Чистый цвет Марка Ротко, или Как довести зрителя до слез. Ротко картины


Ротко Марк. Картины в стиле абстрактного экспрессионизма

Абстрактное искусство, беспредметная живопись не поддаются холодному трезвому анализу. Творчество такого художника, как Ротко Марк, картины которого не содержат и намёка на объекты из реального мира – абстракционизм в чистом виде. Логика и поиск привычных аналогий могут мешать зрителю в восприятии способа самовыражения Ротко, в поиске которого художник прошел долгую и трудную дорогу.

Поиск своего пути

Маркус Яковлевич Роткович появился на свет в 1903 году в городке Двинске Витебской губернии (ныне латвийский Даугавпилс). Через 10 лет его семья эмигрировала в Америку, и ему пришлось пройти через многие жизненные испытания. Он не сразу нашел свой путь в жизни, случайно попав в художественную среду. В 30-40-х годах прошлого века именно США стали центром развития авангардного искусства – сюда были вытеснены абстракционисты из тоталитарных государств Европы.

Ротко Марк Картины

В 1938 году художник принял имя Ротко Марк. Картины того периода он создавал под влиянием кубофутуриста Марка Вебера (1881-1961) и сюрреалиста Аршиля Горки (1904-1948). Поиск своего пути занял у Ротко долгое время. Он прошел периоды увлечения и фигуративной живописью: писал портреты и городские пейзажи («Женщина за шитьем»,1935 г., «В подземке», 1938). Сюрреалистические мотивы в его творчестве усиливались от увлечения новыми философскими идеями: интереса к бессознательному, к внутреннему миру отдельного индивидуума, к автоматизму выражения эмоций и впечатлений.

Сначала эпоха Великой депрессии, затем предчувствие новой мировой войны создали в обществе атмосферу, в которой терялись традиционные ориентиры. Художник ищет опору в мифологических сюжетах («Антигона», 1941, «Иерархические птицы», 1945), а затем приходит к абсолютно беспредметной живописи.

С начала 50-х окончательно формируется такой художественный феномен, как Ротко. Марк, картины которого представляли собой два или три параллельно расположенных прямоугольника, нашел свою дорогу. Живопись цветного поля – такое определение нашли критики для метода Ротко.

Простая форма для сложных идей

Художник сам не любил объяснять свои картины и не терпел, когда это делали другие. Он не пытался раскрывать замысел словами, поэтому в музейных залах, где представлен Марк Ротко – картины с названиями в виде порядкового номера и даты создания.

Он не мог принять, когда его называли абстракционистом, потому что считал свои картины отражением реальной жизни, живыми организмами, ищущими контакта со зрителем.Марк Ротко, картины,фото

Отрицательно он относился к мнению о себе, как художнике – «колористе», хотя всегда тщательно работал с цветом, даже вручную растирал пигменты, добиваясь нужного колера и консистенции. Более важным он считал соотношения масс и объемов тех блоков, что составляли его композиции.

Картина как театр

В юности Ротко хотел серьезно заниматься драматическим искусством и едва не поступил на актерские курсы. Свои композиции он часто называл драмами, и их легко представить сценическими декорациями. Этим можно объяснить ещё один аспект влияния картин Ротко на зрителей.

Многие отмечают необыкновенное вовлечение в пространство живописи. Для экспозиции своих работ художник выбирал неяркий искусственный свет, почти полумрак. А расстояние, с которого он рекомендовал смотреть на картину, Ротко определял в 18 дюймов (45 см). Учитывая визуальную вибрацию границы цветных блоков, неоднородность красочного покрытия (подчас многослойного), можно объяснить возникновение движения вглубь пространства картины, рождающее дополнительные яркие эмоции.

Капелла Ротко

Насколько важны были для художника организация пространства картины и способы восприятия его живописи, можно понять из истории его работы над оформлением капеллы церкви при Институте религии в Хьюстоне. Огромные панно, написанные для капеллы, расположены в помещении, спроектированном с учетом пожеланий Ротко. Марк, картины которого в данном случае почти монохромны, участвовал в разработке дизайна и освещения зала.Марк Ротко картины с названиями

Церковь, частью которой стала капелла, не относится к конкретной религии и посвящена Богу. Медитативная, отстраненная от мирского атмосфера наполняет восьмигранный зал с источником света, расположенным в куполе. В этом зале и разместил Марк Ротко картины. Фото показывает, какое сильное впечатление оказывает такая экспозиция.

Долгий путь к признанию

Личные жизненные обстоятельства художника не были легкими. Долгие годы бедности, неверие самых близких людей в его талант сильно влияли на него, поэтому творчество Марка Ротко трудно назвать оптимистическим. Даже композиции из блоков ярких и теплых цветов вызывают сильные драматические эмоции. Выражение трагизма в жизни общества и каждого индивидуума называют главной темой художника.

Смерть как последняя картина

В конце 60-х пришли слава, деньги, но навалились болезни, семейные неурядицы. 25 февраля 1970 года художник покончил с собой, вскрыв вены. Марк Ротко - картины, фото с ним заполнили все газеты и журналы - поставил подпись под последним своим произведением...

Говорят, что он не мог представить, как его картины покупают просто для декорирования интерьера. Проработав два года над заказом для самого дорогого ресторана в Нью-Йорке, Ротко вернул аванс и отказался от работы, когда представил жующих богачей, бросающих взгляд на его панно.Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое

Лучшие мировые коллекции современного искусства нельзя представить без картин, которые написал Марк Ротко. «Оранжевое, красное, желтое», «Белый центр» - за эти картины заплачены на аукционах немыслимые миллионы долларов. Эти цифры особенно будоражат обывателей, видящих только неровно закрашенные пятна, не утруждающих себя сделать шаг навстречу новым идеям и эмоциям. А сколько стоит свобода, сколько стоит душевная боль человека и художника?

fb.ru

Чистый цвет Марка Ротко, или Как довести зрителя до слез

Художник Марк Ротко, со дня рождения которого сегодня исполняется 110 лет, известен в основном своей живописью цветового поля. Но почти за 50 лет творчества он создал совершенно разные картины и в итоге сформировал свой ответ на атмосферу вражды, царившую в послевоенном мире.

Белла Адцеева

Марк Ротко, чье имя чаще всего ассоциируется с абстрактной живописью цветового поля, проделал в искусстве долгий путь, в котором нашлось место и фигуративной живописи, и технике ташизма, и чистому сюрреализму. Свои самые знаменитые работы – мультиформы и абстракции – художник отказывался объяснять и пресекал всякие попытки интерпретации: суть искусства – само искусство, вещественное проявление мироощущения художника, утверждал Ротко, которому с помощью одного лишь цвета удалось вызвать у зрителей и потрясение, и надежду, но чаще боль, страх и чувство одиночества. Со дня рождения художника сегодня исполняется 110 лет.

Экспрессивные полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться. Отражение трагической стороны жизни склонны видеть в творчестве Ротко и искусствоведы – будь то ранние работы или прославившие художника мультиформы. "Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства… Мне не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, отчаяния", — писал Ротко.

Марк Ротко "Автопортрет"

Сын евреев-эмигрантов, уехавших в США из тогда еще российского Двинска за несколько лет до революции, Маркус Роткович перебрался в Нью-Йорк из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, в 1923 году, в разгар "эпохи джаза", когда звуки буги-вуги доносились из каждого манхэттенского бара, а обессиленный войной мир жаждал веселья и развлечений. Именно тогда Ротко, только что бросивший учебу в Йельском университете, попал на курсы к Максу Веберу, у которого научился понимать искусство как способ самовыражения и чье влияние чувствуется во многих ранних работах Ротко. Несколько первых лет в Нью-Йорке он зарабатывал на жизнь преподаванием живописи детям, повторяя своим ученикам мысль о том, что живопись должна даваться легко — быть процессом не тяжелее пения.

