Самохвалов, Александр Николаевич (художник). Самохвалов картины


Советские Венеры Александра Самохвалова – Ярмарка Мастеров

Решилась признаться в своём тайном пристрастии к соцреализму, хотя это направление сегодня совсем не модно, ну да что ж делать, склонность души не всегда поддаётся коррекции и моде.

И речь в публикации пойдет о художнике Александре Самохвалове.

Несколько лет назад, случайно наткнувшись на репродукции работ Самохвалова в альбоме по живописи советского периода (эх, такой альбом был начала 80-х годов издания, откопала в магазине Старая книга и подарила любителю старых книг и искусства!), я чрезвычайно заинтересовалась работами художника Александра Самохвалова. Поразили они меня своей красотой, некоторым гротеском и пафосом с отсылкой к античному искусству, когда героями изображений становились боги Греции и Рима.

Самая любимая работа — "Метростроевка", именно она и поразила меня и привела восхищенный и любопытствующий взор ко всему творчеству художника:

Метростроевка со сверлом, 1937 год.

самохвалов

Вот она же, но в другой гамме.

живопись

Видела я эту работу на репродукциях то в красноватых оттенках, то в зеленых, и так мне необходимо узнать, какая же она на самом деле?! Если кто видел, отзовитесь, успокойте моё любопытство. :)

И вот сейчас идет выставка картин А.Самохвалова в Русском музее, в Петербурге, и было у меня намечено попасть на эту выставку непременно в новогодние праздники, чтобы воочию и с разинутым ртом насладиться творениями художника. К сожалению, не все, что было запланировано, удалось реализовать, но еще не теряю надежды успеть до закрытия выставку эту посетить. Последняя выставка работ этого мастера проходила в Русском музее аж сорок лет назад!

Чтобы не сильно утомлять дорогих читателей, напишу совсем краткую справку о художнике (из интернета):

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)

замышляндия

"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" — так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.

Александр Самохвалов родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие в «школьном революционном движении». В последующем закончил реальное училище в Бежецке.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918). В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Творчество Самохвалова стилистически близко к сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта»  — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач." (с)

Девушка в футболке, 1932 г.

на Международной выставке в Париже в 1937г. была удостоена золотой медали.

соцреализм

Занимался книгой и книжной графикой с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника ("Наш город", 1927; "Ночные страхи", 1927; "Водолазная база", 1928; "Мстительный Худжар", 1929, и др.).

С иллюстрациями Александра Самохвалова познакомилась впервые, пока готовила эту публикацию, они меня совершенно очаровали:

Иллюстрация к книге "Наш город".

пейзажи самохвалова

Иллюстрация к поэме Гоголя "Мертвые души".

портреты

На охоте. Вариант иллюстрации к книге Пришвина "Ярик"

иллюстрации самохвалова

Иллюстрация к повести "История одного города", 1933 г.

К роману "Анна Каренина".

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра.

Эскиз костюма Огудаловой к спектаклю "Бесприданница".

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Это было время построения социализма с прицелом на коммунизм, менялось всё, в том числе души людей. В сознание и душу сеялось что-то хорошее, а что-то хорошее выбрасывалось... Приходила новая мораль, образ жизни, мода, которые чутко уловил художник и отобразил нового человека в своем творчестве. Мы видим женщин на рабочем месте, в спорте, на отдыхе, что-то безвозвратно потерявших в своем облике и всё же остающихся женщинами с женской грацией и красотой даже в мужской работе, с неведомой женской тайной и обаянием.

Кондукторша, 1928 г.

Делегатки, 1939 год.

Метростроевка.

Метростроевка у бетоньерки.

Девушка с ядром.

Спартаковка.

После бани.

Девушка в шляпе.

Портрет лётчика, 1933 год.

Ткацкий цех.

Ремонт паровоза, 1931 год.

Вот такое было время, когда наши бабушки были молодые!

Часть справочного текста, относящегося к биографии Александра Самохвалова, и фото картин взяты из интернета, часть текста — авторская.

