Саломея. Саломея картина


САЛОМЕЯ — иудейская принцесса, дочь Иродиады, падчерица Ирода Антипы.: deligent

Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530">

***

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость. Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.

***

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

 

***

 

КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи. Ирод просит станцевать дочь Иродиады - Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после. Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею - так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще. 

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь - все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала : "Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни.  Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Саломея отнесла страшный дар матери.

***

 Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530

 

***

ЭПИЛОГ.

 

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.

***

 Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462

 

0897.jpg

 

"Salome"  Gaston Bussiere (1862-1929)

 

***

Танец-обнажение  появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея - может быть, впервые в истории - использовала стриптиз как орудие мести. Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.

***

 

 Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479

 

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/Veneto_0020.jpg

 

Саломея. Бартоломео Венето

 

***

Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

***

В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Л. Антокольского «Саломея на пиру у Ирода».

(из Википедия)

 

***

 

Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510

 

Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1515

Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода

 Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605

Леопольд-Анри Леви, Голова Иоанна для Иродиады

 Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876

Гюстав Моро, Саломея, 1876 

 

 

Люсьен Леви-Дюрмер Саломея 1896 г.

 

Ф.фон Штук, Саломея, 1906

 

 

http://3.bp.blogspot.com/-z_RHizhQUEQ/Vjt9zOEy09I/AAAAAAAFCto/5JYrJTYQlWg/s1600/Hans%2BHassenteufel%2B%25E2%2580%2593%2BSalome%252C%2B1927.jpg

 

SALOME

 

Ханс  Хассентойфель(Hans Hassenteufel) (1887-1943)

 

***

В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Она была настолько уважаема, что поколениями матери, и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь. Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей. Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Ее имя Царица Саломея Александра .Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион (Shelamzion). Краткая форма этого имени - Саломея).

 

Саломея Александра (ивр. שְׁלוֹמְצִיּוֹן אלכסנדרה, Shelomtzion или Shlom Tzion, 140 до н. э. (?) — 67 до н. э.) — царица Иудеи с 76 по 67 годы до н. э. Жена и преемница царя Александра Янная.

***

 http://estetico.me/posts/view/salomeja-i-golova-ioanna-krestitelja

https://www.facebook.com/notes/natali-boychuk/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%8F-%D0%B8%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D1%87%D1%8C-%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B/10151762384365605

deligent.livejournal.com

Саломея в живописи - Калейдоскоп

В искусстве образ Саломеи вдохновлял многих художников, среди которых Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноименная пьеса, поставленная в 1896) и Рихарда Штрауса (одноименная опера 1905 — по пьесе О. Уайльда).

Батистелло, Саломея, 1615

 (364x600, 46Kb)
Лукас Кранах Старший Саломея ок. 1530 г. Что интересно, персонажи похожи друг на друга и на картины Кранаха "Юдифь с головой Олоферна",поскольку Кранах писал этих персонажей с реального лица - со своей хозяйки и музы Сибиллы Клевской. Это же лицо можно увидеть и на других полотнах Кранаха.Из предыдущего поста:" В руки Юдифи художник хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины о Юдифи. Иоганн Фридрих согласился."

Ловис Коринт Саломея (вторая версия) 1900 г.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады - Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея Попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого, Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли...

Rudolph Ernst Salome and the Tigers.

В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее - падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Но Уальд расставил другие акценты в легенде, и причиной смерти Иоанна становится в пьесе безответная любовь к нему самой Саломеи.Ирод и сам пылал к Саломее греховной страстью, и когда она исполнила с особым блеском танец семи покрывал, он обещал ей выполнить любое ее желание. А в это время по Иудее бродил пророк Иоанн Креститель, возвещавший близкий приход Иисуса Христа.
 (700x485, 86Kb)Беноццо Гоццоли Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя 1461-1462 г.г.
Когда Саломея, по наущению своей матери Иродиады, которую Иоанн заклеймил как распутницу и убийцу, потребовала от царя голову пророка, даже жестокий правитель Иудеи потрясен, услышав, что юная дщерь иерусалимская ставит условием поднести ей на блюде отрубленную голову пророка. Но тем не менее Ирод выполняет обещанное и приказывает казнить Иоанна. Его голову Саломея получила на серебряном блюде.

Rudolph Ernst The Dance of Salome (The Sword Dancer).

Виктор Мюллер Старший Саломея ок.1870 г.

Leon Herbo Salome 1889 г.

