прошли его детские годы – вот что заставляет восхищаться полотнами Шишкина наших современников.

Между задумкой написания «Дубовой рощи» и ее воплощения на полотне прошло 30 лет. Талант художника эволюционировал, расцветал и, в конечном итоге, удивил своих поклонников. Художник делал частые зарисовки и, в итоге, в 1887 году на свет явилось эта картина.

Она настолько пропитанная солнечным светом, настолько тепла и настолько монументальна, что просто невероятно, как Шишкину хватило всего 30 лет. По тщательной, практически фотографичной прорисовке деталей, переходов между цветами и светом, с «Дубовой рощей» могут сравниться лишь полтона Вермеера и творчество современных гиперреалистов. Зритель не ощутит то, что это – картина. Он, скорее, подумает о том, что это одно из воспоминаний – настолько гармоничны у Шишкина принципы монументальности и детализации.

Один взгляд на полотно – и кажется, что вы вот-вот очутитесь в этом лесу, упадете на свежую траву и будете вдыхать свежий воздух или греться в лучах теплого солнечного цвета, которые скачут по траве. Кажется, будто они одновременно гладят верхушки деревьев, успокаивают их и прячутся где-то вдали рощи.

Солнечный день в лиственном лесу, на первый взгляд, самое обычное из всех явлений природы. Дело в том, что у Шишкина он играет по-особому. Поражает великолепие дубов, которые видели не одну смену поколений. Поражает тщательная прорисовка каждого листика и каждой травинки. Зрителя, несомненно удивит то, что работа маслом может быть выполнена с фотографической точностью.

Маленькие белые цветы на опушке настолько хрупки и изящны, что вполне могли бы потеряться рядом с мощными дубами. Но Шишкин не был бы Шишкиным, если бы не нашел гармонию. Природная антитеза у него не несет в себе никакого антагонизма, а, наоборот, подчеркивает величие вековых деревьев. Красота и сила – вот основной лейтмотив картины.

Листья деревьев выписаны художником настолько точно, что видна каждая их прожилка, выпуклость и оттенок. Неподалеку от старых дубов растут молодые деревья, по нежности, стройности и хрупкости напоминающие те самые белые цветы на поляне. Скоро они станут величественными и пышными, такими же, как и их столетние собратья.

Зеленые, коричневые и желтые оттенки, настолько естественно прописанные Шишкиным, заставляют верить, что это – фотография, а не картина.

Тем не менее, здесь нет упадка природы. Несколько засохших веток, облупившаяся в нескольких местах кора и изогнутые стволы должны были бы задавать полотну минорное настроение. Только благодаря озорным пятнам на траве, особому освещению высоких крон и стволов, «Дубовая роща» дышит жизнью и утверждает ее, а зритель невольно думает о том, что простояв не один век, дубы простоят еще столько же.

Невозможно не заметить, что главный творческий прием Шишкина – воплощение красоты и мощи русского леса нашел утверждение и в «Дубовой роще». Художник удивительным образом передал пластичность и величие раскидистой кроны и сильных стволов деревьев, которые уже покрыли «морщины».

Дубы у Шишкина, как и во всей русской культуре, несут особый смысл. Им поклонялись со времен язычества, берегли во времена христианства. Дубовая роща была местом для свершения магических обрядов и весенних хороводов, она манила путешественников своей прохладой. А время, между тем, не стояло на месте.

Оно наложило свой отпечаток на внешний вид деревьев: придало коре иной цвет, дало морщинистые стволы и сухие ветви. Но время не смогло победить особую силу, умение противостоять зимним бурям и осенним ветрам. Кроны этих великанов все также молоды и зелены, под их тенью начнут цвести ни один цветок или вырастет еще ни один молодой дубок. «Дубовая роща» - это не просто картина, а героических эпос природы, которая напоминает героев былин или народных сказок – богатырей.