Надеюсь, вам тоже что-то пришлось по душе в творчестве художника. Спасибо за ваше внимание, друзья!

www.livemaster.ru

Самохвалов Александр Николаевич | Проект "Русский музей: виртуальный филиал"

Автопортрет. 1940-еАвтопортрет. 1940-еВиртуальная выставка произведений А.Н.Самохвалова из региональных художественных музеев России открывается в год 120-летия со дня рождения мастера. Она является богатым дополнением юбилейной выставки произведений художника, экспонирующейся в залах Русского музея. Данная виртуальная выставка представляет более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства мастера, ныне хранящихся в 23-х музеях страны, несколько отдаленных от ее столиц.

Советская физкультура. 1935Советская физкультура. 1935Коллекции произведений художника, находящиеся в фондах многих сокровищниц России, формировались в первую очередь усилиями дочерей художника и его супруги, верной спутницы послевоенного периода жизни А.Н.Самохвалова – Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой. Именно они в 1970–1990-х гг. последовательно передали в музеи Российской Федерации целые комплексы работ, этюды и эскизы его произведений, включая даже материал подготовительных набросков, постаравшись широко отразить в них главные темы творчества мастера. Это определило всю дальнейшую судьбу богатейшего наследия художника и возможности рассмотрения и исследования его творческой лаборатории. Благодаря этому виртуальная выставка знакомит специалистов и широкий круг любителей отечественного искусства с неизвестными или малоизвестными работами А.Н.Самохвалова. Здесь впервые собраны вместе и опубликованы многие рисунки и эскизы его живописных произведений. Выставка призвана с новой полнотой продемонстрировать многогранность художника, не только как живописца и скульптора, но и как блестящего рисовальщика и литографа, свободно владевшего выразительными средствами всех видов изобразительного искусства.

Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям-участникам данного проекта, предоставившим свои материалы для создания выставки. Слова особой безмерной благодарности хочется высказать Татьяне Савватеевне Куюкиной, директору Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) и Владимиру Николаевичу Биберину, ведущему научному сотруднику ТОКГ. Более 120-ти цифровых изображений произведений А.Н.Самохвалова, хранящихся в этом музее, вошли в экспозицию виртуальной выставки. Это, как ничто другое, позволило нам отразить подлинное многообразие таланта мастера в год его 120-летия.

М.А.Клещар-Самохвалова, жена художника. 1957М.А.Клещар-Самохвалова, жена художника. 1957Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) – один из крупнейших советских живописцев XX века, признанный мастер, вошедший в историю русского изобразительного искусства. Произведения А.Н.Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х гг., его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека.

Народный художник СССР, академик Е.А.Кибрик писал о нем: «Особенным я называю Самохвалова потому, что его художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой живописи, и в книжной графике, и в театре, и в прикладном искусстве, и в скульптуре малых форм».

Воспоминания А.Н.Самохвалова опубликованы в книгах: «Мой творческий путь», «Моя Самаркандия», «В годы беспокойного солнца». В них он, бесспорно, выступает не только признанным художником, но и одаренным писателем, глубоко мыслящим живописцем, графиком, художником театра, скульптором и теоретиком искусства. Именно поэтому большинство аннотаций к произведениям данной виртуальной экспозиции представляют собой цитаты текстов художника из его книги: Самохвалов А.Н. Мой творческий путь. - Ленинград: Художник РСФСР, 1977.

