Александр Родченко, советский фотограф: биография, творчество. Родченко картины


Александр Родченко, советский фотограф: биография, творчество :: SYL.ru

Родченко называли в середине XX века гением советской пропаганды. Он был талантливым, креативным мастером. Александр Родченко стоял у истоков авангарда в СССР. Именно он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна, разрушил старые представления о графике, плакатах, создал в этом направлении новый курс. За всеми сторонами этой творческой личности стоит такая грань, как фотография, и не все об этом знают. Родченко умел ловить интересные моменты и создавать неповторимые шедевры.

Александр Родченко

Больше чем фотограф

В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах "Огонек", "Пионер", "Радиослушатель", "30 дней", в газете "Вечерняя Москва".

Александр Родченко фотограф

Александр Родченко. Фотография - искусство

Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале "Советское кино".

Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого "Пионера-трубача" некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого "откормленного" мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.

Александр Родченко, биография

В 1891 году в Санкт-Петербурге в простой, незнатной семье родился Александр Родченко. Отца звали Михаилом Михайловичем (1852-1907), он служил театральным бутафором. Мать, Ольга Евдокимовна (1865-1933), работала прачкой. По сложившимся обстоятельствам семья в 1902 году перебирается на постоянное место жительства в город Казань. Здесь и получил свое первое образование Александр в Казанском приходском начальном училище.

Александр Родченко выставка

Уже в юношеском возрасте (1911-1914) Александр окончил Казанскую художественную школу. Там же он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. Совместную жизнь они начали в Москве в 1916 году. В этом же году Родченко был призван в армию, служил он там до начала 1917 г. в должности заведующего хозяйством Санитарного поезда, принадлежащего Московскому земству. После Февральской революции 1917 года в Москве сразу был создан профсоюз художников-живописцев. Александр Родченко стал секретарем в Молодой Федерации. В его обязанности входила в основном организация приемлемых для работы и жизни условий для молодых художников.

Творчество

В этом же 1917 году Александр Родченко работает с Татлиным и Якуловым над оформлением московского кафе "Питтореск", которое было открыто в Пассаже Сан-Галли. В 1919-1921 гг. Родченко является заведующим Музейного бюро, он служит в отделе наркомпроса ИЗО. Работу в наркомате он совмещает с разработкой целой серии живописных, графических и пространственных абстрактно-геометрических работ.

Организатором архитектурных конкурсов был также Александр Родченко. Выставка "Магазин", которую организовал Владимир Татлин, не обошлась без его участия. Творческое кредо автора было зафиксировано в манифестах "Линия" и "Все - опыты".

На протяжении всего своего творчества Родченко относился к искусству как к поиску и изобретению новых возможностей и форм, всегда экспериментировал. Каждая работа представляла минимальный элемент, где средства выразительности были ограничены. С плоскостью работал в 1917-1918 годах, а уже в 1919-м создал свое знаменитое "Черное на черном". В 1920 г. ввел как самостоятельные живописные формы линии и точки.

Выставка в Москве "5 х 5 = 25", которая проходила в 1921 году, запомнилась всем триптихом монохромных цветов (красного, синего, желтого). Помимо живописи и фотографии занимался пространственной конструкцией. Знамениты три его цикла: "Складывающиеся и разбирающиеся", "Плоскости, отражающие свет" и "По принципу одинаковых форм". В 1921 году подвел итог своему творчеству и объявил о переходе в производственное искусство.

Александр Родченко (СССР, 1891-1956) был членом общества "Живскульптарх" с 1919 года. В 1920-м являлся участником группы по разработке Рабиса. В 1920-1930-е годы был преподавателем в должности профессора на металлообрабатывающем и деревообделочном факультетах. Учил он студентов проектировать многофункциональные предметы, добиваться выразительных форм за счет выявления особенностей конструкции.