Pierre Bonnaud Salome.

alindomik.livejournal.com

Саломея - Темная и пушистая

August 30th, 2007

05:48 pm - СаломеяНе знаю,какой петух укусил меня, но вот захотелось скомпелировать все найденные мною материалы и создать что-то типа статьи по искусству. Если Вам понравится- буду делать и дальше такие.Редко, но буду.Итак,Эта история описана в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Марка(Матф. 14,3-5; Мк. 6, 17-20).. Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха Ирода Саломея, падчерица Ирода, дочь его жены, которую он увел от своего родного брата, настолько угождает отчиму своей пляской, что тот обещает исполнить любую ее просьбу. По наущению матери Иродиады Саломея просит голову Иоанна Крестителя. Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову Иоанна Крестителя, а та относит ее Иродиаде.Сцены, связанные с усекновением главы Иоанна Крестителя, встречаются еще в средневековой живописи. Описанный в Библии танец Саломеи и казнь Предтечи часто объединяют в одну композицию. На ранних средневековых картинах Саломея неподвижна, позже ее начинают изображать танцующей.86,99 КБThe Dance of Salome by Gozzoli, Benozzo (b. ca. 1420, Firenze, d. 1497, Pistoia) 1461-62National Gallery of Art, Washington23,68 КБSalome. The Fontana Maggiore, Perugia41,23 КБ57,78 КБ61,00 КБВпоследствии эту знаменательную сцену неоднократно, и совершенно по-разному трактовали многие художники, поэты,композиторы.Оскар Уайлд превратил Саломею в отталкивающую и восхитительную одновременно женщину. Его пьеса " Саломея" была опубликована впервые в 1893 году, но на самом деле она не имеет ничего общего с « исторической» Саломеей.«Ах так?Ты не хочешь,чтобы я целовала тебя, Иоанн.Ну что ж!А я хочу целовать твои губы, хочу вгрызаться в них зубами, как вгрызаются в спелый плод». И наконец: «Иоанн, Я поцеловала тебя! Этот горький вкус на твоих губах,что это? Кровь? Нет, это вкус любви, говорят, она бывает горькой!»Через год,в 1894 году, пьеса уже вышла с иллюстрациями Обри Бердслея.94,89 КБ99,33 КБ

Куда ближе к оригиналу был французский символист Гюстав Моро. За четверть века до Бердслея он создает множество вариантов знаменитого танца Саломеи, пытаясь как можно более точно воспроизвести интерьеры, костюмы и украшения на своих картинах.45,72 КБВ шедевре Моро голова Иоанна Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле небесного света. Некоторые критики считают, что на картине изображен момент, предшествующий усекновению главы Иоанна Предтечи, и, таким образом, Саломея видит последствия своего поступка. Другие полагают, что сцена, которую изобразил художник, происходит после казни святого. Как бы то ни было, но на этом темном, насыщенном деталями полотне мы наблюдаем, как потрясена Саломея плывущим по воздуху жутким призраком. Глаза Иоанна смотрят прямо на Саломею, а по длинным волосам Предтечи стекают на пол густые струйки крови. Его отрубленная голова парит в воздухе, окруженная ярким сиянием. Этот ореол состоит из радиальных лучей - так писали сияние в Средние века и в эпоху Возрождения, - именно острые лучи еще сильнее подчеркивают тревожную атмосферу картины.46,09 КБ46,32 КБПоследнее полотно Моро начал писать приблизительно в 1874 году, но оно так и осталось незаконченным. Детали обстановки и татуировка на теле Саломеи говорят о повышенном интересе Моро к восточной экзотике. На груди у Соломеи-цветок Лотоса, который во многих древних культурах символизировало женское начало и своего рода врата познания.Образ Саломеи волновал Моро. Художник вновь и вновь писал его. И в каждом случае Саломея Моро оставалась привлекательной и опасной женщиной.36,45 КБСовсем иной представляет нам Саломею Густав Климт.35,79 КБНадо отметить,что зачастую «Саломеей» называют другую картину Климта.44,70 КБСюжет этой работы также заимствован из Библии, в которой рассказывается о подвиге благочестивой вдовы Юдифи, спасшей свой город от нашествия ассирийцев. Согласно этому рассказу, Юдифь проникла в стан ассирийцев и, напоив на пиру их предводителя Олоферна, обезглавила его. В живописи образ Юдифи обыкновенно служил символом добродетели, побеждающей порок, однако у Климта героиня Ветхого Завета существенно модернизирована и выступает вполне искусительной особой. Несколько мягче и трагичнее Саломея у Ловиса Коринта. Она,кажется,еще не осознала смерть Иоанна, мысли ее далеко.Эта Саломея, убившая по наущению матери, ощущает весь ужас происходящего.

