Рожь (картина Шишкина). Рожь картины


Рожь (картина Шишкина) Википедия

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История[ | код]

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Приобретена П. М. Третьяковым в 1878 г. у автора[1] (инв. 837).

Экспозиция[ | код]

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему её человеку свои дары.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор!

Литература[ | код]

Ссылки[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII-начала XX века (до 1917 года). Москва. Изобразительное искусство. 1984

ru-wiki.ru

Рожь | Великие художники

Шишкин Иван Иванович «Рожь», 1878

Третьяковская галерея, Москва

Реализм

Одна из самых знаменитых работ, в которой художник мастерски передал колосящуюся золотистую рожь, охраняемую богатырями соснами великанами уходящими в воздушной перспективе в даль, вдоль уходящей извилистой колеи дороги, сопровождаемой сочной яркой травой. Казалось бы золотистое поле, колосится рожь, в дымке проглядывается дальние очертания горизонта, композиция позволившая передать художнику широкое пространство простирающегося в даль поля.

Картина Шишкина Рожь была написана в 1878, В этом произведении художник выбрал мотив, как бы и не лесной, но все таки опять с его любимыми могучими соснами, которые украшают многие его картины. Этот живописный шедевр можно сравнить, с поэмой великих писателей. описывающих родные окрестности. Рожь это символ жизни, главная энергия существования хлеб, ухоженный руками человека, так трудно порой достающийся.Работая над этим пейзажем художник старался правдиво и убедительно передать весь размах картины, в которой зрителем осознается полное совершенство художественного произведения, где мастер ни чуть не погрешил относительно натуры. Картина с золотой колосистой рожью отличается от многих других его работ душевным равновесием и спокойствием. Все картины Шишкина по большому счету были написаны с натуры, поэтому без сомнения в основе картины лежал натурный прототип, который автор в последствии увековечил.

Это изображение многим знакомо с самого детства, так как является русским живописным пейзажным шедевром, ее часто можно увидеть на различных репродукциях, календарях и на красивых упаковках. В пейзажной живописи 19 века это очередное произведение мастера перешло очередной этап и приобрело новую социальную значимость созвучную мироощущению народа. Картина Шишкина «Рожь» сегодня находится в Третьяковской Галерее и радует глаз своей душевностью и красотой русской природы.

greatartists.ru

Рожь (картина Шишкина) — Википедия РУ

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Приобретена П. М. Третьяковым в 1878 г. у автора[1] (инв. 837).

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему её человеку свои дары.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

  Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор!  

http-wikipediya.ru

Рожь (картина Шишкина) — википедия фото

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Приобретена П. М. Третьяковым в 1878 г. у автора[1] (инв. 837).

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему её человеку свои дары.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

  Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор!  

org-wikipediya.ru

Картина рожь Википедия

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История[ | код]

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Приобретена П. М. Третьяковым в 1878 г. у автора[1] (инв. 837).

Экспозиция[ | код]

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему её человеку свои дары.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор!

Литература[ | код]

Ссылки[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII-начала XX века (до 1917 года). Москва. Изобразительное искусство. 1984

ru-wiki.ru

Рожь (картина Шишкина) — ALL

«Рожь» Художник И. И. Шишкин, 1878 г.

(▲)

У автора данной статьи нет уверенности, что данный видеоролик соответствует пониманию творчества художника и данного произведения

«Рожь» — картина художника И. И. Шишкина.

Время создания: 1878 г.

Холст, масло

Пазмеры: 107×187 см

Жанр: пейзаж.

Современное местонахождение: Третьяковская галерея, Москва (Российская Федерация)[1][2][3][4][5]

Картина «Рожь» — одна из самых знаменитых в творчестве И. Шишкина[3][6][7] и одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи[8].

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) к этому времени — уже прижизненный классик русской культуры, знаменитый художник-пейзажист, признанный мэтр живописи.

Но не только славу познал к этим годам художник. В его жизнь вторглось горе, одним за другим умирали его самые близкие люди: отец, брат жены (художник Ф. А. Васильев[9]), жена, два маленьких сына. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Эти страшные невзгоды надломили художника[10][11]. Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало; второе приносило с собой хоть какой-то смысл существования…

К этому периоду его творчества относится картина «Рожь».

