Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художника. Рябушкин картины


Андрей Рябушкин: картины, биография

Творчество художника Андрея Рябушкина (1861-1904)

Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин принадлежал к числу замечательных мастеров русской исторической живописи. Исключительность дарования художника заключалась в поэтическом видении прошлого, в тонком проникновении в поэтику и стилистику старины.

Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском близ Воронежа в семье иконописца. В 1875 году Рябушкин поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали такие яркие и самобытные художники, как В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Е. С. Сорокин, сразу оценившие талант юноши, его работоспособность. На ученических выставках появляются первые работы Рябушкина.

Одна из них — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880) — была приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи. Первые успехи окрыляют молодого художника, и в 1882 году он поступает в Академию художеств в Петербурге. В эти годы он работает легко и быстро, но тяжелая болезнь и слабое здоровье затянули его пребывание в Академии художеств, которую он окончил только в 1890 году.

Ёще будучи учеником Академии художеств, Рябушкин с удовольствием начинает работать как иллюстратор в популярных журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник». Его увлекают картины далекого прошлого русского народа, бытовая жизнь XVII века. После окончания Академии художеств Рябушкин хотя и получил право на заграничную командировку, но отправился в путешествие по России. Он побывал в Москве, Ростове, Ярославле, Новгороде, Пскове, Киеве. Художник открывает для себя очарование старинных русских городов, одухотворенную красоту средневековых фресок. Он интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах», он запоминал «каждую интересную мелодию, каждое местное выражение, одним словом, жил и дышал только своим, народным, русским». После окончания командировки художник живет и работает в Петербурге.

Талант Рябушкина развивается медленно, постепенно. Как художник он сформировался в демократических традициях московской живописи, поэтому бытовой жанр и особенно сцены из крестьянской жизни занимают большое место в творческом наследии мастера. Картины проникнуты светлым радостным настроением, мягким лиризмом.

Таковы «Возвращение с ярмарки» (1886), «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), неоконченная картина «Праздник в деревне» (1892). Для своих картин художник выбирает продолговатый, довольно вытянутый по горизонтали формат, что позволяет вместить в композицию большое количество фигур, размещенных свободно и естественно. В этих сценах отсутствует развернутая сюжетная повествовательность, они бессобытийны, но с удивительной выразительностью воссоздается атмосфера, настроение праздника или его ожидания.

В 1892 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок появилась картина «Потешные Петра I в кружале». Художнику удалось точно передать суровый дух петровского времени, показать драматическое столкновение двух сил; история постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа или личности, но через события каждодневные, обыденные. Эта картина была высоко оценена И. Е. Репиным и по его совету приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи.

Наиболее плодотворным стало для художника обращение к русскому XVII веку, к освоению художественного наследия прошлого. Прошлое становится источником вдохновения, дает импульс художническому переживанию эпохи, поэтизации ушедшей культуры.

В картине «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895) передана атмосфера праздничного, шумного дня. Каждому персонажу найдена тонкая психологическая характеристика: здесь и простодушный парень, и кокетливо потупившая очи красавица, и уверенный в себе удалой молодец. Особенно выразительна в своей отрешенности от праздничной толпы фигура молодой женщины на первом плане. Яркая красочность одежд, энергичный цветовой ритм создают ощущение движения, биения жизни.

Очень интересна картина «Семья купца XVII века» (1897). Купец и члены его семьи откровенно позируют художнику. В этой картине есть многое от семейной фотографии XIX века, от парадного репрезентативного портрета и от парсуны, что придает художественному образу многослойную ассоциативность. Созданные воображением художника типы людей поразительны по своей убедительности, по своей правдивости.

Одно из самых поэтичных и гармоничных произведений А. П. Рябушкина — небольшая картина «Русские женщины XVII в. в церкви» (1899). Тонкая согласованность красочного узорочья одежд и росписи церковного интерьера выдержана в мажорной цветовой гамме. Цвет определяет эмоциональную выразительностью художественного образа, полного просветленной радости, внутренней успокоенности, душевной чистоты. По поводу этой картины художник отметил: «Вот теперь только я выучился».

