Описание картины Андрея Рябушкина «Улица старой Москвы». Рябушкина картина


Историческая живопись Андрея Рябушкина - История красоты

Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904), мастер исторической композиции, родился в семье крестьянина-иконописца Тамбовской губернии, в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда (ныне Борисоглебский район Воронежской области). Следуя династической традиции, он тоже начинал заниматься живописью как иконописец, выполняя станковые и монументальные работы.

Благодаря своим способностям Рябушкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда взял культуру цвета и интерес к сюжетной картине, а потом учился в Академии художеств, где в совершенстве освоил рисунок и увлекся исторической темой. В совокупности эти профессиональные качества дали прекрасные результаты.

Андрей Рябушкин Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. ГТГ

Рябушкин побывал во многих старинных русских городах, где писал этюды церквей, копировал  древние фрески, зарисовывал народные орнаменты. В музеях он изучал старинные ткани, бытовые предметы, костюмы, оружие. Рябушкина увлекала литература по истории Руси, летописи, народные сказания. Большое значение в его творчестве имели книги Ивана Забелина об истории XVII века, рассказанной через бытовую культуру. Еще в период учебы в Академии художник стал публиковать в иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси и бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни.

Главной темой творчества Андрея Рябушкина была допетровская Россия, XVII век. Однако первые шаги в общественной художественной жизни он делал с деревенской темой, особенности которой хорошо знал по своей малой родине – южному уезду Тамбовской губернии.

Андрей Рябушкин Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880. ГТГ

Андрей РябушкинРябушкин А. Возвращение с ярмарки. 1886. ГТГ

Андрей Рябушкин

Воскресный день. 1889. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Из ранних исторических работ Рябушкина – картина «Потешные Петра I в кружале» (солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).

Андрей Рябушкин Потешные Петра I в кружале. 1892. ГТГ

По-настоящему художник нашел себя и свою тему в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», которая была написана под впечатлением от проводившейся тогда реконструкции Теремного дворца Московского Кремля.

Андрей РябушкинСидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. ГТГ

Андрей РябушкинЕдут. Народ московскийво время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века.1901. ГРМ

Андрей РябушкинСтрелецАндрей РябушкинУлица старой Москвы. 1890-е годы

Андрей РябушкинМосковская улица XVII века в праздничный день. 1895. ГРМ

Андрей Рябушкин В гости. 1896. ГРМ

Работы «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке» получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Андрей Рябушкин Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899. ГТГ

Самая известная из поздних работ Рябушкина – «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (см. иллюстрацию № 1).

Рябушкина более привлекала светлая сторона истории, показанная через архитектуру старинного города, костюмы, ткани и другие предметы быта. Однако его работы не представляются стилизацией, а создают ощущение настоящей жизни. Они декоративны по живописи и точны в рисунке.

Н.Н. Третьяков на своих лекциях во ВГИКе и в Суриковском художественном институте говорил о кинематографичности картин Рябушкина, который строил композиции как своего рода кадры движения, стоп-кадры какой-то одной киноленты.

bellezza-storia.livejournal.com

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Подобно своим учителям и старшим товарищам-передвижникам, изображение народной жизни Рябушкин считал своим кровным делом. Эта задача представлялась ему единственно важной и неисчерпаемой. Но в ее разработку он внес много своего, принципиально нового. Для него, родившегося и выросшего в семье деревенского иконописца, народный быт был целым поэтическим миром, который он очень любил, очень хорошо знал и очень верно изображал. Тонкое понимание исторически сложившихся художественных представлений крестьянства, проявляющихся во всех мелочах его жизни - костюмах, утвари, предметах обихода, поведении и обычаях, - пронизывает каждую работу художника...

Подобно многим русским художникам и писателям, Рябушкин наиболее яркое выражение красоты и национальной самобытной русской народной жизни видел в патриархальных чертах народного характера и быта. В особых исторических условиях России конца XIX столетия такая точка зрения была своеобразной формой протеста против капитализма, разрушавшего вековые устои крестьянской жизни, несшего в деревню нищету, болезни, кабак, опустошающую человека власть денег.