Его серия картин, изображающих нью-йоркскую подземку, в частности, самая известная из них "Вход в метро" (1938) — еще совсем не то, чем Ротко прославился в последующие десятилетия и с чем его ассоциируют до сих пор. Это не реализм, но здесь присутствуют отчетливые фигуры людей и архитектура станций, хотя прослеживается и другое — узнаваемая работа с цветом и общее мрачное настроение, присущие поздним полотнам художника. Само пространство действия — подземный мир — у Ротко становится метафорой внутренних переживаний и неосознанной тревоги, чувств, которые во время Великой Депрессии для многих превратились в непроходящие.

Марк Ротко "Вход в метро", 1938

Беспокойство, которое витало в воздухе на протяжении всех 1930-х, у Ротко неотделимо от урбанистических пейзажей — люди на его картинах, будь то одиноко застывшие фигуры или пара спутников — находятся в своей привычной среде и повседневных заботах, но каждый из них погружен в себя и охвачен тревогой, как, например, в "Уличной сцене" (1937). Нью-Йорк с его бесчисленными закусочными, барами и кинотеатрами, а также погруженными в свои мысли жителями, в 1930-х и 1940-х стал индикатором всеобщей подавленности не только для Марка Ротко — именно тогда на первый план вышла американская жанровая живопись, образцом которой можно считать знаменитых "Полуночников" Эдварда Хоппера. Но живопись Ротко уже тогда была непохожа на картины других художников, выполненные в натуралистической манере — в том, как изображены края платформы, стены и колонны станций метро, можно разглядеть первые шаги Ротко к его абстрактной живописи, понимание того, что искусство должно выражать жизнь посредством эмоций, а не описания.

Марк Ротко "Уличная сцена", 1937

Другие картины Ротко того же периода, преимущественно именуемые Untitled (неназванные, безымянные), изображают фигуры людей, с беспокойством, а иногда и ужасом в глазах смотрящих на что-то вне поля зрения зрителя. Одни из самых показательных работ — Портрет обнаженной в углу комнаты (1937-38), и Картина с двумя фигурами у окна (1938). Зритель, наблюдающий эти картины, чувствует себя не менее неуютно и беспокойно, чем их герои.

"Мои картины — это непредсказуемое путешествие в неизвестный мир. Скорее всего, зритель предпочел бы в него не отправляться", — говорил художник.

Марк Ротко "Без названия", 1937-38

В конце 1930-х- начале 1940-х Нью-Йорк покоряет сюрреализм — в Штаты из Европы переезжают некоторые художники-новаторы, в числе которых — Сальвадор Дали. Марк Ротко вместе с Адольфом Готлибом и Барнеттом Ньюманом проводят много времени, обсуждая идеи Дали, Жоана Миро, Макса Эрнста и Пита Мондриана, и неизбежно оказываются под их влиянием. Сюрреалистический период творчества Ротко, впрочем, вновь оказывается непохожим ни на кого другого, а говоря о влиянии, здесь наряду с пионерами европейского авангарда следует упомянуть "Рождение трагедии" Фридриха Ницше и мифологию с ее символикой. В то же время Ротко увлекался трудами Фрейда и Юнга, а в 1940 году даже на время оставил живопись, чтобы полностью погрузиться в теорию коллективного бессознательного и архетипическое толкование сновидений.

Марк Ротко "Жертвоприношение Ифигении", 1942

Результатом стало новое направление в творчестве, когда Ротко отказался от изображения жизни с помощью современных образов и поставил своей целью с помощью мифологических символов освободить человека от заполняющей его пустоты.

Mark Rothko. "The Omen of The Eagle". 1942

Сюрреалистические картины этого периода — "Жертвоприношение Ифигении", "Антигона", "Иерархические птицы" — не менее мрачные, чем его предыдущие работы: здесь и ладони, сложенные в мольбе, и половина человеческого тела, и фрагменты рук и ног. Картину The Omen of the Eagle (название можно перевести как "знак" или "знамение орла") художник назвал "воплощением трагической идеи".

Искусство Ротко снова изменилось в середине 1940-х, когда на смену мифологемам пришли абстрактные картины, в которых некоторые специалисты видят отсылки к "Рождению Венеры" Сандро Боттичелли, другие — отражение событий в личной жизни художника — именно тогда Ротко встретил свою вторую жену. Его картина "Медленное кружение на краю моря" (1945) по настроению гораздо более светлая, а в абстрактном изображении можно увидеть две человеческие фигуры, подчиненные взаимоотношениям цвета и формы.

Вот как описал свои фигуры сам Ротко: "Идентичность изображения и его объекта должна остаться в прошлом. Эти организмы полны решимости и воли отстаивать свои права".

Слова художника, говорящего о своих картинах как о независимой, неподвластной ему форме жизни, дают понять, что живопись уже тогда была для Ротко больше медитацией, чем действием.

Марк Ротко "Медленный вихрь на берегу моря", 1944-45

Враждебная атмосфера послевоенного мира толкает Марка Ротко на новый творческий поиск, который от техники ташизма (абстрактная живопись пятнами) привел его к квинтэссенции творчества — знаменитой Часовне Ротко.

Ужасы войны и ее бессмысленность стали одной из главных тем творческой рефлексии второй половины 1940-х и 1950-х годов. Близкий друг Ротко Барнетт Ньюманн тогда произнес слова, ставшие манифестом для многих художников — "Больше нет никакой возможности писать так, как раньше и то же самое, что раньше" — и сам оставил живопись на четыре года. В это время Марк Ротко едет в Европу, где во Флоренции посещает библиотеку Медичи, построенную по эскизам Микеланджело, а также ищет вдохновение в работах двух своих любимых художников — Рембрандта и Уильяма Тернера. Ни тот, ни другой не повлияли на очередное перерождение Ротко так, как "Красная студия" Анри Матисса, которую художник увидел в Нью-йоркском Музее современного искусства в 1949 году, когда простоял у картины несколько часов. Полотно французского живописца, известного своим новаторским обращением с цветом, указало Ротко дальнейший путь — именно тогда он стал писать сначала мультиформы (один из известных примеров — No.9, 1948 года), а после пришел к собственному стилю, сделавшему его одним из самых значимых художников своего поколения.

Марк Ротко "Номер 9", 1948

В начале 1950-х абстрактный экспрессионизм Марка Ротко стал чем-то совершенно новым в американской живописи. Говоря о картинах других художников, часто оказывавших успокаивающее, расслабляющее воздействие, Ротко говорил, что его работы "имеют противоположную цель" и пишутся не для истории или студий, а для людей, чья реакция была единственной ценностью, приносившей художнику удовлетворение.

"Тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и могут разразиться рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с их основными человеческими эмоциями… Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их. А если вас тронули только колористические отношения, то вы упустили самое главное", — заметил Ротко.

И тогда, и сейчас эксперты сходятся в том, что его живопись цветового поля — не о том, какие эмоции может вызвать цвет, а о том, как Ротко заставляет цвет так действовать на зрителя.

Марк Ротко "Оранжевое, красное, желтое". 1961

 

Глубина, заложенная в полотна Ротко, сделала его наряду с Джексоном Поллоком самым авторитетным американским художником, его картины возили в Европу, чтобы показать, что и в искусстве США есть глубина. В период с 1954 по 1957 год работы Ротко утроились в цене, и когда в 1955 году владельцы пафосного ресторана "Четыре сезона", расположенного в небоскребе Seagram building, решили украсить стены заведения работами современного художника, выбор мог пасть только на Марка Ротко. Величина контракта составила, в переводе на нынешний курс, два с половиной миллиона долларов, и около года Ротко работал над фресками, а главной его целью, по собственному признанию, было заставить толстосумов, проводивших время в ресторане, почувствовать себя пойманными в ловушку. Он собирался окружить людей, чьи столы ломились от икры и лобстеров, непрерывным полотном, воздействовать на них силой искусства.