Александр Родченко биография

Фотодеятельность

В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского "Про это" он применил фотомонтаж. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых ("Портрет матери", Маяковского, Третьякова, Брика). В 1925-1926 годах опубликовал ракурсные снимки из серии "Дом Моссельпрома", "Дом на Мясницкой". Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото. Участвовал в выставке в 1928 году "Советская фотография".

Знаменитым мастером фотографии Александр Родченко стал благодаря применению различных ракурсов в фотосъемке. В 1926-1928 годы работал художником-постановщиком в кинематографе ("Москва в Октябре", "Журналистка", "Альбидум"). В 1929 г. по пьесе Глебова он оформил спектакль "Инга" в Театре Революции.

Александр Родченко творчество

30-е годы

Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой - старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.

30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.

Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы "Первая конная", "15 лет Казахстану", "Советская авиация", "Красная Армия". С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.

Александр Родченко фотография искусство

Интересные факты из жизни

Александр Родченко, вспоминая свое детство, рассказывает, что когда ему было 14 лет, он с грустью писал в своем дневнике о неопределенности в жизни. Его направили учиться медицине, а он с тоской мечтал стать настоящим художником. В конце концов в 20 лет Александр бросил медицину и поступил учиться в художественную школу. В 1916 году он будет призван в армию, и все-таки занятия медициной пойдут ему на пользу. Он будет назначен заведующим хозяйства санитарного поезда вместо отправки на фронт.

В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. Разрабатывали они "новый быт", совмещали множество художественных техник и искусств. Вместе спроектировали новую модель одежды - сейчас это комбинезон. Он предназначался для того, чтобы скрывать гендерные различия между поколениями будущего, восхвалять трудовую активность советского человека. В 1925 году в жизни мастера состоялась первая и последняя поездка за границу, его отправили в Париж. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.

Александр Родченко СССР (1891 - 1956

Последние годы жизни

После войны Александр Родченко впал в депрессию, записи в его дневнике носят только пессимистический характер. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Работу им с Варварой перестали предоставлять. Началась полоса безденежья. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. В 1951 году Родченко исключили даже из Союза художников, правда, через четыре года восстановили, но было уже поздно, художник перестал творить. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище.

www.syl.ru

Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)

