Народные праздники в татарской живописи. Сабантуй картина


Уй, Сабантуй! ФОТОИСТОРИЯ | Журнал о путешествиях по России

21 июня на территории музея-заповедника «Коломенское» прошел праздник «Сабантуй-2014» — любимый праздник татарского и башкирского народов, в котором воедино слились самые красивые обычаи, песни, танцы и обряды.

Башкирские артисты на празднике. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuБашкирские артисты на празднике. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Раньше Сабантуй отмечали в конце апреля в честь начала весенних полевых работ. Теперь — в честь их окончания. История празднования, связанная с аграрным культом, берет свое начало в глубокой древности. «Сабан» означает «яровые» или «плуг», а туй — «свадьба» или «торжество». Отсюда и название, означающее торжество в честь сева яровых.

На башкирской территории праздника всех гостей угощали традиционными сладостями и рассказывали о народных обычаях. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuНа башкирской территории праздника всех гостей угощали традиционными сладостями и рассказывали о народных обычаях. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Первоначальной целью проведения Сабантуя было задабривание духов плодородия, чтобы те, в свою очередь, помогли в новом году с богатым урожаем. Хозяйственный уклад со временем изменился и необходимость в магических обрядах отпала. Тем не менее многие из них продолжали и продолжают существовать как повод для веселья, что и произошло с Сабантуем.

Красный творог, чак-чак, варенье из лесных ягод. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuКрасный творог, чак-чак, варенье из лесных ягод. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

На празднике всегда чтут традиции гостеприимства и застолья. Как и в древние времена, на Сабантуе практически везде можно наткнуться на семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной — иногда прямо на траве — скатерти, а также с песнями под тальянку.

Традиционные башкирские ковры. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuТрадиционные башкирские ковры. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

В старину к празднованию Сабантуя готовились основательно. Задолго до праздника девушки и молодые женщины начинали готовить подарки — всю зиму они шили, ткали и вышивали. А уже весной, перед началом праздника, юноши проезжали по деревне и собирали подарки для будущих победителей в играх и состязаниях.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuФото: Павел Пелевин/Strana.ruБашкирские сладости. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuБашкирские сладости. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Возникший у татар Сабантуй дошел до наших дней как торжество, вбирающее в себя все новое из каждой эпохи. Этот один из самых массовых праздников дает каждому человеку независимо от национальности, возраста и вероисповедания возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или просто побыть зрителем..

Национальный мужской костюм Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuНациональный мужской костюм Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Сегодня Сабантуй имеет статус государственного праздника. Старинное действо постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

С 20-х годов XX века Сабантуй вобрал в себя лучшее из второго по значимости татарского народного праздника — Джиена, также имеющего древние тюркские корни. С культурным наследием татарского народа — играми, состязаниями, песнями и плясками — теперь могут познакомиться все желающие.

Курай — традиционный башкирский музыкальный инструмент. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuКурай — традиционный башкирский музыкальный инструмент. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Спустя столетия до нас дошли основные виды состязаний Сабантуя — скачки, бег с яйцом в ложке, бег в мешках, борьба на кушаках, бег с ведрами воды на коромысле, бой мешками верхом на бревне. Также традиционными являются соревнования певцов и исполнителей, играющих на народных музыкальных инструментах, — кураистов, гармонистов, кубызистов.

Башкирская юрта. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuБашкирская юрта. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Несмотря на воздействие на Сабантуй в зависимости от эпохи мусульманских, христианских и советских элементов, передача традиций обрядов, игр и состязаний оставалась непрерывной. Статус же самого массового национального праздника Сабантуй получил в период существования Казанского ханства.

Башкирская делегация демонстрировала традиционные ремесла. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuБашкирская делегация демонстрировала традиционные ремесла. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Дары Сабантуя — это прежде всего вышитые платки и белые полотенца, яйца и традиционный баран, предназначенный батыру праздника. Раньше бегуна, повредившего ногу, и коня, пересекшего финишную черту последним, обязательно награждали. Шеи таких скакунов украшали вышитыми платками и полотенцами.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuФото: Павел Пелевин/Strana.ruОфициальная часть праздника. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuОфициальная часть праздника. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

Со временем Сабантуй превратился в праздник всеобщий и межнациональный. Сегодня он отмечается не только в национальных республиках, но и в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают представители тюркских народов.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuФото: Павел Пелевин/Strana.ruКуреш — традиционная борьба на поясах. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuКуреш — традиционная борьба на поясах. Фото: Павел Пелевин/Strana.ru

В старину аксакалы назначали жюри для награждения победителей и следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан: проводились соревнования в беге, прыжках и конные скачки. Одним из самых главных древних состязаний на Сабантуе является национальная борьба куреш.

Фото: Павел Пелевин/Strana.ru. Strana.RuФото: Павел Пелевин/Strana.ru

strana.ru

Сабантуй-2014 (+ 40 фото) — Лениногорский журнал

Вчера, 7 июня, на центральном майдане Лениногорска весело прошёл общегородской Сабантуй. Представляем вашему вниманию фоторепортаж от фотографа Гузалии Нигматзяновой.

Больше фотографий можно посмотреть здесь: https://vk.com/album45195289_196783137

Может заинтересовать

Спасибо за отзыв

Ваш отзыв был получен и отправлен администратору.

len-journal.ru

Татарские праздники - Сабантуй

Сабантуй

«Сабантуй» в переводе на русский «праздник плуга» - самый известный ежегодный народный татарский праздник в честь окончания весенних полевых работ.

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Сабантуй является любимым и повсеместным народным татарским праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах. В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх. Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.

Сабантуй является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

Статьи по теме:

• «Московский Сабантуй-2015»• «Казанский Сабантуй-2015»

karaakkosh.com

Тема Сабантуя

Многие живописцы в своем творчестве разрабатывают тему народных праздников, главным из которые является конечно же Сабантуй. Так самый кульминационный момент гуляния – национальную борьбу кэраш изобразил на своей картине «Сабантуй» (1957 г.) замечательный живописец Л. Фаттахова. Композиционным центром на ней стали два борца, схватившиеся в горячем поединке и наблюдающий за поединком старик с традиционным атрибутом судейства – перекинутым через плечо полотенцем. С особым вниманием художник отнесся к оформлению нарядов и костюмов зрителей, показывая изысканность и пестроту одежд и украшений. Вокруг майдана собралось много зрителей из окрестных сел. Они образовали небольшой круг, кто-то из них фотографирует, кто-то просто наблюдает, а некоторые, не сдержавшись, кричат и машут руками. Все эти эмоции вместе с развивающимися на ветру полотенцами и плывущими по небу облаками придают картине дополнительный ритм и динамику.

Ш. Нигматуллин в своей картине «Завтра праздник» передает не само праздничное действие, а подготовку к нему, активное участие во всех мероприятиях жителей деревни. Яркая оранжево-красная цветовая гамма усиливает общее образное и эмоциональное восприятие. Белый цвет платков, как находящихся на головах женщин, так и повязанных на шесте, а также мужских рубашек объединяет все произведение в единое цветовое и композиционное целое.

У. Абдулов показал свое восприятия нового праздника в картине «Сабантуй» (2003 г.). В такой же динамике, которую мы видели на картине Л. Фаттахова, художник передает разные моменты праздника. На переднем плане накрыт чайный стол с национальными блюдами: чак-чак, треугольники и т.д. Здесь же расположен непременный атрибут любого застолья – самовар. Общая желтая гамма цветов создает праздничное настроение. Фоном представлен Казанский Кремль с виднеющейся мечетью Кул Шариф – символ соединяющий прошлое и настоящее.

www.tatarradiosi.ru