Повышенный интерес Рябушкина к красоте национальных обычаев, его любовь ко всему красочному, талантливому в народной жизни были связаны, конечно, с характером его дарования, с его творческими воззрениями и пристрастиями. Но личные склонности художника совпадали, как мы видим, с большим направлением общественной мысли и несли в себе глубокое содержание. Они питались страстным желанием Рябушкина утвердить художественные особенности народного мировосприятия как некий эстетический идеал.

Именно с этим связано обращение Рябушкина к русской жизни XVII века, когда все дорогие ему черты народного быта выступали в своем, можно сказать, классически чистом виде.

Новаторство Рябушкина в области исторической картины до сих пор по-настоящему не оценено. Он принадлежал к тому поколению русских исторических живописцев, самое появление и успехи которых были подготовлены великим Суриковым. Как тонко заметил один из биографов Рябушкина, лишь фоны исторических полотен Сурикова «дали толчок для изучения обыденных явлений прошлого С. Иванову, А. Васнецову и Рябушкину».

Действительно, народный быт XVII столетия, бывший для Сурикова лишь средой фоном, на котором развертывались трагические события истории, стал для названных художников одной из главных тем творчества. В сущности, так же как и Суриков свои искания они сосредоточили вокруг проблемы национального своеобразия Руси и путей ее развития. Но если Суриков эту проблему сопоставил прежде всего с борьбой народа с его протестом, его социальной драмой, то в творчестве, например, Рябушкина она получает иное преломление. Он связывает ее с эстетическими сторонами народного быта видя именно в них наиболее яркое проявление национальной самобытности русского крестьянства. В его творчестве поиски поэтического отодвинули на второй план тему трагедии народа, драматизм уступил место лирике, социальный анализ - поэтизации народного быта, стремлению утверждать его как прекрасное.

Подобная перестановка акцентов была характерна для многих художников, сверстников Рябушкина. Суриков масштабнее и значительнее своих последователей. Но они сказали свое новое слово в исторической живописи. И Рябушкину здесь принадлежит одно из почетных мест.

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

Ранние работы художника на историческую тему (не считая многочисленных заказных журнальных рисунков) представляют собой небольшие жанровые зарисовки быта XVII века. Они являются как бы прелюдией к тому расцвету исторической картины, который начинается в творчестве Рябушкина с середины 90-х годов XIX века.

Одной из первых работ «настоящего» Рябушкина было «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Рябушкин создает выразительные тины царских советников, медлительных тяжелодумов или, напротив, хитрых и лукавых но одинаково степенных и осанистых. Художник подчеркивает в их облике колоритное соединение мужицкой простоватости с азиатской роскошью и пышностью одежд.

В «Сидении царя Михаила Федоровича» уже в полную меру проявился интерес Рябушкина к художественной стороне русского быта, к национальному декору и орнаментике, составлявшим его неотъемлемую черту. Характерно, однако, что герои Рябушкина при всей своей выразительности еще напоминают переодетых в исторические костюмы статистов. В самом построении картины художник исходил прежде всего из принципа правдоподобия сцены, не уделяя достаточного внимания декоративно-пространственной цельности полотна. Отсюда орнаментальное узорочье покрытых богатым шитьем одежд и расписных стен палаты воспринимается как некий бытовой атрибут.

Надо сказать, что эта картина была одной из немногих попыток Рябушкина изображать определенных исторических героев. Чаще всего его привлекало в историческом прошлом нечто совсем иное: повседневная жизнь народа, характерные типы русских людей XVII века, их обычаи, нравы. Но не быт сам по себе, а его красота, не изобразительная достоверность, а историческая и поэтическая правда были его целью. Вот почему его картины бесконечно далеки от какого бы то ни было приземляющего бытовизма. В них есть то эмоциональное богатство, то обилие лирических нюансов, которые служат признаком подлинной поэтичности в искусстве. В картинах Рябушкина пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей таилась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Эта-то любовь и заставляла его от документальной точности идти к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Вот почему в картинах Рябушкина всегда ощущаешь ту свободу образной интерпретации прошлого, которая выше музейной правды, превращающей историческую картину в наглядное пособие.