В 1900 году эти картины были выставлены на Всемирной выставке в Париже, и Рябушкину была присуждена награда.

Последние годы жизни художника — период расцвета его творчества, период больших художественных завоеваний. Новое понимание картины как целостного и замкнутого единства композиции, цвета и ритма активизирует средства художественной выразительности.

В картине «Едут. (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII.века)» (1901) используется узкий вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создает впечатление большой толпы, часть которой изображена на полотне. Яркие локальные цветовые пятна одежд уравновешивают композицию, придают ей законченность. Рябушкин соединяет приемы средневековых русских фресок и новаторский для русской живописи этого времени прием фрагментарности в композиции и добивается впечатления торжественной декоративности.

Эмоциональное и декоративное качества цвета создают тонкий поэтический образ одного из лучших произведений Рябушкина — картины «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). По широкой улице, мимо проулка проносится яркий пестрый свадебный поезд, спешат за ним парадно одетые люди. Красочная процессия движется по белому снегу на фоне темных деревянных строений. Интенсивные цветовые пятна красного, малинового, золотистого, синего написаны тонким слоем краски, что придает цвету сияющую светозарность. Особенно выразительна одинокая фигура молодой женщины на первом плане. Глубоко задумавшись, женщина медленно уходит от праздничной процессии. Рождается чувство грусти, сожаления. Душевное состояние персонажа художник выражает в мягкой, приглушенной цветовой гамме.

Многие картины Рябушкина впервые появлялись на выставках художественного объединения «Мир искусства», которое активно выступало за новые формы творчества и новые эстетические задачи, вставшие в 1900-е годы перед русской художественной культурой. Картина «Чаепитие» (1903) появилась на выставке «Мир искусства» в год смерти художника. Небольшому произведению художник придал характер монументального полотна. Крестьяне, чинно восседая за столом, совершают обряд чаепития, которое напоминает по своей торжественной значимости ритуальное действо. Яркие и лаконичные характеристики персонажей, фронтальное расположение фигур, неглубокое пространство, строгий рисунок, тонкая, деликатная живопись и скрытое внутреннее напряжение создают сложный и неоднозначный в своем постижении художественный образ.

Тяжелая болезнь оборвала жизнь художника, многие творческие замыслы остались невыполненными. В творчестве Рябушкина проявились искания подлинного художника, воплотившего свои представления о прекрасном в замечательных произведениях живописи.

Галерея картин Андрея Рябушкина

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Художник Андрей Петрович Рябушкин|Картины

художник Андрей Рябушкин картины - 01

Голгофа (Снятие с креста)

Его называют выдающимся мастером исторических и жанровых картин, который смог соединить реализм конца девятнадцатого века с фресковой живописью и традициями русской иконописи.

 

Художник Андрей Петрович Рябушкин родился в Тамбовской губернии (село Станичная слобода) в октябре 1861 года, в семье иконописцев. С детских лет Андрей помогал отцу и старшему брату, осваивал непростую профессию иконописца. Но так случилось, что в возрасте 14 лет будущий художник стал сиротой и неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы в село не приехал погостить студент Московского училища живописи, зодчества и ваяния А.Х. Преображенский.

Студент приметил явный талант Андрея и забрал его с собой в Москву, помог поступить в художественное училище.

Рябушкин проучился в училище почти семь лет, но училище не закончил – уехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

Его дипломная работа «Снятие с креста» была отмечена и специалистами, и любителями живописи.

Художник много путешествовал по России, серьезно занялся отечественной историей и русским народным эпосом, делал эскизы к будущим работам. В этот период исканий и накопления материала была написана большая историческая картина  «Московская улица XVII века». А через пять лет появилась работа «Свадебный поезд в Москве», которая была приобретена Третьяковской галереей.

В последние годы своей жизни Андрей Петрович увлекся созданием иллюстраций к русским сказкам и былинам.

Скончался художник в апреле 1904 года в усадьбе Дидвино Новгородской губернии, в имении своего друга художника В.В. Беляева.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию галерею работ художника.