На выставке представлены произведения из коллекции Русского музея и из собраний художественных музеев России:

  • Архангельск, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (ГМО ХКРС)
  • Астрахань, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина (АГКГ им. П.М. Догадина)
  • Барнаул, Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК)
  • Волгоград, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова (ВМИИ им. И.И. Машкова)
  • Вологда, Вологодская областная картинная галерея (ВОКГ)
  • Казань, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ)
  • Кемерово, Кемеровский областной музей изобразительных искусств (КОМИИ)
  • Кострома, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (КГИАХМЗ)
  • Краснодар, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко (ККХМ им. Ф.А. Коваленко)
  • Нижний Тагил, Нижнетагильский музей изобразительных искусств (НМИИ)
  • Новокузнец, Новокузнецкий художественный музей (НХМ)
  • Новосибирск, Новосибирский государственный художественный музей (НГХМ)
  • Омск, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (ОМИИ имени М.А. Врубеля)
  • Орел, Орловский музей изобразительных искусств (ОрМИИ)
  • Оренбург, Оренбургский областной музей изобразительных искусств (ОМИЗО)
  • Петрозаводск, Музей изобразительных искусств республики Карелии (МИИ РК)
  • Псков, Псковский государственный объединенный историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник (ПГОИАХМЗ)
  • Самара, Самарский областной художественный музей (СОХМ)
  • Саратов, Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева (СГХМ им.А.Н. Радищева)
  • Тверь, Тверская областная картинная галерея (ТОКГ)
  • Тюмень, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова (МК им. И.Я. Словцова)
  • Уфа, Башкирский государственныйхудожественный музей имени М.В. Hестерова (БГХМ им. М.В. Нестерова)
  • Хабаровск, Дальневосточный художественный музей (ДХМ)
  • Чебоксары, Чувашский государственный художественный музей (ЧГХМ)
  • Ярославль, Ярославский художественный музей (ЯХМ)

virtualrm.spb.ru

Мощные картины (Самохвалов): timgud

Самохвалов, МетростроевкаВот это мощь! Это я открыл для себя советского художника Самохвалова, побывав на прошлой неделе в Русском музее. Там заканчивалась его выставка (редко они проходят, предыдущая была сорок лет назад). Цикл его картин «Метростроевки» 1930-х годов вдохновил усилить занятия гирями. Так как это примерлюдей, которые строили свою реальность и жили при этом не так давно. Раз прекрасное московское метро было построено, то и позитивную жизнь вокруг себя можно построить. Для меня одним из действий для такого построения, действий в плане физподготовки, является регулярная тренировка с гирями.

Вот ещё мощная картина, уже с гирями. Тоже из Русского музея, из постоянной экспозиции искусства XX века.Илья Машков, «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Машков со скрипкой слева, Кончаловский с нотами справаИлья Машков, «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Машков со скрипкой слева, Кончаловский с нотами справа.

Вопрос тут такой: «Вся ли мощь добывается гирями?» Я считаю, что нет. Картины с метростроевками мощнее. Посмотрите на этих мужиков — они тоже мощные, но бездеятельно. Они отдыхают, в окружении предметов. Метростроевки же работают, преобразуя окружающую их среду. Им искусственное отягощение не нужно, у них инструменты. Они строят метро, двигаются к большой цели.

И это не мужчины, которые накачиваются от природы легче. Это женщины Самохвалова, в чьей мощи воплотилась сама эпоха созидания. Они в рабочих перерывах не расслабляются.Самохвалов, Метростроевка со сверлом, 1937Разве вот эта девушка с отбойным молотком позирует? Нет, она осматривает фронт ведущихся работ. Это другие люди, не отдыхающие. Как недавно писала о Самохвалове товарищ pyonerka — это Богини страны Советов.

Жизненная сила тогдашнего народа была намного выше предыдущего, досоветского состояния. Наше же текущее состояние ещё хуже, мы слабее. На земле не работаем, живём в городах. Натуральных продуктов не едим. Живём без большой цели с масштабом полёта на Марс... Очевидно, что сейчас в массе своей русский народ раздавлен по сравнению с советским периодом.

Вот такое вы видели? Самохвалов, Советская физкультура, 1937Это советская физкультура. Сейчас массового спорта нет.

В наших ли силах вернуть высокую жизненность в Россию? Нужно трудиться. Человек может сознательно преобразовать своё бытиё. Первична идея, во имя которой можно плыть против течения негативного бытия и, например, регулярно упражнятся, хоть и лень. Вдохновением служат вот такие радостные картины и другое культурное достояние, имеющееся у нас.

Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!

Пока имеющееся достояние — вы знаете, что против России ведётся и культурная война, наряду с экономической? Мы под действием враждебных сил утрачивали свои культурные ценности при СССР, а после его убийства размах увеличивается! Самохвалова не потеряли, но часть картин собиралась из частных коллекций, хоть и русских, но всё же не государственных, не общенародных.

timgud.livejournal.com

Самохвалов Александр Порфирьевич. Наши Художники. Картины, картинная галерея в Екатеринбурге

 Регистрация: 07.01.2014 Город: Екатеринбург, РоссияВсего работ: 87

Родился в г.Дегтярске Свердловской обл. в 1960 г. Член Союза Художников России. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Специализируется в области станковой живописи и графики. Основные жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Постоянно участвует в художественных выставках, проводимых галереями, художественными салонами, выставочными залами г. Екатеринбурга. Работы художника находятся в частных и корпоративных коллекциях (Екатеринбург, Москва, СНГ, Европейские страны, США). "В наше время сложилось мнение, что настоящим может быть только искусство вымышленное, отличное от реализма действительности. Этим, как бы гарантируется оригинальность, самобытность творчества. На самом деле подавляющее большинство профессиональных художников очень похожи в творчестве школой, исполнительским мастерством, выбором тем, а главное-методом мышления, а так называемые авангардные слои отличаются подменой мастерства различного рода техническими выкрутасами, вывертами, фактурно-поверхностными изысками, наплевательским отношением к натурно-неопознанной красоте окружающего мира, формальным, в лучшем случае крайне примитивном его отображении. На таком фоне творчество Самохвалова Александра Порфирьевича представляется очень ценным. На протяжении многих лет Самохвалов А. П. показывает качественную живопись, участвует на различных, достаточно крупных выставках, его работы имеют поклонников у нас в России и за рубежом. Опорой в творчестве у него является отличная выучка. Он свободно, раскованно чувствует себя в техническом мастерстве. Его работы отличаются уважением и любовью к изображаемому миру, убедительностью, тщательностью проработки замысла. Самохвалова А.П. интересует бесконечная красота и разнообразие природы. Кредо Самохвалова А.П. - не изменять природе, не вторгаться теми или иными формами, деформируя, окружающую ауру. В его работах нет грубостей, всё подчинено чистоте помыслов." Профессор УралГАХА Кириллов Ю.Ю</p>

uralkartina.ru

Галерея картин художника Самохвалов Александр Порфирьевич

Родился в г.Дегтярске Свердловской обл. в 1960 г. Член Союза Художников России. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом.

Отличная выучка видна в каждом полотне. И в этюдах, и в завершенных произведениях, мы чувствуем творческий потенциал и качество живописи. Сила художника не только в любви к природе, но и в его умении изобразить ее. Он крепко и мастеровито держит кисть, направляя ее за порывами своей души.

В работах автора чувствуется трепетное отношение к разным уголкам нашей страны, восхищение светом и его игрой на разных поверхностях, например, снежных, увлеченное наблюдение за водой. Он наслаждается природой в разные времена года. Особенный интерес художник испытывает к лесным и горным пейзажам.

Зыкова Ангелина, Поткина Ольга факультет искусствоведения и культурологии УрГУ

"В наше время сложилось мнение, что настоящим может быть только искусство вымышленное, отличное от реализма действительности. Этим, как бы гарантируется оригинальность, самобытность творчества. На самом деле подавляющее большинство профессиональных художников очень похожи в творчестве школой, исполнительским мастерством, выбором тем, а главное-методом мышления, а так называемые авангардные слои отличаются подменой мастерства различного рода техническими выкрутасами, вывертами, фактурно-поверхностными изысками, наплевательским отношением к натурно-неопознанной красоте окружающего мира, формальным, в лучшем случае крайне примитивном его отображении. На таком фоне творчество Самохвалова Александра Порфирьевича представляется очень ценным. На протяжении многих лет Самохвалов А. П. показывает качественную живопись, участвует на различных, достаточно крупных выставках, его работы имеют поклонников у нас в России и за рубежом. Опорой в творчестве у него является отличная выучка. Он свободно, раскованно чувствует себя в техническом мастерстве. Его работы отличаются уважением и любовью к изображаемому миру, убедительностью, тщательностью проработки замысла. Самохвалова А.П. интересует бесконечная красота и разнообразие природы. Кредо Самохвалова А.П. - не изменять природе, не вторгаться теми или иными формами, деформируя, окружающую ауру. В его работах нет грубостей, всё подчинено чистоте помыслов."

