Русские художники 18 века. Лучшие картины 18 века русских художников. Русские картины


Картинные галереи и художники - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

Иван Константинович Айвазовский

Aivazovsky1Ivan Aivazovsky (1817-1900)Русский художник-маринист

 

  Федор Яковлевич Алексеев

AlekseevFedor Alekseev (1753/1754-1824)Русский художник, мастер городского пейзажа

 

Абрам Ефимович Архипов

ArkhipovAbram Arkhipov (1862-1930)Русский художник-живописец, передвижник

 

Леон Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг)

Bakst1Leon Bakst (1866-1924)Русский художник, мастер станковой живописи и театральной графики

 

Мария Константиновна Башкирцева

BashkirtseffMarie Bashkirtseff (1858-1884)Русская художница

 

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Borisov-Musatov1Viktor Borisov-Musatov Русский живописец

 

Владимир Лукич Боровиковский

Borovikovsky1Vladimir Borovikovsky (1757–1825)Русский живописец-портретист

 

Карл Павлович Брюллов

Bryullov1Karl Pavlovich Bryullov Русский живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма

 

Виктор Михайлович Васнецов

Vasnetsov1Viktor Vasnetsov (1848-1926)Русский художник и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи

 

Василий Васильевич Верещагин

VereshchaginVasily Vereshchagin (1842-1904)Русский живописец-баталист

 

Сергей Арсеньевич Виноградов

2Sergei Vinogradov (1869-1938)Русский живописец.

 

Михаил Александрович Врубель

VrubelMikhail Vrubel (1856-1910)Русский художник автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций

 

Михаил Маркианович Гермашев

Mikhail Germashev (1867-1930)Русский художник-пейзажист

Сергей Иванович Грибков

Sergei Gribkov (1820-1893)Русский живописец

Борис Дмитриевич Григорьев

GrigorievBoris Grigoriev (1886-1939)Русский художник

 

Станислав Юлианович Жуковский

Stanislav Zhukovsky2Stanislav Zhukovsky (1873-1944)Русский художник-пейзажист

 

Орест Адамович Кипренский

Orest KiprenskyOrest Kiprensky (1782-1836)Русский живописец, мастер портрета

 

Михаил Константинович Клодт

KlodtMichael K. Klodt von Jurgensburg (1833-1902)Русский художник-пейзажист

 

Алексей Иванович Корзухин

Korzukhin1Alexei Korzukhin (1835-1894)Русский художник, мастер жанровых сцен

 

Константин Алексеевич Коровин

KorovinKonstantin Korovin (1861-1939)Выдающийся русский живописец, театральный художник и педагог

 

Иван Николаевич Крамской

KramskoiIvan Kramskoi (1837-1887)Русский художник, мастер жанровой, исторической и портретной живописи

 

Константин Яковлевич Крыжицкий

KryzhitskyKonstantin Kryzhitsky (1858-1911)Русский живописец-пейзажист

 

 Борис Михайлович Кустодиев

KustodievBoris Kustodiev (1878-1927)Русский художник

 

Архип Иванович Куинджи

KuindzhiArkhip Ivanovich Kuindzhi (1841-1910)Русский художник-пейзажист

 

Клавдий Васильевич Лебедев

Lebedev1Klavdi Lebedev (1852-1916)Русский художник, мастер исторической и церковной живописи

 

Исаак Ильич Левитан

Levitan1Isaak Levitan (1860-1900)Русский художник-пейзажист

 

Владимир Егорович Маковский 

Vlad MakovskiVladimir Makovsky (1846-1920)Русский художник-передвижник, педагог, мастер жанровой сцены

 

Константин Егорович Маковский

MakovskyKonstantin Makovsky (1839-1915)Русский художник, мастер портрета и исторических сцен

 

Илья Иванович Машков

MashkovIlya Mashkov (1881-1944)Илья́ Иванович Машков — русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет»

  Михаил Васильевич Нестеров

Nesterov1Mikhail Nesterov (1862-1942)Русский художник, мастер церковной живописи

    Тимофей Андреевич Нефф

Neff1Carl Timoleon von Neff (1805-1876)Русский художник-портретист, мастер церковной живописи