Незадолго до сдачи заказа Ротко вместе с женой пришел в "Четыре сезона", где после ознакомления с меню заявил, что "люди, готовые платить за еду такие деньги, никогда не будут смотреть на мои картины". Контракт был расторгнут, а фрески Ротко попросил вернуть.

Ротко писал свои абстрактные полотна до конца жизни, в последние годы сконцентрировавшись на насыщенном черном цвете. Самыми знаменитыми картинами этого периода и, по мнению критиков, венцом всего творчества художника стали 14 полотен, написанные по заказу филантропов Джона и Доминик Де Менил для Часовни, расположенной в Хьюстоне. Перед входом в Часовню расположена скульптура Барнетта Ньюмана, посвященная Мартину Лютеру Кингу. Сегодня Часовня Ротко, открытая для людей всех конфессий, стала не просто наследием художника, но и местом, ассоциирующимся с идеей всеобщего равенства.

Интерьер Часовни Ротко в Хьюстоне

Успех лишь усугубил чувство изоляции, которое испытывал художник. В свете его философии, обличавшей повсеместную коммерциализацию искусства, неоднозначно выглядят и сегодняшние ценовые рекорды ("Оранжевое, красное, желтое" в 2012 году ушла с торгов за $86,9 млн), которые картины художника вновь и вновь устанавливают на аукционах — это победа Ротко или его поражение? Как бы то ни было, главный смысл и цель, которые он закладывал в свои полотна — апелляция к основным человеческим эмоциям — содержатся в них и сегодня, в чем можно убедиться, например, в лондонской галерее Tate. Туда его фрески, созданные для небоскреба Seagram, привезли 25 февраля 1970 года. По жуткому совпадению, в этот же день ассистент Ротко обнаружил художника мертвым на кухне его квартиры, в луже собственной крови.

ria.ru

Самая дорогая картина в мире. Топ 20

В 2012 году мировой арт рынок действительно был шокирован невероятно высокой ценой продажи картины "Игроки в карты" Поля Сезанна из частной коллекции греческого судовладельца Джорджа Embiricos. Самая дорогая картина в мире уехала на Восток...Кто же он, тот загадочный покупатель?

Не спешите и оцените список 20 самых дорогих картин в мире, проданных на художественных аукционах или частным образом XX-XXI веках. Вдумайтесь и осознайте, что ценится в мире дороже всего.

20 место. "Желтое, розовое, лиловое" (1950 г)  Марк Ротко - продана 15.05.2007 на аукционе Sotheby's за $72.8 млн. Его называют отцом американского абстракционизма, философом и интеллектуалом. Ротко создал философию «простого выражения сложной мысли»  и свой "бренд" - цветные прямоугольники с размытыми краями, как бы плавают на абстрактном  фоне большого прямоугольника. Его работы - это продолжение "Черного квадрата" Малевича и магии византийской мозаики. Полотна писались огромные, чтобы создать интимную атмосферу, полностью погружая зрителя в магию цвета, приоткрывая двери в потусторонний мир, в космос. «Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их» - писал Ротко в 1965 году.

19 место. "Дармштадтская Мадонна" (1526-1528 г.г.) Ганс Гольбейн младший - продана  12.07.2011 на частных торгах за  $75 млн. Самое дорогое из произведений искусств Германии было продано сравнительно недорого, так как владелец не хотел, чтобы картина покидала страну. Существует мнение, что от лица Мадонны как будто исходит свет, невидимый глазами, но ощущаемый душой. Именно эта ее особенность послужила тому, что картину стали называть «cеверной сестрой „Сикстинской мадонны“.

18 место. "Избиение младенцев" (1611г) Петер Пауль Рубенс - продана 10.07.2002 на аукционе Sotheby's за $76.8 млн. Самая жестокая сцена библейской мифологии "истребление младенцев царем Иродом" вызвала большой ажиотаж на торгах. Владельцы, выставившие картину на продажу, были уверены, что автором полотна является ученик Рубенса и его последователь  Яна ван дер Хуке. Но неожиданно для всех, экспертиза доказала авторство самого Рубенса. При начальной стоимости 9 млн. долларов картина была продана по рекордной цене $76.8 млн. Этот факт еще раз доказывает, что стоимость произведения искусства напрямую зависит от имени автора.

17 место. "Бал в Мулен де ла Галетт" (уменьшенная авторская копия) (1876 г) Пьер Огюст Ренуар - продана 17.05.1990 на аукционе Sotheby's $78.1 млн. Французский импрессионист Пьер Огю ст Ренуар - это "единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины", - утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. "Бал в Мулен де ла Галетт" - самый яркий пример "солнечного" искусства живописца. Новаторство и уникальность картины "Бал в Мулен де ла Галетт" заключается в том, что никто до Ренуара не решался изобразить на полотне столь значительного размера сцену повседневной жизни из реального времени. Критика и враждебные нападки обрушились на автора, но время доказало ценность столь отважного поступка.

16 место. "Бирюзовая Мэрилин" (1964 г) Энди Уорхол - продана 20.05.2007 частным образом за $80.0 млн. Такая высокая цена неслучайна. "Бирюзовую Мэрилин" называют иконой поп-арта, а Энди Уорхола - родоначальником современного ПОПулярного искусства для широких масс. Начиная, как дизайнер поздравительных открыток, метеокарт и конвертов для пластинок, он нашел свой стиль шелкографии, напоминающую плохую газетную репродукцию. В этом стиле он написал серию портретов кинозвезд, в том числе свою любимую модель Мэрилин. Как Мона Лиза, теперь нам повсеместно улыбается Мэрилин с печатных репродукций Энди Уорхола. Существует пять вариантов Мэрилин в разных цветах, но почему-то "Бирюзовая Мэрилин" стала самой дорогостоящей.

15 место. "Фальстарт" (1959 г) Джаспер Джонс - продана 12.10.2006 частным образом за $80.0 млн. Она является самой дорогой картиной в мире ныне живущего художника. Американский художник и скульптор Джаспер Джонс родился 30 мая 1930 года. Его картины - это смешение абстрактного экспрессионизма, поп-арта и  нео-дадаизма (понятия не имею, что это такое). Его работы также обращены к  образам массовой культуры, предметам обыденной жизни. Например, самая известная скульптура Джаспера Джонса - две бронзовые банки из-под пива (действительно, предмет поклонения современного общества).

14 место. "Пруд с кувшинками" (1919 г) Клод Моне - продана в июне 2008 года на аукционе Sotheby's за $80,5 млн. Основоположник импрессионизма, великий живописец второй половины 19 века был еще и прирожденным садовником, влюбленным в цветы и в живую природу. В собственном пруду в Живерни Клод Моне вырастил кувшинки из семян,  специально привезенных из Японии. И в 1899 году начал серию из 60 картин "Кувшинки", которые писал до самой смерти (1840-1926 годы жизни). Зрение художника стремительно ухудшалось, он перенес две операции, но продолжал рисовать любимый пруд. «Понадобилось какое-то время, чтобы я смог понять, что собой представляют мои кувшинки. Я их высаживал и растил просто ради удовольствия, без всякой мысли, что буду писать о них картины... Восприятие живой природы приходит к нам не сразу» (Клод Моне).

13 место. "Портрет доктора Гаше" (1890 г) Винсент ван Гог - продана 15.05.1990 на аукционе Sotheby's за $82.5 млн. Портрет своего доктора Ван Гог написал буквально в последние месяцы жизни. Истинный художник пишет сои великие полотна до последнего вздоха и иначе не может. Из письма Винсента Ван Гога  своему брату:

“Господин Гаше, на мой взгляд, также болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в нее помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит желтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами с печальным выражением лица, столь характерным для нашего времени...»