Профессор УралГАХА Кириллов Ю.Ю.

artistsarea.com

На солнце (картина А. Самохвалова) — Циклопедия

«На солнце» (English: In the Sun) - картина известного советского художника, Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1967) Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971)[1][2], на которой изображена Мария Алексеевна Клещар-Самохвалова (1915-2000), жена художника.

[править] История написания

Портрет «На солнце», датируемый 1953 годом, - самое ранее из известных живописных изображений Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой (1915-2000), второй жены художника Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971), написанный им в Гурзуфе, в Доме творчества художников имени К. А. Коровина.

Впервые Мария Клещар позировала Самохвалову в 1950 году в его работе над серией иллюстраций к роману «Степан Разин». Потом была работа над иллюстрированием подарочного двухтомника «Анны Карениной» и «Евгения Онегина» для Госиздата. Иллюстрации к «Евгению Онегину», выполненные акварелью, стали последней большой графической работой Самохвалова.

В живописных произведениях Самохвалова образ Марии Клещар встречается с начала 1950-х и до последних работ художника. М. А. Клещар-Самохвалова вспоминала об этом времени: «Летом мы снимали под Ленинградом комнату. Александр Николаевич писал этюды, портреты, а когда появлялся материальный просвет, мы ехали в Гурзуф в Дом творчества имени Коровина».[3]

Портрет «На солнце» сочетает передачу внешнего сходства и характерного для Самохвалова приподнятого мироощущения. Фигура молодой женщины написана в свету, только лицо дано в тени от широкополой панамы, популярной у отдыхающих в Крыму в 1950-е годы. За спокойным выражение лица с правильными чертами, чуть утомлённого позированием и южным солнцем, угадывается волевой характер.

[править] Экспонирование

После смерти А. Самохвалова картина «На солнце» хранилась у М.А. Клещар-Самохваловой, от которой в начале 1990-х перешла в частное собрание. В 1994 году портрет экспонировался в Санкт-Петербурге в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на выставке «Этюд в творчестве ленинградских художников 1950-1980-х годов».[4]

В 1996 году портрет А. Самохвалова «Под солнцем» экспонировался в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на выставке «Живопись 1940-1990 годов. Ленинградская школа».[5]

В 2007 году картина «На солнце» Александра Самохвалова была воспроизведена в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа»[6], изданной на русском и английском языках петербургским издательством НП-Принт.

Описание портрета «На солнце» и его места в галерее образов М. А. Клещар-Самохваловой, созданных А.Н. Самохваловым, дано в статье С.В. Иванова «Что движет солнце и светила» (Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 34, 2015), приуроченной к столетию со дня рождения М.А. Клещар-Самохваловой (1915-2000).[7]