 

Петр Александрович Нилус

Nilus2Pyotr Nilus (1869-1943)Петр Александрович Нилус — российский живописец

 

Пимен Никитич Орлов

Orlov2Pimen Orlov (1812-1865)Русский художник, мастер портрета

    Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

2Kuzma Petrov-Vodkin (1878-1939)Русский живописец и график

 

Василий Дмитриевич Поленов

Polenov1Vasily Polenov (1844-1927)Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи

 

Илья Ефимович Репин

2Ilya Repin (1844-1930)Русский художник, мастер портрета, исторических и бытовых сцен

 

Вера Николаевна Рохлина

Vera RocklineVera Rockline (1896–1934)Русская художница Парижской школы

 

Алексей Кондратьевич Саврасов

SavrasovAlexey Savrasov (1830—1897)Русский живописец-пейзажист

 

  Валентин Александрович Серов

SerovValentin Serov (1865—1911)Русский живописец и график, мастер портрета

 

Константин Андреевич Сомов

SomovKonstantin Somov (1869-1939)Русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор

 

Алексей Васильевич Тыранов

Tyranov1Alexey Tyranov (1808-1859)Русский живописец, мастер портрета

 

Алексей Алексеевич Харламов

HarlamoffAlexei Harlamoff (1840-1925)Русский художник-портретист, яркий представитель академизма

 

Иван Иванович Шишкин

ShishkinIvan Shishkin (1832-1898)Русский живописец и график, мастер пейзажа

    Виктор Карлович Штемберг

2Victor Shtemberg (1863-1921)Русский живописец, портретист, мастер изображения обнаженной натуры.

 

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Shchedrin1Sylvester Shchedrin (1791-1830)Русский художник-пейзажист

gallart.by

Русские художники 18 века. Лучшие картины 18 века русских художников

18-й век – это период, в который происходили колоссальные преобразования во всех сферах: политической, социальной, общественной. Европа вносит в русскую живопись новые жанры: пейзажный, исторический, бытовой. Реалистическое направление живописи становится преобладающим. Живой человек - герой и носитель эстетических идеалов того времени.

В историю искусств 18-й век вошел как время живописных портретов. Иметь свой собственный портрет хотели все: от царицы до обычного чиновника из провинции.

русские художники 18 века

Европейские веяния в русской живописи

Известные русские художники 18 века были вынуждены следовать западной моде по велению Петра I, который хотел европеизировать Россию. Он придавал большое значение развитию изобразительного искусства и даже планировал построить специализированное учебное заведение.

Русские художники 18 века осваивали новые приемы европейской живописи и изображали на своих полотнах не только царей, но и различных бояр, купцов, патриархов, которые старались не отставать от моды и часто поручали местным художникам нарисовать портрет. При этом художники того времени старались обогащать портреты предметами быта, элементами национального костюма, природой и прочее. Внимание акцентировалось на дорогой мебели, больших вазах, роскошных одеждах, интересных позах. Изображение людей того времени воспринимается сегодня как поэтический рассказ художниками о своем времени.

И все-таки ярким контрастом отличаются портреты русских художников 18 века от портретов приглашенных иностранных живописцев. Стоит упомянуть, что для обучения русских художников приглашались художники из других стран.

картины 18 века русских художников

Виды портретов

Начало 18-го века ознаменовано обращением художников-портретистов к полупарадным и камерным видам жанра портрета. Портреты живописцев второй половины 18 столетия дают начало таким видам, как парадный, полупарадный, камерный, интимный.

Парадный вид портрета отличается от других изображением человека в полный рост. Блеск роскоши - как в одежде, так и в предметах быта.

Полупарадный вид – это изображение модели по колено или по пояс.

Если человек изображен на нейтральном фоне по грудь или пояс – то этот вид портрета называется камерным.

Интимный вид портрета предполагает обращение к внутреннему миру героя картины, при этом фон игнорируется.