Интересен еще один прием Шишкина, нашедший воплощение в этом полотне. Изображение деревьев, травы и цветов объемно, что заставляет зрителя погружаться в пространство, вызывает желание прикоснуться к стволу дуба или вдохнуть терпкий хвойный запах. Тщательно и аккуратно прописанные травинки и цветы также объемны, как и основные «персонажи». Они напоминают ковер, который устилает землю и манит к себе уставших путников.

Освещение картины заслуживает особого внимания. Солнечный свет заливает все пространства, но художник не изображает сам источник света. он присутствует в виде многочисленных бликов, пятен на деревьях и траве, с которыми резко контрастируют глубокие тени.

Полотно монументально и одновременно наполнено движением. Основной его источник – конечно же, тени, которые скользят по сильным ветвям и мощным стволам. Динамика ощущается и в напряженности верхней кроны дубов. Энергия самой жизни, энергия природы заключена не только в дубах, а и в каждой травинке, которая словно нашептывает красивую сказку. Дубовая роща – потрясающе красива, она хранит в себе множество секретов и тайн, которые так и останутся скрытыми от зрителя.

Здесь есть монументальность, но нет монолитности. Картина живая, она таит в себе движение каждой частички этого мира. Солнечный свет, стволы вековых деревьев – вот пейзаж, традиционный для Шишкина. Причем традиционный и привычный настолько, что сумел стать своеродным эталоном в мире искусства. А эталон, как известно, повторить не удается никому, поэтому «Дубовая роща» считается не только вершиной творчества художника, а и одним из самых прекрасных в мире произведений пейзажной живописи.

И. Шишкин «Дубовая роща»

У каждого человека свой жизненный путь. Люди, которые несут в себе творческое начало, проходят его по-особому: они находятся в постоянных поисках себя, применению своего таланта. Если они сумели раскрыть свой потенциал, то становятся настоящим мастерами, о которых буду помнить вечно. Гениальный русский художник И. Шишкин нашел свое предназначение и выбрал свой путь еще будучи учеником – он писал природу. Титанический труд, фотографическая память, постоянные зарисовки и любовь к тому месту, где прошли его детские годы – вот что заставляет восхищаться полотнами Шишкина наших современников.

Между задумкой написания «Дубовой рощи» и ее воплощения на полотне прошло 30 лет. Талант художника эволюционировал, расцветал и, в конечном итоге, удивил своих поклонников. Художник делал частые зарисовки и, в итоге, в 1887 году на свет явилось эта картина.

Она настолько пропитанная солнечным светом, настолько тепла и настолько монументальна, что просто невероятно, как Шишкину хватило всего 30 лет. По тщательной, практически фотографичной прорисовке деталей, переходов между цветами и светом, с «Дубовой рощей» могут сравниться лишь полтона Вермеера и творчество современных гиперреалистов. Зритель не ощутит то, что это – картина. Он, скорее, подумает о том, что это одно из воспоминаний – настолько гармоничны у Шишкина принципы монументальности и детализации.

Один взгляд на полотно – и кажется, что вы вот-вот очутитесь в этом лесу, упадете на свежую траву и будете вдыхать свежий воздух или греться в лучах теплого солнечного цвета, которые скачут по траве. Кажется, будто они одновременно гладят верхушки деревьев, успокаивают их и прячутся где-то вдали рощи.

Солнечный день в лиственном лесу, на первый взгляд, самое обычное из всех явлений природы. Дело в том, что у Шишкина он играет по-особому. Поражает великолепие дубов, которые видели не одну смену поколений. Поражает тщательная прорисовка каждого листика и каждой травинки. Зрителя, несомненно удивит то, что работа маслом может быть выполнена с фотографической точностью.

Маленькие белые цветы на опушке настолько хрупки и изящны, что вполне могли бы потеряться рядом с мощными дубами. Но Шишкин не был бы Шишкиным, если бы не нашел гармонию. Природная антитеза у него не несет в себе никакого антагонизма, а, наоборот, подчеркивает величие вековых деревьев. Красота и сила – вот основной лейтмотив картины.