Вообще с фотографией происходит странная штука. Это, наверное, один из немногих видов искусства, где нет народных героев. Подойди на улице к случайному прохожему и попроси назвать фамилии любимых фотографов. Скорее всего, вы не услышите вразумительного ответа. Музыкантов знают, актеров знают, художников знают, архитекторов скорее всего припомнят, поэтому и писателей – сколько угодно, а вот фотографов нет. Не знаю, почему так вышло, но фотограф обычно всегда остается по ту сторону объектива. Вспомните, когда вы последний раз интересовались автором понравившегося снимка в журнале или интернете? А даже если захотите узнать автора, то будет это нелегко. Скорее всего в титрах вас ждем безликое название агентства, на которое работал фотограф. Сегодня я хочу поговорить об Александре Родченко. Конечно, это больше чем фотограф. Родченко – гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него и задал новый курс. Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии его знают все.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката Узнали? Не говорите, что никогда не видели этот кадр. И десятки других кадров Родченко.   «Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении.» А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г. Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Колонна физкультурников, 1935 годФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов Москва 1925-1930 гг. Мороженщик на пляже 1926Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Угол Кузнецкого и Петровки. Вид в сторону Театральной площади и магазина Мюр и Мерилиз 1926Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Папиросница. Страстная площадь 1926Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Извозчик 1926Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Монтер на столбе. Из серии Парк Культуры. 1929Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Памятник Пушкину, 1930Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Портреты: Владимир МаяковскийФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Варвара СтепановаФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозицияФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Кинорежиссер Эсфирь ШубФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Лиля и Осип Брики. Двойная экспозицияФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Портрет материФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) «Девушка с лейкой», 1933 год.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Сбор на демонстрацию 1928 г.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Утренняя зарядкаФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Родченко как фотограф много пробовал и экспериментировал.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Ракурсные снимки стали его коньком. Он пробовал ракурсы, которые искажали фотографию, но делали ее живой и динамичной. До него так никто не снимал. Все что снимали после него – было подражанием. ТрамвайчикФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) ЭлектрозаводФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Сам он говорил: «Хочется сделать фото, каких не делал раньше, чтоб это была сама жизнь, и самая настоящая, чтобы они были простые и сложные одновременно, чтоб они удивляли и поражали».Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Фотография, по мнению Родченко, должна была стать тем единственно правдивым искусством, которое максимально точно отображает жизнь, в моментах, составляющих ее движение. Он стремился «ловить» и раскрывать содержание предмета, и, возможно, даже целого социального явления. Строящийся Советский Союз был отличным полем для его деятельности. Александр Родченко. Фабрика-кухня. Репортаж. 1931 г. В Москве и Питере пущены в ход фабрики-кухни предназначенные полностью освободить трудящегося человека от готовки дома. 8 часов работа, 8 часов отдых, 8 часов сон. В Питере было построено несколько жилищных массивов в квартирах которых вообще нет кухни (плит), ванных комнат. Зато в этих жил массивах есть фабрики-кухни, бани с бассейнами, фабрики-прачечные, дома быта.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Он высоко ценил документальность фотографии как средство отображения жизни людей. Родченко стал первым делать серию снимков, из которых потом можно было сложить единую картину движения.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) В 30-х его стал привлекать мир спорта и цирка.Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) «Фотография – это запись фактов, и так же, как в очерке нельзя выдумывать факты, нельзя и в фотографии снимать в неестественных позах. Каждый снятый факт – это вклад в культурные ценности страны. Факт, снятый и записанный (когда, где и что снято), может иметь как современный, так и будущий интерес.» А.Родченко. Фото и студенчество. 1928 гФотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото)Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды (51 фото) Его «нестандартное» творчество вызывало в официальных кругах определенные сомнения. Закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

Проголосуйте за этот материал!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

mainfun.ru

Александр Родченко | Artifex.ru

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.

Легендарный советский фотограф, художник, скульптор. Основоположник конструктивизма, дизайна и рекламы в СССР. Сегодня мы расскажем вам об Александре Родченко (1891 — 1956).

Любимого художника большинство людей назовут сразу же, любимого писателя - тоже, но над ответом на вопрос о любимом фотографе, скорее всего, задумаются. Александра Родченко немногие знают по имени, но не найдется человека, который бы не видел его снимков.

  

В своих работах он опережал время, за что нередко подвергался критике. Так, один из его известнейших снимков «Пионер-трубач» в свое время назвали неполиткорректным. Мальчик на фото получился слишком упитанным, а это не соответствовало советской пропаганде.

Александр Родченко не придерживался правил и создавал свой собственный стиль. Самые известные его кадры, снятые наперекор всем канонам фотографии того времени, - это документальная работа «Портрет матери», ставшая классикой съемки крупным планом, и серия портретов Владимира Маяковского, которые нарушали все правила павильонной съемки.

 

«Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей, видеть со всех точек и при всяком освещении.»А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.

Не менее известна работа мастера « Девушка с «лейкой»». На ней запечатлена его ученица Евгения Лемберг. Фотография получила мировое признание, и в 1994 году была продана на аукционе Christie's за 115 000 фунтов стерлингов.

  

Фотограф серьёзно увлекся жанром спортивной фотографии, в чем добился больших успехов. Его визитной карточкой стали съемки необычных ракурсов, и в кадрах, снятых на спортивных аренах, он смог наиболее полно использовать этот прием. Даже самые обыкновенные сюжеты становились запоминающимися и яркими.

Александр Родченко - многогранный человек, который добивался успеха во всем, за что брался. Он работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, создавал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. Он также принимал участие в выставках русского авангарда, например, в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным, и архитектурных конкурсах.