Портретные образы

Часто русские художники 18 века были вынуждены воплощать в портретном образе представление заказчика о самом себе, но никак не действительный образ. Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке. Многие искусствоведы давно сделали вывод, что главным правилом того времени было изображение человека не столько таким, каким он являлся на самом деле, либо таким, каким бы он хотел быть, а таким, которым он мог быть в своем лучшем отражении. То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал.

Первые художники

русские художники 18 19 векаРусские художники 18 века, список которых в общем-то невелик, - это, в частности, И. Н. Никитин, А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, И. П. Аргунов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий.

Среди первых живописцев 18 века Петровской эпохи - имена Никитина, Антропова, Аргунова. Роль этих первых русских художников 18 века была незначительна. Она сводилась лишь к написанию огромного количества царских изображений, портретов российских вельмож. Русские художники 18 века – мастера портретов. Хотя часто они просто помогали иностранным мастерам расписывать стены большого количества дворцов, изготавливать театральные декорации.

Имя живописца Ивана Никитича Никитина можно встретить в переписке Петра I со своей женой. Его кисти принадлежит портрет самого царя, канцлера Г. И. Головина. В его портрете напольного гетмана нет ничего искусственного. Внешность не изменена ни париком, ни придворной одеждой. Художник показал гетмана таким, как в жизни. Именно в жизненной правде заложено главное достоинство портретов Никитина.

Творчество Антропова сохранилось в образах Андреевского собора в Киеве и портретах в Синоде. Эти произведения отличает склонность художника к желтому, оливковому цветам, ведь он живописец, который обучался у мастера иконописи. Среди его известных работ - портреты Елизаветы Петровны, Петра I, княгини Трубецкой, атамана Ф. Краснощекова. Творчество Антропова соединило в себе традиции самобытной русской живописи 17-го века и каноны изобразительного искусства Петровской эпохи.

Иван Петрович Аргунов - известный крепостной портретист графа Шереметьева. Его портреты изящны, позы изображенных им людей свободны и подвижны, все в его творчестве точно и просто. Он творец камерного портрета, который впоследствии станет интимным. Значимые работы художника: портреты Екатерины II, четы Шереметьевых, П. Б. Шереметьева в детстве.

Не стоит думать, что в то время в России не существовало больше никаких жанров, но великие русские художники 18 века самые значительные произведения создавали все-таки в жанре портрета.

Вершиной жанра портрета 18-го века стало творчество Рокотова, Левицкого и Боровиковского. Человек в портретах художников достоин восхищения, внимания и уважения. Человечность чувств выступает отличительной чертой их портретов.

Портреты русских художников 18 века

Федор Степанович Рокотов (1735–1808 гг.)

Почти ничего не известно о Федоре Степановиче Рокотове, русском художнике 18-го века из крепостных князя И. Репнина. Портреты женщин этот художник пишет мягко и воздушно. Внутренняя красота прочувствована Рокотовым, и он находит средства воплощения ее на холсте. Даже овальная форма портретов только подчеркивает хрупкий и нарядный облик женщин.

Главный жанр его творчества – полупарадный портрет. Среди его работ – портреты Григория Орлова и Петра III, княжны Юсуповой и князя Павла Петровича.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822 гг.)

Известный русский художник 18-го века - Дмитрий Григорьевич Левицкий, ученик А. Антропова, смог чутко уловить и воссоздать в своих картинах душевные состояния и особенности людей. Изображая богачей, он остается правдивым и непредвзятым, его портреты исключают угодливость и ложь. Его кисти принадлежит целая галерея портретов великих людей 18-го века. Именно в парадном портрете Левицкий раскрывается как мастер. Он находит выразительные позы, жесты, показывая знатных вельмож. Российская история в лицах – так часто называют творчество Левицкого.Картины, принадлежащие кисти художника: портреты М. А. Львовой, Е. И. Нелидовой, Н. И. Новикова, четы Митрофановых.

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825 гг.)