Листья деревьев выписаны художником настолько точно, что видна каждая их прожилка, выпуклость и оттенок. Неподалеку от старых дубов растут молодые деревья, по нежности, стройности и хрупкости напоминающие те самые белые цветы на поляне. Скоро они станут величественными и пышными, такими же, как и их столетние собратья.

Зеленые, коричневые и желтые оттенки, настолько естественно прописанные Шишкиным, заставляют верить, что это – фотография, а не картина.

Тем не менее, здесь нет упадка природы. Несколько засохших веток, облупившаяся в нескольких местах кора и изогнутые стволы должны были бы задавать полотну минорное настроение. Только благодаря озорным пятнам на траве, особому освещению высоких крон и стволов, «Дубовая роща» дышит жизнью и утверждает ее, а зритель невольно думает о том, что простояв не один век, дубы простоят еще столько же.

Невозможно не заметить, что главный творческий прием Шишкина – воплощение красоты и мощи русского леса нашел утверждение и в «Дубовой роще». Художник удивительным образом передал пластичность и величие раскидистой кроны и сильных стволов деревьев, которые уже покрыли «морщины».

Дубы у Шишкина, как и во всей русской культуре, несут особый смысл. Им поклонялись со времен язычества, берегли во времена христианства. Дубовая роща была местом для свершения магических обрядов и весенних хороводов, она манила путешественников своей прохладой. А время, между тем, не стояло на месте.

Оно наложило свой отпечаток на внешний вид деревьев: придало коре иной цвет, дало морщинистые стволы и сухие ветви. Но время не смогло победить особую силу, умение противостоять зимним бурям и осенним ветрам. Кроны этих великанов все также молоды и зелены, под их тенью начнут цвести ни один цветок или вырастет еще ни один молодой дубок. «Дубовая роща» - это не просто картина, а героических эпос природы, которая напоминает героев былин или народных сказок – богатырей.

Интересен еще один прием Шишкина, нашедший воплощение в этом полотне. Изображение деревьев, травы и цветов объемно, что заставляет зрителя погружаться в пространство, вызывает желание прикоснуться к стволу дуба или вдохнуть терпкий хвойный запах. Тщательно и аккуратно прописанные травинки и цветы также объемны, как и основные «персонажи». Они напоминают ковер, который устилает землю и манит к себе уставших путников.

Освещение картины заслуживает особого внимания. Солнечный свет заливает все пространства, но художник не изображает сам источник света. он присутствует в виде многочисленных бликов, пятен на деревьях и траве, с которыми резко контрастируют глубокие тени.

Полотно монументально и одновременно наполнено движением. Основной его источник – конечно же, тени, которые скользят по сильным ветвям и мощным стволам. Динамика ощущается и в напряженности верхней кроны дубов. Энергия самой жизни, энергия природы заключена не только в дубах, а и в каждой травинке, которая словно нашептывает красивую сказку. Дубовая роща – потрясающе красива, она хранит в себе множество секретов и тайн, которые так и останутся скрытыми от зрителя.

Здесь есть монументальность, но нет монолитности. Картина живая, она таит в себе движение каждой частички этого мира. Солнечный свет, стволы вековых деревьев – вот пейзаж, традиционный для Шишкина. Причем традиционный и привычный настолько, что сумел стать своеродным эталоном в мире искусства. А эталон, как известно, повторить не удается никому, поэтому «Дубовая роща» считается не только вершиной творчества художника, а и одним из самых прекрасных в мире произведений пейзажной живописи.

5sec.info

Сочинение по картине Дубовая роща Шишкина описание

Дубовая роща

На картине мы видим желание художника запечатлеть солнечный и яркий летний полдень на краю дубовой рощи. Перед взором предстают огромного размера вековые дубы, своими габаритами напоминающие великанов. Дубы чем - то напоминают охранников лесной опушки: глубоко вцепившись корнями в землю, деревья стоят на страже леса.

Выйдя на такую полянку, человек испытает чувство покоя, безопасности и безмятежности. И это не просто так, ведь эти гиганты являются самым долговечным и прочным деревом. Деревья настолько огромны и величественны, что может показаться, как будто они упираются своими макушками прямо в небесный свод. На эту мысль наводит и еще один факт: их верхние ветви, ярко сверкающие на солнце, уходят за пределы картины.