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день

Вот одна из крупнейших картин Рябушкина - «Московская улица XVII века» (1896). Кажется, что слышишь нестройный шум, царящий на московской улице в дни весенней распутицы. Хохот и крики уличных зевак, гнусавое пение нищих, восклицания прохожих сливаются с чавканьем и бульканьем грязи под ногами. Все здесь живет, движется с той неподдельной естественностью, которая заставляет поверить в истинность происходящего. Рябушкин обыгрывает красочность, яркость, узорное богатство одежд XVII века, всячески заостряя декоративную выразительность цветовых отношений и пятен. Поэтичны и остры характеристики различных типов посадских людей того времени. Здесь и скромно потупившаяся девушка, и простодушно-грубоватый парень, в развалку шагающий по грязи, и нарумяненная молодуха, и молодой щеголь, вызывающе смотрящий на приглянувшуюся ему красавицу, и многие другие. В их осанке, облике чувствуется удаль, веселье, простодушие.

Рябушкин обладал поразительным даром проникновения в жизнь людей далекого прошлого. Изучение летописей, исторических материалов и источников давало ему знание эпохи. Тонкая интуиция, фантазия, воображение оживляли это знание в ярких художественных образах. Когда глядишь на картины «Семья купца XVII века» (1897) или «Шуба с царского плеча» (1902), веришь, что именно такими были русские купцы и бояре. Художнику и смешны и любы их тяжеловесные нравы и наивные вкусы. В «Семье купца» он как бы пародирует приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой. В результате мы проникаемся тем характерным для Рябушкина чувством иронического любования, которое придает его картине неповторимую остроту.

В другой большой картине «Едут» (1901) изображен московский люд XVII века, наблюдающий въезд иностранного посольства в Москву. На лицах людей, сдерживаемых стрельцами, написаны все стадии любопытства - от простодушия до настороженной недоверчивости. Живая непринужденность поведения толпы, историческая правда одежд и характеров заставляют поверить, что перед нами кусок «живой жизни», открывшееся из-за «завесы времени» яркое зрелище.

А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке

Впечатление это во многом связано с композиционным построением полотна, явившимся новым словом в тогдашней русской живописи. Срезав по краям картины фигуры людей, расположив толпу по диагонали, Рябушкин достигает впечатления динамичности и фрагментарности композиции. Благодаря этому приему зритель живо представляет огромную оживленную толпу, часть которой изображена на полотне. При всей кажущейся случайности такого решения в нем есть та выверенность и образная выразительность, которые принципиально отличают картину от этюда.

Однако в целом этому полотну недостает еще того единства и чистоты стиля, которые характеризуют последние вещи Рябушкина. Кажется, что интерес к отдельным деталям изображения - уборам, лицам, одеждам - доминировал здесь над стремлением к живописной цельности.

В последующих работах Рябушкина появляется то мастерство, которое помогает ему выразить свое живое ощущение повседневной жизни прошлого. Особенно показательна в этом отношении едва ли не самая лучшая картина Рябушкина - «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). В этой картине особенно отчетливо выявилось и его лирическое отношение к историческому прошлому, и умение пережить его как реальность.

Картина напоминает некое красочное видение, которое неожиданно возникло перед нашим взором. Она проникнута настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Вихрем красок проносится свадебный поезд. Летят кони, едва касаясь земли, скользят легкие фигурки женщин, мерцают красные, золотистые, синие, желтые пятна одежд. Вся процессия охвачена стремительным движением. Еще немного - и шумный, сверкающий красками поезд исчезнет за «кулисой» сарая. Померкнут на куполах церквей и ветвях деревьев лучи заходящего солнца, и останется тихая московская улица с отсыревшими заборами и сараями да одинокая фигурка девушки с заплаканным лицом.