  1. ↑ Баршова И., Сазонова К. Александр Николаевич Самохвалов. Л., Художник РСФСР, 1963.
  2. ↑ Сазонова К. Памятные встречи в Тучковом переулке. // А. Самохвалов. В годы беспокойного солнца. Проза. Статьи. О художнике. Критика, воспоминания, письма. СПб, 1996. С.265.
  3. ↑ Клещар-Самохвалова М. А. Я благодарна судьбе // Самохвалов Александр Николаевич. В годы беспокойного солнца. СПб, Всемирное слово, 1996. С.283.
  4. ↑ Этюд в творчестве ленинградских художников. Живопись 1950-1980 годов. Каталог. СПб, 1994. С.6.
  5. ↑ Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог. СПб, 1996. С.4.
  6. ↑ Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.147.
  7. ↑ Иванов С. В. Что движет солнце и светила // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 34. СПб, 2015. С.228-232.
  • Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений. Каталог. Авторы вступительной статьи и составители каталога И. Баршева и К. Сазонова. Л., Художник РСФСР, 1963. с.20.
  • Самохвалов А. Н. Мой творческий путь. Л., Художник РСФСР, 1977.
  • Зингер Л. Александр Самохвалов. М., Советский художник, 1982.
  • Этюд в творчестве ленинградских художников. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб, 1994.
  • Самохвалов Александр Николаевич. В годы беспокойного солнца. СПб, Всемирное слово, 1996.
  • Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог. СПб, 1996.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.147, 343, 347.
  • Иванов С. В. Что движет солнце и светила // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 34. СПб, 2015. С.228-232.

cyclowiki.org

Самохвалов, Александр Николаевич (художник) - это... Что такое Самохвалов, Александр Николаевич (художник)?

Александр Николаевич Самохвалов (21 августа 1894, Бежецк, Тверская губерния, Российская империя — 20 августа 1971, Ленинград, СССР) — крупнейший советский художник[1], живописец, график, прикладник, монументалист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР[2].

Биография

Под солнцем. 1953

Самохвалов Александр Николаевич родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении»[3]. В последующем закончил реальное училище в Бежецке.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

Дипломная картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934, в основном — Русский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города»[4]М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки.

Книгой и книжной графикой Александр Самохвалов занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город», 1927; «Ночные страхи», 1927; «Водолазная база», 1928; «Мстительный Худжар», 1929, и др.).

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.

Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и др. Среди произведений, созданных А. Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского»[5] (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие.

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной[6]. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Выставки произведений А. Н. Самохвалова были показаны в 1963[7], 1968[8] и 1975[9] годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве. В 1967 году А. Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства.

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929—1932 был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года — членом Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Галерея

  • Под солнцем. 1953

  • Кафе «Гурзуф». 1956

  • Обнажённая. 1958

См. также

Памятник А. Н. Самохвалову на кладбище «Комаровский некрополь»

Примечания

  1. ↑ Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.3. Д.49. Л.38.
  2. ↑ Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М: Советский художник, 1979. — С. 266.
  3. ↑ Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.3. Д.49. Л.5.
  4. ↑ С. Шевчук. Фантазии Самохвалова. / Вечерний Ленинград, 1986, 28 января.
  5. ↑ Баршова И., Сазонова К. Александр Николаевич Самохвалов. Л., Художник РСФСР, 1963. С.52, 101.
  6. ↑ Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. — СПб., Искусство России. 2011. С. 66.
  7. ↑ Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1963.
  8. ↑ Д. Молдавский. Выставка Александра Самохвалова. / Смена, 1968, 31 января.
  9. ↑ В. Бродский. О своих современниках. / Ленинградская правда, 1975, 26 января.