Работая над этим полотном, И. Шишкин еще не знал, что его ждут новые трагедии — он встретит другую женщину, с которой создаст семью, и ему на какое-то время покажется, что радости и смысл не ушли навечно… Но это счастье окажется лишь новой ложью: жена, моложе его на 18 лет, умерала через год после их бракосочетания, оставив новорожденную дочь Ксению[10][11]. Тогда художник будет сломлен окончательно. На помощь придет сестра его второй жены: Виктория Антоновна возьмет на себя заботу о девочках и даст возможность художнику работать… Всё это случится позже. Приступая к картине «Рожь», И. И. Шишкин, похоронивший почти всю свою первую семью, еще хотел жить, еще стремился выжить…

Это произведение Шишкин писал, возвратясь из своих родных мест — из Елабуги[2]. Там он неоднократно бывал и в тиши родных знакомых с детства видов черпал вдохновение[3]…

И. Шишкин. «Дорога во ржи», 1866 (для увеличения кликнуть на изображение)

Тема бескрайнего поля использовалась Шишкиным не впервые — еще в 1866 году он создал картину «Дорога во ржи», всю нижнюю часть которой занимало бесконечное колосящееся ржаное поле, а верхнюю — такое же бездонное небо; само же поле прорезалось унылой проселочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. Да и вообще тема засеянного поля неоднократно появлялась в произведениях и русской, и не только русской живописи.

Приступая в 1878 году к написанию картины «Рожь», И. Шишкин явно вспомнил свое старое полотно 1866 года «Дорога во ржи» — эта связь прослеживается в сюжете, но новую картину художник наполнил опытом прошедших двенадцати лет и всем тем, что довелось ему пережить.

Сюжет картины «Рожь», как обычно у Шишкина, построен просто и лаконично[4]. Погожий летний день — поле, небо, стая птиц в вышине, сосны[1]. И колосящиеся золотистые колосьея ржи, огромное поле уходит в перспективу, картина не в состоянии охватить его целиком. Всё полотно — в этих спелых наливных колосьях[2]. И над ними на фоне светлого голубого неба возвышаются сосны — как стража, охраняющая покой[6][12][13].

Но покой ли? Художник очень ищет и жаждет его[14]. Нет, покоя нет и быть не может — как нет его в душе художника. А есть — только надежда. И потому пейзаж, казалось бы, такой умиротворенный, проникнут ощущеним тревоги[7]. На горионте медленно и неотвратимо встают тучи[1]; мертво дальнее дерево, возвышающееся своим пустым скорбным стволом; тосклива и безлюдна прорезающая ржаное поле проселочная дорога[8]. Да и колосья неспокойны, их колышет ветер. Но они есть — живые, неспокойные, констрастирующие с ярко-зелёной сочной травой на переднем плане. А может, так и положено в этой жизни, где всё полно контрастов? — ведь и это волнение ржи — тоже проявление жизни. Может, оно так и задумано Господом? Ведь рожь — это символ жизни. А значит — что-то еще будет и хорошее. Колосья сливаются в эту живую массу, они открывают первый план[14] и продолжаются дальше, дальше… Вся картина — это мощь величия природы[7][15] и символ надежды. Художник еще не знает, как эти надежды оказались призрачны и как скоро рухнут и они.

В картине «Рожь» впечатление широкого пространства достигается в основном путем использования линейной перспективы. Однако из-за отсутствия воздушной перспективы и благодаря обобщенной трактовке цветовых массивов, силуэтному изображению сосен, которые кажутся как бы выстроенными во фронт на узкой полосе среднего плана, построение картины не предполагает движения взгляда в глубь изобразительного пространства, а словно призывает остановиться и оценить величественность открывшегося вида и его цельность[4].

На эскизе картины художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Он тезисно перечислил все то, что хотел изобразить и изобразил, причем изобразил великолепно, мастерски[8].

Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах эстетические воззрения Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость — это было время появления специфически русского искусства и русской культуры; Россия стала не только вбирать европейские творения, но и создавать собственные, свойственные ее социальному складу; это касалось всего: живописи, музыки, литературы… В русской живописи одним из этих этапов стала Шишкинская «Рожь». Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине «Рожь»[2][3].

Картина экспонировалась на VI передвижной выставке в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, получив самую высокую оценку и соратников, и критики (художник И. Крамской об этой выставке сказал: «Первое место занимает Шишкина „Рожь“»[8]), и в том же году была приобретена П. М. Третьяковым для его галереи[8].

«„Рожь“ — одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», — писал И. Н. Крамской в письме к Илье Репину[2][8].