 

В 1918 году Александр Родченко написал живописное полотно «Черное на чёрном», основываясь только на фактуре. Позднее на его картинах появились линии и точки, которые стали самостоятельными живописными формами. В искусстве он был новатором, а свое творчество рассматривал как глобальный эксперимент.

Александр Родченко стал одним из основоположников советского конструктивизма. Он проявил себя не только в живописи, но и во многих других областях искусства. Художник создавал геометрические скульптуры из различных материалов.

  

Также Родченко заявил о себе как дизайнер мебели и одежды, был автором декораций для кино и театра.

Заметный след в его творчестве оставило сотрудничество с поэтом Владимиром Маяковским: он иллюстрировал некоторые его книги и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», сделал вместе с ним серию рекламных плакатов.

 

Идеология советского искусства была преобразована после прихода к власти И. В. Сталина. Свободных духом авангардистов государство активно подавляло. В это время Александр Родченко оставил живопись и стал заниматься только фотожурналистикой. Его фотографии олицетворяли высшие достижения эпохи сталинизма, торжественные парады, народные стройки, огромные промышленные предприятия, жизнь советских колхозов.

Это были снимки побед и достижений, а обычная жизнь страны того времени оставалась за кадром, так как фотожурналистам категорически запрещалось отображать все, что бросало малейшую тень на власть и ее порядки.

В 1920-ые годы Александр Родченко внес огромный вклад в развитие европейской фотографии и фотомонтажа. Он оставил большое творческое наследие, повлиявшее на многих художников и фотографов.

В наше время его дело продолжает Александр Николаевич Лаврентьев, внук художника. Он преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и МГХПУ имени Строганова, а также является редактором и консультантом научных трудов о своем знаменитом предке.

Автор: Анна Кренделева

artifex.ru

Александр Родченко – Варламов.ру

Сегодня продолжаем говорить о фотографах. Вообще с фотографией происходит странная штука. Это, наверное, один из немногих видов искусства, где нет народных героев. Подойди на улице к случайному прохожему и попроси назвать фамилии любимых фотографов. Скорее всего вы не услышите вразумительного ответа. Музыкантов знают, актеров знают, художников знают, архитекторов скорее всего припомнят, поэтому и писателей - сколько угодно, а вот фотографов нет. Не знаю, почему так вышло, но фотограф обычно всегда остается по ту сторону объектива. Вспомните, когда вы последний раз интересовались автором понравившегося снимка в журнале или интернете? А даже если захотите узнать автора, то будет это нелегко. Скорее всего в титрах вас ждем безликое название агентства, на которое работал фотограф.

Сегодня я хочу поговорить об Александре Родченко. Конечно, это больше чем фотограф. Родченко гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него и задал новый курс. Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии его знают все.

Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката

Узнали? Не говорите, что никогда не видели этот кадр. И десятки других кадров Родченко.

"Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?... Все старо... Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении."

А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.

Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев».

Колонна физкультурников, 1935 год

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов

Москва 1925-1930 гг.

Мороженщик на пляже 1926

Угол Кузнецкого и Петровки. Вид в сторону Театральной площади и магазина Мюр и Мерилиз 1926

Папиросница. Страстная площадь 1926

Извозчик 1926

Монтер на столбе. Из серии Парк Культуры. 1929

Памятник Пушкину, 1930

Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.

Портреты:

Владимир Маяковский

Варвара Степанова

Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция

Кинорежиссер Эсфирь Шуб

Лиля и Осип Брики. Двойная экспозиция

Портрет матери

«Девушка с лейкой», 1933 год.

Для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.

Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.

Сбор на демонстрацию 1928 г.

Утренняя зарядка

Родченко как фотограф много пробовал и экспериментировал.

Ракурсные снимки стали его коньком. Он пробовал ракурсы, которые искажали фотографию, но делали ее живой и динамичной. До него так никто не снимал. Все что снимали после него - было подражанием.