12 место. "Триптих" (1976 г) Фрэнсис Бэкон - продана в мае 2008 года на аукционе Sotheby's за $86,281 млн. Кто бы мог подумать, что этот больной астмой мальчик, отверженный отцом и в 16 лет выгнанный из дома за "постыдную склонность", любимчик фортуны и азартный игрок в рулетку, самоучка в живописи, проживет долгую и плодотворную жизнь (1909-1992). Фрэнсис Бэкон добился признания своего таланта еще при жизни, но при этом не считал рисование работой, а лишь отдыхом между постоянными кутежами, мальчиками и азартными играми. Его психоделические картины - это надрывный крик души, запертой в отнюдь не идеальном, уродливом теле человека, который погряз в своих плотских желаниях, забыв о своем уникальном высшем предназначении. Кто когда-либо задумывался о смысле своего существования, переживал те же сильные эмоции, что и Френсис Бэкон, тот поймет его "ужасные картины". Кстати, говорят, что "Триптих" по столь рекордной цене купил сам  Роман Абрамович, который за свои дорогостоящие приобретения в последние годы, назван самым влиятельным коллекционером произведений искусства.

11 место. "Оранжевое, красное, жёлтое" (1961 г) Марк Ротко - продана 08.05.2012 на аукционе Sotheby's 86.882.500 $. Картина относится к яркому периоду творчества американского экспрессиониста. Однако в конце своей жизни, когда к нему уже пришла известность, художник впадает в глубокую депрессию. Это уже сплошное серое на черном в различных вариантах. Сказались многолетние непонимание и обвинения, многочисленные судебные тяжбы с обидчиками и подорванное здоровье. Ротко уже не видит иного выхода и пишет свою последнюю трагическую картину самоубийства. Его нашли обнаженным в огромной луже крови в своей студии около картины "Красное на красном".

10 место. "Портрет Адели Блох-Бауэр II" (1912 г) Густав Климт - продана 08.11.2006 на аукционе Sotheby's за $87,9 млн. Австрийский модернист Густав Климт возглавил авангардное сообщество "Сецессион", выступавшее против "эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения". Его картины, посвященые красоте и эротизму женского тела, шокировали публику своей изысканной непосредственностью. Но при этом  Густав Климт был признанным и востребованным, как в правительственных кругах, так и среди богатой знати. Его полотна всегда были  желанным украшением интерьера самых роскошных домов в начале XX века, да и сейчас!

9 место. "Дора Маар с кошкой" (1941 г) Пабло Пикассо - продана 03.05.2006 на аукционе Sotheby's за $95,2 млн. Звезда парижской художественной богемы 30-40-х годов, экстравагантная женщина-фотограф Дора Маар была музой и возлюбленной Пикассо на протяжении семи лет. За весь период этой скандальной "lav story" Пикассо написал множество ее портретов  графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями и в образе химеры. Портрет "Дора Маар с кошкой" был написан уже в завершении их романа, поэтому здесь Пикассо очень гротескно и символично передал всю надменность и экзальтичность своей музы. По достоинству оценил и приобрел это произведение российско-грузинский бизнесмен Борис Иванишвили.

8 место. "Восемь Элвисов" (1963 г) Энди Уорхол - продана в октябре 2008 года частным образом  за $100,0 млн. Серия картин, посвященных поп-кумирам, была пиком творчества Энди Уорхола. Уже в 1968 году радикальная феминистка и актриса Валери Соланас выстрелила в Уорхола три раза. В результате он стал практически инвалидом, но отказался давать обвинительные показания в полиции. После этого покушения произведения Энди Уорхола стали более дипрессивными. Умер король поп-арта в 1987 году, прожив 58 лет.

7 место."Мальчик с трубкой" (1905 г) Пабло Пикассо - продана 04.05.2004 на аукционе Sotheby's за $104,1 млн. Картина относится к самому раннему и поэтому наиболее дорогостоящему периоду творчества мастера.

6 место. "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" (1932 г) Пабло Пикассо - продана 05.05.2010 на аукционе Sotheby's за $106,5 млн. В сюрреалистический период музой для творчества Пикассо становится очаровательная семнадцатилетняя Мария-Тереза Вальтер. С нее он лепит величественные женские бюсты, пишет чувственные, пронизанные эротизмом картины. Веселый и мирный характер Марии-Терезы позволил ей смирится с ролью красивой игрушки в руках мастера. В 1935 году она родила дочь, но Пикассо по-прежнему не воспринимал ее серъезно. А в 1936 году Пикассо уже знакомится с экстравагантной Дорой Маар и Мария-Тереза уходит на второй план. Но любовь к мастеру и преклонение перед ним было настолько сильным, что спустя 4 года после его смерти Мария-Тереза повесилась в своем гараже. Такова печальная история этой безответной любви, навеки запечатленная в полотнах.

5 место. "Крик" (1932 г) Эдвард Мунк - продана 02.05.2012 на аукционе Sotheby's за  $119 922 500. Одна из четырех версий норвежского художника-экспрессиониста выполненная в технике "пастель" (т.е. восковыми мелками). Созданная на стыке веков, она стала эмблемой экспрессионизма и прелюдией к модернизму XXI века. Отчаянный крик одиночества, отчужденности и  обреченности, словно предвестник будущих войн, революций и экологических катаклизмов предстоящего столетия. При всей своей обезличенности и примитивизированности образ кричащего настолько эмоционален, что стал вдохновение для фильмов, пародий и арт коллажей современного искусства.

4 место. "Портрет Адели Блох-Бауэр I" (1907 г) Густав Климт - продана 18.06.2006 частным образом за $137,5 млн. Ее называют "Золотая Адель" или "Австрийская Мона Лиза". Вдохновленный поездкой в Италию, византийской мозаикой, богато украшенной золотом в 1903 году Климт приступает к работе над портретом Аделии. Было сделано более 100 набросков, прежде чем художник добился идеального положения рук, тела и взгляда прекрасной Аделии.

3 место. "Женщина III" (1953 г) Виллем де Кунинг - продана 14.08.2006 частным образом 

за $137,5 млн. Серия картин абстрактного экспрессиониста под название "Женщина" вызвала бурю недовольства даже среди поклонников мастера. Но настоящие ценители утверждают, что возникает разительный контраст в ощущении при просмотре полотна на расстоянии и вблизи. Издалека эти женщины кажутся жестокими амазонками, воплощением силы природы и вряд ли соблазнительными. Вблизи же картина захватывает в свое динамичное пространство формы, цвета и мазка. Женщина, как бы прячется в окружающем пространстве и ее уже трудно разглядеть в беспорядочном хаосе "мазков-ударов". Действительно психологический шедевр абстрактного экспрессионизма, достойный фрейдистского анализа. Представленная картина - единственная из всей серии, оставшаяся в частной коллекции.

2 место. "№ 5" (1948 г) Джексон Поллок - продана 02.11.2006 частным образом за $140 млн.  С 2006 года по 2012 год оставалась самой дорогой картиной в мире, поэтому заслуживает особого внимания критиков. Джексон Поллок - лидер и идеолог абстрактного экспрессионизма, сформировавшегося как отличительный стиль в 40-х годах в Нью-Йорке.  Самые противоречивые оценки его творчества лишь подтверждают его гениальность."Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь." Джексон ПоллокСальвадор Дали так охарактеризовал его в своём «Дневнике гения»: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто».

Очень хочется повернуть ее горизонтально, но нельзя...