русские художники 18 века списокРусские художники 18-19 века отличаются обращением к так называемому сентиментальному портрету. Художник Владимир Лукич Боровиковский пишет задумчивых девушек, которые на его портретах изображены светлыми красками, они воздушны и невинны. Его героини - не только русские крестьянки в традиционных нарядах, но и уважаемые дамы высшего общества. Это портреты Нарышкиной, Лопухиной, княжны Суворовой, Арсеньевой. Картины несколько схожи, но забыть их невозможно. Эти портреты отличает удивительная тонкость передаваемых характеров, почти неуловимые особенности душевных переживаний и объединяющее все образы чувство нежности. В своих работах Боровиковский раскрывает всю красоту женщины того времени.

Наследие Боровиковского очень разнообразно и обширно. Есть в его творчестве как парадные портреты, так и миниатюрные, и интимные полотна. Среди работ Боровиковского наиболее известными стали портреты В. А. Жуковского, Г. Р. Державина, А. Б. Куракина и Павла I.

Картины русских художников

Картины 18 века русских художников написаны с любовью к человеку, его внутреннему миру и уважением к нравственным достоинствам. Стиль каждого художника, с одной стороны, очень индивидуален, с другой же – имеет несколько общих черт с другими. Этот момент определил тот самый стиль, который подчеркивает характер искусства России в 18-м веке.

Великие русские художники 18 векаНаиболее известные картины 18 века русских художников:

  1. «Юный живописец». Вторая половина 1760-х гг. Автор Иван Фирсов – самый загадочный художник 18-го века. На картине изображен мальчик в мундире, который пишет портрет маленькой красивой девочки.
  2. «Прощание Гектора с Андромахой», 1773 г. Автор Антон Павлович Лосенко. Последняя картина художника. На ней изображен сюжет из шестой песни «Илиады» Гомера.
  3. «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799-1801 гг. Автор Семен Федорович Щедрин. На картине изображен пейзажный вид.

И все-таки

Русские художники 18 века все же старались раскрыть правду и подлинные характеры людей, несмотря на условия крепостного права и желания богатых заказчиков. Жанр портрета в 18-м веке воплотил специфические черты русского народа.

известные русские художники 18 векаНесомненно, можно сказать, что, как бы художественное искусство 18-го века ни было подвержено влиянию европейской культуры, все-таки оно привело к развитию национальных русских традиций.

fb.ru

Русская живопись. Творчество, картины художников России

Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности, особенно в портретной живописи.

Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердился в конце XVIII - начале XIX веков. Этот период в русской истории живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом. Характерным для живописцев этого времени было романтическое утверждение красоты неповторимого, индивидуального, необычного, однако наивысшим достижением этой эпохи изобразительного искусства в России можно считать не историческую живопись (И. Акимов, Г. Угрюмов, Н. Алексеев, Д. Антонелли, Ф. Бронников, Ф. Бруни) и городской пейзаж (Ф. Алексеев), а портрет (И. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Н. Аргунов, Д. Левицкий, В. Тропинин, О. Кипренский, В. Боровиковский).

О.А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Одни построены на резком контрасте света и тени. В других главным живописным средством оказывается тонкая градация близких друг другу цветов. Для полотен К.П. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). Возвышенная красота человека и неизбежность его гибели отражены в картине в трагическом противоречии. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Прекрасным художником-акварелистом был его брат А.П. Брюллов. Крупнейшим мастером исторической картины был А.А. Иванов (1806-1858). Иванов придал своей живописи характер жертвенного служения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике. В своих произведениях он предвосхитил многие искания русской реалистической живописи следующих десятилетий. Русские художники, представители салонного академического искусства — Басин П.В., Бельский А.И. и другие живописцы.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина. 9 ноября 1863 года 14 выпускников Академии художеств во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет "Пир в Валгалле" и просили предоставить им самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников. Второе событие - создание в 1870 году "Товарищества передвижных выставок", душой которого стал тот же Иван Крамской. Передвижники были едины в своем неприятии "академизма" его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией "передвижников" пользовалось крестьянство. В ту пору - в 60-70-е годы XIX века - идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В.Г. Перов (1834-1882). Свидетельство этому - такие его картины, как "Приезд станового на следствие", "Чаепитие в Мытищах", "Тройка", "Старики-родители на могиле сына". Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Но нельзя сказать, чтобы Академия художеств не выдвигала талантов. Лучшие традиции академизма нашли развитие в грандиозных исторических полотнах Г. Семирадского, работах рано умершего В. Смирнова, ("Смерть Нерона"), великолепных полотнах мариниста, представителя романтизма Ивана Айвазовского. Собственно из стен Академии вышли многие выдающиеся художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского - картина "Христос в пустыне".