Трамвайчик)

Электрозавод

Сам он говорил: «Хочется сделать фото, каких не делал раньше, чтоб это была сама жизнь, и самая настоящая, чтобы они были простые и сложные одновременно, чтоб они удивляли и поражали».

Фотография, по мнению Родченко, должна была стать тем единственно правдивым искусством, которое максимально точно отображает жизнь, в моментах, составляющих ее движение. Он стремился «ловить» и раскрывать содержание предмета, и, возможно, даже целого социального явления. Строящийся Советский Союз был отличным полем для его деятельности.

Александр Родченко. Фабрика-кухня. Репортаж. 1931 г.

В Москве и Питере пущены в ход фабрики-кухни предназначенные полностью освободить трудящегося человека от готовки дома. 8 часов работа, 8 часов отдых, 8 часов сон. В Питере было построено несколько жилищных массивов в квартирах которых вообще нет кухни (плит), ванных комнат. Зато в этих жил массивах есть фабрики-кухни , бани с бассейнами, фабрики-прачечные, дома быта.

Он высоко ценил документальность фотографии как средство отображения жизни людей. Родченко стал первым делать серию снимков, из которых потом можно было сложить единую картину движения.

В 30-х его стал привлекать мир спорта и цирка.

"Фотография – это запись фактов, и так же, как в очерке нельзя выдумывать факты, нельзя и в фотографии снимать в неестественных позах. Каждый снятый факт – это вклад в культурные ценности страны. Факт, снятый и записанный (когда, где и что снято), может иметь как современный, так и будущий интерес."А.Родченко. Фото и студенчество. 1928 г

Его «нестандартное» творчество вызывало в официальных кругах определенные сомнения. Закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

---------------------------------------------Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в: Фэйсбук ВКонтактик Основной Твиттер Спам Твиттер 

Реклама в этом блогеЧем я занимаюсьЗа что я банюХотите дать совет? Вам сюда!Я в других социальных сетях

varlamov.ru

Александр Родченко: жизнь и творчество

Александр Михалович Родченко, конструктивист и дизайнер, провел всю сознательную жизнь в творческих исканиях. Он не всегда находил понимание у государства, и тогда в работе наступал застой, а в душе - тоска. Особенно этим отмечены последние годы жизни.

Детство и юность

В семье театрального бутафора и прачки в 1891 году родился сын Александр. Через одиннадцать лет они переехали в Казань. Там Родченко в 1905 году окончил начальное приходское училище. Родители мечтали, что сын выучится и станет зубным техником – специальность обеспеченного человека, а подростку хочется рисовать. С 20 лет и до начала Первой мировой войны он четыре года занимается в Казани, в художественной школе, где и познакомится с Варей Степановой, которая станет потом подругой и соратником на всю жизнь.александр родченко Но в 1914 году его забирают в армию и направляют в Московское земство, где он заведует хозяйством санитарного поезда.

Москва

С 1916 года Александр Родченко начинает проводить эксперименты с живописью и участвовать в выставках В. Татлина, на которых он выставляет свои авангардистские картины. Можно по-разному относиться к авангарду. В этих произведениях кто-то найдет глубокий смысл в изобретенных новых формах, ведь о чем-то думал художник, создавая картины. Александр Родченко рассматривал свои творческие поиски как метод исследования.александр михалович родченко Ведь он писал программы, в которых фиксировал свои убеждения. А в картинах, составленных из геометрических форм, пытался выявить глубину пространства и форму элементов.

Организаторская деятельность в Москве

В 1917 году художники создают профессиональный союз. Александр Родченко – вполне сформировавшийся человек, ему 26 лет, он полон энергии и, будучи секретарем профсоюза, берется за организацию быта молодых художников. Помимо этого он участвует в оформлении кафе «Питтореск», а также служит в Наркомпросе.