Картины художника Андрея Петровича Рябушкина

художник Андрей Рябушкин картины - 02

Московская улица XVII века в праздничный день

художник Андрей Рябушкин картины - 03

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)

художник Андрей Рябушкин картины - 04

Зимнее утро

художник Андрей Рябушкин картины - 05

Воскресный день

художник Андрей Рябушкин картины - 06

Поклон с Красного крыльца

художник Андрей Рябушкин картины - 07

Эсфирь перед Артаксерксом

художник Андрей Рябушкин картины - 08

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

художник Андрей Рябушкин картины - 09

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии

художник Андрей Рябушкин картины - 10

Русские женщины XVII столетия в церкви

художник Андрей Рябушкин картины - 11

Пир богатырей у ласкового князя Владимира

художник Андрей Рябушкин картины - 12

Потешные Петра I в кружале

художник Андрей Рябушкин картины - 22

Семья купца в XVII веке

художник Андрей Рябушкин картины - 13

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 14

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 15

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 16

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 17

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 18

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 19

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 20

Название неизвестно

художник Андрей Рябушкин картины - 21

Едут!

художник Андрей Рябушкин картины - 23

Ноев ковчег

художник Андрей Рябушкин картины - 24

Чаепитие

художник Андрей Рябушкин картины - 25

Иоанн Грозный с приближенными

художник Андрей Рябушкин картины - 26

Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии

художник Андрей Рябушкин картины - 27

Старички (Старики мудрые)

художник Андрей Рябушкин картины - 28

Дорога

художник Андрей Рябушкин картины - 29

Портрет И.Ф. Тюменева с женой

художник Андрей Рябушкин картины - 30

Портрет И.Ф. Тюменева

художник Андрей Рябушкин картины - 31

Девочка с куклой

художник Андрей Рябушкин картины - 32

Улица старой Москвы

художник Андрей Рябушкин картины - 33

Слепой гусляр, поющий старинку

художник Андрей Рябушкин картины - 34

Московская девушка

художник Андрей Рябушкин картины - 35

Пожалован шубой с царского плеча

 

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

13 Авг 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, русская живопись 1917     62       Поделитесь записью

svistanet.com

Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художника

Андре́й Петро́вич Ря́бушкин (17 октября 1861, село Станичная слобода — 27 апреля 1904, усадьба Дидвино) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Андрея Рябушкина

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе.

В четырнадцать лет Рябушкин осиротел.

Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г).

В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей.

В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века.

В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). Скончался художник в имении своего друга художника В. В. Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребен на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

ТВОРЧЕСТВО

Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как совершенно точно подметила А. Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности». Друзьям и потомкам А.П. Рябушкин «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом».

Старина стала для художника «живым свидетельством исконной художественной одаренности народа, связывающей современность с историей». В его картинах под его кистью «бытовой жанр потерял свой бытовизм».

Картина А.П. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественное сознание современной ему эпохи. В ней художник и теоретик искусства А.Н. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв. «воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: «Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях…».

Family of merchant in XVII century 1896

Одним из элементов, связующих прошлое и настоящее, и одним из способов ухода от бытовизма для А.П. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике. Он сам попытал свои силы в написании нескольких книг, в создании книжных и журнальных иллюстраций с опорой на древнерусские традиции, использовал в своих работах различные типы древнерусского письма. Умелое владение древнерусской каллиграфией, иконографией и изографией, знание традиций иконописи и древнерусской монументальной живописи, книжной культуры помогло Рябушкину создать свой, удивительно неповторимый язык исторического художественного повествования.

Как самостоятельный живописец А.П. Рябушкин впервые выступил в 90-х гг. XIX в. В 1891 г. А.П. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии. Но в его первых жанровых картинах запечатлены обрядовые, праздничные стороны деревенской жизни. У Рябушкина постепенно складывался новый тип жанровой картины, характеризующийся отсутствием сюжетного конфликта. В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. Характеристика явления в них строится прежде всего при помощи выразительных деталей обстановки и тонко подмеченных особенностей в поведении и облике людей. Создавая «настроение» торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев.