82,58 КБИ последняя Саломея,которую я нашла, это Саломея Франца фон Штука. Его Саломея далека от Библийского сюжета и больше отвечает требованиям эстетики, принятой в Мюнхене в начале 20 столетия. Саломея фон Штука больше походит на изображенную им же двумя годами позднее актрису Тилу Дурекс в роли Цирцеи.Интересно, что голова на блюде- это автопортрет художника. Он тоже участвует в этом спектакле.122,34 КБ

Ида Рубинштейн, известная актриса начала 20 века, которую все знают по портрету В. Серова 43,11 КБучаствовала в борьбе за постановку «Саломеи» в Петербурге . Дочь банкира-еврея для своего исполнения Саломеи сумела собрать в 1908 г. нескольких блистательных театральных деятелей России того времени: режиссера Всеволода Мейерхольда, художника по костюмам и декоратора Льва Бакста, композитора Александра Глазунова и Михаила Фокина — хореографа и репетитора. Однако петербургская публика фактически не увидела спектакля: он был запрещен еще до премьеры. Но танец с семью покрывалами, поставленный Фокиным для Рубинштейн, перекочевал в «Ночь Клеопатры» в 1909 г., как и сам костюм Саломеи. Н. Евреинов, «влюбленный в Уайльда», получил разрешение на постановку пьесы в Театре Комиссаржевской в 1908 г. Зная, что Синод особенно строго относится к изображению библейских сюжетов на сцене, Евреинов убрал из пьесы все отсылки к истории Иоанна Крестителя. Библейские имена были заменены на условные: Иоанн был переименован в «Прорицателя», Ирод в «Тетрарха», и даже заглавие пьесы Саломея и имя ее героини были заменены на Царевну. Самый вызывающий эпизод пьесы, эротический монолог, с которым Саломея обращается к усекновенной главе Крестителя, был опущен. Вместо этого она требует для поцелуя труп «Прорицателя», произнося свои слова у края водоема, на дне которого лежит тело святого.

7,01 КБ

[User Picture]
From:Date:
gevella
August 30th, 2007 01:54 pm (UTC)
(Link)

очень интересно. продолжай.

[User Picture]
From:Date:
gizmon
August 30th, 2007 02:05 pm (UTC)
(Link)

Да, интересно очень. Придется продолжить.

[User Picture]
From:Date:
pheonae
August 30th, 2007 04:08 pm (UTC)

офф

(Link)

Лен, ну так где телефон?

[User Picture]
From:Date:
gizmon
August 30th, 2007 04:28 pm (UTC)

Re: офф

(Link)

Извини, не хотела звонить, пока с временем не разберусь. Сейчас сложно уйти с работы в определенное время. Завтра разберусь и звякну =)

From:Date:
mursula
August 30th, 2007 02:24 pm (UTC)
(Link)

Очень интересно! :)

[User Picture]

"Требую продолжения банкета!" (с)Очень понравилось! Было бы здорово периодически что-то подобное читать ))))

[User Picture]
From:Date:
pheonae
August 30th, 2007 04:07 pm (UTC)
(Link)

ой, спасибо:) прродолжу обязательно:)

[User Picture]

Будем ждать продолжения! ))))

[User Picture]

большое тебе спасибо!очень интересно!на френд ленте очень редко появляются подобные посты!

[User Picture]
From:Date:
p_alina
August 30th, 2007 08:56 pm (UTC)
(Link)

Здорово!!! Я вот тоже наваяла худ. текстик, и он уже неделю болтается в компе-нет времени запостить. :))Продолжать,продолжать и продолжать!!!

[User Picture]

Спасибо!

[User Picture]

Очень интересно, продолжай!!!!!!!!

[User Picture]

Таня!это гениально!спасибо тебе за труды и время!продолжай, пожалуйста, я с огромным интересом и удовольствием буду это наблюдать!

[User Picture]
From:Date:
stabu
August 31st, 2007 12:03 pm (UTC)
(Link)

толково ты все написала. в тебе искусствовед природный сидит. или этот текст - тоже компиляция?