"Передвижники" совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А.К. Саврасов (1830-1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина "Грачи прилетели" (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И.И. Шишкин (1832-1898). А.И. Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, - эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Р.А. Берггольц писал тонкие лирические пейзажи русского Севера и средней полосы России. Боголюбов А.П. писал прекрасные морские и исторические пейзажи. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова И.И. Левитана (1860-1900). Левитан - мастер спокойных, тихих пейзажей Человек стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Заштатный городок Плес на верхней Волге прочно вошел в творчество Левитана. В этих краях он создал свои полотна: "После дождя", "Хмурый день", "Над вечным покоем". Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: "Вечер на Волге", "Вечер. Золотой плес", "Вечерний звон", "Тихая обитель".

На вторую половину XIX века приходится творческий расцвет И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова. Илья Репин (1844-1930) был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не менее грандиозно, чем "Бурлаки на Волге", - полотно "Крестный ход в Курской губернии". Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки - все уместилось на этом полотне: и величие, и сила, и немощь, и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика ("Отказ от исповеди", "Не ждали", "Арест пропагандиста"). Ряд репинских полотен написан на исторические темы ("Иван Грозный и его сын Иван", "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану" и др.). Репин создал целую галерею портретов. Он написал портреты - ученых (Пирогова и Сеченова), - писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, - композиторов Глинки и Мусоргского, - художников Крамского и Сурикова. В начале XX века он получил заказ на картину "Торжественное заседание Государственного совета". Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них.

В.И. Суриков (1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 1880-е годы, когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова". Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в картине "Боярыня Морозова". Если же подойти к полотну поближе, снег как бы "рассыпается" на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.  В.А. Серов (1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты. В 1887 году 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С.И. Мамонтова. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое - Серов и 12-летняя Вера Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором девочка не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц. В начале сентября "Девочка с персиками" была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень "просторной". В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди - целая жизнь. Время поставило "Девочку с персиками" в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

Обращение к национальным темам привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинные шедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин, Ф. Рубо. В эти годы открываются первые национальные художественные галереи; произведения русских художников начинают регулярно появляться на международных выставках и в заграничных художественных салонах. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова и других передвижников попали в собрание Третьякова. П.М. Третьяков (1832-1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 года. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 1890-х годов собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. В 1898 году в Петербурге, в Михайловском дворце (творение Карло Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.  В конце 1890-х годов еще плодотворно работали ведущие мастера критического реализма - И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский,  но в это время в искусстве проявилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев, М.В. Нестеров, отчасти А.Е. Архипов.

Крупный художник этого времени - Б.М. Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни. В раннем творчестве М.В. Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки, обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины ("На горах", 1896, "Великий постриг", 1897-1898). Символизм, неоклассицизм, модерн оказывает заметное влияние на М.А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева.) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов). Деятельность этих групп была очень разносторонней, художники издавали свой журнал "Мир искусства", устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров.

В 1910-е годы зарождается русский авангард - как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич), "импровизационный" стиль и абстракционизм (В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. Всем течениям авангардистского искусства свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности - трезвым расчетом, художественной образности - простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции - конструкцией, больших идей - утилитарностью. Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. В понятие "авангард" условно объединяются самые разные течения искусства ХХ века (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм). Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, Ю. Анненков, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер, отчасти О. Браз, Д. Бурлюк и лругие. В 1910-х годах также наблюдается возрождение интереса к иконописи. Художественные принципы иконописи творчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К.С. Петров-Водкин) и зарубежные (А. Матисс) художники, так и целые направления и школы авангарда.