1 место. И, наконец, самая дорогая картина в мире, проданная в феврале 2012 года  из частной коллекции греческого судовладельца Джорджа Embiricos, "Игроки в карты" (3-я картина серии, 1892-1893) Поль Сезанн. Невероятная стоимость $250 млн., превышающая прежний рекорд почти в 2 раза,  всколыхнула мировой арт рынок и значительно подняла планку последующих сделок. Чем же примечательна самая дорогая картина в мире?Серия из 5 картин "Игроки в карты" относится к позднему и самому зрелому периоду творчества   французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Фанатичный трудоголик, мнительный и нелюдимый Сезанн лишь в живописи находил вдохновение и излечение от фобий и противоречий окружающего мира. Его неповторимый стиль - это  своеобразное примирение классики и современности, переход от импрессионизма к кубизму. Несколько лет назад картина "Игроки в карты" №3 была названа  одной из лучших работ  в мире, которая находится ​​в частных руках. Наверное, с этим и связана столь рекордная в мире арт-рынка цена сделки. Кто же покупатель? Королевская семья Катара приобрела картину для национального музея. И снова нас удивляет Ближний Восток!

Вы удивлены, а может даже возмущены приведенным списком самых дорогих картин в мире? "Разве это искусство, каждый может такое намалевать!" Давайте не будем простыми обывателями и осознаем, что ценность любого произведения искусства в уникальности, а не в совершенстве. Именно уникальность произведения человеческого труда ценится превыше всего в любые времена. Настоящий мастер вкладывает в работу свою душу, переживания и эмоции и каждый своим неповторимым образом. Как ребенок, который просто водит карандашом или малюет красками, и получает огромное удовольствие от буйства цвета и линий. Хорошие родители, конечно , похвалят своего маленького живописца и оставят его первую работу на память. Ведь она уникальна и неповторима - в ней радость и счастье, она самая дорогая картина в мире для вашей семьи.

Источник рейтинга: материал из Википедии "Список самых дорогих картин в мире"

www.dd-space.com

10 фактов о Марке Ротко, Buro 24/7

10 фактов о Марке Ротко (фото 1)

Марк Ротко. "Синий и серый"

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения американского художника Марка Ротко, основоположника живописи абстрактного поля. Собираем новости последних лет, факты, цитаты и его полотна с магическими сочетаниями цветов, чтобы еще раз напомнить, чьим именем озаглавлена увесистая глава из истории искусств XX века и почему без фамилии Ротко вся она уже немыслима. 

1. Маркус Роткович (псевдоним Марк Ротко художник взял в 1940 году) родился в городе Двинск Витебской губернии (сейчас — Даугавпилс, Латвия) и вырос в еврейской семье, где говорили как на идише, так и на русском языке. Затем вместе со своими родителями Маркус иммигрировал в США и поселился в Портленде.

2. Учась в Йельском университете, Марк Ротко вместе с товарищем Аароном Директором выпускал сатирический журнал, который был посвящен разоблачению пороков университетского общества WASP. Вскоре будущий художник бросил учебу и вернулся в университет только через 46 лет, чтобы получить докторскую степень. 

Марк Ротко

Марк Ротко

3. Первые работы Марка Ротко были выдержаны в реалистическом духе ("Женщина за шитьем", "В подземке"), потом он творил на сюжеты, навеянные античными мифами и древнегреческими трагедиями. Художник проснулся в нем довольно поздно, если сравнивать с Пикассо или Дали, например, — в возрасте 20 лет. Это случилось, когда Марк навещал друга в нью-йоркской Школе Искусств.

После этого молодой Ротко поступил в Новую школу дизайна в Нью-Йорке, где преподавал один из основателей "абстрактного сюрреализма" — Аршиль Горки, а также занимался в "Лиге студентов искусств Нью-Йорка" у польско-американского кубиста Макса Вебера, влияние которого на работы Ротко бесспорно. В 1933 году прошла первая сольная выставка Марка Ротко в музее искусств Портленда, где показали его ранние акварели и студенческие работы

Источник://buro247.ru/culture/collections/voskresene-khudozhniki.html

Источник://buro247.ru/culture/collections/voskresene-khudozhniki.html

10 фактов о Марке Ротко (фото 2)

Марк Ротко. "Жертвоприношение Ифигении", 1942. Из личной коллекции Кристофера Ротко. Экспозиции арт-центра имени Марка Ротко в Даугавпилсе

4. "Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их," —  писал Ротко в 1965 году. Именно в этот период появился его цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне. Критики считают эти работы наиболее значительными в творчестве художника.

Источник://buro247.ru/culture/news/novyy-art-tcentr-imeni-marka-rotko-v-latvii.html

10 фактов о Марке Ротко (фото 3)

Капелла Ротко, Хьюстон, 1964-1968

Источник://buro247.ru/culture/collections/11119.html

5. Картина "Оранжевое, красное, жёлтое" в 2012 году стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на торгах. На аукционе Christie's она ушла с молотка за $86,9 млн.

10 фактов о Марке Ротко (фото 4)

Марк Ротко. "Оранжевое, красное, жёлтое", 1961

6. Полотно Марка Ротко "Черное на коричневом" прошлой осенью было испорчено в лондонской галерее Tate Modern, и произошло это средь бела дня. Польский художник Владимир Уманец оставил на нем  черным маркером надпись "Кусок йеллоизма", после чего был арестован и приговорен к двум годам тюрьмы. Чтобы восстановить ценную работу американского экспрессиониста реставраторам нужно около полутора лет — чернила плотно въелись в картину.

10 фактов о Марке Ротко (фото 5)

Марк Ротко. "Черное на коричневом", 1958

7. В 1970 году 67-летний Марк Ротко совершил самоубийство в своей мастерской. Его ассистент Оливер Стейндекер обнаружил художника мертвым на полу собственной кухни со вскрытыми венами. За два года до этого у Ротко была обнаружена артериальная аневризма, но художник игнорировал рекомендацию врача вести здоровый образ жизни. Затем последовал кризис в семейной жизни — в 1969 году Марк Ротко развелся со своей женой Мелл Бейстл. Вскрытие показало, что перед смертью художник принял огромную дозу антидепрессантов.

10 фактов о Марке Ротко (фото 6)

Марк Ротко. "Белый центр", 1950

8. Весной этого года в Латвии открылся арт-центр имени Марка Ротко. В его постоянной коллекции восемь картин — шесть полотен из личной коллекции семьи Ротко и еще два из вашингтонской Национальной галереи.

Источник://buro247.ru/culture/news/novyy-art-tcentr-imeni-marka-rotko-v-latvii.html

Источник://buro247.ru/culture/news/novyy-art-tcentr-imeni-marka-rotko-v-latvii.html

9. Американский драматург и сценарист Джон Логан (фильмы "Авиатор", "Последний самурай", "Суини Тодд") написал пьесу Red, главным героем которой является Марк Ротко. В 2009 году премьера ее состоялась в Лондоне, в 2010-м — на сцене нью-йоркского Golden Theatre. Пьеса и актер Эдди Редмэйн в том же году были удостоены премии Тони.

10 фактов о Марке Ротко (фото 7)

Марк Ротко. Magenta, Black, Green on Orange, 1950

10. Марк Ротко верил, что искусство произрастает из "врожденного чувства формы, а совершенство — из спонтанности, простоты и детской непосредственности."

10 фактов о Марке Ротко (фото 8)

Марк Ротко. Earth&Green, 1955

www.buro247.ru

Марк Ротко. Часть 1: «Путь художника»

От нежно-розового к ликующe-желтому, от ярко-синего к мрачнo-черному − посмотрите на одно из огромных полотен, созданных Марком Ротко (Mark Rothko) и вы почувствуете себя втянутым в его мир. Ротко был очень увлеченным художником, который вложил все существо в свое искусствo, и, как многие другие великие творцы, прожил трудную жизнь.

Глубоко разочарованный войнами и страдающий от депрессии, он был измучен душой, но в то же время создавал великие произведения искусства, вызывавшие сильные чувства.