[User Picture]

Да... интересно, что там по дедушке Фрейду - мальчики кровавые в глазах, да головы усекновенные - что-то значат? ;) Что-то в Библии - это один из излюбленных мотивов. А написано и подобрано здорово! Респект!

[User Picture]
From:Date:
_ksa
September 2nd, 2007 08:45 am (UTC)
(Link)
Эта галерея кажется несколько неполной, без Саломей Лукаса Кранаха. Он их написал великое множество (в основном с сестёр фон Саксе) - например такую: http://www.genderstudies.info/magazin/img_magazin/udif2.jpg, впрочем, ни одной танцующей.
[User Picture]
From:Date:
pheonae
September 2nd, 2007 09:57 am (UTC)
(Link)

х ты, спасибо огромное:) добавлю:) и сейчас поищу в интернете

[User Picture]
From:Date:
_ksa
September 2nd, 2007 10:11 am (UTC)
(Link)

Имеет смысл искать и Саломей и Юдифей - он их не особенно различал. собственно, его интересовал контраст хорошенькой женщины и мёртвой головы.

[User Picture]
From:Date:
pheonae
September 2nd, 2007 10:15 am (UTC)
(Link)

Мне кажется зря:)Там абсолютно разное смысловое значение:) а про Юдифь и Олофеврна я тоже как-нить напишу:) Спасибо большое....

[User Picture]
From:Date:
_ksa
September 2nd, 2007 03:16 pm (UTC)
(Link)

Конечно, разное. Но для Кранаха любой библейский сюжет был лишь способом изобразить красивую, нарядно одетую, или нарядно раздетую женщину, поэтому отличить его Саломей от Юдифей не может никто (если название не подписано). А этюд головы он для всех брал один - с какого-то казнённого разбойника.

[User Picture]
From:Date:
pheonae
September 2nd, 2007 03:26 pm (UTC)
(Link)

Ага, согласитесь, сюжет уж больно интересен:) и Стендаль не зря фактически его же использовал:)Отрубленная голова мужчины и женщина......З.Ы. Предлагаю "стать друзьями":)

[User Picture]
From:Date:
_ksa
September 2nd, 2007 03:38 pm (UTC)
(Link)

Богатая тема. Я когда-то думала по танцу Саломеи курсовик писать, но почему-то переключилась на волхвов.Сейчас нажму кнопочку.:)

pheonae.livejournal.com

Саломея Википедия

Саломея (ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. 14:6).

Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

Саломея и Иоанн Креститель

Монета с изображением Саломеи

Мать Саломеи, Иродиада, состояла в связи с братом своего мужа (и отца Саломеи) Филиппа (Ирода Боэта), за что публично осуждалась Иоанном Крестителем. Осуждение, вероятно, и послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна Крестителя. По Марку, Ирод Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (она не названа им по имени) выполнить любое её желание. Однако, по Матфею, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5). Танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы (его дата рождения неизвестна) привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова. Точная дата казни Иоанна неизвестна, но традиционно считается, что она состоялась до распятия Христова, а Иосиф Флавий указывает, что это случилось до 36 года.

Иосиф Флавий отвергает историю о танце Саломеи (имя которой известно именно из его труда), считая, что Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам, не упоминая и о мессианских ожиданиях, составлявших значительную часть проповедей Иоанна Крестителя. Многие исследователи расценивали отсутствие у Флавия указания на эту связь как намеренное умолчание в тексте, предназначенном для римлян. Иосиф Флавий сообщает, что под надуманным предлогом о якобы участии Ирода Антипы в организации заговора против Рима он и его семья были сосланы Калигулой в Лугдунум Конвенарум в Галлии (современный Сен-Бертран-де-Комменж). Иродиаде было предложено остаться под покровительством брата (Агриппы), но она предпочла отся в ссылку с мужем (Иродом Антипой), где он через два года (после 39 г н. э.) умер в заточении в полной безвестности и нищете.

В православной иконописной традиции сюжет известен под названием «Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи».

Свя­ты­ня, глава Иоанна Предтечи, хра­нит­ся на Афоне. 11 сентября, в па­мять усек­но­ве­ния гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Цер­ко­вью уста­нов­лен празд­ник и стро­гий пост, как вы­ра­же­ние скор­би хри­сти­ан о на­силь­ствен­ной смер­ти ве­ли­ко­го Про­ро­ка. Известно написанное в XVII веке «Ска­за­ние об усек­но­ве­нии гла­вы свя­то­го про­ро­ка, пред­те­чи и кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на» в из­ло­же­нии свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Известны многие храмы, как в католической[1], так и в православной церкви, освящённые как храмы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, — шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском.