С конца 20-х годов в России утверждается принцип социалистического реализма. Идейность становится главной определяющей силой в художественном творчестве (И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман). Несмотря на сильное влияние идеологии создавались настоящие произведения искусства мирового уровня. Творчество пейзажистов С.В. Герасимова, В.Н. Бакшеева, А.А. Пластова, творчество П.Д. Корина, А.Н. Остроумомой-Лебедевой, И. Глазунова, К. Васильева, А. Шилова, А. Исачева - убедительное тому доказательство. С 1960-х годов наступает возрождение русского авангарда. "Разрешенная", но не официзная часть советского искусства в 1960-е годы представлена работами мастеров "сурового стиля" (Т. Салахов, С. Попков). В 1970-1980-х годах получило признание творчество советских художников - Р. Бичунаса, Р. Тордия, Д. Жилинского, А. Зверева, Э. Штейнберга, М. Ромадина, М. Лейса, В. Калинина и других представителей не только "официально разрешенного искусства". Русский постмодернизм 90-х годов ХХ века - пример творчества группы "СВОИ" (Гипер-Пуппер-Кузнецов В., Вещев П., Дудник Д., Котлин М., Макса-Максютина, Менус А., Носова С., Подобед А., Ткачев М.). Сам факт объединения разноплановых художников в единый живой организм, не ограниченный концептуальными или стилевыми рамками, наиболее точно соответствует основному принципу постмодернизма о параллелизме и равнозначности художественных тенденций.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

smallbay.ru

Картины русских художников и иноземных живописцев в Российской империи

Жанровая русская живопись. Бытовой жанр. Этот жанр считался в былые времена второстепенной, побочной отраслью живописи. Особенно в русском искусстве, долго служившем для услады лишь высшего общества и подчинявшемся академической рутине, изображение повседневной жизни и народного быта считалось делом неважным — забавой, которой художникам позволительно развлекаться в виде отдыха от других, более серьезных трудов. Жанровые картины в прошлом столетии и начале нынешнего выходили по большей части из-под кисти исторических живописцев, которые, исполняя их, не могли отрешиться от условности и подражательности, усвоенных ими еще на школьной скамье. Жизнь простых смертных с ее типами, нравами и обычаями воспроизводилась лишь с малыми отступлениями от правил, узаконенных для так называемых высоких, благородных сюжетов.

Хотя Академия Художеств не раз задавала своим ученикам для конкурса на медали программы вроде «посиделок», «сенокоса в деревне» и «пастухов со стадом», хотя зрелые художники, такие как, например, И. Танков, Ф. Яненко, И. Акимов, брались изображать праздники в провинциальных городах, путешественников, застигнутых бурей, проводы ратников на войну и т.п., однако картины на подобные темы представляли не живые лица и сцены, а манекены, сгруппированные согласно академическим правилам композиции и поставленные в принужденные позы, с надлежащим образом придуманными жестами, с условно-схематическим выражением на лицах, с костюмами и околичностями, свидетельствующими о слабо развитой наблюдательности исполнителей этих картин или об их старании облагородить действительность. Под названием русских простолюдинов выводились на сцену актеры, привыкшие играть роли то античных героев, то французских пейзан. Очень мало действительно русского было также в картинах и рисунках на сюжеты из нашего народного быта, доставивших известность поляку А. Орловскому, в 1810 — 1830-х годах.