Источники

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.3. Д.49.
  • Н. З. Стругацкий. Александр Самохвалов. — Искусство, № 5, 1933.
  • Н. З. Стругацкий. Александр Самохвалов. — Ленинград — Москва: 1933.
  • Выставка лучших произведений советских художников. Путеводитель. — М: Государственная Третьяковская галерея, 1941.
  • Выставка живописи, графики и скульптуры. Советские художники ко дню 60-летия К. Е. Ворошилова. — М: Искусство, 1941.
  • Каталог выставки лучших произведений советского искусства. — Новосибирск: Комитет по делам искусств при СНК СССР, 1942.
  • Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка. Каталог. — М: Государственная Третьяковская галерея, 1945.
  • Выставка этюдов ленинградских художников. Каталог. — Л: ЛССХ, 1945.
  • Всесоюзная художественная выставка. Каталог. — М: Государственная Третьяковская галерея, 1946.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1947 года. Каталог. — Л: ЛОСХ, 1948.
  • Всесоюзная художественная выставка 1947 года. Каталог. — М — Л: Комитет по делам искусств при СМ СССР, 1947.
  • Всесоюзная художественная выставка 1949 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. — М: ГТГ, 1950.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — С. 18, 48.
  • 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.28, 70—71.
  • Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
  • Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда, 1957, 11 октября.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвящённая 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. — М: Советский художник, 1957. — С.69.
  • Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Каталог. — М: Министерство культуры СССР, 1958.
  • Советская Россия. Республиканская художественная выставка. Каталог. — М: Министерство культуры РСФСР, 1960. — С.73.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — С.24.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1963. — С.16.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — С.36.
  • Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1963. — 48 с.
  • Баршова И., Сазонова К. Александр Николаевич Самохвалов. Л., Художник РСФСР, 1963. 
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — С. 36. — 252 с.
  • «Ленинград». Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.48.
  • Молдавский Д. «Ленинград». На зональных художественных выставках // Литературная Россия, 1964, 27 ноября.
  • Дмитренко А. Взором современника // Смена, 1964, 27 декабря.
  • Третья Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., МК РСФСР, 1967. С.50.
  • Молдавский Д. Выставка Александра Самохвалова. / Смена, 1968, 31 января.
  • Щеглов Е. Эпоха Ленина в творчестве художников России // Советская культура, 1970, 28 февраля.
  • Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963—1971 гг.). — М: СХ РСФСР, 1972. — С. 95.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 3. 1941—1947 годы. — М: Советский художник, 1973. — С. 7, 10, 15, 32, 68, 90, 93, 122, 137, 181, 213, 214, 215, 232, 263, 272, 335, 342.
  • Бродский В. О своих современниках // Ленинградская правда, 1975, 26 января.
  • Савин В. Встреча с «Метростроевкой» // Смена, 1975, 28 января.
  • Яковлева Л. Величие подвига // Вечерний Ленинград, 1975, 27 мая.
  • Мямлин И. Сердце с правдой вдвоём... // Ленинградская правда, 1975, 1 июня.
  • Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество // Вечерний Ленинград, 1976, 26 января.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — С. 29, 187.
  • Самохвалов А. Мой творческий путь. — Л: Художник РСФСР, 1977.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 5. 1954—1958 годы. — М: Советский художник, 1981. — С. 9, 121, 141, 377, 387, 446, 535, 549.
  • Зингер Л. Александр Самохвалов. — М: Советский художник, 1982.
  • Шевчук С. Фантазии Самохвалова // Вечерний Ленинград, 1986, 28 января.
  • L' Ecole de Leningrad. Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 25 Novembre 1991. — Р.60—64.
  • Самохвалов А. Моя Самаркандия. — Санкт-Петербург: Искусство России, 1993. — 56 с.
  • Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. — Санкт-Петербург: Выставочный центр ПСХ, 1994. — С.6.
  • Александр Николаевич Самохвалов. Каталог выставки. — Тверь: Издательство «Приз», 1994. — 72 с.
  • Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994. — С. 6.
  • Лирика в произведениях художников военного поколения. Живопись. Графика. Каталог. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995. — С. 6.
  • Самохвалов Александр Николаевич. В годы беспокойного солнца. — Санкт-Петербург: Всемирное слово, 1996. — 288 с.
  • Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996. — С.4.
  • Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — С. 298.
  • Vern G. Swanson. Soviet Impressionism. — Woodbridge, England: Antique Collectors' Club, 2001. — Р. 288.
  • Russian Fine & Decorative Art. — Dallas, Texas: Heritage Auction Galleries, November 14, 2008. — Р. 170.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.2—3, 13, 20, 24, 28, 31, 80, 147, 369, 380—396, 398, 399, 401—406, 409—424, 439, 442—444, 446. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
  • Слудняков А. Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х — 1940-х годов. Автореферат диссертации. — Санкт-Петербург, 2009.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. — СПб., Искусство России. 2011. С. 66.

Ссылки

dic.academic.ru