Waiting for newlyweds from the wedding in the Novgorod province 1891

Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. под впечатлением полотен В.И. Сурикова. История России XVII столетия увлекла художника, и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не «бунташный» век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Художник отдал предпочтение допетровскому периоду русской истории, разделяя убеждение в относительной целостности его национальной характеристики. У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный. Прошлое показано им с бытовой стороны, сюжет сведен к описанию будней людей XVII в. Соответственно и герои произведений превращены в рядовых обитателей Московии: это люди разных слоев, как бы случайно оказавшиеся в поле зрения художника. На первый план вынесены сцены мирной жизни. В характерах людей XVII в., как и в самом темпе их давно ушедшей жизни, отражен своеобразный этический идеал: нравственная цельность и душевное здоровье. И Рябушкину удалось воссоздать Русь не видоизмененную, а ту эпоху, когда быт был устойчив, традиции незыблемы, а столицей была Москва.

Tzar Mikhail Fedorovich Holding Council with the Boyars in His Royal Chamber

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие» .

Едут! 1901 Едут! 1901 Свадебный поезд в Москве 1901 Свадебный поезд в Москве 1901 Пожалован шубой с царского плеча 1902 Пожалован шубой с царского плеча 1902

Живопись А.П. Рябушкина в его последующих произведениях необыкновенно нарядна и имеет изысканное цветовое звучание, роднящее ее с русской иконой, фреской и народным искусством. И в этом цветовом звучании присутствует понимание христианской символики цвета. «Цвет в народных произведениях служит не только характеристике предмета, он еще сам обладает известной реальностью, — писал М.В. Алпатов, — поэтому он всегда интенсивен: краски звонкие, яркие, без примесей, без промежуточных тонов». Многие исторические полотна А.П. Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором. Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности.

Цвет, сюжеты, композиционное построение — все это вместе создает впечатление изменчивости, мимолетности изображения, напоминающего о навсегда ушедшей красоте.

Проявляя «глубокий и чрезвычайно редкий в те годы интерес к древнерусской архитектуре», неоднократно бывая в Новгороде, А.П. Рябушкин создает картину «Церковь» («Новгородская церковь», 1903) — строгий, простой, значительный и печально-торжественный образ.

Новгородская церковь, 1903

Об этой небольшой работе написано немало. При этом при описании этой картины каждый из исследователей находил подходящие поэтические строки (у Тютчева, Майкова, Бунина), раскрывающие ту или иную сторону этого произведения. В контексте диссертационного исследования лежит вывод, сделанный Н.Н. Третьяковым в его исследовании «Образ в искусстве». Анализируя образ времени, он написал: «В этой небольшой по размеру картине изображается изба — дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней — дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием. В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни. 

Такого уровня высоты символизма и смыслозначимости художник, безусловно, достиг благодаря постоянному соприкосновению с русской древностью, с древнерусским церковным искусством и умению увидеть в нем глубину художественного образа.

Художник стал автором разнообразнейших произведений, среди которых журнальные рисунки, иконы, декоративные панно. Последним произведением живописца является картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году» (1904). Оно небольшое, но поразительно монументальное и по характеру композиции, и по колориту, и даже по стремительному движению коня и всадника, заносящего свой меч.

Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году 1904

С лучшими произведениями древнерусского искусства его роднят лаконизм и колорит.

При виде его вспоминаются миниатюры Лицевого Летописного свода, икона «Церковь воинствующая» образ Георгия Победоносца, русский лубок «Битва Еруслана Лазаревича со змеем». Ростиславов увидел в «Князе Ухтомском» образы «Слова о полку Игореве» и старинных русских сказаний о битвах. «В стиль Рябушкина это чрезвычайно тонкое и легкое по выполнению произведение вносит совсем новые черты — своеобразно переработанную лубочность, выраженную в нежных, светлых красках». Картина «Князь Ухтомский» синтезировала в себе все находки и наработки А.П. Рябушкина в монументальной и станковой живописи, в книжной графике. Свободно выплеснулось на холст и его умение использовать древнерусские традиции, традиции книжной культуры и русского народного лубка. Само композиционное построение картины напоминает одновременно и фреску, и лубок. Основную часть полотна занимает изображение: стремительно движущийся всадник, занесший меч над убегающим врагом. По нижнему полю на белом фоне расположена подпись, комментирующая изображение (как принято в лубочном построении): «Князь Ухтомский въ битве съ татарами въ 1469 г. на Волге билъ поганыхъ, скачючи по судамъ ослопомъ».