В тени величественных деревьев веет прохладой. На полянке прорастают белые и голубые цветы, совсем крошеного размера, что очень контрастирует с мощью и высотой дубов. Этим приемом художник еще больше подчеркивает величие лесных стражей. 

Рядом с ними растут новые, молодые дубки. Они пока что совсем маленькие и хрупкие, но через несколько десятилетий они станут в один ряд со своими отцами-богатырями. Чуть ниже молодых дубков располагается важный элемент картины – маленький пруд. В его воде отражаются прибрежная трава и величественные деревья.

Солнечные лучи играют на поверхности воды, позволяя в полной мере насладиться картиной, нарисованной художником, и насладиться этой природой. Камень, лежащий у пруда, как пограничный столб, разделяет лесные и полевые владения. Этот монолитный старец еще старше дубов, даже создатель картины не представлял, насколько стар этот древний «пограничник».

Яркое, чистое небо, теплая погода и манящая прохлада, сочащаяся из под ветвей дубов, маленький пруд и разнообразные цветы. От всего этого веет невообразимой энергией, теплом и жизнью, и возникает жгучее желание оказаться там именно здесь и сейчас, чтобы впитать в себя свет солнца, шепот ветра и послушать истории, которые могут рассказать безмолвные гиганты, которые на своем веку чего только не видели.

Описание картины Дубовая роща 3 класс

Изучая композицию полотна Шишкина "Дубовая роща", перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди. В них хранятся секреты ни одного времени.

Дубовый ствол твёрдый, крепкий, нарастающий много десятилетий.

Скрюченные дубовые ветки впечатляют своей пышностью. Они словно расстилаются на голубом, прозрачному, ясному небе.

Я представила себя, идущей по заросшему лесу. Их развесистые кроны словно закрыли всё пространство.Мне кажется, что здесь царит мир и покой. Яркие блики светятся по листве деревьев. Словно извивающие змеи, они закрывают всё пространство. Их толстые, объёмные стволы занимают всё изображение.

Вся картина светится солнечными бликами. Листочки покрыты жилками и распространяются по всем дубовым деревьям.

Внизу прорастают мелкие белоснежные соцветия. Их маленькие размеры идут в соотношении с громадными размерами дубовых деревьев.

Я представляю себя, проходящей вдоль стволов широких дубов. Рядом расположено озёрце. Вокруг прорастает небольшая зелёная травка. Виднеется голубые части неба. Всё пространство занимают расположенные вдали и на переднем плане дубовые деревья.

И рассмотреть, поражающие своей скопленной силой, набранной годами. У меня возникает желание побродить под скрюченными ветками. От изображения исходят очаровательные, нежные, тёплые волны.

Автор картины долго продумывал каждую деталь. На всё развитие задуманной композиции было затрачено тридцатилетие. Шишкин очень любит передавать в своих произведениях детали всех уголков природы.

Делится с нами своими впечатлениями. Любит изображать природные уголки и места, где родился и прожил всю жизнь. Мне нравятся все его работы и я с удовольствием рассматриваю их.

3 класс, 4, 8, 9 класс

Описание настроения картины Дубовая роща

Чувства картины Дубовая роща

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Куинджи Украинская ночь (описание)

    В 1842 году в Украине, в славном городе Мариуполь, родился будущий талантливый художник Архип Иванович Куинджи. Необычная фамилия Куинджи, досталась от деда татара, который носил данное прозвище.

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал

    Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.

  • Сочинение по картине Зимние забавы 2 класс

    Наступило любимое время детворы – зима. Дети вышли погулять на улицу. Каждый нашел себе занятие по душе. На переднем плане картины малыши лепят снеговика. Один снеговик уже готов

  • Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 класс

    Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

  • Сочинение по картине Осенняя песня Борисова-Мусатова

    В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

sochinimka.ru

Берёзовая роща (картина Левитана) Википедия

«Берёзовая роща» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1885—1889 годах. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 15511). Размер картины — 28,5 × 50 см[1][2].