Современный искусствовед В.Манин: «Трудно определить, какая из работ художника самая примечательная в его творчестве. Если таковой и нельзя назвать картину „Рожь“, то, во всяком случае, ее можно отнести к этапным, стержневым полотнам. В истории русского пейзажа она, несомненно, эпохальна»[5].

Рожь (первый вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г. Рожь (второй вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г.

Через три года, в 1881 году, другой выдающийся художник-передвижник А. К. Саврасов, который, конечно же, не мог не знать этой картины И. Шишкина, создаст свой шедевр на ту же тематику и с тем же названием — еще одну выдающуюся картину «Рожь»; и эта новая «Рожь» поглотит все светлое, создав образ чудовищной тоски и безысходности (причем Саврасов создаст два варианта картины, и второй окажется еще более мрачный[16][17][18]), но даже там останется какой-то просвет вдали — какие-то надежды…

Оба произведения — картины с одинакой темой и одинаковым названием — двух выдающихся русских художников-пейзажистов — И. Шишкина и А. Саврасова — вполне сосуществуют. Появление произведения (причем сразу в двух вариантах) А. Саврасова нисколько не повлияло на величие Шишкинского полотна. Это разные выдающиеся картины, и в их общей тематике нет ни спора, ни контрастности. Это — разговор двух великих художников, разговор на языке живописи.

Надо сказать, что у Шишкина есть еще одна картина с таким же названием — «Рожь»; это офорт, созданный им значительно позже, в 1892 году; офорт вошел в альбом «60 офортов Шишкина. 1870—1892» (СП б., 1894) под названием «Рожь»[19]. Но эта работа очень мало известна и с популярностью одноименной картины 1878 года ей, конечно, не сравниться.

Слава картины И. И. Шишкина «Рожь» не только не угасла со временем, но и приобрела новые формы: душевные срадания и надежды художника И. Шишкина хорошо продаются и лихо идут на рынке, принося барыши новым поколениям бизнесменов — ныне изображения картины И. Шишкина «Рожь» можно увидеть на различных репродукциях, открытках, календарях, закладках, футболках, гобеленах, на красивых упаковках и коробках пирожных и мороженого и в любом другом не предназначенном для этого месте[6].

  1. ↑ 1,01,11,2 И. И. Шишкин (1832—1898) // Рожь
  2. ↑ 2,02,12,22,32,4 Описание картины Шишкина. Рожь
  3. ↑ 3,03,13,23,3 Ivan Shishkin. Rye.
  4. ↑ 4,04,14,2 Коллекция: мировая художественная культура; автор Пелевин Ю. А.
  5. ↑ 5,05,1 Иван Иванович Шишкин. Рожь (1878)
  6. ↑ 6,06,16,2 Картина Рожь И. И. Шишкин
  7. ↑ 7,07,17,2 Описание картины И. И. Шишкина «Рожь»
  8. ↑ 8,08,18,28,38,48,5 Галерея картин Шишкина. Страница 43
  9. ↑ Русская живопись // Васильев Федор Александрович (1850—1873)
  10. ↑ 10,010,1 Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «Среди долины ровныя…»
  11. ↑ 11,011,1 Шишкин Иван Иванович. 1832—1898
  12. ↑ Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»
  13. ↑ И. И. Шишкин — Рожь (сочинение по картине)
  14. ↑ 14,014,1 Богатство русской земли
  15. ↑ Рожь (Иван Шишкин)
  16. ↑ 1881 Саврасов А. К. «Рожь»
  17. ↑ Алексей Кондратьевич Саврасов. Рожь. 1881
  18. ↑ Саврасов // Рожь (1881)
  19. ↑ Шишкин Иван Иванович (1832—1898) Рожь

allll.net

Рожь (картина Шишкина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1878 года

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Приобретена П. М. Третьяковым в 1878 г. у автора[1] (инв. 837).

Экспозиция

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему её человеку свои дары.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор!

Напишите отзыв о статье "Рожь (картина Шишкина)"

Литература

Ссылки

  • [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/227 Описание картины «Рожь»]. Сайт Государственной Третьяковской галереи.

Примечания

  1. ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII-начала XX века (до 1917 года). Москва. Изобразительное искусство. 1984

Отрывок, характеризующий Рожь (картина Шишкина)

– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне. Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними. – Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу. – Разве можно так с господами говорить? Ты думал что? – Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак! Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками. – Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо! – Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые! – Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку. – Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите. Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.

wiki-org.ru