Марк Ротко заинтересовался живописью сравнительно поздно. Будучи сыном русско-еврейских иммигрантов, он вырос в Портланде, штат Орегон. Несмотря на то, что он получил стипендию Йельского университета, ни один курс не показался ему интересным, и, бросив университет, Ротко без особой цели отправился в Нью-Йорк. Там через знакомого он открыл для себя Студенческую Лигу Искусств. Когда художник увидел, как студенты делают наброски обнаженной модели, он в 22 года решил, что искусство может стать его будущим.

В начале своей карьеры Ротко отдавал предпочтение образным работам. Главные черты этого периода − темные цвета, грубые мазки и странные, нереалистичные фигуры. В 1930 годах он уже начал выставляться в составе разных художественных групп, но не получил широкого признания, что его очень разочаровывало.

 Marc Rothko (Underground fantasy)

В середине 30-х Ротко создал серию картин о метро, одна из них − «Подземная фантазия» (Underground fantasy). Картина явно не пытается передать реальный мир, но показывает вытянутые, как столбы, человеческие фигуры, путешествующие в метро в пассивной анонимности и изоляции.

Такой символичный подход вдохновлен сюрреализмом − авангардным движением, начавшимся в Париже 30-х. Во время Второй мировой войны его главные члены покинули Европу и стали ключевым источником вдохновения для американских художников. Сюрреалисты хотели строить свое творчество вокруг подсознания, как его описывал Фрейд. Для иллюстрации психологических феноменов этот автор использовал мифы древней Греции. Около 1940 года они стали популярным мотивом в работах нью-йоркских художников, в том числе Ротко. Примеры представлены на картинах и рисунках темы Антигоны (Antigone).

 Marc Rothko (Antigone)

Около 40-го гoда, увлеченный философией, Ротко забросил картины и занялся написанием трактата «Реальность художника» (The Artist's Reality). Тем не менее, в итоге он решил, что предпочитает выражать свои мысли через картины, а не через язык. Так книга осталась неопубликованной.

 

Картина «Персонаж два» (Personage Two) и другие, созданные в 1944−1946, указывают на начало переходной фазы. Они все ещё относятся к чему-то внешнему, хоть и неясно к чему конкретно, но уже в значительной мере абстрактны.

 

«Без имени» (1947) былa написанa во время кульминации переходной фазы. Ей присущи неопределенные, аморфные образы, напоминающие первобытные формы жизни. Они как будто намеренно подрывают все попытки понять значение изображенного. Для обозначения этих картин критики используют термин «мультиформы». Сам Ротко называл произведения 1945−1949 годов «переходными», потому что они ознаменовали смещение от сюрреализма к его знаменитому «классическому стилю» последующих лет.

«No. 9» (1948) − ещё один этап в эволюции стиля Ротко. Похожие на облака невнятные формы постепенно обосабливаются и...

 Marc Rothko (No.9,1948)

... превращаются в прямоугольные световые поля, как будто лежащие стопкой в раме.

 

В 1949-м Музей современного искусства Нью-Йорка приобрел картину Матисса «Красная студия». Ротко приходил любоваться полотном каждый день и позже говорил: «Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом, вы совершенно пропитываетесь им».

 Henri Matisse (Красная Студия)

Это одно из немногих сохранившихся заявлений о влиянии других художников. Пропитать, насытить зрителя − вот чего хотел Ротко от своих картин. И он стремился к цели через использование сильных цветовых эффектов.

 

Марк Ротко. Часть 2: "Фирменный стиль"

artifex.ru

Марк Ротко: жизнь и творчество художника

Марк Ротко (англ. Mark Rothko, имя при рождении — Маркус Яковлевич Роткович; 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния, ныне Даугавпилс, Латвия — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.

Содержание

Биография Марка Ротко

Творчество Ротко

Интересные факты о работах художника

Картины Марка Ротко

Библиография

Биография Марка Ротко

Марк Ротко – выходец из России. Он родился в 1903 году в Двинске (сейчас – Дугавпилс, Латвия).

Родился и вырос в еврейской семье, где говорили как на идише, так и на русском языке. Глава семейства, Яков (Я́нкель-Бе́ндет Ио́селевич) Роткович, работал аптекарским помощником, но, несмотря на скромный доход, много внимания уделял образованию детей; мать, Хая Мо́рдуховна Роткович (урожд. Гольдина), была домохозяйкой. В возрасте 5 лет Маркус поступил в хедер, где изучал Пятикнижие и древнееврейский язык.

Глава семейства Ротковичей, опасаясь того, что детей заберут на службу в царскую армию, решил эмигрировать в США, следуя примеру многочисленных еврейских семей, бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича, которые обосновались в Портленде, штат Орегон и занялись производством одежды. Маркус остался в России с матерью и старшей сестрой.

5 августа 1913 года пароход «Царь» вышел из Либавы. Среди пассажиров был и Марк с сестрой и матерью. Они присоединились к Якову и старшим детям позже, зимой 1913 года. Через несколько месяцев отец Маркуса умер. Семья осталась без средств к существованию, и всем детям приходилось работать. Маркус помогал своему дяде, продавая газеты сотрудникам на складе.

В 1913 году Маркус поступил в общеобразовательную школу, и его перевели из третьего в пятый класс. В 17 лет он с отличием закончил школу Lincoln High School[en]. Он в совершенстве овладел английским (четвертый язык Марка) и стал активно участвовать в жизни местного еврейского сообщества, особенно в политических дискуссиях.

Марк поступил в Йельский университет, где первый год учился благодаря полученному за отличный аттестат гранту, а позднее, когда дотация закончилась, работал, чтобы оплачивать учебу.

В университете Марк, вместе с товарищем Аароном Директором, выпускал сатирический журнал, направленный на разоблачения пороков университетского общества WASP («Белых англо-саксонских протестантов»).

Вскоре Марк бросил университет, и вернулся туда только 46 лет спустя, получать почетную степень доктора.

Творчество Ротко

Осенью 1923 года Ротко, навещая друга в школе искусств в Нью-Йорке[en], увидел, как художники рисовали модель. Как позднее говорил сам Ротко, в этот момент он родился как художник. Некоторое время спустя он поступил в «Новую школу дизайна» в Нью-Йорке, где одним из его преподавателей стал один из основателей «абстрактного сюрреализма» Аршиль Горки.

Осенью того же года Ротко ходил на курсы в «Лигу студентов искусств Нью-Йорка» к Максу Веберу, влияние которого сказывается в ранних работах Ротко. Именно с тех пор он стал воспринимать искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.

В 1930-40-х годах Ротко увлекался экспрессионизмом и сюрреализмом, а примерно с 1947 года он начал писать абстрактные картины, где большие прямоугольники располагались параллельно друг другу, обычно вертикально. Эти странные полотна создавали ощущение покоя и сосредоточенности, выражая самые понятные и одновременно сложные категории — трагедию, судьбу, смерть.

С 1929-1952 Ротко преподавал живопись в Центральной академии — еврейской школе в Бруклине. В это время Ротко разработал собственную художественную программу и стал одним из самых интеллектуальных художников Америки.

В 1933 г. состоялась первая персональная выставка Ротко в Портленде, штат Орегон.

С 1936-1939 г. участвовал в художественных программах, разработанных при президенте Ф. Д. Рузвельте.

В 1958 г. Ротко экспонировал свои работы на выставке Бьеннале в Венеции. В 1968 г. Ротко был избран членом Американского института искусств и литературы.

Первые работы Ротко были выдержаны в реалистическом духе («Женщина за шитьем», около 1935 г., «В подземке», 1938). В начале 1940-х гг. Ротко отходит от реализма и создает свои первые художественные «мифологемы» («Антигона», 1941, «Иерархические птицы», 1945). В этих произведениях (как и в выступлениях в печати тех лет) Ротко отстаивает вневременной и иррациональный смысл искусства, стремление приобщиться к архетипическому сознанию.