Все это создает поэтическое настроение изменчивости, мимолетности изображения, вызывающее сожаления об этой навсегда исчезнувшей, невозвратимой красоте. И, быть может, именно в этих переживаниях и состоит очарование того истолкования истории, неповторимым мастером которого явился Рябушкин.

Его позднее творчество подернуто какой-то грустной усмешкой. Это грусть поэта уходящей старой Руси, уступающей место новому укладу жизни. Но Рябушкин, в отличие, например, от Нестерова, поэтизировал не духовные идеалы старой Руси, а вместе с ними и ее предрассудки, а те стороны жизни, в которых выражалась художественная одаренность народа, его нравственное своеобразие.

Раскрытие поэзии обыденной жизни XVII века - вот задача, решение которой определяет значение исторической живописи Рябушкина. Русский национальный характер в его повседневном проявлении, народные вкусы и идеалы, выражающиеся в национальном декоре и красочности быта, прелесть городского пейзажа XVII века становятся в его картинах объектом правдивого, лирически проникновенного изображения.

Стремление воплотить художественную неповторимость русского быта XVII века в самом живописном строе, характере рисунка и трактовке формы определяет работу Рябушкина над исторической картиной. Его зрелое творчество дает нам своеобразный вариант тех исканий «национального» стиля, которые были характерны для многих художников его времени (Нестерова, Малютина, Е, Поленовой, Врубеля, Рериха и др.).

Литература: Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва, "Просвещение", 1969.

Воскресный день

Гусляр поющий

Диакон

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)

Московская девушка XVII века

Московская улица XVII века в праздничный день

Новгородская церковь

Ожидают выход царя

Русские женщины XVII столетия в церкви

Семья купца в XVII веке

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

historicaldis.ru

Картины русского художника Андрея Рябушкина

Биография

Рябушкин Андрей Петрович (17 октября 1861, село Станичная слобода — 27 апреля 1904, усадьба Дидвино) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. В четырнадцать лет Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника.

Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г). В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).

Скончался художник в имении своего друга художника В. В. Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребен на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

Материал создан: 15.06.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Описание картины Андрея Рябушкина «Едут!»

Описание картины Андрея Рябушкина «Едут!»

Андрей Рябушкин был знаменитым русским художником конца XIX века. Но известность он получил не только благодаря особой манере письма. Рябушкин был знаменитым историком. И в особенности его интересовали русские костюмы, русский быт. Именно эта огромная подготовительная работа и изучение материала хорошо отражены в его работе 1901 года – «Едут!».

На холсте изображено русское войско. Но совершенно отсутствует ощущение какого-либо военного действия. Эти люди пришли не сражаться, они собрались здесь ради развлечения. Андрея Рябушкина весьма интересовала история Российского государства во времена правления Петра I. Поэтому на данной картине изображено событие 29 апреля 1698 года. В этот знаменательный для русского народа день в Москву пожаловали иностранные послы. Важным этот день считался, потому что иностранцы в России всегда были в диковинку. Весь народ города и деревень собирался, чтобы посмотреть на приезжих из дальних стран гостей.

Чтобы не опозориться перед заграничными послами, Петр Великий создал особый порядок, согласно которому все жители города обязаны были исполнять свои роли. В этой работе явно виднеется некоторая насмешка художника. Андрея Рябушкина явно веселит тот факт, что так серьезно необходимо было готовиться к приезду послов. Так, на переднем плане работы изображено императорское войско, состоящее из представителей дворянского сословия и стрельцов. На мужчинах красивая, нарядная одежда. Впереди стоят три мужчины в зеленом, желтом и красном костюме. На плечах они держат большое ружье. В правой руке они держат бердыш – традиционное русское оружие стрельцов. На ногах мужчин – хорошие кожаные сапоги красного либо коричневого цвета. Позади стрельцов расположились настоящие русские красавицы в расписных платках. Все устремили свой взгляд куда-то вдаль – ждут иностранных послов.

opisanie-kartin.com

Описание картины Андрея Рябушкина «Улица старой Москвы»

Описание картины Андрея Рябушкина «Улица старой Москвы»

С первых работ, выполненных в Училище живописи, юный художник Андрей Рябушкин показал искренний интерес к быту и жизни в русской деревне. Всю последующую творческую судьбу он связал с развитием этой темы.