Для подписи картины художник выбрал стилизованный печатный шрифт, напоминающий плохой, непрофессиональный устав. Выбором подобного типа письма А.П. Рябушкин, хорошо владевший всеми типами письма, по-видимому, хотел подчеркнуть идейную близость полотна народной картине, народному искусству, воспевавшему подвиги своих героев, подчеркнуть значение подвига и его всенародное почитание.

В картине «Князь Ухтомский» ярко прослеживаются корни искусства Рябушкина, которые лежат «частью в народном искусстве, в древней церковной иконописи, в чистой их художественности.

Картина осталась незавершенной.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

А.П. Рябушкин с уверенностью справился с поставленной перед собой задачей создания художественного стиля, синтезировавшего не только завоевания национальной живописи, но и собственные наблюдения, почерпнутые из скрупулезного изучения предметов народного быта, резьбы по дереву, архитектуры, старинного костюма, древнерусской фрески и книжной миниатюры.

Рябушкин умер в 1904 году от туберкулеза.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Мурина Елена. Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961
  • Кузнецов Б. М. Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969
  • Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976
  • Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, portal-slovo.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андрей Рябушкин: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

7 картин Андрея Рябушкина | Русская семерка

"Человек большого таланта и больших, скрытых страстей", писавший в XIX веке московский быт XVII-го.

С самого детства Андрей оказался очень способным к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться.

2

Красная палата

Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк - Андрей Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества. Выучившись, он без труда поступил в Петербургскую Художественную Академию.

3

Семья купца в XVII веке

Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали, поскольку отступил от первоначально утвержденного Советом эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил Павел Третьяков и купил картину. Рябушкину предоставили в качестве утешительного приза грант, полагавшийся золотым медалистам на заграничную поездку.

Получив предложение отправиться в путешествие за границу для того, чтобы набраться новых впечатлений и собрать материалы для будущих работ, наотрез от него отказался. Вместо этого поехал на родную Тамбовщину, в Борисоглебск. Итогом этой поездки стала серия картин из жизни русского крестьянства и низших городских сословий. Среди работ Рябушкина того периода: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» , «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие.

5

Девушка-чернавка побивает мужиков новгородских.

В жизни Рябушкин, как и многие творческие личности, отличался оригинальностью. Его особенностью было полное пренебрежение бытовыми удобствами, отрицание комфорта.  Для жизни ему подходили абсолютно любые условия. Из всего имущества, помимо самого необходимого, у него было всего несколько книг.

6

Московская улица XVII века

Серьезное изучение исторических реалий не заставило художника пойти путем стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни.

"После Сурикова - это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка», - писал Александр Бенуа.

russian7.ru

Художник Андрей Рябушкин: vakin

Андре́й Петро́вич Ря́бушкин (17 [29] октября 1861, село Станичная слобода — 27 апреля [10 мая] 1904, усадьба Дидвино) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

Новгородская церковь. 1903Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. В четырнадцать лет Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника.

Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г). В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом.

В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).

Скончался художник в имении своего родственника И. Ф. Тюменева усадьбе Дидвино Санкт-Петербургской губернии. Прах перезахоронен в 1949 году на Любанском кладбище, на могиле поставлен памятник.

Источник - Википедия

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880

Возвращение с ярмарки. 1886

Эсфирь перед Артаксерксом. 1887

Портрет И. Ф. Тюменева. 1886-1888

Воскресный день. 1889

Красная палата. 1889

Девочка с куклой. Первая половина. 1890-х

Кабак. 1891

Московская улица XVII века в праздничный день. 1895

Чурило Пленкович. 1895

Святогор. 1895

В гости. 1896

Семья купца в XVII веке. 1896

В деревне. Девушка с ведрами. 1898

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). 1898

Михайловская улица в Новгороде. 1899

Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901

Втерся парень в хоровод, ну старуха охать. 1902

Пожалован шубой с царского плеча. 1902

Зимнее утро. 1903

Иоанн Грозный с приближенными. 1903

Чаепитие. 1903

Московская девушка XVII века (В праздничный день). 1903

Хождение по водам (Софийский собор в Новгород)

Брак в Кане (Софийский собор в Новгород)

Призвание апостола Матфея (Софийский собор в Новгород)

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904).

Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (М. В. Нестеров), А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

«Портрет А.П.Рябушкина»Государственный Русский музейМатэ Василий ВасильевичПортрет А.П.РябушкинаГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в МУЖВЗ (1875-82).

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880.jpg«Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии»1880Эскиз-вариантХолст, масло. 25.2 x 57.2 смГосударственная Третьяковская галерея

Ноев ковчег. 1882.jpg«Ноев ковчег»1882Государственный Русский музейПосле смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).

Голгофа (Снятие с креста). 1890.jpg«Голгофа (Снятие с креста)»1890Холст, масло. 240 x 429 смГосударственная Третьяковская галерея

Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.

Возвращение с ярмарки. 1886.jpg«Возвращение с ярмарки»1886Этюд для неосуществленной картины "Возвращение с ярмарки"Холст, масло. 26.5 x 69.8 смГосударственная Третьяковская галерея

И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород.

Воскресный день. 1889.jpg«Воскресный день»1889Холст, масло. 38.8 x 60.7 смНовгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород

Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.

Кабак. 1891.jpg«Кабак»1891Картон, масло. 39 x 64 смГосударственная Третьяковская галерея

Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1890-1891.jpgОжидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1890-1891

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке).

Потешные Петра I в кружале. 1892.jpg«Потешные Петра I в кружале»1892Холст, масло. 105 x 237 смГосударственная Третьяковская галерея

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893.jpg«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате»1893Холст, масло 146,8 х 233Государственная Третьяковская галереяМосква

В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил.

Московская улица XVII века в праздничный день. 1895.jpg«Московская улица XVII века в праздничный день»1895.Холст, масло 204 х 390Государственный Русский музейСанкт-Петербург

На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.

Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899.jpg«Русские женщины 17 столетия в церкви»1899Холст, масло 53,5 х 68,8Государственная Третьяковская галереяМосква

Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Семья купца в XVII веке. 1896.jpg«Семья купца в XVII веке»1896.Холст, масло 143 х 213Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".

Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских. 1898.jpg«Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских»1898Эскиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала "Шут"Бумага, акварель, тушь, перо. 19.7 x 27.2 смГосударственный Русский музей

Михайловская улица в Новгороде. 1899.jpg«Михайловская улица в Новгороде»1899ЭтюдХолст, масло. 13.8 x 21.6 смГосударственная Третьяковская галерея

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901.jpg«Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века»1901Холст, масло 36,6 х 54,4Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901).

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.jpg«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)»1901.Холст, масло 90 х 206,5Государственная Третьяковская галереяМосква

Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902)

Втерся парень в хоровод, ну старуха охать. 1902.jpg«Втерся парень в хоровод...»1902Холст, масло 82 х 103,5Государственная Третьяковская галереяМосква

В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

Чаепитие. 1903.jpg«Чаепитие»1903Холст, маслоЧастное собрание

Московская девушка XVII века (В праздничный день). 1903.jpg«Московская девушка XVII века»1903.Картон, масло 48 х 26Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Зимнее утро. 1903.jpg«Зимнее утро»1903Картон, гуашь. 21.6 x 43.9 смНаучно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Новгородская церковь. 1903.jpg«Церковь»1903Холст, масло 31 х 48Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3664629http://www.artsait.ru/art/r/rybushkin/main.htmhttps://gallerix.ru/storeroom/1974404551/

to-priz.livejournal.com

Рябушкин А.П.

 Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (Михаил Нестеров), Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси. 

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1875-1882). После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (240 Х 429 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х годов вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостные узоры расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и Илья Репин, Василий Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников" (преобразовано вскоре в Союз русских художников).

Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Есть намек на драму - женская фигурка с мрачным выражением на раскрашенном лице, удаляющаяся в сторону от свадебного поезда. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В.В. Беляева, где он прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Загородникова Е. В.

*   *   *

Галерея (60 изображений)

*   *   *

gorenka.org


Смотрите также