В области стиля Ротко переходит к сюрреализму, напоминающему работы М. Эрнста и Х. Миро.

В произведениях Ротко 1940-х гг. все сильнее проявляется тяга к беспредметности («Фигура два», 1946). Ротко постепенно отказывается от обозначения сюжетов картин, называя их по годам создания и наделяя номерами.

В 1940-е годы живопись Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам.

Entance to Subway Underground Fantasy Earth & Green

К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета. С конца 1950-х годов Ротко занимался в основном созданием монументальных композиций для украшения зданий.

В 1958 он получил заказ на создание декоративных панно для небоскреба Сигрем-билдинг. Однако выполненные художником композиции так и не были установлены на предназначенных для них местах. Девять из них были выставлены впоследствии в галерее Тэйт в Лондоне.

Самая значительная работа Ротко – цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне (штат Техас). Несмотря на то, что работа принесла ему долгожданный успех, его жизнь была мучением, полным депрессий и алкоголя. Ротко покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены в своей студии в Нью-Йорке 25 февраля 1970 года.

Интересные факты о работах художника

Первоначально Марк Ротко рисовал в самых простых стилях. Это были обычные пейзажи природы или портреты, а потом со временем он начал все чаще меняться в творчестве. Его художественную деятельность можно разделить на несколько этапов:

  • 20-30 гг. традиционное творчество.
  • 30-37 гг. увлечение древнегреческими традициями и античными мифами.
  • 40-48 гг. под влиянием европейского сюрреализма начинает рисовать по-новому.
  • 49-50 гг. переход к известному для себя стилю – абстрактному экспрессионизм.
  • 50-55 гг. композиции прямоугольного формата, в которых форму объединены колористической гаммой.
  • 55-60 гг. полуабстрактные формы из отдельных полос с разными цветовыми зонами.

Шедевры Марка Ротко вошли в историю и продолжают продаваться на мировых аукционах за миллионы долларов. Некоторые из лучших картин расположены в разных городах планеты, что в очередной раз подчеркивает необычный талант американского экспрессиониста. Ниже представляем вашему вниманию описание нескольких самых ярких из них:

В Хьюстоне была создана Часовня Ротко, которая завораживает своей атмосферой, созданной за счет наполнения художественными произведениями великого художника. Человек, который посещает это место, сразу не понимает, где же расположены шедевры, которые очень гармонично расставлены. По замыслам творцов этого места планировалось воспроизвести ощущение узника, который смотрит в небо в надежде на свободу.

В Лос-Анджелесе в современном музее искусства находится картина под названием «Белый центр», хотя на ней абсолютно нет белых цветов. Более чем за 70 миллионов она была продана на аукционе.

белый-центр

 

В Лондоне можно увидеть один из самых мрачных шедевров под названием «Черное на темно-бордовом». Эта картина вошла в историю также тем, что один из эмигрантов из Польши написал на ней краской свое имя, за что был отправлен в заключение на два года. Данное произведение писалось в период депрессии художника, что выражено в виде темных тонов и мрачной сути.

В Нью-Йорке имеется картина великого художника Марка Ротко, которая имеет название «Четыре отметины на красном». Располагается она в Музее американского искусства Уитни. Она также относится к мрачным картинам и эпохе большой депрессии. Выполнена она в лучших традициях экспрессионизма и часто поддавалась разной критике со стороны мировых специалистов.

Галерея Национального искусства в Вашингтоне имеет удивительное произведение искусства, автором которого также есть Ротко и называется оно «Это о смерти». Именно после написания данной картины он покончил жизнь самоубийством. Этот момент по-особому привлекает туристов к шедевру, будто завораживает, а ценители искусства с трепетом оценивают и восхищаются возможностями американского художника.

Библиография

  • Mark Rothko, 1903—1970: a retrospective/ Diane Waldman, ed. — New York: H.N. Abrams, 1978.
  • Chave A.C. Mark Rothko, subjects in abstraction. — New Haven: Yale UP, 1989.
  • The art of Mark Rothko, into an unknown world/ Marc Glimcher, ed. — London: Barrie & Jenkins, 1992.
  • Breslin J. E. B. Mark Rothko: a biography. — Chicago: University of Chicago Press, 1993.
  • Davis J. Mark Rothko: The Art of Transcendence. — Kidderminster: Crescent Moon, 1995.
  • Golding J. Paths to the absolute: Mondrian, Malevich, Kandinsky, Pollock, Newman, Rothko, and Still. — Princeton: Princeton UP, 2000.
  • Ottmann K. The essential Mark Rothko. — New York: Wonderland Press; Harry N. Abrams, 2003.
  • Бааль-Тешува Я. Марк Ротко. — М.: Арт-Родник, 2006. — ISBN 5-9561-0192-X

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: yavshoke.net, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Марк Ротко: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Марк Ротко: жизнь и творчество художника

4.3 (86.67%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Марк Ротко "№ 207 (Красный на темно-синем поверх темно-серого)"

    "Следовательно, наша работа, воплощающая наши убеждения, оскорбляет любого духовно настроенного на декорацию интерьера; на картины для дома; на картины поверх обоев; на картины с американскими видами, на социальную живопись; на чистоту в искусстве; на получающих премии халтурщиков; на Национальную академию, на Академию Витни, на Академию Корн Белт; на дешевку, дрянь и так далее и тому подобное".Готтлиб, Ротко и Ньюман, 1943    

Мне всегда нравилось выходить за рамки. Принятого, привычного, рутинного, обыкновенного.Я всю жизнь от этого бегу.Мне всегда нравилось смотреть шире. Шире репродукций художников-передвижников.Нравилось формировать свой собственный вкус, чтобы в нем не было ничего навязанного извне, надуманного, поверхностного, чуждого.Если мне нравится что-то, то крепко и надолго. В чужом искусстве я воспринимаю глубоко только то, что меня задело, изменило, потрясло.Сегодня будет рассказ о художнике, который меня удивил более многих. Влюбил в себя, заставил нырнуть в свои картины и завесить ими большую часть внутреннего мира.

Rothko-30

MarkRothko

(Я покажу вам Марка Ротко, опубликовав картины которого, и, сказав "это круто", я не передам почему же это круто. Поэтому я пригласила на помощь книгу Якоба Бааля-Тешува "Ротко". Текст курсивом оттуда. Фотографии из музеев - Павла Отдельнова)."Марк Ротко (1903 - 1970) принадлежит к тому поколению американских художников, которые совершили революцию в абстрактном искусстве, - они изменили сущность и сам вид этого искусства. Его стилистическая эволюция от фигуративной живописи к абстрактной лежит в активном взаимодействии зрителя и картины, в котором воплотился радикальный взгляд на возрождение живописи. Ротко охарактеризовал это взаимодействие как "завершенный опыт общения между картиной и наблюдателем. Нет ничего, что стоит между моим полотном и зрителем." Действительно, его цветовые формации буквально втягивают зрителя в пространство, наполненное внутренним цветом. И Ротко всегда сопротивлялся попыткам так или иначе интерпретировать его полотна. "Никакие комментарии не в состоянии объяснить живопись, - как-то заметил он. - Все объяснения должны исходить из завершенного опыта переживания между картиной и ее наблюдателем. Оценка искусства - это поистине бракосочетание интеллектов. И искусство - это бракосочетание, и если оно не завершается должным образом, тогда оно бесплодно." 