История и описание

От начала работы над картиной до её завершения прошли четыре года. Левитан задумал эту картину и начал работу над ней в Подмосковье, когда он проводил лето 1885 года на усадьбе Киселёвых «Бабкино», находящейся на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима[3][4][5]. А заканчивал Левитан эту картину в 1889 году, будучи в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги, куда художник приезжал в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и где он создал многие известные картины[6]. В XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области. Плёсская берёзовая роща, которую выбрал Левитан, была расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви под названием Пустынка. Художник пришёл туда с картиной, начатой в Подмосковье, и в конце концов завершил её[5].

Картина построена на игре света и тени на берёзовых стволах, а также на свежей зелёной траве и листве деревьев. Это достигается с использованием широкой гаммы оттенков зелёного цвета, а также выразительных возможностей фактуры, так что создаётся впечатление сияния и излучения оптимистической энергии[3]. Изображая солнечные блики на деревьях, переходы и вибрацию цвета, художник отчасти использует приёмы импрессионистской живописи[4].

Отзывы

Искусствовед Владимир Петров писал[3]:

« Интересно сравнить «Берёзовую рощу» Левитана с аналогичной картиной Архипа Куинджи, пользовавшейся тогда широкой известностью у русской публики («Берёзовая роща», 1879). Если Куинджи воспринимает свет солнца, как величественное, непостижимое, влекущее к себе человека физическое явление, то Левитан смотрит на мир, имея в основе отношения к природе некий психологический модуль человечности. Берёзки являются в его картине не только сгустками света и цвета, зажжёнными потоком солнечных лучей, но и самыми веселыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущими, как и все вокруг них, своей жизнью, душевно близкой художнику. »

А художник Борис Иогансон отмечал[7]:

« Самый факт возможности работы над пейзажем, таким небольшим, в течение нескольких лет, с перерывами, снова возвращениями к этой теме и сохранением при такой длительной работе непосредственности ощущения и такой пленительной свежести самой живописи меня просто поверг в изумление, и до сих пор я не перестаю изумляться этому совершенству, этому бриллианту даже в творчестве Левитана. На первый взгляд картина «Берёзовая роща» не пленяет нас какой-то особенной композицией, каким-то изыском композиционного порядка, но если мы всмотримся глубже и внимательнее, то увидим, что композиция необыкновенна, необычна. Всё представляется случайно увиденным, но на самом деле это очень продуманная, блестяще организованная и очень сложная композиция… »

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

описание картины А. И. Куинджи "Берёзовая роща"

Торжество света в картине Куинджи "Берёзовая роща"

Живописец Архип Иванович Куинджи жил в XIX веке, он родился в 1842 году. Основное творческое наследие художника состоит из ярких романтических пейзажей. Но ни одна картина не принесла ему столько славы, сколько полотно "Берёзовая роща", написанное в 1879 году. Эта картина настолько потрясла зрителей и сам художник настолько гордился ею, что впоследствии он создал несколько вариантов этой же картины. Было написано и немало похожих работ на эту тему. Берёзы стали любимым деревом Архипа Ивановича.

Основная, первая картина "Бёрезовая роща" хранится в Государственной Третьяковской галереи как шедевр русской живописи. А сначала она появилась на выставке художников-передвижников, буквально поразив всех зрителей. Так еще никто не писал пейзажей! Стиль ее определяется знатоками как "романтический пейзаж".

Художник не вдается в детали, не выписывает каждый листок и травинку. Самое важное для него - контраст между светом и тенью, между светлым и темным. С помощью этого контраста он создает настроение картины. Многие говорят именно о настроении, которое передается полотном. Для искусства это важнее, чем простая передача нюансов - рисование сучков, веточек, листочков и травинок. Куда важнее передать чувства, которые возникают при взгляде на это - ликование, восторг, радость, восхищение.