В искусстве

В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Текст Генриха Гейне (1841-1842 ,«Атта Троль»), поэма «Иродиада» Стефана Малларме (1867), работа Гюстава Флобера ("Иродиада", 1877), роман Шарля-Жоржа-Мари Гюисманса ("Наоборот", 1884). В русской литературе к образу Саломеи обращались такие художники слова, как Александр Блок и Алексей Ремизов. Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Л. Антокольского «Саломея на пиру у Ирода». В сценическом искусстве нашей страны стоит обратить внимание на уникальную в своем роде постановку Театра Романа Виктюка  «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда» (1998).

В изобразительном искусстве

XIV век
Георг Швайггер, Саломея приносит Ироду голову Иоанна Крестителя, ок.1648
XV век
  • Мазаччо, Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1426
  • Донателло Пир царя Ирода, 1427
  • Мазолино да Паникале Пир у царя Ирода, 1435
  • Рогир ван дер Вейден, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1446—1453
  • Фра Филиппо Липпи, Пир царя Ирода, 1452—1465
  • Джованни ди Паоло Ироду приносят Голову Иоанна Крестителя, 1454
  • Беноццо Гоццоли, Пир у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1461—1462
  • Джованни Беллини, Голова Иоанна Крестителя, 1464—1468
  • Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474—1479
  • Андреа Вероккьо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1477—1480
  • Боттичелли, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, 1488
XVI век
  • Альбрехт Дюрер, Обезглавливание Св. Иоанна, 1510
  • Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510
  • Альбрехт Дюрер, Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя, 1511
  • Алонсо Берругете, Саломея, 1512—1516
  • Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1515
  • Ханс Бальдунг Грин, Голова Иоанна Крестителя, 1516
  • Чезаре да Сесто, Саломея, 1516
  • Бернардино Луини, Иродиада, 1527—1531
  • Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530
  • Лукас Кранах Старший, Саломея, ок. 1530
  • Алессандро Бонвичино, Туллия д'Арагона в образе Саломеи, ок. 1537
XVII век
  • Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605
  • Караваджо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1605
  • Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода
  • Маттеус Мериан Старший, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1625—1630
  • Гвидо Рени, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1639—1640
  • Рембрандт, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1640
XVIII век
XIX век
  • Ян Адам Круземан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1861
  • Гюстав Доре, Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн, Обезглавливание Иоанна Крестителя, ок. 1869
  • Анри Реньо, Саломея с блюдом и мечом в руках, ожидающая казни Иоанна Крестителя, 1870
  • Василий Суриков, Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872
  • Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876
  • Гюстав Моро, Саломея, 1876
  • Обри Бёрдслей, иллюстрации к драме Уайльда «Саломея», 1893
XX век
  • Ловис Коринт, Саломея, 1900
  • Ф.фон Штук, Саломея, 1906
  • Вардкес Суренянц, Саломея, 1907
  • Гастон Бюсьер, Саломея, 1914
  • Федерико Бельтран Массес, Саломея, 1932
XXІ век

В кинематографе

Саломея стала прототипом образа роковой женщины в кино. Её образ — в центре одноимённых фильмов Гордона Эдвардса (1918, в загл. роли Теда Бара), Чарлза Брайанта (1923, в загл. роли Алла Назимова), Уильяма Дитерле (1953, в загл. роли Рита Хейворт), Кармело Бене (1972, в загл. роли афроамериканская актриса и модель Дониале Луна),Иисус из Назарета , Никки Ван Дер Зиль в роли Саломеи (1977), Педро Альмодовара (1978), Кена Рассела (1988), Карлоса Сауры (2002).Танец Саломеи обыгран в фильмах

  • Пьер Паоло Пазолини, Евангелие от Матфея, 1964
  • Лилиана Кавани, Ночной портье, 1974
  • Фридрих Гётц, Саломея, 1974
  • Аль Пачино, Саломея, 2013

Съёмки монументального немого эпического фильма о Саломее и Иоанне Крестителе занимают важное место в псевдодокументальном фильме «Забытое серебро» (1995).

В астрономии

В честь Саломеи назван астероид (562) Саломея, открытый в 1905 году.

Примечания

  1. ↑ Chiesa di San Zan Degolà

Литература

wikiredia.ru


Смотрите также