«Улица старой Москвы» – одна из его зрелых работ. Написанное в 1890 году полотно демонстрирует нам отрывок из быта Древней Руси. Живописца интересовало все, что касается истории России. Он предварительно отправился в путешествие по разным уголкам родины, в котором жадно впитывал сохранившиеся образцы прошедших эпох.

Рябушкин изучал архитектуру, делал ее наброски, посещал исторические музеи и приобщался к атмосфере русской глубинки, в которой сохранились неизменными древние национальные традиции.

На картине детально проработаны архитектурные строения, не меньше внимания уделено людям: их образам, одежде.

Старая Россия в видении Рябушкина колоритная, единая и духовная. В композиционном центре холста помещен православный храм с множеством красивых башен и крестами на них. Церковное строение сияет в отражении вечернего зарева, а у его подножья теснятся деревянные домишки.

Скопление людей в разноцветных национальных одеждах – рубахах и кафтанах, разбредается по своим делам. Старики умиротворенно вглядываются в зажженный среди улицы костер. Кто-то ведет оживленный разговор, привлекая проходящих мимо невольных слушателей.

Небо над улицей старой Москвы безмятежно ясное. Проглядывающие сквозь дома зеленые верхушки деревьев намекают на весеннее время.

Русский живописец упоительно любуется жизнью давней Руси, ее цветастостью, простотой и нарядной декоративностью. Он картины «Улица старой Москвы» веет теплотой и уютом. Кажется, будто жар костра, изображенного на холсте, доходит до нас, зрителей. И тогда в сердце разжигается гордость за прошлое страны, любовь к ней и тихая ностальгия.

opisanie-kartin.com

Описание картины Андрея Петровича Рябушкина «Илья Муромец»

Описание картины Андрея Петровича Рябушкина «Илья Муромец»

Тема исторической и бытовой живописи всегда была популярной и интересной в кругу ценителей искусства. Андрей Петрович Рябушкин – русский живописец, который своими работами передавал настроение русского народа в 17 в. Художник с 14 лет становится сиротой, и его увозят в Москву для обучения. Московское художественное училище стало для Андрея Рябушкина вторым домом.

Еще с детства наблюдалось возрождение любви творца к живописи. Поэтому после училища, Рябушкин быстро отправляется в Петербург, чтобы начать обучение в известной Академии Художеств. Все творения художника были восполнены его восприятием русского мира и народности. Деревенская тема прослеживалась в творениях, так, будто Андрей Петрович лично присутствовал в событиях былого времени. Ключевым примером стала работа «Илья Муромец» – пример воина, который защищал свои родные земли.

Богатырь изображается в полный рост, в своих латах и оружии. Величавость воина Ильи Муромца настолько выражена, что при общении со старцем возле дворянского дома, кажется богатырская мощь. Картина изображена в графическом стиле, который делает очертания фигур точными и видимыми. Былинная тематика для Рябушкина – большой цикл отважных героев.

Реальными или вымышленными были герои того времени, никто не знает. Но вся удаль, которая их освещает в живописи, убеждает в подлинности богатырских подвигов. Работа показывает, что богатырь после боя пришел к царю с пленником. Враг повержен, и значит Илья Муромец, готов идти в новый бой. Сильный конь богатыря спрятан за его широкой спиной, но зритель понимает, что это его верный помощник.

Творчество Андрея Петровича Рябушкина успешно базируется, среди творцов былинной живописи. Исторические моменты жизни народа прекрасно отражаются в художественных произведениях. Стиль графики позволяет не только делать изображения лиц человека, но и пересказывать чувственность художника, который пишет о русской жизни.

opisanie-kartin.com

Вопрос 21. Творчество А.П. Рябушкина

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 17Следующая ⇒

Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе.

В четырнадцать лет Рябушкин осиротел.

Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г).

В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей.