Все это мы видим в "Берёзовой роще". По сути, это не роща, а лишь ее фрагмент, то, что смогло поместиться в раму. Сюда вошло лишь несколько березовых стволов, не поместились их лиственные кроны. Для художника они совсем не важны, тем более, он рассчитывает, что наше воображение их "дорисует". А главное для него - показать торжество света, показать, как солнечный свет преобразует все вокруг.

Итак, на переднем плане темное пятно травы, на которую падает тень. Травяной фон почти сливается с темно-зеленой водой заболоченного ручья, который делит картину пополам ровно по вертикали. Средний план - это белые стволы берёз. За ними - залитая солнцем лужайка. На дальнем плане собственно берёзовая роща. В верней части по центру прорывается треугольный лоскуток голубого неба.

Деревья растут группами, по два-три. От этого их ровные белые стволы накренились. Из-за четко обозначенных горизонтальных, вертикальных и диагональных линий получился какой-то декоративный геометрический узор. Не зря специалисты говорят о декоративности живописи Куинджи. Кажется, что художник использовал избыток красок, так ярка, солнечна картина. На самом деле мы видим лишь несколько оттенков зеленого, голубой, а также белый и темный, почти черный цвет. Контраст между ними помогает нам увидеть все остальные тона. Мы замечаем их и вместе с пейзажистом радуемся солнцу.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Корабельная роща (картина) — ALL

Художник Иван Шишкин. «Корабельная роща», 1898

«Корабельная роща» — последняя картина русского художника И. И. Шишкина.

Дата создания: 1898 год.

Материал: холст, масло.

Размеры: 165 х 252

Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург[1][2][3][4].

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. Природа для художника — само благородство уже по своей сути[5]. Его полотна-пейзажи — это не просто зарисовки окружающей природы, не просто воспевание красот мира; это попытка проникновения в самую суть природы, попытка выявления Божественной сути ее, это преклонение перед ее могуществом и силой. И еще это всегда отображение души и настроений самого художника. Природа была с ним всегда — и в радости, и в тяжелом горе. И. Шишкин не воспевал природу — он ощущал себя частью ее, а ее — частью себя. И отделить эти части друг от друга в его творчестве немыслимо.

«Человек-школа, но живая школа», — сказал о Шишкине И. Н. Крамской в своем письме к другому художнику-пейзажисту Ф. А. Васильеву (И.Шишкин был женат первым браком на сестре Ф. Васильева). Этими словами идейный вождь передвижничества как бы подчеркивал непреходящее значение творчества И. Шишкина[4].

Историк искусства и художественный критик А. В. Прахов отметил творчество И. Шишкина такими словами: «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством»[6].

Критик Дмитрий Успенский писал про И. Шишкина: «Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы»[7].

Стихией И. И. Шишкина была природа северной Европы — эта неброская, неяркая красота мужества и сумрака привлекала его[8], в ней он находил черты, сходные со своим характером. Он рисовал леса Европы, северной ее части — писал пейзажи Германии, Швейцарии, много работал в Финляндии, куда переехала после замужества его старшая дочь Лидия от первого брака (потом за ней туда же уедет и младшая дочь Ксения от второго брака художника)[9]; он живописал и дорогую его сердцу природу средней полосы России. Это и подвело. Имя великого художника Ивана Шишкина использовали полуграмотные псевдопатриоты-националисты как «своего» русского художника. Как его только ни называют: и «певец великого русского духа», и «художник величественной русской природы», и «символ мощи русского леса», и «гордость России», и «богатырь русского леса»[6][1][10][11][12] (заодно проводится и экологическая лекция о необходимости сохранности лесов в Центральной части Российской Федерации[1][4])… А фразы «Шишкин много сделал для развития русского пейзажа» и «Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины»[6], безусловно, должны войти в историю русской художественной критики. Правда, этому способствовала и стилистика того времени, в том числе слова В. В. Стасова: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»[6]. Но Стасов произносил эти слова в 19 веке, когда русское искусство еще не столь давно зародилось как национальное, самобытное и как часть мировой культуры. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность! Имя художника оказалось жертвой в цепких руках псевдопатриотов, даже не желающих знать и изучать истоки родной русской культуры. А ведь Шишкин часто не перерисовывал, а конструировал свои произведения, объединяя собственные этюды, созданные им в разное время и в разных местах: на его полотнах обретали единение швейцарские, финские и русские зарисовки. Кстати, И. Шишкину принадлежит авторство множества крымских пейзажей, уж никак не относящихся к северу Европы. Да не воспевал никогда И.Шишкин русскую природу, он сливался с ней, осознавал себя частью ее — только не слово «русский» главное здесь — а «природа»! — через которую — не воспевал — олицетворял себя. Не воспевал — а передавал полотну собственные страдания и боль. А боли и тоски в его жизни было много — художник был дважды вдовцом, дважды хоронил любимых, а еще дважды хоронил детей — два его сына умерли совсем маленькими. Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись лишь еще одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Пожалуй, это один из самых лирических художников, отобразивший в своих произведениях собственную душу, собственную покорность судьбе, покорность всему выпавшему на его долю.