Творчество

В 1923 году вышла книга Маяковского «Про это». К ней Родченко создал блестящие иллюстрации. Фотоколлажи включали портреты самого создателя и его возлюбленной Лили Брик. Книга была неоднозначно воспринята современниками. Оформление усилило откровенность драмы. Например, Луначарский был в восторге от поэмы, но к ее оформлению отнесся скептически, слишком новаторской была работа Родченко. Эта книга явилась продолжением их совместной дизайнерской работы над плакатами. В 20-х годах язык плаката резко изменился – стал крайне броским, лаконичным, информативным. От западноевропейского он резко отличался своими новаторскими формами. Маяковский и Родченко в тандеме создавали в 23-25 годах в рамках конструктивизма политические агитационные плакаты. картины александр родченко За этот короткий период были созданы несколько призывов обращаться в Моссельпром, среди которых наиболее яркими являются «Дешевый хлеб» и «Нигде кроме…», а также сóски Резинотреста, реклама ГУМа. Кроме броских текстов они выделяются визуальными способами воздействия: простые контрастные яркие цвета, странные ракурсы. А также использовались наклонные, вертикальные и горизонтальные линии, шрифт разного размера. Все вместе взятое не могло не привлечь внимания и не убедить.

Новый вид искусства

Случайно раскрылась следующая грань таланта этого необыкновенного человека – фотоискусство. Александр Родченко был поставлен перед необходимостью фотографировать свои театральные работы. Что поразительно, идеи просто фонтанируют в 20-е годы. Возникает вопрос: когда он успевал их все реализовывать? Работал, что ли, по 24 часа? Открыв для себя новый вид искусства, он со всем пылом отдавался ему. Он ловил моменты жизни везде и создавал шедевры.фотоискусство александр родченко Он снимал людей и предметы с необычных точек, брал ракурсы под углом, фотографировал снизу и сверху, создавал портреты. Это были и павильонные съемки, и на улицах города, и на природе.

В 30-х годах Родченко обвинили в буржуазности за съемку пионера, который трубит в трубу. Но он продолжал работать, не подстраиваясь под требования власти. Дело закончилось тем, что в 51 году его исключили из Союза художников. Это был мрачный период в его жизни и в жизни его жены Варвары Степановой. Но все утряслось после смерти Сталина, и в 54 году Родченко был восстановлен в рядах художников. Спустя два года, в 1956-м, Родченко ушел из жизни. Ему было 64 года.

Но он сделал столько, что его архивы надо продолжать исследовать и делать фотовыставки его работ, поскольку они отражают время и не потеряли художественной выразительности.

fb.ru

Истории великих фотографов. Александр Родченко.  —  

Из жизни первого русского дизайнера и мастера фотографии

fotobiz.pro начинает большой проект “50 важнейших фотографов современности”. Мы расскажем о фотографах, которые оказали большое влияние на становление фотографического искусства. Об авторах, которые своими работами формировали понятие “современная фотография”. О великих мастерах своего дела, знать имена и работы которых просто необходимо.

Странно, но большинство коммерческих фотографов не задумываются о корнях своей профессии, ориентируясь в работе лишь на коллег или на пару случайно знакомых имён. Но ведь этом смысле, наша профессия мало отличается от профессии, скажем, художника. Спросите мастера кисти, знает ли он кого-нибудь из известных художников — скорее всего, в ответ вы услышите небольшую лекцию о живописи, в которой собеседник расскажет о своих любимых художественных стилях, школах, скорее всего сопроводит рассказ массой дат, фамилий и ссылок на работы. Да, большинство художников имеют специальное образование (хотя бы на уровне художественной школы), где узнают обо всём этом. Но в большей степени это, разумеется, самообразование. Художникам необходимо знать глобальный контекст, потому что создавать работы в отрыве от творчества великих мастеров, без знания азов, невозможно. Так почему же фотографы мыслят иначе?

Первый профессионал в нашем списке — великий русский художник и фотограф Александр Родченко.