В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века.

В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). Скончался художник в имении своего друга художника В. В. Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребен на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

ТВОРЧЕСТВО

Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как совершенно точно подметила А. Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности». Друзьям и потомкам А.П. Рябушкин «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом».

Картина А.П. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественное сознание современной ему эпохи. В ней художник и теоретик искусства А.Н. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв. «воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: «Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях…».

Одним из элементов, связующих прошлое и настоящее, и одним из способов ухода от бытовизма для А.П. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике. Он сам попытал свои силы в написании нескольких книг, в создании книжных и журнальных иллюстраций с опорой на древнерусские традиции, использовал в своих работах различные типы древнерусского письма. Умелое владение древнерусской каллиграфией, иконографией и изографией, знание традиций иконописи и древнерусской монументальной живописи, книжной культуры помогло Рябушкину создать свой, удивительно неповторимый язык исторического художественного повествования.

Как самостоятельный живописец А.П. Рябушкин впервые выступил в 90-х гг. XIX в. В 1891 г. А.П. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии. Но в его первых жанровых картинах запечатлены обрядовые, праздничные стороны деревенской жизни. У Рябушкина постепенно складывался новый тип жанровой картины, характеризующийся отсутствием сюжетного конфликта. В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. Характеристика явления в них строится прежде всего при помощи выразительных деталей обстановки и тонко подмеченных особенностей в поведении и облике людей. Создавая «настроение» торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев.

Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. под впечатлением полотен В.И. Сурикова. История России XVII столетия увлекла художника, и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не «бунташный» век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Художник отдал предпочтение допетровскому периоду русской истории, разделяя убеждение в относительной целостности его национальной характеристики. У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный. Прошлое показано им с бытовой стороны, сюжет сведен к описанию будней людей XVII в. Соответственно и герои произведений превращены в рядовых обитателей Московии: это люди разных слоев, как бы случайно оказавшиеся в поле зрения художника. На первый план вынесены сцены мирной жизни. В характерах людей XVII в., как и в самом темпе их давно ушедшей жизни, отражен своеобразный этический идеал: нравственная цельность и душевное здоровье. И Рябушкину удалось воссоздать Русь не видоизмененную, а ту эпоху, когда быт был устойчив, традиции незыблемы, а столицей была Москва.

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие» .

Едут! 1901

Свадебный поезд в Москве 1901

Пожалован шубой с царского плеча 1902

Живопись А.П. Рябушкина в его последующих произведениях необыкновенно нарядна и имеет изысканное цветовое звучание, роднящее ее с русской иконой, фреской и народным искусством. И в этом цветовом звучании присутствует понимание христианской символики цвета. «Цвет в народных произведениях служит не только характеристике предмета, он еще сам обладает известной реальностью, — писал М.В. Алпатов, — поэтому он всегда интенсивен: краски звонкие, яркие, без примесей, без промежуточных тонов». Многие исторические полотна А.П. Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором. Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности.

Проявляя «глубокий и чрезвычайно редкий в те годы интерес к древнерусской архитектуре», неоднократно бывая в Новгороде, А.П. Рябушкин создает картину «Церковь» («Новгородская церковь», 1903) — строгий, простой, значительный и печально-торжественный образ.

Об этой небольшой работе написано немало. При этом при описании этой картины каждый из исследователей находил подходящие поэтические строки (у Тютчева, Майкова, Бунина), раскрывающие ту или иную сторону этого произведения. В контексте диссертационного исследования лежит вывод, сделанный Н.Н. Третьяковым в его исследовании «Образ в искусстве». Анализируя образ времени, он написал: «В этой небольшой по размеру картине изображается изба — дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней — дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием. В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни.

Художник стал автором разнообразнейших произведений, среди которых журнальные рисунки, иконы, декоративные панно. Последним произведением живописца является картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году» (1904). Оно небольшое, но поразительно монументальное и по характеру композиции, и по колориту, и даже по стремительному движению коня и всадника, заносящего свой меч.

 

Читайте также:

lektsia.com