Хотя, конечно же, никому в голову не придет отрицать «русскость» художника.

allll.net

"Корабельная роща", Шишкин И. - описание картины

Великий художник-пейзажист Иван Шишкин занимает особое место среди русских художников. Никто не писал природу так бескомпромиссно красиво и с реализмом, способным по обилию любви и души в произведении поспорить с любым романтическим полотном.

Практически весь многолетний опыт в изображении родного края воплощен в полотне «Корабельная роща». Шишкин сумел передать светлое спокойствие летнего леса благодаря богатой палитре оттенков.

корабельная роща шишкин

Пейзаж в русской живописи

В русской живописи пейзажи стали появляться в конце XVIII века; среди пионеров жанра были С. Щедрин и А. Венецианов. Основными характеристиками первых русских пейзажей были классицизм и реалистичность изображаемой природы.

В XIX веке пейзаж как жанр изобразительного искусства приобрел необычайную популярность у русских художников и, соответственно, у публики. Этот период знал многих выдающихся пейзажистов, таких как Левитан, Лагорио, Айвазовский, Васильев и другие художники-передвижники. Однако особое место в русской пейзажной живописи, как и в сердцах публики, занимает Иван Шишкин. Первое общественное признание художник получил за виды пригородов Санкт-Петербурга, а полотном «Корабельная роща» Шишкин завершил свой творческий путь.

картина шишкина корабельная роща

Биография художника

Шишкина считают исконно русским художником не только потому, что пейзажист, как никто другой, умел изобразить природу родного края, но и потому, что он любил ее более всего на свете. По иронии судьбы, звание академика принесло Шишкину творение «Вид на окрестности Дюссельдорфа».

Шишкин родился в местечке Елабуга и вырос в купеческой семье. Бросив гимназию, молодой Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и, с отличием окончив его, продолжил обучение в Императорской Академии Художеств. За заслуги и отличия во время учебы Шишкин получил право выезда за границу за счет Академии.

Он провел несколько лет в Мюнхене, Цюрихе, Женеве и затем в Дюссельдорфе, где изучал тонкости не поддававшегося ему анималистического жанра и написал работу на соискание звания академика. Шишкин провел за границей 5 лет, с 1861 по 1866 год, и, истосковавшись по родному краю, вернулся в Россию раньше окончания своей стипендии и после этого редко выезжал за пределы империи.

иван шишкин корабельная роща

Шишкин являлся одним из передвижников и во время проводимых товариществом выставок заинтересовался гравюрой. В 1973 году Императорская Академия присудила Ивану Шишкину звание профессора за картину «Лесная глушь», и короткое время художник руководил пейзажной мастерской в стенах академии. Последней законченной картиной великого пейзажиста стала «Корабельная роща». Шишкин скончался в своей мастерской, за мольбертом, на котором стоял чистый холст.

Пейзажи Шишкина

Несмотря на романтический характер пейзажей, написанных Шишкиным, в его творчестве нет попыток «приукрасить» природу, наоборот — автор пишет ее такой, какая она есть, и любит ее именно такой. Именно эта любовь, любознательность и восхищение передается законченным работам и дарит им дух романтизма.