Родченко

Даже если попытаться описать деятельность Александра Родченко исключительно в #тегах, получится несколько страниц текста. Важнейший участник русского авангарда, художник, скульптор, график, фотограф… И многое другое.

Родченко родился в Санкт-Петербурге, учился в Казанской художественной школе им. Фешина, там же познакомился с будущей женой — талантливым художником Варварой Степановой. Впоследствии занимал ряд важных должностей, среди которых, пост председателя института художественной культуры (на этом посту он сменил другого великого художника — Василия Кандинского)

“Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев”

— таков был его девиз, полностью отражающий настроения авангардистов того времени. Отвергая “украшательство” и идя против эстетических критериев искусства, они наделяли свои работы — от картин до архитектурных форм — множеством деталей, каждая из которых имела важную, конструктивную функцию. Отсюда и название одного из основных направлений их работы — конструктивизм. “Искусство будущего — говорил Родченко — не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч”.

Свою работу Родченко начинал во времена великих перемен: за окном было то, что впоследствии назовут ленинским советским проектом. Надежды на светлое коммунистическое будущее вдохновляли.

Родченко и фотомонтаж

Родченко

Среди прочего, знаменит Родченко и своими экспериментами в области фотомонтажа — он был фактически пионером этого искусства в России. Этакий мастер фотошопа, но во времена СССР. Нужно понимать, что Родченко как истинный коммунист и сторонник советской власти старался направить свои способности на укрепление новых жизненных порядков, поэтому с удовольствием занимался пропагандистской деятельностью. Так, именно в технике фотомонтажа оформлены самые интересные и запоминающиеся агитационные плакаты того времени. Мастерски сочетая текстовые врезки, черно-белые фотографии и цветные изображения, Родченко занимался тем, что сейчас бы назвали дизайном плаката — кстати, его часто называют родоначальником дизайна и рекламы в России. Именно Родченко Маяковский доверил оформлять свою книгу “Про это”.

“Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский”

— говорил Родченко о знаменитой серии рекламы Моссельпрома, над которой они работали вместе с Маяковским.

Родченко и фотография

Родченко

Родченко, как и все русские авангардисты, экспериментировал с формами и технологией. Так он и занялся фотографией, притом фотографией репортажной. Используя неожиданные ракурсы (термин «ракурс Родченко» часто встречается в искусствоведческой литературе), заставляя зрителя крутить отпечатки перед глазами (или головой перед отпечатками) и создавая изображения, которые будто вот-вот придут в движение, он зарекомендовал себя как один из самых прогрессивных и новаторских фотографов того времени. Хотя тогда их (фотографов) было, прямо скажем, меньше, чем сейчас. Родченко играет с изобразительными средствами фотографии, оттачивая их до предела. Ритмический рисунок, композиционно идеальное переплетение линий — всем этим он управляет мастерски.  Он был одним из первых, кто применил многократную съёмку объекта в действии — раскадровку. Родченко не боялся нарушать совсем недавно закрепившиеся фотографические каноны — делал портреты снизу-вверх или намеренно “заваливал горизонт”. Своим фотографичексим “глазом” он будто стремился охватить весь Советский Союз. Возможно, поэтому многие снимки (особенно репортажные кадры с демонстраций) он делал, стоя на лестницах, крышах или находясь в других неочевидных точках.

Родченко продолжал свои эксперименты и после “смерти” авангардного проекта — но при соцреализме и Сталине это уже не поощрялось. В 1951 его даже исключают из Союза Художников и реабилитируют только в 1954 — за 2 года до смерти.

Сегодня имя Александра Родченко носит важнейшее образовательное учреждение в области визуальных искусств — “Московская школа фотографии и мультимедиа”.

Родченко

Понравилось? Расскажите о нас другим фотографам
×

Всегда будь первым, кто прочитает лучшие статьи о фотографии

fotobiz.pro


Смотрите также