Что он писал? Можно ответить - все и ничего одновременно.Нет формы, нет линий, нет предметов, нет теней, нет света... Есть только цвет. Идеальная по простоте и силе воздействия композиция. И, да, между его картинами и зрителем ничего не стоит. Это не портреты незнакомцев, не чужие города, не яблоки с персиками. Это нечто, что заставляет задуматься о том, как мы воспринимаем искусство живописи, и что ценим в нем. Сюжет? Мастерство владения красками? Раскрученное имя художника?

Представьте, что вы ничего не знаете про американский абстракционизм, не видели картин Поллока, Уорхола, Кандинского, Малевича. Не знаете, что работы Ротко продавались с аукционов за десятки миллионов долларов.Забудьте все это и посмотрите... Чем вам это покажется?Rothko-01

После картин Ротко я пересмотрела все свое прежнее восприятие любого визуального искусства. Я поняла, что всегда есть то, что лежит на поверхности и то, что спрятано глубоко внутри.Американский абстракционизм середины двадцатого века делился на два направления. "Живопись действия" - яркий представитель этого течения Джексон Поллок. Он стелил на пол огромные холсты и экспрессивно разбрызгивал краску. Для такой живописи важно как это создается, а не что получится в результате. Ротко был не живописцем действия, он принадлежал к течению абстрактного экспрессионизма, которое называлось "живопись цветовых полей", где основное эмоциональное воздействие в цвете.Художники того времени активно спорили, как максимально эффектно порвать с живописью прошлых эпох. Придумать свои собственные техники и идеи.Мне вот одно не понятно, почему, если они тогда порвали с ним, сейчас все вернулось к тем же прошлым эпохам? Точнее... Сейчас, конечно, есть все. И абстракционисты, модернисты, и кто-то продолжает идею разрыва с традиционной живописью, но все равно, мне кажется, классика побеждает (по-крайней мере в моей реальности).Давайте посмотрим немножко картин и я продолжу.Раннее.Rothko-09

Автопортрет. Rothko-16

Rothko-15

Rothko-13

Rothko-12Период "ташизма".(Википедия: "Ташизм (фр. Tachisme, от Tache — пятно) — течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана"). Rothko-17

Rothko-19

Rothko-33

Rothko-04"Для Ротко "зрелый" стиль, ассоциирующийся с его именем, выходит за пределы чистой абстракции. Ротко, для которого "трагический опыт и есть единственный источник искусства", пытался превратить полотна в переживание трагедии и экстаза, основных составляющих бытия."Rothko-06

Rothko-07

Rothko-10

Rothko-11Он был русским евреем. До переезда в Нью-Йорк в 1923 году его звали Маркус Роткович. "Он перепробовал различные профессии, чтобы оплачивать комнату. По его словам, живописью он начал заниматься совершенно случайно, зайдя однажды к другу в Студенческой лиге искусств и видя, как студенты делали наброски с обнаженной натуры. "И я сразу понял, что в этом моя жизнь", - вспоминал он."Rothko-31

Rothko-29

Rothko-28 В 30 лет состоялась его первая персональная выставка. До этого он преподавал живопись деткам в нью-йоркской Школе искусств.И дальше, благодаря большой популярности абстрактной живописи и его активной социальной позиции, Ротко быстро становится успешным художником. Его картины продаются все дороже и дороже, поступают крупные заказы. "Несмотря на растущий успех, Ротко часто чувствовал себя недооцененным и жаловался, что его неправильно понимают. Художника раздражала любая попытка интерпретировать работы. Он считал, что живописные формы обладают собственной жизнью, за пределами границ материального мира. "Мое искусство - это не абстракция. Оно живет и дышит", - говорит он. И как взгляд тонкого зрителя оживляет картину, так же он может ее и убить."

Ротко противился тому, что его считали абстракционистом. "Вы должны понять одну вещь. Я не абстракционист... Мне не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций - трагедии, экстаза, отчаяния и так далее. И тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и раздражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с этими основными человеческими эмоциями... Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их. А если вас, как вы говорите, тронули только колористические отношения, то вы упустили самое главное".

Rothko-23

Rothko-22

Rothko-21

Rothko-20

Rothko-18

Rothko-27

Rothko-37В 1958 году он получает огромный заказ на оформление росписями комнаты ресторана "Четыре сезона" в небоскребе, где располагались главные офисы компании по производству алкогольных напитков "Джозеф Е. Сигрем и сыновья". Ротко говорил, что взялся за проект для здания Сигрема в надежде "нарисовать что-то такое, что отобьет аппетит у каждого сукиного сына, которые будет есть в этой комнате. Если ресторан откажется повесить мои полотна, это будет лучшим комплиментом. Но они не откажутся. В наши дни люди могут все снести."Эскизы для Сигрема:Rothko-34

Rothko-25

Комната Марка Ротко в Галерее Тейт, Лондон. Rothko-26

Работу для Сигрема Ротко так и не закончил. Разорвал контракт. Следующие его крупные работы были для Гарварда, Капеллы Ротко в Хьюстоне и комнаты в Галерее Тейт. 

Интерьер Капеллы Ротко.Rothko-03

Сегодня Марк Ротко занимает место одного из самых значительных живописцев искусства модерна второй половины ХХ века. Основной принцип - отказ от копирования природы - привел его к большеформатным, трепещущим полям цвета. Его работы великолепны своей пространственной глубиной и медитативной силой, которая побуждает зрителя вступать в диалог с ними. "Надо заставить зрителя войи полностью в произведение... и странствовать по его интерьерам", - писал коллекционер Бен Хеллер, который сказал, что его знакомство с живописью Ротко стало для него "самым непосредственным опытом переживания картины", какой он когда-то испытывал. "Как он смог, столь немногочисленным числом вариаций, положить начало дискуссиям между картиной и зрителем, на таком же личностном, прямом и глубоком уровне, как это возможно в камерной музыке? Как он смог всего несколькими комбинациями палитры из теплых и холодных, темных и светлых, сияющих и матовых, восторженных и меланхоличных цветов, вызвать четыре чувства, воссоздающих ширину, разнообразие, драму, глубину и панораму оркестровой музыки, которую он так любил? Кто сможет ответить на эти вопросы? Только сами картины - и каждый смотрящий на них".Rothko-36

Rothko-35

Когда я впервые столкнулась с его творчеством, я знала, что он выдающийся художник своего времени. Я смотрела на его работы через призму всемирного признания. Но я не сразу поняла суть его живописи. Ясно было, что это сильно на меня действует. Но почему?Я попробовала остаться с его картинами один на один. Просто цвет, волшебным образом подрагивающая на холсте краска. Потом пришло ощущение вечности, покоя, но вместе с тем и поток информации, который вне сознания, но зато  подсознание принимало и понимало это безоговорочно.  Я увидела в них все: мировые войны, боль, страх, тишину, смерть, любовь, рождение, счастье, мечту. Каждое полотно рассказывает совершенно разную историю, и воспитывает удивительную тонкость восприятия, чтобы глядя на них не сказать "И все? Я тоже так могу."

Он был таким нервным в своей работе. Все время всем недоволен, хотел большего, чем просто успеха, денег, выставок. Хотел глубокого поражения своим творчеством. Слез радости и боли. А теперь представьте, насколько нужно быть гениальным, чтобы проделывать все это со зрителем, не используя ни линий, ни образов, только цвет...?

Марк Ротко для меня инъекция против посредственного восприятия творчества, против безвкусия, банальности, глупости в искусстве. Своеобразная точка отчета, или наоборот... точка, куда ведут все пути. 

Серия постов: "Живопись, которая меня впечатлила"№1 - Edward Munch - Танец жизни№2 - Lora Zombie - Немного смерти, немного любви№3 - Камиль Коро - Орфей ведет Эвридику через царство мертвых№4 - IVAN SLAVINSKY - "Master of time"№5 - Аруш Воцмуш - "Хватит сидеть дома..."

barminova.livejournal.com


Смотрите также