Даже в самых ранних работах чувствуется тонкое знание растительных форм, их характерных черт и отличий. Работы Шишкина выглядят чрезвычайно реальными и исполнены с уникально высокой техникой изображения и точностью воспроизведения. Даже с появлением пейзажей Левитана и Серова, Шишкин всегда оставался авторитетом для русских пейзажистов.

корабельная роща шишкин какие деревья изображены

История картины

Среди самых сложных работ особенно выделяется картина Шишкина «Корабельная роща» — последнее, почти предсмертное полотно художника. Многие критики и искусствоведы называют ее «причесанным» «Сосновым Бором» не только потому, что сосны на картине прямые, а больше из-за того, что в своей последней картине Шишкин прекрасно использовал 40-летний опыт рисовальщика и знатока растительности.

Картину «Корабельная Роща» Шишкин написал в год своей смерти, и ею представлен финальный этап его творческого пути. На большом холсте художник решил изобразить свой любимый сосновый лес — сюжет, который в каждой его картине раскрывается по-новому, играет свежими красками и не перестает удивлять.

шишкин корабельная роща описание картины

Иван Шишкин, «Корабельная роща»: описание картины

На холсте изображена роща близ Елабуги — родного места художника. В записке автора к картине указано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется символичным, что именно его автор изобразил на своей последней картине.

Простой сюжет картины позволяет зрителю углубиться в идеальное сочетание цветов и общую атмосферу летнего леса, не смущенного ветром и дождем. Непрерывный сорокалетний опыт изучения русской природы проявил себя в каждом дереве и каждой травинке, изображенной на картине.

Палитра картины

Лес купается в солнечном свете и утопает в многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Палитра этого полотна, при детальном рассмотрении, поразила бы художников импрессионистов своим богатством и разнообразием. Однако Шишкин со свойственным ему чувством меры не позволяет палитре нарушать естественную красоту пейзажа, а наоборот, использует цвета, чтобы подчеркнуть ее.

Небесная лазурь смешивается на холсте с розоватыми оттенками заката, темной зеленью леса и фиолетово-черными мазками глубоких теней. Голубые или местами откровенно синие цвета на стволах высоких сосен говорят о замшелости древних исполинов, а выжженная солнцем зелень опушки напоминает об эстетических предпочтениях художника — Шишкин всегда предпочитал неброскую, почти тусклую прелесть летнего леса северо-западной России.

шишкин корабельная роща описание

Детальный анализ

Характерной чертой художника в пейзажной живописи было умение всегда держать лес в главном фокусе зрителя, при этом выводя его на второй план. Картина Шишкина «Корабельная роща» лишь подтверждает правило.

На переднем плане перед зрителем предстает солнечная опушка и ручей с коричневатой от обилия железа водой, за опушкой молодые сосенки, позади которых возвышаются сосны-исполины, согретые лучами летнего солнца, чьи кроны оставляют всего несколько сантиметров для летнего неба.

«Корабельная роща», Шишкин: какие деревья изображены на полотне?

Художник не раз писал виды именно этого леса. Афанасьевская корабельная роща также была предметом изображения другого знаменитого полотна — «Сосновый бор», которое ранее написал Шишкин. «Корабельная роща», описание картины и ее анализ получаются чрезвычайно схожими с описанием «Соснового бора».

Картина недаром называется «Корабельная роща» — сосны, изображенные на ней, не обычные, а корабельные — возрастом от 80 до 100 лет, высокие и легкие, до полуметра в диаметре. Доски из этих сосен использовались для строительства кораблей, а стволы-бревна отлично служили корабельными мачтами.

Простота сюжета картины с лихвой восполнена мелкими деталями, точностью воспроизведения каждого элемента флоры, а также глубиной и богатством оттенков — всем тем, чем полюбился зрителю Иван Шишкин. «Корабельная роща» по праву считается вершиной творчества великого художника-пейзажиста.

fb.ru


Смотрите также