Родоначальником национальных русских жанров надо признать А. Венецианова. Он жил среди простого народа, отлично знал и любил его; благодаря его артистическому образованию, полученному им под академической формулой, между его врожденной наблюдательностью и природой не стояло никаких ширм, которые мешали бы ему видеть действительность правильно и воспроизводить ее всецело, не с прибавками или убавками, общепринятыми в тогдашней живописи. Однако он не тотчас же увлек на свой путь других художников — как потому, что почва для народного жанра была еще недостаточно подготовлена, так и потому, что в своих работах он не шел дальше добросовестной передачи случайно попадавшихся типов и сочинения нехитрых идиллических сцен. После картинок Венецианова с этикетом жанров стали являться у нас под влиянием Брюллова изображения итальянского и восточного быта или же хотя и русские по сюжету, но задуманные с целью щегольнуть эффектностью, подчас и поласкать чувственность зрителя, а не с тем, чтобы выставить в верном свете ту или другую сторону народной жизни (фигуры разных итальянок М. Скотти и Н. Тихобразова, «Турчанка в бане» С. Деладвеза, «Крестьянка, ставящая свечку перед образом» Г. Михайлова, «Поцелуй» Ф. Моллера и т. д.).

Между тем, в русском обществе уже зрели национальные идеи и возникали стремления, охватившие его в начале царствования Александра II и нашедши себе осуществление в великих реформах этой эпохи. Литература, как верное зеркало общественного настроения, уже отражала в себе эти идеи и стремления, тогда как изобразительные искусства еще оставались равнодушными к ним. Первый из художников, кто откликнулся на общественные вопросы, затронутые литературой, был П. Федотов — скорее дилетант, чем настоящий живописец, произведший лишь несколько картин, но явившийся в них, равно как и в своих рисунках, тонким наблюдателем и остроумным сатириком, рельефно выставляющим на вид грустные или смешные черты современной отечественной жизни. Однако путь, открытый для жанристов Федотовым, некоторое время оставался пустым — до тех пор, пока Россия, отрезвленная неудачей Крымской кампании, не пробудилась от самодовольного усыпления и под скипетром царя-Освободителя не двинулась к всестороннему прогрессу. Лишь только в русском обществе оживилось национальное чувство, проснулось сознание собственных достоинств и недостатков, закипела работа над обновлением жизненного строя и все это стало выражаться в литературе, получившей некоторую свободу, живопись, уже подготовленная к тому Федотовым, пустилась звучно вторить голову общественного мнения и печати. Поднимали ли они вопросы о положении крестьян и меньших братий, о несостоятельности прежних административных порядков, о сословных пороках, об искоренении в народе пьянства, о необходимости широкого распространения в нем грамотности и т.п. — на все это немедленно откликалась кисть наших живописцев, то ограничиваясь прямой иллюстрацией литературных произведений, то изобретая свои сюжеты под влиянием навеянных ими мыслей и впечатлений.

Таким образом, русский бытовой жанр принял публицистический характер и вместе с тем предался полному реализму, без которого его цель — обличение и исправление социальных недостатков — была бы недостижима. Увлекаясь этой целью, большинство новейших жанристов пренебрегало изображением отрадных явлений, которые при всей неприглядности народной жизни все-таки нередки в ней. Старание действовать больше на ум, чем на чувство зрителя, слишком прямая проповедь морали в ущерб художественному впечатлению, тенденциозность, пересоленный сарказм или юмор, составляют недостатки, общие многочисленным художникам, трудившимся в указанном направлении. Поощряемые интересом, с которым публика встречала их произведения, они продолжали идти по тому же пути и тогда, когда вопросы, волновавшие общество в период государственных реформ, утратили прежнее значение.

Обличительный и тенденциозный характер бытовая живопись особенно упорно сохраняла в группе артистов, образовавших в 1872 году Товарищество передвижных художественных выставок или примкнувших в нему впоследствии. Наиболее выдающиеся жанристы этой группы — барон М.П. Клодт, Г. Мясоедов, К. Савинский, И. Прянишников, Н. Непрев, В. Максимов, В. Маковский, И. Репин, Н. Ярошенко и высокодаровитый В. Перов. Из бытовых живописцев, не принадлежавших к названному товариществу, заслуживают быть упомянутыми И. Соколов, К. Трутовский, В. Якоби, Ф. Журавлев, А. Корзухин и А. Волков. В последнее время «идейные» жанровые картины стали все реже и реже являться на выставки; да и вообще бытовая живопись перестала быть отраслью, усердно возделываемой в нашем искусстве: ее вытеснил из него пейзаж. По материалам статьи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

smallbay.ru


Смотрите также